Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе. В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, — и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время. «Род праведных благословится», говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября/8 октября) и его внука святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября/3 октября). По материалам сайта «Православный календарь» Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

http://patriarchia.ru/db/text/468957.htm...

Следует подробнее остановиться на сравнении Богородичных праздников в Православной и Католической Церкви, где, как известно, имеется весьма дробный рубрикатор, развернутый разбор которого не предусмотрен современным курсом литургики. В Западной Церкви все Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены несколько позднее, чем на Востоке, часто под восточным влиянием. Первый Богородичный праздник – Рождество Святой Марии – был введен в Риме во второй половине VI века и праздновался 1 января, в день октавы. В современном католическом месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно 19 : Рождество Богородицы 8 сентября не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV века) вообще считается малым праздником. Есть и ряд других Богородичных празднований: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 января (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы. Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 августа – праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 октябряпамять Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 декабря (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия прав. Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы). 7 Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – С. 132–221. Далее см. также описание паломницей Этерией конкретных праздников. 12 Ткаченко А.А., Лукашевич А.А. Богородичные праздники//Православная энциклопедия. Том 5. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – С. 509.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всего жития ея 8 лет и 7 месяцев и 17 дней, погребена октября 30 дня под сим камнем. VIII. 1750 г., февраля 23 дня, на память преподобного отца нашего Мартинияна мученика, пополудни в 1 часу, преставися раба Божия графиня Александра Михайловна , супруга его сиятельства генерал-поручика и действительного камергера и ордена св. Александра Невского кавалера, графа Федора Андреевича Апраксина, а от роду ей 40 лет, рождение ея в 1710 году, апреля в 4 день, тезоименитство тогож апреля 23 дня, а положена под сею доскою. б) Под Златоустовскою церковью: IX. Лета от создания мира 7221, от воплощеиия же Бога Слова 1713, месяца декабря в 21 число, в полунощи прейде от временного живота в вечную жизнь раб Божий Георгий Феодорович Кольцов-Мосальский, поживя от рождения своего 29 лет полдевята месяца, егоже тело погребено на сем месте. X. Лета 1717 году, марта в 31 день, в 1 часу нощи преставися раб Божий порутчик Преображенского гвардейского полку князь Михаил Феодорович Кольцов-Мосальской, на память св. священномучеиика Ипатия епископа, а тезоименитство его января в 11 числе, a поживе 25 лет и 3 месяца. XI. 1731 г., января в 21 день, на память преподобн. отца нашего Максима исповедника , преставися раб Божий князь Андрей Димитриевич Кольцов-Мосальский, a жития его 29 лет 5 месяцев, а тезоимеиитство его августа 19 дня, и погребен противу сей таблицы. XII. 1733 году, февраля 15 дня, на память св. апостола Онисима, преставися раб Божий, драгунского Троицкого полку майор князь Василий Андреевич Мосальский, а от рождения ему 67 л т; погребен на сем месте. XIII. 1745 году, месяца марта 4-го дня, на память преподобн. Герасима, иже на Иордане, преставися раб Божий генерал-аншеф, сенатор и лейб-гвардии Преображенского полку подполковник и обоих российских орденов кавалер, сиятельнейший граф Александр Иванович Румянцев 102 . Жития от рождения его было 68 лет, два месяца и 3 дня, а с начала в службу вступил в 1701 году и чины все произошел в реченном полку и был по день смерти ево. XIV. 1752 году, месяца сентября 6 дня, преставися раб Божий, превосходительный генерал-поручик и кавалер Никита Иванович Румянцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В Коломне отметили 700-летие храма Зачатия Иоанна Предтечи 8 октября 2008 г. 14:20 5 октября в Коломне прошли торжества в честь 700-летия со дня основания храма Зачатия Иоанна Предтечи. Праздничное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , которому сослужили благочинные церковных округов Московской епархии , духовенство Коломны. За богослужением молились глава города В.И. Шувалов, заместитель министра культуры правительства Московской области С.А. Анохина. По окончании богослужения и крестного хода вокруг храма в коломенской архиерейской резиденции был устроен торжественный прием. Храм Зачатия Иоанна Предтечи не только один из старейших коломенских памятников истории, но и древнейшее архитектурное сооружение Подмосковья. Основанная в 1308 году, церковь расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время оно входит в городскую черту Коломны), расположенного на берегу реки Коломенки. Самые ранние сведения о храме содержатся в Писцовой книге 1577-1578 гг. Церковь является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников этого времени. Помимо храма «на Городище», это — Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка. В XVII-XVIII вв. в церкви Иоанна Предтечи была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная часть была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовалось три алтаря: главный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два в память святителя Николая и апостола Иакова, брата Господня. В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 года. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок. В конце 30-х годов ХХ века Иоанно-Предтеченский храм был закрыт и разорен. Звонница была разрушена, колокола отданы на переплавку. Реставрационные работы, проходившие в 1965-1969 гг. восстановили звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Кровля церкви была покрыта железом, главы лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века. В 1993 году церковь Зачатия Иоанна Предтечи была передана Русской Православной Церкви. До 1998 г. храм являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря, затем получил статус приходской церкви Коломенского благочиния. Сайт Московской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471160.htm...

За внесение позднейших святых в последующее время говорит неравномерность тропарей в песнях канона: есть песни, в коих 9 тропарей, а есть и с 6 тропарями. В синодальной библиотеке в триоди XII в. 319 не достает по два тропаря, а в 6 песни трех тропарей пред богородичными в каноне. Итак, в каноне есть прибавки позднейшие. Шестоднев     Шестоднев — собрание воскресных служб всех гласов с присоединением на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа октоиха. В шестодневе синодальной библиотеки XV в. 707) помещен синаксарь по иерусалимскому уставу, немного отличный от синаксарей славянских уставов: инде нет некоторых святых по иерусалимскому уставу, например 9 окт. св. Андроника, 17 октября пр. Андрея, 9 ноября пр. Феоктисты, 8 января пр. Емилиана, 4 сентября память только муч. Вавилы и Моисея (тоже 8 янв. и 4 сент. в синодальном греческом иерусалимском уставе 427); инде, но весьма редко, сходствует со студийскими: 5 янв. пр. Григория, 31 марта муч. Авды, 26 янв. пр. Феодора студита. Есть в нем 28 октября Арсений, еп. ростовский (т.-е. сербский). Мученица Параскева поставлена, как видно из ее службы, 14 окт., а не 28 октября, по смешению с преподобномученицею Параскевою. Часослов     Часословов студийского периода до нас не дошло. В часословах иерусалимского устава помещаются и месяцесловы сего устава. В греческом иерусалимском часослове московского музея XIII в. в конце приложен месяцеслов с тропарями по иерусалимскому уставу, немного короче печатаемого в уставах и с некоторыми против сего особенностями: 30 янв. нет памяти трех святителей; 28 февр. есть память патриарха Протерия, которого нет в древних греческих иерусалимских уставах, нам известных, но есть в славянском иерусалимском уставе XIV в. 329 синодальной библ.): 4 марта Исихия (пресвитера иерусалимского); 14 марта муч. Александра в Пидне; 16 муч. Папы — два последние есть в студийских минеях, но нет их в иерусалимском уставе; 20 марта пр. Герасима и отцов, избиенных в лавре св. Саввы, согласно со студийскими минеями; 24 марта препразднство Благовещения, св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

и был, очевидно, пострижен Митяй» 716 . Правда, при этом исследователь не учел того, что все указанные им праздники были установлены гораздо позже XIV в. Так, 14 февраля отмечается перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского из Чернигова в Москву, которое состоялось в 1578 г. 10 марта празднуется память мученика Михаила Маврудиса солунского, пострадавшего от турок в 1544 г. Наконец, на 16 апреля приходится день памяти мученика Михаила Вурлиота, пострадавшего в Смирне в 1772 г. 717 Не учел Г. М. Прохоров и того, что выражение «яко две лете», т.е. примерно два года, может означать и несколько больший срок. В литературе мы, действительно, находим мнение о том, что Митяй был в архимандритах более двух лет 718 . Вместе с тем мысль исследователя о том, что свое монашеское имя Митяй получил в честь святого, память которого пришлась на день его пострижения, представляется нам верной. В поисках искомой даты обратимся к русским месяцесловам XIV в. Согласно исследованию О. В. Лосевой, в них фиксируется восемь праздников, так или иначе связанных с именем «Михаил», – 6, 20, 29 сентября, 1, 27 октября, 8 ноября, 23 мая и 12 июля 719 . Но при этом необходимо отметить важную особенность этого вида источников. Как известно, месяцесловы (или святцы) представляют собой список святых, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование каждого святого. В качестве общего правила подразумевается, что в святцы вносятся лишь канонизированные святые. Однако, сравнив между собой несколько месяцесловов, легко обнаружить, что помещенные в них списки святых часто не совпадают друг с другом. Это объясняется тем, что помимо общецерковной канонизации существовала и местная, а также тем, что список святых, почитавшихся на Руси, отличался от списка святых, чествовавшихся в Византии и т.п. Отсюда вполне понятно, что составители некоторых месяцесловов включали в них по тем или иным причинам имена тех святых, которые отсутствовали в других. Поэтому, говоря о праздновании памятей тех или иных святых, мы должны исключить те имена, которые встречаются лишь в одном-двух месяцесловах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале XIX в. неизвестный афонский монах (предположительно из монастыря Филофей) составил житие и еще одно последование службы свт. Филофею 325 , причем автор не знал о существовании последования XIV в., а пользовался другими источниками: житием прп. Саввы Нового, мемуарами имп. Иоанна V Кантакузина, Томосом Любви Досифея II Нотары и Церковной историей митрополита Афинского Мелетия. Эти тексты жития и последования свидетельствуют об интересе ученого афонского монашества к возрождению памяти свт. Филофея. Согласно житию XIX в., память свт. Филофея празднуется 11 октября 326 и в 5 Неделю Великого Поста 327 . 11 октября/24 октября и сегодня остается днем памяти свт. Филофея (Коккина) в Греческой Православной Церкви. В Фессалонике есть большой митрополичий собор в честь свт. Григория Паламы , в котором на фресках изображен свт. Филофей, тематически связанный со свт. Григорием. В боковом приделе собора покоятся мощи свт. Григория, а справа от входа в собор, на стене напротив раки, располагается фресковое изображение свт. Филофея, который как будто охраняет своего учителя. Фрески в этом приделе были выполнены по заказу ныне покойного профессора Цамиса, который издал жития свт. Филофея, посвященные солунским святым. Еще полноразмерные фресковые изображения свтт. Григория Паламы и Филофея (Коккина) украшают северо-восточную колонну напротив иконостаса. Свт. Филофей (Коккин) – единственный из всех греческих патриархов, удостоенный описания заслуг в Синодике (Чин ежегодного праздника Православия): «Филофею, еже в блаженном конце бывшему святейшему и приснопамятному патриарху, иже крепко о церкви Христове и правых велениих тоя доблественне зело поборствовавшему и словесы, и спираньми, и поученьми, и списаньми, вечная память» 328 . Обобщая информацию относительно вышеприведенной биографии свт. Филофея (Коккина), представим хронологию его жизни, которую мы подготовили в табличном виде в 2 вариантах: подробном, где также учтены сроки написания основных сочинений святителя и события современной эпохи, и кратком. С подробным вариантом хронологии можно ознакомиться в приложении на С. Краткую хронологию представляем ниже (таблица 4):

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Вся жизнь Корнилия была одним непрерывным служением Богу и ближним, как светильник, поставленный на свещнице, он светил современникам своими добродетелями. Среди многочисленного сонма святых подвижников Вологодской стороны преподобный Корнилий занимает одно из первых и самых видных мест. Он воспитал множество святых учеников, ставших впоследствии основателями монастырей: Кассиан и Лаврентий, игумены Комельские (память 16/29 мая), Кирилл Новоезерский (память 4/17 февраля), Иродион Илоезерский (память 28 сентября/11 октября), Геннадий Любимоградский (память 23 января/5 февраля), Адриан Пошехонский (память 5/18 марта) и другие. Игумен Лаврентий еще 10 лет после старца охранял в мире собранную им паству и вместе с бывшим игуменом Кассианом избрал себе последнее пристанище близ гроба блаженного своего учителя. Общецерковное празднование преподобному Корнилию — 19 мая/1 июня — установлено 25 января 1600 года святителем Иовом, первым Патриархом Московским и всея Руси (память 19 июня/2 июля). Житие преподобного составлено его учеником Нафанаилом в 1589 году. Позже были составлены тексты службы и похвального слова святому. Сохранился и устав иноческой жизни, отличающийся простотой и опытностью духовной. Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий, преподобный Преподобный Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий родился в Пскове. Принял монашеский постриг в зрелом возрасте и вначале проходил монашеские подвиги в Валаамском монастыре. Затем через Финляндию он прошел к Белому морю и просвещал там язычников, не раз подвергаясь смертельной опасности. Некоторое время преподобный Корнилий странствовал по монастырям и пустыням, собирая бесценный опыт пустынножительства среди смиренных отшельников и подвижников. В конце XIV века, по завершении своих многополезных странствий, он отправился на Онежское озеро в поисках уединенного места для жизни в безмолвии и молитве. Красота местоположения и безлюдность Онежского острова Палей (Вспалье) привлекли отшельника, и он поселился здесь, выстроив себе небольшую келлию. Богомыслие и молитвенный подвиг стали основой его уединенной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИЛЛ, МИНА И МИНЕЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кирилл, Мина и Миней (греч. Κριλλος, Μνης κα Μιναος), мученики Память 29 октября (Греч. ) Время, место и обстоятельства мученической кончины неизвестны. По некоторым данным, они были усечены мечом . Сведения о мч. Кирилле сохранились в составе византийских стишных Синаксарей . В них говорится, что этот святой был " усечен мечом " ; иногда вместе с ним приводятся имена мучеников Мины и Минея, однако этим святым посвящено отдельное двустишие. В столь авторитетных литургических памятниках, как Типикон Великой цepkbu (IX-XI вв.) и Синаксарь Константинопольской церкви (архетип конца Х века), имена Мины и Минея, празднование которым совершалось в Евдоме, указаны без добавления сведений о Кирилле  . Память Кирилла и посвященное ему двустишие вошли в состав печатной греческой Минеи (Венеция, 1592) и впоследствии - в " Синаксарист " прп. Никодима Святогорца . В славянские стишные Прологи, Великие Четьи Минеи и совр. календарь РПЦ память мч. Кирилла не была включена.  Архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что Кирилла, Мину и Минея можно отождествить с Кириаком , Минсифеем и Минеоном из дружины Пергийских мучеников. Литература Использованные материалы   Ο γιοι Κριλλος, Μνης κα Μιναος ο Μρτυρες//Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος -   Напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 173; ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523   Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18; SynCP. Col. 178; Mateos. Typicon. T. 1. P. 82   Νικδημος. Συναξαριστς. 19933. Τ. 1. Σ. 443 Редакция текста от: 11.11.2023 16:50:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681758.h...

Имя «Осий» не только лишь на Востоке, но и вообще, по–видимому, в древнее время не было обычным. В Smith and Wace. Diction, of Christ. Biography, III, 174, указывается, напр., кроме Осия Кордубского, еще лишь один Осий — епископ Лакедемонский, подписавший ответное послание провинции Эллады в 458 г. на запрос императора Льва о Халкидонском соборе (Mansi, VII, 612). С именем σιος встречаются еще два епископа в списках никейских отцев той редакции, где епископы не распределены по провинциям: в cod. Vat. Reg. 44, XIV в. (Gelzer. Loc. cit.), Sinait. graec. 1117, XIV в. (Бенешевич В. Η. Синайский список отцев Никейского Первого Вселенского собора//Известия Имп. Академии Наук. 1908. С. 281–306) и в арабском переводе списка (Gelzer. Loc. cit.). 1) σιος, πσκοπος σιανν (Gelzer, 73, VI74)=σιος Θασας (Бенешевич, З01235)="" s " lB " sj " s [Hosius Basias] (Gelzer, 171, X236). 2) σιος Δορτν (Gelzer, 73, VI76)=σιος Δορετν (Бенешевич, 28842)="" lTwrtwtn [Hosi[b]us Dorto[t]n] (Gelzer, 149, X47). Но значение этих списков пока еще не выяснено, и самое существование таких епископов неизвестных кафедр может подлежать сомнению. У архи–еп. Сергия. Полный месяцеслов Востока. 2–е изд. Владимир, 1901, упоминаются, кроме Осии пророка (17 октября) и «Осии исповедника, епископа Кор–дувийского» (27 августа), еще «Осия исповедник в Асмануе в Эфиопии, t ок. 500» (18 ноября) (I, 693, по Miiller. Allgem. Martyrologium, 1860) и «свв. мучч. Амвросий и Осий» (16 декабря) (II, 1, 386, на основании славянских святцев СПб. Публ. библиот. 51, нач. XVII в.). О необычности на Востоке имени «Осий» может свидетельствовать отчасти, напр., тот факт, что в армянском переводе списка никейских отцев " Οσιος принято за прилагательное и передано словом «святой»: «sanctus episcopus urbis Curdubae» (Gelzer, 186–187, cf. XXXIII). — На Западе, по–видимому, это имя потом не было популярно ввиду «отступничества» бывшего исповедника и великого защитника веры в его последние годы и резких инвектив против него по этому поводу не только люцифериан, но и такого авторитета, как св. Иларий Пик–тавийский. В Римской и вообще Западной церкви святым Осий не признается и в западных календарях имени его нет. Не так отнеслась к заслуженному сподвижнику св. Афанасия Великого в борьбе за веру, частью согласно со взглядом на него самого Афанасия, Восточная церковь. Память Осия в ней чествуется 27 августа, как исповедника. См.: Сергий, архиеп. II, 1, 259 (месяцеслов имп. Василия X в., месяцеслов при греч. апостоле XI-XII вв. Моск. акад., месяцеслов при греч. Евангелии XII в. Киевск. акад., минеи Макария XVI в.). Энергичную, но не удавшуюся попытку реабилитировать память Осия и достигнуть введения его почитания в Западной церкви предпринял некогда и написал для этого обширное сочинение испанец–иезуит Mich. Jos. Maceda. Hosius vere Hosius " Οσιος αληθς σιος (s. Athan.), hoc est Hosius vere innocens, vere sanctus, dissertationes II. Bononiae, 1790. (4°, XVI+495 pp.:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010