Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАДАРА Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г. Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г. Гадара [греч. Γδαρα], город Десятиградия , лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское оз.). В синодальном и большинстве переводов НЗ на европ. языки упоминается «Гадаринская страна» (Мк 5. 1; Лк 8. 26, 37) как место, где Иисус совершил чудо исцеления бесноватых, изгнав бесов, обратившихся в стадо свиней и бросившихся в море. Правда, во мн. греч. рукописях НЗ в этих стихах сказано, что Иисус с учениками пришли в «страну Герасинскую» [τν χραν τν Γερασηνν - NAG]. В др. параллельном тексте Евангелия это место исцеления также именуется «страной Гергесинской» (Мф 8. 28) (в критическом издании НЗ здесь стоит греч. τν χραν τν Γαδαρνων, т. е. в «страну Гадаринскую»). Вероятно, подобные разночтения в рукописной традиции были обусловлены ошибками переписчиков. Местоположение Г. и Герасы определяется уверенно, однако вопрос о точном месте евангельского чуда остается нерешенным. Открытие в 70-х гг. XX в. на вост. берегу Тивериадского оз. (в совр. Курси, т. е., возможно, Гергесе) церкви и мон-ря V-VI вв., по-видимому отмечавших место, где почиталась память о чуде изгнания бесов, может говорить в пользу последней. Г. была населена по преимуществу греч. населением ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4) и играла заметную роль как член Десятиградия только с правления Помпея (64/63 г. до Р. Х.), однако история города началась по крайней мере в эпоху эллинизма и даже ранее, правда, слои этих периодов еще не обнаружены. Рим. наместник Сирии Авл Габиний разделил Палестину на 5 округов, 2-м из них после Иерусалима назвав Г. ( Ios. Flav. De bell. I 8. 5). во время Иудейской войны, ок. 68 г. по Р. Х., Г. была разрушена имп. Веспасианом (Ibid. IV 7. 3, 5). Особую известность принесли Г. жившие в городе греч. ученые: Менипп (III в. до Р. Х.), Мелеагр и Филодем (1-я пол. I в. до Р. Х.), Теодор, учитель имп. Тиберия (кон. I в. до Р. Х.), Апсинес (III в. до Р. Х.). Христианство утвердилось здесь очень рано: в Г. в 303 г. принял мученическую кончину диак. Закхей; еп. Г. Сабин участвовал во Вселенском I Соборе 325 г. Однако церковная жизнь Г. в визант. эпоху восстанавливается с трудом, как из-за скудости и противоречивости источников, так и в силу существования 2 городов с близкими названиями, лежащих в областях соседних провинций (Палестина Первая и Палестина Вторая). В 1-й пол. VI в. Г. упоминается вместе с 3 городами пров. Палестины Второй после Скифополя и Пеллы ( Parthey G. Hieroclis Synecdemus et Notitiae graecae episcopatuum. B., 1866. Amst., 1967r. P. 44; Georgios Cyprius. Descriptio orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 52-53).

http://pravenc.ru/text/161399.html

1927. С. 12). Красный Джурзан (Кирмиз Джурзан) представляет искаженную форму словосочетания Армаз-Джурзан (Картли) ( Мусхелишвили. 1980. С. 23): у младшего современника Аль-Балазури, крупного исламского историка и теолога аль-Табари, в грамоте Масламы написано «население Тбилиси в Джурзане и земля ал-нУрмуз» ( Al-Tabari. 1994. P. 45-46), а у Йакута - «От Хабиба ибн Маслама к населению Тбилиси, рустака Манджалиса и Армазского Джурзана» ( Йакут. 1964. С. 39). Армазский Джурзан, т. е. Картли, охватывал территорию Шида-Картли, преимущественно ее правобережье. Крепость Армази, выявленная в ходе археологических раскопок в 1960-1961 гг., локализуется на горе Мта-Картли и датируется ранним средневековьем (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.); самые поздние слои относятся к VIII в. В 1-й пол. VIII в. «земля Армази» (Армазская Картли) как отдельная адм. область была упразднена и объединена с Зена-Сопели (В. Страной) ( Мусхелишвили. 1980. С. 26-28, 71). Коренные изменения произошли в экономической жизни М. в VII-VIII вв., к этому времени город представлял собой полуаграрное поселение. Переломный процесс, к-рый начался в VI в., в груз. летописях описывается следующим образом: «Тогда Мцхета стала редеть, а Тбилиси - обстраиваться, Армаз стал падать, Кала - возвышаться» (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 95; То же. 1989. С. 29). Эти же сведения повторяют Джуаншер Джуаншериани и Сумбат Давитисдзе. Окончательный удар М. как городскому центру был нанесен арабами: походами Маслама ибн Абд аль-Малика ( Al-Tabari. 1989. P. 45) в 728-729 гг. и полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого) в 736-738 гг. М. превратилась в маленькое поселение, охватывающее треугольный мыс у слияния Куры и Арагви. Согласно Вахушти Багратиони, М. «после Кру (Мурвана Глухого.- Авт.) пришла в запустение. Говорят, не возобновляли город по причине усиления магометан, дабы они не овладели им и тем не осквернили святыни» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 68; Он же. 1973. С. 349). Сведения Вахушти косвенно подтверждают археологические данные - на Самтаврском могильнике не было выявлено ни одного мусульманского погребения.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

61. В «Словаре…» представлены источники: «Никон (1605–1681), Патр. Всероссийский, авт. “Возражения…”, посланий [с. 249: “Царю Алексею Михайловичу (двенадцать), 1652–1664 г. (Письма Русских Государей, 382–388; Дело Патриарха Никона, 1, 3, 4, 28, 33); Гетману Богдану Хмельницкому, с обещание ходатайствовать перед Царем о включении Украины в состав России, 1653 г. (Воссоединение Украины с Россией, III, 165)”] и грамот. См. также: “История о рождении… и воспитании… Никона Патриарха…” [с. 126: “Известия Ист.-фил. ин-та им. Безбородко, т. VII, Нежин, 1882, с. 1–34 (ст. М. Казминского)”], “Сказание о Никоне Патриарсе” [с. 295: “старообрядческая легендарная биография Никона, 2-я пол. XVII в. ИРЛ, II/2, с. 328; Перетц. ист.-лит. исслед. и мат., II, с. 21 сл. 47–51”], “О Никоне Патриархе” [с. 188: “старообрядческое соч. (XVIII в.). Дружинин, с. 216”], “О Патриярсе Никоне” [с. 188: “старообрядческое соч. (2-я пол. XVII в.). Дружинин, с. 218”], “Ино сказание о Никоне” [c. 116: “… и видение Димитрия, иже с Волги”, старообрядческое соч. (XVIII в.) Дружинин, с. 219”], “Повесть о ерархе нашем Никоне” [с. 224: “старообрядческая легенда о схождении души Никона в ад, 2-я пол. XVII в. ИРЛ, II/2, с. 328–329; Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат., с. 29 сл.”], “Повесть о житии и рождении… Никона…” [с. 224: “бывшаго Патриарха Московского и всея России, собранная от многих достоверных повествователей, бывших во дни отец наших, старообрядческое соч., не ранее 1681 г. Бороздин, с. 145–167”], “О боготметнике Никоне…” [с. 182: “[Патриархе] достоверно свидетельство, иже бысть пастырь во овчей кожи, предотеча антихристов расколоучителя Федора Иванова (предположительно), не позднее 1682 г. Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат., II, с. 51–54; Материалы раскола, VI, с. XXVI–XXVII; 299–302; Дружинин, с. 276”], “Дела Святейшего Никона Патриарха…” [с. 60: “паче ж рещи чудеса врачебная, еже соделающе жив сый, бе во изгнании в Ферапонтове и в Кириллове монастырех, подобная запись об исцелении Никоном 132 больных за 1672/73–1675/76 гг. ЧОИДР, 1887, кн. I, отд. V, с. 88–100”], “Повесть душеполезна о Никоне и о змии” [с. 220: “старообрядческое соч. (XVIII в.). Дружинин, с. 216” ] и др. См. также “Надписание над гробом… Никона…” [с. 174: “Патриарха.., стихотворная эпитафия, высеченная на камне у его гроба, не ранее 1681 г. РОБИЛ, собр. Ундольского, 1394, л. 33”]. ЧОИДР, год 3-й, 5 (1848), отд. IV, с. 17–55; Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат., II (“Слухи и толки о Патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII–XVIII вв.”); Дружинин, с. 215–219». См. также: Древне-русские рукописи Пушкинского Дома (обзор фондов)/Сост. В.И. Малышев. М.; Л., 1965; Малышев В.И. Исследования и разыскания по литературному наследию древней Руси: Реферат о работах представленных на соискание уч. степ. д-ра филол. по совокупности. Л.: ЛГУ, 1967; и др.

http://pravoslavie.ru/36982.html

К., 2000; она же. Гpeцьki громади Криму у 1917-1938 рр.: Emhokohфeciйhuй аспект. К., 2001; она же. Npabocлabhi храми та мoh-pi Криму як осередки духовного життя грецького населення (kih. XVIII - 30-i роки ХХ ст.): Дис. К., 2001; Бойцова О. Icлaм в Криму: Haц.-peлiriйha iдehmuфikaцiя кримських татар (друга пол. XV - kih. XVIII ст.): Дис. К., 2000; она же. Ислам в Крымском ханстве. Севаст., 2004; Дагрон Ж. Двуликий Крым (IV-X вв.)//МАИЭТ. 2000. Вып. 7. С. 294-301; Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству: Начальный этап проникновения и утверждения христианства на юге Украины (2-я пол. III - 1-я пол. VI в.). К., 2000; Пономарев А. Л. Население и территория Каффы по данным Массарии - бухгалтерской книги казначейства за 1381-1382 гг.//ПричернСВ. 2000. Вып. 4. С. 317-443; он же. Крымское ханство и консулат Каффы в 1466 г. (870/871 г. х.): Власть и деньги//Там же. 2015. Вып. 9. С. 44-108; Сазанов А. В. Базилика 1987 г. и некоторые проблемы интерпретации памятников христ. Херсонеса//Там же. 2000. Вып. 4. С. 276-316; он же. К вопросу о времени сооружения четырехапсидного храма Херсонеса//Херсонесский сб. 2004. Вып. 13. С. 202-210; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. Х., 2000; Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы римского, в контексте внешней и внутр. политики Византии сер. IX в.//ВВ. 2000. Т. 59(84). С. 116-128; Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 20002; Auzepy M. F. Gothie et Crimée de 750 à 830 dans les sources ecclésiastiques et monastiques grecques//МАИЭТ. 2000. Вып. 7. С. 324-331; Зинько Е. А. Проблемы исследования позднеантичных боспорских расписных склепов//Там же. 2001. Вып. 8. С. 67-73; она же. Христианские мотивы в росписях пантикапейских склепов//Там же. 2003. Вып. 10. С. 78-89; она же. Вопросы хронологии раннехрист. склепов Боспора//Боспорский феномен: Проблемы хронологии и датировки памятников: Мат-лы междунар. научн. конф. СПб., 2004. Ч. 1. С. 308-318; Змерзлий Б. В. Noлimuka радянськоï держави щодо Pociйcьkoï Правосл.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

VI в., скорее всего в начале понтификата Вигилия (537-555). Текст 1-й редакции был существенно переработан, к нему добавили жизнеописания пап Бонифация II, Иоанна II и Агапита I , а также 1-ю половину биографии Сильверия (536-537). Жизнеописание Сильверия было составлено 2 авторами, к-рые по-разному оценивали деятельность папы: в 1-й части биографии Сильверий осуждается как недостойный понтифик, возведенный на престол королем готов «тираном» Теодохадом вопреки воле рим. духовенства; во 2-й части папе дана положительная характеристика. По-видимому, жизнеописания Бонифация II, Иоанна II, Агапита I и 1-я часть биографии Сильверия были созданы после неудачной осады Рима готами (537-538); их автор был противником готов и поддерживал антипапу Диоскора . Т. о., по мнению Дюшена, обе редакции L. P. были составлены в 1-й пол. VI в. Среди исследователей, поддержавших гипотезу Дюшена, были А. Леклерк (DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 388-403, 457), О. Бертолини ( Bertolini. 1970. P. 444-450), С. Фогель ( Vogel. 1975. P. 101-108), Р. Дейвис (The Book of Pontiffs. 2000). Высказывались и др. предположения о датировке и соотношении разных версий L. P. Так, Г. Гертман выделял первоначальную редакцию (P1) и ее переработку (P2), на основе к-рой были созданы редакции fk (не сохр.; на ней основаны эпитомы Феликса и Конона) и P3, существующий текст L. P. Составление памятника было завершено при папе Иоанне II (532/3-535) или вскоре после его кончины ( Geertman H. Documenti, redattori e la formazione del testo del «Liber Pontificalis»//Il Liber Pontificalis. 2003. P. 267-272; Idem. La genesi del Liber pontificalis: Un processo di organizzazione della memoria//Liber. 2009. P. 37-107). Согласно Л. Капо, эпитома Феликса является первоначальной версией L. P.; в 30-х гг. VI в. на ее основе были созданы сокращенная редакция (эпитома Конона) и расширенный текст, сохранившийся до наст. времени ( Capo. 2009. P. 21-29; о критике этой гипотезы см.: Deliyannis. 2014. Р. 11-12). Эти исследователи согласны с мнением Дюшена о том, что первые версии L.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

А. п. состоят из 8 книг, включающих материалы канонического, литургического и дисциплинарного характера, и представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I-III вв.; кроме того, содержат нек-рые оригинальные тексты. Названия книг: I - О мирянах, II - О епископах, пресвитерах и диаконах, III - О вдовицах, IV - О сиротах, V - О мучениках, VI - О расколах, VII - Об образе жизни, благодарении и христ. посвящении, VIII - О дарованиях, рукоположениях и церковных канонах; содержание книг шире этих названий. Книги I-VI являются переработкой всего текста «Дидаскалии» (1-я пол. III в.); они были использованы при реконструкции греч. текста «Дидаскалии», сохранившейся в переводах на сир. и др. языки ( Funk. Didascalia). Гл. 1-32 VII кн. включают достаточно сильно переработанный (по сравнению с «Дидаскалией») текст «Дидахе» (посл. четв. I в.), в гл. 33-49 помещены различные литургические тексты (кроме гл. 46, где перечисляются первые епископы важнейших городов, поставленные апостолами), частично заимствованные из Библии, частично не встречающиеся в более ранних памятниках. Гл. 1-2 VIII кн. предположительно содержат текст литургико-канонического памятника 1-й трети III в., отождествляемого с утраченным «Апостольским преданием о харизмах [дарованиях]» (J. Magne); порядок тем в гл. 3-45 точно соответствует порядку тем в «Апостольском предании» (III в.), с к-рым тем не менее в отличие от «Дидаскалии» и «Дидахе» указанные главы А. п. редко обнаруживают текстуальное сходство; в 47-й гл. помещены 85 Апостольских правил ( Metzger. T. 1. P. 15-24); небольшая гл. 48 является заключением. Кроме библейских книг в А. п. часто цитируются различные апокрифические деяния, а также подлинные и псевдоэпиграфические послания сщмч. Климента Римского ( ок. 101) (Ibid. P. 24-30). Лит. цельность А. п. доказывает единство памятника, составитель к-рого попытался согласовать между собой все указанные источники, однако в тексте остались небольшие противоречия: согласно II кн., лобзание мира на литургии предшествует мирной ектении (57. 17), а согласно VIII - следует за ней (11. 9); об ап. Иакове, брате Господнем (см. Иаков Праведный ), в ряде мест говорится как о живом (II 55. 5; VI 12-14; VIII 4. 1), но дважды (V 8. 1; VII 46. 2) - как об умершем. Авторство и датировка

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Архилох, знаменитый ямбический поэт втор. пол. VII в. IX 1, 71; ср. Ук. ист. Архином, считается отцом Эмпедокла VIII 53 Архиполид, покровитель Менедема Эретрийского и Акслепиада II 137 Архит Митиленский, писал об Алкмане как основателе эротической поэзии IV 52; VIII 82 Архит Тарентский VIII 79–83; III 21, 6l; VIII 86; соим. VIII 82; ср. Ук. ист. Архит, поэт из Амфиссы (III в.) VIII 39, возможно, идентичен автору эпиграмм VIII 82 Архит Зодчий, автор книги «О механизме», известной Витрувию VIII 82; ср. Ук. ист. Асканий Абдерский, скептик Пирроновой школы (?). См. Ук. ист. Асклепиад Флиунтский, неразлучный друг Менедема Эретрийского, слушавший вместе с ним философию в Афинах, Мегарах и Элиде II 105, 126, 129–132, 137, 138; VI 91 Асконд, отец Кратета-киника VI 85 Астианакт, отец перипатетика Ликона V 65 Астианакт, брат и наследник перипатетика Ликона V 69 Астидамант, афинянин из рода Эсхила, ученик Исократа, трагический поэт, известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу II 43 Астон Кротонский, автор многочисленных произведений, приписываемых Пифагору VIII 7 Астрампсих, персидский маг I 2 Атлант, древний ливийский философ I 1 Аттал I Сотер, царь Пергама в 241–197 гг., союзник римлян во II Македонской войне, при нем выстроен Алтарь в честь победы над галатами и основана Пергамская библиотека IV 30, 60; V 67 Афан, один из душеприказчиков Стратона V 62 Афиней (I в.), врач, основатель школы «пневматиков», близкий к стоицизму II 104 Афиней, эпиграмматист. См. Ук. ист. Афиней, отец эпикурейца Метродора Лампсакского X 22 Афинодор Лампсакский, отец Полиэна X 24 Афинодор, автор «Прогулок», но не перипатетик, а стоик, долго жил в Риме, был учителем Августа. См. Ук. ист. Афинодор из Тарса, стоик, глава Пергамской библиотеки, уличенный в изъятии из сочинений древней Стои «неприличных» (кинических) мест, с 70 г. жил в Риме в доме Катона Младшего VII 34 Афинодор, брат поэта Арата, ученик Зенона VII 38 Афинокрит, отец Демокрита IX 34 Афлий, посланник Александра, по поводу его имени (Жалкий) Диоген Синопский создал каламбур, в котором впервые показан порядок следования падежей VI 44

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

С 70-х гг. VI в. центром офиц. придворной жизни стал Хрисотриклин - тронный зал Б. д., построенный возле дворца Дафна по типу октагонального купольного храма (церковный престол был заменен имп. троном). Возведение такого здания для императоров означало определенный разрыв с традицией Римской империи, где для ритуально-политических целей использовались здания типа базилики. Хрисотриклин стал одним из богатейших зданий дворца и всего К-поля, его интерьер был украшен мозаикой, в конхе апсиды над имп. троном помещалось изображение Христа на престоле. В зале находились изысканная мебель, в т. ч. пентапиргий, специальный резной «стенд» в виде 5 башен для имп. регалий и различных сосудов, служивших украшением, неск. столов для торжественных приемов, главный, золотой или серебряный с позолотой, предназначался для императора и стоял отдельно от др. Важнейшей сферой придворной жизни Византии был имп. церемониал - сложная система офиц. торжественных приемов и шествий, большая часть к-рых проводилась в Б. д. История и эволюция визант. придворного церемониала от античной империи к христ. царству остается неразрешенной исследовательской проблемой. Считается, что его общие принципы сложились в VI в., в эпоху имп. Юстиниана Великого, и затем прошли в своем развитии неск. этапов, но в документах они зафиксированы лишь фрагментарно. Наиболее полные сведения о церемониале находятся в трактате «О церемониях византийского двора», созданном в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном и отражающем в основном состояние традиции в 1-й пол. X в. (хотя отдельные разделы восходят к VI-VII вв.). Можно предполагать, что позднее, в XII в., церемониал неск. видоизменялся, упрощался и даже пришел в упадок, поскольку его исполнение требовало постоянного присутствия императора в Б. д., что к тому времени было невозможно. В X в. в Хрисотриклине проводились ежедневные утренние и вечерние приемы ближайших придворных и гос. чинов империи (De cer. I 1-2). Утренний прием длился с 6 до 9 ч. утра, вечерний - с 3 до 6 ч.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Святилище Деметры и Коры и храм Аполлона в Кирене. IV–VI вв. до Р. Х. Святилище Деметры и Коры и храм Аполлона в Кирене. IV–VI вв. до Р. Х. С IX в. до Р. Х. началось освоение финикийцами берегов обоих Сиртов: археологические находки свидетельствуют о контактах этой зоны с Сиро-Палестинским регионом в VIII-VII вв. до Р. Х., когда, по всей видимости, здесь и выросли финик. колонии Лептис, Сабрата и Эйя, которые с кон. VI в. до Р. Х. получили самоуправление, в связи с чем сицилийские греки дали этой области название Триполь (Tripolis, Троеградье). С 640 г. до Р. Х. колонисты из Древней Греции устремились на Восток, в 630/1 г. до Р. Х. они основали Кирену (возможно, от ливийского - родник) и овладели прилегающей к ней округой, позднее получившей название Киренаика. Ряд берберо-ливийских племен, отошедших к югу, сохранили независимость. Египетский этноним «лебу» греч. классики восприняли как Λβιοι (в отличие от Λβυες из еврейско-эллинистической лит-ры, откуда произошло рус. слово «ливийцы») и в 1-й пол. I тыс. до Р. Х. распространили его на всех автохтонных обитателей Сев.-Зап. Африки (включая нумидов и мавров на территории совр. Туниса и Алжира) в противоположность переселенцам из Финикии и Эллады. Если Гомер понимал под Л. Африку к западу от Египта ( Homer. Od. IV 85; XIV 295), то Геродот и Эратосфен вложили в этот хороним значение всех известных эллинам земель на континенте (напр., Herod. Hist. II 12). Между XI и VIII вв. до Р. Х. в Феццане и на юге Триполитании, вокруг Гарамы (ныне в районе Джермы) сложилось самое раннее из известных политических объединений берберо-ливийцев - Гарамантида. Его верхушка могла происходить из среды «народов моря», вторгавшихся в Сев. Африку со стороны Средиземноморья в XV-XII вв. до Р. Х. Но ассоциируемые с Гарамантидой надписи, сопровождающие многочисленные наскальные росписи со сценами пастушеского и охотничьего быта, выполнены письмом, генетически связанным с финикийским и предковым по отношению к древнеливийскому, а через него - к туарегскому алфавиту тифинаг. Старейшее письменное упоминание о гарамантах принадлежит Геродоту, к-рый оставил описание их развитого ирригационного земледелия, основанного на использовании вод Нила и Меридова оз. через обширную сеть каналов, ведущих к Сирту ( Herod. Hist. II 150), а также войска на квадригах, усмирявшего сахарские племена «пещерных эфиопов» - предположительно предков позднейших тубу ( Herod. Hist. IV 183, VII 184). Обычаи гарамантов, связанные с ритуальной татуировкой и искусственным шрамированием, в изображении античных географов (прежде всего Плиния Старшего , к-рый упом. также о частых групповых браках среди них - Plin. Sen. Natur. hist. V 36) имеют сходство с таковыми у «лебу».

http://pravenc.ru/text/2110469.html

1999. P. 24), и «Собрание из Санкт-Блазиена» (Collectio Sanblasiana; K é ry. 1999. P. 29-31), предположительно датируемые временем правления папы Римского Гормизда; «Собрание Кольбера» (Collectio Colbertina; K é ry. 1999. P. 31-32), составленное в сер. VI в. в Италии или Галлии, было основано на «Собрании Кенеля» и «Собрании из Санкт-Блазиена»). «Фессалоникийское собрание» (Collectio Thessalonicensis; K é ry. 1999. P. 40-41) и «Авелланское собрание» (Collectio Avellana; K é ry. 1999. P. 37-38) отличаются по составу от большинства сборников, основу которых составляют соборные каноны и декреталии. Задачей составителя «Фессалоникийского собрания» (ок. 531), куда включены 27 папских и имп. посланий, было обоснование юрисдикционных прав Папского престола на Фессалонику и опровержение притязаний К-польской кафедры. В «Авелланское собрание» (ок. 555) вошли папские послания, соборные акты, императорские законы и рескрипты, расположенные в хронологическом порядке. Оба сборника содержат уникальные источники, но в средние века они были известны мало ( Van Hove. 1945. P. 161-162; Stickler. 1950. P. 51-52, 63-67; Erd ö . 2002. S. 50-51). В регионах составлялись сборники, включавшие не только универсальные нормы права, но и локальное правотворчество (постановления местных Соборов, послания епископов и т. д.). Заметной новацией стало появление систематических сборников, самым ранним из них считается «Сокращение канонов» (Breviatio canonum) диак. Фульгенция Ферранда († 546/7), где приведены сокращенные тексты 232 канонов в 8 книгах. Фульгенций Ферранд использовал постановления I Вселенского (Никейского) и Сардикийского Соборов, Антиохийскую синтагму и африкан. каноны, принятые на Соборах сер. IV - 1-й пол. VI в. (от Карфагенского (348) до Юнкского (523); K é ry. 1999. P. 23-24). Сер. VI в. датируется «Согласование канонов» (Concordia canonum), составленное в Италии неким Кресконием, к-рый взял за основу «Дионисиево собрание». В 1-й части «Согласования канонов» собраны каноны, относящиеся к рукоположению епископов и пресвитеров, принятию монашеских обетов, церковной дисциплине, ересям и др.; во 2-й части говорится о таинствах (в основном о таинствах покаяния и брака) и об отношениях между епископом и клиром ( K é ry.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010