Среди рус. святых, рядом с Суздальскими чудотворцами, образ Е. присутствует на подоле XVIII в., пришитом к саккосу Казанского митр. Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-296. Кат. 95). На иконе с расширенным составом местных святых «Святители Иоанн, Феодор, Дионисий и Симон, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские» из Рождественского собора Суздаля (сер. XIX в., ГВСМЗ) Е. представлена крайней справа, с четками в левой руке, десница прижата к груди; надпись: «Прп. Евфросинии Сужд.» (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 518- 521. Кат. 118). Подобный образ с добавлением изображения свт. Димитрия Ростовского (создан не ранее 1757) хранился в нач. XX в. во Флорищевой пуст. ( Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127). На иконе «Собор Суздальских святых» (2-я пол. XIX в., см.: ПЦК, 1984. М., 1983. Вкл.) из храма равноапостольных Константина и Елены в Суздале Е. написана в академической манере. В числе преподобных жен в медальонах на нижнем поле святая представлена со свитком в левой руке на иконе «Прор. Илия с избранными святыми» 1-й пол. XVIII в. (галерея икон Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. Иконы св. покровителей. 2007. С. 248). Прп. Евфросиния Суздальская. Миниатюра из Сборника Житий. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 233. Л. 13 об.) Прп. Евфросиния Суздальская. Миниатюра из Сборника Житий. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 233. Л. 13 об.) Житийные циклы, посвященные Е., сохранились в иконописи, в монументальной живописи, на миниатюрах рукописей. Лицевые рукописи Жития получили распространение во 2-й пол. XVII - XVIII в. Георгиевский опубликовал 15 из 57 миниатюр Жития XVII в. из б-ки Ризоположенского мон-ря, сравнив их с иллюстрациями рукописи XVIII в. из древлехранилища Владимирского Александро-Невского братства (куда она поступила из Ризоположенского монастыря), списков 1785 г. из б-ки того же мон-ря и кон. XVIII в. из собрания ОЛДрП (Житие пр. Евфросинии Суздальской по списку XVII в. и описание миниатюр// Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский жен. мон-рь. Владимир, 1900. Прил. С. 1-100). Последнее Житие с 58 миниатюрами издано полностью (Житие и жизнь блгв. вел. кнж. Евфросинии Суздальские, списано иноком Григорием/Изд. ОЛДрП. СПб., 1888. (ПДП; 91)).

http://pravenc.ru/text/187882.html

Лонгин Сотник. Икона из ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Барашах. 2-я пол. XVII в. (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Москва) Лонгин Сотник. Икона из ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Барашах. 2-я пол. XVII в. (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Москва) Сохранилось неск. икон XVII в. с единоличным изображением Л. С. На их возникновение, вероятно, повлияли развитие иконографии Страстей Господних, а также интерес к архитектуре и украшениям иерус алимского храма Гроба Господня (Воскресения Христова), попытки воспроизвести его подобие и повторить посвящения престолов. Придел в честь Л. С. (иное название - церковь Написания титла) находился в сев. части Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме (начат в 1656, освящен в 1685). Образ Л. С. в паре со св. Корнилием сотником (не сохр.) обрамлял вход в Распятскую часовню подземной ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (там же). В 80-х гг. XVII в. царским изографом Федором Зубовым была создана икона, на которой Л. С. изображен по пояс, в 3/4-ном повороте, молящимся. Этот образ находился в иконостасе Верхоспасского (Спаса за золотой решеткой) собора Теремного дворца в Московском Кремле. Традиционный пластинчатый доспех целиком покрыт чеканными узорами, алый плащ по-царски отделан драгоценностями, белый плат на кудрявых седых волосах довершает вост. облик. Мастер стремился придать лику драматическое, страдальческое выражение: брови святого сведены к середине и подняты вверх. Видимо, во 2-й пол. XVII в. была написана храмовая икона Л. С. для придела его имени московской ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Барашах (ныне в ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке). Престол этой церкви в честь Л. С. упоминается еще в документах 20-х гг. XVII в., а об освящении придела в 1668 г. свидетельствовала надпись на хранившемся в нем деревянном кресте. На иконе Л. С. изображен в развороте влево; правой рукой он поднимает крест, левой придерживает копье. Необычна форма его головного убора, который скорее напоминает обвязанную белой тканью княжескую шапку,- вероятно, таким был экзотический вост. убор на иконном образце. В иконописи синодального периода, продолжающей традиции изографов царской Оружейной палаты, образ Л. С. могли изображать на 1-м плане, Распятие было представлено на дальнем плане, как на иконе мастера Василия Василевского (1730, ГРМ). Чрезвычайно редки изображения Л. С. как святого на полях, напр. на 3-частной иконе с образами Богоматери, свт. Николая Чудотворца с избранными святыми (XIX в., частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

псковской иконе, «Чудо св. Георгия о змие. Избранные святые» (2-я пол. XVI в., ПИАМ),- слева вверху поясные изображения В. и святых Флора и Лавра, В. в красной фелони, на левой покровенной руке - кодекс на омофоре, правой благословляет. Сщмч. Власий сокрушает идола и обличает идолопоклонничество. В темнице причащает христиан. Клеймо (31) рамы с Житием сщмч. Власия. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) Сщмч. Власий сокрушает идола и обличает идолопоклонничество. В темнице причащает христиан. Клеймо (31) рамы с Житием сщмч. Власия. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) В. (в облачении святителя, с кодексом в левой руке, правая - в молении) в числе избранных святых представлен на Богородичных образах: на новгородском 3-створчатом складне «Богоматерь «Знамение», Никола и Власий» - на правой створке (сер. XV в., ГИМ); на иконе «Богоматерь Грузинская (Иерусалимская)» с В. в клейме, на обороте - «Чудо в Хонех» (Новгород, 2-я пол. XV в., ГТГ) - около нимба Богоматери, слева, в красном круге поясной образ В.; на иконе «Богоматерь Умиление (Подкубенская?) с избранными святыми» (Новгород?, посл. четв. XV в., ГТГ) - вверху поясные изображения святых: прор. Илия, св. Иоанн Предтеча, свт. Николай, В.; на 3-створчатом складне «Богоматерь Ярославская и избранные святые» (Москва, 1491 г., ГТГ) - В. на правой 4-рядной створке (рядом мученики Лавр и Флор); на иконе «Избранные святые в предстоянии Богоматери «Знамение»» (кон. XV в., ПИАМ) - в среднике иконы фронтально в рост, вместе со свт. Николаем, архидиак. Стефаном, сщмч. Климентом, мученический чин стоящих рядом святителей В. и Климента обозначен красным цветом их фелоней, в левой покровенной руке В.- кодекс на омофоре, правой благословляет; на прориси с иконы XVI в.- с мч. Андреем Стратилатом в предстоянии Владимирской иконе Божией Матери - слева от образа Богородицы, в рост ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 559. 283). Особое место в этом ряду занимает икона «Богоматерь с Младенцем и сщмч. Власий» из собрания Постникова (XV в., ГРМ): в среднике рядом в рост изображены равные по масштабу фигуры Богоматери с Младенцем Христом на левой руке и В.

http://pravenc.ru/text/155013.html

Печерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Печерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Исцеление прп. Зосимой Мелетия. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». После 1711 г. (АМИИ) Исцеление прп. Зосимой Мелетия. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». После 1711 г. (АМИИ) Достаточно рано З. и С. стали изображаться среди избранных святых, преимущественно в сев. иконописи. На иконе редкого извода «Положение ризы Божией Матери, с избранными святыми» 1-й пол. XVI в. собора Рождества Христова в Каргополе (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 356-363. Кат. 56) святые представлены на левом и правом полях среди визант. святых, с узкой бородой и свитком в левой руке. Фронтальные фигуры З., С. и прор. Давида в центре помещены на иконе XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 370. 323), З. и С. и прп. Александра Свирского - на двусторонней таблетке 2-й пол. XVI в., с «Преполовением» на лицевой стороне (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 275, 291. Кат. 57). На иконе кон. XVI - нач. XVII в. (ЦМиАР) ростовые прямоличные изображения преподобных дополнены фигурой прав. Прокопия Устюжского. На иконе избранных святых 1560 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 26-27. 366. Ил. 7) поясные образы Соловецких чудотворцев написаны справа от иконы Божией Матери «Знамение» (З. с русыми волосами, С. с проседью). З. и С. в числе избранных святых - на 4-рядной каргопольской иконе 2-й пол. XVI в. (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 126). В группе рус. святых З. и С. писались на нек-рых строгановских иконах, напр. на правой створке 3-частного складня с евангелистами, избранными праздниками и святыми, с перламутровой иконой в среднике (кон. XVI - нач. XVII в., СПГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

С. А. Семячко Иконография Д. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание Д. как св. покровителя Димитриева Прилуцкого мон-ря и Вологды, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого в России. Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Ранние редакции Жития описывают характерную черту внешнего облика Д.- седые волосы и не совсем седую бороду («Святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оу совершен белостию конца имущи» - Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 85). Икона Д. имелась в обители, очевидно, еще в 1-й пол. XV в., когда у его гроба стали совершаться исцеления, описанные в Житии. Не исключено, что это был поясной образ святого, стоящий при гробнице и написанный прп. Дионисием Глушицким, о чем свидетельствует «отписка» В. Вербышева из Вологды 1609 г. (ААЭ. Т. 2. С. 196). Будучи уроженцем Вологды и современником Д., иконописец мог видеть преподобного и создать его образ для обители. В 1609 г. жители Вологды брали от гробницы и ставили на площади икону святого, прося его защиты в Смутное время. Согласно монастырским описям 1654 и 1675 гг., иконы Д. в большом количестве находились во всех храмах и зданиях Димитриева Прилуцкого мон-ря. В соборе Всемилостивого Спаса имелось более 20 икон святого различной иконографии. В их числе упоминается нагробная икона Д. в басменном окладе с драгоценными камнями в венце и цате, 2 иконы «у чудотворцева гроба» - «образ местной преподобного в окладе и образ его в резном киоте», а также икона с большим количеством привесов на резном золоченом аналое близ левого клироса; в ризнице находились 3 лицевых нагробных покрова. Ко 2-й пол. XV в. относятся наиболее ранние сохранившиеся изображения Д. в московском и новгородском искусстве, где его образ представлен в лике преподобных среди избранных святых, молящихся Пресв. Богородице. На шитых пеленах «Успение Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ) и «образ Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными святыми» кон. XV - нач. XVI в. из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ) на нижней кайме справа, рядом с прп. Иоасафом царевичем, помещено поясное фронтальное изображение благословляющего Д. со свитком, в мантии и куколе, откинутом на плечи. Он изображен с седыми волосами и бородой; внешний облик, как и колорит произведения, близки образу прп. Сергия Радонежского на нагробном покрове 1-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ). Кроме К-польских святителей на пеленах представлены рус. святые, в т. ч. особо почитаемые в Москве (святители Петр и Алексий Московские, Леонтий Ростовский, преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Антоний Печерский).

http://pravenc.ru/text/178017.html

писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ), и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР). На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ), псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ), иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ), в руке у святой свернутый свиток; на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой. Образ св. Анастасии встречается и в рус. искусстве XVIII - нач. XX в. (эскиз М. В. Нестерова к росписи ц. во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899-1904 гг. (ГРМ)), напр., на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством А. У. мц. вел. кнж. Анастасии Николаевны («Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (ГЭ)). На основании значения имени образ св. Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки . Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда (фреска ц. Спаса на Нередице в Новгороде, ок. 1199) и Сошествия во ад (Капелла 9 в Гёреме; мозаика собора Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130). В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная ц. во имя св. Анастасии (за один день (обыденная) в благодарность за избавление от чумы); в 1458 г.- в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793). В память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г. Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная ц. А. У. (разрушена в нач. 30-х гг. XX в.). Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК). В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы А. У., представляющие как православную, так и католич. традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II ), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Изображения Е. многократно воспроизводились на предметах мелкой пластики (крестах, иконках), в шитье, на гравюрах. Многие из образцов были вложены в Синайский мон-рь или созданы в нем: серебряная митра (1636) - дар жителей г. Янина; орарь (вклад Никифора Марталиса, архиеп. Синайского; 1648, крит. мастерская); шитый образ Е. с житийными сценами (1770, мастерская в Вене); плащаница с образом Е. и сценами ее жития (1805, мастерская в Вене). Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в. (собрание М. Е. Елизаветина) Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в. (собрание М. Е. Елизаветина) На Руси изображения Е. известны с домонг. времени. Как Е. идентифицируется одно из безымянных изображений святой жены в богатом платье и с венцом на голове в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В ранних памятниках Е. изображалась по визант. образцам: в царских лоратных одеяниях с венцом на голове и крестом в правой руке, левая рука поднята в жесте моления; иногда на ее плечи накинут плащ (нередко киноварного цвета). Образ Е. был включен в декорацию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде (1380), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (кон. XIV в., ГЭ). Е. представлена на уникальной миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича кон. XII - нач. XIII в. (РНБ. Соф. 1; изображение Е. вместе с целителем вмч. Пантелеимоном может быть связано с почитанием святой как целительницы или объясняться особенностями заказа). Большое число ранних рус. изображений Е. может свидетельствовать о значительном влиянии, к-рое оказали на развитие почитания Е. культурные связи Руси с Византией, Синаем и Зап. Европой. Среди избранных святых, часто рядом с др. женами-великомученицами, Е. представлена на иконах: на поле иконы «Богоматерь Владимирская» (XV в., Москва, СПГИАХМЗ); «Свт. Никола Чудотворец, прп. Сергий Радонежский и вмц. Екатерина» (кон. XV - нач. XVI в., Ср. Русь (Ростов?), частное собрание; «Избранные святые» (XVI в., Каргополь, ГРМ); «Свт. Николай, с Троицей Ветхозаветной, явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (1-я пол. XVI в., вологодские земли, ЦМиАР); «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., Псков, ГРМ); «Никола Зарайский, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ); среди святых - в иконах «Деисус» (кон. XVI-XVII в., северные письма, ГЭ) и «Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская» (кон. XVI - нач. XVII в., Вел. Новгород, ГТГ). В большинстве случаев Е. представлена как царственная мученица в роскошных одеждах и венце, иногда - как дева с распущенными волосами и без короны. В более поздних памятниках над нимбом Е. иногда изображают мученический венец, к-рый на нее возлагают ангелы. Святая представлена в группе праведных жен в композициях «О Тебе радуется», «Суббота всех святых», «Страшный Суд».

http://pravenc.ru/text/189599.html

стене нартекса парекклисиона во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря Дионисиат, расписанного мон. Меркурием в 1614/15 г. (Treasures. 1997. Cat. 2. 97. P. 166; Τοτος, Θουστρης. 2010. Σ. 274); такой же прием украшения использован в иконе с поясным образом Спасителя в изводе Пантократора (Treasures. 1997. Cat. 2.102. P. 170). В стилистике критской живописи был написан поясной образ свт. Николая Чудотворца с Никейским чудом, украшенный резным деревянным обрамлением (2-я пол. XVII в.; см.: Ibid. Cat. 2.104. P. 171-172). Ряд поствизант. икон XVII в. имеют слав. надписи или представляют образы сербских святых, почитавшихся в позднем средневековье, напр. св. кн. Лазаря. Поздние иконы (XVII-XIX вв.) представляют различные варианты иконографии вмч. Георгия, в т. ч. с избранными святыми и в составе композиции «Чудо Георгия о змии», к-рая имела черты ктиторской: на мраморной плите с рельефом этого извода (закончен 28 авг. 1820, позднее включен в декорацию нового кафоликона - см.: Ibid. Cat. 7.4. P. 288) образ города заменен многоярусным крепостным сооружением, напоминающим монастырский пирг П. м. Соединением искусства резьбы и иконописи служили походные врата, аналог древнерусских походных складней/церквей, на створках к-рых внутри были иконные изображения, а снаружи их поверхность, разделенная на ячейки, была заполнена орнаментальными и рельефными композициями (как правило, праздничными), напр. в келии св. Харалампия Нового скита (XVI в.; Ibid. Cat. 8.2. P. 297-298). Среди икон позднего происхождения есть почитаемые чудотворные, как, напр., пядничного размера икона Богоматери с Младенцем в окладе (1756) с именем Антифонуса. В мон-ре сохранились рус. иконы кон. XVI-XVII в.: «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)», неск. икон из комплекта годовых миней 1-й пол. XVII в. с образами святых, Господскими праздниками и Страстным циклом, упомянутые еще Григоровичем-Барским. Узнать их московское происхождение можно не только по слав. надписям, но и по памятям святых: Преставление свт. Петра, митр.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

XVII в., из собрания С. Г. Строганова, ГРМ); Молебная икона Божией Матери в молении Ростовских чудотворцев (XVII в., ГМИР; Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7); Молебная икона Божией Матери, с Ростовскими и избранными чудотворцами, Л.- припадающий на колени (кон. XVII в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108; С. 352-353. Кат. 106); икона Божией Матери с Младенцем с предстоящими Ростовскими святителями и со свт. Афанасием Александрийским (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; в надписи именована Ростовской; Вахрина В. И. 2006. С. 400-401. Кат. 118) и др. Редкий иконографический вариант извода представлен на обороте выносной Владимирской иконы Божией Матери (XIX в., ГМЗРК): Л., Исаия, Игнатий изображены в повороте вправо, в молитвенном обращении к Спасителю в облаках. Образы Ростовских святителей Л., Исаии и Игнатия, к-рые традиционно написаны в фелонях, омофорах и белых клобуках, стали центральными в композиции избранных Ростовских святых. К числу ранних памятников относятся иконы: «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (сер. XVI в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55); «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые расположены в 2 ряда, Л.- в 1-м ряду в центре. На Боголюбской иконе Божией Матери с избранными святыми, приписываемой кисти Семена Бороздина (кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103), в молении предстоят Ростовские чудотворцы - свт. Иаков, прп. Петр, царевич Ордынский, блж. Исидор Твердислов, прп. Авраамий. Святители Л., Исаия и Игнатий изображены коленопреклоненными, в светлых крещатых фелонях и белых клобуках. На прориси с иконы XVII в. «Ростовские чудотворцы», где представлены в молении 10 Ростовских святых, на первом плане - коленопреклоненные Л. (впереди), Исаия и Игнатий (ГРМ; Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Илии с избранными, в т. ч. русскими, святыми, находившегося в Галерее икон Я. Морсинка, Амстердам (1-я пол. XVII в.; Morsink. 2006. N 29. P. 120-121). В иконографическом типе, характерном для московского искусства кон. XVI-XVII в., они изображены на нижнем поле житийной иконы святых князей Василия и Константина Ярославских (композиция посл. четв. XVII в., дополнившая более ранний образ) из Успенского собора в Ярославле (ЯМЗ; Иконы Ярославля. 2009. Кат. 118. С. 42-59); с их фигурами соседствуют образы Владимира, Бориса, Глеба, Георгия Владимирского, Димитрия Угличского, муромских и псковских князей, а также Александра Невского, причем Черниговские чудотворцы расположены сразу за Владимиром и его сыновьями, что перекликается с замыслом строгановской пелены. Уникальной иконографией отличается миниатюра Синодика 1656 г. из Спасского мон-ря в Ярославле (ЯМЗ), где М. В., Феодор, Борис, Глеб и псковские князья показаны на ветвях генеалогического древа, у основания которого стоят Владимир и Ольга ( Блажевская С. Е. Спасо-Преображенский мон-рь в Ярославле. М., 2003. Ил. на с. 20). Не позже сер. XVII в., при царе Алексее Михайловиче, образы М. В. и Феодора появляются в декоре знамен сотен Государева полка, представлявших собой серию живописных образов святых воинов, царей и рус. князей верхом на конях ( Голованова. 2011. Т. 2. С. 189-199). Черниговские святые с крестом и мечом в руках были изображены на разных знаменах. Знамена с их фигурами упомянуты в источниках 60-х гг. XVII в.; в 1675 г. они вместе с др. знаменами были заменены новыми. Образ М. В. был исполнен Богданом (Иваном) Салтановым, а образ Феодора - Дорофеем Ермолаевым Золотарёвым ( Яковлев. 1865). В совокупности знамена составляли композицию, аналогичную по замыслу иконе сер. XVI в. «Благословенно воинство Небесного Царя», но в этой живописной серии более отчетливо выразились идеи военной помощи св. воинов и рус. князей Московским государям и незримого участия святых в сражениях. Вместе с тем ансамбль знамен с образами Черниговских чудотворцев актуализировал древние представления о святых сродниках, унаследованные родом Романовых от династии Рюриковичей.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010