О Проскомидии. Чин совершения ее, содержащийся в наших служебниках, перешел из поздневизантийских чинопоследований. Складывался он постепенно путем добавлений. Рукописные служебники XI–XII веков отражают постепенное усложнение порядка совершения проскомидии. Процесс этот продолжался и позже. Например, прободение Агнца со словами «Един от воин копием ребра Его прободе…» появляется в служебниках XIV–XV веков. Нужно ли в молитвах заменять мужской род прилагательных на женский? В домашней молитве можно молится за инославных? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря 1 . Молитва – реальное общение с реальным Богом. Она должна быть живой и произносится от Вашего лица. Поэтому все грамматические формы, когда Вы молитесь в одиночестве, должны быть единственного числа женского рода. Если нет уверенности, можете поставить современные окончания. Ошибки не будет. Со временем можно узнать у сведущих людей. 2 . Молиться келейно можно не только за инославных, но и за некрещенных. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:1–2 ).Царем в то время был Нерон (37–68). Могут ли родные сестры крестить детей друг друга? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Никаких канонических препятствий для этого нет. Зачем совершается каждение храма и людей во время богослужения? иеромонах Иов (Гумеров) В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5:8 . Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:1–2 ). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился ( Числ.16:41–48 ). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна ( Лк. 1:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретскаго, увидел Он две лодки У Евангелиста озеро и лодка сближены: на что отделять их? на что переделывать речь? 966 36. никто не приставляет заплаты от новой одежды к старой, а иначе и новую она испортит, и к старой не пристанет заплата от новой. никто не приставляет заплаты к старой одежде, отодрав от новой одежды: а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. Этот новый перевод и буквален, и ясен. Он говорит о двух одеждах, из которых от новой отдирают лоскут и приставляют к старой, и таким образом новая разодрана, а к старой заплата не кстати. В прежнем переводе что значит: испортит она? кто она? 967 Гл. VI. 7. назирали за ним наблюдали Назирали за ним – не в Русском характере и слово и словосочинение. За ним – в Славянском нет, и в многих греческих 968 . Гл. VII. 14. прикоснулся ко гробу прикоснулся к одру Предлагаю на рассуждение, что лучше. Σορς, feretrum, одр, носилки. Иосиф Флавий говорит, что Евреи мертвых выносили на одрах. И в истории Лазаря гроба не видно. И Христос Спаситель положен в пещере на ложе без гроба 969 . Гл. VIII. 29. железными узами и путами связывали его цепями и узами Это согласно с Греческим. Путы по-русски употребляются только для лошадей 970 . Гл. IX. 52. пред собою Гл. XI. 38. не умылся Гл. XII. 30. люди века сего 58. отделаться освободиться Отделаться – слово, но довольно чистое, и есть в нем нечистый нравственный оттенок. Можно ли отделаться от обличающей совести, или от суда Божия 974 . Гл. XIV. 23. по изгородям Гл. XV. 16. кормом рожками Это известный на востоке древесный плод, которым кормят свиней, и который, по нужде, несколько способен в пищу и человеку. И так надобно сие удержать 976 . 32. надо было Гл. XVII. 32. помните Гл. XIX. 43. обложат тебя и стеснят тебя обложат тебя окопами, и окружат и стеснят тебя отовсюду Так по-гречески: и так было во время осады Иерусалима 979 . Гл. XXI. 7. случиться Гл. XXII. 10 в кувшине воду

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Осии пророка книга Осии пророка книга – первая в числе книг меньших пророков, состоит из 14 глав и неизменно находится во всех древних списках и полных переводах ветхозаветных книг. Признание богодухновенности означенной книги еврейской синагогой подтверждается новозаветными свящ. писателями. Так, слова Осии ( Oc.XI, 1 ) приводятся в Евангелии от Матфея ( Mф.II, 15 ), как реченное о Господе пророком. Сам Господь дважды указывает на означенного пророка, именно в следующих местах: в Евангелии от Матфея ( Mф.IX:13, XII:7 ). Св. ап. Павел в Послании к Римлянам ( Puм.IX, 25, 26 ) называет Осию даже по имени. Св. ап. Петр также ясно указывает на Осию в своем первом послании ( I Nem.I:10, II:23 ). Можно полагать, что книга пр. Осии написана между 786 и 726 г. до Р. X. Книга разделяется на две части: первая состоит из первых трех глав, содержащих в себе описание символических действий, а вторая из остальных одиннадцати, состоящих по преимуществу из пророчеств. Годы жизни пр. Осии были мрачны и бедственны. Он жил в самое мятежное и бедственное время, во время больших политических переворотов. Нравы были испорчены, религия подавлена идолослужением, в народе распространялись ложь, обман, воровство, угнетение, волхвование, суеверие, распутство и другие пороки и злодеяния. Все это пр. Осия изображает в самых живых чертах в своей пророческой книге. Блуд, вино и напитки, говорит он, завладели сердцем их. Народ мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ... На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждения, под дубом, тополем и теревинфом; поэтому любоблудствуют дочери и прелюбодействуют невестки ваши... и вы сами на стороне блудниц, и с прелюбодейцами приносите жертвы ( Oc.IV, 11–14 ). Соответственно такому плачевному состоянию своего отечества и в гражданском, и религиозном, и нравственном отношении пророк в кратких, но сильных выражениях обличает неблагодарность израильтян к Богу и возвещает за это суд и наказание от Бога. Это-то обличение в нечестии и суд Божий над ними и составляет главный предмет его пророчеств. Самария будет опустошена, восклицает он, от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены ( Oc.XIV, 1 ). Таков был грозный суд Божий на Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Остальные выдающиеся особенности ессенизма, о которых мы уже достаточно говорили в предшествующем изложении, могли образоваться в этой секте тем легче, что ессеи, как известно, всегда извлекали из предписаний закона, положенного в основу их общества, их крайние выводы. Так, если закон предписывает гуманное отношение к рабам, то ессеи уже совершенно отказываются иметь их в своем обществе и отвергают самое рабство, которое притом же могло представлять опасность для чистоты общества. Если закон запрещает убийство, то ессеи доходят до принципиального отвержения войны и даже запрещают в своем ордене выделывание оружия. Если закон обязывает иудеев в известных только случаях хранить чистоту своего стана, то ессеи, ревниво охраняющие чистоту своих колоний, возводят это в постоянную заповедь, для чего и носят всегда с собою известную лопатку. Если закон требует от иудея правдивости, то ессеи проводят этот принцип до того, что делают простое утверждение ессея равносильным клятве, и потому совершенно отменяют в своем обществе клятву, делая лишь единственное исключение для новициев, от которых они требуют пред принятием их в общество клятвенного обязательства исполнять обычаи и установления секты 1435 . Эта вступительная клятва ессейских новициев, которая сохранена нам в известии Иосифа, довольно замечательна по своему содержанию. Первая часть ее, содержащая нравственные обязанности ессея, как это можно видеть из нижеследующего сопоставления, имеет поразительное сходство с псалмом XI-м, в котором представлен идеальный образ благочестивого иудея. Псалом XIV. Bell. Jud. Lib. II, cap. 8. § 7. Ст. 1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Ессеи при своем вступлении в орден дают торжественное обязательство: Ст. 2 Тот, кто ходитъ непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем. Благочестно почитать Бога и соблюдать справедливость по отношению к людям; Ст. 3. Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прекращение его будет свидетельствовать о близости конца. Фолькмар видит в этом месте намек на запутанность в порядке престолонаследия, наступившую в Риме по прекращении династии Юлиев. Но для исторического понимания каждого из признаков конца нет достаточных оснований. Автор стремился исчерпать эсхатологический материал, какой давало народное предание, не заботясь иногда даже о согласовании его между собою. 3Езд.5:6 Тогда будет царствовать тот, которого живущие на земле не ожидают, и птицы перелетят на другие места. 6 . В числе признаков конца указано вступление на престол того, кого не ожидали. Гильгенфельд (Judische Apokalyptik, 236–237, Messias Judaeorum, 47–43) видит здесь указание на воцарение Октавиана, Гутшмид (281) применяет его к Ироду великому, ставленнику Рима; назначение Ирода правителем Иудеи было полной неожиданностью для него самого (Флавий. Об Иудейской войне XIV, 14, 5). Фолькмар (363) прилагает это место к Гальбе, занявшему престол, несмотря на то, что другие лица имели на него гораздо больше прав (Tacitus, I, 5–10. Suetonius . Galba, 11. Otto, 3). Вельгаузен (247) видит здесь отголосок легенды о том, что Нерон жив и явится внезапно с Востока, чтобы возвратить себе престол. Шнекенбургер (Jahrbucher fur deutsche Theologie. 1859. S. 413–414) разумеет под правителем, имеющим царствовать при кончине мира, сатану, Гункель (359) антихриста. Уже одно разнообразие представленных мнений свидетельствует о том, что для исторического толкования признаков конца нет оснований. Мысль о том, что в последнее время венец будет носить тот, о ком не думали, высказывается в книге Иисуса, сына Сирахова (XI:5). Умножение зла на земле перед кончиной мира натолкнуло народное сознание на мысль о внезапном воцарении виновника зла – сатаны. Перелет птиц и передвижение животных представляют повседневное явление. Птицы и животные отличаются даром предчувствия, почему заблаговременно покидают места, которым угрожает опасность землетрясений. 3Езд.5:7 Море Содомское извергнет рыб, будет издавать ночью голос, неведомый для многих; однако же все услышат голос его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим.9:32 .  Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, Рим.9:33 .  как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. Мысль Апостола здесь такая: почему иудеи не достигли закона нового закона жизни? Потому, что старались достигнуть этой цели не верою, а делами (слово: «закона», по лучшим чтениям, здесь – вставка). Они и (частица «ибо» здесь также лишняя, как показывает большинство лучших кодексов) наткнулись при этом, как на препятствие, на тот камень, о котором их еще Исаия предупреждал, как о камне чрезвычайной важности, который, по решению Божественной воли, должен был стать предметом их веры ( Ис 8:14, 28:16 ). Таким образом, Христос или Им принесенная правда являлась истинным откровением воли Божией: Бог хотел, чтобы иудеи обратились ко Христу, а иудеи этого не захотели сделать (Ср. 1Кор 1:23 ; Гал 5:11 ). 33 Апостол не разъясняет, в чем собственно состояло ожесточение Богом фараона, и толкователи понимают это ожесточение в различных смыслах. Большинство древних христианских толкователей объясняли его не как производимое Самим Богом, а как попускаемое Богом (propter permissionem). «Ожесточил Бог фараона – говорит Василий Вел. – долготерпением и отменением казней усиливая его злонравие». Феофилакт прибавляет: «чем человеколюбивее обращается господин с дурным слугою, тем худшим делает его, – не потому, что сам научает его пороку, а потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности». Godet прибавляет к этому, что фараон первоначально сам ожесточил свое сердце, как об этом сказано в VII, VIII и IX-й гл. кн. Исход, а потом, в наказание за это, и Бог ожесточал его (X, XI и XIV гл. Исх). Фараон сначала сам отверг вразумления Божии, какие получил через Моисея, а потом уже Бог сделал его совершенно глухим ко всяким дальнейшим вразумлениям. И вот его упорство послужило средством для прославления силы Божией. Несправедливости здесь, т. е. со стороны Бога, не было совершено, и фараон, очевидно, все равно погиб бы, если бы он и не был на престоле, а был бы простым гражданином: его характер и в последнем случае привел бы его к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание I разговор II разговор III разговор I II IV разговор I II III IV V разговор I II III VI. О вере и знании в их взаимных отношениях VII. Четыре случайных разговора по «крестьянскому вопросу» VIII. Путевые заметки и разговоры касательно народного духа IX. О журналах наших, светских и духовных X. О деле духовной критики и науки XI. О двух, борющихся между собой, направлениях современной мыслительности XII. Об образовании духовных и об отношении их к прочему составу церкви XIII. Разбор двух романов, касающихся важных затруднений и вопросов современной мыслительности и жизни – «Что делать» г. Чернышевского и «Отцы и дети» г. Тургенева А. О романе г. Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» В. О романе г. Тургенева «Отцы и дети». Русский вестник 1862 г. I II XIV. Важный урок, подаваемый современной мыслительности юродством Христа XV. Отзыв на заграничные письма отца протоиерея Васильева XVI. По поводу книги «о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» XVII. Объяснения автора о своем образе мыслей     И иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа Распятаго, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость. ( 1Кор.1:22–24 ). Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. ( Откр. 17:14 ). Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете; как же времени сего не узнаете? ( Лк. 12:56 ). По мнению многих, только тот распознает свою современность и служит удовлетворению истинных ее потребностей, кто угадывает и умеет делать все такое, к чему современники неудержимо стремятся, чего ищут или ожидают они сознательно или только инстинктивно, что готовы охотно принять. А напротив, и с горячностью или с самоотвержением служащий какой бы ни было мысли и делу, от которых современники большей частью отворачиваются, причисляется многими только к энтузиастам-мечтателям. Бывают времена, в которые это и верно так. Вот, например, Константин Великий провозгласил Христианство господствующим в Римской Империи именно в такое время, когда все к тому было готово и все того только и ожидали. Юлиан, усиливавшийся тогда поднять упадшее язычество, не понимал своего времени; отступничество его составляло жалкую службу не только губительной, по своей лживости, но и совсем уже несбыточной мечте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Судя по 16–18 ст., инициатива этого возобновления, как будто, усвояется самим римлянам; однако, естественнее думать, что Симон, а не римляне, посылал послов с этой целью, как представляется дело и при возобновлении дружбы со спартанцами (21–33). Еще яснее следует это из 24 ст., где прямо говорится, что «Симон послал Нуминия в Рим… заключить с ними союз…», и ответ, привезенный от римлян Нуминием (ср. XIV:24; XV:15–21), не оставляет сомнения в том, что сам Симон начал это дело. – «Написали…» (18 ст.) – тут разумеются не только римляне, заключавшие союз с Иудой и Ионафаном (гл. VIII и XII), но и спартанцы, хотя эти возобновляли союз только с Ионафаном (XII:6). Это же двойное подлежащее (римляне и спартанцы) принадлежит и к выражению – «опечалились…» (16 ст.). Послание спартанцев (20–23) озаглавливается именем не царя, а «Спартанские начальники и город…», ρχοντες Σπαρτιατν, т. е. эфоры : после Пелопса, который наследовал своему отцу Ликургу в 211 г. до Р. Х., Спарта не имела более царей, а по умерщвлении Набиса в 192 г. до Р. Х. она не имела более тиранов. – Посланные к спартанцам были те же самые и теперь, что ранее – при Ионафане (XII:16). – «В открытые народные книги…», ν τος αποδεδειγμνοις του δμου βιβλοις…, слав.: «во особыя людския книги…», т. е. книги, предназначенные для общественного употребления и сведения. «Весом в тысячу мин…» Принимая мину за 1/60 древнегреческого таланта (см. к XI:28), получаем в тысяче мин ценность около 37 000 рублей на наши деньги. 1Мак.14:25–27 Когда услышал об этом народ, то сказал: какую благодарность воздадим мы Симону и сыновьям его? Ибо он твердо стоял и братья его и дом отца его, и отразили врагов Израиля, и доставили ему свободу. И написали о том на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион. Вот список написанного: «В восемнадцатый день Елула сто семьдесят второго года – это был третий год при первосвященнике Симоне – «На горе Сион…», т. е. точнее – на храмовой горе (см. к I:33, а также 48 ст. настоящей главы). – «В 18-й день Елула (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чтобы возбудить в Израильтянах чувство смирения и сознания собственного недостоинства, Моисей припоминает грехи их, сколько раз они погневляли Бога от самого исхода из Египта и до прихода на место сие; припоминает, как при Хориве они сделали себе литый истукан и тем расторгнули завет с Богом, и Господь в гневе хотел истребить их; только горячею, самоотверженною сорокодневною молитвою Моисей спас их тогда от гибели; также и в Тавере (ср. Чис.11:1–3 ), в Массе ( Исх.17:7 ), и в Киброт-Гаттааве ( Чис.11:4 и 34). и в Кадес-Варни ( Чuc.XIII и XIV) они раздражали Господа; только по молитве Моисея в то время у Синая Господь восстановил нарушенный завет и отделил колено Левиино на служение Себе вместо всех; и так Господь требует только послушания и исполнения заповедей Его, посему нужно «обрезать крайнюю плоть сердца своего и не быть впредь жестоковыйными» (гл.9:6–10, 22). Чтобы укрепить в сердцах своих слушателей любовь к Господу и решимость исполнять Его заповеди, Моисей приглашает их вспомнить чудеса Господа, крепкую и высокую руку Его, когда Он поражал Египет, Фараона и воинство его и когда покарал Дафана и Авирона; рисует перед ними преимущественную красоту и орошение земли Ханаанской в сравнении с землею Египетскою, предвещает в случае благочестия Евреев непрерывное плодородие земли обетованной и расширение пределов владения их до Ливана, реки Евфрата и Средиземного моря, и наконец внушительно говорит: «вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, а проклятие, если не послушаете и пойдете в след богов иных» (гл. XI). б) частные законы (повторительно и с разъяснением) о поведении Израиля пред Господом (гл.12–16:17). – Требуя исполнения прежде данного закона (см. Исх.34:13 ) об истреблении в Ханаане всех предметов идолопоклонства с уничтожением всех многочисленных мест языческого богослужения и самых языческих наименований этих мест, Моисей свидетельствует, что Господь изберет в земле обетованной одно место для пребывания Своего имени, куда Израильтяне и должны будут собираться для приношения своих жертв и для празднественных пиршеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Firenze, 1903; Ter Haar F. Das Dekret des Papstes Innocenz " XI. über Probabilismus. Paderborn, 1904; Dubruel M. Innocent XI et l " extension de la Régale d " après la correspondance confidentielle du cardinal Pio avec Léopold Ier. P., 1907; idem. Les congrégations des affaires de France sous le pape Innocent XI//RHE. 1926. Vol. 22. P. 273-311; 1927. Vol. 23. P. 44-64, 502-522; Innocent XI// Montor A., de. The Lives and Times of the Popes. N. Y., 1911. Vol. 6. P. 121-150; Innocent XI//An. Pont. Cath. 1917. P. 91-100; O " Brien L. Innocent XI and the Revocation of the Edict of Nantes. Berkeley, 1930; Mihály S. Il papa Innocenzo XI e la liberazione di Buda dal Turco. R., 1937; Orcibal J. Louis XIV contre Innocent XI: Les appels au futur concile de 1688 et l " opinion française. P., 1949; Latreille A. Les nonces apostoliques en France et l " Église gallicane sous Innocent XI//Revue d " histoire de l " Église de France. P.; Turnhout, 1955. Vol. 41. P. 211-234; idem. Innocent XI, pape «janséniste», directeur de conscience de Louis XIV//Cahiers d " histoire. Lyon; Clermont; Grenoble, 1956. T. 1. P. 9-39; Miccinelli C. Il beato Innocenzo XI: Cenni biografici. Vat., 1956; Papàsogli G. Innocenzo XI (1611-1689): Sommo Pontefice dal 1676 al 1689. R., 1956; Neveu B. Jacques II, médiateur entre Louis XIV et Innocent XI//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1967. Vol. 79. N 2. P. 699-764; Sammer A. Der Türkenpapst: Innozenz XI. und die Wiener Türkenbelagerung von 1683. W., 1982; Maras R. J. Innocent XI, Pope of Christian Unity. Notre Dame (Ind.), 1984; Fiorani L. Innocent XI//Dictionnaire historique de la papauté. P., 1994. P. 895-898; Sellin V. Der benutzte Vermittler: Innozenz XI. u. pfälzische Erbstreit//Papstgeschichte und Landesgeschichte: FS f. H. Jakobs z. 65. Geburtstag. Köln, 1995. S. 603-618. Хотя в понтификат И. политическая активность Папского престола в Вост. Европе была связана прежде всего с формированием антитур. коалиции европ. гос-в, значительное внимание папа уделял деятельности униат.

http://pravenc.ru/text/468793.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010