„Месяца Ноября в 8 день, повести и откровение преподобного отца нашего Архипа пустынника парамонаря всеславного и честного храма (арх)ангела Михаила в Хонехе”. Нач. „Начало ицеления даров и благодатию данных нам Богом”.., в Троицком Лаврском Сборнике конца XII – начала XIII в., л. 38 об. В Менологии императора Василия, как и в нынешних святцах, воспоминание о чуде, совершившемся по молитвам преподобного Архипа, под 6 Сентября. Житие великомученика Евстафия Плакиды. О существовании его перевода даёт знать Нестор в житии Бориса и Глеба, – по изданию Бодянского стр. 3. Память 20 Сентября. Житие Евфимия Великого. На существование его перевода намекается в одном из поучений преподобного Феодосия Печерского , по изданию преосвященного Макария: III, 1 fin., и в житии Аврамия Смоленского. Православный Собеседник стр. 142. Память 20 Января. Житие Илариона Великого. На существование его перевода намекается в том же житии Аврамия Смоленского, – ibidd. Память 21 Октября. Житие Иоанна Златоустог о. На него делается ссылка в том же житии Аврамия Смоленского, – ibid. стр. 145 fin. Память его праздновалась и празднуется 13 Ноября (скончался 14 Сентября), а воспоминание перенесения его мощей – 27 Января. Жития Кодрата мученика, которое есть в Супрасльской рукописи, так как память его 10 Марта, сохранились ещё два отдельных листка XI века, по другому против Минеи переводу (Востоков в Учёных Записках II отд. Академии Наук, кн. II, выпуск 2, стр. 65, Срезневский Древние памятники Русского письма и языка, стр. 21 col. 2 и 169 col. 1; весь сохранившийся отрывок с фотографическим снимком письма в приложениях к книге второго). Житие преподобного Нифонта (епископа Констанции Кипрской, будто бы IV в.), апокрифическое (отзыв о нём патриарха Николая Грамматика, † 1111г с собором, в Никоновской Кормчей гл. 54, л. 582, вопрос-ответ 19), находится в рукописи Троицкой Лавры 1219г., (см. о нём в Известиях Академии Наук т. X, стр. 374, и в статье Костомарова: Мистическая повесть о Нифонте, – Исторические монографии и исследования I, 291; фотографический снимок письма в приложениях к помянутой книге Срезневского 1640 . Заметим здесь, кстати, что подпись на рукописи понимается неправильно: последняя писана не Иоанном и Алексеем для Кирилла, а наоборот Кириллом для Иоанна и Алексея; следовательно, Кирилл просто писец и более ничего. Часть жития по рукописи XI в. напечатана Обществом любителей древней письменности, – издания Общества Должно думать, что житие Нифонтово, как апокрифическое, не было вносимо в Минеи и было переведено отдельно. Память Нифонта, весьма редкая в древних святцах (но уже читаемая в святцах глаголического Ассеманиева евангелия) – 23 Декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Блаж. Николай Кочанов, из рода почетных людей в Новгороде, юродствовал всегда на Софийской стороне, не переходя через Волхов на Торговую сторону, откуда всегда гнал его блаж Феодор, говоря: «не ходи, юроде, на мою сторону; живи на своей». Взаимно и Николай гнал Феодора, бросая в него кочанами капусты, от чего и прозван Кочановым. Эта вражда двух блаженных была уроком для буйной вольницы Новгородской. Оба они ум. в том же 1392 году – Федор 19 января, погребен на торговой стороне, в часовне, близ церкви св. Георгия на Лубянице, а над могилою блаженного Николая (ум. 27 июля) в 1554 году построен храм св. Пантелеймона. Память обоих празднуется в день кончины. В «Иконописном Подлиннике» сказано о Николае Качанове: «подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом» (Филимонов, стр. 400). Блаженному Федору сочинена особая служба, по которой совершается пред ракою его молебствие (Макарий, «Церк. Древности в Новгороде», I, 388). О юродивом Георгии упомянуто только в «Иконописном Подлиннике» под 23 Апреля: «подобием рус, аки Козма; ризы как на Иоанне Устюжском» (Филимонов, стр. 52). Время кончины и место погребения неизвестны. Память 3 ноября. Неканонизирован (Сергий III, прим. 3, стр. 61). 142. Святая княжна инокиня Харитина, яже в девичьи монастыри бысть в лето 6000 месяца октября в 5 день Инокиня и настоятельница Петропавловского девичьего монастыря, на Синичьей горе под Новгородом. Время жизни ее неопределенно показано в памятниках: по поздней надписи на раке – 7000 лет и «княжна Чехиня», а по рукоп. святцам «из рода королей Литовских» и 6000 лет. Если храм Петра и Павла, построенный в 1192 году, уже существовал при Харитине, то время жизни ее в Новгороде надобно отнести к XIII столетию, так как известно, что вторая половина этого века была бурное, кровавое время для Литвы. Тогда многие князья Литовские искали убежища в Русской земле, может быть в числе их была и княжна Харитина (Филарет, «Р. Св.», октябрь, стр. 24). Догадка некоторых, что она была привезена в Новгород для вступления в брак с св. князем Феодором Ярославичем и по смерти его постриглась, не имеет достоверного основания. Память празднуется 5 октября. С 1764 года Петропавловская церковь бывшего монастыря, в которой почивают мощи ее под спудом, обращена в кладбищенскую. По «Иконописному подлиннику»: «родом бысть королевства Литовскаго; подобием простовласа девица, в единой свите без мантии» (Филимонов, стр. 34). 143. Святый и праведный Иаков Боровицкий чюдотворец бысть в лето 6960 месяца октября в 23 день на Мсте реце

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Что касается дня открытия Академии, то хотя в Записках Высокопр. Филарета обозначено 25 число Сентября, но в положительных документах значится и впоследствии постоянно из года в год совершалось празднество в память сего открытия 1 Октября, равно как и самый пятидесятилетний юбилей (в 1864 году) был празднован в это число. Разность эта примиряется тем, что Высокопр. Филарет разумел открытие Правления академического и вступление в свои должности всех лиц начальственных и исполнительных по управлению, которые тотчас и занялись приготовлениями к торжеству открытия Академии, назначенному в 1 число Октября. – Самое же торжество открытия не могло быть 25 Сентября по одному уже тому, что в этот день невозможно было бы и совместить его с известным великим празднеством в Лавре в память Св. Преподобного Сергия Радонежского. Об этом торжестве открытия читаем следующие небезынтересные сведения 210 : «Открытие Академии было 1 числа Октября – день благознаменательный, в который новый вертоград наук поручался покрову и заступлению Богоматери, обетовавшей быть неотступною от сего святого места – обители Св. Преподобного Сергия. События веков подтверждают и оправдывают истину данного обители иноческого подвижничества: и полвека, прожитые обителью учения, дают нам смелость думать, что Пресвятая Дева покрывает своим омофором и сей рассадник науки, получивший приют и осенение в покровительствуемой Ею обители. Здесь в тиши уединения питаются юные души не одной пищей книжного учения, но святыми помышлениями и чувствованиями духовной жизни... Будем же благодарны Лавре Сергиевой за щедродательное уделение нам духовного озарения. С признательностью воспомянем имена тех, которые так благомудренно водворили Академию в Лавре». «Начальником торжества открытия Академии был Августин, только за месяц перед тем с саном Архиепископа получивший права Настоятеля Троицкой Лавры. В 9 часов утра наставники и студенты собрались в Троицкий Собор к Литургии, которую совершил Архиепископ Августин. После Литургии было молебствие перед начатием учения. Затем учащие и учащиеся приложились к мощам Преподобного Сергия и, по два в ряд, шли в царские чертоги. По совершении в зале Академической Конференции водоосвящения и по возглашении многолетий Государю Императору с Августейшей Фамилией и Св. Синоду, прочтён был Инспектором Академии Архимандритом Филаретом Высочайший Указ 30 Августа. Главное содержание сего Указа нам известно. По прочтении Указа, студентами был воспет кант, который, как видно по его содержанию, составлен был в совершенное соответствие с содержанием Высочайшего Указа. Вот некоторые куплеты этого канта:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

По памятникам, преподобная Харитина была урожденная княжна литовская и подвизалась в новгородском девичьем монастыре святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе 630 . Время подвигов ее неопределенно показано в памятниках 631 , так что остается определять его соображением; а между тем это время может показать особенность и в жизни духовной княжны. Известно, что каменный храм обители, где почивают мощи преподобной, построен в 1192 году 632 . Если же храм Петра и Павла существовал уже тогда, как блаженная Харитина начала жить в Новгороде, то время жизни ее в Новгороде надобно отнести к XIII столетию; с другой стороны известно, что вторая половина XIII столетия была бурным, кровавым временем для Литвы. В 1265 году многие лица княжеского литовского дома поспешно удалились из Литвы в Россию, князь Довмонт – во Псков, а сын князя Товтивилла с двором своим убежал из Полоцка в Новгород 633 . По летописи, новгородцы хотели тогда перебить прибежавших к ним литовцев за прежние обиды Литвы Новгороду, но князь Ярослав не допустил их до того 634 . Таким образом открывается, что литовская княжна Харитина была из числа лиц, гонимых бурею времени, помимо личных дел своих. Оттолкнутая миром, она не искала более ничего в мире и посвятила всю жизнь свою на служение Господу. Приняв иночество, она за добродетельную жизнь поставлена была в начальницу обители и до самой кончины своей была образцом смирения, чистоты и строгого воздержания для подчиненных ей. Так христианская добродетель не имеет нужды в счастьи для своих успехов; она и от несчастья крепнет и растет и переводит чтителя своего с земли на Небо. По памятникам, княжна Харитина почила 5 октября 6000 л. или 7000 л. Обращая это неопределенное время в определенное, после сказанного по летописям, полагаем, что святая княжна игуменья окончила подвиги свои в 6790­1281 октября 5 день. С 1764 года храм апостолов Петра и Павла, где почивают мощи ее под спудом, – кладбищный Софийской стороны. Память ее местно чтится 5 октября 635 . День седьмой

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Под покровительством Всеволода Юрьевича в Суздальской земле в конце XII - начале XIII в. было составлено несколько летописных сводов, ставших основой последующего летописания Северо-Восточной Руси (в т. ч. наиболее ранних памятников - Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, " Летописца Переяславля Суздальского " ), большие фрагменты владимирского летописания были включены в Киевский свод 1200 года. Преимущественное внимание владимирские летописцы уделяли деятельности владимиро-суздальских князей, подчеркивали ведущую роль князя Всеволода в межкняжеских отношениях на Руси. Некролог Всеволоду Юрьевичу в " Летописце Переяславля Суздальского " прославляет князя за то, что он " не токмо единой Суждалской земли заступник бе, но и всем странам земля Роусьскыя " . Во владимирском летописании неоднократно подчеркивалось, что замещение киевского княжеского стола происходило по воле Всеволода Юрьевича (что не соответствует историческим фактам). " Слово о погибели Русской земли " (сер. XIII века) содержит утверждение, что Всеволод Юрьевич стоит во главе всей Русской земли. Почитание В Лаврентьевской летописи запись о кончине и погребении Всеволода Юрьевича (под 1212) сопровождается обширной похвалой его храмоздательской деятельности, смирению и справедливости. Воинская доблесть и военно-политическое могущество Всеволода Юрьевича ранее были воспеты неизвестным автором " Слова о полку Игореве " . Имя Всеволода Юрьевича было внесено во вседневные соборные синодики главнейших городов Северо-Восточной Руси . В конце 1540-х - начале 1550-х годов в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора излагался порядок поминания архиереев, вел. князей и княгинь, их детей и внуков, чьи останки почивали во Владимире. О поминании Всеволода Юрьевича в грамоте написано, что " по великом князе Димитрии-Всеволоде Георгиевиче в год пети две панихиды большия с ужинами, на преставление его апреля в 15 день, а другую на память его октября 26 дня " (последняя память отмечалась в празднование вмч.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Брат святого Саввы — сербский король Стефан Первовенчанный — в начале XIII века построил недалеко от города Кралево монастырь Жича, который с первых дней своего бытия стал резиденцией первого Сербского Архиепископа. Здесь, в монастырском храме, была провозглашена самостоятельность Сербской Православной Церкви, и здесь же святитель Савва возложил на его ктитора королевский венец. Главный храм монастыря освящен в честь Вознесения Господня. Как и «Студеничска лавра» Жичский монастырь много раз подвергался разрушению и особенно пострадал во Вторую мировую войну. Теперь он реставрирован и является женским монастырем, а также местом пребывания Жичского епископа. Недалеко от г. Печ красуется окруженный высокими горами величественный ставропигиальный женский монастырь Печска Патриархия (с главным храмом в честь Вознесения Господня). Основание монастыря относится к середине XIII столетия, когда преемник святителя Саввы—святитель Арсений I в 1253 году перенес резиденцию Архиепископии в предместье г. Печ, где тогда была только одна небольшая церковь. Название «Печска Патриархия» монастырь получил от того, что в 1346 году Сербская Архиепископия была возведена в ранг Патриархии, предстоятель которой продолжал оставаться в данной обители. В память о многолетнем пребывании предстоятеля Сербской Церкви в Печском монастыре (до 1766 г.) в титул Патриарха Сербского после восстановления патриаршества (1920) введено название «Архиепископ Печский». Кроме того, каждый новый Патриарх после интронизации в Белградском кафедральном соборе во имя Архангела Михаила торжественно возводится в Печском монастыре на трон Архиепископов Печских (по сербски —«свечано устоличенье»). В соборе Печской Патриархии хранятся святые мощи сербских Архиепископов Арсения I (церковная память 28 октября по старому стилю), Саввы II (8 февраля 1271 г. по старому стилю), Даниила II (20 декабря 1337 г. по старому стилю), Патриарха Ефрема ( 15 июня 1399 г. по старому стилю) и других . В библиотеке монастырской имеется много древних рукописей.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

58 . Герасим Вологодский, основатель упраздненного Кайсаровского Троицкого монастыря, который находился в городе Вологде, скончавшийся (как принимается) 4-го Марта 1178-го года. Из сказанного нами выше о преп. Галактионе Вологодском, – 53, видно, что местное празднование (если только оно действительно есть) установлено когда-то после 1691-го года. 59 . Кирилл, епископ Туровский , знаменитый проповедник, живший во второй половине XII века и скончавшийся неизвестно в каком году. Есть проложное сказание о нем, написанное во второй половине XIII – в XIV веке, в котором делается молитвенное обращение к нему как уже к признанному святому. 1459 Память 28-го Апреля. XIII века: 60 . Евпраксия, в мipe Евфросиния, княгиня Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича, скончавшаяся 8-го Мая 1243-го года. 1460 Можно думать, что местное почитание ее как мученицы (она была убита своим пасынком) началось более или менее рано, ибо на 10-й день после ее кончины было знамение от иконы, стоявшей над ее гробом. 1461 —221— 61 . Великий князь Георгий Всеволодович, убитый Татарами на Сити 4-го Марта 1238-го года. Празднование ему началось не позднее первой половины XVII века, ибо оно есть в Уставе Московского Успенского собора этой первой половины XVII века. 1462 62 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднования памяти Георгия Всеволодовича. 1463 63 . Меркурий, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 64 и 65. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года, и брат его Константин, скончавшийся неизвестно, когда. 1464 Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи. 1465 66 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно, когда, вероятно – во второй половине XIII века, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, остающейся от прежнего монастыря. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Из них упомянуто только три имени: Георгий, Иоанн, Иулиан. 2) Имена всех 63 приведены; между ними есть Иоанн, но нет ни Георгия, ни Иулиана. 3) Краткое описание паломничества их в Иерусалим. 3) Подробное описание паломничества их в Иерусалим. 4) Задержаны в Колонии по истечении семилетнего перемирия. 4) Задержаны в видах политических. 5) Судил их кесарийский наместник, сносившийся с протосимвулом (халифом). 5) Судил их кесарийский начальник Соломон Милхин, сносившийся с египетским царем. 6) Архонты были повешены на столпах и расстреляны стрелами; память их 21 октября. 6) Воины были повешены на столпах и расстреляны стрелами 21 октября. 7) Кесарийский гражданин Иоанн, прибыв в Иерусалим, на оставленные ему деньги купил для них место в Эксопилах, близь храма св. Стефана, где и похоронил их. 7) Кесарийский архиепископ Иоанн, прибыв в Иерусалим, похоронил тела их в том месте, где стоит храм св. Стефана, вне Иерусалима. 8) Память их была написана сначала на сирийском языке, а потом по поручению монаха Иоанна переведена на византийский. 8) Память их была написана сначала архиепископом Иоанном и потом изложена в форме μαρτριον’а Симеоном, монахом, пресвитером и молчальником иерусалимской пещеры Четыредесятницы. Прежде всего ясно, что это два не собственно иерусалимских предания, а точнее сирийское и кесарийское, на которые лишь в некоторой несущественной мере могла оказать действие иерусалимская легенда. Сирийское предание, изложенное в простой, крайне непритязательной форме, еще не носит в себе элемента чудесности; характерною особенностью его является благоволительное отношение к имп. Льву Исавриянину. Кесарийское предание, в очень литературно составленной форме, уже полно чудесного элемента и напротив относится к первому иконоборцу с чисто византийской точки зрения, то есть как к нечестивцу, которого называет даже «новым Магометом». С первого взгляда как будто кажется, что это второе заслуживает большего доверия, нежели первое, – именно как исходящее от современника события – архиепископа Иоанна. Но беда в том, что приурочение к определенному времени и к определенному лицу кажется подозрительным: архиепископа Иоанна, в VIII в. в Кесарии Палестинской мы не знаем; по Lequien (III, 573), с VI до XI столетия неизвестно ни одного из кесарийских иерархов. Кроме того известие этой редакции о зависимости Палестины от египетского (фатимидского) халифата в VIII в. уже прямо ложное, так как фатимиды утвердились в Египте только с начала X века. Уже одна эта черта свидетельствует, что кесарийская легенда явилась не ранее X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Лавра Св. Афанасия - крупнейший греческий монастырь Афона, штатный. Построена Св. Афанасием Афонским по желанию и при содействии воеводы Никифора Фоки в 961-963 годах. Представляет собой гранитный замок, окруженный высокими зубчатыми башнями. Св. Петр Афонский- первый отшельник, подвизавшийся в пещере в IX или VIII веке. Память его празднуется 12 июня. Кавсокаливийский скит - основан подвижником XIII века Максимом Кавсокаливой. Один из самых аскетических скитов: его монахам не разрешается даже иметь сети и лодки для ловли рыбы. Пещера Нила Мироточивого - находится в отвесной скале во владениях Лавры Св. Афанасия. Преп. Иоанн Кукузель жил в XII веке. Память его празднуется 1 октября. Речь идет об источнике Св. Афанасия Афонского. По преданию, после постройки Лавры был большой неурожай и голод, и вся братия разбрелась на поиски пищи. Покинул Лавру и сам Афанасий, но по дороге ему явилась Богоматерь; упрекнув его в маловерии, Она повелела вернуться в обитель. По Ее приказанию Афанасий ударил жезлом о скалу, откуда забил источник. В память явления была воздвигнута церковь в честь Богородицы Живоносного источника. Собор Лавры построен Св. Афанасием в конце X века и посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Великомученик Димитрий Солунский (память его празднуется 26 октября) особо чтим на Афоне. В Ватопедском, Пантелеймоновом и Ксенофском монастырях хранятся частицы его мощей Монах Феофан (Критянин) - художник XVI века. Епископ Порфирий Успенский относит его фрески в Соборном храме и трапезной Лавры Св Афанасия к 1535-1536 годам, а росписи в Георгиевской церкви Ксенофа - к 1564 году. Великий и вселенский учитель и святитель Василий Великий, крупнейший православный писатель, автор литургии, епископ Кесарии (ок. 330-379). Память его празднуется 1 января Дольмены (от брет. dol men - " каменный стол " ) - древние памятники, первоначально считавшиеся алтарями или жертвенниками друидов (кельтских жрецов), расположенные на западе Европы в Передней Азии, Индии и в незначительном количестве на Кавказе. Позднее археологами было установлено, что дольмены являются каменными гробницами доисторической эпохи.

http://isihazm.ru/1/?id=824

Архангельск, соб. под 6 апреля память «св. Мефодия и Кирилла брата его». В Остромировом и Ассемановом Евангелии под 14 февраля память «прп. Констан­тина философа», под 6 апреля «св. Мефодия». Житие св. Кирилла помещалось под 14 октября, житие св. Мефодия – под 6 апреля. Чехи и моравцы с 1380 г. празднуют Кириллу и Мефодию 9 марта (Acta Sanctorum, mart. 2). 542 В Синодальной апрельской минее XII века под 6 апреля канон Кириллу и Ме­фодию. Здесь в 7 песни о Мефодии: «Моравско страна вели заступ и стълп имея к Богу, тобою просвешена, научи(ся) възвати в свои язык: отец наших Боже»... Совсем другой канон в Болгарской минее XIII века: «яко солнце светлость (с) востока тя всияв к за­паду, отче, посла мудра учителя всъмъ» (Изв. акад. VI, 191. 192). Одна служба напеча­тана в: Григорович В. Древне-славянский памятник, дополняющий житие словянских апостолов, святых Кирилла и Мефодия//Ученые записки Казанского университета. 1862. Здесь в 9 п.: «тя, блаженне, земе Моравска поет, тьло твое имущи, и Панонска, просвещена тобою. Людие сшедшеся празднуют твою память». Несколько песней св. Кириллу в: Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы. 544 Страдание св. Павла помещено между житиями новых мучеников, издано на греческом языке в Венеции 1799 г. Пасха 1683 г. была 8 апреля. Следовательно, Великий Пяток, день страданий Господа и день кончины св. Павла, был 6 апреля, а не 3,как показывают другие. 546 Нил в предисловии к уставу: «Повсюду обретается в Св. Писаниях похваляемо, еже во единым или двема безмолвие, якоже и самовидцы бехом в Св. Горе Афонстъй и в странах Царьградских и на иных мъстъх многа суть такова пребывания». О путе­шествии и в письме его. 550 Неизвестного житие прп. Иосифа Волоколамского в: Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе: В 48 ч. М., 1843–1892. Ч. 10 (далее – При­бавления к изданию творений свв. отцов). 552 Вассиан в своем оправдании: «Сие лжеши на мя и на моего старца Нила (Сор- ского), что мы хулим чудотворцев и древних и новых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010