Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Портаитисса, Вратарница) [греч. Πορτατισσα] (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.), одна из самых чтимых святынь христ. Востока. Возникновение почитания И. и., согласно преданию, восходит к эпохе иконоборчества . Название икона получила по месту пребывания в Иверском мон-ре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами ( πρτα) обители, отсюда ее греч. наименование - «Портаитисса» (рус.- «Вратарница»). Совр. исследователи датируют И. и. 1-й пол. XI ( Βοκοτπουλος. 2001. Σ. 83-88) или нач. XII в. ( Steppan. 1994. S. 23-49); Н. П. Кондаков относил ее к XII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 216). Икона является большим моленным образом (137×87 см). По мнению Н. Паттерсон-Шевченко, перед ней, согласно визант. традиции, помещалась малая икона-список, предназначенная для совершения проскинесиса ( Паттерсон-Шевченко. 1994. С. 45). Иконография И. и. представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в визант. искусстве название «Ελεοσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище - подобие трона для Младенца Христа, что соответствует визант. богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери - храме, вместилище Невместимого и получает отражение во мн. памятниках визант. искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из к-рой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции Сказания об иконе (см. разд. «Литературная традиция»).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) В нач. XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом груз. работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле - вкладная надпись на груз. языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили [Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре], а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» (пер. Н. Я. Марра, цит. по: Кондаков. 1902. С. 167). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; Steppan T. Überlegungen zur Ikone der Panhagia Portaitissa im Kloster Iwiron am Berg Athos//Sinnbild und Abbild: Zur Funktion des Bildes. Innsbruck, 1994. Bd. 1. S. 23-49; Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство/Ред.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 36-54; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336-362; Vokotopoulos P. L. Note sur l " icône de la Vierge Portaitissa//Zograf. Beograd, 1996. Vol. 25. P. 28; idem. Η εκνα τς Παναγας Πορτατισσας τς Ιερς Μονς Ιβρων//Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 2001. Τ. 1: Θση-Λατρεα-Τχνη. Σ. 83-88.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Byzantine Icons of Verroia. Athens, 1995; Pennas C. An Unusual «Deesis» in the Narthex of Panagia Krena, Chios//ΔΧΑΕ. 1994. Περ. 4. 1993/1994. Τ. 17; Steppan Th. Die Mosaiken des Athosklosters Vatopaidi: Stilkritische und ikonographische Überlegungen//Cah. Arch. 1994. Vol. 42. P. 87-122; Χατζηδκη Ν. Ελληνικ τχνη. Βυζαντιν ψηφιδωτ. Αθναι, 1994; Galavaris G. Aspects of Book Illumination on Mount Athos//Διεθνς συμπσιο Βυζαντιν Μακεδονα 324-1430 μ. Χ. Θεσσαλονκη, 29-31 Οκτοβρου 1992. Θεσσαλονκη, 1995; idem. Ζωγραφικ βυζαντινν χειρογρφων. Αθνα, 1995; Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, ιστορα, τχνη. Αγιον Ορος, 1996. Τ. 1-2; Kissas S. A sepulchral Monument in Hagia Sophia, Thessaloniki//Museum of Byzantine culture. Thessal., 1996. N 3; Chatzidakis M. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 87-122. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Paintings); Kourkoutidou-Nikolaidou E. , Tourta A. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Thessal., 1997; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997; Conversation with God: Icons from the Byzantine Museum of Athens (9th - 15th cent.). Athens, 1998; Mother of God: Representations of the Virgin in Byzantine Art/Ed. M. Vassilaki. Mil. e. a., 2000. О. Е. Этингоф 1700-1830 гг. Христос на престоле. Икона. Мастер свящ. Эммануил Скордилис. 1638-1645 гг. (мон-рь Св. Троицы близ г. Ханья, Крит) Христос на престоле. Икона. Мастер свящ. Эммануил Скордилис. 1638-1645 гг. (мон-рь Св. Троицы близ г. Ханья, Крит) Переломным моментом в истории развития греч. церковной живописи стало взятие турками в 1669 г. столицы Крита Кандии, вызвавшее угасание деятельности находившихся на острове художественных центров. Мн. критские художники переселились на Ионические о-ва, в основном на Керкиру и Закинф (напр., Теодорос Пулакис, Эммануил Цанес, Илиас Мосхос), где возникла т. н. ионическая школа живописи. Др. важные художественные центры находились в сев.-зап. Г.- в Эпире и Зап. Македонии. Эпирская живопись в XVIII в., традиц. по характеру, преобладала в афонских мон-рях, в Фессалии и на Пелопоннесе.

http://pravenc.ru/text/166461.html

P. 479-511; Andreescu-Treadgold I. Glass from the Mosaics on the West Wall of Torcello " s Basilica//Arte medievale. N. S. Mil., 2006/2007. Vol. 5. N 2. P. 87-140; Draghi A. Gli affreschi dell " Aula gotica nel monastero dei Santi Quattro Coronati: Una storia ritrovata. Mil., 2006; Stampfer H., Steppan T. Affreschi romanici in Tirolo e Trentino. Mil., 2008; Veneto romanico/A cura di F. Zuliani. Mil., 2008; Lombardia romanica: I grandi cantieri/A cura di R. Cassanelli, P. Piva. Mil., 2010; Paone S., Tomei A. La pittura medievale nell " Abruzzo aquilano. Mil., 2010; Bonfioli M. Pittura monumentale bizantina o d " influenza bizantina in Umbria: Valutazioni storico-artistiche//Corpus della pittura monumentale bizantina in Italia. Vol. 1: Umbria (в печати). Л. Риккарди, Л. Бевилаква Византийские мозаики в И. Для развития средневековой живописи И. большое значение имели постоянные и тесные связи с визант. искусством. В эпоху своего наивысшего расцвета в средневизант. период (сер. IX-XII в.) визант. художественная культура оказывала существенное влияние на искусство всей Зап. Европы. Произведения визант. мастеров - темперные и мозаичные иконы, иллюстрированные рукописи, эмали, резьба по слоновой кости и полудрагоценным камням, ювелирные изделия - очень высоко ценились как особо престижные предметы роскоши, сохраняющие связь с античной и раннехристианской традициями. Благодаря торговле, церковным и политическим связям в И. не только бытовали визант. иконы, рукописи и произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавались памятники монументальной живописи высокого уровня, в т. ч. мозаики. Крупнейшими центрами визант. искусства на территории И. были Сицилия и Сев. Адриатика. В каждом из них сложилась особая историко-культурная ситуация. Произведения, созданные к-польскими мозаичистами в сер.- 2-й пол. XII в. по заказам норманнских королей в Палермо и его окрестностях, представляют собой чрезвычайно яркое, но очень ограниченное локально и хронологически явление, которое не имело продолжения, хотя оказало существенное влияние на развитие итал.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Таврики. Л., 1979; Goldschmidt A. , Weitzmann K. Die byzant. Elfenbeinskulpturen des X.-XIII. Jh. B., 1979. Bd. 1-2; Metzger C. Les ampoules à eulogie du musée du Louvre//Notes et Documents des musées de France. P., 1981. N 3; Miljkovitch-P é p é k P. Splendeur de Byzance: Europalia 82. Hellas-Grèce. 2 oct.- 2 dec. 1982//Musées royaux d " Art et d " Histoire. Brux., 1982; The Anatolian Civilisations: Greek, Roman, Byzantine. Istanbul. May 22 - Oct. 30, 1983. Istanbul, 1983; Залесская В. Н. Визант. белоглиняная расписная керамика: Кат. выст./ГЭ. Л., 1985; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв.: Опыт атрибуции. СПб., 1997; Kalavrezou-Maxeiner I. Byzantine Icons in Steatite//Byzantine Vindobonensia. W., 1985. Vol. 15/1; Randall R. H. Masterpieces of Ivory from the Walters Art Gallery. N. Y.; Baltimore, 1985; Mundell Mango M. Silver from Early Byzantium: The Kaper Koraon and related Treasures. Baltimore, 1986; Harden D. B. Glass of the Caesars. Mil., 1987; Th é ocharis M. Pavement brodes d " or: Patmos: Les trésores du monastère. Athènes, 1988; Пуцко В. Г. Прикладное искусство Византии XIII-XV вв.//Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991. С. 509-527; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова. М., 1991; Афонские древности/Авт.-сост. В. Н. Залесская, Ю. А. Пятницкий, И. Н. Уханова. СПб., 1992; Eclesiastical Silver Plate in VIth Cent. Byzantium: Papers of the Symp. (May 16-18, 1986, Walters Art Gablery)/Ed. S. A. Boyd, M. Mundell Mango. Wash., 1993; Cutler A. The Hand of the Master: Craftsmanship, Ivory and Society in Byzantium (Ixth-XIth cent.). Princeton (N. J.), 1994; Греч. документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний/Сост. и отв. ред. Б. Л. Фонкич. М., 1995; Die Artuqiden-Schale im Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum Innsbruck: Mittelalterliche Emailkunst zwischen Orient and Occident/Wiss. Konzeption und Katalogred.: Th. Steppan. Münch., 1995; The Medieval Treasury: The Art of the Middle Ages in the Victoria and Albert Museum: Cat./Ed.

http://pravenc.ru/text/387113.html

The Byzantine Empire, 1025-1204: A Political History. L., 1984. P. 263-283; Lilie R.-J. Handel und Politik: Zwischen dem byzantinischen Reich den italienischen Kommunen Venedig, Pisa und Genua in der Epoche der Komnene und der Angeloi, 1081-1204. Amst., 1984; idem. Des Kaisers Macht und Ohnmacht: Zum Zerfall der Zentralgewalt in Byzanz vor dem vierten Kreuzzug//Varia I: Beitr. v. R.-J. Lilie u. P. Speck. Bonn, 1984. S. 9-120. (Ποικλα Βυζαντιν; 6); Brand C., Cutler A. Isaac II Angelos//ODB. Vol. 2. P. 1012; Hiestand R. Die erste Ehe Isaaks II. Angelos und seine Kinder//JÖB. 1997. Bd. 47. S. 199-208; Harris J. Distortion, Divine Providence and Genre in Nicetas Choniates " s Account of the Collapse of Byzantium, 1180-1204//J. of Medieval History. Amst., 2000. Vol. 26. N 1. P. 19-31; Prinzing G. Das Antonioskloster und der Xenon bei der Vierzig-Märtyrer-Kirche in Konstantinopel: Zum Pisaner-Privileg Isaaks II. von 1192//Λιθστρωτον: Studien zur byzantinischen Kunst und Geschichte: FS f. M. Restle/Hrsg. B. Borkopp, Th. Steppan. Stuttg., 2000. S. 217-221; Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002; Соколов И. И. Церковная политика визант. имп. Исаака II Ангела// Он же. Свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. СПб., 2004. С. 157-190; Bonarek J. Sytuacja Cesarstwa Bizantyskiego w przededniu IV krucjaty//IV Krucjata: Historia, reperkusje, konsekwencje/Red. Z. J. Kijas, M. Salamon. Kraków, 2005. S. 31-53; Angelov D. G. Domestic Opposition to Byzantium " s Alliance with Saladin: Niketas Choniates and His Epiphany Oration of 1190//BMGS. 2006. Vol. 30. N 1. P. 49-68; Pokorny R. Kreuzzugsprojekt und Kaisersturz: Eine übersehene Quelle zu den staufisch-byzantinischen Verhandlungen zu Jahresbeginn 1195//DA. 2006. Bd. 62. H. 1. S. 65-83; Beihammer A. «Der byzantinische Kaiser hat doch noch nie was zustande gebracht»: Diplomatische Bemerkungen zum Briefverkehr zwischen Kaiser Isaak II. Angelos und Sultan Saladin von Ägypten//Byzantina Mediterranea: FS f.

http://pravenc.ru/text/674141.html

Сан-Винченцо-ин-Галлиано, отголоски экспрессивного стиля и иконографические мотивы оттоновского искусства сочетаются с позднеантичным иллюзионизмом, чертами современного фрескам византийского искусства и романскими композиционными схемами. В XII в., вероятно, из-за непрекращающихся войн между независимыми итальянскими коммунами и Византийской империей развитие живописи приостановилось; некоторые фрагментарно сохранившиеся росписи (в церквах Сант-Амброджо и Сан-Чельсо в Милане; в крипте Сан-Джованни-Домнарум и Сант-Эусебио в Павии) являются повторением лучших произведений XI в. Арх. Михаил со св. воинством побивает дракона. Роспись ц. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате. 2-я пол. XI в. Арх. Михаил со св. воинством побивает дракона. Роспись ц. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате. 2-я пол. XI в. В IX-XI вв. земли, расположенные вдоль русла р. Адидже, и прилегающие к ней альпийские долины были ареной постоянных политических преобразований, связанных в т. ч. с интересом к этим территориям герм. императоров. Епископы, обладавшие церковной и политической властью, поощряли как церковное, так и светское строительство. Однако романские постройки, сохранившиеся на территории обл. Трентино-Альто-Адидже, имеют небольшие размеры, они выполнены из местных материалов и довольно просто украшены. Уцелевшие скудные живописные фрагменты не дают ясного представления об искусстве этого периода. В Тенно сохранились фрески, имеющие сходство с росписью ц. Сан-Винченцо-ин-Галлиано, и потому их датируют нач. XI в. Т. Штеппан ( Stampfer, Steppan. 2008) относит их к нач. XIII в., поскольку считает, что они возникли под влиянием росписей монастыря св. Иоанна Крестителя в Мюстаире (Швейцария) и замка Кастель-д " Аппиано. Наиболее значительные живописные циклы были созданы на севере региона в кон. XII - нач. XIII в. Один из них находится в бенедиктинском мон-ре Монте-Мария-ди-Бургузио в долине Валь-Веноста, основанном в 1146 г. Ульрихом III из Тараспа и освященном ок. 1156-1160 гг. В крипте представлен образ Иисуса Христа во славе («Маэста»), по сторонам от Него - 2 серафима, 2 ангела со свитками, тетраморф, апостолы Петр и Павел; в центральном пролете - изображение Небесного Иерусалима, на стенах - фигуры преподобных и святых.

http://pravenc.ru/text/2033721.html