Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) [греч. Ιωννης συχαστς] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого , написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I , патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей.

http://pravenc.ru/text/471384.html

семейного аскетизма. В V-VI вв. в К-поле существовало по крайней мере 2 жен. обители: мон-рь прп. Матроны, духовно окормлявшийся муж. мон-рем Вассиана и пользовавшийся покровительством столичных знатных дам ( Janin. Grands centres. P. 329), и мон-рь Метанойя (Покаяние) на берегу Босфора, в к-рый имп. Феодора помещала покаявшихся городских блудниц ( Procop. De aedif. 1. 9). Прп. Авксентий Вифинский отшельник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 329) Прп. Авксентий Вифинский отшельник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 329) К-польским обычно принято считать не только М. столицы и ее пригородов, но и М. соседней Вифинии , расположенной напротив К-поля на азиатском берегу Босфора. Начиная с V в. в горах Вифинии сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора , относившиеся, как и мон-рь акимитов, к епископии Халкидона. В период наивысшего процветания (VIII-X вв.) здесь было ок. 50 мон-рей. Гора находилась в 12 км к юго-востоку от Халкидона и была названа по имени сир. монаха прп. Авксентия Вифинского († ок. 470), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С прп. Авксентием связано возникновение жен. мон-ря Трихинареи, ставшего предметом его особой заботы ( Janin. Grands centres. P. 43-47; Auzépy. 1995). В правление имп. Юстиниана интенсивно шло строительство мон-рей в окрестностях Никомидии, где находились т. н. термы Пифии, излюбленное место отдыха столичной аристократии ( Theoph. Chron. P. 186). Прокопий Кесарийский упоминает также о монастыре в Никее, построенном Юстинианом на собственном участке земли ( Procop. De aedif. 5. 3). История распространения М. на Востоке (III-VIII вв.). Лит.: Weingarten H. Der Ursprung des Mönchtums im nachkonstantinischen Zeitalter//ZKG. 1877. Bd. 1. S. 1-35; Harnack A., von. Die pseudoklementinische Briefe De Virginitate und die Entstehung des Mönchtums//SPAW. 1891. Bd. 21. S. 361-385; он же. Монашество: Его идеалы и его история. СПб., 1908; Holl K.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Б.) говорит, что народом иудеев руководил Михаил, ясно научая нас, что существует единый над всеми Промысел, сверхсущественно сверхучрежденный превыше всех невидимых и видимых сил, и все ангелы, поставленные каждый над своим народом, возводят к Нему как к своему Началу тех, кто добровольно за ними следует» (Ibid. 9. 4). В христианской апокрифической литературе Чудо арх. Михаила в Хонех. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 17) Чудо арх. Михаила в Хонех. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 17) В «Исаии пророка Вознесении» М. назван «главой святых ангелов» (ρχων τν γγλων τν γων - Asc. Is. 3. 16). Согласно одной из рецензий этого памятника, молитва за человечество - постоянное занятие М. ( Hannah. 1999. P. 167). Апокрифическое «Послание апостолов» повествует о сошествии Господа на землю; Он сообщает апостолам, что, проходя сквозь небеса, Он был подобен ангелам, а на пятое небо за ним пошли «глава ангелов Михаил», а также Гавриил, Уриил и Рафаил; М. и три др. высших ангела исполняют служение на небесном жертвеннике, замещая Христа на время Его пребывания на земле (Ep. apost. 13). В «Вопрошаниях Варфоломея» сатана именует себя первым сотворенным ангелом, а М.- «главой вышних воинств» (Quaest. Barth. 4. 28-29); по-видимому, подразумевается, что М. является главой тех ангелов, которые не пали вместе с сатаной ( Hannah. 1999. P. 164). В этом памятнике М. не только покровитель людей, но и непосредственный противник сатаны: М. велит Велиару почтить Адама как образ Божий; из гордости Велиар отказывается, после чего М. низвергает его с небес (Quaest. Barth. 4. 52-55). Как и в иудейской апокалиптической лит-ре, в христ. апокрифах М. нередко исполняет роль психопомпа, т. е. сопровождает души праведников после смерти и вводит их в рай. Одна из лат. версий повествования об Успении Божией Матери содержит свидетельства о том, что М. отвалил камень от Ее гроба (ecce Michael archangelus revolvit lapidem ab ostio monumenti); Господь передал «душу святой Марии Михаилу, который был поставлен над раем (qui erat praepositus paradisi) и князь иудейского народа, и Гавриил пошел с ним» (Transitus Mariae B.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

(BHG, N 2096-2097). Ф. Алькен предполагает, что еще одно, возможно, древнее, Житие цитируется в сочинениях по истории Церкви у Созомена (V в.) и Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) (BHG, N 2099h). К. посвящено 2 похвальных Слова (BHG, N 2098 и N 2099, автор последнего - Иоанн Зонара († между 1162 и 1166)). Основным днем памяти святителя является 18 янв. (совм. со свт. Афанасием I Великим), помимо этого в визант. синаксарях его память отдельно указывается также под 7, 9, 27 и 28 июня (SynC P . P. 399, 442, 592, 725, 736, 740, 773, 777, 794). Сказание в Минологии Василия II помещено под 27 июня (PG. 117. Col. 512). В Греции частицы мощей свт. К. находятся на о-ве Патмос в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S.165), а также в мон-ре Мега-Спилео на Пелопоннесе. По свидетельству еп. Порфирия (Успенского) , в сер. XIX в. частица мощей К. находилась в мощевике новопостроенной ц. свт. Николая при правосл. Александрийской Патриархии в Каире ( Порфирий (Успенский), архим. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 г. СПб., 1856. С. 76). Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 329) Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 329) В Коптской и Эфиопской Церквах память К. отмечается в 3-й день месяца абиба/хамле (27 июня); под этим числом в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии помещено краткое сказание о К. (SynAlex. Vol. 5. P. 617-618; SynAlex (Forget). Vol. 2. P. 202; Le Synaxaire éthiopien. P., 1911. Pt. 2: Le mois de Hamlê/Éd. I. Guidi. P. 223-225. (PO; T. 7. Fasc. 3)). В средневек. сиро-яковитских Минологиях память К. встречается под 30 июля (с патриархом Тимофеем Александрийским), 24 нояб. (со свт. Афанасием Александрийским, с «тремя Григориями» и со свт.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН И МАРТИРИЙ Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. [Греч. Μαρκιανς κα Μαρτριος] († 343 или ок. 355), мученики К-польские (пам. 25 окт.). Обстоятельства мучения этих святых изложены в «Церковной истории» Созомена ( Sozom. Hist. eccl. IV 3). Они были приближенными сщмч. Павла I , архиеп. К-польского. Созомен называет Маркиана иподиаконом, а Мартирия - певцом (псалтом) и чтецом (анагностом). После изгнания сщмч. Павла и его мученической смерти К-польский архиеп. Македоний I стал расправляться с его сторонниками. Он отдал М. и М. на суд префекту Филиппу, возложив на них ответственность за народное возмущение в К-поле, во время которого был убит магистр конницы Ермоген (342), и за противодействие Македонию. М. и М. были приговорены к казни и обезглавлены. Они были похоронены за стеной К-поля. К этому месту люди боялись приближаться из-за появлявшихся привидений, но после погребения мучеников страхования там прекратились, а возле гробницы М. и М. стали происходить исцеления от недугов и беснования. Свт. Иоанн Златоуст начал строить над их гробницей храм, а завершил строительство архиеп. К-польский Сисиний (соч. Patria Constantinopoleos приписывает возведение этого храма имп. Феодосию II - Patria CP. III 188. T. 2. P. 275). Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Агиографическая традиция сохранила Мученичество М. и М. в 2 версиях: пространной и краткой. В обеих дается предыстория мученической кончины святых: церковная борьба в К-поле в правление императора-арианина Констанция II , начавшаяся после смерти свт. Александра I , архиеп. К-польского, ход к-рой изложен на основе «Безглавой истории» IV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРПЕТУЯ, САТУР (САТИР), РЕВОКАТ, САТУРНИН (САТОРНИЛ), СЕКУНДУЛ (СЕКУНД) И ФЕЛИЦИТАТА (ФИЛИЦИТАТА) предыдущая статья Содержание ПЕРПЕТУЯ, САТУР (САТИР), РЕВОКАТ, САТУРНИН (САТОРНИЛ), СЕКУНДУЛ (СЕКУНД) И ФЕЛИЦИТАТА (ФИЛИЦИТАТА) [Греч. Περπετοα, Στυρος, Ρεουκτος, Σατουρνλος, Σεκονδος κα Θηλικηττη; лат. Perpetua, Saturus, Reuocatus, Saturninus, Secundulus et Felecitas] († 203), мученики (пам. 1 февр.; пам. зап. 7 марта), пострадали в Карфагене (близ совр. г. Тунис). Источники Основным источником сведений о мучениках являются «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты», сохранившиеся на лат. и греч. языках. Лат. редакция (BHL, N 6633) была обнаружена в XVII в. нем. гуманистом Л. Хольсте (Хольстеном) в рукописи из бенедиктинского аббатства Монте-Кассино , но опубликована уже после его смерти, в 1663 г. Именно Хольсте ввел в научный оборот совр. название произведения - «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты», поскольку наиболее древние латинские рукописи не содержат названия и/или начала текста, а в рукописи Einsiedeln. Stiftsbibl. 250 (XII в.) произведение озаглавлено как «Страсти святых Ревоката, Сатурна, Перпетуи и Фелицитаты». В 1664 г. редакция, опубликованная Хольсте, была переиздана А. де Валуа (Валезием) с добавлением т. н. Актов (BHL, N 6634-6636). Первое критическое издание «Страстей...» на основе 9 рукописей и Актов было предпринято в 1936 г. К. ван Беком и легло в основу всех последующих публикаций текста. Мученицы Перпетуя, Фелицитата и мученики Карфагенские. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 366) Мученицы Перпетуя, Фелицитата и мученики Карфагенские. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 366) В 1889 г. Дж. Рендел-Харрис обнаружил в Иерусалиме единственную рукопись X в. (Hieros. Patr. 1) с греческой редакцией «Страстей...» (BHG, N 1482) и опубликовал ее в 1890 г., заявив, что лат. текст является переводом, к-рый был выполнен спустя полвека после появления греч.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

Феодосия I Старшего мнение власти в отношении арианской проблемы переменилось, и в нояб. 380 г. все ариане во главе с еп. Димофилом лишились городских храмов и права служить литургию в черте К. Спустя всего полгода права православных в К. были окончательно закреплены Вселенским II Собором, к-рый также (вновь по предложению императора) избрал епископом К. свт. Нектария . Переход храмов от ариан к православным скорее всего означал и почти полную смену церковного клира в кратчайшие сроки, что для жизни большого города было весьма болезненно. Однако в значительной мере именно эти события 380-381 гг. стали началом многовекового стабильного развития правосл. общины и церковной культуры К. Прп. Даниил Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 237) Прп. Даниил Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 237) Т. о., близость к гос. власти для церковного престола К. с самого начала означала сильнейшую зависимость от нее, в гораздо большей степени, чем для любой др. церковной общины во всем Средиземноморье. Императорское правительство держало жизнь Церкви под постоянным контролем. В среде столичных приходов и монастырей возможности для развития оппозиционных групп, отличных от офиц. вероисповедания на протяжении практически всей визант. эпохи были ограниченны. Вместе с тем в ходе длительного процесса становления церковно-гос. отношений епископы К. постоянно участвовали в политических делах Вост. Римской (Византийской) империи, присутствовали при принятии тех или иных решений императоров, развивали связи при дворе, и это объективно привело к быстрому росту влияния и авторитета кафедры К. и умножению ее богатства. Получив при имп. Константине I лишь независимость от Ираклии Фракийской, к рубежу IV и V вв. престол К. превратился в один из наиболее влиятельных центров Восточных христ. Церквей; его особый статус как Нового Рима и 2-е место в иерархии Вселенской Церкви были закреплены постановлениями II Вселенского Собора в К.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

к. они, по мысли автора, ревностно выполняют свои обязанности и продвигаются к совершенству, тогда как «совершенные» не всегда соответствуют своему высокому призванию ( Кессель. 2010). Термин   применявшийся к «сынам завета» в его раннем значении («единственный», «единородный», последователь Христа Единородного), сначала указывал на аскета, живущего в городе в относительном уединении, но так или иначе связанного с общинной жизнью др. христиан. Эти аскеты, возможно, не составляли монашеского общежития в той форме, к-рая была распространена в Египте и Палестине. Традиц. формы М. в Сирии и Месопотамии (отшельничество, общежитие и их сочетания) появились в результате синтеза трансформированного древнего института «сынов завета» и внешних влияний гл. обр. егип. М. Прп. Иаков Нисибинский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 105) Прп. Иаков Нисибинский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 105) По мнению нек-рых ученых, первые сир. отшельники в традиц. понимании появились не ранее первых десятилетий IV в. в пров. Осроена (с центром в Эдессе). На это указывают ряд текстов, приписываемых в рукописной традиции прп. Ефрему Сирину, в частности: мемры «О страннической жизни» (изд.: Des heiligen Ephraem des Syrers Sermones/Ed. E. Beck. Louvain, 1973. Vol. 4. P. 1-16. (CSCO; 334. Syr.; 148 ) ; по мнению Э. Бека, не принадлежит прп. Ефрему; Выыбус считает это сочинение подлинным: см.: Vööbus . Ein neuer Text von Ephraem über das Mönchtum. 1958), «О монахах и пустынниках» (изд.: Des heiligen Ephraem des Syrers Sermones. 1973. P. 16-28), «Об отшельничестве» (изд.: Sancti Ephraem Syri Hymni et Sermones/Ed. T. J. Lamy. Mechliniae, 1902. Vol. 4. P. 147-186; принадлежит скорее всего Исааку Антиохийскому), мадраши об Аврааме Кидунском (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen auf Abraham Kidunaya und Julianos Saba/Ed. E. Beck. Louvain, 1972. P. 1-35. (CSCO; 322. Syr.; 140)). Атрибуция данных текстов прп. Ефрему является сомнительной, как и сама тенденция представлять этого св.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В поствизантийский период тенденции включения протоевангельского цикла с житием родителей Богородицы сохраняются. В рус. памятниках с разной степенью подробности он представлен в росписях храмов Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1642-1643, по первоначальной росписи 1515), Успения Пресв. Богородицы Свияжского мон-ря (60-е гг. XVI в.), Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего мон-ря (1589), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1641), ц. Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), ц. Спаса на Сенях в Ростове (70-е гг. XVII в.) и др. В миниатюрах рукописей минейного типа выбор сцен протоевангельского цикла обусловлен включением в церковный календарный год праздников, связанных с памятью И. и А. Самым ранним примером является Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), в миниатюрах к-рого представлены сцены «Встреча у Золотых ворот» (P. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (P. 198). Те же сцены входят в Служебное Евангелие с Минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v, XI в.). В Минологии (ГИМ. Греч. 382, 1063 г.) изображено «Рождество Пресв. Богородицы». Наиболее подробными по композиционному составу являются иллюстрации к тексту 6 Слов о Марии Иакова Коккиновафского, представленных 2 ранними рукописями гомилий к-польского происхождения (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162, обе 1-й пол. XII в.). Слово о празднике Зачатия Марии проиллюстрировано сценами «Отвержение даров», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие Анне», «Возвращение Иоакима»; в тексте Слова о Рождестве Марии помещены иллюстрации «Рождество Пресв. Богородицы», «Излияние благодати на Царицу», «Молебная песнь царя Давида к Анне», «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереев», «Мария возвращается в свою комнату после благословения иереев», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; в тексте Слова на «Введение во храм Пресв. Богородицы» - «Приготовление к введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму», «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Марию», «Захария возводит Марию на 3-ю ступень Святая Святых», «Иоаким и Анна посещают Марию».

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

4. «О положительном и отрицательном способе богословия и о Господнем богоявлении на горе [Фавор]» (De lumine Thaborico (De theologia cataphatica et apophatica); Περ καταφατικο κα ποφατικο τρπου τς θεολογας κα περ τς ν τ ρει το Κυρου θεοφανεας); изд.: Polemis. 2012. P. 327-379; написано после 1365 г. 5. «Опровержение злоупотребления [святоотеческими] цитатами в томосе г.] против [Матфея] Эфесского и [Никифора] Григоры» (Ελεγχος ες τς παραχρσεις τν κειμνων ητν ν τ κατ το Εφεσου κα Γρηγορ τμ). Название трактата восстанавливается благодаря цитатам из него (вместе с цитатами из трактата «О сущности и энергии») в актах процесса 1368 г. (PG. 151. Col. 697С; Rigo. 2004. P. 104. 170-172; перечень цитат: Ibid. P. 80-84). Частично цитируется также у Иоанна Кантакузина (Refut. I 5-6). Сохранился лишь фрагмент (заключительная часть) в ркп. Vat. gr. 609. Fol. 140-146v. Изд.: Polemis. 1996. P. 79-80 (обширная цитата); Tinnefeld F. Ein Text des Prochoros Kydones in Vat. Gr. 609 über die Bedeutung der Syllogismen für die theologische Erkenntnis//Philohistor: Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. A. Schoors, P. Van Deun. Leuven, 1994. P. 515-527. (OLA; 60) (текст всего фрагмента на p. 520-523, немецкий пер. на p. 524-527). По всей видимости, сочинение было разделено на главы в соответствии со святоотеческими цитатами в томосе 1351 г. ( Rigo. 2004. P. 86-87). 6. «Апология против Филофея Коккина в защиту Прохора Кидониса» (Apologia pro Ргосного Cydonio). Изд.: Mercati. 1931. P. 296-313 (по ркп. Vat. gr. 678. Fol. 2-10v, без использования Paris. gr. 1310); написана К. при возможном участии Димитрия Кидониса (по др. версии, написана Димитрием Кидонисом от лица Прохора, см.: Mercati. 1931. P. 26). 7. Антология из 14 святоотеческих цитат, сохранилась в составе Refut. II 1 Иоанна Кантакузина ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. 109-112); по мнению издателей, написана вскоре после Собора 1368 г. 8. «Об уничижении и славе Тела Христова». Об этом сочинении К. упоминает в трактате «О положительном и отрицательном способе богословия и о Господнем богоявлении на горе [Фавор]» (ν τ περ τς ταπεινσεως κα δξης το σματος το Χριστο πραγματε - De lumine Thaborico. 31// Polemis. 2012. P. 376. 152-153). Трактат утерян; по предположению И. Полемиса, из этого сочинения сохранились цитаты в одном месте томоса 1368 г. ( Rigo. 2004. P. 112. 352 - 113. 383).

http://pravenc.ru/text/1684327.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010