Варварой - на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в мон-ре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с вмц. Екатериной - на московской иконе «Четыредесятница», кон. XIV в. (ГТГ); на иконе «О Тебе радуется» из Соловецкого мон-ря , сер. XVI в., (ГТГ); с мц. Ириной - на шитой пелене «Похвала Богородицы», кон. XVI в. (ГИМ), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (И. Ф. Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в рус. искусстве XVIII - нач. XX вв.: мозаика Ф. П. Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 50-е гг. XIX в. (А. Ц. с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом со св. Марией Магдалиной); мозаики 1894-1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге работы В. В. Беляева (юго-вост. столп - А. Ц., изображенная в рост, и вмч. Георгий) и Н. К. Бодаревского (в юж. иконостасе); икона А. Ц. из ц. вмц. Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, ок. 1913 г. (ГЭ), работы В. Гурьянова , поднесенная царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых ; икона Божией Матери «Знамение» с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910-е гг. (ГЭ), происходящая из Александровского дворца Царского Села . В XIX в. во имя А. Ц., являвшейся святой покровительницей рус. императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя А. Ц. в 1851 г.); придел во имя свт. Николая и А. Ц. 1899 г. в ц. апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя свт. Николая и А. Ц. 1894 г. в ц. прор. Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой. Арх.: Vat. gr. 1660 (916 г.), Paris. gr. 499 (XI в.), Paris. gr. 1534 (XI в.). Ист.: ActaSS. April. T. 3. P. 100-163; ВМЧ. Апрель. М., 1916. C. 862-878; PG. 97. Col. 1169-1192; SynCP. P. 619-620; Casson L., Hettich E.

http://pravenc.ru/text/64452.html

Особенным образом в анафеме представлена тема опресноков - на упрек в подражании иудеям латиняне ответили обвинением в пренебрежении к ВЗ, а на символическое толкование закваски - обвинением в том, что их оппоненты считали ее одушевленной. Позже в присутствии императора рим. легатами была произнесена еще одна анафема в адрес отвергающих использование опресноков и подвергающих сомнению совершенство евхаристической Жертвы в Римской Церкви: «Всякий, кто упорно противоречит вере святого и апостольского Римского престола и его Жертве (sacrificio), да будет анафема, маранафа, да не считается христианином-кафоликом, но еретиком-прозимитом (prozymita - от греч. ζμη, закваска)» (Ibid. P. 154). Демонстративное возложение грамоты на престол Св. Софии спровоцировало возмущение столичного народа, направленное против легатов, что чуть не стоило им жизни. 20 июля на σνοδος νδημοσα - малом Соборе архиереев, находившихся в тот момент в столице,- в к-ром приняли участие 20 митрополитов и 2 архиепископа, под председательством патриарха Михаила I Кирулария, было принято решение анафематствовать грамоту и ее составителей, что и было сделано (Ibid. P. 167). Т. о., своим поступком легаты усилили позиции патриарха Михаила I Кирулария в К-поле - их несправедливые обвинения только сплотили вокруг него греч. духовенство,- и укрепили антилатинские настроения в К-польской Церкви. Потир. Византия. X–XI вв. (ГЭ) Потир. Византия. X–XI вв. (ГЭ) Однако ни грамота рим. легатов, направленная против достаточно определенной группы лиц, ни ответ отцов к-польского малого Собора, анафематствовавших грамоту и ее составителей, не были осуждением Церквей в целом (хотя фактическое разделение греч. и лат. Церквей последовало именно за этими событиями; в то же время еще в сент. 1089 г. К-польский синод под председательством патриарха Николая III Грамматика указывал на то, что в вопросе разделения Церквей эти анафемы не имеют канонической силы - см.: Holtzmann W. Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexios I und Papst Urban II im Jahre 1089//BZ.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗИЛЕВСКИЙ Базилевский Александр Петрович (6.07.1829, С.-Петербург - 10.03.1899, Париж), собиратель христ. памятников визант. и западноевроп. искусства. В кон. 50-х гг. XIX в., будучи камер-юнкером придворного ведомства при МИД, начал собирать свою коллекцию. В 1861-1863 гг. состоял при рус. посольстве в Вене, затем переехал в Париж, где пополнил свое собрание предметами прикладного искусства III-XVI вв. Б. являлся организатором «Центрального союза искусств» и содействовал созданию Исторического отдела Всемирной выставки в Париже 1865 г., представив для экспозиции ок. 150 предметов из средневек. части коллекции. На Всемирной выставке 1878 г. предметам из собрания Б. был отведен отдельный зал. В 1884 г. коллекцию Б., хорошо известную среди специалистов по искусству средневековья, приобрело рус. правительство для собрания ГЭ, что, по словам Н. П. Кондакова, ввело собрание ГЭ в круг лучших музеев средневек. искусства. Раннехрист. искусство в коллекции Б. представлено катакомбными (напр., донца стеклянных сосудов для Евхаристии с изображениями, выгравированными на золотой фольге; светильники из бронзы и глины IV-VI вв., в т. ч. из рим. мастерских Анния Сервиана) и погребальными древностями (саркофаг с евангельскими сценами из Каора, Франция), мозаиками (напр., из ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, VI в.), утварью с изображением сцен из ВЗ и НЗ (резными по кости пиксидами, стеклянными сосудами, в т. ч. чашей из Докле в Черногории, открытой в 1870), костяными ларцами и проч. В коллекцию входили также находки с Ближ. Востока (Сирия) и из копт. Египта: евлогии святилища св. Мины (см. ст. Ампулы , Абу-Мина ), мелькитский бронзовый литургический сосуд XI в., костяная пиксида VI в. с изображением апостолов Петра и Павла на крышке и др. Нек-рые предметы из собрания Б. уникальны по историко-культурному и художественному значению: лампадофор в виде базилики из крипты храма в г. Орлеанвиль (совр.

http://pravenc.ru/text/77364.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иисус Христос. Камея. X-XI вв. (ГММК) [лат. gemma - почка, драгоценный камень, перстень с печатью; греч. λφος]. 1. Произведение глиптики (камнерезного искусства), полу- либо драгоценный камень, как правило цветной, обработанный (отшлифованный или ограненный) для дальнейшего использования; различные минералы, ценимые за редкость, твердость и красоту, напр. агат, сардоникс, яшма, лазурит (ляпис-лазурь), реже сапфир, изумруд и др.; нек-рые материалы некристаллического происхождения, напр. жемчуг, красный коралл, янтарь. 2. Общее наименование резных полудрагоценных либо драгоценных камней. Г. различаются техникой исполнения изображения: высокий рельеф - камея и углубленная резьба - инталия, последние использовались гл. обр. в качестве знаков собственности, печатей . С Г. соединялось представление о магических и лечебных свойствах камней: «Сила камня… смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предвидение» ( Епифаний Кипрский, свт. О 12 камнях, бывших на одеждах Аарона//ТСОРП. Т. 52. Ч. 6. С. 271); «...[агат] предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных» (Там же. С. 276). Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Г. известны в искусстве Др. Востока и эгейского мира с IV-III тыс. до Р. Х., как правило одноцветные. В эпоху эллинизма, с ростом бюрократии и как следствие - потребности в печатях, производство Г. возросло; в одном из крупнейших центров, Александрии, мастера исполняли полихромные Г. преимущественно из сардоникса, имевшего слои разной окраски, что позволяло создавать живописное изображение, в к-ром светлый слой контрастировал с темным и наоборот («камея Гонзага» с портретами Птолемея II и Арсинои II, III в. до Р. Х., ГЭ). В имп. период Др. Рима Г., прежде всего с портретами императоров и членов их семей, достигали большого размера - ок. 20 см в высоту («гемма Аугустеа» с изображением триумфа имп. Августа, I в., Художественно-исторический музей, Вена). В III - IV вв., особенно в правление имп. Константина и его преемников, искусство резьбы Г. пережило новый подъем, свидетельствуя о преемственности древних императоров, а также о мощи гос-ва, напр. «камея Ротшильда» с портретами имп. Гонория и его супруги Марии (Лувр, Париж; долгое время считались портретами имп. Констанция II и его супруги) . Известны Г., созданные в связи с учреждением новой имп. резиденции на Востоке - К-поля, напр. Г. большого размера из сардоникса с изображением имп. Константина, к-рого венчает Тихе (богиня судьбы; IV в., переработана в нач. XIX в., ГЭ). С переездом имп. двора на Восток коллекции Г., собранные в Др. Риме, оказались в К-поле.

http://pravenc.ru/text/161997.html

Е. Е. Макаров Иконография Вмч. Меркурий и вмц. Екатерина. Икона. XVII в. (Византийский музей, Верия) Вмч. Меркурий и вмц. Екатерина. Икона. XVII в. (Византийский музей, Верия) Древнейшие изображения М. сохранились с IX в.; великомученик, как правило, молод, с курчавыми темными волосами, чуть прикрывающими уши, с короткой бородой. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) дано лаконичное описание внешности М.: «...молод, с показавшеюся бородой». В византийском искусстве его часто изображали в ряду прославленных воинов, таких как святые Димитрий Солунский, Георгий, Феодор Тирон, Феодор Стратилат и Прокопий Кесарийский. Параллельно существовали 2 иконографических извода, различавшиеся облачением: мученический, когда святой облачен в хитон и гиматий, и воинский - в доспехах и с оружием. В ранних памятниках преобладает воинский тип, напр.: на рельефе слоновой кости с изображением 40 мучеников Севастийских (кон. X - нач. XI в., ГЭ) - М. в рост, с копьем и мечом; в триптихе с Деисусом и со святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана); в Арбавильском триптихе (кон. X - сер. XI в., Лувр) - погрудно, с копьем; на фронтисписе Псалтири имп. Василия II (Marc. gr. 17. Fol. III, ок. 1019 г.), на миниатюре из Минология (Paris. gr. 580. Fol. 2v, 1055/56 г.) - в рост, а также на фресках ц. вмц. Варвары (1006-1021), Карабаш-килисе (долина Соганлы, Каппадокия, 1060-1061), базилики Константина в Еникёе, Каппадокия (XI в.), ц. св. Меркурия на о-ве Керкира (Корфу) (1074), ц. Панагии Космосотиры в Феррах (Фересе, ок. 1152), капеллы Палатина в Палермо (1154-1166), ц. Вознесения в Милешеве (ок. 1234), ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира (XIII в.), капеллы св. Стефана ц. Св. Троицы в Сопочани (1263-1268) и др. Как мученик М. изображен на иконных минеях (напр., на иконах 2-й пол. XI в. и ок. 1200 г. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). В рукописных минологиях присутствует сюжет усекновения главы М. (на миниатюрах в Минологии имп. Василия II - Vat. gr. 1613. Р. 206, 1-я четв. XI в., и в Минологии деспота Димитрия Палеолога - Bodl. gr. theol. f. I. Fol. 18r, 1322-1341 гг.).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Аналогичный состав клейм воспроизведен на житийной иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), где в среднике в облачных сегментах помещены образы Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Ист.: Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Книжные центры Древней Руси XI-XVI в. СПб., 1991. С. 157-159. Лит.: Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, 1894. М., 1999. С. 353-365; Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 266-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16-17; Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 1. С. 222-227; Коноплёв Н. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 38-64; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300; Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 293-295. Иконогр.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 364; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. 151; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 1; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 41-42, 282-283; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. Кат. 68; Русские житийные иконы XVI - начала XX века: Кат. выст./ГЭ; Сост. Косцова А. С. , Побединская А. Г. СПб., 1999. Кат. 22. Иером. Анфим (Черный), Е. В. Ромнаненко, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64374.html

Ил. 1. Мученики Порфирий и Косьма. Мозаика куполаротонды св. Георгия в Салониках. Третья четверть V в. Ил. 2. Вмч. Димитрий Солунский с подводимыми к нему детьми. Мозаика базилики Святого Димитрия в Салониках. V–VI вв. О том, что пенула или фелонь являлись светской одеждой, свидетельствуют изобразительные памятники доиконоборческого периода. Рассмотрим немногочисленные дошедшие до нас мозаичные ансамбли Италии и Греции. На мозаике купола ротонды св. Георгия в Салониках V в. на фоне архитектурных сооружений в эллинистических традициях представлены молящиеся в позах орантов (ил. 1). В композицию включены святые, среди которых далеко не все принадлежат церковной иерархии, при этом все они, кроме воинов, облачены в фелони. На мозаике западной стены южного нефа базилики святого Дмитрия в Салониках V–VI вв. с изображением Димитрия Солунского с подводимыми к нему детьми, дети изображены в похожей одежде (ил. 2). На створке диптиха из Мурано (Египет, VI в., ГЭ) Мария и Елизавета изображены в открытых плащах с капюшоном (ил. 3) 7 . Аналогичные плащи с капюшоном в форме полукруга позже войдут в состав облачения западных клириков под названием «каппа» или «плувиал» 8 . Некоторые наименования римской одежды времен поздней Античности, такие как далматика, паллиум, туника и стола, закрепились в названиях богослужебной одежды Западной Церкви, что и подтверждает версию о происхождении облачения духовенства от светской одежды. В апостольские времена уже выделяли некоторую повседневную одежду для богослужения 9 . Но в ранний период распространения христианства в Римской империи состав богослужебного облачения не регламентировался, а отношение к одежде в различных общинах было неоднозначным. Предание донесло до нас лишь отрывочные сведения касательно литургического облачения христианских общин. Начало формирования одежды духовенства произошло уже в Византии. В IV в., благодаря легализации христианства при императоре Константине, преследование христиан прекратилось. На заре истории Византийского государства и складываются основные типы богослужебных одежд, которые на протяжении всего византийского периода претерпевают определенную эволюцию, а каждый отдельный элемент облачения приобретает символическое значение 10 . Так, к примеру, о фелони как богослужебной одежде известно только с кон. IV – нач. V в. До конца XI в. в нее облачались не только священники, но и епископы. В Западной Церкви похожее облачение с VI в. известно под именем «казула». Первоначально на Западе это была общая одежда всех клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; подготовительные эскизы см.: Иконописец мон. Иулиания. 2012. С. 91), а также в иконографии «Собор русских святителей» 50-х гг. XX в. (Митрополичьи покои ТСЛ). Рисунок-прорись с образом М. для Миней МП прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина подготовили на основе волотовской фрески (Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви. М., 2001. С. 144). На совр. иконах М. пишут храмоздателем с моделью церкви в руке или одним из предстоящих в композиции «Собор Новгородских святых». Ист.: БАН. 31.7. 30-1; Описи Софийского собора/Публ.: Э. А. Гордиенко и Г. К. Маркина. Новг., 1993. Вып. 2, 3; Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко и Г. К. Маркиной//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 91-92; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 15-16, 26, 54, 63, 68-74, 82, 88-89, 94-95. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 457, 618-619. 198, 228; Т. 2. С. 173-174; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 61-62, 136. Кат. 54, 57, 58; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006-2007. Кн. 6; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв.: Кат./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008; Святые земли русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 230-233. Ил. 143, 144; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси. XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 204-212; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/Авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 378-381, 390-399. Кат. 90, 93. М. А. Маханько, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Местом особого почитания святых был мон-рь вмц. Екатерины на Синае, в стенах к-рого существовал посвященный им храм. Оттуда происходит темплон (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на к-ром вместо двунадесятых праздников представлены 11 сцен посмертных чудес Е. Памятник представляет собой уникальное свидетельство существования в нач. XIII в. утраченного ныне текста. Возможно, для этого храма была написана икона мучеников с поясным Деисусом в верхней части (нач. XIII в.). На ней святые изображены стоящими в ряд. Данный памятник послужил образцом для серб. иконы мучеников (рубеж XIV и XV вв., мон-рь Хиландар, Афон). В системе росписи храма образы 5 мучеников могли быть включены в чин св. воинов. Е. изображался чаще других: напр., в верхнем регистре правой створки на визант. триптихе рубежа X и XI вв. (ГЭ) с изображением 40 Севастийских мучеников и избранных святых; на мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321) в К-поле; на фресках ц. Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343),- в сцене, иллюстрирующей Пс 45; в церкви мон-ря Пэтрэуци, Румыния (1487). На Руси почитание мучеников не было столь распространенным, как в Византии и на Балканах. Образ Е. входил в деисусный чин иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497). Изображение святого присутствует на одной из новгородских «софийских таблеток» (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ). Почитание мучеников в царской семье во 2-й пол. XVI в. связывают с обстоятельствами женитьбы Иоанна Грозного на Анастасии Романовне: 13 дек. 1546 г., в день памяти святых, царь советовался о предстоящей женитьбе с митрополитом. В честь этого события конюхами царя была построена обыденная ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. в Москве, боковой придел к-рой освящен во имя мучеников. Святые были изображены в росписи Архангельского собора Московского Кремля, иконография которой восходит к 1565-1566 гг. Ряд памятников свидетельствует о том, что мученики как покровители царского дома почитались в семьях Бориса Годунова и первых Романовых. Так, образ Е. помещен на столпе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), вотчине царя Бориса, среди святых, соименных членам его семьи. Образ Е. присутствует на иконе царских изографов «Богоматерь Феодоровская с избранными святыми на полях» (1630, ГТГ). Как отметила В. И. Антонова ( Антонова, Мнева. Т. 2. С. 365), состав изображенных на полях патрональных святых подчеркивает родственную связь дома Романовых с царями из рода Рюриковичей через 1-ю жену Иоанна IV.

http://pravenc.ru/text/187517.html

Сер. XVI в. датируются 2 храмовые иконы кафоликона И. м.: Богоматерь Одигитрия и Христос Всевидящий (ΠΑΝΤΕΠΟΠΤΗΣ - Пантепопт). Богоматерь с Младенцем изображена традиционно для данного извода: по пояс, с Младенцем на левой руке, правой указует на Него, Младенец, в одеждах, покрытых золотым ассистом, благословляет правой рукой, в левой держит свиток, Его ножки чуть приподняты одна над другой, ступни приоткрыты. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Иконы имеют золотые фоны и рельефные нимбы, напр. на нимбе Богоматери между цветочными изгибами размещены круглые медальоны с символами евангелистов. Иконы из кафоликона И. м. имеют большое сходство с иконами подобных изводов из Великой Лавры, написанными в 1535 г. Феофаном Критским. Поэтому обе иконы атрибутируют как работы этого мастера, созданные между 1535 и 1545 гг., когда он расписывал кафоликон мон-ря Ставроникита. Образы Христа и Богоматери являются повторением классических типов, созданных в позднепалеологовский период визант. искусства: рисунок ликов и драпировок отличается классической правильностью, чистотой передачи пластической формы, что особенно очевидно на иконе Христа Всевидящего. Изображение Его благородного облика восходит к визант. иконе Христа из собрания ГЭ (1363), но без чрезмерной штриховой белильной разделки и напоминает монументальные пластические образы искусства XIII в. На раскрытом кодексе в руках Христа помещен текст из Евангелия от Матфея (Мф 11. 28-29). Чрезвычайно важны эпитеты, к-рые сопровождают изображения на храмовых иконах кафоликона И. м. Названия икон Божией Матери Одигитрии и Христа Всевидящего восходят, вероятно, к названиям прославленных икон визант. столицы. Почитание к-польской иконы в мон-ре Пресв. Богородицы Одигон было широко известно паломникам, посещавшим К-поль (Царьград), оно также нашло отражение в распространении списков этой иконы, в т. ч. с наименованием «Одигитрия», на территории правосл. Балкан и на Руси. Образ Христа Всевидящего повторяет извод или наименование иконы, к-рая могла почитаться в к-польском мон-ре с таким посвящением, основанном близ мон-ря Пантократор в кон. XI в. Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (в наст. время мечеть Эски-Имарет-джами). Подобная обитель должна была иметь иконы, исполненные столичными мастерами, ставшие на закате империи объектом почитания, в т. ч. за пределами столицы. Возможно, в этом храме почитались иконы Христа разных изводов, но под общим эпитетом «Пантепопт». Еще один пример использования такого же наименования известен по стеатитовой иконе позднепалеологовского времени (XIV-XV вв., музей Метрополитен - см.: Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of Exhib. N. Y., 2004. P. 235-236. N 143) с образом Христа на престоле в окружении сцен праздников и ликов святых.

http://pravenc.ru/text/293365.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010