1 Здесь необходимо отметить, что в современных изданиях Молитвослова благодарственные молитвы и их завершение оформляются как отдельный чин – «Молитвы по Святом Причащении», – но ни исторически, ни литургически они не отделены от молитв перед приобщением: в рукописях это единое Последование, да и сейчас очевидно, что у молитв перед Причащением нет отпуста, а у благодарственных молитв, – наоборот, обычного начала. 2 Беседа о кладбище и Кресте, 3. Греческий текст: PG. 49. Col. 397–398. Русский перевод: Tbopehiя святаго отца нашего Ioahha Златоуста... СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 442 (перевод уточнен нами). 3 Слово в день Богоявления, 4. Греческий текст: PG. 49. Col. 369–372. Русский перевод: Tbopehiя святаго отца нашего Ioahha Златоуста... СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 411–413 (приводится без изменений). Ср. с его же Словом на Рождество Христово – Там же. С. 403–404. 4 Житие и чудеса святой Феклы. Чудо 33, 2. Греческий текст и английский перевод: Miracle Tales from Byzantium/A.-M. Talbot, S. F. Johnson, transl. L., 2012. P. 132–135 (русский перевод наш). 5 Слово в день Рождества Спасителя нашего, 7. Греческий текст: PG. 49. Col. 360. Русский перевод: Tbopehiя святаго отца нашего Ioahha Златоуста... СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 403 (приводится без изменений). 6 Тайноводственные поучения, 5. Греческий текст и комментированный французский перевод: SC. 126. P. 172–173 (русский перевод наш). 7 Толкование Молитвы Господней и чинов Крещения и Евхаристии, 6. Английский перевод сирийского текста (греческий оригинал утрачен): Mignana A. Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Lord’s Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist. Camb., 1933. (Woodbrooke Studies; 6). P. 114. 8 Например, в составе известного сборника грузинского писца Иоанна-Зосима Sinait. iber. 34, X в., содержащего, в том числе переводы греческих Часословов VI–VII вв. (листки с этими молитвами в настоящее время отделены от основной рукописи и хранятся в Санкт-Петербурге; см. неизданную докторскую диссертацию Симеона Фрëйсхова: Frøyshov S. L’Horologe «georgien» du Sinaiticus Ibericus 34/Diss.: Université de Paris-Sorbonne. P., 2003. T. 1. P. 35–40). Молитвы включены здесь в состав чина изобразительных (p. 33–48) – как и в древнейшем сохранившемся греческом Часослове Sinait. gr. 863, IX в. (см.: Дмитриевский А. А. Что такое κανν τς ψαλμωδας, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного?//Руководство для сельских пастырей. К., 1889. 38. С. 69–73; Mateos J. Un horologion inédit de S. Sabas: Le codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges E. Tisserant. Vol. III: 1. Vat., 1964. (Studi e testi; 233). P. 47–76), – но при этом сказано, что в случае совершения литургии следует использовать только сами молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Каноны Собора 676 г. и Epistola dogmatica были изданы Ж. Шабо в сб. Synodicon Orientale (P., 1902). Существуют также стихотворные «Слова» на великопостные диаконские возглашения Ниневийской Церкви, приписываемые Г. К. Нек-рые из них включены в Breviarum Chaldaicum. Существуют переводы творений Г. К. на араб. язык (важнейшие рукописи: Vat. Borgia, 82, 75v - 79v, Vat. Ar. 157, 73r-75r.- последняя рукопись была издана В. Хёнербахом и О. Шписом). Ист.: Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos, T. J. Lamy. Louvain, 1872-1877. Vol. 1-3; Breviarum Chaldaicum. P., 1886. Vol. 1; The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Marga/Ed. E. A. Wallis Budge. L., 1893 2 vol.; Gismondi H. Maris, Amri et Slibae: De Patriarchis Nestorianorum commentaria. R., 1896-1899. 4 vol.; Duval R. La littérature syriaque: Bibl. de l " Enseignement de l " Histoire ecclésiastique. P., 1900. P. 371-372. (Anciennes litt. Chrétiennes; 2); Eliae metropolitae Nisibeni Opus chronologicum/Ed. E. W. Brooks. P., 1954. Vol. 1 (1). (CSCO; 62. Syr.; 22); Ibn at-Taiyib. Fiqh an-nasraniyya: «Das Recht der Christenheit»/Hrsg. W. Hönerbach, O. Spies. Louvain, 1957. Vol. 2. (CSCO; 167. Arab.; 18); Histoire du couvent de Sabrio/Ed. A. Mingana//Sources syriaques. Lpz., Vol. 1/1. P. 169-271; Vie de Bar-Penkayé/Ed. A. Mingana//Ibid. Vol. 1/2. P. 1-204; Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. М., 2002. С. 126-127 [рус. пер. фрагм. послания Г. К. к Мине, хорепископу Персии]. Лит.: Cardahi G. Liber thesauri de arte poetica syrorum necnon de eorum poetarum vitis et carminibus. R., 1875; Райт. Очерк. С. 125-126; Wolska W. La topographie chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science au VI siec. P., 1962. P. 73-85; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 217, 219; Bundy D. Georges I de Kaphra//DHGE. Vol. 20. Col. 625-627; Brock S. Syriac Writers from Beth Qatraye//Aram. 1999/2000. Vol. 11/12. P. 85-96. Winkler D. W. Ostsyrisches Christentum: Unterzuch. zu Christologie, Ekklesiologie. Münster, 2003. S. 119-129.

http://pravenc.ru/text/164369.html

После XI в. появляется 2-я часть (т. н. Improperia minora) - стихи, которые строятся по формуле «Ego te... et tu...» («Я [сделал для] тебя... а ты...»; в рукописях обычно фигурируют от 8 до 12 стихов, которые иногда приводятся в иной последовательности). Самое древнее свидетельство этих припевов сохранилось в приложении к галликанскому собранию Ordines - Verona. Bibl. Capit. XCII. Fol. 70, нач. IX в. ( Andrieu. Ordines. Vol. 1. P. 372). Один из ранних способов исполнения указан в Градуале-Антифонарии Oxon. Bodl. Canonici liturg. 366. Fol. 21 (1-я пол. XI в.): сначала поется Трисвятое со стихами, затем респонсорий Vadis propitiator, антифоны Ecce lignum crucis (Се, Древо Крестное), Crucem tuam adoramus (Кресту Твоему поклоняемся), Cum fabricator mundi (Когда Создатель мира), а затем Improperia minora. Чин исполнения и состав I. претерпел нек-рые изменения. В рим. традиции выделяются 2 редакции: до францисканской реформы (напр.: Vat. lat. 5319. Fol. 80v - 81) и францисканская редакция (Миссал Napoli. Bibl. Naz. VI G 38. Fol. 135v - 136, 2-я пол. XIII в.; Градуал Padova. Bibl. Univer. 1340. Fol. 68v - 69, XIII в.). Особые традиции сохранились в североитал. (Миссал Milan. Ambros. C 200 inf. Fol. 76v - 77, XIV в.; Римский Миссал, изданный в Милане в 1474) и средне- и южноитал. памятниках (Lucca. Bibl. Capit. 606. Fol. 155v, нач. XI в.; Montecassino. Archiv. 546. Fol. 46v, XII в.; Vat. Urb. lat. 602. Fol. 101). Окончательный вариант I. был зафиксирован в тридентском Миссале, согласно к-рому сначала поется «Приидите, поклонимся» и «Се, Древо»; затем стихи Popule meus, quid feci tibi, Quia eduxi te de terra Aegypti, Трисвятое со стихами Quia eduxi te per desertum (Зане водих вы/За то, что сорок лет вел тебя); Quid ultra и 9 стихов I. minora (Ego propter te flagellavi Egyptum (Аз вас ради побих Египет/Ради тебя Я карал Египет); Ego te eduxi de Egypto (Аз вы извел из Египта/Я тебя вывел из Египта); Ego ante te aperui mare (Аз пред вами отверз море/Я рассек перед тобою море); Ego ante te preivi in columna nubis (Аз пред вами предыдох в столпе/Я вел тебя, идя перед тобою в столпе облачном); Ego te pavi manna per desertum (Аз питах вас манною/Я давал тебе манну в пустыне); Ego te potavi aqua salutis (Аз напоих вы водою/Я поил тебя спасительною водою); Ego propter te Chananeorum reges percussi (Аз вас ради хананейския цари поразих/Я ради тебя избивал царей ханаанских); Ego dedi tibi sceptrum regale (Аз вам дах жезл царский/Я вручил тебе царский жезл); Ego te exaltavi magna virtute (Аз вы вознес силою великою/Я возвел тебя на высоту величия)) с припевом Popule meus, quid feci tibi; затем поется «Кресту Твоему поклоняемся» и далее по чину.

http://pravenc.ru/text/389521.html

Восстание Фомы Славянина. Миниатюра из Хроники Константина Манасси. XIV в. (Vat. slav. 2) В кон. VII в. ситуация для К. вновь резко ухудшилась. В 692 г. имп. Юстиниан II потерпел поражение от арабов в битве между Севастополем к северу от К. (ныне Сулусарай) и Севастией в Сев. Каппадокии (Ibid. P. 365). В 695/6 г. арабы напали на Мелитину, в 702 г.- на стратегически важную крепость Таранта, в 703 г.- на Киликию; в 707/8 г. ими была завоевана Тиана, митрополия Каппадокии Второй; ее жители порабощены и депортированы в халифат; после разграбления город более не восстанавливался. В 708 г. была захвачена Ираклия, 2-й по значимости город Юж. Каппадокии. В 711 г. сдались Сис и Камаха; в 712 г.- Амасия, Гангра и Мистия, опустошены Севастия и окрестности Мелитины (Ibid. P. 371-372, 376-377). Имп. Филиппик Вардан, армянин по происхождению, пытался собрать оставшиеся военные силы Византии в Мелитине и Армении Четвертой, переселив сюда армян из др. областей, но они вскоре перешли на сторону арабов, усугубив ситуацию. Араб. войска постепенно продвигались на запад и стремились к захвату К-поля. Во время его осады в 711-718 гг. вновь была разграблена находившаяся уже в арабском тылу Мелитина. После поражения арабов под стенами К-поля в 718 г. театр военных действий переместился на восток, в т. ч. в К., где в 724 г. в который раз были разорены окрестности Мелитины, в 726 г.- Кесария, в 728 г.- крепость Семалв. Вторжения арабов в М. Азию прекратились только в 740 г., когда армия имп. Льва III одержала над ними победу у г. Акроин во Фригии (ныне Афьонкарахисар). К этому времени большая территория К., вероятно после мн. десятилетий грабежей и разрушений, превратилась фактически в пустынный безлюдный регион, который служил буферной зоной, «ничейной территорией» между Византией и Арабским халифатом. О пограничной «пустыне» в К. еще в сер. X в. писал Константин Багрянородный. Мелитина оставалась во власти арабов, Кесария - византийцев. С сер. VIII в. в соотношении сил Византии и арабов установилось некоторое равновесие и положение стало более стабильным, хотя отдельные столкновения в К. случались в 759, 780, 782, 789 гг. (Ibid. P. 431-432). Эта временная стабилизация имела положительные последствия, т. к. население визант. области начало увеличиваться, в т. ч. за счет притока армян и христиан из Сирии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Лит.: Maurer M. Pabst Calixt II. Münch., 1886-1889. 2 Bde; Robert U. Histoire du Pape Calixte II. P., 1891; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 8. P. 139-227; Schieffer Th. Die päpstlichen Legaten in Frankreich vom Vertrage von Meersen (870) bis zum Schisma von 1130. B., 1935; Klewitz H.-W. Das Ende der Reformpapsttums//DA. 1939. Bd. 3. S. 372-412; Ladner G. B. I Ritratti dei Papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 202-218, 251-252; White H. V. Pontius of Cluny, the Curia Romana and the End of Gregorianism in Rome//Church History. Chicago, 1958. Vol. 27. N 3. P. 195-219; Tellenbach G. Der Sturz des Abtes Pontius von Cluny und seine geschichtliche Bedeutung//QFIAB. 1963. Bd. 42/43. S. 13-55; Foreville R. Latran I, II, III et Latran IV. P., 1965; Schmale F.-J. Papsttum und Kurie zwischen Gregor VII. und Innozenz II.//Probleme des 12. Jh. Konstanz, 1968. S. 13-31; Chodorow S. H. Ecclesiastical Politics and the Ending of the Investiture Contest: The Papal Election of 1119 and the Negotiations of Mouzon//Speculum. 1971. Vol. 46. N 4. P. 613-640; Walter C. Papal Political Imagery in the Medieval Lateran Palace//Cah. Arch. 1971. Vol. 21. P. 109-136; Stroll M. Calixtus II: A Reinterpretation of his Election and the End of the Investiture Contest//Studies in Medieval and Renaissance History. N. S. 1980. Vol. 3. P. 1-53; eadem. New Perspectives on the Struggle between Guy of Vienne and Henry V//AHPont. 1980. Vol. 18. P. 97-115; eadem. Symbols as Power: The Papacy following the Investiture Contest. Leiden; N. Y., 1991; eadem. Calixtus II (1119-1124): A Pope Born to Rule. Leiden; N. Y., 2004; Herklotz I. Die Beratungsräume Calixtus " II. im Lateranpalast und ihre Fresken Kunst und Propaganda am Ende des Investiturstreits//Zschr. f. Kunstgeschichte. 1989. Bd. 52. H. 2. S. 145-214; idem. Bildpropaganda und monumentale Selbstdarstellung des Papsttums//Das Papsttum in der Welt des 12. Jh./Hrsg. E.-D. Hehl, H. Seibert, I. H. Ringel. Stuttg., 2002. S. 273-292; Borgolte M. Petrusnachfolge und Kaiserimitation. Gött., 19952. S. 151-157; Jensen B. M. Callixtus II Consecrated the Cathedral of Piacenza in 1123?//Classica et mediaevalia. København, 1997. Vol. 48. P. 389-406; Schilling B. Guido von Vienne - Papst Calixt II. Hannover, 1998; Twyman S. Papal Ceremonial at Rome in the 12th Cent. L., 2002.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

мог отождествляться с пресв. Иустином, фигурирующим в агиографических легендах лаврентиевского цикла, гробницу к-рого указывали в базилике св. Лаврентия в Риме. Папа Урбан VIII (1623-1644) подарил рим. мон-рю ордена капуцинов (Санта-Мария-делла-Кончеционе) мощи И. Ф., происхождение к-рых неизвестно. В 1992 г. мощи были перенесены в приходскую ц. св. Иустина в квартале Алессандрино в Риме. Особо торжественное празднование памяти И. Ф. совершалось в рим. базилике Санта-Пуденциана, поблизости от которой, по мнению нек-рых исследователей, располагалась школа святого. Первоначальное здание базилики было сооружено в кон. IV в. на основе терм II в., однако отождествление их с термами, упомянутыми в Актах Иустина, остается недоказанным ( Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1937. T. 1. P. 267-277; Doig A. Liturgy and Architecture: From the Early Church to the Middle Ages. Aldershot, 2008. P. 6-7). Ист.: BHG, N 972z - 974e; ActaSS. Iun. T. 1. P. 16-21; MartRom. P. 136; PG. 117. Р. 484 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 722-724; Cavalieri F., de. Note agiografiche. R., 1902. Fasc. 1. P. 33-36; Fasc. 2: Nuove note agiografiche. P. 73-75; 1920. Fasc. 6. P. 5-17. (ST; 8, 9, 33); ЖСв. Июнь. С. 5-21; Lazzati G. Gli Atti di S. Giustino Martire//Aevum. Mil., 1953. T. 27. P. 473-497; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., transl. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XVII-XX, 42-61; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 157-159; Мученичество св. Иустина Философа/Рус. пер., коммент.: А. Г. Дунаев//СДХА. 1999. С. 342-372. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 164; Т. 3. С. 204-205; Bardenhewer O. Partrologie. Freiburg i Br., 1901. P. 201; Geffcken J. Die Stenographie in den Akten der Märtyrer//Archiv für Stenographie. B., 1906. Bd. 57. S. 81; Burkitt F. C. The Oldest MS of St. Justin " s Martyrdom//JThSt. 1909. Vol. 11. N 1. P. 61-66; Латышев В. В. Св. мученик Иустин и дружина его//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 2. С. 157-158; Niedermeyer H. Über antike Protokoll-Literatur.

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

П. скончался 11 февр. 824 г. (в Liber Pontificalis ошибочно указан янв. 823; продолжительность понтификата П., даты избрания и посвящения его преемника, папы Римского Евгения II, в разных рукописях также различаются). Согласно Liber Pontificalis, П. был погребен в рим. базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 68). Однако франк. источники сообщают, что римляне противились погребению П. в Ватиканской базилике, и оно состоялось только благодаря вмешательству нового папы, Евгения II. П. погребен в одном из ораториев, который сам для себя приготовил ( Thegan. Gesta Hludowici. 30//MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 64. P. 218; высказывалось предположение о том, что П. был погребен в рим. ц. Санта-Прасседе, но никаких доказательств этого нет). Существует путаница с датой кончины П. Поскольку новый папа был посвящен 21 февр. 824 г., как указано в Liber Pontificalis - через 5 дней после смерти П., получается, что датой его кончины могло быть не 11, а 16 февр. (такая дата указана в календаре IX в.- Vat. lat. 645. Fol. 6). Возможно, 16 февр. состоялось избрание Евгения II, к-рый был одним из 2 кандидатов (ординация была отложена до 21 февр., т. к. должна была совершаться в воскресенье), а П. умер за 5 дней до его избрания, 11 февр. (при этом с его погребением тоже произошла задержка). Сведений о почитании П. в средние века нет. В XVI-XIX вв. память П. отмечалась в Ватиканской базилике и в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере 14 мая (ActaSS. Mai. Т. 3. P. 391; Officia propria Sanctorum S. Romanae Ecclesiae Summorum Pontificum. Taurini, 1869. P. Кард. Цезарь Бароний внес его память в Римский Мартиролог под этой датой на основании рукописного оффиция П., обнаруженного в рим. ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере (впосл. рукопись была утрачена). Причины выбора даты поминовения 14 мая неясны (см.: MartRom. Comment. P. 188-189). В 1963 г. день памяти П. был перенесен на 11 февр. Ист.: LP. Т. 2. P. 52-68; ActaSS. Mai. Т. 3. P. 391-401; PL. 102. Col. 1085-1093; MGH. Epp. T. 5. P. 68-71; Annales regni Francorum. An. 817-824//MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 145-146, 161-164; Thegan. Gesta Hludowici. 18, 30//Ibid. T. 64. P. 200, 218; Astronom. Vita Hludowici. 27, 34, 36, 37//Ibid. P. 372, 402, 414, 418, 420.

http://pravenc.ru/text/2579157.html

1752       Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi: L’archeologo exploratore delle Catacombe. Città del Vaticano, 1994; Хрушкова Л.Г. Рец.: Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi…//Виз. временник. 2002. T. 61. C. 234–236. 1753       Fiocchi Nicolai V. G.B. de Rossi e le catacombe romane (1894–1994)//Acta XIII congressus internationalis archaeologiae christianae… R. 205–222; Nestori A. G.B. De Rossi e la Pontificia Commissione di archeologia sacra//Ibid. R. 185–204; Recio Veganzones A. G.B. De Rossi: iconografo ed iconologo//Ibid. P. 223–274. 1754       A.A. V.V. Giovanni Battista de Rossi e le catacombe romane: Mostra fotografica e documentaria in occasione del I Centenario della morte di G.B. de Rossi (1894–1994). Roma – Comprensorio di San Callisto sull’Via Appia Antica – Tricora occidentale. 11 Dic. 1994 – 25 Gen. 1995 . Catalogo mostra. Città del Vaticano, 1994. 1756       Kondakoff N. Les sculptures de la porte de Sainte Sabine à Rome//Revue archéologique. 1877. Vol. 33–34. R 361–372. Ha русском яз., в полном виде, работа была опубликована недавно: Кондаков Н.П. Барельефы стол. по Р.Х.) деревянной двери базилики св. Сабины, что на Авентинском холме в Риме//Мир Кондакова. Публикации. Статьи. Каталог выставки/Под ред. И.Л. Кызласовой. M., 2004. C. 115–133 (публикация И.Л. Кызласовой). 1757       О заслугах русского ученого говорил близко знавший его о. Антонио Муньос: Rivista di Archeologia Cristiana. 1927. Anno IV, 1–2. P. 169. 1758       Письмо де Росси, датированное авг. 1883 г., подписали А. Уваров, Ф. Леонтович и Н. Кондаков (Vat. Lat. 14269, 459, л. 581, франц. яз.). Это письмо выявил в Библиотеке Ватикана, в фонде де Росси, монс. Патрик Сен-Рок и любезно передал копию автору настоящего раздела: Хрушкова Л.Г. Два римских письма Н.П. Кондакова //Церковная археология. Вып. 4. Материалы 2-й Всероссийской церковно-археологической конференции. Санкт-Петербург. 1–3 ноября 1998. СПб., 1998. С. 305–308. 1759       Цветаев И.В. Праздник христианской археологии в Риме весною 1892 года: Сообщение, читанное в Императорском Московском археологическом обществе 16 февр. 1892. M., 1893; Он же. Римские катакомбы: Из истории изучения их. M., 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь они познакомились с искусством визант. книги (маргинальные знаки, схолии, просодии, стихометрия, манера комментирования и критика источника и др.). Они пользовались богатым книгохранилищем груз. мон-ря Твали, а также б-кой груз. мон-ря Калипос, поскольку большинство имеющихся на Чёрной Горе рукописей были переписаны там. Колофоны рукописей прп. Ефрема Мцире ( Безарашвили. Теория и практика. 2004. С. 98-159, 319-424) содержат сведения об Антиохии как о периферийном центре греч. образования и книжной среды; на основании этих источников можно судить о культурных взаимоотношениях грузин с греками, о высоком уровне греч. и груз. книжности на Чёрной Горе. В последнее время в груз. научной лит-ре принято считать, что здесь существовала греч. филологическая школа, созданная, вероятно, по аналогии с Патриаршей школой К-поля как синтез духовного и светского образования. В школе были богатые б-ки, проводились текстологические исследования рукописей, преподавали духовные лица, обладавшие глубокими познаниями в богословии и философии. Все это способствовало эллинофильской культурной ориентации грузин на Чёрной Горе. Ист.: Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин, о том, в каких книгах об этом упоминается/Подгот. текста: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); La Vie ancienne de St. Symeon Stylite le Jeune, 591-592/Publ. par P. van den Ven. Brux., 1962. Vol. 1. (SH; 32); ПДГАЛ. 1967. Т. 2; Version géorgienne de la Vie de Ste. Marthe/Ed. G. Garitte. Louvain, 1968. 2 vol. (CSCO; Vol. 285/286). Лит.: Бенешевич В. Описание греч. рукописей мон-ря св. Екатерины на Синае. СПб., 1911. Т. 1. С. 584-596; Peeters P. Histoires monastiques georgiennes//AnBoll. 1917/1919. Vol. 36/37. Р. 5-318; Tarchnischvili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur. Vat., 1955; Метревели Е. К истории груз. культурных очагов на Чёрной Горе в 1-й пол. XI в.//Вестн. ГМИГ. Тбилиси, 1959. Вып. XX-B (на груз. яз.); Djobadze W. Materials for the Study of Georgian Monasteries in the Western Environs of Antioch on the Orontes. Louvain, 1976. (CSCO; 372); idem. Archeological Investigations in the Region West of Antioch on-the-Orontes. Stuttg., 1986; Кекелидзе К. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. Т. 2; Отхмезури Т. Об одной схолии переводчика автографного списка Ефрема Мцире//Ист.-филол. сб. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); он же. Книги античных авторов в визант. эпоху: Книги Ефрема Мцире и «внешние» книги//Anathesis: Ист.-филол. разыскания: К юбилею акад. Т. Каухчишвили. Тбилиси, 1999; Безарашвили К. Теория и практика риторики и перевода. Тбилиси, 2004; Твалтвадзе Д. Об Иоаннах, подвизавшихся на Чёрной Горе//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 2004. Вып. 31 (на груз. яз.); Шургая Т. История Ватиканского Четвероевангелия//Классическая и совр. груз. лит-ра. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) На Западе во имя И. П. первоначально освящались в основном алтари, расположенные в баптистериях. В самых ранних баптистериях (напр., Латеранский баптистерий в Риме, IV - 1-я пол. V в.) алтари, вероятно, отсутствовали, однако мн. подобные сооружения украшались фресками или мозаиками на тему Крещения Господня, где фигурировал И. П. (напр., Православных (сер. V в.) и Арианский (ок. 520) баптистерии в Равенне). Алтарь во имя И. П. (вместе с алтарем св. Иоанна Богослова) находился в баптистерии при базилике св. Петра в Ватикане, построенном во 2-й пол. IV в. Из ранних баптистериев, посвященных И. П., известен также баптистерий в Пуатье (Франция; IV в., перестроен в нач. VI в.). В ряде случаев посвящение И. П. переходило с баптистерия на близлежащую церковь (кафедральный собор св. Иоанна в Лионе, к-рый ранее был посвящен первомч. Стефану). С V в. известно об освящении церквей во имя И. П. (Равенна, сер. V в.; Монца, кон. VI в.). В 1-й пол. VI в. св. Бенедикт посвятил И. П. храм основанного им мон-ря Сублак (ныне Субиако), что было связано с особым почитанием святого среди монахов. В средние века и новое время было основано множество монашеских орденов и конгрегаций, названных в честь И. П.; самый известный из них - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский орден св. Иоанна (1048, см. Мальтийский орден ). К VII в. относятся сведения о наименовании Латеранской базилики, кафедрального собора Рима, в честь И. П. и ап. Иоанна Богослова. В Зальцбургском перечне рим. церквей (ок. 640) упомянута «базилика Константина, она же Спасителя, она же называется и св. Иоанна» ( H ü lsen Ch. Le Chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 3). Сведения о наименовании базилики в честь св. Иоанна содержатся в ряде источников VII-VIII вв. (повесть о низложении и ссылке папы Мартина I (649-655) (BHL, N 5594); Айнзидельнский итинерарий (VIII в.) - Urlichs C. L. Codex urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P. 75), однако в текстах официального характера (напр., Liber Pontificalis) базилика называется храмом Спасителя (см.: Krautheimer R. et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1977. T. 5. P. 10-11). Полное наименование церкви засвидетельствовано в документе 1152 г.: «...Святейшей патриархии, базилики Господа Спасителя, что зовется Константиновой, а равно блаженного Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста» ( Blaauw S., de. Cultus et Decor: Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale. Vat., 1994. P. 204). Среди святынь, хранившихся в главном алтаре базилики, были прах и кровь И. П., а также принадлежавшая ему туника из верблюжьей шерсти (Ibid. P. 235). Вероятно, наименование в честь святых перешло на Латеранскую базилику с расположенного при ней баптистерия, где папа Иларий (461-468) воздвиг капеллы во имя святых И. П. и ап. Иоанна Богослова (LP. Vol. 1. P. 242; Jounel. 1977. P. 371-372).

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010