И вновь тишина тишин разлилась в подземье – венцом молчанья. Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах и затворил уста – аж до дней скончанья, потому что прибавить ни слова он был не в силах. Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо, коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем... Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем во святой горе киевской отец Дионисий Щепа, что сокрылся затем в затвор, дабы впоследствии там умерети, не перемолвясь боле ни с кем и словом. Было то в лето тыща четыреста пятьдесят третье по Рождестве Христовом». Нестор Летописец, автор «Повести временных лет». М. Антокольский. 1871 И сам Дионисий упокоился в Ближних пещерах. Одним из известнейших монахов, упокоенных в Ближних пещерах, является Нестор Летописец, оставивший нам «Повесть временных лет» (иначе памятник называется «Летопись Нестора») – самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений (XII в.), описывающее в основном историю восточных славян. Повествование начинается от Всемирного потопа и охватывает исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. В целом «Повесть временных лет» является трудом нескольких монахов Киево-Печерской лавры. Илья Муромец не только победитель врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании Покоится в пещерах и Илья Муромец сын Иванович (память 19 декабря/1 января) – самый известный и самый загадочный герой русского эпоса и русской духовной истории. Это не только персонаж многих былин и сказаний и олицетворитель ратного подвига, победитель непобедимых дотоле врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании. Илья Муромец, по прозвищу Чоботок (есть предание, что в одном из боев он одолел врагов своей обувкой), жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Православная церковь причислила монаха Илию к лику святых в 1643 году. Реконструкция по черепу преподобного Ильи (Муромца) Героические деяния Ильи воспеты в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Когда в советское время ученые решились подвергнуть мощи преподобных Печерских исследованиям, то наиболее удивительные данные открылись именно о святом Илии Муромце. Правдой оказалось даже то, что прежде считалось домыслом былин.

http://pravoslavie.ru/74238.html

Разделы портала «Азбука веры» 12 Апр 2023 Москва, 11 апреля. Богословскую и учебную литературу из библиотеки Московской духовной академии Кузбасская православная семинария получила в рамках гуманитарной миссии, организованной руководителем культурно-православного просветительского проекта «Белый Ангел» Евгенией Стрига (г.Москва) при содействии Межрегиональной общественной организации «Женская Лига журналистов и блогеров». Благодаря этой миссии будут пополнены библиофонды семинарий, православных училищ и воскресных школ в нескольких регионах России. Кузбасс стал первым из них, сообщили в Женской лиге журналистов и блогеров. Подготовка к гуманитарной миссии началась в 2021 году. С декабря 2022 года приступили к систематизации и каталогизации нескольких тысяч книг, были достигнуты договоренности с библиотеками на местах. Благословение на выполнение миссии в Кемеровской области дала Кузбасская митрополия, благодаря ей книги доставили из Сергиева Посада в Новокузнецк. В числе книг, пополнивших библиофонд Кузбасской православной духовной семинарии, — «Славянские рукописи Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон», «Сочинения и письма Святогорца» в двух томах, «Переписка библиотекаря Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне отца Матфея с учеными востоковедами России  и других стран», «Афонский патерик»,  «Преподобный Силуан Афонский . Писания» и другие. «Среди книг, которые нам передали, есть, например, теологическая литература. Мы готовим теологов и священников. Как раз эта литература необходима для учебного процесса. Ценные книги — по византологии. Они нужны для нового курса византологии, который будет в семинарии», — объяснил заведующий библиотекой Кузбасской православной духовной семинарии Александр Жарких. Также Александр Жарких познакомил руководителя проекта «Белый Ангел» с экспозицией музея семинарии, в которой можно увидеть собрание старинных книг из фондов библиотеки учебного заведения. В свою очередь, Евгения Стрига отметила, что большим событием для региона могла бы стать возможность экспонирования в Кузбассе факсимиле древнейшего кириллического памятника сербской письменности Мирославова Евангелия, созданного около 1180 года. Выдающийся памятник XII века, написанный на кириллице, включен в список ЮНЕСКО «Память мира» среди 120 самых важных мировых документов. Благодаря проекту «Белый Ангел» шедевр XII века  факсимиле Мирославова Евангелия наивысшего качества уже увидели в Москве и Санкт-Петербурге, сообщили участники проекта.

http://azbyka.ru/news/moskovskaja-duhovn...

Таким образом черты Епифания, изображенного в житии святого Андрея, весьма идут к патриарху Антонию, кроме того, что неизвестно точно место его рождения и жизни до монашества, но он не был евнухом и лета жизни его хорошо согласуются с житием святого Андрея. Правда, он, равно как и предшественник его, муж святой жизни Василий, не внесен в месяцесловы, чему удивляется западный писатель Купер, автор истории константинопольских патриархов 33 , но, вероятно, причиной этого было то, что Антоний отказался от престола, вследствие чего было четырехлетнее патриаршество. Впрочем историки, превознося его похвалами, не обвиняют его за это, – видно, что положение его было трудно особенно при летах преклонных. Кроме политических неустройств при нем духовенство разделено было на враждебные партии по вопросу о четверобрачии. Если же полагать, что святой Андрей прожил около 90 лет по другому пониманию конца жития его, то Епифанием может быть патриарх Николай Хрисоверг, правивший константинопольской церковью 12 лет и 8 месяцев (982–994). Этот патриарх внесен в число святых рано, в XI или начале XII века. В редакции Месяцеслова императора Василия II (в древнейших славянских прологах) под 16 декабря значится память святого Николая, патриарха Константина града, Златого Прута (т. е. Хрисоверга) 34 . Ему приписывается и ученость 35 . Неизвестно точно: родился ли и воспитан ли был он в Константинополе? Но есть некоторые основания предполагать это. В XII столетии был патриарх Лука Хрисоверг монах (1156–1169). Два константинопольские патриарха однофамильные предполагают один и тот же род их и не неславный и один город, из которого происходили, и естественно этим городом считать Константинополь. За монашество Николая Хрисоверга говорит скорое причисление его к лику святых, конечно, и за аскетические подвиги его. Вероятно, и Лука, принимая монашеское пострижение, последовал своему предку Николаю, в то время уже причисленному к лику святых. Пред Николаем Хрисовергом и после его патриархи были из монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Феодоровская икона Божией Матери прибыла в Санкт-Петербург 02.12.2013 349 Древний чтимый Феодоровский образ Божией Матери авиарейсом из Калининграда прибыл в пределы Санкт-Петербургской епархии в ночь на 2 декабря, пишет « Вода живая ». В аэропорту Пулково икону встречали священнослужители двух соборов: Владимирской иконы Божией Матери и Феодоровской иконы в память 300-летия Дома Романовых. В этих храмах икона будет находиться во время пребывания в северной столице. Делегацию священнослужителей возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Городскую администрацию представляли начальник аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга Вячеслав Калганов и начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. Около полуночи святыня была доставлена в Феодоровский собор, где молебен перед ней возглавил настоятель протоиерей Александр Сорокин. В Санкт-Петербурге икона будет пребывать до 22 декабря. В Феодоровском соборе доступ к ней открыт ежедневно с 7:00 до 19:00. 10 декабря утром образ будет перенесен во Владимирский собор. В поездке по России икону сопровождают клирики Воскресенского собора Костромы протоиерей Алексий Синицин и иеродиакон Иоасаф (Синявин). Первые упоминания о Феодоровской иконе датируются XII веком. Перед чудотворным образом Богородицы в 1613 году состоялось призвание на царство юного Михаила Федоровича, первого Царя из династии Романовых. Начиная с Императора Николая I, все российские императоры и многие члены Царской семьи считали своим долгом посетить Кострому - «колыбель Дома Романовых» - и помолиться пред иконой. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов Царской семьи брали себе отчество Феодоровна. С 1991 года чудотворный образ хранится во вновь открывшемся Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/03/fe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В храме Божии ясно Дева является...» Фоторепортаж архиерейского богослужения в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Феодоровском соборе 06.12.2013 630 Как мы сообщали , древний чтимый Феодоровский образ Божией Матери авиарейсом из Калининграда прибыл в пределы Санкт-Петербургской епархии в ночь на 2 декабря. В аэропорту Пулково икону встречали священнослужители двух соборов: Владимирской иконы Божией Матери и Феодоровской иконы в память 300-летия Дома Романовых. В этих храмах икона будет находиться во время пребывания в северной столице. Делегацию священнослужителей возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Городскую администрацию представляли начальник аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга Вячеслав Калганов и начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. Около полуночи святыня была доставлена в Феодоровский собор, где молебен перед ней возглавил настоятель протоиерей Александр Сорокин. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Божественную литургию в соборе Федоровской иконы Божией Матери возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. После литургии владыка отслужил молебен перед находящейся в храме святыней - чтимым списком Феодоровской иконы Божией Матери из Богоявленско-Анастасииного собора Костромы. Первые упоминания о Феодоровской иконе датируются XII веком. Перед чудотворным образом Богородицы в 1613 году состоялось призвание на царство юного Михаила Федоровича, первого Царя из династии Романовых. Начиная с Императора Николая I, все российские императоры и многие члены Царской семьи считали своим долгом посетить Кострому - «колыбель Дома Романовых» - и помолиться пред иконой. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов Царской семьи брали себе отчество Феодоровна. С 1991 года чудотворный образ хранится во вновь открывшемся Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. В текущем году, когда совершается празднование 400-летия воцарения Дома Романовых и окончания Смутного времени, по благословению Патриарха Кирилла Феодоровская икона Божией Матери из Богоявленско-Анастасииного собора Костромы посещает Москву , Санкт-Петербург и Калининград.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/7/v...

Праздник Успения Пресвятой Богородицы считают установлением Апостольским. Сказания о чудесном восшествии Богоматери с плотью на небо восходят к IV веку; о нём упоминают блаженный Августин и Иероним. Ювеналий, патриарх Иерусалимский (420–458), утверждал пред императором Маркианом достоверность этих сказаний. Император Маврикий (592–602) установил день празднования Успения 15 Августа. Блаженную кончину Богоматери прославили канонами святой Козьма Маиумский и святой Иоанн Дамаскин . Празднику Успения с древних времён предшествует пост, который соединяет в себе два древних поста: некогда христиане постились – иные пред праздником Преображения Господня, а другие – пред праздником Успения Богоматери; но в XII в, на Константинопольском соборе, при патриархе Луке, положено для всех христиан – соблюдать Успенский пост с 1 по 15 Августа. Праздник продолжается девять дней: отдание его совершается 23 Августа. В Иерусалиме, у гроба Божьей Матери, на Афоне – в Русике, в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, празднование Успения совершается с особой торжественностью; отпевание над гробом Богоматери совершается такое, как над гробом Спасителя в Великую Субботу, и самый праздник считается Второй Пасхой 69 Праздник Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения и Успения принадлежат к великим, так называемым двунадесятным праздникам и считаются наравне с Господними. 26 Декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы, т. е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей. В Церкви нашей издавна установлено – на другой день великих праздников чтить память тех лиц, которые главным образом послужили празднуемому событию; таким образом 26 Декабря празднуем Божьей Матери, как послужившей рождеству во плоти Господа нашего Иисуса Христа; 7 Января – Иоанну Предтече, крестившему Господа; 26 Марта архангелу Гавриилу, благовестившему Пресвятой Деве; на другой день Троицына дня – Святому Духу, сошедшему в праздник Пресвятой Троицы; 9 Сентября – праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь 20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru публикует серию работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука. Вид монастырского двора изнутри, в центре - церковь Марии Египетской, 1885 г. Основан в 1395 г., назван Сретенским в честь установления в Москве праздника Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ ордынского царя Темир-Аксака 26 августа. На месте, где встречен жителями Москвы чудотворный образ, называвшемся в древности Кучково поле, воздвигнут Сретенский монастырь и 26 августа установлено совершать в монастырь из Успенского собора крестный ход. «Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 г. на этом поле казнен последний тысяцкий из рода Вельяминовых и вскоре построена древняя церковь во имя преп. Марии Египетской. Монастырь был основан в 1395 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, и им же выстроена церковь Владимирской Божией Матери в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в день перенесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В царствование Феодора Алексеевича на месте старой Владимирской церкви сооружена новая, освященная в 1679 г.». «По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли икону Владимирской Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь, собор которого стоит до сих пор. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»)».

http://pravoslavie.ru/5797.html

Сие произошло 8 сентября 1380 г. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского Память преподобного Антония празднуется св. Церковью 10-го июля. Преподобный Нестор подвизался в Печерском монастыре еще при жизни преподобного Феодосия. Кроме жития преподобного Феодосия он написал еще житие святых благоверных князей Бориса и Глеба. Помимо того он оставил нам первоначальную историю нашего отечества, или Летопись, где он излагает по годам историю русской земли; за этот труд ему усвоено наименование Летописца. Летопись Нестора доведена до 1111 г. Следует заметить, что, по мнению некоторых ученых, летопись написана не одним Нестором. Весьма вероятно, что в составлении ее принимал участие Сильвестр, игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве (живший в начале XII века). За свои подвижнические труды Нестор причислен св. Церковью к лику святых. Память его празднуется 27 октября. Василев с именем Василькова существует и в настоящее время и представляет собою уездный город Киевской губ.; он находится в 36 верстах к юго-западу от Киева и расположен при реке Стугне, притоке Днепра. — Преподобный Феодосий родился между 1035–1038 г. Причиной, побудившей родителей Феодосия переселиться в Курск, было распоряжение князя о перемещении из Василева отца Феодосия на службу в Курск. В Василеве, как и в Курске, отец Феодосия исполнял, вероятно, обязанность княжеского «тина» или судьи, мирового посредника (по делам не уголовным). См. житие его под 23 марта. Это было в 1055–1056 гг. Ярослав I Владимирович княжил с 1019 по 1054 г. Это было в 1056–1057 гг. См. житие его под 19 ноября. Изяслав I Ярославич княжил с 1054 по 1073 г., затем вторично с 1076 по 1078 г. См. житие его под 28 января. Святой Ефрем путешествовал в Константинополь, где и списал устав Студийского монастыря. Этот устав был составлен преподобным Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе, в начале IX в. В конце XI в. он был введен в руководство русскою Церковью и держался в ней до половины XIV в., когда начинает уступать иерусалимскому (этот устав введен преподобным Саввою Освященным в палестинских монастырях в VI в. — Память св. Саввы празднуется 5 декабря). В основу Студийского устава преподобный Феодор положил общежительные правила монастырского жития святого Василия Великого. Память святого Ефрема совершается Церковью 28 января.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Рейтинг: 9.8 Голосов: 721 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 305—311 гг. Вифиния — северо-западная область Малой Азии, лежащая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. Страна эта известна с глубокой древности и свое название получила от Вифинов, переселившихся в нее из Фракии. Вифиния была живописна, плодородна и обильна скотом. В 546 г. до Р. Х. Вифины подпали под власть Персов, но с 327 г. Вифиния опять стала самостоятельным государством; в 75 г. до Р. Х. Вифиния, по завещанию царя Никомида III, перешла к Римлянам, на правах самостоятельной провинции, управляемой особым проконсулом. Христианство в Вифинии появилось во времена апостольские (1 послание Ап. Петра гл. 1, ст. 1). Во время Плиния Младшего, правившего Вифиниею, и императора Траяна (98—117 гг.) здесь было очень много христиан не только в городах, но селах и деревнях. При Диоклитиане (284—305 гг.) в Вифинии было страшное гонение на христиан. В IV и V веках Вифиния была особенно замечательна в церковном отношении: здесь было много церковных соборов по поводу различных ересей. Никомидия — великолепный в древности город на берегу Пропонтиды или Мраморного моря. Память их 28 декабря. Память его 3 сентября. См. житие его под 26 июля. Знаменитые врачи древности. Бог врачебного искусства. Святой Пантелеимон был усечен 27 июля 305 года. В месяцеслове Василия говорится, что истекшие при усечении святого кровь и молоко хранились до X в. и подавали верующим исцеления; об этом говорится и в греческом стишном прологе XII в. Память св. Пантелеимона издревле особенно чтилась на Востоке; церкви, во имя его построенные в Севастии армянской и в Константинополе, относятся к IV в. Мощи его перенесены были в Царьград; оттуда большая часть из перенесена в Париж в Сен-Дени, а глава якобы в Лион в 802 г., но русский паломник Антоний в 1200 г. видел главу его в Софии в Царьграде, а по свидетельству Стефана Новгородца (1350 г.) в XIV в. мощи св. Пантелеимона почивали во Влахернской церкви в Царьграде. Часть мощей находится ныне в Афонском Пантелеимоновом монастыре.

http://pravoslavie.ru/63339.html

Большое влияние на жизнь и деятельность епископа Никодима оказал Московский святитель митрополит Филарет (Дроздов , † 1867; память 19 ноября/2 декабря). Свои воспоминания о взаимоотношениях с московским святителем и свое отношение к нему епископ Никодим отразил в составленном им труде «О Филарете, митрополите Московском, моя память». Он выражает к московскому святителю свою любовь и благодарность за его участливое внимание к своей судьбе. Даже случаи гнева митрополита Филарета на него лично он объясняет отеческой жалостью святителя к себе. Всю свою жизнь преосвященный Никодим провел, так сказать, сознательно. Ни один шаг его жизни, ни одна его мысль не осталась неосмысленною, необдуманною с разных сторон, неоцененною по достоинству, искренне. Чтобы постоянно следить за собою, он вел записки. Кроме записок богатство его библиотеки составляли до 70 рукописных книг, что характеризовало его как начитанного, усидчивого умственного человека. Всю свою библиотеку преосвященный завещал Красноярскому кафедральному собору. Труды: О Филарете, митрополите Московском, моя память//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1877, 2. Письма преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского к профессору Платонову И. В. – Сергиев Посад. Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского монастыря. – Иркутск, 1864. Подробное жизнеописание епископа Никодима//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1910, I, II, III, XI, XII. Записки Никодима Казанцева, епископа Красноярского с предисловием архимандрита Григория. – 1877, II. Письма к родственнику, священнику московскому//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1882, июнь-июль. – С. 159–182, отд. 3. Литература: Богословский Г. К., протоиерей. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. – Казань, 1893. – С. 138–139. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии. – С. 425. Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX веке: в 2 т. – Варшава, 1908–1909. – Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010