В связи с самобытностью Божией стоит и другое еще свойство Божие – Его неизмеримость и вездеприсутствие, по которым Бог беспредельный, во всех отношениях, не подлежит ограничению и местом, Он находится во всяком месте и присущ всякому существу. Указание на это свойство 2-я Мак. книга дает во всех тех местах, где называет Бога всевидящим, следовательно присутствующим при всех действиях людей, как благочестивых, так и нечестивых. Последний из мучеников Маккавеев говорит Антиоху: «Ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога» (VII, 35; XII, 22; XV, 2; XV, 21). Далее, 2-я Мак. книга указывает еще свойство Бога – Его вечность, т. е. что Бог не имеет ни начала, ни конца своего бытия и вообще свободен от всех условий времени. Священники в своих молитвах прямо называют Бога вечным (I, 25). Второй и седьмой мученики высказывают твердую уверенность, что Господь дает им жизнь вечную (VII, 9, 36), которая, очевидно, может быть дана только существом вечным. Но особенно часто указывает и, особенно подробно, раскрывает 2-я Мак. книга свойство Божие – всемогущество (I, 4; VII, 28; III, 34; 1, 25; III, 28; V, 20; VII, 35, 38; VIII, 18; IX, 8; XI, 13; XII, 28). В указанных местах книги всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, от чего Бог и называется как всемогущим, так и всесильным. По учению 2-ой Мак. книги, всемогущество Божие выразилось в творении мира. Священники в своих молитвах прославляют Бога, как Создателя всех (I, 24). Мать Маккавеев говорит сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Далее, всемогущество Божие, по учению книги, выражается в промышлении Божием о тварях и особенно о народе еврейском. Иуда Маккавей в своей речи говорит: «Враги наши надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

73 «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть… истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил от человека до скотов и гадов и птиц небесных... конец всякой плоти пришел пред лице Мое истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни» ( Быт. 6, 3, 7, 13, 17 ), «и лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди, все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (7, 22–23). 74 Это явствует из дальнейшего текста «только плоти с душею ее, с кровию ее не ешьте Я взыщу и вашу кровь, (в которой) и жизнь ваша.. Бог, Я поставляю Завет Мой с вами и потомством вашим после вас и со всякою душею живою, которая c вами, с птицами и скотами и со всеми зверями земными.. со всеми животными земными.. что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа» (9, 4–5, 9–10, 11) «Завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти» (16). 76 В марксизме, на его немотствующем языке, это называется «прыжок из необходимости в царство свободы». Валаамова ослица, свидетельствующая об истине. 77 Отношение свободной возможности к детерминированной данности по своей логической структуре может быть уподоблена статистическому закону больших чисел. Общие грани данности здесь выражаются в закономерности, проявляющейся при большом числе наблюдений, индивидуальные же отклонения от средней, в которой только и осуществляется закономерность, соответствуют конкретным случаям модальной свободы, причем и самый закон не представляет собой механической необходимости, в себе неизменной, но применяется к истории и социологии. Иного типа закономерности здесь вообще не существует и существовать не может. 78 Понимание зла, как отсутствия добра или лишения его, вслед за Платоном, находит многократное выражение у блаж. AbrycmuhaˆDe moribus mantch. l. II Mg., t. 32, c. 6345: Summun bonum est id cui competit summe esse. Nulla enim natura malum. Si quod contra naturam eat, id erit malum. Enchir, c. XI. (t. 40, c. 236): Quid est autem aliud malum dicitur nisi privatio boni?... sed bonum minui malum est. De civ. Del, 1. XII, c. VII (t. 41, c. 353): Nemo igitur quaerat efficientem causam malae voluntatis: non enim est efficiens, sed deficiens, quia nec illa effectiva est, sed defecmio Confess., 1 III, c. VII (t 32, c 688) non noveram malum non esse, nisi privationem boni, usque ad quod omnino non est. Ib. 1. VII, c. XII, col. 743: Malumque illud quod quaerebam unde esset, non est substantive, quia si substanlia esset, bonum esset. Cp. op. imperf., c. Jul. 1. III, 189 (t. 45, col. 15.30 и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Сатана говорил преп. Антонию: „вот я не имею ни одного места, не обладаю ни одним городом, нет у меня оружия; во всех родах и странах прославляется имя Христово; пустыни наполнились иноками» (Ч.-М. генваря 17 д.).    Св. мученик Трифон изгнал беса из одной царской дочери и, сделав его видимым для всех, спросил: „кто вам, бесам, дал власть над созданием Божиим?» – Бес отвечал: мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Христа. От тех мы бежим со страхом. Наносим им искушения тогда, когда нам попущено будет (от Бога). Над теми же, которые не веруют в Бога и Сына Его и ходят во всех похотях своих – над теми имеем власть мучить их (Ч.-М. февраля 1 д.).   60. Библейские тексты о падших ангелах    Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: сначала диавол согрешил (1 Иоан. III:8). (Господь) сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. X:16). – Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. XII:9);    б) есть начальник мира (греховного): ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан. XII, 31). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( – XIV, 30). Князь мира сего осужден (XVI, 11);    в) владеет царством смерти; как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. II:14);    г) есть виновник нашего падения и искушения (Быт. III:1 – 6). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христа (2 Кор. XI:3). – Кто делает грех, тот от диавола (1 Иоан. III:8). – Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель (1 Сол. Ш, 5):    д) противится делу Божию; показал ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Зах. III:1). – Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам: но воспрепятствовал нам сатана (1 Сол. II:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Оба эти текста обобщаются и объединяются в словах Господа: устроит, восстановит все " 297 . Отцы и учители церкви толкуют слова пророка Малахии, об обращении сердца отцов к детям в смысле обращения сердца евреев ко Христу. Так блаженный Августин говорит: «Обратит сердце отца к сыну, т. е. сердца отцов к детям, ибо LXX приняли единственное за множественное. И смысл тот, чтобы сыны (т. е. иудеи) так разумели закон, как разумели его отцы, т. е. пророки, в числе коих был и Моисей» 298 . Св. Иоанн Златоуст , объясняя занимающие нас слова из Евангелия Матфея, говорит: «Слова эти показывают, что Фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он (т. е. Христос) вместе показывает и причину пришествия его. Что это за причина? Дабы он, пришедши, убедил иудеев принять веру в Иисуса Христа, и дабы когда Сей придет, не все они совершенно погибли. Посему Он, приводя им на память сие, сказал: и устроит все, т, е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени» 299 . В том же смысле блаженный Феофилакт Болгарский на слова св. Евангелиста Марка: «Илия пришед устроит вся» замечает: «Это значит вот что: когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведет их к вере, и таким образом сделается предтечею второго пришествия Христова, Илия должен устроить все, и не будет тогда еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит ее от Илии» 300 . Сколько времени будет продолжаться ужасное владычество антихриста? К радости и утешению избранных Божьих, владычество этого противника Христа будет непродолжительно: оно будет обнимать три года с половиною. В книге пророка Даниила говорится: и они (святые Всевышнего) преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (VII, 25; сн. XII, 7), и в Апокалипсисе: и дана ему власть действовать сорок два месяца (XIII, 5), – они (язычники) будут попирать Святой город сорок два месяца XI, 2). Там же о двух свидетелях, которых Бог пошлет для противодействия антихристу, замечено, что они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней ( – 3), и о жене, облеченной в солнце (т. е. о церкви), повествуется, что она убежала от дракона в пустыне, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (XII, 6), и действительно она там питалась в продолжении времени, времен и полвремени (–14).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

11:54). В 68 г. здесь останавливалась при походе на Иерусалим конница Веспасиана. На невысоком холме в юго-восточном конце деревни сохранились руины византийской церкви IV в. В XII в. крестоносцы построили на ее развалинах однонефную базилику во имя св. Георгия Победоносца. Современная православная церковь построена также на месте византийской базилики, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола – в том числе, с греческой надписью. Наиболее ценные находки, обнаруженные в окрестности Тайибы, помещены в небольшом музее здешнего католического прихода – в их числе римский верстовой столб с обозначением X легиона. В т. н. «библейском доме» посетитель может ознакомиться с жизнью и бытом древнего населения Палестины. Рядом, в 4 км к юго-западу, находится арабская деревня Бейтин, библейский Вефиль (Бет-Ель, «Дом Божий»). Это место, в 22 км к северу от Иерусалима, и в добиблейские времена представляло важный пункт на караванном пути, шедшем по водоразделу Иудейских гор. Этой дорогой двигался Авраам, когда впервые пришел в Ханаанскую землю (Быт. 12:8). Но более всего это св. место связано с внуком Авраама Иаковом. Здесь было ему видение лествицы от неба до земли, по которой Ангелы сходили и восходили, здесь прозвучало обетование Божие: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28:13–14). Иаков пробудился и сказал: «Как страшно сие место. Это не иное что, как Дом Божий, это Врата Небесные. И нарек имя месту тому: Вефиль» (Быт. 28:16–19). Точное место, где воздвигли свои жертвенники Авраам и Иаков, со временем забылось. Но остатки города Вефиля были раскопаны археологами. Установлено, что поселение, возникшее еще в начале «бронзового» века (более трех тысяч лет до P. X.), существовало в течение трех с половиной тысячелетий – до арабского завоевания. Вефиль был важнейшим центром религиозной жизни иудеев: здесь в небольшом храме находился одно время Ковчег Завета (Суд. 20:27). Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху Судей (XII-XI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Также Иосиф 30 сообщает, что в храме был слышан голос ангелов и сил небесных, охранявших прежде город: «уйдем из этих мест». И удивительным образом слава Господа, оставив храм, до настоящего дня стоит над горой Масличной, и, сияя во знамении креста, обращает взор на храм, бывший некогда иудейским и обращенный в прах и пепел. Ueз.XI:24–25 . И дух поднял меня, и привел в Халдею, к переселенцам, в видении, духом Божиим. И скрылось от меня видение, которое я видел. И я рассказал переселенцам все слова Господа, которые Он открыл мне. Вместо переведенного нами по еврейскому подлиннику: и скрылось от меня видение, которое я видел, LXX перевели: и ушел я от видения, которое я видел. То и другое означает, что пророк не в теле, а в духе был перенесен в Иерусалим из Вавилона, и когда скрылось видение, приведшее его в духе в Иерусалим и открывшее ему все то, о чем сообщено в предшествующей речи, он пришел в прежнее состояние, и все то, что ему было открыто, рассказал переселенцам, очевидно тем, о которых выше написано: сидел я в доме моем, и старейшины иудейские сидели пред лицом моим, и пала на меня там рука Господа Бога, и я увидел ( Иез. 8:1–2 ). И удивительным образом пророк видел таинственные видения, когда сидели те, кои пришли посетить его, и был отсутствующим от сидевших пред ним и без духа, присутствуя [лишь] телом. Совершается же все это для того, чтобы бывшие в плену получили утешение, что они будут возвращены в землю Израилеву, и будут ходить по заповедям Господа, и будут они Его народом, а Он будет их Богом. А кои не покаются, но будут ходить по мерзостям своим, те получают по делам своим. Что же касается слов, то они в Священных Писаниях, как мы часто напоминали, употребляются вместо дел. Глава XII Ueз.XII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее. Сын человеческий! ты живешь среди дома прогневляющего; они имеют глаза, чтобы видеть, и не видят, и уши, чтобы слышать, и не слышат; потому что это дом прогневляющий. Вместо переведенного нами: ты живешь среди дома прогневляющего, LXX поставили: ты живешь среди неправд их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но своего высшего выражения этот подвиг служения достигает на Кресте, в страшной, мучительной смерти, и этим Господь Иисус Христос победил мир. Свято и с полным самоотвержением выполнили завет своего Учителя и апостолы, отдав свою жизнь делу заповеданного Им служения. И именно этим путем, путем смиренного служения, приводили апостолы язычников к послушанию веры и распространяли Церковь Христову. Вот несколько цитат из посланий апостола Павла, выясняющих настроения и характер этого победоносного служения. Мы как сор для мира, — пишет апостол Коринфянам, —  как прах, всеми попираемый  доныне (1 Кор. IV, 13). Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше npuoбpecmu (I Кор. IX, 19). У меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. XI, 28-29). И этим-то именно порабощением себя всем и достигалась необыкновенная сила влияния на людей. Мы неизвестны, — продолжает он, — но нас узнают... мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. VI, 9-10). Люди идут добровольно только под ярем любви. Это закон психологии, и борьба со злом, проникшем в человеческое сердце, возможна только на почве служения. Поэтому и последователям своим тот же апостол завещает:  умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. XII, 1). Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. XII, 21). Верные этому завету христиане первых веков всегда стара лись побеждать зло добром, и грозный когда-то языческий мир принужден был уступить силе добра христианской жизни. Эта высокая жизнь; жизнь самоотверженного служения, в глазах язычников всегда была самым сильным аргументом в пользу христианства. " Посмотрите, как живут христиане " , — говорили они, обращаясь к вере Христовой. Даже Юлиан-отступник, один из самых яростных гонителей Христа, принужден был признать высоту и бескорыстную благотворительность христианской жизни. " Стыдно нам, — писал он в одном рескрипте, — что эти галилеяне заботятся не только о своих, но помогают и нашим бедным и голодным, тогда как мы оставляем их в пренебрежении " . Распространение христианства и его быстрые успехи тем и объясняются, что не оружием, но любовью и заботою бескорыстного служения распространяли его первые христиане.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

– Но они не захотели обратиться ко Мне. Не должны ли они будут поэтому возвратиться в Египет и не будет ли Ассур царем? И падет меч на города его и истребит затворы его и пожрет их за умыслы их нечестивые и неразумные. Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его обратиться к Всевышнему, но ни единый их них Его не восхваляет. Как поступлю с тобою, Ефрем? Не должно ли будет по этому, о Израиль, Мне передать тебя врагу? Как могу Я, так любя тебя, поступить с тобою как с Адмою, разрушить тебя как Севоим ( Втор.29:23 ). Повернулось во Мне сердце Мое и отказывается от этого; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо я Бог, а не человек; среди тебя – Святый, среди тебя, принимающего участие в Моей святости, среди тебя, которого она защищает от Моих судов; Я не войду в город с гневом. Я рассею несомненно Мой народ по всему лицу земли; но в один день я возвышу между народами Мой сильный голос, Я возрыкаю как лев, и услышав этот призыв, Израильтяне, охваченные и ужасом и радостью, прибегут ко Мне с запада ( Ис.27:13; 60:8 ; Зах.10:10 ); встрепенутся и понесутся из Египта, как птицы и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит» . – XI. С) Главы XII, XIII, XIV имеют не одну только черту сходства с предыдущим отделом; в этих двух пророчествах, Осия делает большое употребление из истории Израиля, и два из них начинает укоризнами и оканчивает обетованиями. Но эти отделы имеют не тот смысл, не ту же цель: первый имеет в виду убедить Израиль на основании истории, в его неблагодарности, между тем как в последнем, история должна показать народу путь покаяния; первый представляет гибель, угрожающую Ефрему, как праведное наказание за всю его жизнь; последний, напротив, указывает в наказании спасительное испытание, которое очищает и ведет к совершенно новому существованию; в одном говорит правосудие Бога Трисвятого, который дозволяет только в конце раздаться голосу своего милосердия; в другом хотя правосудие поражает мятежников своими страшными ударами (XIII, 7, 8, 15, 16 и пр.), потому что они упорствуют в своей нераскаянности (XII, 1:2), за то здесь Трисвятой Бог подавляет угрозы, и раскаты Его грома только на несколько мгновений прерывают речь божественного милосердия обращаемая к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

«Иисус же когда увидел ее плачущею и шедших с нею иудеев плачущих, восскорбел духом и возмутился и сказал: где положили его?.. И прослезился Иисус…» и «опять скорбя в себе вошел в гробницу» (Еванг Иоан XI, 33 — 38). Разве это бесстрастие? Не было его и в других случаях: «Ныне душа моя смутилась; и что скажу? Отче, избавь меня от часа этого» (там же, XII, 27). И еще: «Говоря это, Иисус смутился духом и засвидетельствовал и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст меня» (там же, XIII, 21). Никак не бесстрастием дышат и следующие слова: «Огонь пришел я бросить на землю, и как желаю, чтоб он уже возгорелся; крещением должен я креститься, и как томлюсь, пока оно не совершится» (Ев Луки, XII, 49, 50). Можно было бы привести еще другие свидетельства, но достаточно и этих, чтобы видеть, что бесстрастие или невозмутимость — стоическая атараксия — вовсе не входит в христианский идеал совершенной святости. Необходимость святости в смысле бесстрастия выводится г. Страховым из того, что любовь к людям не может быть действительно удовлетворена и доставляет нам только страдания. Вот его рассуждение: «Бедственность человеческого существования такова, что устранить ее ничто не может. Мы всегда носим в себе внутреннего врага — наши желания, которые вечно обновляются, постоянно не дают нам успокоиться и часто поглощают всю нашу душу. И у нас есть внешний враг, неодолимый и неизбежный, — смерть. Если бы все люди были проникнуты братскою любовью друг к другу, то страдания человеческие, вероятно, не уменьшились бы, а увеличились. Теперь, когда мы живем эгоистами, чужие бедствия и мучения для нас ничего не значат, и мы спокойно смотрим, как смерть вокруг нас «косит жатву жизни». Но если бы мы чувствовали сострадание к несчастным, если бы истинно любили умирающих, то нас не должна бы была никогда оставлять печальная и горькая дума: Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой, Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, Льетесь, как льются струи дождевые

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Иконография Апокалипсиса и Страшного Суда фрески Ивирон  Апокалипсис иконография Изображения Страшного Суда Фрески Ивирона Афон (Публикуется впервые)     И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя...     Иконография Апокалипсиса и Страшного Суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском иконописном творчестве. Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков.   На фресках изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.   В композиции Страшного суда афонского монстыря Ивирон иллюстрируются темы, взятые, в основном, из  Апокалипсиса. С другой стороны, изображение Страшного суда отвечает евангельскому тексту о разделении грешных и праведных (Мф. 25: 31-46), который наиболее точно выражает идею Божественного милосердия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=532

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010