В Государственном историческом музее пройдет выставка «Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский» 13 сентября 2005 г. 13:05 20 сентября в 16.00 в Государственном Историческом музее (ГИМ) открывается выставка «Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский». Выставка, посвященная  625-летнему юбилею Куликовской битвы - одной из самых крупных битв средневековья, будет проходить с 20 сентября по 14 ноября, сообщает сайт «Музеи России». Экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Ее основу составляют документы, иконы, предметы лицевого шитья и мелкой пластики, рукописные книги, рассказывающие об этом историческом событии и его отражение в памятниках прикладного искусства и литературы из коллекции ГИМ. Эти материалы дополняют экспонаты, предоставленные Сергиево-Посадским музеем-заповедником, Государственными Музеями Московского Кремля и Российским Государственным архивом древних актов. Среди них — уникальные реликвии, связанные с именами Дмитрия Донского и преподобного Сергия; предметы, найденные на месте битвы; выдающиеся литературные произведения — Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище и другие, объединенные под общим названием — памятники Куликовского цикла. Посетители смогут познакомиться с одним из самых ранних источников, в котором события Куликовской битвы нашли непосредственное отражение, — «Синодиком Успенского собора Московского Кремля». В нем перечислены имена воинов, погибших на р. Воже в 1378 г. и поле Куликовом в 1380 г. Иконы XV-XVII вв. органично дополняют экспозицию выставки. С воспоминаниями о победе на Дону связана икона «Богоматерь Донская». Среди других икон, содержащих в клеймах события Куликовской битвы, особый интерес представляют иконы с образом святого преподобного Сергия. На выставке будут представлены великолепные образцы лицевого шитья XIV-haчaлa XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника и отдела тканей и костюма ГИМ. К самым ранним из дошедших до нас датированных памятников московского шитья относится воздух «Спас на убрусе с предстоящими» (1389 г.). Вкладчица воздуха — великая княгиня Мария Тверская — дочь убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича. Среди деисусных фигур — Дмитрий Солунский и князь Владимир — тезоименные святые Дмитрия Донского и Владимира Андреевича Серпуховского. Документы, фотографии, памятники литературы и искусства XVIII-XX вв. свидетельствуют об огромном интересе в обществе к теме Куликовской битвы. Среди экспонатов конца XIX в. особый интерес представляет эскиз художника В.А. Серова «После битвы на Куликовом поле». Этот эскиз недавно был передан в дар Государственному Историческому музею и экспонируется впервые. На выставке будет представлено около 100 экспонатов. Благовест-Инфо /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40034.html

270 См. Фонкич Б. Л. О датировке и происхождении парижского списка «Хронографии» Феофана (Cod. Paris, gr. 1710)//Византийские очерки М., 1996, с. 183–186; Yannopoulos P. Les vicissitudes historiques de l’Chronique de Theophane//Byzantion, 70, 2000, p. 527–553, p. 539. 272 Май: Повесть о св. Арсении под 8-м числом (=Georgius Monachus, p. 567,1–574,10); Декабрь: история о свт. Амвросии и императоре Феодосии (=ibid., p. 557, 25–559, 6 576, 22–580, 20). 273 Цитируется по Волоколамской минее последней четверти XV в. (РГБ, ф. 113, 199 (597), л. 167а). 274 См. Canart P. Cinq manuscrits transferee directement du monastere de Stoudios r celui de Grottaferrata//Bizancio e 1 " Italia. Raccolta di studi in memoria di Agostino Pertusi, Milan, 1982, p. 22–28. 280 Nissen Th. Das Enkomion des Theodores Studites auf den hi. Arsenics//Byzantinisch-neugriechische Jahrbiicher, 1, 1920, S. 246–262. 283 См. Darrouzes, Le patriarche Methode, p. 51, 216–220 и Афиногенов, Константинопольский патриархат, с. 106. 284 Photius, Epistulae et Amphilochia, Ep. 98, 42–43. Наблюдение принадлежит П. Александеру: Alexander, The Patriarch Nicephorus, p. 148. 286 Святители Феофилакт Никомидийский, Петр Никейский, Михаил Синадский и Иосиф Фессалоницкий – также исповедники во время второго иконоборчества. 287 Иоанн и Георгий – несомненно, святители Георгий Митилинский и Иоанн Сардский. Относительно Николая полной ясности нет. 290 Три Константинопольских патриарха времен первого иконоборчества: Анастасий Синкелл (730–754), Константин Силлейский (754–766) и Никита Славянин (766–780). 291 Патриархи Константинопольские Феодот Касситера (815–820), Антоний Кассимата (821–837) и Иоанн Грамматик (837–843). 293 Намек на многолетия Иерийского собора, где Лев III и Константин V восхвалялись как «избавившие нас от идолов» (Mansi, XIII, 353С). 295 Букв. «Гусиный ров». Как следует из синаксарной заметки на 14 января, монастырь был основан преп. Стефаном Хинолаккским при Льве III Исавре (717–741). 298 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вт. пол. XIV-XVI в.) Ч. 2. Л., 1989. С. 18–20. См. также Попов А. Обзор древнерусских хронографов русской редакции. Вып. 1. М., 1866. С. 1–95; Вилинский С. Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе//ИОРЯС 1. 8. Кн. 3. СПб., 1903. С. 1–43; Лихачев Д. С. Еллинский летописец второго вида и правительственные круги Москвы конца XV в.//ТОДРЛ Т. 6. М.-А, 1948. С. 100–110; Кучкин В. А. Один из источников Еллинского летописца второго вида//ВВ. Т. 27. 1967. С. 319–324; Класс Б. М. К вопросу о происхождении Еллинского летописца второго вида//ТОДРЛ. Т. 27. Л., 1972. С. 370–379; Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л, 1975; Летописец Еллинский и Римский/Под ред. О. В. Творогова. Т. 2: Комментарий, исследование, указатели. СПб., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Визит российской делегации в итальянскую провинцию Альта-Адидже (Южный Тироль) состоится в рамках празднования 110-й годовщины со дня освящения православного храма Николая Мирликийского в Мерано 3 декабря 2007 г. 17:24 4-8 декабря делегация российских общественных организаций «Фонд Андрея Первозванного» и «Центр Национальной Славы России» посетит итальянскую провинцию Альта-Адидже для участия в празднованиях 110-й годовщины со дня освящения православного храма Николая Мирликийского в Мерано. Визит состоится по приглашению Президента итальянской провинции Альта-Адидже  д-ра Л. Дурневалдера, Мэра города Мерано д-ра Г. Януса и руководства Фонда имени Н.И. Бородиной в Мерано. В состав российской делегации войдут российские политики, бизнесмены, представители российской культуры, образования, Русской Православной Церкви, науки и общественности. В их числе: Председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы России, Президент ОАО «Российский железный дороги» В.И. Якунин , Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Риме А.Ю. Мешков, Генеральный консул Российской Федерации в Милане А.Б. Нуризаде, Председатель Олимпийского комитета России Л.В. Тягачев, Председатель Федерации горнолыжного спорта А.Э. Бокарев. Визит российской делегации позволит жителям Альта-Адидже познакомиться с русской культурой: 6 декабря российская делегация примет участие в праздничном православном богослужении в храме Николая Мирликийского в день 110-летия освящения храма. В этот день состоится открытие фотовыставки «Свет Фресок Дионисия миру», представляющей фотографии фресок Ферапонтова монастыря, кисти русского иконописца второй половины XV века Дионисия. Дионисий Мудрый вместе с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым олицетворяют Золотой век иконописи на Руси (XIV-XV вв.). Автор фотографий московский фотохудожник Юрий Холдин. Выставка будет представлена в Мерано 6-7 декабря. Кроме того, жители Альта-Адидже смогут ознакомится с фотовыставкой «Я люблю Россию» о деятельности Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы. 7 декабря состоится концерт знаменитого русского хора храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. 7 декабря пройдет круглый стол по вопросам экономики, в котором примут участие представители бизнеса из России и Альта-Адидже. Фонд Андрея Первозванного /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/332612.htm...

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

http://sobory.ru/article/?object=00602

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста». История праздника Успения Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).

http://pravmir.ru/uspenie-presvyatoj-bog...

Она же глагола к царю: не хощу цены прияти на дому своем; но иже хощеши здати церковь Божию, да погребена буду близ дому моего, да имам и аз мзду в день судный. И обещася ей царь погрести ю ту и по съвръшении церкви поминати ю. Есть же место дому ея съсудохранителница вся” (Ркп. л. 304; и Летоп. Рус. лит. стр. 18). То же передает и Anonymus, de. S. Sophia (y Бандури, 1.1. p. 67): (Сн. Кодина, . ed. Bonnae. 1843. pag. 133). 20 Об этой же иконе говорят и другие наши паломники. Диакон Игнатий: “поидохом к церкви святей Софии. ...и дошедше великих врат, поклонихомся чудотворней иконе пречистыя Богородици, от неяже изыде глас Марие Египецкой .... иже (т. е. икона) стоит внутрь церкви святыя Софии”. Дьяк Александр: “ходихом поклонитись во святую Софию.. .. входя в великия двери, по правую сторону стоит икона святой Богородицы, что глас от нея исшел Марие Египетской во Иерусалиме” Иеродиакон Зосима замечает только: “видехом образ Пречистыя, иже от Иерусалима” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 100. 72. 60). “Икона зта, кав видно, стояла в портике храма по правую сторову входных, так называемых, красных дверей, ведущих внутрь храма”, говорит архим. Леонид (Обозр. Царегр. пам. и св. XIV и XV вв. в Чт. Имп. Общ. ист. и древн. Росс. 1870 г. кн. IV. отд. V. стр. 33). 21 Согласно с нашим паломником определяет положение придельной церкви апостола Петра и Кодин: (т. е. о которой упомянуто выше), И в Синаксаре о веригах св. апостола Петра говорится: (J. С. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. Romae. 1755. р. 84). , замечает С. Д. Византий, в ,1851, 495–496. Поэтому Дюканж напрасно полагает: eadem fortassis fuit cum aede S. Petri, quam intra Palatium stetisse diximus, основываясь только на том, что Magnum Palatium adjunctum fuit et proximum aedi Sophianae (Constant. christ. lib. IV. p. 116, в Hist. Byzant. Lutet. Paris. 1680. an.). 23 В Чет. Мин. 16 января читаем: “почитахуся убо тыя честныя вериги от верных благоговейно, и покланяемы бываху, и опасно хранимы, от рода в род наследием приемлющеся....

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

32 Св. Стефан заставил их: 1) вырубить деревья на горе, близ своей кельи; 2) окопать гору и сделать насыпи и рвы; 3) срубить лес на соседней горе, отделившейся от первой небольшим ручьем, впадающим в р. Вымь и 4) сделать у ней окопы и рвы, как и у первой горы. См. Вол. г. в. 1850 г. 9. Эти насыпи и укрепления в конце XIV и в XV вв. послужили защитой для Зырян от Вогуличей. 33 Памятн., стр. 130 и 131. Лыткин думает, что сам св. Стефан был и архитектором этого храма, онъ же писал и иконы для храма. «Зырянский край», стр. 50, примечание 1. 35 Ист. Росс, иерар. т. VI. стр. 566–580. Благовещенская церковь каменная и теперь существует в Устьвыме на месте прежней деревянной, освящена 25 Января 1746 г. Архангельская церковь существовала после св. Стефана (с возобновлениями) до 300 лет (у историков известна «рядная запись» от 1683 г. на постройку новой деревянной церкви во имя Архистратига Михаила вместо той, которая первоначально была устроена св. Стефаном. См. Извест. Имп. Археол. Общ. за 1861 г. в. 2). На том же месте, где была обожаемая прокудливая или прочудливая ель, под тем же названием, вместо второй деревянной, всего через 100 лет, именно в 1787 г. была построена каменная церковь. При постройке, пень от прочудливой ели, срубленный св. Стефаном, был найден под престолом старой деревянной церкви и разобран по частям тогдашними Зырянами, чтившими еще память своих предков и предмет их обожания (место, где была ель, теперь находится под диаконским амвоном). На северо-западе от Архангельской церкви находится каменная двух-этажная церковь (верхний предел во имя Вознесения Господня, нижний во имя свят. Николая), построенная около 1745 г. на месте прежней деревянной, построенной в 1711 г. Предания об этой древней церкви не известны. Севернее ее находится каменная церковь во имя св. Стефана, неизвестно когда построенная. Все эти храмы стоят на двух холмах. Холм, где находятся церкви Благовещения и св. Стефана, насыпан, по преданию св. Стефаном, при содействии новокрещенных Зырян и окружен оврагами; с востока он отделяется ключем от природного холма; с южной стороны, к реке Вычегде, насыпанный холм был окопан валом. По народному преданию, кедр, который стоит теперь в ограде Архангельской церкви, в Устьвыме, посажен руками св. Стефана. В той же ограде есть часовня (каменная) во имя св. Стефана. Предание говорит, что на этом месте была келья св. Стефана, которую он построил, но прибытии в Устьвым, вблизи прокудливой ели, где теперь стоит Архангельская церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30 января 2013 г. Прп. Антоний почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Последние археологические находки показывают, что прп. Антоний Новый жил до XII в., а не в XIV–XV вв., как думали раньше. Монастырь Святого Иоанна Предтечи был главным в целой группе монастырей, которые впоследствии стали называться Верийским скитом. Здесь просияли свт. Григорий Палама, прп. Афанасий Метеорский, прп. Никанор и прп. Дионисий Олимпийский. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Мария 20 сентября 2015, 22:55 Молитва О всеблаженне исповедниче, святителю Антоние, великий угодниче Христов! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на люди, просящия твоея помощи. Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления! Избави от всяких бед душевных и телесных, от искушений и наветов диавольских. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, дарует кончину живота непостыдную и блаженство вечное в будущем веце нам, непрестанно возсылающим славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Валерия 19 сентября 2013, 11:23 Жизнь святых и прославление их у Бога. Называем ли имя святого или нет, так или иначе мы обращаемся на Богослужении: " Все святые, молите Бога о нас " . Мы одна Церковь и Небесная уже прославленная Светом Бога и Земная труженица. Мы все вместе, один организм. ВСЕ СВЯТЫЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! Наталия 30 января 2013, 22:14 Благодорим Господа и святого Антония за все его молитвы о нас грешных и деяния! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59071.html

335–ок. 394; память 10/23 января) – епископ, учитель Церкви, младший брат свт. Василия Великого . Вел жестокую борьбу против аполлинариан и ариан и был изгнан ими с кафедры. После возвращения из ссылки принимал участие во II Вселенском (381) соборе, на котором восторжествовало Православие. Участвовал в разработке Символа веры , христианской догматики, символической экзегетики. Оставил после себя богатое богословское наследие. [xlvii] Платонизм – всякое философское учение, опирающееся на идеи Платона, в первую очередь на противопоставление чувственного мира миру идей; таковым можно признать всякое нематериалистическое учение. Чаще всего под платонизмом подразумевается неоплатонизм, просуществовавший до XIX в., иногда – неопифагореизм, гностицизм и герметизм и др. Свт. Григорий Нисский отличается глубоким знанием философии и свободным оперированием философскими аргументами; наибольшее влияние на него оказали Филон Александрийский и неоплатоники. Сближает свт. Григория с неоплатониками трактовка таких вопросов, как восхождение по ступеням богопознания и экстаз как высшая ступень постижения Бога, соединение души с Богом, представление о Боге как совершеннейшем бытии, благе и красоте. Наиболее близко к платоновскому учение свт. Григория о материи: если устранить из нее ее качества (цвет, форму, запах, твердость и т.д.), то от материи не остается ничего, то есть ее вовсе не существует. Сами же качества материи суть не что иное, как понятия, и ни одно из понятий не есть вещество; они становятся веществом, только когда сочетаются друг с другом. [xlviii] Экзегеты (от греч. ξγησισ – объяснение, толкование) – богословы, занимающиеся трактовкой и объяснением смысла Священного Писания. [xlix] Книга душеполезных поучений прп. аввы Дорофея была одной из самых первых и излюбленных книг православного народа. Еще в те времена, когда книги переписывались от руки, на Руси «в монашеской среде XIV–XV вв. очень распространены были сборники поучений на темы монашеской жизни, из которых наиболее авторитетными явились “Лествица” Иоанна Синаита, “Поучения” аввы Дорофея , “Слова постнические” Исаака Сирина » (Лихачева О.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В меру нашего знания (которое следует расширять), мы уже призваны, частным образом, в лице общин или поместных церквей, прославлять новых мучеников, им молиться, просить их помощи. Пусть будет учрежден день поминовения новых мучеников. Но всякое формальное официальное прославление, исходящее от меньшинства, оторванного от народа, будет неизбежно носить частный, полуполитический, полусвоекорыстный характер и послужит не ко славе Церкви, а к раздиранию ее хитона. К столетию священника Павла Флоренского 9 января 1982 года исполняется столетие со дня рождения «умнейшего человека России» XX века (по выражению В.Розанова ) – священника Павла Флоренского . Его личность и творчество вызывают до сих пор противоположные оценки: непомерно хвалебные, доходящие до священного пиетета, или незаслуженно сдержанные, если не отрицательные (Флоровский). Обе эти крайности не оправданны и не плодотворны. Признание Флоренского крупным явлением русской науки и религиозной культуры не должно препятствовать трезвому и критическому подходу к его столь многогранному, но, увы, незаконченному творчеству. Как человек, отмеченный несомненной печатью гениальности, Флоренский не был лишен противоречий. С религиозной точки зрения он шел издалека: от семьи, где речи о религии считались неприличием 12 , от культурной среды, которая на позитивизм XIX века ответила соблазнительным декадентством. И сам он – эстетизмом, энциклопедизмом, утонченностью – был по природе человеком возрожденческого склада. Но великая заслуга Флоренского – в преодолении этих психофизиологических и культурно-общественных данностей. Блестящий математик, оставленный при университете, он вопреки всем обычаям и приличиям переходит студентом в Московскую Духовную Академию и становится – horribile dictu тогда для дворянина-интеллигента – священником. Утонченный эстет, мечтавший о монашестве, он основывает простую и крепкую русскую семью. Начавший с декадентских стихов, поклонник Андрея Белого, он через несколько лет произнесет суровый приговор религиозной двусмысленности символизма 13 . Возрожденец, напоминающий своей разносторонней одаренностью Леонардо да Винчи, Флоренский собственное мировоззрение считал «соответствующим складу XIV-XV вв. русского средневековья» 14 и неустанно звал к углубленному пониманию средневекового онтологизма в противовес современному иллюзионизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010