Еще задолго до открытия мощей свят. Никиты, в первой половине XIII века, черноризец Печерский Поликарп писал о Никите: «за премногую добродетель его поставиша епископом Новуграду, иже и многа чудеса створи; помолився дождь сведе и пожар града угаси, и ныне со святыми чтут его святаго и блаженнаго Никиту». (Яковлев, «Памятн. Русс. Литер. XII-XIII в.», стр. CXXIX). Житие св. Никиты, по свидетельству покойного митрополита Макария, дошло до нас в четырех редакциях; две из них XVI и две XVII века. (Барсуков, 389–391). 112. Святый Иоанн архиепископ преставися в лето 6694 месяца сентября в 7 день Первый архиепископ Великого Новгорода, бывший прежде священником при церкви св. Власия на Софийской стороне, принявший при пострижении в иночество имя Илии, избран на вече и рукоположен в Киеве 28 марта 1065 года. Пред кончиною посхимился с именем Иоанна, данным ему при святом крещении и ум. 1185 года сентября 7. Мощи, преданные земле, в северном притворе Софийского собора, долго оставались в забвении. Они были обретены в 1439 году и почивают открыто в Софийском соборе. Память празднуется 7 сентября. «Главное содержание жития архиепископа Иоанна, пишет В.О. Ключевский , почерпнуто из круга местных народных преданий. Имя Иоанна получило важное значение в местной легенде, благодаря тому, что он во время нашествия Суздальцев на Новгород послужил орудием чуда от иконы Богородицы, ставшего любимым воспоминанием Новгородцев. Память об этом владыке вместе с Новгородской стариной оживилась особенно в XV веке в эпоху последней борьбы Новгорода с Москвою. Явление его архиепископу Евфимию в 1439 году повело к открытию его мощей и к установлению панихиды 4 октября по всем князьям и владыкм, погребенным в Новгородском Софийском соборе. В конце жития автор призывает молитвы Иоанна на «великодержавнаго, скипетр царства в русской земле держащаго». Там же Иоанн поучает Новгородцев бояться «князя православнаго, яко Бога», и за иноверного не отдаваться, а в чуде Знамения указывает тот смысл, «да посрамятся иконоборцы, да не растлятся обычная наши». Из этих выражений можно заключить, что житие писано в конце 70-х или в 80-х годах XV в., когда подчинение Новгорода Москве было решено и когда в нем стали обнаруживаться иконоборческие мнения жидовствующих». (Ключевский, 164). В «Иконописном Подлиннике» под 7 сентября: «подобием стар, сед, брада аки Сергиева, на главе клобук белый, риза преподобническая, то есть мантия со источники, испод дичь, рука благословенна, а в другой свиток». (Филимонов, стр. 147). Житие и служба во множестве списков XVI и XVII вв. (Барсуков, стр. 250). 113. Святый Аркадий архиепископ преставися в лето 6671 месяца сентября в 18 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг. (пам. 4 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), вероятно, первая супруга киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Ее имя сохранилось только в новгородском предании, поскольку рака с мощами А., видимо, всегда находилась в новгородском Софии св. соборе . Вслед за Н. М. Карамзиным часто считают, что А.- имя, принятое в монашестве хорошо известной по рус. и скандинавским источникам женой Ярослава Мудрого шведкой Ингигерд, в Православии Ириной. Однако на Руси обычай принимать постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен только с рубежа XII-XIII вв. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414); кроме того, сохранилось захоронение Ингигерд-Ирины в киевском Св. Софии соборе, в саркофаге Ярослава. На Ингигерд Ярослав женился в 1019 г., в возрасте 40 лет. Однако нем. хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что польск. кн. Болеслав I, захватив летом 1018 г. Киев, пленил сестер кн. Ярослава и его жену. Очевидно, А. следует признать первой супругой Ярослава, бывшей замужем за ним в период его новгородского княжения. В 1439 г. состоялась местная канонизация А. в числе др. Новгородских святых. В НПЛ сказано, что в этом году Новгородский свт. Евфимий II установил «память творити» новгородскому кн. Владимиру Ярославичу и его матери, не названной по имени, «на всякое лето месяца октября в 4», т. е. в день кончины Владимира. Более подробно о канонизации с упоминанием А. рассказывается в «Сказании об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского». Т. о., к 1439 г. в Новгороде уже сложилась местная традиция считать А. матерью кн. Владимира - первого сына Ярослава Мудрого и Ингигерд-Ирины, родившегося в 1020/21 г. Вероятно, эта традиция объясняется многовековым соседством в новгородском Софийском соборе погребений А., супруги Ярослава, и Владимира, сына Ярослава. В 1439 г. архиеп. Евфимий перенес мощи Владимира, основателя собора, и А. из Рождественского придела в зап. Корсунскую паперть, поместив их в деревянные позолоченные, расписанные раки и положив на них покровы. Когда было установлено 2-е празднование А. (10 февр.), неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115550.html

Русский путешественник XII в игумен Даниил свидетельствует, что в его время нетленные мощи св. Иоанна почивали в лавре св. Саввы 83 . Из истории Георгия Пахимера видно, что мощи св. Иоанна в конце XIII в. при Андронике Палеологе старшем были в Константинополе 84 . Но когда перенесены сюда, неизвестно. В лавре св. Саввы недавно обретена в трапезе церковная могила св. Иоанна под лестницей, ведущей в его верхнюю келью, но тела святого не нашли и не известно даже, где оно ныне 85 . 1 Сведения о жизни св. Иоанна заимствуются 1) из собственных его сочинений, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни; 2) из сказаний Греческих летописцев Феофана, Кедрина, Зонары; 3) из сказания о жизни св. Иоанна в греческой минее под 4 Декабря, и о пр. Косме святоградце под 14 Октября, и из службы на память св. Иоанна в той же минее. 4) Более пространное жизнеописание св. Дамаскина составлено Иоанном, патриархом иерусалимским, который жил, как полагают, в Х веке, и около 969 г. был сожжен Сарацинами (Cedren. Histor. T.II. pag. 661. Acta sanctorum die VI Maii pag 109. ed. Bolland. – Lequien – annotat. in vitam S. Ioh. Damasceni pag. 1 in ed. Opp. S. Iohannis Domasceni Paris. 1712 an. – Oriens christianus T. III. col. 466. ed. Paris. 1740.). Жизнеописатель говорит, что он следовал сказанию, написанному простым слогом на арабском языке (Vita S.I. Damasceni c. III. pag. II. cap. XXXIX. pag. XXIV.). Но и это жизнеописание не везде отличается желаемою полнотою и нигде не имеет хронологических указаний. – Алляций имел у себя жизнеописание св. Космы Маюмского, составитель которого говорит, что сообщает сведения о св. Иоанне Дамаскине , опущенные патриархом Иоанном. Но это жизнеописание не издано. Сравн. Fabric. Bibl. Craec. Vol. IX. pag. 744. n.XI. (ed. Harless). Lequien Practat ad Opp. Damasceni. 2 В каком именно году родился св. Иоанн, с несомненностью определить невозможно. Полагать можно только, что он родился в восьмом десятилетии VII века. При начале иконоборства в 726 году он занимал уже высокую должность при Калифе, и, следовательно, был в зрелых летах. Во второй беседе на Успение Пресвятой Богородицы св. Иоанн дает заметить, что он достиг уже старости (Opp. T. II. pag. 868).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

176 «Что такое намоленная икона? Икону можно сравнить с человеком. При рождении христианин принимает таинство крещения. Но одни после крещения забывают дорогу в храм, а другие становятся действительно церковными людьми, исполняя заповедь Христову: “Будьте совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть” ( Мф. 5, 48 ). И Господь дает таким людям благодать. Так и икона. Если ей из поколения в поколение в семье возносятся молитвы, перед ней изливают скорби, то и Господь подает через нее Свою богатую милость. Икона – это окно в иной, небесный мир. Так вот, намоленная икона – это окно, омытое благоговейными слезами и горячими молитвами, через которое ярко светит благодать Божия» (Макарий, архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник. 1998, С. 96–97). 179 Таким образом апостол Фома строил в небесных обителях хоромы для правителя в Индии, доверившего ему финансовые средства (Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 112–115). 181 Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 512–515; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 35–36, 138–139. 183 Борисов Н. С. Политика московских князей: Конец XIII – первая половина XIV века. М., 1999. С. 39. 185 Макарий, архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник. 1998, 2 (7). С. 97. 187 Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России: Очерки. СПб., 2007. Ч. 1. С. 449; Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Октябрь, дни 4–18. СПб., 1874. Стб. 1044; Филарет, архиепископ Черниговский//Жития святых, чтимых Православною Церковию. СПб., 1892. Октябрь. С. 153. 194 Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Изд. 7-е. М., 1897. Ч. 2. С. 75. См. также житие преподобного Евдокима Ватопедского (XVII век; память 5 октября) (там же. С. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 мая, 2022 6 мая, 2022 29 мая, 2023 22 мая, 2023 4 февраля, 2023 11 октября, 2022 30 августа, 2022 6 июня, 2022 1 июня, 2022 22 мая, 2022 6 мая, 2022 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-arxi...

«Умоляю вас, — говорит нам преподобный Сергий своей жизнью, — поступайте сообразно званию, в которое вы призваны со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг ко другу из любви, стараясь соблюдать единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1–3)». С 1546 года началось церковное почитание святого. Сергий Послушливый, Печерский, преподобный О жизни сего угодника Божия ничего неизвестно, даже неизвестно время его жизни; думают, что он жил в XII–XIII веке. Имя «послушливый», с которым преподобный Сергей начинает в Антониевой пещере, своим наименованием показывает отличительные подвиги своего жития: отречение от своей воли и совершенное послушание настоятелю. Послушание — великое дело в христианской жизни, подвиг, прославляемый Господом. С недавнего времени стали и у нас говорить, как говорила несчастная реформация, что «в ваше время покорность чужой воле — дело лишнее, ныне каждый сам в состоянии избирать лучшее». Но тому ли учит нас откровение Божие? Не говорит ли оно, что самоволие — самое опасное дело, дело, губившее не только людей, но и духов, более сильных, чем люди? О! Да избавит Господь каждую христианскую душу от мыслей и дел сатаны! Как совершается в душе спасительное преобразование блаженным послушанием? Самолюбие — самое страшное зло в душе нашей: все грехи — отрасли его. Послушание — бич самолюбию. По мере отвержения своей воли и преданности воле Божией самолюбие стесняется, ослабляется, подавляется в душе. Болезненно это стеснение самолюбия послушанием: гордость возмущается против чужой воли и хочет отстаивать свою волю. Но чем менее щадит себя послушливый, тем более одерживает побед над господствующим злом души. В послушливом вместо любви к себе развивается и крепнет любовь к Господу: для кого, как не для Господа, отрекается он от своей воли? Так бичевал самолюбие послушанием во всю свою жизнь и почил святым рабом Божиим Сергий Печерский, и почивает нетленным! Память его общая с преподобными Ближних пещер, и особенно — 7/20 октября. В рукописных святцах преподобный Сергий называется постником. В каноне преподобным Печерским Ближних пещер Сергей величается «единонравным Нектарию послушливому». «Нектарие послушливе с Сергием, тебе единонравным, яко предавший души своя под иго послушания Христова, преклоните молитвою своею наше непокорство под ярем послушливого Иисуса, во еже усердно исполняти веления Его» (песнь 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Неизвестно, когда установлен этот праздник, но несомненно, что в десятом веке он уже существовал. Судя по службе этого праздника, он явился во время иконоборческой ереси. Канон праздника составлен Иосифом песнописцем (ум. 883). Сначала праздник был местным, a в XII–XIII вв. он сделался общим. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Пр. Стефана Савваита Пр. Стефан был племянник Иоанна Дамаскина от его родного брата. Родился он в 725 г., в 10 лет поступил в монастырь св. Саввы, где пробыл большую часть жизни; иногда он покидал лавру и удалялся в пустыню. Он совершил много знамений и чудес: узнавал чужие мысли, предсказывал будущее, изгонял бесов, врачевал болезни. Жизнь его подробно описана учеником его Леонтием, который провел под руководством св. Стефана 4 года. Скончался он в 794 г. 69 лет от роду. Его не должно смешивать с другим Стефаном Савваитом, творцом канонов, память которого празднуется 28 октября. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Муч. Серапиона Он пострадал в правление имп. Севера (193–210). Его жестоко секли, строгали по всему телу и потом томили в темнице голодом. Выведенный из темницы совершенно здоровым, он привел всех этим в изумление и был осужден на сожжение. Место его страдания неизвестно. Кончину его относят к 205 г. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, Т. 2. Зам.). Св. муч. Маркиана Обращенный в христианство Маркиан, юноша из Иконии Ликаонской, многих других привел ко Христу. Его представили в Каппадокию к правителю Переннию. Сначала юношу хотели совратить с правого пути обещаниями, а потом прибегли к мучениям. Ему строгали щеки, отрезали язык, клали на раскаленную жаровню и наконец отсекли голову мечем. Скончался он около 258 г. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Св. Иулиана, еп. Кеноманийского Св. Иулиан был поставлен в епископы апостолом Петром и послан им в Галлию для проповеди . Прибыв в Кеноманию, св. Иулиан поселился в загородной хижине. Его проповедь и сопровождавшие ее чудеса, привлекли к нему много народа. Число членов Христовой церкви увеличивалось с каждым днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было время замечательного возрождения отечественной филологической науки, и славистики, в частности, тогда явилась плеяда выдающихся русских-российских ученых-языковедов - Н.И. Толстой, О.Н. Трубачев, Илич-Свитыч, Дыбо, В.Н. Топоров... Великий Трубачёв родился 23 октября 1930 г. В память об Олеге Николаевиче мы публикуем в сокращении его статью-воспоминание о съездах славистов, написанную в 1998 г., в год XII съезда в Кракове, тогда академик Трубачев возглавлял Российский комитет славистов. А ушёл из жизни он в канун XIII съезда в Любляне... Через лексику - к этническому прошлому народов Вы вновь ко мне туманные виденья... Гёте «Фауст» Век ХХ заканчивается. О нём будут напоминать не только две мировые войны, но и замечательные культурные события, к которым хочется отнести также двенадцать международных съездов славистов, начиная с I-ro, 1929 года, по XII-й... в Кракове. Моё поколение пришло в науку после войны, и московский IV Международный съезд славистов 1958 года был нашим первым съездом. Его отличали массовость, богатство новых инициатив и участие живых классиков науки: Фасмер (Германия), Кипарский (Финляндия), Мазон, Вайян (Франция), А. Белич (Югославия), Гавранек (Чехословакия), Лер-Сплавинский (Польша), Р. Якобсон ( СССР , Чехословакия, США), Стендер-Петерсен (Дания), Виноградов (СССР). Классики скоро ушли, оставив нашей науке преемственность, воплощением которой служили съезды. Наверное, ничего не следует преувеличивать, и не вся культурная общественность заметила то, что для нас остаётся великими культурными вехами. Вспоминается: мой старший коллега и руководитель говаривал, что учёный должен иметь этакую глупенькую веру в науку. Да, нужна вера, цельное и в чем-то молодое чувство, из разряда тех, что советовал Николай Васильевич Гоголь забирать с собой, не бросать, «не подымете потом»... Но и - трезвость оценки и самооценки. Всему этому учили съезды, развёртывая перед нами панораму проблем. Вечная проблема отношений языка и местных диалектов, того, как из говоров вырастает язык, какие изоглоссы (соответственные явления) бороздят пространство языка, как язык живёт и насколько способна его грамматика порождать новые явления... Не одним только узким специалистам полезно знать, как ведёт себя смешанный язык: его морфология бедна. Язык с богатой морфологией не может быть смешанным. Богатый язык славян не мог быть продуктом смеси ни с балтийским, ни с иранским (скифским), и это дебатировалось на славистических съездах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В 411 г. принимал участие в трудах карфагенской конференции православный «episcopus ecclesiae Scillitanae», Squillacius. Присутствовал на конференции и его совместник, донатист Donatus episcopus Scilitanus. – 8 октября 649 г. на латеранском соборе в было прочитано послание «concilii proconsularis» к Павлу константинопольскому; 34-м подписался под ним «Pariator, gratia Dei episcopus sanctae ecclesiae Scilitanae» 8 . – В Kalendarium Carthaginense (V-VI вв.) под (17) июля значится память «sanctorum Scilitanorum» 9 , в martyrologium ex codice Bernensi (VIII-IX в.) «et Silicitanorum» [так] 10 . Виктор витский 11  упоминает о карфагенской базилике «Celerinae vel Scillitanorum». Критический аппарат указанного места представлен только рукописями BLVR. Самая авторитетная рукопись, А, IX в., не имеет начальных листов. В – IX в., L – XII, VR – X в. «Scillitanorum» читается очевидно лишь в BR. Варианты: scilitanorum L, sicilitanorum V. – Наконец у Георгия кипрского, писателя конца VI в., читается Σκλη, что не разнится от Σκλι. – Подведем итог. Из приведенных 7 инстанций одну (Виктор витский) или и две («et Silicitanorum») следует считать нерешительными. Остаются одна Scilli против четырех Scili. Такой же результат дают и рукописи древнейшей латинской рецензии А (IX в.) В (XI в.) С (XIII в.). В С Scillitanorum, в В Scyllitanorum. Чтение A Scilitanorum Робинсон основательно принимает в текст. Рукопись A не только древнейшая из трех, но и единственная орфографически исправная, с последовательным Narzalus ­­ Νρτζαλος; и Vestia. Кто может положиться на авторитет В с его последовательными «Saturinus» вм. Saturninus и «Bistea» и переменными «Nazari Naharo Nartadus», или на чтение С с его «Bestia Narcallo Nartallus?» – Наконец, фальшивых аналогий в пользу «ll» в латинском языке достаточно много: ille, mille, всевозможные camilli camillaeque, наконец пресловутая мифологическая Scylla 12 . Естественно для рассеянного писца иностранному Scili придать более латинскую физиономию и писать «Scilli». Так утвердилась какография «Scillitanorum».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (3-я неделя по Пятидесятнице). Афанасий Галичский, Чухломской, преподобный ( Текст отсутствует). Июль 21 Онуфрий молчаливый и Онисим затворник, Печерские Преподобный Онуфрий молчаливый, Печерский, подвизался в Ближних (Антониевых) пещерах в XII веке. Вторично память его совершается 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Преподобный Онисим Печерский (XII–XIII вв.), подвизаясь в Киево-Печерской лавре, затворился в Ближних пещерах. Святые мощи преподобного погребены на месте его подвигов. Память его совершается также 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Анна Кашинская, преподобная, благоверная княгиня — прославление Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 году; память 22 ноября/5 декабря). После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. По просьбе своего сына, кашинского князя Василия Михайловича, перешла на жительство в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем своим Анна. Св. Анна имела кроме Василия, еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг отца своего, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь тверской, вместе с сыном Феодором — 29 октября 1339 года. Преподобная скончалась 2 октября 1338 года (по другим источникам, в 1368 г.) и погребена в Успенском Кашинском монастыре. С годами Успенский храм обветшал, сквозь зияющий пол открылась гробница святой княгини Анны, память о которой со временем изгладилась в народе. Не зная, чья гробница находится в храме, прихожане ставили на гробницу вещи, клали одежду. В 1611 году, в Смутное время, благоверная княгиня Анна явилась тяжело больному пономарю Успенского храма Герасиму, исцелила его от болезни и велела передать соборному протопопу Василию и жителям города Кашина, что Господь по ее молитвам сохранит город от литовцев, разорявших в то время северо-западную Русь. Благоверная Анна повелела чтить ее память и возжечь лампаду пред иконой Спаса Нерукотворенного, которая находилась над местом ее упокоения. С той поры кашинцы стали благоговейно хранить и почитать гробницу святой княгини Анны. При гробе ее неоднократно совершались исцеления больных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010