10 Сентября 1835 г. Село Осташево Письмо III Вначале я кратко говорил о древнем образовании литургии; теперь прошу тебя быть внимательным к порядку, в каком ее видим ныне. Я не буду входить во все подробности священнодействия, и особенно в те, кои доступны только участвующему в служении, но коснусь только молитв и обрядов, которые более открыты вниманию всякого предстоящего и опишу тебе служение архиерейское, чтобы ты имел ясное понятие о полноте литургии. Первое приготовленье Архиерея к священнодействию есть тихая молитва , пред вратами алтаря, затворенными вначале и закрытыми завесою для самого Святителя, в знак того, что таинства веры закрыты для обыкновенного человека, доколе по молитве не отверзет их благодать. Потом является он среди церкви и народа, на возвышенном месте, потому что служение его должно быть видимо всей Церкви для ее назидания, но в одежде простой, обыкновенной, напоминая тем неузнанное вначале явление Христово, в смиренной одежде человечества. Как однакоже Святитель, в священнодействии, должен представлять не только ближайшего служителя Христова, но частью и образ самого Христа: то ему нужно для сего облечься в Христоподражательные свойства и добродетели. Сие знаменуется облачением в священные одежды, которые приносят ему Диаконы из алтаря, как Ангелы из невидимых хранилищ благодати, и которыми облачают его как знаменьями; а между тем другие Диаконы возглашают таинственное значение каждой из сих одежд. Употребление священных одеяний относится к первым временам Христианства. Священнодействующие всегда облекались особенною утварью, чтобы предстать чистыми и благолепными на служенье Божие. Некоторые из Епископов надевали, в память Апостолов, Фелонь Павлову и ризу Евангелиста Иоанна и, по примеру его и Апостола Иакова, венчались митрою Первосвященников Иудейских. Другим устрояли священные одежды благочестивые Цари, и таким образом составилось полное облачение Святителя. Сперва надевают на него стихарь, одежду Левитов и Диаконов, обыкновенно белую, в знаменье чистоты и веселия духовного. |
Видим мы трогательный пример детской любви в истории патриарха Иосифа. Когда он открылся братьям своим в Египте, первый вопрос его был: аще ли отец мой жив? и продолжал: потщавшеся убо, взыдите ко отцу моему, и рцыте ему: сия глаголет сын твой, Иосиф: сотвори мя Бог господина всей земли Египетстей: сниди убо ко ме, и не умедли: и вселишися в земли Гесемли Аравийстей, и будеши близ мене ты, и сынове твои, и сынове сынов твоих. И препитаю тя тамо ( Быт.45:9–11 ). Когда Иаков со всем своим семейством приехал в Египет, Иосиф встретил его, пал ему на выю, облобызал его и от радости много плакал. Будучи в великой славе в Египте, и первым вельможей по царе, Иосиф не постыдился признать своим отцом смиренного старца, пастуха земли Ханаанской ( Быт.46:31 ), но поспешил возвестить о своей радости Фараону, чтобы получить позволение поселиться Иакову с родом своим в земле Египетской. И по согласии царя, Иосиф поселил Иакова с родом своим на лучшей земле, и прилагал Иосиф свое попечение об отце во все последующее время его жизни в Египте, и о братьях своих и о всем доме своего отца. Иаков прожил в Египте семнадцать лет. Когда Иаков приближался к смерти, Иосиф с горячею любовью исполнил все обязанности преданнейшего сына, внимал его завещаниям, испросил его благословение, и не оставлял отца до последнего часа жизни. По кончине Иакова, Иосиф оплакал смерть его, как преданнейший сын; почтил память его семидесяти дневным плачем, по тогдашнему обычаю; и, в точности исполняя завещание отца, прах его торжественно, как позволяло ему его высокое звание в Египте, отнес в землю Ханаанскую. Представить ли еще пример истинной сыновней любви к матери? Этот пример видим мы в евангельской истории, в жизни Господа Иисуса Христа. Он, при всех обстоятельствах, упоминаемых евангелистами, показывал Себя верным, почтительным, признательным сыном, повинуясь Своим родителям ( Лк.2:5 ). Но особенно раскрылась эта сыновняя любовь, когда Иисус страдал на кресте. У креста стояла Матерь и возлюбленный ученик Его. Иисус видел Свою Матерь и, как Сын, знал ее душевные страдания: мать лишалась единственного Сына, оставалась в одиночества, без приюта, без подпоры. Иисус, среди крестных страдании Своих, хочет утешить ее и облегчить ее положение на будущее время. Иисус, увидя Матерь, и ученика, которого любил, стоящих, говорит Матери Своей: жено, се Сын твой потом говорит ученику: се мати твоя! и с того часа ученик сей взял ее к себе ( Ин.19:26,27 ). Так велика была любовь Иисуса к Своей Матери, что и предсмертные страдания не ослабляли ее. |
В центре храма был установлен ковчег с сохранившейся частью мощей преподобного Ефрема. После Херувимской песни была совершена иерейская хиротония клирика храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Твери диакона Александра Яворского. После прохождения богослужебной практики и открытия храма в честь первого тверского епископа Симеона в Медовом ему будет поручено совершение богослужений в нем и организация приходской жизни. Во время причащения духовенства в алтаре клирик Екатерининского женского монастыря протоиерей Андрей Морозов произнес проповедь о преподобном Ефреме. По заамвонной молитве было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобного Ефрема Новоторжского. Затем митрополит Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом и поздравил новопоставленного пресвитера Александра с рукоположением. В память о событии архиерей подарил священнику напрестольное Евангелие и служебник. Глава Тверской митрополии также поздравил иеромонаха Ефрема (Пилипея) с именинами и вручил ему просфору. Губернатор Тверской области И.М. Руденя направил поздравительную телеграмму духовенству и всем жителям Тверской области. Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями, святым Моисеем Угрином (память 26 июля) и святым Георгием, он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к Ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем же, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу, с тем чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того, как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братией монастыря был избран настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от торгового пути к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники. |
Со времени издания эклоги до завоевания экзархата лонгобардами прошло более десяти лет, следовательно, времени было довольно для введения эклоги, а потом через какие-нибудь три-четыре года экзархат передан был Пипином римскому епископу 321 , который, если даже раньше не знал о существовании эклоги, должен был узнать о ней, когда пришлось управлять экзархатом, вероятно, по этой же самой эклоге. Но папы, вероятно, и раньше знали о ней и даже могли смотреть на нее, как на закон для римского дуката. Они очень хорошо умели отделять религиозную оппозицию императорскому вмешательству в догматы веры от политической верности империи. Не говоря о Григорие II и Григорие III, сдерживавших население Италии в верности империи при существовании равеннского экзархата, даже через долгое время после поступления экзархата в управление пап, почти накануне восстановления западной римской империи, Адриан все еще признавал византийского императора своим верховным господином: он писал к императрице Ирине и ее сыну тоном подданного, выражаясь об ее приглашении на вселенский собор: “ δι τς μετρας κελεσεος”, „ ν τ εσεβε μν κελεσει” 322 . Тем более ко времени папы Николая могло изгладиться воспоминание об авторах эклоги, как “ нечестивых иконоборцах”, и могла цениться лишь сама эклога, как удовлетворявшее потребностям времени законодательство. Память „нечестивых» императоров на западе никогда не была так опозорена и обесславлена, как это сделано было восточными церковными писателями. Проф. Павлов не придал „серьезного” значения высказанному в моем исследовании соображению, что присылка к болгарам эклоги из Византии еще менее вероятна, чем из Рима, и потому не упомянул об этом соображении. Жаль, что почтенный ученый не объяснил, каким образом константинопольское правительство, задумавшее обширную кодификационную работу, могло препроводить к болгарам эклогу, обреченную на отмену, притом же после соборов, на которых окончательно восторжествовало православие с провозглашением проклятия иконоборцам, и каким образом князь болгарский, не удовлетворившись законами, присланными из Византии, попросил папу снова прислать светские законы. |
Любите Церковь Божию… Наши святые угодники учили людей не словами, а своей богоугодной жизнью, стяжанием даров Святаго Духа. В этом, по словам преподобного Серафима Саровского, и состоит смысл и цель жизни христианина 6 июня, 2009 Наши святые угодники учили людей не словами, а своей богоугодной жизнью, стяжанием даров Святаго Духа. В этом, по словам преподобного Серафима Саровского, и состоит смысл и цель жизни христианина В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших … Жизни Подателю, прииди и вселися в ны… Молитва «Царю Небесный» Сегодня Русская Православная Церковь продолжает празднование Святому Духу, ибо сегодня творится память Всех святых, просиявших Духом Святым в Русской земле. Мы молитвенно чтим память наших русских святых, которые еще при жизни на земле стяжали благодать Святаго Духа. Христианство не учение, а жизнь в Духе Святом, Который есть Податель этой жизни. Он подает людям новое духовное рождение, наполняя Своею благодатью всего человека: и душу его, и ум, и тело. Поэтому Святая Церковь прославляет святых не за их учение, а за их духовную жизнь. Прежние русские люди — наши деды и прадеды — были в большинстве своем малограмотны. Они не изучали, скажем, географию и историю России, но знали, например, город Киев по преподобным Антонию и Феодосию Печерским, Троицкую Лавру (Сергиев Посад) и Москву — по Преподобному Сергию и святителям Московским. О Соловках слышали в связи с преподобными Зосимой и Савватием, сибирские земли для них были связаны с именами преподобного Симеона Верхотурского и святителя Иннокентия Иркутского. Из года в год, из века в пек наши предки посещали святые места, прославленные подвигами угодников Божиих, и здесь, в этих святых местах, совершались те многочисленные чудеса, о которых Господь говорит в Евангелии: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют…»(Лк. 7:22). Наши святые угодники учили людей не словами, а своей богоугодной жизнью, стяжанием даров Святаго Духа. В этом, по словам преподобного Серафима Саровского, и состоит смысл и цель жизни христианина: «Стяжите Духа Святаго — и вся ваша жизнь обновится и будет святою». Староафонский подвижник Силуан пишет, что святые живут и ином мире и там Духом Святым видят славу Божию и красоту лица Божия. В том же Духе Святом они видят и нашу жизнь, и наши дела. Они знают наши скорби, слышат наши горячие молитвы и своей любовью помогают нам. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли внутренности наши, как уныние сковало наши души, и ходатайствуют о нас пред Богом. Они сожалеют, что люди живут без взаимной любви, не зная, что, если б они любили друг друга, земля была бы свободна от греха и переполнена радостью и веселием от Духа Святаго. |
Итак, помышляя обо всём этом, и мы возьмём Его в труд за добродетель союзником и помощником, привнося всё от себя. Если в деле, соединённом с такою трудностью, Он так легко преуспел не в одном, двух, двадцати городах, но всюду во вселенной, - разумею именно проповедь и учение, - так что вся земля, насколько солнце её озирает, оказалась засеянной и изобилующей прекрасным этим плодом, то вполне очевидно, что и в трудах за добродетель Он будет содействовать нам, если только мы не будем беспечны и холодны, но будем привносить от себя своё - готовность, усердие, желание, мысль, неусыпность, попечение, свободу от житейских дел, искание будущего и каждодневное к нему стремление. Если мы будем доставлять это с тщательностью, то и от Него всё последует, и, когда так будет, мы достигнем небесных благ, - которых да сподобимся все мы достигнуть благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. У Миня эта беседа приурочивается к церкви апостола, как говорится в заголовке, но неизвестно, какого. Маттэи думает определеннее: местом считает церковь апостолов и временем - 30-е июня, когда празднуется память 12-ти апостолов. В доказательство он указывает: 1) на слова святителя: Ες ποστλων παραγινμε θαθ κ ας =мы приходим к гробницам апостолов; 2) исходное для святителя M ат. 9:37 есть только часть церковного чтения M ат. 9:36 – 10:8 (у нас зачало 34-е), - чтения, приуроченного к 30-му июня; по Маттэи, на это чтение святитель намекает словами: τν σμερον ναγνωσθντων ψμεθα=займемся читанным сегодня.— Предварительно беседовал некоторый неизвестный епископ, возраст которого принятым мнением определяется в 52 года. Так передаём νθπατος, оставленное в славянском тексте без перевода. Разумеется чиновник в роде нашего вице-губернатора. 45. БЕСЕДА 11, его же, сказанная после того, как предварительно говорил другой, очень старый, - об Елеазаре и семи отроках. Беседа его же, сказанная после того, как предварительно говорил другой, очень старый, - об Елеазаре и семи отроках . |
Тогда можно было видеть и ее весьма блестящий взор. Конечно, и украшалась она не кое-как, а с величайшею изысканностью, потому что старалась разными сетями уловить агнца Христова. Прибавь к этому и многие волхвования. И однако этот непреклонный, крепкий, твердый как камень, когда увидел братьев, которые его продали, ввергли в ров, предали, хотели убить, были виновниками его заключения в темницу и возвышения, когда от них услышал слова, опечалившие отца, – скажем, говорится, что он был пожран зверями (Быт.37:20),–поколебался, размягчился, смутился и заплакал, и, будучи не в силах преодолеть душевного волнения, выходя (к братьям), " скрепился " (Быт.43:31), т. е. обтер слезы. Что это? Ты плачешь, Иосиф? Но предстоящее не слез достойно, а гнева и ярости, негодования и строгого наказания и отмщения. У тебя в руках враги, братоубийцы; ты можешь вполне удовлетворить своему гневу. При том, это не будет несправедливостью, потому что не ты начнешь наносить обиды, а (только) отмстишь обидевшим . Не обращай внимания на свой сан: это случилось не по их намерению, а по воле Бога, изливающего на тебя милость Свою. Почему плачешь? Но он сказал бы: не дай Бог, чтобы я, приобрев у всех добрую славу, потерял все это чрез такое памятозлобие. Подлинно, (теперь) время слез. Я не лютее зверей: и те поступают согласно своей природе, какое бы зло ни потерпели. Я плачу, говорит, потому что меня это совершенно растрогало. Будем и мы подражать ему и станем оплакивать обидевших нас, а не гневаться на них, – они подлинно достойны слез, потому что соделывают себя повинными осуждению и наказанию. Я вижу, как вы теперь плачете, как радуетесь, удивляясь Павлу и изумляясь Иосифу, и ублажая (того и другого). Но если кто имеет врага, тот пусть его теперь приведет себе на память, пусть представит его в уме, чтобы сердце, пока еще оно согревается воспоминанием об этих святых, могло отложить ярость гнева и смягчить свою суровость и жестокость. Знаю, что по выходе отсюда, после того, как я перестану говорить, хотя и останется (в вас) некоторый жар и рвение, но уже не столь сильный, как теперь во время слушания. |
Фото: spbda.ru Пятая седмица Великого поста. О чем не забыть Суббота называется Субботой Акафиста 27 марта, 2023 Суббота называется Субботой Акафиста Фото: spbda.ru Пятая седмица Великого поста в 2023 году – с 27 марта по 2 апреля. Что нужно успеть на этой неделе — рассказывает «Правмир». Церковь при богослужении в пятую седмицу утешает и ободряет постящихся тем, что они прошли уже половину поста. Чтение жития преподобной Марии Египетской (V–VI вв.), через покаяние восшедшей на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам (Мариино стояние) — н а утрене в четверг пятой седмицы Великого поста. Пение Великого канона прп. Андрея Критского — на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста. В среду, 29 марта, и пятницу, 31 марта, пятой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров . В пятницу вечером, 31 марта , на утрене читается Акафист Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII веке. Суббота, 1 апреля, называется Субботой Акафиста , а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В пятое воскресенье Великого поста, 2 апреля , Церковь вспоминает и прославляет святую Марию Египетскую , великую подвижницу V-VI веков, и в ее лице представляет образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренно кающимся. Желаем Божией помощи и сил на пути Великого поста! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 марта, 2024 |
Слово в Неделю святых отец шести Вселенских Соборов Святые отцы первых шести Вселенских Соборов В воскресный день, предшествующий или последующий 29 июля, празднуем память отцов первых шести Вселенских Соборов. На первых двух Вселенских Соборах, бывших в четвертом столетии, определена и утверждена самая первая, главная и отличительная истина христианской веры — догмат о Пресвятой Троице, Единосущной и Нераздельной, Отце и Сыне и Святом Духе. На следующих четырех Вселенских Соборах, бывших в пятом, шестом и седьмом столетиях, определен догмат о соединении в Иисусе Христе двух естеств, Божеского и человеческого, в единой Божественной Ипостаси, или в едином Божественном Лице Его. На истинах единосущия Лиц Пресвятой Троицы и соединения в Иисусе Христе Божеского и человеческого естеств утверждается Домостроительство спасения рода человеческого. Для заглаживания греха прародителей и грехов потомков их требовалась безмерная Жертва, ибо прародители оскорбили, а потомки их и доныне оскорбляют непослушанием и противлением Бога, Существо Бесконечное; прародители пожелали восхитить даже Божеские совершенства: «Будете, яко бози», — сказал змий жене (Быт. 3, 5). И вот бесконечно Совершенный, Истинный Сын Божий, Который не почитал хищением быть равным Богу, уничижил Себя, приняв образ раба (Флп. 2, 6, 7). Святой Дух, по заслугам Сына Божия, воссозидает падших людей, восстанавливает силой благодати их поврежденную природу и в установленный день воскресит со Христом, по воле Бога Отца, и тела их (Рим. 8, 11; Ин. 5, 25). Это также свойственно Лицу Божественному. Еретики извращали тайну спасения людей нечестивым учением о Лицах Пресвятой Троицы. Арий, александрийский пресвитер, осужденный на I Вселенском Соборе в 325 году, признавал Сына Божия творением, следовательно не Бесконечным Существом. Македоний патриарх Константинопольский, осужденный на II Вселенском Соборе в 381 году, признавал Духа Святого творением. Другие еретики ложно учили о соединении естеств в Иисусе Христе. |
82 Оглашенный – проходящий курс огласительных бесед о вере для подготовки к принятию таинства святого Крещения человек. Молитва чина об оглашенных, совершаемого прежде последования святого Крещения (прим, ред.). 83 Имеется в виду практика Иисусовой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), читаемой на вдохе и выдохе (прим, ред.). 86 «Αγου Νικοδμου του »Αγιορετου, Συμβουλευτικν γχειρδιον, τοι περι φυλακς των πντε αισθσεων, ν Βλψ 1969 с. 116–118. (далее – Νικοδμου " Αγιορετου, Συμβουλευτικν γχειρδιον) 87 Ησυχου Πρεσβυτρου, Προς Θεδουλον κατοντς 1, 96, 96, PG 93: 1509Β; Συμεν Θεσσαλονκης, Περι της θεας προσευχς 296, PG 155:545Β; ρχιμ. Αμιλιανο, καθηγουμνου . Μονς Σμωνος Πτρας, Κατηχσεις και Λγοι. ’Ορμλια 1995, т. 1, с. 229. 91 Παλου Μοναχο, Εεργετινς, τοι συναγωγ θεοφθγγων ρημτων, т. 1–4, θηναι 1983– 1985,2, πθεσις 20,1 (Γρηγορου το Διαλγου), σ 252. (далее – Εεργετινς). 94 Проистамен – выборная пожизненная административная должность, второй после игумена человек в афонских монастырях (прим. ред.). 96 Геронтиссой (греч. γερντισσα – досл, “старица”) греки называют игуменью монастыря (прим. ред.). 97 Имеется в виду седмичный круг православного богослужения, зафиксированный в гимнографической книге под названием Октоих, где за каждым днем недели закреплены воспоминания тех или иных сотериологических событий или святых (прим. ред.). 100 Молитва перед чтением Евангелия на литургии, из Служебника. Молитва первого часа, из Часослова. 101 Αποφθγματα Γερντων, ββα Μακαρου 16, PG 65: 269Β; ββα Σιση 37, PG 65: 404Β; Εεργετινς, т. 4, πθεσις 32, 2 (ν τφ Γεροντικω) 1–4, с. 515. 103 Проповедь, произнесенная перед насельницами монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии (Метеора, 1970). 109 Николай Кавасила (1322/23– после 1391) – выдающийся эрудит своего времени, ученый широкой ориентации, автор риторических, астрономических, правовых и богословских (сотериологических и литургических) трактатов. Из последних наибольшую известность получили два: «О жизни во Христе» и «Изъяснение Божественной литургии». Николай Кавасила , по ходатайству Фессалоникийской митрополии Элладской Православной Церкви, был причислен к лику святых «за исповедническую и святую жизнь, православное попечение и огромный вклад в дело Церкви и воспитания». Канонизация его в лике преподобных состоялась в 1982 году. Память празднуется 20 июня по новому стилю (прим. ред.). |
| |