А. А. Лукашевич Иконография В. принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения к-рых были распространены в визант. искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под к-рым виден плат. В визант. искусстве иконография В. сложилась к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке, как на обороте двухсторонней иконы 2-й пол. XIV в. с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне (нач. XV в. Византийский музей, Фессалоника). Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской ц. свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (мон-рь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых» (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон В. может быть представлена, как и др. святые жены, в мафории (на серебряном кратире, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы «Богоматерь Знамение» (?), 1-я пол. XIII в. (Дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон нач. XIX в. (ЦМиАР)) или с золотой повязкой на голове, как на иконе с поясным изображением В. (кон. XV в., круг Дионисия, некогда храмовая икона мон-ря во имя В. в Волоколамске, ныне СПГИАХМЗ). Вмц. Варвара. Правая створка Пельского алтаря. Ок. 1400 г. (Баварский нац. музей. Мюнхен) Вмц. Варвара. Правая створка Пельского алтаря. Ок. 1400 г. (Баварский нац. музей. Мюнхен) Изображения: в каппадокийских храмах - в ц. Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; в Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.; в ц. Варвары в Соганлы, 2-я пол. XI в.; а также - в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе св. Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в ц. св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в ц. вмц. Варвары в Киприотианике на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. св. Апостолов (Спаса), в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), сер. XIII в.; в ц. Панагии в Пурко на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки), кон. XIII - нач. XIV в.; в ц. св. Димитрия в Пурко на о-ве Китира, нач. XIV в.; на юго-зап. столпе в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на сев. стене ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.; на миниатюрах Минология (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 19v, 1327-1340 гг.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 58, 89 об.).

http://pravenc.ru/text/154091.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

1990). Изображения жизни и чудес Н. в иконописи появляются также в XI в. Неск. житийных сцен помещено на складне к-польской работы, к-рый Г. Сотириу и К. Вайцман датировали 2-й пол. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). На створке (в 50-60-х гг. XX в. ее обнаружил Вайцман в церкви мон-ря во имя 40 Севастийских мучеников на Синае) с образом (в верхней части) Богоматери из композиции «Благовещение»; под фигурой Пресв. Девы написаны 2 сцены - посвящение в сан диакона и в сан епископа; на утраченной створке с фигурой арх. Гавриила, видимо, располагались начальные сцены «смешанного» Жития, иллюстрирующие рождение святого и приведение его в учение. На фрагменте, к-рый по стилю и программе мог быть частью центральной доски складня, помещены 3 эпизода из «Деяния о стратилатах» (явление Н. епарху, имп. Константину Великому и стратилатам, находящимся в заключении) и завершающая сцена с успением святого. Композиции на этом миниатюрном складне имеют архитектурные декорации: базиликальные строения по краям, фоном служат кивории на колонках и сплошные стены, приковывающие внимание к 1-му плану, где разворачиваются события из жизни Н. ( Weitzmann K. Fragments of an early St. Nicholaos Triptych on Mount Sinai//ΔΧΑΕ. Περ. 4. Τ. 4. 1966. Σ. 11-23; Idem. 1982; Š ev enko-Patterson. 1983. Cat. 1. P. 29, 32-33. Pl. 1.1-6). Наиболее древние житийные иконы сохранились на Синае и на Кипре, они датируются кон. XII-XIII в. Это иконы большого формата (от 0,8 до 2 м и более) с поясным или ростовым изображением святого в среднике. Состав их житийных программ указывает на существование определенного смыслового ядра, т. е. иллюстраций тех чудес Н., которые считались главными в «смешанном» Житии святителя, а также добавление ряда сцен, связанных с теми или иными чудесами, не повторяющимися в др. иконных циклах. Так, на 3 монументальных иконах: кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), из ц. во имя мц. Маргариты в Бишелье, Апулия, и из ц. свт. Николая «тис Стегис» близ Какопетрии - представлены основные сюжеты: рождение святого, обучение, поставление в разные степени церковного сана, а из чудес - спасение моряков, посечение Плакомского древа (отсутствует на иконе из Бишелье), «Деяние о стратилатах» с явлением имп.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Очевидно, в К-поле на рубеже X и XI вв. использовался образ М. В.-инока в традиц. облачениях преподобного: рясе, мантии, аналаве. Об этом свидетельствует миниатюра из Минология имп. Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334), где М. В. стоит справа рядом с прп. Макарием Римским (Μακαρου το Ρωμαου), также облаченным в иноческие одежды (в подписи М. В. поименован «другой» (τρου)). Одеяния преподобных составляют контраст роскоши архитектурных кулис, достойных имп. дворца. Над каждым из святых - треугольная арка с декоративным карнизом, украшенная велумом из шелковой ткани с пурпурным шитьем. На М. В. светло-коричневый хитон, темно-коричневый аналав, черная мантия; в правой руке перед собой он держит крест, левая обращена ладонью наружу. У него седые короткие волосы, зачесанные вперед, короткая борода из вьющихся прядей. Подобный облик М. В.- в мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции (30-40-е гг. XI в.), где он представлен седовласым иноком с короткими, расчесанными на пробор волосами, с недлинной бородой из 3 прямых прядей. На нем черные мантия и аналав, охристый хитон. В надписи отмечено егип. происхождение святого. Он держит руки, обращенные ладонями наружу, прямо перед собой - жест принятия благодати, в дальнейшем этот жест будет встречаться в нек-рых вариантах образа М. В. как великого аскета и пустынника. Прп. Макарий Великий в молении Иисусу Христу. Миниатюра Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 98) Прп. Макарий Великий в молении Иисусу Христу. Миниатюра Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 98) Преподобные Арсений Великий и Макарий Великий. Икона. XI–XII вв. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Преподобные Арсений Великий и Макарий Великий. Икона. XI–XII вв. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Как преподобный М. В. изображался на миниатюрах-маргиналиях, напр. в лондонской Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 67v, 98), рядом с текстом Пс 54, 2-4 - в молении Христу в медальоне с золотым фоном; еще раз - рядом с текстом Пс 76, 2-11 в том же положении. В облике, близком к миниатюре Минология имп. Василия II,- на синайской минейной иконе на янв. XI-XII вв. В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 25v, 1322-1340) на листе на 18-21 янв. вместе с др. святыми полуфигура М. В. (с надписью: « πνυ Μακριος» - «досточтимейший Макарий») размещена на 2-м плане за горкой (на переднем плане - усекновение мечом мц. Евфрасии); преподобный изображен седым плешивым старцем в розовом плаще.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318). Он представлен цельной композицией, не разделенной на регистры, и занимает сев. и юж. стены наоса. В ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1348), где циклам житий святых отведено особое место, наряду со свт. Николаем и св. Иоанном Предтечей прославляются Г. и вмч. Димитрий как небесные покровители военных походов кор. Душана. В с. Речане близ Призрена в небольшой ц. вмч. Георгия (ок. 1370), являющейся задужбиной неизвестного воеводы, на верхних участках стен храма находится цикл жития Г., первые 3 сцены к-рого иллюстрируют серб. перевод текста жития. На упомянутой иконе с Г.-воином в рост в среднике (1-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) представлен самый ранний из известных житийных циклов Г. в иконописи. Он же является и наиболее обширным из ранних житийных памятников - 20 сцен, значительная часть к-рых изображает мучения Г. (клейма 4, 7, 8, 10, 11, 12, 19), а также 3 прижизненных чуда (воскрешение мертвого (клеймо 13); сокрушение идолов (клеймо 16); воскрешение вола Гликерия (клеймо 17)) и 1 посмертное - «Чудо о змии» (клеймо 14). Нередко сцена мучения Г. (мучение на колесе или усечение головы) включалась в состав минологиев: в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-рей Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), и Трескавец, Македония (между 1334-1343); на миниатюре из Минология (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 36v, 1327-1340 гг.); в Минее годовой на Синайском тетраптихе (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - усечение головы; в настенном минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); на верхнем поле листовой миниатюры из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 61, XV в.) - мучение на колесе. В поствизант. период появилось новое в иконографии Г. изображение, получившее название Кефалофорос,- святой с усеченной головой в руке. Традиц. извод представлен на критской иконе кон. XV-XVI в. (ГИМ): поясная или в рост фигура Г.-воина в 3/4-ном повороте, в молении Спасителю (полуфигура в небесном сегменте в верхнем правом углу), в левой руке Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Е. встречаются с кон. X в.: на фресках Дирекли-килисе в Каппадокии (976-1025) и на миниатюрах из имп. минологиев, напр. в сцене успения прп. Алексия, человека Божия (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 211r). В памятниках кон. X - нач. XI в. известны изображения святителей без Е.: К-польского патриарха Никифора с круглой иконой Христа на левой руке на миниатюре «Собор иконоборцев 815 г.» из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 23v); Василия Великого на створке иконы с изображениями ап. Фаддея и царя Авгаря, принимающего Мандилион, и святых (сер. X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае); Николая Чудотворца на иконе «Святые Зосима и Никола» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, Василия Великого и Григория Богослова на внешних створках т. н. Арбавильского триптиха (сер. X в., Лувр). Изображение Е. с простейшим орнаментом появилось в портретных образах святителей в XI в.: на фигуре свт. Ермолая, вычеканенной на визант. медной вотивной пластине (нач. XI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон), св. Иоанна Милостивого в облачении патриарха Александрийского на левом поле иконы «Деисус, со святыми на полях» и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, на иконе «Деисус, со свт. Николаем Чудотворцем» (обе XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях в алтаре храма на миниатюре из Изборника Святослава (ГИМ. Син. 1043 [Син. 31д]. Л. 3, 1073 г.), на священниках, изображенных на миниатюре из Феодоровской Псалтири 1066 г. со сценой перенесения мощей 40 Севастийских мучеников (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 81v), на свт. Василии Великом на фресках алтаря Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.). С XI в. Е. присутствует в сценах рукоположения во иерея в житийном цикле свт. Николая Чудотворца ( Walter. 1982. P. 20; напр., на псковской иконе «Свт. Николай в житии» (2-я пол. XIV в., ГТГ)). В рукописях сер.- 3-й четв. XII в. Е. на иереях и святителях может отсутствовать: напр., на миниатюре из Хроники Иоанна Скилицы (Юж. Италия (Палермо), 1150-1175, Matrit. gr. 2) c композицией «Патриарх Николай крестит сына имп. Льва VI» (Fol. 112r (b)).

http://pravenc.ru/text/190057.html

XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В научный оборот введено ок. 20 икон типа «Киккотисса», датируемых XII-XVI вв. Древнейшим из сохранившихся списков является икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (48,5×41,2 см), созданная в 1-й пол. XII в. ( Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent.//Sinai: Treasures of the Monastery/Ed. K. E. Manafes. Athens, 1990. P. 105, 385. Not. 26-28. Pl. 19) или в середине этого столетия ( Παπαμαστορκης Τ. Εικνα Παναγας Βρεφοκρατοσας με μορφς της Παλαις και της Καινς Διαθκης//Μτηρ Θεο: Απεικονσεις της Παναγας στη βυζατιν τχνη/Επιμ. Μ. Βασιλκη. Γενεη; Μιλνο, 2000. Σ. 314-316). По мнению Х. Бельтинга, композиция этой иконы не столько повторяет, сколько развивает до тронного варианта иконографию чудотворного образа, написанного ап. Лукой ( Бельтинг. 2002. С. 330-333). В центре изображена Богоматерь на престоле, сидящая в 3/4-ном повороте влево и склонившая голову к Младенцу. Их образы вписаны в арку, в верхних углах средника помещены медальоны с полуфигурами архангелов, поклоняющихся Пресв. Богородице. Над аркой изображен Христос Судия в славе с символами евангелистов и ангельскими силами, по сторонам в клеймах - святые (апостолы, пророки, праотцы и Богоотцы). Необычна поза Младенца, сидящего на левой руке Богоматери: Его ручки и ножки раскинуты, что напоминает иконографический тип «Взыграние». Правой рукой Он опирается на руку Матери, левой, завернутой в складку мафория, держится за Нее, левая ножка выставлена вперед. Большинство исследователей относят эту икону к к-польской школе (Д. Мурики, Т. Папамасторакис и др.), но П. Л. Вокотопулос отметил выполнение нимбов и медальонов др. оттенком золота, чем фон, что является характерным приемом синайской мастерской ( Βοκοτπουλος Π. Λ. Βυζαντινς Εκνες. Αθνα, 1995. Σ. 48-49, 196-197). Общая композиция этой иконы, в т. ч. средника с Богоматерью и Младенцем на престоле, достаточно близко повторена на списке К. и. кон. XII в. почти такого же размера (48,5×37 см) из ГЭ, где поверх мафория голова Богородицы покрыта дополнительным платом и поза Младенца изменена - Он обращен ликом к Матери (Искусство Византии в собр.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ветхий денми. Икона VII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) (церковнослав.-      , рус.- Ветхий днями), в основе иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение В. д., одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан 7. 9), и Откровения ап. Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1. 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Михаил Хониат , митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии); «                  » (литийная стихира на «И ныне:»). Самое раннее из известных изображений - икона VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющая В. д. во славе. Надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа. Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова (Patm. 171. Fol. 449, IX в.) - В. д. представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри к-рого 9 ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского мон-ря (Vatop. 590, XII в.) - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия сер. XI в. (Paris. gr. 74) В. д. изображен дважды: с надписью « παλαις τν μερν» (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея (Fol. 1) в медальоне, сидящим на троне, здесь же - 2 медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (Fol. 167) - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, В. д.- с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее 2 др. В композиции «Страшный Суд» в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI вв. (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), В. д. следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда В. д. изображен на фреске ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г. Тема Второго пришествия выражена и в росписи 2-й пол. XII в. в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, где В. д. представлен в Деисусе.

http://pravenc.ru/text/158288.html

Страшный Суд. Икона. XII в. (мон-рь во имя вмц. Екатерины на Синае) Страшный Суд. Икона. XII в. (мон-рь во имя вмц. Екатерины на Синае) Свт. Кирилл Иерусалимский ведет беседу о В. п. в одном из Огласительных поучений. Он прежде всего обращает внимание на то, что у Иисуса Христа «большей частью все двоякое. Двояко рождение - одно от Бога превечное; другое - от Девы. Двояко сошествие… в первое… Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется «светом, как ризою» (Пс 103. 2). В первое «претерпел крест» (Евр 12. 2); во второе придет в сопровождении воинства ангельского и в славе» ( Суг. Hieros. Catech. 15. 1). В первое был судим; во второе «придет судить судивших Его» (Ibidem). Затем свт. Кирилл объясняет, что произойдет с вещественным миром, в к-рый Христос придет вторично. День пришествия Христа - это «последний день» для мира, «ибо будет конец мира сего». Однако «конец» не означает уничтожения мира. «Сотворенный мир сей,- указывает свт. Кирилл,- снова обновится», «дабы явиться лучшим» (Ibid. 15. 3). Никому неизвестно, когда все это произойдет, поэтому не следует любопытствовать и «назначать» время парусии. «Впрочем,- замечает Иерусалимский святитель,- и не засыпай в беспечности». Ссылаясь на ап. Павла, он предупреждает, что сатана может принять «вид Ангела света» (2 Кор 11. 14) и что антихрист, воспользовавшись этим сатанинским приемом, многих введет в обман ( Суг. Hieros. Catech. 15. 4). Именно поэтому, как полагает свт. Кирилл, «знамение Сына Человеческого» (Мф 24. 30) будет представлять собой св. Крест, ибо Кресту «противная сила» не дерзнет «уподобиться». «Знамение Креста - страх врагам Иисуса и радость друзьям Его» ( Суг. Hieros. Catech. 15. 22). Архангела, в сопровождении к-рого произойдет В. п., свт. Кирилл Иерусалимский наделяет человеческой речью: «Архангел возгласит и скажет всем: «вставайте в сретение Господне»» (Ibid. 15. 21). Из Беседы свт. Кирилла становится известно, что в его время в Галатии появились еретики, учившие о том, «что царство Христово будет иметь конец».

http://pravenc.ru/text/Второго ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010