427. Сун юань тхун цзянь сюй бянь. – Серия бяней (книг исследования), излагающих историю политических отношений Сунской и Юаньской династий. XVIII. Династия Мин (с 1368 по 1644 г. по Р. X.). 428. Чжу шу цзи нянь. – «Бамбуковая книга», или историческая хроника, разделенная на XII частей (в период 1440 гг.) по порядку событий. 429. Да Мин-гэ-ди ши лу. – Истинная история царствования всех государей великой династии Мингов. 430. Цзя-Лун вэнь цзянь да цзи. – Великая хроника Цзя-Лун (1522–67 1567–73 гг.), императоров Минской династии, о всем совершившемся, виденном, слышанном и записанном в их царствование. 431. Хуан-Мин ши фа лу. – Летописи законодательной эпохи императоров Мингской династии. 432. Хуан-Мин да чжен цзи. – Хроника великих законодательных работ правительства и различных мероприятий при императорах Мингской династии. 433. Хуан-Мин цун син лу. – Законченная и достоверная летопись Мингских императоров. 434. Хуан Мин тхун-цзи. – Полный регистр к хронике императоров Мингской династии. 435. Хуан-Мин да ши цзи. – Мемориал о великих деяниях императоров Мингской династии. 436 Чун чжень чжан бянь. – Летопись о временах императора Мингской династии (1628 г.) Чун Чжень – (Tsiung Cheng). 437. Юн-лэ да дянь му-лу. – Великий кодекс законов Юн-лэ, Мингской династии с указателем. NB. Посмертное имя сего Государя – «Чэн-цзу-вэнь-хуан-ди» он царств. с 1403 г., – 22 года. 438. Хуан Мин сы и кхао. – Тщательно рассмотренные четыре торговых договора Мингских государей. XIX. Династия Цинь (с 1644 г.). 439. Да-цин чау хуан-ди ши лу. – Достоверная летопись событий, совершившихся в царствование Да-цинской династии (с 1339 по 1396 г.). 440. Да цин сань чау шэн сюнь. – Мудрые правила и распоряжения в царствование Да-цингской династии. 441. Да цин и тхун чжи. – Полный исторический обзор событий Да-цинской династии. 442. Да цин хуэй дянь. – Сборник законоположений Да-цинской династии. 443. Да-цин ли. – Да-цинские статуты. 444. Да-цин iu тхун тху. – Беглый обзор событий и управления совершившихся во время Да-цинской династии (с прибавлениями сведений о том же). IX. Продолжение материалов по истории Китая (расположенных по содержанию): летописи, юридические и государственные акты, материалы частных лиц, учебные руководства, энциклопедии и другие сборники по разным предметам независимо от вышепоименованных

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

370 Вълева Ю. Средновековни хръстове-енколпиони от Националната художествена галерея//Археология. Т. XXIII. 1. 2. София. 1981. С. 83; Дончева-Петкова Л. Кръстове-енколпиони във Варненския музей//Известия на Народния музей Варна. Кн. 19 (34). Варна. 1983. С. 116. 371 Янин В. Л., Рыбина Е. А., Хорошев А. С., Гайдуков П. Г., Сорокин А. Н. Работы Новгородской археологической экспедиции на Троицком раскопе//Археологические открытия 1993 года. М., 1994. С. 38; Кат. 1.1/3 – Табл. 5. 372 Станчев Ст. Материалы от дворцовия центьр в Плиска//Известия на археологическия институт. XXIII. София. 1960. Табл. 3Б2; Postica С. Civilizatia veche româneasc din Moldova. Chiinu. 1995. C.61. Рис. 11; Дончева-Петкова Л. Кръстове-енколпиони от Варненския музей//Известия на народния музей Варна. Кн. 19 (XXXIV). Варна. 1983. 373 Томсинский С. В. Серебряный крестик-энколпион (из раскопок 2001 г. в Угличе)//Ладога и её соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 263–267. Рис. 1; Кат., 1.2/20 – Табл. 9. 374 Doneva – Petkova L. Croix d " or–reliquaire du Pliska//Culture et art en Bulgarie medievale (VIII- XIV s.). Sofia. 1979. P. 74–91. 377 Залесская В. Н. О связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X–XII веках//Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI веков. Л., 1988. 378 Основные сведения об этом кресте с обширной библиографией см.: Пуцко В. Г. Крест Марка Пещерника//Советская археология. 1987. 1. С. 217–229; Кат. I.2/9 – Табл. 8. 379 Залесская В. Н. Часть бронзового креста-складня из Херсонеса//Византийский временник. 1964. Т. 25. 381 Гравированные меднолитые энколпионы средних размеров с изображениями Распятия и Богоматери Оранты, с крупными углублёнными надписями на лицевой створке: ХС NHKA (тип Лингби по Й. Стаекеру) в российских коллекциях представлены только безадресными или неполными (створка из Василёва) экземплярами, поэтому для иллюстрации приводился энколпион малого размера этого типа, обнаруженный во Владимирской губ. (Кат. I.2/6 –Табл. 13, с. 54), и лицевая створка среднего размера из коллекции ГЭ (СПб.) Кат. I.2/29.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

К. являлся (наряду с Н. Н. Ворониным и П. А. Раппопортом ) создателем отечественной школы архитектурной археологии. Среди его учеников - А. Н. Кирпичников, В. А. Булкин, О. М. Иоаннесян, Э. С. Смирнова , Т. В. Ильина. Помимо публикаций по архитектуре и археологии Др. Руси К. принадлежит ряд статей по истории древнерусской живописи (20-е гг. XX в.). Научную деятельность К. сочетал с преподаванием истории древнерус. искусства. Прекрасное владение словом, умение «оживить» сухие археологические факты и воссоздать картину исторического события обеспечивали неизменный успех его лекциям. К.- лауреат Гос. премии СССР (1952 - за участие в 2-томном труде «История культуры Др. Руси» (М.; Л., 1948-1951)), награжден орденом Ленина (1953), доктор исторических наук (1959), автор ок. 120 печатных научных работ. Похоронен на Казанском кладбище в Пушкине Ленинградской обл. Архив К. хранится в НГОМЗ (Отдел письменных и изобразительных источников), часть материалов - в НА ИИМК РАН. 26-28 нояб. 2003 г. в С.-Петербурге состоялась конференция, посвященная 100-летию К., организаторами к-рой выступили ГЭ, СПБГУ, ИИМК РАН. Осн. соч.: Археол. исслед. древнего Киева: Отчеты и мат-лы (1938-1947 гг.). К., 1950; Новгородское зодчество//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь и др. М., 1954. Т. 2. С. 16-72; Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерус. города. М.; Л., 1958-1961. 2 т.; Новгород Великий. М.; Л., 1961; Зодчество древнего Смоленска (XII-XIII вв.). Л., 1964; Памятники архитектуры Новгорода XI-XVII вв. Л.; М., 1966; Новгород. Л., 19804. Лит.: Вагнер Г. К., Кирпичников А. Н. К 60-летию М. К. Каргера//Сов. Арх. 1963. 4. С. 124-126; Кирпичников А. Н. М. К. Каргер//Культура и искусство Др. Руси: Сб. ст. в честь проф. М. К. Каргера. Л., 1967. С. 7-21; он же. К 70-летию М. К. Каргера//Культура средневек. Руси: [Сб. ст.]. Л., 1974. С. 3-4; он же. Творческий путь М. К. Каргера//Архитектура и археология Др. Руси. СПб., 2009. С. 5-7. (Тр. ГЭ; 46); Булкин В. А. Воспоминания о М. К. Каргере//Искусство Др. Руси и его исследователи: [Сб. ст.]. СПб., 2002. С. 279-283; Калитина Н. Н. О М. К. Каргере//Там же. С. 276-278; она же. Странички воспоминаний. СПб., 2005. С. 72-75; Из сказок М. К. Каргера/Публ. подгот.: О. В. Овсянников//Архитектура и археология Др. Руси. 2009. С. 13-16; Овсянников О. В. Иконописец XVIII в. Михаил Слепохин; М. К. Каргер и кот Евстафий//Там же. С. 8-12. В. А. Булкин, И. Л. Тихонов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) КУЛАКОВСКИЙ Юлиан Андреевич (1855-1919), рус. ученый, историк, специалист в области истории Рима и Византии, филолог-классик, переводчик с латыни и древнегреческого, археолог, публицист

http://pravenc.ru/text/1681017.html

Имеет глубокие исторические связи с рус. Н. На территории Вост. Европы было обнаружено более 200 тыс. куфических дирхемов, гл. обр. среднеазиат. чекана, массовое поступление к-рых шло в Х в. по волжско-днепровскому торговому пути ( Гайдуков, Калинин. 2012). Подражания этим дирхемам, по-видимому, составили 1-й этап древнерус. денежного производства. Еще теснее связано с рус. Н. монетное обращение Золотой Орды, серебряные дирхемы и данги к-рой в XIII-XV вв. имели свободное хождение на Руси. Поскольку владения Джучидов и среднеазиат. династий от Тахиридов до Шейбанидов и проч. в разное время входили в состав России, то наибольший вклад в изучение монет этих регионов внесли российские ученые. Родоначальником научной систематизации мусульм. монет и Н. Золотой Орды считается акад. Х. Д. Френ, директор Азиатского музея С.-Петербургской АН (ныне Ин-т восточных рукописей РАН) и создатель его нумизматической коллекции (ныне в ГЭ). Его последователями были В. Г. Тизенгаузен и А. К. Марков. В советское время наибольший вклад в развитие Н. Джучидов внесли С. А. Янина, Г. А. Фёдоров-Давыдов, М. Б. Северова и др., среднеазиат. Н.- М. Е. Массон, автор лекционного курса «Нумизматика Средней Азии» (ЛГУ), Е. А. Давидович, Б. Д. Кочнев и др. В настоящее время оба направления со своими методиками, источниками, кругом проблем и задач становятся полноценными дисциплинами восточной Н. Среднеазиатская ислам. Н. изучает монеты и денежное обращение Хорезма, Мавераннахра, Сев. Хорасана и др. регионов, приблизительно совпадающих с границами бывш. советских республик Ср. Азии. Ее подразделами являются Н. Тахиридов и Саманидов (IX-X вв.), Караханидов (X-XIII вв.), хорезмшахов (XII-XIII вв.), Чагатаидов (XIII-XIV вв.), Тимуридов (XIV-XVI вв.), Шейбанидов (XVI в.), Джанидов (XVII-XVIII вв.) и др. местных династий до ХХ в. включительно. Позднейшие полунезависимые гос-ва в этом регионе, вошедшем в состав Российской империи в кон. XIX в. (Хивинское ханство, Бухарский эмират, Кокандское ханство), продолжали чеканкой своей монеты традиции средневекового денежного хозяйства. Главным эмиссионным центром, как и в древности, оставалась Бухара, чеканившая золотые тилли, серебряные таньга и медные фулюсы под контролем русского правительства на заключительном этапе. Последние денежные эмиссии Бухарского эмирата были проведены в 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

10. Поэтому, Небесный Законодатель (Тянь-мин, т. е. Государь Император) нравственную природу нашу – (шуай-син) направляет постоянно к совершенству – (цюань), посредством сей истинной и чистой мудрости – (Сю дао), и ведущей к разумению самого сокровенного в вероучении – (Цзяо). В учении же о добродетели (дэ), как настоящей средине всего, содержатся человеколюбие – (жень), справедливость – (и), обряды – (ли), знание – (Чжи) и проч. Всякого рода творимые рукою художника изображения – (сян) из дерева – (му-сян), глины – (ни-сян), на бумаге – (чжи-сян), не заслуживают особого к ним внимания, это пустяки (ту-ши сюй-вэнь). Все потрясающее наше ухо – (цзин-эрр), ослепляющее и затемняющее глаза – (саю-ань му), т. е. разного рода лжеучения, есть ересь – (и-дуань), и не должно быть принимаемо и почитаемо – (бу-цзу-шан-е), одна Священная История и Св. Писание (Дао-цзин) заслуживают нашего внимания и изучения; ибо только в этом руководящем начале (Дао-цзин) и есть истинный путь – (Дао), по которому можно всякому следовать (сянь-чуань-лай). 11. От начала мироздания – (кай-пи-и-лай), чрез праотца Адама – (цзу-ши Адань) переходило по преданию – (чжуань), это учение – (дао), до Авраама – (Авулохань), от Авраама к Исааку – (И-сы-ха-кэ), от Исаака к Иакову – (Я-кэ-цзюэ-ву), от Иакова к XII патриархам – (цзун-пай), от патриархов к Моисею (Не-шэ), от Моисея к Аарону – (А-кэ-лянь), от Аарона к Иисусу Навину – (Юэ-шу-во), от Иисус Навина к Ездре – (Е-цзы-ла). Этим преданием от патриархов и учением, заключенным в Св. Писании – (шэн-цзя), руководствуется доселе израильский народ – (Ю-тай-гэ-цзы-ши-мин). В них излагаются все правила добродетели – (шань), указываются и воспрещаются все пороки – (э), содержатся наставления о ежедневном Богопочитании и страхе Божием – (вэй-тянь-чжу) об искренности души – (чэн-и), и вообще личной добродетели – (Сю-шэнь). О посте (чжай-цзе) и воздержании в пище и питии (инь-ши), существуют особые правила – (ли). На всех изучающих Священное Писание – (ву-юй-цзин), и повинующихся его законам (цзун-фэн), с Небеси – (Тянь-ся) ниспосылается – (цзы-чжи) благословение; а между самими людьми распространяется слава добродетельного – (шань-дэ чжи-чэн); – чрез это же получают свое счастье все семейства (т. е. народ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

470. Шан хай цзин гуан чжу. – Высшая и пространная энциклопедия летописных материалов. 471. Гу сян чу сюэ цзи. – Дорогие воспоминания для учащегося юношества, собранные из древних летописных сказаний. 472. Цзин ши сы янь тхи яу. – Книга событий исторических, составленная из четырех отделений, с существенно необходимыми замечаниями. 473. Гу вэнь юань цзянь. – Исторический обзор достопамятных событий, соч. в древнем стиле. 474. Гу-шю юань. – Сборник извлечений из древних исторических документов. 475. Бэй тхан шу чао. – Книга документов северной Палаты (дворца). 476. Гу-синь и-ши. – Древняя и новая история, для чтения вслух. 477. Чжао дай цун шу. – Книга, заключающая сведения о многих славных и древних династиях. 478. Ле дай цзи юань. – Летопись царствований, расположенная хронологически с древних времен. 479. Цзи юань хау цзи. – История времен последующих, собранная и изложенная по порядку. 480. Хуа ши вэй чуань. – Картина исторических событий в порядке изложенных. 481. Хай-дау и чжи. – Собрание разнообразных исторических анналов. 482. Дун тхан жи чжа. – «Восточный кладезь» или собрание повременных документов по истории. 483. Ду ши фан юй цзи яо. – Книга для основательного изучения существенных исторических сведений, собранных из летописей. 484. Жу эрр ши чжа цзи. – Историческая летопись, составленная на основании двадцати двух документов. 485. Нань цзян и ши. – Последовательная летопись: о южных частях государства китайского. 486. Ши цзуань цзуо бянь. – Изложенная в порядке летопись, новая бянь. 487. Жу эрр ши кхау. – Двадцать две летописи, тщательно рассмотренные и разделенные на отделы. 488. Пхин фэй цзи люэ. – Известные исторические заметки об усмирении мятежников. 489. Дун-гэ ши люэ. – История славного восточного государства. 490. Вань-нянь шу цзи юань бэнь. – Книга десятитысячелетий (Вань-нянь), или летописи истории, распределенные по XII циклам (хуэй). 491. Цзэн дин гоан юй-цзи. – Основные историч. исследования с обширными критическими замечаниями. 492. И-тхун юй тху. – Общий истор. взгляд снабженный иллюстрациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

2) каналы и «киноварные поля» у обычного человека находятся в зачаточном состоянии и потому не могут быть обнаружены путем естественнонаучных исследований. В полной же мере данные структуры присутствуют только в организме опытных даосов, а в своем предельном значении только у того, кто достиг бессмертия. 285 Секуляризированным вариантом даосских упражнений, направленных на правильную организацию движения ци в организме, стал цигун (букв. «работа с ци»). Дыхательная гимнастика, весьма популярная как в Китае, так и за его пределами, часто используется не без успеха в медицинских целях. 288 Сыма Цянь. Исторические записки: («Ши цзи»): Т. IV/пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р. В. Вяткина, А. Р. Вяткина. М.: Восточная литература (Серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 7). 1986. С. 160. 289 Совершая опыты с различными веществами в поисках эликсира бессмертия, даосы совершенно «случайно» изобрели порох. Первоначально он был не взрывчатым, а горючим и назывался хо яо, что буквально означало «огненное зелье». Порох впервые был упомянут в сочинении «Тай цин дань цзин яо цзюэ» («Главные секреты “Киноварного канона Высшей чистоты”»), приписываемом знаменитому медику и алхимику Сунь Сы-мяо (581–682), в середине VII в. н. э. Однако довольно долго его не использовали в практических целях, в том числе и в военных. К XII веку н. э. китайцы освоили военное употребление пороха, от них секрет взрывчатого вещества получили воины Чингисхана, которые активно пользовались им в своих походах. Затем секрет пороха был заимствован арабами, сражавшимися с христианами. И только во второй половине XIII века формула пороха была описана европейцами Роджером Бэконом и Альбертом Великим. Начало же изготовления огнестрельного оружия – пушек – относится только к следующему – XIV веку (1327 год). 290 Гэ Хун Баопу-цзы нэй пянь цзяоши (Эзотерические главы «Баопу-цзы» с комментариями)//Цит. по: Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007. С. 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТИКИ изделия из стеклянной пасты (разных цветов, прозрачной и непрозрачной) в форме медальона со священным изображением, имитирующие произведения средневековой, прежде всего визант., глиптики ( геммы - камеи и инталии). Л. отливали по форме, благодаря чему они были недорогими в исполнении, удобными для массового производства и тиражирования, что в свою очередь позволяло использовать их как евлогии и предметы личного благочестия. Л. находили при раскопках в различных регионах Средиземноморья, на Балканах и в Зап. Европе, а также в удаленных районах визант. влияния: на территории России и Швеции. Согласно М. Россу, центрами производства Л. были в X-XIII вв. К-поль, в кон. XII - нач. XIV в.- Венеция; известны Л., происходящие из Фессалоники. В наст. время большинство исследователей склоняются к тому, что Л. появились в зап. части христ. мира и получили широкое распространение после завоевания К-поля (1204). По мнению греч. исследовательницы Л. Бурас, для обозначения Л. визант. авторы использовали термин λα (Byzantine and Post-byzantine Art: Exb. Сат. Athens, 1986. P. 208-209). Учитывая форму (обычно овальную) и размер (высота от 2 до 6 см) Л., не исключено, что в них обрела новую жизнь античная традиция стеклянных фалер с портретами эллинистических государей и рим. императоров (ряд памятников II в. до Р. Х.- кон. II в. по Р. Х. из собрания ГЭ), которые использовали как знаки воинского отличия и донативы ( Alföldi A. Zu den Glasmedaillons der militärischen Auszeichungen aus der Zeit des Tiberius//Ur-Schweiz. Basel, 1957. Jg. 21. N 4. S. 80-96; Boschung D. Römische Glasphalerae mit Porträtbüsten//Bonner Jb. 1987. Bd. 187. S. 193-258; Неверов О. Я., сост. Античные камеи в собр. Эрмитажа: Кат. Л., 1988. С. 150-170). Цвет и прозрачность стеклянной пасты могут указывать на место производства Л.: считается, что Л. из прозрачных паст делали в К-поле, а Л. из непрозрачной пасты красного цвета различных оттенков, вплоть до коричневого с темными бороздками разделки,- в венецианских мастерских. Сохранились также экземпляры светло-зеленого, желтого и синего цветов.

http://pravenc.ru/text/2110569.html

В. сохранились: в рукописи XIII в. (Oxon. Bodleian. Baroc. 17. fol. 8v, 25v), где А. В. изображен в 2 типах - грузная фигура, на голове корона с 3 зубцами и безбородый с миловидным лицом, в диадеме и темном плаще; в рукописи из ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи в Венеции (XIII в. Z. I. 48. fol. 44v, 52v, 53v) - представлен как визант. император эпохи Палеологов, с христ. инсигниями . В сборнике кирилло-белозерского книгописца Евфросина есть миниатюра, изображающая юного А. В. в царском облачении на престоле (РНБ. Кир.-бел. 11/1088 1491 г.). Различные сюжеты. В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова , кон. IX в. (Vat. Gr. 699. s. VIII), и в ее списках имеется миниатюра с изображением 4 мировых царств (Дан 7. 1-7), включающая также и «Царство Александра Великого». На моливдовуле X в. (ГЭ) представлен портрет А. В. По мнению Э. Кош де ла Ферте, на кольце 21) из частной коллекции Э. Стататос в композицию магического назначения включено изображение головы А. В. Лит.: Ξυγγπουλος Α. Ο Μγας Αλξανδρος ν τ βυζαντιν γιογραφ//ΕΕΒΣ. 1938. T. 14. Σ. 267-276; Weitzmann K. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton, 1951. P. 87-104; Gleixner H. J. Das Alexandersbild der Byzantiner: Diss. Münch., 1961; Gleixner H. J.//RBK. 1963. Bd. 1. Sp. 96-99; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, XII век: Владимир. Боголюбово. М., 1969. С. 199, 202; Settis-Frugoni C. Historia Alexandri elevati per griphos ad aerem. R., 1973; Даркевич В. П. Светское искусство Византии: Произв. визант. художественного ремесла в Вост. Европе, X-XIII вв. М., 1975. С. 154-158; J. Српске мuhujamype. Београд, 1983. Табл. 113-117. С. 47-49, 131-133; Coфujcka илустрована Александрида. Београд, 1987; Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв.//Slavist. Beitr. 1991. S. 47-50; Holl O./LCI. Bd. 1. Sp. 94-96; Artuqiden-Schale im Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum Innsbruck: Mittelalterliche Emailkunst zwischen Orient und Occident. Münch., 1995; Этингоф О. Е. Античные традиции в древнерусской художественной культуре X-XV веков//Античное наследие в культуре России/Под ред.

http://pravenc.ru/text/64334.html

1958. Т. 14(39). С. 129-137; Талис Д. Л. Из истории русско-корсунских полит. отношений в IX-X вв.//Там же. 1958. Т. 14(39). С. 103-115; он же. Сюреньская крепость//Там же. 1972. Т. 33. С. 218-229; Домбровский О. И., Паршина Е. А. О раннесредневек. застройке территории античного театра//Сообщ. Херсонесского музея. Симф., 1960. 1. С. 36-42; Арсеньева Т. Н. Некрополь рим. времени у дер. Ново-Отрадное//Сов. Арх. 1963. 1. С. 192-203; Жеребцов Е. Н. К изучению раннесредневек. памятников Херсонеса//ВВ. 1963. Т. 23(48). С. 205-213; Гилевич А. М. Новый клад херсоно-визант. монет//Там же. 1964. Т. 24(49). С. 150-158; Залесская В. Н. Часть бронзового креста-складня из Херсонеса//Там же. 1964. Вып. 25(50). С. 167-175; она же. О сюжетах двух херсонесских рельефов с «выемчатым» фоном//Сообщ. ГЭ. Л., 1976. Вып. 41. С. 35-37; она же. Два раннесредневек. глиняных светильника из Сев. Причерноморья//Сов. Арх. 1988. 4. С. 233-237; Пятышева Н. В. «Земляной путь» рассказа о походе Владимира на Корсунь//Там же. 1964. 3. С. 104-114; Νυσταζοπολου Μ. Γ. Η εν τη ταυρικ χερσονσω πλις Σουγδαα απ του ΙΓ μχρι του ΙΕ αινος. Αθναι, 1965; Домбровский О. И. Фрески средневек. Крыма. К., 1966; он же. Архитектурно-археол. исслед. Загородного крестообразного храма Херсонеса//МАИЭТ. 1993. Вып. 3. С. 289-318; он же. Византийские мозаики Херсонеса Таврического. Pozna, 2004; он же. О хронологии «Базилики Уварова»//Историческое наследие Крыма. Симф., 2004. 3/4. С. 11-31; Романчук А. И. К вопросу о положении Херсонеса в «темные века»//АДСВ. 1972. Вып. 8. С. 42-55; она же. Херсонес XII-XIV вв.: Ист. топография. Красноярск, 1986; она же. «Слои разрушения X в.» в Херсонесе: (К вопросу о последствиях корсунского похода Владимира)//ВВ. 1989. Т. 50(75). С. 182-188; она же. Западный загородный храм Херсонеса//Там же. 1990. Т. 51(76). С. 165-171; она же. Очерки истории и археологии визант. Херсона. Екат., 2000; eadem (Roman uk A. I.) Studien zur Geschichte und Archäologie des Byzant. Cherson. Leiden; Boston, 2005; она же.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010