Кроме того, все, кто принадлежали к их домам (члены семей, управляющие, рабы и свободные), желая по примеру своих господ пострадать за Христа, единодушно решили предстать перед имп. Диоклетианом и твердо исповедовать Истинного Бога. Численность этих христиан вместе с женщинами и детьми составила 1003 чел. Когда они с громкими криками пришли к императору, он удивился и вначале попытался склонить их к тому, чтобы они принесли жертвы идолам, советуя не уподобляться безумному протектору Евсевию и 3 его сослуживцам, казненным с ним. Взамен правитель обещал христианам щедрые дары и почести. Н. м. отклонили предложение Диоклетиана, сказав, что не желают его подношений и не боятся угроз, а стремятся принести жертву хвалы Истинному Богу. Диоклетиан, опасаясь, как бы смелые речи христиан не привели к народному восстанию, приказал воинам окружить их, а затем снова обратился к Н. м., 1003 и призвал пожалеть себя и своих детей, самым старшим из к-рых исполнился год. Христиане остались тверды в своем решении. Тогда император приказал изрубить их мечами, что и было исполнено 13-го числа месяца мехир по егип. календарю, или 12 февр.- по римскому (13-е число месяца мехир соответствует 7 февр. по юлианскому летосчислению). Сказание из Императорского минология отличается от первоначального Мученичества некоторыми деталями: Петр, отданный под охрану 4 протекторам, назван Александрийским епископом (пам. 24 нояб.); вместо протектора Евсевия указан Синезий. Текст обрывается на диалоге между Н. м. и имп. Диоклетианом, в к-ром тот угрожал посечь их мечом. В сказании из Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. X в.) о Петре также говорится как о епископе Александрии и добавляется, что он был обезглавлен 4 протекторами, к-рые впосл. уверовали во Христа (SynCp. Col. 459). По мнению нек-рых исследователей, указание в Мученичестве на время кончины Н. м. согласно егип. календарю может свидетельствовать о том, что автор текста и/или какая-то часть пострадавших были родом из Египта, а также о том, что мощи святых были перенесены в эту страну (ActaSS.

http://pravenc.ru/text/2566228.html

Получил развитие и образ жены И. Различные экзегеты отождествляют ее с Рахмой, дочерью Ефрема, с Лией, дочерью Иакова, с Диной (как в раввинистической традиции толкования) и с Махкир, дочерью Манассии. Она поддерживала И. до тех пор, пока диавол не предложил ей поклониться ему и принести в жертву ребенка в обмен на возвращение имущества И. Когда она сказала об этом мужу, он поклялся, если выздоровеет, наказать ее 100 ударами плетью. Однако Бог впосл. облегчил это наказание, повелев И. ударить ее ветвью со 100 листьями (так толкуется коранический отрывок 38. 44). Особую популярность получил источник (или колодец) И. В текстах встречается более 10 вариантов определения его местонахождения в Хауране и Трансиордании, а также в дер. Эль-Джура недалеко от совр. Ашкелона, в к-рой проводились ежегодные традиц. народные празднества с омовением в источнике. По сведениям аль-Масуди (ум. в 956), гробница И., скала, на к-рой он сидел прокаженным, и источник находились в мест. Нава недалеко от Дамаска; к этому месту совершались паломничества. Наряду с этим уже в VIII в. Ибн Исхак высказал версию о происхождении И. из Эдома, ставшую господствующей. В наст. время наиболее почитаемым местом паломничества, связанным с гробницей И., является Джабаль-Гаду, пригород Салалы (Оман); известны и др. места: вблизи г. Эс-Салт (Иордания), в дер. Эюпнеби близ г. Вираншехир (иль Шанлыурфа, Турция). Друзы считают местом погребения И. г. Ниха в р-не Шуф (Ливан). В мусульм. рукописях XI-XVI вв. (Дублин. Б-ка Честер-Битти. Ms. 414. Fol. 82; Нью-Йорк. Публичная б-ка. Ms. 456. Fol. 109) И. изображается исцеленным от проказы; рядом с ним стоит арх. Гавриил (Джабраил), вручающий ему цветок, а между ними течет источник, от к-рого совершилось исцеление. Ист.: BHG, N 938-939t; SynCP. Col. 659; MartHieron. P. 246; MartRom. P. 182; ActaSS. Mai. T. 2. Col. 492-495. Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 1854. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный.

http://pravenc.ru/text/578142.html

А. Акконча Лонго предполагает следующее развитие агиографической традиции, посвященной Л. Существовало некое первоначальное Житие - vita primitiva, к-рое подверглось цензуре из-за содержавшихся в нем иконоборческих элементов, в результате чего появился переработанный текст - vita censurata. К этой переработке восходит Житие BHG, N 981, в к-ром к жителям Катаны последовательно применяется местоимение «мы» и проявляется знание сицилийской и южноиталийской географии. В К-поле из vita censurata возникло т. н. восточное Житие - vita orientalis, к которому в свою очередь восходят независимо друг от друга тексты BHG, N 981b, 981c и 981e, а также заметка в К-польском Синаксаре (SynCP. Col. 479-480). Некоторые ученые интерпретируют борьбу Л. с идолопоклонством как его приверженность к иконоборчеству ( Turner. 1990. P. 431-434). М. Ф. Озепи даже предполагает, что Л. был иконоборческим епископом и верным проводником политики Исаврийской династии, а маг Илиодор - его идейным противником-иконопочитателем ( Auz é py M.-F. L " analyse littéraire et l " historien: L " example des vies de saints iconoclastes//Bsl. 1992. T. 53. P. 62-67). Однако др. доказательств этого, кроме возможного приурочения епископата Л. ко времени правления Льва III, не имеется. Лев IV, как известно, формально был иконоборцем, но не проявлял активности в насаждении ереси. Тем не менее примечательно, что иконы ни в одном из Житий не фигурируют. Это можно рассматривать как дополнительный довод в пользу датировки исходного текста VIII веком. А. Бергер указывает, что историческим прототипом Л. мог быть святитель, живший гораздо раньше. Исследователь проводит параллель с также насыщенным легендарными элементами Житием свт. Григория, еп. Акрагантского (BHG, N 707), составленным между 750 и 830 гг. ( Berger A. Leontios Presbyteros von Rom: Das Leben des Heiligen Gregorios von Agrigent. B., 1995. S. 56-58). Л. фигурирует в переписке папы Римского Григория I Великого между 591 и 603 гг. (ср.: Acconcia Longo. 1989. P. 12). Лат. Жития Л. (BHL, N 4839, 4838) поздние и ценной информации практически не содержат. Житие

http://pravenc.ru/text/2463221.html

С лит. т. зр. очевидно, что очень скудные сведения об историческом епископе Л. были использованы для обрамления занимательной истории с фольклорно-мифологическими мотивами. Так, Л. и Илиодор в нек-ром смысле предстают как олицетворение стихий огня и воды соответственно (идея Каждана; см.: Афиногенов 2011. С. 416-417); эта история тем не менее выдержана в христ. духе и может рассматриваться как душеполезная повесть. Почитание О весьма древнем почитании Л. в качестве святого свидетельствуют руины средневизант. ц. (X-XI вв.) Агиос-Леос в Брики (п-ов Мани на Пелопоннесе) с фресками XIV-XV вв. ( Δρανδκης Ν. Β. Ο νας το Α-Λου ες τ Μπρκη τς Μνης//ΔΧΑΕ. 1972. Τ. 6/4. Σ. 146-168). В Катании функционирует ц. во имя свт. Л., находящаяся в юрисдикции К-польского Патриархата. Ист.: BHG, N 981-981e; ActaSS. Febr. Vol. 3. Col. 222-226; SynCP. Col. 477-478, 479-480, 929-930; MartRom. Comment. P. 70; ЖСв. Февр. С. 355-358; Латышев В. В. Неизданные греч. агиогр. тексты. СПб., 1914. (ЗИАН. ИФО; Т. 12. Вып. 2); Raffin D. La vita metrica anonima su Leone di Catania//BollGrott. N. S. 1962. T. 16. P. 33-48. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 77-78; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 799; Da Costa-Louillet G. Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe, et Xe siècles//Byz. 1959/1960. Vol. 29/30. P. 89-173; Amore A. Leone, vescovo di Catana//BibllSS. Vol. 7. Col. 1223-1225; Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantesimi del mago Eliodoro//RSBN. N. S. 1989. Vol. 26. P. 3-98; eadem. A proposito di un articolo sull " agiografia iconoclasta//Ibid. 1992. Vol. 29. P. 4-174; Turner D. The Politics of Dispair: The Plague of 746-747 and Iconoclasm in the Byzantine Empire//AnnBSA. 1990. N 85. P. 419-434; Auz é py M. F. Á propos des Vies de saints iconoclastes//RSBN. N. S. 1993. Vol. 30. P. 3-5; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 271; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 291-293; PMBZ, N 4277; Афиногенов Д. Е. Пространное житие свт. Льва, еп. Катанского//Scripta Antiqua. М., 2011. Т. 1. С. 415-432; он же. Стихотворное Житие Льва, еп. Катанского//Θεοδολος: Сб. пам. И. С. Чичурова. М., 2012. С. 32-44.

http://pravenc.ru/text/2463221.html

Кроме того, М. традиционно атрибутируются Акты сир. мучеников (изд.: ActaSS Orient. T. 1. P. 1-215; Bedjan. Acta. T. 2. P. 57-396). Бóльшая часть данного собрания была переведена на арм. язык Авраамом Зенакским в 454-463 гг.; перевод некоторых разделов был выполнен позднее др. лицами (подробнее см.: Тер-Петросян 1974; Он же. 1976; Idem (Ter-Petrossian). 1979). Вполне вероятно, что М. также дополнил Сирийский мартиролог, содержащий имена как западных, так и вост. святых, списком персид. мучеников (изд. сир. текста и франц. пер.: PO. T. 10. Fasc. 1. P. 11-26). Данный мартиролог входит в состав рукописи, созданной в Эдессе в нояб. 411 г. (Brit. Lib. Add. 12150. Fol. 251v - 254r), и представляет собой перевод на сир. язык греч. текста, составленного не позднее 360 г. Если основная часть Сирийского мартиролога - это календарь с именами мучеников с дек. по нояб., то в дополнении последовательно перечислены т. н. первые мученики, епископы, священники и диаконы (см. ст. Мартиролог ). Почитание Первоначально М. был погребен в Майферкате. Впосл. его мощи были перенесены в мон-рь Дейр-эс-Суриан (Вади-эн-Натрун, Египет), где раку с ними видел французский путешественник Ш. С. Соннини в 1778 г. ( Sonnini C. S. Travels in Upper and Lower Egypt, undertaken by Order of the Old Government of France. L., 1800. P. 365). Имя М. достаточно редко встречается в сир. календарях. Одним из немногих исключений является поздний яковитский календарь из Алеппо (не ранее XIII в.), в к-ром его память помещена под 3 окт. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 63); встречается также память под 17 февр. ( Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 137). В византийских Синаксарях М. упоминается под 16 и 17 февр. (SynCP. Col. 469-470); под 16 февр.- в копто-арабском (22 амшира; SynAlex. Vol. 3. P. 841-842) и армянском (10 мехекана; PO. T. 21. Fasc. 1. P. 57-58) Синаксарях. В «Повествовании» в качестве даты памяти М. указано 17 февр., в Житии из Императорского Минология - 28 февр. ( Noret. 1973. P. 80). В средневек. лат. мартирологах имя М. не встречается. Лишь в Римском Мартирологе (1584), подготовленном кард. Цезарем Баронием , М. упомянут под 4 дек. (MartRom. Comment. P. 564-565).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

[Дицей, Диций; лат. Diceus, Dicius], мч. Никейский (пам. зап. 21 окт.). Известен исключительно из Мартиролога блж. Иеронима, большинство кодексов к-рого упоминает этого мученика из Никеи Вифинской в дружине с Априком, Макарием и Проклом. Только древний полный Эхтернахский кодекс (VIII в.) и зависящие от него списки из аббатства Райхенау, содержащие сокращенную версию Мартиролога блж. Иеронима, указывают под 21 окт. память одного Макария, «пострадавшего в Никее». Напротив, компилятивный ирл. «Мартиролог из Донегола», составленный Михаилом О " Клери (1630), причисляет Д. к дружине Дасия , Гаия и Зотика Никомидийских, чья память празднуется в тот же день. Впрочем, заметка Мартиролога блж. Иеронима о Никейских мучениках, по-видимому, подвергалась позднейшим искажениям по вине переписчиков. Так, имя Прокла могло быть присоединено к этой дружине из следующей заметки того же дня, где фигурируют мученики Прокл и Евтихий, пострадавшие в Путеолах (Италия). Эти имена встречаются также 18 и 19 окт. в дружине Путеольских, или Неаполитанских, мучеников. Имена Макария и Д., напротив, могли перейти в искаженном виде из предыдущей заметки от 21 окт., где упомянута дружина Африканских мучеников - Модест, Евтихий, Мацера (Макера) и Диссей. Т. о., имена Макария и Д., появившиеся в связи с Никеей Вифинской, могут оказаться лишь повторениями в искаженном виде имен Африканских мучеников Мацеры и Диссея. Однако в равной степени допустимо и обратное: имена Макарий и Д. Никейские по невнимательности переписчика были присоединены к дружине Африканского мученика Модеста. В пользу того, что Модест Африканский никак не связан с последующими именами, может говорить также его повторное упоминание в заметке этого же дня вместе с 272 неизвестными страстотерпцами без указания конкретного места. Это повторное упоминание Модеста находится после заметки об одном мученике из Неаполя - Фавсте, к-рая в свою очередь следует сразу за заметкой о Никейских мучениках. Относительно Априка можно согласиться с И. Делеэ , что имя в той форме, в какой оно представлено в Мартирологе блж. Иеронима, несомненно искажено. Т. о., всю заметку от 21 окт. в Мартирологе блж. Иеронима в его 1-й (италийской) редакции можно реконструировать следующим образом: в Никомидии - Дасий комит, Зотик, Гаий и 12 воинов (эти мученики известны также из греч. Жития и сказаний визант. синаксарей - BHG, N 492; SynCP. Col. 154); в Африке - Модест и проч. числом 272; в Никее Вифинской - Априк, Макарий и Д.; в Неаполе - Фавст; в Путеолах - Евтихий и Прокл. Д.- не как мученика, а как исповедника - упоминает архиеп. Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока», но по непонятным причинам он помещает память этого святого не под 21 окт., а под 21 нояб.

http://pravenc.ru/text/172022.html

После воссоединения с отцом они вместе «удостаиваются священства». В случае с Феодулом, если речь идет о диаконском сане и епископ следовал каноническим нормам, Феодулу должно было исполниться 20-25 лет; если речь идет о пресвитерском сане - не менее 30 лет. Посвящение юноши Феодула в диаконы более вероятно, следов., продолжительность его монашеского подвига на Синае вместе с отцом могла составлять от 5 до 10 лет. Если предположить, что Нил Анкирский и Н. С.- одно лицо и принять за отправную точку 390 г. (начало лит. деятельности Нила Анкирского в К-поле или Анкире после гипотетического «синайского» периода; 14 янв., дата нападения бедуинов на монахов, приходилось на воскресенье в 389), разлучение Н. С. с супругой должно было произойти в период с 380-385 гг., когда Феодулу было 10-15 лет, а Н. С.- 35-40. Т. о., дату рождения Н. С. следует отнести к периоду 330-345 гг. и в 425-428 гг. (время написания «Слова о нестяжательности к Магне») он приближался к 100-летнему возрасту, в чем нет ничего невероятного. К-польский Синаксарь называет Н. С. «мужем мудрым и богобоязненным» (νρ σοφς κα ελαβς - SynCP. Col. 390) и говорит, что он «почил в мире» после того, как написал множество богомудрых и душеспасительных поучений и писем. О месте кончины Н. С. ни «Сказание...», ни синаксарное Житие ничего не сообщают. Приняв рукоположение от епископа, Н. С. и Феодул отправились «домой» (οκαδε), и им предстояло «довольно долгое путешествие» (τν δοιποραν πολλν). Остается неясным, куда именно они направились: на Синай или в К-поль. Автор «Сказания...» говорит, что его сын Феодул родился и был воспитан «в стране, которая отовсюду ограждена миром» (ερηνευομνης πντοθεν), в которой никогда не бывает набегов и грабежей ( Nil. Narrat. VI 24). Не исключено, что пережитый горький опыт разлуки с сыном заставил автора сменить столь опасное место подвига и он покинул Синай. Сообщение слав. Пролога о том, что Н. С. стал игуменом Синайской горы, не находит подтверждения в др. источниках и противоречит хронологии и просопографическим данным трактатов и писем.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Ист.: BHO, N 240, 325; BHG, N 480-480f; Bedjan. Acta. T. 4. P. 141-163 [Мученичество Гаведдая, Дады и Каздои], 218-221 [Мученичество Дады]; ActaSS. Sept. T. 8. P. 129-134 [Passio Dadae, Gobdelaae et Casdiae], 127-129 [De sanctorum Dada, Gobdelaa, Casdia seu Casdoa et forte Gudelia martiribus commentarius praevius]; SynCP. Col. 88-90 [Passio Dadae, Gobdelaae et Casdiae]; Νικδημος. Συναξαριστς . T. 1. Σ. 240-249; ЖСв. Сент. С. 646-651. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 880-881; Van Doren R. Casdoa//DHGE. T. 11. P. 1268; Sauget J. -M. Dada, Gubarlâhâ e Kazoy//BiblSS. T. 7. P. 421. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Старообрядческая традиция почитания В 40-х гг. XIX в. в склепе близ ст-цы Карабулакской на Кавказе были найдены 4 нетленных человеческих тела, 2 из них были рассечены. Надпись, выбитую на камне у входа в склеп, в к-рой будто бы содержалось упоминание имен Д., Г., К. и Гаргала (волхв, обращенный в христианство Г.), с помощью некоего перса перевел житель с. Алхан-Юрт, старообрядческий начетчик и иконописец И. Ф. Горячев в нач. 70-х гг. XIX в. (в точности прочтения надписи, якобы относившейся к IV-V вв., высказывал сомнения Б. А. Тураев в письме к директору московского Старообрядческого ин-та А. С. Рыбакову - РГБ. Ф. 246. К. 220. Д. 44. Л. 6 об.). Экспертиза, к-рой подверглась покрывавшая тела белая ткань, установила, что ткань была изготовлена в Италии в XIV-XVI вв. Старообрядцы, посещавшие пещеру, свидетельствовали о целительной силе останков. В 1876-1879 гг. по распоряжению старообрядческого Московского архиеп. Антония (Шутова) останки были тайно (из-за опасения противодействия со стороны правительства) перевезены в Москву на Рогожское кладбище старообрядческим свящ. Стефаном Загородневым. Часть останков до наст. времени хранится в Покровском соборе Рогожского кладбища, другая - большая - была разослана по старообрядческим епархиям и в заграничные мон-ри: Белокриницкий, Славский, Мануиловский и др. В 1885 г. часть останков, по свидетельству И. Корякина, келейника архиеп. Антония, была похоронена на кладбище у дер. Большой Двор (совр. пос. Большие Дворы) близ Павловского Посада. В 90-х гг. XIX в. в прессе развернулась полемика о достоверности останков. В сент. 1895 г. старообрядцы направили на Кавказ священников Д. М. Смирнова и В. Е. Мельникова, обследовавших место их обретения, собравших и опубликовавших устные свидетельства и фотографии. У старообрядцев, последователей Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ), останки почитаются и ныне. Сохранилось значительное число изображений Д., Г., К. на Рогожском кладбище, в Казанском храме в с. Слободище в Гуслице.

http://pravenc.ru/text/168618.html

Ист.: Athanas. Alex. Hist. arian. 7; idem. Apol. de fuga sua. 3; idem. De morte Arii//PG. 25. Col. 687; Socr. Schol. Hist. eccl. II 6-7, 12-13, 15-17, 22-23, 26; Sozom. Hist. eccl. III 3-4, 7-9, 11-12, 24; IV, 2; Theodoret. Hist. eccl. II 5; Niceph. Const. Chron. P. 114-115; Theoph. Chron. P. 37-38, 42-44; Hilar. Pict. Fragm. hist. 9, 13, 20, 27/Ed. A. Feder//CSEL. Vol. 65. P. 55, 57, 61, 66-67; ActaSS. Iun. T. 1. P. 13-24; Niceph. Callist. Catalog//PG. 147. Col. 452; ВМЧ. Нояб., дни 1-12. С. 179, 185-197; SynCP. Col. 197-198; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 91-92; MenolGraec. Col. 145; MartHieron. Comment. P. 308; Quentin Н. Les martyrologes historiques du Moyen Âge: Etude sur la formation du martyrologe romaine. P., 1908. P. 248, 302, 482; Peeters P. Le martyrologe de Rabban Saloba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 129, 130, 167; Delehaye H. Hagiographie Neapolitaine//Ibid. 1939. Vol. 57. P. 39; Scheidweiler F. Die alte Vita Pauli//ZNW. 1959. Bd. 50. S. 91-99; MartUsuard. P. 242; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. Turnhout, 1974. P. 65, 114. (PO; T. 10. Fasc. 1); Martyrologes et menéloges orientaux: Le Calendier d " Abul-Barakat/Ed. E. Tisserant. P., 1915. P. 255. (PO; T. 10. Fasc. 3); Le Synaxaire arménienne de Ter-Israel, Mois de Sahmi/Ed. G. Bayan. P., 1920. P. 425-429. (PO; T. 15. Fasc. 3); SynAlex. Vol. 1. P. 317-319. Лит.: BHG, 1472-2473; Cuperus G. Tractatus praeliminaris de Patriarchis Constantinopolitanis//ActaSS. Aug. T. 1. P. 14-18; Singlar W. M. Paulus (18)//DCB. Vol. 4. P. 256-257; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 345-346; T. 3. C. 456; Schermann Th. Propheten- und Apostellegenden. Lpz., 1907. S. 187-194. (TU; 31/3); Спасский A. A. История догматич. движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914; Telfer W. Paul of Constantinolple//HarvTR. 1950. Vol. 43. P. 31-92; Janin. Eglises et monasteres. P. 394-395; Winkelmann F. Die Bischofe Metrophanes und Alexander von Bysanz//BZ. 1966. Bd. 59. S. 47-71; Stiernon D. Paolo I, di Constantinopoli//BiblSS. Vol. 10. Col. 286-293.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Ист.: BHG, N 608y - 613; ActaSS. Ian. T. 2. P. 349; SynCP. Col. 406-407, 409-411; PG. 117. Col. 270 [Минологий Василия II]; Сб. источников по истории Трапезундской империи/Изд.: А. Пападопулос-Керамевс. СПб., 1897; Λαμψδης Ο. Αγιος Εγνιος Τραπεζοντιος//ΑΠ. 1953. Τ. 18. Σ. 129-201; idem. Αγιος Εγνιος πολιοχος τς Τραπεζοντος. Αθναι, 1984. Σ. 19-43 [BHG, N 609z], 53-75 [BHG, N 608y]; Martin-Hisard B. Les textes anonymes grec et arménien de la «Passion d " Eugène, Valérien, Canidios et Akylas de Trébizonde»//REArm. 1981. N. S. T. 15. P. 117-146 [BHG, N 608y], 164-185 [пер. c арм.]; Rosenqvist J. O. The Hagiographic Dossier of St. Eugenios of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154: A crit. ed. with introd., transl. and ind. Uppsala, 1996; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 116-117. Лит.: Успенский Ф. И. Очерки по истории Трапезундской империи. Л., 1929. С. 13, 23 f.; Χρσανθος (Θιλιππδης), μητρ. Η κκλησα Τραπεζοντος. Αθναι, 1933; Μελιπουλος Ι. Π. Τ ν Τραπεζοντι σπλαιον το Αγου Εγενου//ΑΠ. 1934. Τ. 6. Σ. 159-168; Μπνης Κ. Γ. Ιωννης Ξιφιλνος νομοφλαξ, μοναχς, πατριρχης κα ποχ ατο (ca. 1010/13-2 Αγ. 1075). Αθναι, 1937; Κωνσταντιν δης Ι. Χ. Εγνιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1004-1005; Bryer A. The Empire of Trebizond and the Pontos. L., 1980; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1; Martin-Hisard B. Trébizonde et le culte de St. Eugène (6e-11e s.)//REArm. 1980. N. S. T. 14. P. 307-343; Sauget J.-M. Eugenio, Valeriano, Canidio e Aquila//BiblSS. T. 5. Col. 202-203; Λαμψδης Ο. Αγιος Εγνιος πολιοχος τς Τραπεζοντος. Αθναι, 1984; idem. Σχολα και παρατηρσεις. Α. Στο χειργραφο D του κδικα 154 Διονυσου. Β. Στα αγιολογικ κεμενα Κ. Λουκτη και Ι. Ξιφιλνου//Δωδνη. Θιλολογα. 1999. Τ. 28. Σ. 7-53; Rosenqvist J. O. Some Remarks on the Passions of St. Eugenios of Trebizond and Their Sources//AnBoll. 1989. Vol. 107. P. 39-64; idem. Lamps for St. Eugenios: A Note on Byzantine Glass//Eranos. 1994. Vol. 92. P. 52-59; idem. Miracles and Medical Learning: The Case of St. Eugenios of Trebizond//Bsl. 1995. Vol. 56. P. 461-469; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 141; Св. Евгений Трапезундский: Мученичество, чудеса/Пер. с новогреч.: игум. Илия (Жуков). М., 2005; Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб., 2007.

http://pravenc.ru/text/187017.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010