W. G. Storey, N. K. Rasmussen. Wash., 1986; Лебедева И. Г. Принципы мелодической организации западноевроп. средневек. монодии: АКД. Л., 1988; она же. К изучению формульной структуры в хоральной монодии Средневековья (по поводу концепции Л. Трейтлера)//Муз. культура Средневековья: Теория - практика - традиция/Отв. ред. В. Г. Карцовник. Л., 1988. С. 11-23. (Problemata musicologica; 1); она же. Проблемы формульности в средневек. хорале//Старинная музыка в контексте совр. культуры. М., 1989. С. 148-156; Cattin G. La monodia nel Medioevo. Torino, 19912; Haug A. Neue Ansätze im 9. Jh.//Die Musik des Mittelalters/Hrsg. H. Möller, R. Stephan. Laaber, 1991. S. 94-128. (Neues Handb. der Musikwiss.; 2) Agustoni L. , Göschl J. Einführung in die Interpretation des Gregorianischen Chorals. Regensburg, 1987. Bd. 1: Grundlagen; 1992. Bd. 2: Ästhetik; Bj ö rkvall G. , Haug A. Tropentypen in Sankt Gallen//Recherches nouvelles sur les tropes liturgiques/Ed. W. Arlt, G. Björkvall. Stockholm, 1993. S. 119-174. (Stud. Latina Stockholmiensia; 36); Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993; Palazzo E. Le Moyen Âge: des origines au XIIIe siècle. P., 1993. (Histoire des livres liturgiques); Turco A. Le chant romain: Les antiennes d " introït selon la version mélodique des manuscrits inédits du chant romain comparée a celles du grégorien & de l " ambrosien. Solesmes, 1993. (Subs. Gregoriana; 3); Москва Ю. В. Антифонарий 1553/V из б-ки Львовского Гос. ун-та в свете певч. и рукописных традиций европ. Средневековья: АКД. М., 1995; Gregorianik: Stud. zu Notation und Aufführungspraxis/Hrsg. von Th. Hochradner, K. F. Prassl. W., 1996. (Musicologica Austriaca; 14-15); Morawski J. Recytatyw liturgiczny w sredniowieczney Polsce. Warsz., 1996. (Historia muzyki polskiej; 11); Kruckenberg-Goldenstein L. Sequence from 1050-1150: A Study of a Genre in Change: Diss. Iowa, 1997; Levy K. Gregorian Chant and the Carolingians. Princeton, 1998; Григорианский хорал/Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва/Ред.: И. Лебедева.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Jh. Münch., 1962; Rönnau K. Die Tropen zum «Gloria in excelsis Deo»: Unter besonderer Berücksichtigung des Repertoires der St. Martial-Handschriften. Wiesbaden, 1967; Schildbach M. Das einstimmige «Agnus Dei» und seine handschriftliche Überlieferung vom 10. bis zum 16. Jh. Erlangen; Nürnberg, 1967; Miazga T. Die Melodien des einstimmigen «Credo» del Römisch-Katholischen lateinischen Kirche. Graz, 1976; Atkinson C. M. The Earliest «Agnus Dei» Melody and Its Tropes//JAMS. 1977. Vol. 30. P. 1-19; Bjork D. A. Early Repertories of the «Kyrie Eleison»//Kirchenmusikalisches Jb. Köln, 1979/1980. Bd. 63/64. S. 9-43; Iversen G. Tropes de l " «Agnus Dei»: Ed. critique suivie d " une étude analytique. Stockholm, 1980. (Acta Univ. Stockholmiensis: Stud. Lat. Stockholmiensia; 26. Corpus Troporum; 4); eadem. Tropes du «Sanctus»: Introd. et éd. critique. Stockholm, 1990. (Ibid.; 34. Corpus Troporum; 7); Baroffio G., Kim E. J., Sodi M., ed. Graduale de sanctis iuxta ritum Sacrosanctae Romanae Ecclesiae: Ed. princeps, 1614-1615. Vat., 2001; Baroffio G., Sodi M., ed. Graduale de tempore iuxta ritum Sacrosanctae Romanae Ecclesiae: Ed. princeps, 1614. Vat., 2001; Eifrig W. F., Pfisterer A., H rsg. Melodien zum «Ite missa est» und ihre Tropen. Kassel, 2006. (MMMA; 19); Stingl A., jr. Tropen zum «Kyrie» im «Graduale Romanum». St. Ottilien, 2011; idem. Tropen zum «Gloria», «Sanctus» und «Agnus Dei» im «Graduale Romanum». St. Ottilien, 2012. Лит.: Andrieu. Ordines; Catta D. Aux origines du Kyriale//RGreg. 1955. Vol. 34. P. 175-182; Jungmann. Missarum sollemnia; Apel W. Gregorian Chant. Bloomington, 1958; Huglo M. Origine et diffusion des Kyrie//RGreg. 1958. Vol. 37. P. 85-87; idem. Les livres de chant liturgique. Turnhout, 1988; Van Dijk S. J. P., Walker J. H. The Origins of the Modern Roman Liturgy: The Liturgy of the Papal Court and the Franciscan Order in the 13th Cent. Westminster; L., 1960; Schrade L. The Cycle of the Ordinarium Missæ//In memoriam J. Handschin/Ed. H. Anglès, G. Birkner et al.

http://pravenc.ru/text/1840227.html

Считать, что «Архиерей» был написан ранее 1899 года, нет никаких оснований. Говоря в 1902 году Щукину о том, что рассказ был написан ранее, а затем переделан, Чехов скорее всего имел в виду длительность работы над рассказом, растянувшейся почти на три года. Но истоки замысла восходят, очевидно, к концу 80-х годов – на это указывает названный самим Чеховым период «лет 15», в течение которого сюжет рассказа был у него в голове. «Архиерей» во многом созвучен произведениям конца 80-х – начала 90-х годов. Современные исследования рассказа показывают, что «Архиерей» является своеобразным завершением многих тем и мотивов предшествующего творчества Чехова (см. П. Бицилли. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа. – «Годишник на университета св. Климент Охридски. Историко-филологически факултет», т. XXXVIII. 6. София, 1942, стр. 107–114; N. A. Nilsson. Studies in Cechov’s Narrative Technique. «The Steppe» and «The Bishop». – «Acta Universitatis Stockholmiensis. Stockholm Slavic Studies». 2. Stockholm, 1968, p. 63–105). Наиболее близка изображенная в рассказе ситуация к «Скучной истории», герой которой также «достиг всего, что было доступно человеку в его положении»; профессору из «Скучной истории», призванному, как и архиерей, быть наставником, учителем, также «не всё было ясно, чего-то еще недоставало и не хотелось умереть»; воспоминания о прошлом, недовольство настоящим, одиночество тяготят старого профессора и архиерея. Все эти переклички между «Архиереем» и произведениями, написанными начиная с конца 80-х годов, могут отчасти служить комментарием к словам Чехова о давнем происхождении замысла рассказа. Итак, в декабре 1899 г., за два с лишним года до окончания работы над «Архиереем», у Чехова уже были план рассказа, записи отдельных деталей, название будущего произведения. Но работа над «Архиереем» оказалась чрезвычайно долгой и мучительной. Процесс писания рассказа восстанавливается по письмам Чехова 1899–1902 годов. Когда в ноябре 1899 г., работая над повестью «В овраге», Чехов сообщал М.

http://predanie.ru/book/221173-rasskazy-...

45-112; Dubois J. Un témoin de la vie intellectuelle à Saint-Germain-des-Prés au IXe siècle: Le martyrologe d " Usuard//RHEF. 1957. T. 43. N 140. P. 35-48; idem. Le martyrologe métrique de Wandelbert: Ses sources, son originalité, son influence sur Usuard//AnBoll. 1961. T. 69. P. 257-293; idem. Les martyrologes du Moyen Âge latin. Turnhout, 1978. (TSMAO; 26); idem. Introduction à la revision du Martyrologe romain//Notitiae. Vat., 1985. Vol. 21. P. 90-100; Westerbergh U. The So-called Martyrologium Erchemperti//Studia Latina Stockholmiensia. Stockholm, Vol. 4. P. 75-87; McCulloh J. M. Hrabanus Maurus " Martyrology: The Method of Composition//Sacris Erudiri. 1978-1979. Vol. 23. P. 417-461; idem. Historical Martyrologies in the Benedictine Cultural Tradition//Benedictine Culture, 750-1050/Ed. W. Lourdaux, D. Verhelst. Leuven, 1983. P. 114-131; idem. Martyrology//DMA. Vol. 7. P. 161-162; Cross J. E. Saints " Lives in Old English: Latin Manuscripts and Vernacular Accounts: The Old English Martyrology//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 38-62; Kotzor G. Anglo-Saxon Martyrologists at Work: Narrative Pattern and Prose Style in Bede and the Old English Martyrology//Leeds Studies in English. 1985. N. S. Vol. 16. P. 152-173; idem. The Latin Tradition of Martyrologies and the «Old English Martyrology»//Studies in Earlier Old English Prose/Ed. P. E. Szarmach. Albany (N. Y.), 1986. P. 301-333; Saxer V. Baronio e il Martirologio romano: Antichità paleocristiane e altomedievali del Sorano. Sora, 1985. P. 115-126; Overgaauw E. A. Les deux recensions de la lettre-préface d " Usuard à Charles le Chauve et les trois recensions de son martyrologe//Archivum Latinitatis Medii Aevi. 1988-1989. Vol. 48-49. P. 85-101; idem. Martyrologes manuscrits des anciens diocèses d " Utrecht et de Liège: Étude sur le développement et la diffusion du Martyrologe d " Usuard. Hilversum, 1993; Ó Riain P. The Tallaght Martyrologies, Redated//Cambridge Medieval Celtic Studies. 1990. N 20. P. 21-38; idem. The Martyrology of Óengus: The Transmission of the Text//Studia Hibernica.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

1996). В первоначальном плане новая церковь имела прямоугольную или квадратную алтарную часть (без апсиды), фланкированную с каждой стороны 3 небольшими квадратными капеллами, к-рые примыкали к трансепту. Своды имели бочкообразную форму. Считается, что наиболее близким является план церкви аббатства Фонтене (строилась с 1139 по 1147) ( Kinder. 1991; Aubert M. L " architecture cistercienne en France. P., 19472. Vol. 1. P. 124-125, 182-183; Dimier M.-A. Recueil de plans d " églises cisterciennes. P., 1949. Vol. 2. Pl. 83; Hahn H. Die frühe Kirchenbaukunst der Zisterzienser: Untersuch. z. Baugeschichte v. Kloster Eberbach im Rheingau u. ihren europäischen Analogien im 12. Jh. B., 1957. S. 119-122). По гипотезе К. Х. Эссера, церковь стала образцом для нового стиля цистерцианской архитектуры, отразив личные предпочтения Бернарда Клервоского в том, что касалось монастырского зодчества ( Esser K. H. Über den Kirchenbau des Hl. Bernhard von Clairvaux//Archiv für mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 1953. Bd. 5. S. 195-222). Такой план церквей исследователь предложил называть «бернардовым»: он получил распространение в дочерних мон-рях К., а также в Сито, Ла-Ферте, Понтиньи. Однако современные исследователи подчеркивают, что локальных вариантов цистерцианского стиля много и невозможно доказать, что он сложился именно в К. ( Swartling I. Cistercian Abbey Churches in Sweden and «The Bernardine Plan»//Nordisk medeltid: Konsthistoriska studier tillägnade Armin Tuulse. Stockholm, 1967. P. 193-198. (Acta Univ. Stockholmiensis; 13); Stalley R. A. The Cistercian Monasteries of Ireland. New Haven; L., 1987; Kinder. 1991). Вероятно, сразу после кончины Бернарда Клервоского (1153) началась перестройка главной церкви аббатства. Средства на это выделил герц. Вильгельм I Сицилийский ( Herbert. De miraculis S. Bernardi. II 30//PL. 185. Col. 1341). Считается, что алтарная часть К., выдержанная в раннеготическом стиле, являлась упрощенным вариантом главной церкви аббатства Клюни (Cluny III) и испытала влияние северофранц.

http://pravenc.ru/text/1841309.html