Казань (храмы) Материал из Азбука паломники Казанский Кремль [ править править код ] Казанский кремль (тат. Казан кирмне, Qazan kirmäne) — древнейшая часть Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность, официальная резиденция Президента Татарстана. Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года. Подробнее... Никольский кафедральный собор [ править править код ] Никольский кафедральный собор представляет собой целый архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда церковно-административных зданий. Адрес : Республика Татарстан, г.Казань, ул.Баумана, 5 Телефон : (843) 292-57-51 , (843) 292-36-36 Интернет-сайт : nks-km.ru Проезд : По пешеходной улице Баумана в сторону Кремля. Незадолго до конца улицы справа будет собор. На автомобиле — по улице Профсоюзная с односторонним движением, собор будет слева через 200 метров после перекрестка с улицей Чернышевского. На метро — до станции " Кремлевская " . Подробнее... Благовещенский собор Казанского кремля [ править править код ] Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии – архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры.

http://azbyka.ru/palomnik/Казань_(храмы)

По наблюдениям исследователей, праздник вошел в устав в в., в Киевской Руси. Проложное сказание и текст службы известны по рукописям XIII–XIV вв., иконы – с XV в. Однако автор сказания анонимен, идеи, заложенные в тексте, имеют общехристианский характер. Автор свидетельствует об утверждении праздника, но не называет ни имени учредителя праздника, ни указывает на тот факт, насколько праздник «удален во времени и пространстве от момента видения чуда во Влахернской церкви», и «признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле нет». (См. подробнее: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 52–63). Существует мнение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлено праздновать 1 октября, потому что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) и 21 ноября (Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Бесспорным является тот факт, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы – важнейший православный праздник, отмечаемый на Руси и известный еще в домонгольский период. М. Б. Плюханова считает, что очень важным для средневековой Руси «оказалось заложенное в символе Покрова общественное начало». Исследовательница видит специфику этого праздника на Руси в почитании образов церкви как «покрова, ограды, защиты». В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы: проложное сказание «О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу»; «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодвы Мариа»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодви Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия». Текст публикуемого здесь проложного сказания стабилен, в рукописных списках встречаются лишь небольшие разночтения, сказание фиксируется уже в составе Прологов XII–XIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ризница располагается в монастырской резиденции (конаке). Наибольшей ее ценностью являются остатки бывшей выдающейся патриаршей библиотеки, в которой сейчас хранится около ста десяти рукописей XIII–XVIII вв. Особую ценность представляют Евангелие конца XIV – начала XV века, Октоих пятигласник – древнейшая напечатанная кириллицей книга на Балканах 1494 года, и Диоптра (собрание поучительных сочинений о спасении души), датируемая XV веком. Среди икон примечательна «Успения святого Саввы»: пока архиепископ Арсений совершает отпевание, духовенство и король Радослав со свитой собрались вокруг одра покойного, чтобы отдать ему последние почести. Из нескольких «житийных икон» интересны две иконы XVII века: икона Георгия Победоносца и святых врачей Космы и Дамиана. Более поздняя икона святой Петки из XVIII века выделяется своей особой художественностью. В ризнице хранится большое количество ювелирных изделий, оклады для Евангелий, потиры, подсвечники, дарохранительницы, рипиды, реликварии и другие дары известных и неизвестных жертвователей. Престол Богородицы 1960 года являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В приделе сохранилась и изначальная крестильница. Возле церкви Святых Архангелов и ныне существует мраморный трон, на котором сидели некогда Святой Саввы и другие иерархи во время Соборов. Особую ценность представляет собой колокол 1432 года, названный Родоп, по имени отлившего его мастера. Во дворе монастыря находится башня с часовней Даниила Столпника. Печский патриарший женский монастырь является своего рода галерей фресок XIII, XIV, XV и XVI веков. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября В день празднования иконе Божией Матери «Печская» (18 мая) в монастыре совершается торжественное богослужение. Как добраться [ править править код ] Адрес: Patrijasiska ulica, Pe, 30000, Косово Проезд: монастырь находится при входе в Руговскую долину близ Печи в Косово. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Печский_патриа...

  Значение дискуссий в Ферраре для православного учения о посмертной участи души Как справедливо отмечал в своем собственном сочинении против чистилища свт. Геннадий Схоларий , «относительно новшеств латинян в настоящем вопросе … мудрейшие из [греков] рассуждали не слишком много» 10 . И действительно, в византийский период мы имеем не слишком много примеров систематической полемики 11 против чистилища. Среди исключений, в частности, – несколько богословских диспутов XIII – нач. XV вв.: собеседование между митр. Керкирским Георгием Варданом и францисканским монахом фра Бартоломео (1231/1232 г.) 12 , прение находившегося под стражей за отказ принять Лионскую унию прп. Никифора Уединенника с латинским патр. Иерусалимским Фомой (кон. октября – нач. декабря 1276 г.) 13 , дискуссия между иеромон. Иосифом Вриеннием и византийским доминиканцем Максимом Хрисовергом (состоялась в 1400 г. на о-ве Крит) 14 . Даже те грекоязычные богословы, которые обращались к критике латинского догмата в XIII–XIV вв., как видно, были не вполне осведомлены о содержании латинского учения; зачастую византийцы соотносили его с более понятным для них апокатастасисом Оригена – представлением о конечности адских мук, имеющих будто бы лишь очистительное значение для всех грешников без исключения. На это указывал св. Геннадий: «Некоторые клевещут на латинян, будто бы они учат о всеобщем восстановлении (ποκατστασιν) для жизни вечной посредством чистилища и о конечности [гееннских] мук (τς κολσεως), не зная, как они [на самом деле] говорят о Пургатории (πουργατριον) и что они помещают его до конечного Пришествия Христова» 15 . Жак ле Гофф утверждает, что понятие ποκατστασις использовалось для описания чистилища уже упомянутым Фомой Лентинским 16 (это дало бы некое основание для встречающейся у византийских богословов критики), однако, насколько можно судить по сохранившемуся тексту (как было сказано ранее, в рукописи, по которой было подготовлено издание, присутствует лакуна), под «восстановлением» латинский патриарх имел в виду воскресение мертвых, а не чистилище 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

В издательстве Киево-Печерской лавры вышел в свет двухтомник «Патерик Печерский» 23 октября 2009 г. 15:12 «Киево-Печерский патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской лавры , являющейся колыбелью христианского монашества на Руси. В первый том книги вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры — в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно перерабатывался и дополнялся, оставаясь одной из самых любимых книг на Руси. Однако в «Патерик» включались не все имевшиеся в церковной традиции и открываемые наукой сведения о Киево-Печерских святых. Настоящее издание представляет собой новую редакцию книги, призванную восполнить этот пробел, и рассчитано на самый широкий круг читателей. Во второй том «Киево-Печерского патерика» вошли жития лаврских святых XVII-XX вв. В первую очередь, это недавно канонизированные лаврские подвижники, мощи которых почивают в Лавре и трех киевских обителях, принадлежавших ей на правах скитов — Китаевской, Голосеевской и Преображенской пустынях (свтт. Петр Могила, Павел Тобольский, Филарет Киевский; сщмч. Владимир Киевский; прпп. Досифей Киевский, Феофил Киевский, Парфений Киевский, Паисий Юродивый, Алексий Голосеевский). Во-вторых, это некоторые лаврские подвижники, канонизированные в дореволюционное время, но не включавшиеся тогда иконописцами и гимнографами в сонм Киево-Печерских святых из-за пребывания мощей вне Лавры (свтт. Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский). И, наконец, это некоторые подвижники, проведшие в Лавре многие годы, но почивающие мощами вне ее и канонизированные недавно (свт. Антоний Воронежский, 12 свв. из числа мчч. Черкасских, прп. Кукша Одесский). Книгу предваряет историческое введение о положении Православия в России и в Украине в охватываемый период. Издание выполнено в подарочном оформлении с многочисленными иллюстрациями. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/920665.htm...

228 Ламанский В. И. Славянское житие Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. ЖМНП. 1904, январь. С. 165. 230 Патарая Г. Неоткрытые острова сокровищ. – Литературная газета, 43, от 21 октября 1981 года. 231 См.: Гнатюк В. Зносини украинцев из сербами в Збирнике в честь М. Грушевского. Лввив, 1906. С. 392–393. 232 См.: Адрианова-Перетц. Древнерусские памятники в югославянской письменности. ТОДРЛ. 19. М.-Л., 1963. С. 13–14. 236 См.: Розов H. H. Старейший болгарский Изборник и его русская рукописная традиция. ИОЛЯ. XXVIII. 1969. С. 76–78. 238 См.: Сперанский M. H. Из истории русско-славянских литературных связей X–XV вв. М., 1960. С. 32–33. 239 См.: Полный Православный энциклопедический словарь. Т. II. Б/г. СПб., (издание П. П. Сойкина). С. 1981 (статья о святом Савве (1169–1237)). 241 Сербский государь Стефан Неманя (1159–1195) в 1195 г. по настоянию своего сына, святого Саввы, принял монашество с именем Симеона и удалился в Хиландар. 243 Подробно см.: ?-u? М. П. Иларион, митрополит Киевский, и Доментиан, иеромонах Хиландарский. Известия отделения русского языка и словесности АН. XIII (1908). С. 81 – 133. 244 См.: Адрианова-Перетц В. П. Древнерусские памятники в югославянской письменности. ТОДРЛ. 19. М.-Л., 1963. С. 8. 246 См.: Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. ТОДРЛ. 23. Л., 1968. С. 183. 248 См.: Три древних сказания о Святой Горе Афонской и краткое описание Святой Горы, составленное в первое посещение оной В. Барским (1725–1726). М, 1882. С. 8–10. 254 См.: Тихомиров M. H. Исторические связи русского народа с южными славянами. Славянский сборник. М., 1947. С. 199. 264 Цит. по: Державин ?., протоиереи. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского как церковно-исторический и литературный памятник. Богословские труды, 15. М., 1976. С. 127. 267 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 651.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

  Румынский патерик вышел на сербском языке Вышла из печати книга иеромонаха Иоанникия (Балана), «Румынский патерик», переведенная епископом Митрофаном. В первой части Патерика повествуется о румынских святых, живших с XIV до первой половины XIX века, а вторая посвящена тем, кто жил и подвизался со второй половины XIX до конца ХХ века. Это уже девятая книга, переведенная владыкой Митрофаном с румынского языка . Отрадно видеть, что в последние годы все больше издаются в разных Поместных Церквах книги других православных народов. Это один из вернейших путей к взаимообогащению из духовной сокровищницы Вселенского Православия и, вместе с тем, прививка от ереси этнофилетизма (когда говорится, что Православие – только для русских/греков/сербов/болгар и т.п.). К счастью, такой процесс есть и в нашей Церкви. Если еще лет семь назад на книжных прилавках лежали книги лишь отечественных авторов, то теперь есть целые полки литературы, переведенной с греческого и сербского языков, благодаря чему русские читатели успели познакомиться и полюбить таких подвижников, как св. Николай Сербский, св. Нектарий Эгинский, Паисий Святогорец, Иустин (Попович) и другие. Будем надеяться, что со временем появятся книги и переведенные с румынского – например, у нас до сих пор практически неизвестно наследие крупнейшего румынского богослова о. Димитру Станилое.   В Великом Тырново будут построены два храма в честь св. Параскевы До сего дня в древней столице Болгарии не было ни одного храма, посвященного св. Параскеве (Петке), хотя она считается небесной покровительницей города. Теперь это будет исправлено, и храмы появятся сразу в двух кварталах. 14 октября на месте, отведенном под строительство, был совершен водосвятный молебен. Инициативный комитет, в который входят представители местной интеллигенции и бизнесмены, по благословению Синода Болгарской Православной Церкви, подготовил проект храмов, посвященных «святой Петке Тырновской» – покровительницей города с XIII–XIV вв. В нем почивали ее честные мощи, которые теперь находятся в румынском городе Яше, куда ежегодно прибывает до полутора миллионов верующих, чтобы поклониться им .

http://pravoslavie.ru/4989.html

Чувствуя приближение кончины, Евтихий отбыл в Александрию , где вскоре умер в последний день месяца раджаба 328 г. хиджры ( 11 мая 940 ). После смерти Евтихия кафедра православного Александрийского патриарха в течение года оставалась вакантной. Краткая биография патриарха Евтихия содержится в соч. " Жизнеописания врачей " Ибн Аби Усайбии (XIII в.). Сочинения Евтихий Александрийский известен как один из первых наиболее крупных христианских авторов, писавших на арабском языке. Еще до патриаршества он написал две книги по медицине (не сохранились), " Историю " и по крайней мере одно полемическое сочинение. Вместе с Костой ибн Лукой и Агапием Манбиджским Евтихий Александрийский стоит в ряду первых арабо-христианских историков. Его сочинение " История " , названное переписчиками " Драгоценная нить жемчуга " , представляет собой последовательное изложение событий от Сотворения мира до современной автору эпохи. Сочинение было столь популярно на Ближнем Востоке, что Евтихия стали называть " автор " Истории " . В настоящее время насчитывается около 30 ее списков. Из последующих историков ею пользовались христиане Яхья Антиохийский , составивший ее продолжение (XI в.), Вильгельм Тирский (XII в.), Георгий аль-Макин (XIII в.) и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (XVII в.), а также мусульмане аль-Масуди (Х в.) и аль-Макризи (XIV-XV вв.). " История " посвящена брату патр. Евтихия, врачу Исе. Согласно одним источникам, автор довел ее до 300 года хиджры ( 912 г. н.э.), согласно другим - до 5-го года халифата ар-Ради, т. е. до 326 года хиджры (8 ноября 937 - 28 октября 938 ). По свидетельству Яхьи Антиохийского, в его время некоторые рукописи содержали текст " Истории " , где описание доходило до 933 года, т. е. до времени, когда Евтихий был избран патриархом, а в других рукописях текст заканчивался описанием событий 938 года. До этой даты доводится изложение " Истории " Евтихия в современных изданиях, а единственная сохранившаяся рукопись, не содержащая прибавки, находится в синайском монастыре вмц. Екатерины . Расширенный вариант Яхья атрибутировал анонимному продолжателю.

http://drevo-info.ru/articles/13680204.h...

В свете всего вышеизложенного представляется вполне вероятным, что каменная сень Софии Новгородской, еще задолго до того, как она стала «уреченным местом» одра для плащаницы (что произошло, скорее всего, не ранее XIV в., когда плащаницы-эпитафии становятся достаточно распространенными в литургической практике), служила для новгородцев олицетворением Гроба Господня, где (или возле которого) – ad sanctum – были поставлены саркофаги основателей Софии. Предположительно, при этих саркофагах хранились святыни Гроба Господня и, возможно, Животворящего Креста. Едва ли эта конструкция изначально связывалась со службой великой пятницы. Для новгородцев это была своего рода «икона» Святой Земли, живое о ней напоминание и свидетельство. Мы пока не можем дать ответ, когда именно – в конце XI или в XII в. – был создан комплекс каменной сени и как он выглядел – проблема лишь обозначена. Однако факт повышенного интереса к Гробу Господню и собирание его святынь в Софийском соборе в этот ранний период в связи с формированием собственного пантеона святости совершенно неоспорим, и «мера Гроба Господня», привезенная Добрыней, была важным звеном в этом процессе. К этому же корпусу святогробских святынь примыкает и Антониев воздвизальный крест с частицами Истинного Древа. Вероятно, с развитием литургического чина выноса плащаницы комплекс святогробских реликвий, собранный под сенью у саркофагов храмоздателей, стал местом ее постоянного хранения («местом уреченным»). Вместе с тем, очевидно, в ходе XIII–XIV вв. в своем сознании новгородцы постепенно перестали улавливать глубинную связь между культом основателей Софии и темой Святой Земли и Гроба Господня. Не случайно около 1440 г. мощи Владимира и Анны оказались уже в Корсунской (западной) паперти собора, и св. Евфимий установил «сим создателям храма» на 4 октября (день кончины Владимира Ярославича) отправление соборных панихид. Существенная более поздняя историческая параллель сооружению предполагаемого «места уреченного» для Гроба Господня под каменной сенью в Новгородской Софии – создание своего рода «пластической иконы», модели Гроба Господня в Успенском соборе Московского Кремля, «с сущаго во Иерусалиме мерою и подобием», с вероятным использованием «меры» в виде тканой ленты (ср.: «И той святитель Филарет повеле... в этом теремце поставити Гроб Господень, таков же мерою, как во Иерусалиме,... и повеле зделати ковчежец серебрян и положити в нем ковчег златый, принесенный с ризою Господнею... и поставити в том же теремце у возглавия Гроба Господня...» (Соловецкая редакция «Документального сказания» о даре шаха Аббаса). Эта тема подробно и основательно исследована А. Баталовым 1141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И посла князь великий к Москвы Петра Яковлевича Захарьина Москве всей здоровати, что князь великий Псков взял. И прислаша во Псков с Москвы добрых людей, гостей, тамгу уставливати ново, занеже во Пскове тамга не бывала; и прислаша с Москвы пищальников 369 казенных и воротников; и даша мсто, гд торгъ ставити новой, вонъ стены, противу Лужьских ворот, за рвом, на Юшкове огороде Носохина, да на Григорьеве посадникове садники Кротова. 370 Да и церковь постави князь великий святую Оксенью, которой день Псков взял, на Пустой улицы вь Ермолкине садники Хлбникове; а потому та улица Пустая слыла, что меж огородов, а дворов на ней не было. И жил князь великий 4 недели во Пскове, а поехал на другой недели поста в понедельникъ изо Пскова; и другой колокол с собою взяша; а оставил здсь детей боярскихъ 1000, а пищальников новгородскихъ 500. И начаша намсники над псковичами силу велику чинити, а приставы их начаша от поруки имати по 10 рублев, и по 7 рублев, и по 5 рублев. А псковитин хто молвит великого князя грамотою, а написано, что имъ от поруки имати, и они того убили, а говорили: «То де тоб, смердъ, великого князя грамота». И тые намсники, их тиуны и люди пиша изо псковичь крови много; а кои иноземцы жили во Пскове, и т разыдошася во своя земля, ано не мочно во Пскове жити, только одны псковичи осташа: ано земля не раступитца, а уверхъ не взлетть. 347 В лто 7018, месяца октября въ 26... княэь великий Василей Ивановичь приехал въ свою отчину... – В московских источниках дается иная дата приезда Василия III в Новгород – 23 сентября. Василий Иванович, сын Ивана III и Софии Палеолог, великий князь московский с 1505 по 1533 г. 348 ...з своим братом, удлным со князем Ондрем... – Андрей Иванович, младший из сыновей Ивана III, удельный князь старицкий. 350 ...полтораста рублев новгородцкую... – Многие русские города имели свои монеты, отличающиеся по ценности и способу чеканки. Новгородский рубль – в XIII–XIV вв., первой половине XVI в. – серебряный слиток, содержащий 170.1 г чистого серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010