1°. Если, ассоциация, имеющая бенефиции, распадётся. 2°. Если, за исключением, впрочем, случаев, происшедших по независящим обстоятельствам, культ не будет отправляем в течение шести месяцев под ряд. 3°. Если охранение здания или движимых имуществ, выделенных в силу закона 1887 г. и 16-й статьи настоящего закона оказывается неудовлетворительным. 4°. Если ассоциация перестаёт осуществлять свои задачи или если здания получают несоответствующее назначение. 5°. Если она не исполняет обязанностей, изложенных в ст. 6-й или в последнем параграфе настоящей статьи, а также предписаний относительно исторических монументов. Обратное взятие недвижимостей может быть, в случаях, предусмотренных выше, определено декретом, обсуждаемым в Государственном Совете. В других же случаях оно может быть определено только законом. Впрочем, те из отданных культам недвижимостей, в которых культовые обряды не совершались в течение года до настоящего закона, а также и те, которые не будут затребованы культовой ассоциацией в течение двух лет после опубликования, могут быть отобраны декретом. To же самое применимо и к зданиям, требование об отобрании которых было заявлено до 1-го июня 1905 года. Публичные учреждения культа, а потом ассоциации с бенефициями, обязываются производить ремонт всякого рода, —362— производить страховку и исполнять другие повинности, касающиеся зданий и обстановки, их украшающей. Ст. 14. Архиепископские, епископские, пресвитерской дома и их имущества, великие семинарии и факультеты протестантского богословия будут отданы безвозмездно в распоряжение публичных учреждений культа, а затем ассоциаций, предусмотренных 13-й статьёй: архиепископские и епископские дома на два года; священнические дома в коммунах, где будет жить служитель культа, великие семинарии и факультеты протестантского богословия – на пять лет, считая со дня опубликования настоящего закона. Учреждения и ассоциации несут в отношении этих зданий обязанности, предусмотренные последним параграфом 13-й статьи. Впрочем, они не обязываются к крупным ремонтам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Тем временем Палмер подготовил законопроект, к-рый запрещал выдвижение на архиепископских выборах кандидатур некиприотов и «нежелательных лиц» (в т. ч. сосланных митрополитов) и ввел обязательное утверждение избранного архиепископа губернатором. Брит. власти хотели, чтобы на Кипрскую кафедру был избран лояльный архиерей, первоначально предпочтение было отдано кандидатуре Германа (Стринопулоса), архиеп. Фиатирского, а затем киприота архим. Андроника (Врионидиса) из Синайского мон-ря. В нояб. 1937 г. местоблюститель Леонтий снова отправился в Афины для переговоров с Макарием Киринийским и другими церковными деятелями. Было решено, что на Кипр для организации выборов приедут митр. Хрисанф Трапезундский и архиеп. Порфирий III Синайский, которые вместе с митр. Леонтием составят временный Синод. Но после утверждения законопроекта Палмера от участия в выборах была отклонена кандидатура Хрисанфа Трапезундского, к-рый не был киприотом. Из-за этих законов проведение архиепископских выборов было в очередной раз отложено. Местоблюститель Леонтий отправил брит. властям протест, требуя отмены законов, к-рые препятствовали проведению канонических выборов. За деятельность, направленную на свержение колониального режима, Леонтий трижды привлекался к суду (в 1932, 1938 и 1939) и дважды (в апр. 1938 - апр. 1939 и в мае 1939 - мае 1940) был ограничен брит. властями в передвижении, не имея права покидать пределы Пафоса и находясь под полицейским надзором. Для управления церковными делами митр. Леонтий назначил своих представителей: в Никосии - экзарха Иеронима, в Ларнаке - архим. Макария, в Киринии - архим. Иакова (Арнопулоса), в Пафосе - архим. Геннадия (митрополит Пафосский в 1959-1973). В 1938 г. КПЦ была одной из немногих правосл. Церквей, участвовавших в учредительном заседании Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Утрехте. Однако столь ответственное решение, как вступление в ВСЦ, Леонтий считал себя не вправе принимать единолично, и КПЦ стала членом ВСЦ только 23 нояб. 1946 г., после возвращения из ссылки Макария Киринийского.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

В июле 1289 г. Беро (Берар), старший брат Бертрана де Го, занял архиепископскую кафедру Лиона; Бертран стал генеральным викарием архиепископа, а также получил место каноника лионского кафедрального капитула. В сент. 1294 г. папа Римский Целестин V возвел архиеп. Беро де Го в достоинство кардинала-епископа Альбано; вместе с ним в Рим приехал Бертран. После назначения кард. Беро де Го папским легатом Бертран де Го, как капеллан, сопровождал его и кард. Симона де Больё в дипломатической миссии, участвовал в переговорах о мире между англ. кор. Эдуардом I и франц. кор. Филиппом IV Красивым . После избрания папой Римским Бонифация VIII (1294-1303) Бертран де Го вернулся в Рим. В награду за успех миссии и, вероятно, по настоянию кор. Эдуарда I папа в марте 1295 г. назначил Бертрана де Го епископом Комменжа (епископского рукоположения совершено не было). 23 дек. 1299 г. Бертран де Го был возведен на архиепископскую кафедру Бордо, возможно с целью умиротворить монархов Англии и Франции, оспаривавших контроль над Гасконью. Для франц. кор. Филиппа IV Красивого, нуждавшегося в верных людях, которые занимали бы ключевые позиции в провинции, Бертран де Го был удобной фигурой. Семья де Го доказала свою лояльность к франц. короне: один из братьев Бертрана, Арно Гарси де Го, сеньор де Кутюр, сражался на стороне короля Франции под командованием Ги IV де Шатийона, графа де Сен-Поль. С назначением Бертрана де Го на важнейшую церковную кафедру в континентальных владениях Плантагенетов был согласен и англ. кор. Эдуард I. В соответствии с новым статусом Бертран заседал в совете Гаскони, во время визитов в Англию он принимал участие в работе королевского совета. Кроме того, назначение на кафедру Бордо показало, что после смерти старшего брата кард. Беро де Го (1297) Бертран сохранил влияние в Римской курии. Как архиепископ Бордо, Бертран де Го регулярно совершал визитации находившихся в его юрисдикции диоцезов; ревностно отстаивал статус примаса Аквитании в споре с архиепископом Буржа (в 1295-1316 эту кафедру занимал парижский богослов Эгидий Римский ), добился подтверждения статуса архиепископа Бордо как примаса Аквитании (3 марта 1303). В условиях, когда из-за военных действий провинция находилась на грани банкротства, архиепископ продемонстрировал умение решать финансовые вопросы. Он добился от франц. короля привилегий: бальи и сенешали не имели права вмешиваться в дела, касавшиеся церковных доходов архиепископства; епископы-суффраганы могли апеллировать к суду архиепископа.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архимандрит Тихик Врионис избран митрополитом Пафским 27.02.2023 Архимандрит Тихик (Врионис) избран на пост митрополита Пафского , который является вторым в иерархии священнослужителей Кипрской Православной Церкви . Судьбу нового иерарха определило голосование среди членов Священного Синода, состоявшееся 23 февраля, сообщает ТАСС. За назначение Вриониса проголосовали 15 из 16 членов высшего церковного органа. Еще один голос был отдан в пользу архимандрита Иоанниса Иоанну. Третий участник борьбы за пост митрополита Пафского – епископ Амафунтский Николай Тимиадис – не получил поддержки участников заседания синода. Ранее Врионис стал победителем всеобщего голосования верующих Пафской митрополии, состоявшегося 19 февраля и определившего тройку самых популярных священнослужителей, из числа которых Священному синоду и предстояло в дальнейшем выбрать нового иерарха. Он заручился поддержкой 50,01% голосов тех, кто пришел на выборы, в то время как Иоанну – 29,99%. Третьим был епископ Амафунтский Николай Тимиадис с 14,57% голосов. Должность митрополита Пафского считается второй по значимости в КПЦ, так как занимающий ее священнослужитель автоматически становится местоблюстителем архиепископского престола в случае смерти, отречения от должности или признания недееспособным предстоятеля Кипрской Православной Церкви – архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра. Нового митрополита Пафского избирали после того, как занимавший ее в течение 16 лет митрополит Георгий был избран в минувшем декабре новым архиепископом Кипрским. Он стал третьим подряд митрополитом Пафским, возведенным на пост главы КПЦ. Поэтому в наши дни иерарха, которому доверена Пафская кафедра, религиозная общественность Кипра воспринимает фактически как наследника архиепископского престола. Архимандрит Тихик (в миру – Мариос) Врионис родился в 1981 году в селении Месана региона Пафоса. С 1999 по 2004 год учился в семинарии им. апостола Варнавы в Никосии. В 2005 году поступил на богословский факультет Университета им. Аристотеля в Салониках, на отделение пастырского и социального богословия, окончил обучение в 2009 году. Рукоположен во диакона в августе 2008 года, в 2010 году – во священника, тогда же получил сан архимандрита. В мае 2012 года поступил в магистратуру Университета Бристоля. В 2014-м вернулся на Кипр и начал учиться в магистратуре Университета Неаполиса, одновременно на богословском и историческом факультетах. В 2019 году поступил в аспирантуру того же вуза, в 2022 году представил к защите диссертацию. В митрополии Пафоса архимандрит Тихик отвечает за работу воскресных школ и детских лагерей, преподает Закон Божий в школах и гимназиях Пафоса. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.02.2023 17:51:31

http://drevo-info.ru/news/28828.html

Однако же Римский двор не мог не чувствовать, что, рано или поздно, в Вильно или в Могилёве должно будет поставить архиепископа, которого и без его согласия назовут митрополитом – и вот что придумали для охранения выгод папского престола. Они утверждают, что власть над всеми Католиками Российской Империи не принадлежит существенно архиепископской кафедре и может быть от оной отделена без нарушения архиепископского достоинства; а как Вильно слишком (по их мнению) отдалён от центра Католицизма в России, то и полагают нужным сохранить власть над всеми Католиками в России кафедре Могилёвской, или другой, выгоднее Виленской в помянутом отношении расположенной; а Виленской архиепископской кафедре оставить только власть обыкновенную в пределах собственной епархии, и власть митрополитскую над своими суфраганами. Это – верх искусства. В самом деле, звание архиепископа, как сказано выше, есть почётное и не соединено ни с какими существенными правами, отличающими их от прочих епископов; власть же митрополитская, соединённая с папской, смотря по обстоятельствам и домогательствам, уделяется в большей или меньшей обширности всяким, епископам ли или архиепископам, по усмотрению пап, под названием власти доверенной (potestas delegata). Итак, Римский престол, достигнув своих предположений, усилить в России Католицизм блеском учреждённого в столице оного, Вильно, архиепископского достоинства, без всякого для себя предосуждения; ибо сущность митрополичьей власти будет по-прежнему зависеть от его мановения и возложится на стороннего епископа. Если при том председателем коллегии будет третий епископ; то опасная для Рима власть, бывшая отчасти в руках Сестренцевича, разделится натрое и так уравновесится, что всякий из сих трёх иерархов будет в состоянии противодействовать мерам правительства наравне с покойным Сестренцевичем, тогда как отдельные их покушения против видов Римского двора не имели бы никакой силы и взаимно бы уничтожались. Обезопасив себя таким образом от митрополичьей власти, папское министерство не с меньшею решительностью противится предположению правительства об уничтожении Могилёвской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По тому же чину совершается возведение в чин игумении. Чин награждения набедренником, палицию, митрой Награждение бывает на Литургии во время малого входа. По прошествию входа к архиепископскому месту и целовании архиереем Евангелия протодиакон отдает Евангелие второму диакону, сам же с третьим диаконом (если есть) и с награждаемым делает поклон архиерею и идет в алтарь. Там награждаемый творит земной поклон перед престолом, целует его и, обратясь к архиерею, делает поклон ему, затем, подойдя к краю солеи, снова кланяется ему и идет к архиепископскому месту. Архиерей благословляет его, благословляет то, чем священнослужитель награждается, и возлагает на него эту награду, возглашая: «Аксиос». Певчие трижды поют: «Аксиос». Протодиакон берет от диакона Евангелие, архиерей принимает дикирий и трикирий и совершает вход с Евангелием. 48 В современных Требниках припев на каноне не указывается, поэтому в нынешней церковной практике употребляются обычно следующие припевы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или «Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе», или же: «Многомилостиве Господи, помилуй и исцели страждущаго раба Твоего», «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и другие. Читать далее Источник: Троицкий Г. Настольная книга священнослужителя, том 1. Издание Московской Патриархии, М., 1977, 768 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП). 79-80. Трубачев А. Настольная книга священнослужителя, том 2. Издание Московской Патриархии, М., 1978, 800 стр.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП). Трубачев А. Настольная книга священнослужителя, том 3. Издание Московской Патриархии, М., 1979, 800 стр. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1983, т. 4, 824 с., цв. вкл. 24 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1984. (ЖМП). М. Дронов, прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, т. 5, 816 с., вкл. 24 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1987. (ЖМП). Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, т. 6, 880 с. М. Дронов, прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1994, т. 7, 800 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рисунок. См. изображение в оригинале Мозаики Архиепископской капеллы завершают равеннское искусство первого этапа. Второй относится уже к юстиниановскому периоду. Правда, первый ансамбль этого хронологического отрезка был исполнен в своей основной части еще при Теодорихе. Речь пойдет о цикле мозаик в базилике Сайт Аполлинарио Нуово (ок. 530 и 556 гг.18). Стены этой широкой зальной базилики не воспринимаются как солидные устои, их зрительная прозрачность заставляет осознавать стену как узкий промежуток между окнами. Благодаря увеличенным импостам калителей колонн, ритм аркад гибкий, упругий, свободный, а сами колонны воспринимаются как бахрома, подвешенная к золотому ковру стен. Мозаики, как и в Архиепископской капелле, четко выстраиваются в единый ансамбль, где каждая часть законосообразна и не имеет смысла без целого. Обилие мозаик, блестящих, светящихся, слаженных в гармоничную композицию, придает пространству храма торжественность и импозантность, которой лишена хрупкая архитектурная оболочка. Византийское искусство впервые здесь предстает в своем законченном облике – спокойном, величавом, полном света и гармонии, создающем иллюзию обретенности Царствия Небесного. Декорация расположена в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем – шествие мучеников (справа) и мучениц (слева) от западной стены к алтарю. Ритм этого яруса – частый и монотонный. Однообразие модуляций должно вызывать ассоциации с ритмом заупокойных молитв, связь с которыми столь своеобразным способом отразилась как в подборе изображенных 19 , так и в средствах художественного решения. Ритм среднего яруса (фигуры апостолов и пророков в простенках между окнами) – гораздо более разреженный. Он определен не мотивом шествия, а предстоянием в зоне чистого света, отсюда его свобода, обилие пространства и воздушность. «Царство Света» зафиксировано здесь весьма необычным использованием реального света, выбивающегося снопами из оконных проемов. Фигуры разделены не окнами, а потоками света, он является средой их существования. Апостолы и пророки, фланкирующие отверстия оконных проемов, выступают как проводники Горнего Царствия предвечного Света, они отворяют его врата ищущим. Фронтальные, свободно расставленные фигуры отнесены очень далеко от границы горизонтального фриза, отделяющего этот ярус от нижнего: изображенные здесь святые витают в небесных сферах. Мотив чистого, райского бытия подчеркнут присутствием птиц (голубей, горлинок, фазанов, павлинов) между фигурами и зонтиками с восседающими на них белыми голубями, а также сияющими, снежно-белыми, «как на земле белилыцик не может выбелить» ( Мк. 9:3 ), одеяниями апостолов и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Членам Синода – представителям архиепископских округов – должен принадлежать при рассмотрении дел не только совещательный, но и решающий голос. Таким образом здесь отношение между председательствующим и другими членами должно быть не такое, как в консистории. Там членам-пресвитерам, при их непосредственном начальнике – епископе, может принадлежать только голос совещательный. Здесь же все члены – равные по существу своей церковной степени; председательствующий, хотя бы и патриарх, по существу церковной степени такой же епископ, как и другие члены; и пресвитеры, занимавшие место отсутствующих архиепископов, по древним церковным обычаям, при решении дел имеют такой же голос, какой могли бы иметь самые их доверители, если бы они лично находились здесь. К числу постоянных членов Синода, вместе с представителями архиепископских округов, мог бы быть причисляем и главный правитель духовенства военного, придворного и состоящего при церквах заграничных посольств. Эта отрасль церковного управления без сомнения весьма важная, и управлять ею удобнее отдельно, не смешивая с епархиальным управлением. Но только нет оснований лишать главу этого управления той церковной степени, какую имеют начальники епархиального духовенства. Начальниками пресвитеров в духовенстве войсковом и придворном, так же как и в епархиальном, должны быть епископы, – и только с такою степенью они, без противоречия правильному церковному обычаю, могут быть членами Синода наряду с другими епископами. Кроме членов постоянных и пользующихся правом голоса при самом постановлении синодских решений, в Синоде могут быть присутствующие переменные из низших членов клира и из мирян, избираемые также от архиепископского округа на известный срок (по одному или по два, на два, на три, на два или на один год), которые могли бы помогать членам-епископам при докладе и рассмотрении дел, при составлении нужных справок по всякому делу, которые могли бы принимать участие и в самых совещаниях при обсуждении дел, но при постановлении решений не имели бы права голоса равного с членами-епископами. При таком составе Синода правильное ведение дел в нем, кажется, могло бы быть твердо обеспечено.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010