Новгороде (1363) на щите Л. С. было изображено обращенное острием вниз крыло, уподобившее его средневек. гербу. В визант. памятниках палеологовского времени рядом с Л. С., изображенным средовеком вост. облика, могут располагаться разные персонажи: большое количество мирян-иудеев (на иконе «Распятие Господне» из ц. «Кафисма» Благовещение на о-ве Патмос (XIV в.)), Стефатон, изображенный как юный воин, к-рый держит трость с губкой; за спиной Л. С. наряду с воинами стоят иудеи на иконе «Распятие Господне», закрывающей ставротеку в реликварии кард. Виссариона Никейского (2-я пол. XIV в., Галерея Академии, Венеция). В критской иконописи Л. С. продолжали изображать рядом с ап. Иоанном Богословом, в то время как копье и трость несли др. воины и служители, напр. на иконе кисти Эммануила Ламбардоса (нач. XVII в.; Национальный музей средневек. и совр. искусства в Сиракузах). Та же композиция «Распятие Господне» и образ Л. С. вошли в текст Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (Ерминия ДФ. С. 112). Одиночные образы Л. С. встречаются в поствизант. стенописи греч. мон-рей, в Метеорах, на Афоне, где он представлен как отдельно стоящий рядом со св. воинами или в медальоне, напр. на юж. стороне юж. арки в парекклисионе св. Безмездников мон-ря Ватопед (по датировке В. Джурича - ок. 1371, по Е. Цигаридасу - кон. XIV - нач. XV в., переписано в 1847 «изографом» Матфеем из Янины). В наосе кафоликона мон-ря Ставроникита Л. С. изображен на арке между сев. стеной и сев.-вост. колонной, образуя пару со св. Никифором (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон). Л. С. одет не как воин, а как мученик (хотя в подписи он назван центурионом) в дорогих одеждах, красном плаще, с непокрытой головой; он молод; с темными волосами и округлой бородой. Правой рукой он поднимает 8-конечный крест, левая открыта перед грудью в жесте принятия благодати. В нартексе кафоликона мон-ря Дионисиат на сев. откосе одного из окон (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас; поновлены в 1866 мон. Мисаилом) Л. С. изображен наряду со св. Онисифором и св. врачами Киром и Иоанном; на юж. стене парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы при том же кафоликоне - между св. Никифором и Иаковом Перским (1546-1547, мастер Зорзис). Л. С. помещен рядом со св. воинами Георгием и Нестором в нижнем ярусе на зап. стене (к югу) на фресках парекклисиона вмч. Георгия скита «тис Провата» мон-ря Вел. Лавра (1634/35, мастера - монахи Меркурий и Атзалис). В трапезной мон-ря Дохиар (роспись 1700, иером. Дамаскин из Янины) образ Л. С. в медальоне находится на зап. стороне над окнами, между мч. Мамантом и Анастасием Фессалоникийским (Солунским).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Γρεβενν], епархия Элладской Православной Церкви в Зап. Македонии. Граничит с Фессалией и Эпиром. Кафедра находится в г. Гревена (ок. 7 тыс. жителей), население Г. м., включая жителей примерно 120 населенных пунктов,- ок. 35 тыс. чел. Гревена известна с визант. времени; название города, возможно, имеет слав. происхождение. Сведения о существовании епархии появляются с X в., когда она находилась в подчинении Охридской архиепископии. Первый известный по имени епископ Гревены - Иоанн ( XI в.) был рукоположен архиеп. Охридским Львом II Мунгом. Гревенская кафедра в числе др. македон. кафедр находилась в подчинении архиепископа Фессалоникийского, к-рый до VIII в. был в юрисдикции папы Римского. Однако ранее Церковь этого региона вместе с Церковью Нов. Эпира оказалась в подчинении архиепископии Юстинианы Первой, резиденцией к-рой с IX в. был г. Охрид (впосл. Охридская архиепископия). В 1767 г. Г. м. была включена в состав К-польской Патриархии. В 1218-1219 гг. в епархии служил ученый клирик Георгий Вардан (впосл. митрополит Керкирский). С XV в. епархия получила статус митрополии и находилась на 7-м месте в перечне митрополий Охридской архиепископии. В XVII в. она стояла на 4-м месте, но не имела в подчинении епископов. Митрополит Гревенский получил титулы «ипертим», а также «экзарх Южной Македонии», к-рые сохраняются за ним и поныне. В период османского владычества Г. м. была важным центром арматолов (см. в ст. Греция ) и греч. партизан. Окончательно Гревена была освобождена от власти турок 10 нояб. 1912 г. Город играл существенную роль в период греко-итал. войны 1940-1941 гг., являясь важным транспортным узлом. Во время оккупации претерпел значительные разрушения, особенно в июле 1944 г., когда была сожжена большая часть строений, в т. ч. школа и здание митрополии, где находился архив. Город и митрополия сильно пострадали и в гражданскую войну (1947-1949). В наст. время в Г. м.- 96 приходов, в т. ч. храм свт. Ахиллия, еп. Ларисского, покровителя города, 71 парекклисион, 187 екзокклисионов, 5 монастырских храмов. Кафедральный собор, сгоревший в 1837 г., был возведен вновь в 1924 г., он посвящен Благовещению Пресв. Богородицы. Тогда же был построен новый митрополичий дворец. В Г. м. есть неск. церковных изданий, церковно-образовательные учреждения, церковный музей, а также интернат, приют для престарелых, др. социальные учреждения. Г. м. принадлежит мон-рь Заворда, основанный прп. Никанором Фессалоникийским в 1537 г., и неск. подчиненных ему, ныне не действующих мон-рей. Уроженцами Г. м. были новомученики Димитрий и Георгий Янинский, особенно почитается сщмч. митр. Гревенский Емилиан (Лазаридис) (1877-1911). Лит.: Γρεβενν, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 686-688; Darrouzès. Notitiae. P. 371-372; Fedalto. Hierarchia. P. 567; πτυχα. 2006. Σ. 468-471. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166425.html

Наблюдается также отставание в исследовании визант. археологии от текстуальной византинистики и искусствознания, где она играла подчиненную роль «иллюстратора истории», однако ее значение неуклонно возрастает, в т. ч. для историографии, ориентированной на тексты и историю искусства. В наст. время визант. археология рассматривается как самостоятельное направление научной деятельности, важное для национального развития стран, унаследовавших территории исторической Византии: при образовании Мин-ва культуры Греции (1971) возникла служба охраны визант. и поствизант. памятников; под эгидой ЮНЕСКО создан Европейский центр визант. и поствизант. памятников, к-рым была проведена международная конференция «Памятники Византии и мировое культурное наследие» (Фессалоника, 2001), принявшая пакет документов по законодательству, охране, учету, изучению и использованию исторического наследия Византии (Byzantine Monuments and World Heritage// DCAE . 2001. T. 2) Инициатором этой деятельности выступает Греция; в конференции участвовало 16 стран (в их числе и Россия), на территории к-рых есть памятники археологии В. и. Мозаика пола ранневизант. периода с изображением христ. города из ц. св. Иоанна в Хирбет-эс-Самра Мозаика пола ранневизант. периода с изображением христ. города из ц. св. Иоанна в Хирбет-эс-Самра Визант. археология разработана слабее, чем археология классической Греции и Рима и средневек. археология Зап. Европы. До недавнего времени при раскопках исследование начинали с уровней поздней античности, а более поздние слои, в т. ч. визант., сносили как «варварские». Даже ключевые объекты археологии В. и. редко исследуют широкой площадью с применением новейших методик; мало сведений о повседневной жизни горожан и крестьян, об истории бытовой архитектуры. Неск. лучше изучены первые века Византии (IV-VII вв.), к-рые отчасти затронуло исследование классической культуры; хуже - переходный (сер. VII-VIII в.) и средневизант. период (IX-XII вв.), когда возникли своеобразные типы памятников, а визант.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Разграбление Фессалоники арабами в 904 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 111v) Разграбление Фессалоники арабами в 904 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 111v) В 727 г. население Г. и Кикладских о-вов подняло восстание против иконоборческого эдикта 726 г. имп. Льва Исавра. В период правления имп. Константина V в 746 г. в Г. и на близлежащих островах распространилась эпидемия чумы, занесенная из Сицилии и Калабрии. Из греч. городов особенно пострадал г. Монемвасия, к-рый, будучи уже тогда значительным торговым центром, имел обширные связи с Италией. К сер. VIII в. относится свидетельство, сохранившееся в трактате «О фемах» имп. Константина VII Багрянородного (913-959), о том, что «ославянился» весь Пелопоннес, сделался варварским, когда чума распространилась по всей ойкумене. В IX-X вв. слав. расселение в Г. уже завершилось и на суше Византия постепенно восстанавливала свою власть. Важнейшей угрозой для Г. стали морские набеги арабов, как регулярного флота, так и пиратов, к-рые к этому времени господствовали на Средиземном м., захватили Сицилию, в 825 г. овладели Критом. Морская война в Эгеиде шла с переменным успехом, а постоянная угроза с моря приводила к запустению мн. островов и прибрежных районов Г. В 862 г. арабы разграбили Афон, в 872 г.- Ионические о-ва. В 880 г. от них пострадали Коринф, Патры и мн. районы Пелопоннеса, однако вслед за этим византийцы одержали морскую победу над арабами в Коринфском зал. В 904 г. араб. флот под предводительством принявшего ислам грека Льва Триполита захватил Атталию, а затем, прорвавшись в Эгейское и Мраморное моря, овладел Авидосом, Димитриадой и Фессалоникой. Разграбление Фессалоники нанесло серьезный ущерб визант. торговле в Эгейском м. и надолго сократило возможности византийцев в активном противостоянии арабам в регионе Г. В 911 г. визант. флот был уничтожен арабами в сражении у о-ва Самос. Неоднократные попытки визант. войска и флота вернуть Крит долгое время не приносили успеха. Лишь в 961 г. визант. экспедиция Никифора Фоки освободила остров, существенно уменьшив опасность вражеских вторжений в Эгейское м. и Г. Византийская «Реконкиста»: VIII-XII вв.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Швед. школа В., сосредоточенная при Уппсальском ун-те (фак-т лингвистики и филологии), главное внимание уделяет изучению визант. лит-ры (прежде всего агиографии) и греч. филологии. Главные представители - Л. Рюден (Rydén), Я. У. Русенквист (Rosenqvist). Издаются ж. «Eranos: Acta philologica Suecana», серия «Studia Byzantina Upsaliensis» (с 1986). В последние десятилетия география международного В. существенно расширилась: сформировались византиноведческие центры в Дании (Центр византийских исследований при Ин-те истории Копенгагенского ун-та), Японии (К. Ватанабе), Австралии (серия «Byzantina Australiensia»), на Кипре (исследовательский центр Киккского мон-ря, Никосийский ун-т) и в др. странах. Международные конгрессы византинистов: 1-й - Бухарест, 1924 (64 уч., 11 стран); 2-й - Белград, 1927; 3-й - Афины, 1930; 4-й - София, 1934; 5-й - Рим, 1936; (6-й - Алжир, 1939, не состоялся); 6-й - Париж, 1948; 7-й - Брюссель, 1948; 8-й - Палермо, 1951; 9-й - Фессалоника, 1953; 10-й - Стамбул, 1955 (впервые представлена делегация из СССР, нет участников из Греции); 11-й - Мюнхен, 1958; 12-й - Охрид, 1961; 13-й - Оксфорд, 1966; 14-й - Бухарест, 1971; 15-й - Афины, 1976; 16-й - Вена, 1981; 17-й - Вашингтон, 1986; 18-й - Москва, 1991; 19-й - Копенгаген, 1996; 20-й - Париж, 2001; 21-й - Лондон, 2006. В. в России Интерес к Византии на Руси проявился уже в период средневековья. В рус. исторических произведениях, включавших материал переводных визант. хроник ( «Повести временных лет» , летописных сводах XV-XVI вв. и др.), Византийской империи отводилось важное место. Основы для научного изучения Византии в России были заложены в XVII в. созданием собрания греч. рукописей в Москве (миссия Арсения (Суханова) на Афон) и основанием Славяно-греко-латинской академии при участии греч. ученых братьев И. и С. Лихудов . В кон. XVII - нач. XVIII в. появляется ряд историографических работ, по-разному освещавших историю Византии, ее связи и влияние на Русь. Среди них - «Синопсис», приписываемый архим. Иннокентию (Гизелю) (1674), «Скифская история» А. И. Лызлова (1692), «Ядро российской истории» А. И. Манкиева (1715). Первые опыты научного исследования Византии появились после создания С.-Петербургской АН (1724). В XVIII в. Византия изучалась в основном в связи с историей древних славян и Руси. Визант. источники использовались Г. З. Байером (1694-1738) в работах «О происхождении Руси» (Origines Russicae. Petropoli, 1741), «О первом походе руссов против Константинополя» (De Russorum prima expeditione Constantinopolitana. Petropoli, 1738), «География России и соседних регионов ок. 948 г. по Р. Х.» (Geographia Russiae vicinarumque regionum circiter a. C. 948. Petropoli, 1744). Визант. материалы привлекали в своих работах В. Н. Татищев , М. В. Ломоносов , Г. Ф. Миллер , А. Л. Шлёцер . В 70-х гг. XVIII в. Шлёцер и И. Г. Штриттер издали корпус сведений о народах Дуная и Понта Эвксинского у визант. историков.

http://pravenc.ru/text/158430.html

На белоглиняных сосудах синими, красно-коричневыми и зелеными красителями исполняли фигуры животных и птиц; на мн. чашах есть монограммы владельцев; дополнявшие изображения или заключенные в медальоны, они сами являются элементом декора. Производство посуды засвидетельствовано в различных регионах Балканского п-ова: Аттике, Македонии, Мёзии и Фракии. Малоазийские города Никея и Никомидия сохранили свое значение развитых керамических центров. В Коринфе, Фивах и Спарте были распространены большие красноглиняные блюда с гравированными изображениями рыб, агнцев и виноградных лоз под кроющей желтой поливой. Обращение к ранневизант. сюжетам (агнец, рыба) - одна из характерных черт культуры палеологовского ренессанса. Эта группа керамики обладает 2 отличительными признаками: изображения на ней оказываются в русле новых исканий визант. искусства, что само по себе указывает на метрополию, а характер стилизации виноградных лоз обнаруживает влияние араб. скоростного письма «насх». Из исконных визант. областей такими чертами отличались прежде всего памятники Греции с их ярко выраженной ориентацией на мусульм. Восток. Источником этого влияния было, с одной стороны, завоевание византийцами в 960-961 гг. о-ва Крит и последовавшее за ним переселение мусульман в Аттику, с др.- выгодное положение греч. торговых центров, получавших предметы араб. импорта. В Фессалонике, Олинфе, Пелле и юго-зап. Болгарии были найдены при раскопках красноглиняные сосуды с изображениями, выполненными в технике сграффито, на к-рых представлены арх. Михаил, вмч. Димитрий, как, напр., на чаше из Византийского музея в Фессалонике. Хотя композиционно сцены на таких сосудах близки кипрской керамике того же времени, характер рисунка и иконография повторяют изображения на визант. монетах, чеканившихся при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) в Фессалонике. Ювелирное искусство этого периода представлено единичными памятниками: золотые перстни с надписями и монограммами Палеологов, украшенные филигранью и зернью серьги и браслеты.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Н. К. принадлежал к знаменитой аристократической семье Кавасил, различные ветви которой были известны в Македонии, Эпире и К-поле. Род. не позднее 1300 г. в Фессалонике ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 44-45; Σπουρλκου. 1966. Στ. 337). При крещении получил имя Николай; его племянник, также знаменитый визант. богослов, св. прав. Николай Кавасила Хамаэт, предположительно был назван в честь Н. К. (см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 45-46). О родителях Н. К. ничего не известно. Сохранились сведения о том, что сестра Н. К. в конце жизни (в 1362) поступила в мон-рь св. Феодоры в Фессалонике ( Georg. Sphrantz. Chron. Min. 18. 2; Th é ophile (Kislas). 2001. P. 44). С юных лет Н. К. отличался аскетическим настроем: по свидетельству Никифора Григоры , в течение всей жизни Н. К. были свойственны «глубокое воздержание и нестяжание» ( Niceph. Greg. Hist. XXI 5. Vol. 2. P. 1025:18). Еще в молодости Н. К. прилежно воспитывал в себе смирение и старался жить скромно, незаметно, что стало его характерной чертой на всю жизнь. Т. к. Фессалоника в нач. XIV в. была очагом учености и привлекала многочисленных риторов, философов, грамматиков и др. наставников, преподававших различные науки, Н. К. имел возможность получить блестящее образование. Фессалоника славилась и как важный монашеский центр, тесно связанный со Св. Горой Афон. Овладев всеми необходимыми познаниями, Н. К. стал преподавать фессалоникийским юношам различные науки: риторику, философию, астрономию и др.; вероятно, он также преподавал богословие. Известно, что Н. К. был связан с Иоанном XIV Калекой (Ibid. XXII 4. P. 1052:12-13) и последовал за ним в К-поль, когда в 1334 г. тот был избран патриархом ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 47). Н. К. также был знаком с Варлаамом Калабрийским и связан особыми узами дружбы с Никифором Григорой (Ibidem), что свидетельствует о его принадлежности к визант. интеллектуальной элите того времени. В 1334-1339 гг. Н. К. преподавал в К-поле, после чего на некоторое время возвратился в Фессалонику. В 1343 г. он вновь находился в К-поле. Возможно, перемещения Н. К. в это время были связаны с восстанием зилотов (Ibidem). В 1343-1361 гг. Н. К. постоянно пребывал в К-поле, где занимался преподаванием и участвовал в церковной жизни. Его ближайшие и наиболее известные ученики - св. прав. Николай Кавасила (в возрасте 15 лет прибывший в К-поль, чтобы учиться у своего дяди, см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 46; Γκλτσου. 1989. Σ. 8) и Димитрий Кидонис - также стали видными визант. богословами и оказывали влияние на интеллектуальную атмосферу Византийской империи. Димитрий Кидонис в своей 1-й Апологии восхищался мудростью и познаниями, а также добродетельным и неконфликтным нравом Н. К.; он чтил его как «друга и учителя» ( Mercati. 1931. P. 391).

http://pravenc.ru/text/2577639.html

Ранневизант. памятники особенно хорошо изучены в Болгарии. В послевоенный период здесь активно работали международные экспедиции, к-рыми к кон. ХХ в. были полностью раскопаны позднерим. Никополь-на-Истре; большой епископский «город» на месте одного из рим. военных лагерей лимеса в Нове (Новах) на Дунае (работы вел ун-т Познани, Польша); руины ц. св. Ахиллия в столице царя Самуила на оз. Микра-Преспа с уникальным комплексом погребений в каменных саркофагах (ун-т Фессалоники, 1966-1970). Этим работам посвящены международные симпозиумы (Велико-Тырново, 2000; см.: Roman City, 2002). К наст. времени в Болгарии открыто ок. 200 ранневизант. храмов. Исследования археологии В. и. на Балканах охватывают не только церковные древности, но и крепостную архитектуру, гос. и светскую культуру южнослав. народов в эпохи визант. доминирования (исследования крепостей М. Поповичем) и описывают их культуру как достаточно самостоятельную и тесно связанную не только с Византией, но также с Зап. Европой. В Болгарии применялась фортификация визант. типа. Аналогичные процессы и публикация каталогов ранневизант. памятников идут и в др. молодых южнослав. гос-вах, напр. подготовленное Б. Алексовой издание по Македонии. В период существования единой Югославии здесь сложилась собственная школа визант. археологии, представленная Чурчичем, Д. Попович, С. Попович, М. Поповичем и мн. др. IV. Изучение в Греции. Долгое время решающим фактором в развитии визант. археологии в Греции было археологическое открытие храмов кон. IV - нач. V в., начатое в сер. 20-х гг. XX в. Если к 1929 г. в сводках раннехрист. базилик в Греции насчитывалось до 40, то в 40-х гг. эта цифра выросла вдвое, к сер. 50-х гг. их число дошло до 100, а в наст. время в научный оборот введено ок. 300 раннехрист. памятников Греции (Г. Сотириу, П. Лемерль, А. Орландос; см.: Soteriou G. A. Die Altchristlichen Basiliken Griechenlands//Atti del IV Congr. Intern. d " archeol. cristiana. R., 1940. Vol. 1. P. 355-380; Lemerle P. A propos des basiliques paléochrétiennes de Grèce//BChell.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Понимая сложность положения Константина, в 912 г., перед смертью, Л. М. передал власть не ему, а брату Александру. При этом Л. М. добился клятвы от представителей синклита в том, что они будут почитать и защищать Зою и малолетнего Константина. Имп. Лев VI перед Иисусом Христом. Мозаика в люнете под главным входом Св. Софии в Константинополе. Кон. IX — нач. Х в. Положение Византии в мире при Л. М. было весьма неблагоприятным. Л. М. лично никогда не принимал участия в военных кампаниях, но Византия вела войны почти непрерывно. Этот период - время наивысшего расцвета Первого Болгарского гос-ва, к-рым правил Симеон I (894-927). Отречение болг. кн. Бориса в 889 г. во многом перечеркнуло результаты усилий византийцев, которые в предыдущие годы стремились через проповедь христианства в Болгарии создать прочный союз с этой страной. Распространение христианства в Болгарии и др. регионах Балкан продолжалось, но оно не привело к стабилизации военно-политического положения на полуострове. Преемник Бориса, его младший сын Симеон, поддерживал прохрист. политику, однако стремился добиться гегемонии Болгарии на Балканах. Затяжная серия войн византийцев с болгарами началась в 894 г. Визант. хронисты, видимо отражая общественное мнение в Византии X в., возлагали вину за развязывание войны на Стилиана Зауцу. Считалось, что предлогом для войны стало мероприятие Зауцы, к-рый, вероятно следуя своим личным интересам, перенес часть торговых рынков для болгар из К-поля в Фессалонику и увеличил для болг. купцов пошлины. Болгары посчитали себя обманутыми, и их жалобы Симеон использовал для начала войны. Тем не менее все же сложно признать, что такова была главная причина столь напряженных военных действий, продолжавшихся почти без перерывов более 30 лет. Война была крайне неудачной для византийцев. Осенью 894 г. визант. полководец Кринит потерпел поражение от Симеона в сражении при Адрианополе. В 895 г., собрав свои основные силы во главе с Никифором Фокой Старшим, византийцы предприняли решительное наступление на север Балкан, одновременно ввели эскадру в устье Дуная и отправили посольство к венграм, чтобы склонить их к союзу против Болгарии. Перед лицом превосходящих сил и угрозы военных действий с 2 сторон Симеон был вынужден заключить перемирие. Однако в 896 г., победив венгров, он возобновил наступление на Византию. В битве при Булгарофигоне (ныне Бабаэски, Сев.-Зап. Турция) визант. войско было полностью разбито. Симеон в 1-й раз подошел к стенам К-поля, и Л. М. пришлось заключить мир, уступив болгарам значительные территории на побережье Чёрного м. Соглашение не остановило экспансии Симеона, к-рый продолжал нападения на визант. Македонию и Фракию. Договор 904 г. передавал под власть болгар большую часть Сев. Греции, сев. побережье Эгейского м. восточнее Фессалоники, большую часть Сев. Эпира (совр. Албания). Вторая осада К-поля Симеоном состоялась в 913 г., уже после смерти Л. М.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

В изучении визант. производств (ткани, стеклоделие, строительство, керамическое производство, ювелирное дело и др.) сложился ряд направлений с собственными аналитическими методами, в т. ч. естественно-научными. Они имеют первостепенное значение не только для истории экономики, но также и для искусства, истории религии и Церкви. История визант. стекла изучает центры производства и его связи с античным и вост. стеклоделием, технологии и их перенос в др. районы мира (в т. ч. на Русь), использование стекла в производстве бытовых и церковных сосудов, украшений, в архитектуре (витраж) и мозаике, в алхимии и др. Визант. стеклоделие тесно связано с рим. традицией, к-рая в I в. до Р. Х. ввела технологию выдувания и превратила стекло в массовую продукцию. Для Др. Руси важно изучение визант. стеклянных сосудов, браслетов, бус X-XIII вв., импорт к-рых был очень активен (О. М. Олейников). В церковном ювелирном искусстве стеклоделие важно для изучения производства эмалей (Т. И. Макарова) и литиков - стеклянных подражаний иконкам из камня. Изучается вопрос о происхождении витражного стекла в храмах К-поля (мон-рь Липса и др.) и Руси (Чернигов, Владимир, Ст. Рязань) в XII в. Фрагмент шелковой ткани с изображением птиц из раскопок ц. св. Ахиллия на оз. Микра-Преспа. XI в. Фрагмент шелковой ткани с изображением птиц из раскопок ц. св. Ахиллия на оз. Микра-Преспа. XI в. Особую роль в культуре В. и. играло производство шелка и его распределение (о торговле; имп. дарах монархам Европы см.: Muthesius A. Byzantine Silk Weaving: AD 400 to AD 1200. Vienna, 1997). До VI в. шелк привозили из Китая и Центр. Азии (при раскопках находят печати VII-VIII вв. торговцев шелком); к Х в. было налажено местное производство (в т. ч. пурпурных тканей) в Коринфе, Афинах, Фивах и др. Центром торговли шелком с Русью и Болгарией была Фессалоника, в Зап. Европу он попадал через посредство Венеции. Археология В. и. изучает производство и распространение художественных тканей по находкам в погребениях (церковные ткани и облачения) с сохраняющейся органикой (раннесредневек. Мощевая Балка на Сев. Кавказе; средневек. курганы и погребения в церквах России и Украины; в Зап. Европе). Для изучения последних особый интерес представляют результаты недавней выставки тканей из погребений в соборе Бамберга (кат. под ред. Г. Хельмеке: «Byzantinische und Orientalische Seidenstoffe: Grabfunde aus der Sepultur der Bambergen Domherren. Bamberg, 2001).

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010