Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. В «Летописце о граде Сольвычегодске» сообщается: «В 7100 лето объявился у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре, с Фомою и Родионом блаженными». И. упоминается в Житии блж. Иоанна Сольвычегодского (см. Иоанн Самсонович ) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). Еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Святой не назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Э. П. Р. Иконография Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И., упомянуты без описания облика в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об., под 1 июня и 3 июля). На современной иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского монастыря в Сольвычегодске, И. представлен вместе с блаженными Фомой, Иоанном, Михаилом и Василием, в молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере. Фигуры располагаются на поземе с условной растительностью, на заднем плане - Введенский собор, близ которого святые были погребены; И. представлен вторым слева, средовеком с каштановыми волосами и небольшой бородой, в длинной охристой рубахе, руки сложены в молении.

http://pravenc.ru/text/674101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание) († 1622, Югская пуст.), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский, основатель Югской Дорофеевой во имя Св. Троицы пуст. (в 15 верстах к северо-западу от Рыбинска). Сведения о преподобном содержатся в «Сказании о чудотворной иконе Божией Матери Югской» (списки не ранее 1-й пол. XVIII в.; при составлении, вероятно, был использован краткий монастырский летописец) и в рукописном «Описании Югской Дорофеевой общежительной пустыни» 1849-1850 гг. (РГИАХМЗ). Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) По преданию, Д. был уроженцем с. Нижненикульского в Рыбинском у. Принял монашество и схиму в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ; заключившись в келье, святой пребывал в посте и молитве. 5 мая 1615 г., во время нападения на псковские земли швед. отрядов (см. Смутное время ), на утреннем богослужении Д. услышал голос, повелевший ему взять икону Богородицы и идти с ней на родину. Обойдя обитель, Д. нашел чудотворный образ, просиявший необычным светом (см.: Югская икона Божией Матери ). Настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Иоаким после явления ему Пресв. Богородицы благословил Д. покинуть мон-рь. Святой намеревался вернуться в родное село, однако обрел место для молитвенных подвигов у слияния рек Чёрной и Белой Юги (остановившись здесь на отдых, он поставил образ Божией Матери на сосну; когда святой собрался продолжить путь, икона чудесным образом не отделялась от дерева). Д. построил здесь келью, затем часовню. Для молитвы перед чудотворным образом к нему начали приходить окрестные жители, совершались многочисленные исцеления. Святой был погребен в сооруженной им часовне. Югская пуст. устроилась вскоре после кончины преподобного. В XIX - нач. XX в. гробница святого с возложенными на нее веригами находилась в нижнем храме монастырского Троицкого собора (построен в 1793-1811). В 1920 г. в упраздненной Югской пуст. была основана детская трудовая колония, в 1941 г. мон-рь был затоплен Рыбинским водохранилищем. Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Псково-Печерских святых (празднование установлено в 1996) и в Собор Ростово-Ярославских святых (празднование установлено в 1964). Память святого в Ярославской и Ростовской епархии местно почитается 5 июня.

http://pravenc.ru/text/180249.html

В 1903 г. городская дума выделила Ж. м. земельный участок в г. Черкассы (присоединив его к землям, пожертвованным мещанами в 1898 и 1901) с условием возведения храма, уч-ща для сирот и хозяйственных строений. Здесь была построена и 5 нояб. 1906 г. освящена монастырская каменная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1910-1923 гг. в г. Черкассы при храме Рождества Пресв. Богородицы располагалось подворье Ж. м. (с 27 дек. 2003 черкасский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь ). При мон-ре сохранились пещеры, изучавшиеся в ходе археологических исследований и очищенные от наносного грунта в процессе раскопок в 1996-2007 гг. Пещеры находятся в 125 м на северо-восток от Онуфриевской ц., их общая протяженность составляет не менее 82,5 м. На западе, на расстоянии 150 м от церкви, находится подземная келья. На расстоянии 64 м на северо-восток от церкви появился провал, вероятно, здесь существовала еще одна система подземных ходов. Точно датировать период существования этих подземных сооружений невозможно, но часть из них исследователи относят ко 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. 1917-2008 гг. В 1921 г. в собственности мон-ря оставалось лишь 10 дес. земли, пригодной для сельскохозяйственного использования. 10 июня 1923 г. окрликвидком с нарушением существовавшего законодательства принял решение о закрытии мон-ря. В 1924 г. все оставшиеся монастырские земли были переданы гос-ву. Братия проживала в Ж. м. до 1928 г., когда распоряжением местного райисполкома была выселена из келий. В нач. 30-х гг. мон-рь был разграблен и разрушен. Погибшие в 1937-1938 гг. монахи Дамиан (Тимофей Храпаченко), Феодор (Киба) и Киприан (Олийнык) были реабилитированы в 1958 и 1989 гг., канонизированы решением Синода УПЦ от 28 окт. 1997 г. в числе 103 новомучеников Черкасских (пам. 13 мая). Во время Великой Отечественной войны Ж. м. находился в зоне боевых действий. В кон. 1943 г. в кельях Ж. м. поселились 25 монахинь во главе с игум. Рафаилой (канонизирована в 1997), изгнанных оккупантами из Матронинского во имя Святой Троицы монастыря . В 1949 г. монахини переселились в Лебединский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/182179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК ИЗ ТАЗЛЭУ [румын. Chiriac de la Tazlu] (нач. XVII в., сел. Местякэн, Молдавское княжество - ок. 1660, мон-рь Тазлэу, совр. жудец Нямц, Румыния), прп. (пам. румын. 9 сент.) Румынской Православной Церкви. Род. в семье крестьян. Принял в отрочестве монашеский постриг в мон-ре Тазлэу. Был рукоположен во диакона и затем во иерея. Вскоре удалился в пещеру в местности Мэгура близ монастыря. Снискав дар молитвы и духовного целительства, стал исповедником монашествующих и паломников-мирян. Мощи святого почивают в Тазлэу в монастырском храме Рождества Пресв. Богородицы (1496-1497), возведенном во времена молдав. господаря св. Стефана Великого. Синод Румынской Православной Церкви на заседании 5-7 марта 2008 г. принял решение о канонизации К. из Т. Торжественное прославление состоялось 5 июня того же года в Нямецком монастыре. Лит.: Patericul sfinilor din Moldo-România. [S. l.], 1888. Fila 14 a, b. Mscr.; Sfini români i aprtori ai Legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 394-398. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.)

http://pravenc.ru/text/1840205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ НОВЫЙ ИЗ МУСЧЕЛА [румын. Ioanichie cel Nou de la Muscel], прп. (пам. румын. 26 июля), схим. (Румынская Православная Церковь). И. Н. принял постриг в кон. XVI в. в скиту Четэцуя-Негру-Водэ (ныне мон-рь в архиепископии Арджеша и Мусчела), расположенном на левом берегу р. Дымбовица. В нач. XVII в. И. Н. оставил скит, поселившись в его окрестностях, в месте, получившем название Валя-Килийлор (долина келлий), где подвизалось множество монахов-отшельников. В затворе святой пробыл ок. 50 лет. Каждую неделю послушник приносил ему хлеб и воду, Св. Дары старцу преподавал настоятель скита. После кончины затворника пещера была заброшена, имя его забылось. В 1944 г. благоухающие мощи И. Н. были обнаружены настоятелем монастыря Четэцуя-Негру-Водэ Паисием в пещере на склоне горы. На стене ее сохранилась надпись, сделанная, видимо, рукой почившего старца: «Иоанникий схимонах, 1638». Эту дату стали считать годом смерти святого. Св. мощи были перенесены братией в церковь, и от них происходили исцеления больных и совершались др. чудеса. В народе началось почитание еще не прославленного святого. После окончания второй мировой войны и установления строя народной демократии в Румынии атеистические власти отдали распоряжение захоронить останки И. Н. на монастырском кладбище. В 1993 г. в процессе восстановления муж. мон-ря мощи И. Н. были вновь перенесены в соборный храм. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви на заседании 18-19 июня 2009 г. под председательством Патриарха Румынского Даниила (Чоботи) принял решение о причислении И. Н. к лику святых. Лит.: Ioanichie (B lan), arhim. Vetre de sihstrie româneasc, sec. IV-XX. Bucur., 1982. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.)

http://pravenc.ru/text/578012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЕВ Андрей, московский иконописец 1-й четв. XVIII в. Его имя известно по ряду подписных работ: иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 1705 г. (из собранного в XIX в. иконостаса ц. апостолов Петра и Павла у Яузских ворот в Москве); Печерской иконе Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, 1714 г. (ГИМ); иконе вмц. Екатерины, 1719 г. (ГМИР). А. ориентировался на образцы Оружейной палаты («живоподобное» письмо). Иконографический извод Печерской иконы Божией Матери работы А. получил распространение в гравюрах и часто воспроизводился укр. художниками. Графичность складок, жесткость контуров, локальность цветовых пятен (как в раскрашенной гравюре), декоративность, использование старопечатных орнаментов свидетельствуют о влиянии укр. барокко . Вероятно, А.- мастер южнорус. происхождения, в его творчестве присутствуют греч. традиции киевской школы, удерживающие изображение в рамках иконного образа, и в меньшей степени - особенности западноевроп. религ. живописи. Лит.: Красилин М. М. Памятники искусства XVI - начала XX в. из церкви св. апостолов Петра и Павла на «Яузе» (Знаменская, Москва). Кат. 3//Художественное наследие/ВНИИР. М., 1991. Вып. 14. С. 93-95. Кат. 2, 3; Данченко Е., Красилин М. Материалы к словарю иконописцев XVII-XX веков. М., 1994. С. 4, 8. Кат. 4; Шведова М. М. Придворный иконописец Карп Золотарев//Историческому музею - 125 лет: Мат-лы юбил. науч. конф. М., 1998. С. 182. Л. А. Корнюкова Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/64508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ [Греч. Μεθδιος ] , прп. Нивритский (пам. на о-ве Крит 25 июня). Жил на Крите вскоре после турецкого завоевания, в кон. XVII - нач. XVIII в. Происходил из окрестностей Ретимно, с раннего возраста имел склонность к монашеству и принял постриг в одном из критских монастырей (возможно, в Превели). Спустя некоторое время был рукоположен во иерея. Но затем, желая более строгой подвижнической жизни, М. стал отшельником и поселился в пещере близ с. Нивритос на юго-восточном склоне горы Псилоритис. М. прославился не только как подвижник и чудотворец, он также материально помогал порабощенным грекам и духовно окормлял их. Похоронен в приходской ц. вмц. Марины в с. Нивритос и местно почитался как святой. Впосл. его мощи были перенесены в Апаносифи во имя великомученика Георгия мужской монастырь , т. к. М. неоднократно являлся его насельникам с просьбой перенести туда его останки. Он считается 2-м покровителем мон-ря после вмч. Георгия, в Апаносифи до настоящего времени совершается память М. В последнее время возобновили празднование памяти М. и жители Нивритоса. В 1968 г. по благословению Критского архиеп. Евгения часть мощей М. была передана Гортинскому и Аркадийскому митр. Тимофею (впосл. архиепископ Критский), к-рый поместил их в специальном храме, построенном у пещеры подвижника, а др. частицы переданы в мон-рь Каливиани . Молебные каноны М. написаны Х. Бусьясом и Кириллом (Когеракисом), митр. Родосским. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδκης), ρχιμ. Κρητικ Παρακλητικ. Αγιον Ορος, 2015. Τ. 2. Σ. 473-492; [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563096.html

«по велению» Б. была написана на имя царя Феодора Алексеевича «Сказка». В ней жители Мостовки в яркой публицистической форме изложили причины того, почему они заперлись и готовы «во огни гореть, якоже и у Даниила священноинока». Помимо ссылок на «знамения» «Кирилловой книги» о признаках приближения конца света в «Сказке» содержится ряд примеров из «харатейного» (пергаменного) Пролога (жития сщмч. Филонида, пам. 30 авг., мучениц Домнины и ее дочерей Виринеи и Проскудии, пам. 4 окт., мц. Манефы, пам. 13 нояб.) и Толкового Евангелия, по мнению составителей «Сказки» оправдывающих самоубийственные смерти. Эти же примеры из житий, также со ссылками на «харатейный» Пролог, активно использовали романовские и пошехонские организаторы массовых самосожжений (см. Аввакумовщина ), с к-рыми небезосновательно полемизировал известный старообрядческий обличитель «самоубийственных смертей» Евфросин. Ссылки на жития сщмч. Филонида и мучениц Домнины и ее дочерей встречаются также в одном из сочинений протопопа Аввакума . К оригинальному творчеству мостовских крестьян следует отнести их трактовку слов из Толкового Евангелия («тако хощет и нас Бог, аще и ранимся, или сожизаемся, или умираем, не уклонитеся, ниже миловать к себе»), приведенных, возможно, по изд.: М., 1649 (Л. 62об.). Неверно поняв эти слова, мостовские крестьяне пришли к вполне определенному выводу: «И сему святому писанию конечно, государь, веру емлем и вси готови за имя Божие умерети, нежели от правоверия отступить». Самосожжения в Мостовке и в Мехонской слободе не состоялись: власти, испуганные Берёзовской гарью, к-рая заметно сократила численность тяглового населения Зап. Сибири, вынуждены были дать приготовившимся к смерти крестьянам необходимые гарантии их безопасности. Ист.: ДАИ. Т. 8. С. 219-222; Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья/Сост. А. Т. Шашков, В. И. Байдин. Свердловск, 1991. Т. 1. Вып. 2. С. 70-73. Лит.: Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе (со 2-й пол. XVII в. до конца XVIII). М., 1891. С. 11-14; Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (кон. XVII-XVIII в.). Свердловск, 1987. С. 45-52; Шашков А. Т. Послание сибирской «братии» протопопа Аввакума и его адресаты//Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 85-97; он же. Бархатов Иван//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 126-127. А. Т. Шашков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/text/77640.html

Святкові урочистості продовжилися увечері в кафедральному соборі Божої Матері міста Страсбурга, де виступив з концертом хор Заіконоспаського чоловічого монастиря «Благодзвіниця», що здійснює паломницьку поїздку до православних святинь Західної Європи. Хор виконав духовні піснеспіви, військові пісні російської армії, пісні Великої Вітчизняної війни, російські народні пісні. Виступ московського хору зібрав близько 1600 мешканців Страсбурга. Пам " ять святих мучениць Віри, Надії, Любові та матері їхньої Софії з давніх часів шанують християни з різних країн, особливо в Руській Православній Церкві. Імена цих святих носять багато православних жінок. Традиція давати ці імена нагадує про найважливіші християнські чесноти — віру, надію, любов і мудрість. Святим мученицям моляться про виховання дітей, про мир і злагоду між подружжям, батьками й дітьми. Мощі святих мучениць з 777 року перебували в жіночому монастирі в містечку Ешо, збираючи до молитви численних віруючих. На прохання єпископа Страсбурга Ремігія їх було перенесено з Риму для зміцнення християнства на ельзаських землях. Під час революційних подій у Франції наприкінці XVIII століття мощі зникли. Ймовірно, вони досі перебувають прихованими десь у межах Ешо. Зараз у храмі святого Трофима знаходиться історичний саркофаг, в якому зберігалися мощі протягом 400 років, і частка мощей святої мучениці Софії. Тут же знаходиться інша християнська святиня — частка Животворящого Хреста Господнього. Ці дві святині перебувають разом, оскільки пам " ять святих мучениць завжди збігається з післясвяткуванням Воздвиження Хреста Господнього. Тому за богослужінням невіддільно одне від одного звучать піснеспіви Животворящому Хресту та римським мученицям. У 2012 році виповнюється 1875 років з дня кончини святих Віри, Надії, Любові та матері їхньої Софії, що сталася близько 137 року. Вже протягом кількох років святкове богослужіння в день їх пам " яті, що організовується представництвом Московського Патріархату в Страсбурзі, об " єднує руську православну діаспору Західної Європи та віруючих із православних країн. Крім того, на богослужінні традиційно присутні місцеві жителі, які мають можливість познайомитися з живою православною традицією.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2503977...

Кирил В.А. вручили пам " знаки лауреатам 2017 року Сербському В.А. Зубкову. концерт, в якому взяли участь колективи: Московський камерний оркестр Державного М.М. Камерний хор Олександра Соловйова, Тульський державний хор професора Олександра Соловйова Камерний хор фонду православних «Класика» артистки професора Н.П. Прес-служба Московського , Фотоальбоми XVIII вручення фонду православних Кирил очолив XVIII вручення фонду православних за темою закордонна Церкви засудила Церкви режимом На Сербському " в звершили поминання Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому У нагородження М.С. «Зачарований У вручення нагород XIV форуму «Золотий витязь» Прийом заявок на участь у #МиРазом триватиме до 15 травня До Бундестагу передано про порушення прав Церкви Начальник в взяв участь у у свято Входу Господнього до Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву закордонна Церкви засудила Церкви режимом з ключовими словами Сербська Церква – та нагороди громадських –   новини Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирил з ректором О.Г. Кирил з членом Бюро союзу А.Р. Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5209177...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010