1, 1–2. «Сотворил Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена» («безвидна и пуста» – русский текст) Свят. Василий спрашивает: «Почему, когда и то и другое, и небо и земля сотворены равночестно, небо доведено до совершенства, а земля еще несовершенна и не получила полного образования? Или вообще, что значит неустроенность земли? И по какой причине была она невидима? Совершенное устройство земли означает обилие ее произведений, прозябание всякого рода растений, появление высоких дерев и плодовитых, и неплодовитых, доброцветность и благовоние цветов, и все то, что в скором времени должно было по Божию повелению произникнув на земле, украсить прародившую все сие. А как ничего этого еще не было, то Писание справедливо наименовало землю неустроенною. Но то же самое можем сказать и о небе. И оно не имело еще полного образования, не получило свойственного ему украшения; потому что не освещалось луною и солнцем, не венчалось сонмами звезд. Всего этого еще не было; а потому не погрешишь против истины, если и небо назовешь неустроенным» (Шестоднев II, I, стр. 14). Свят. Амвросий говорит об этой работе первого дня как об «основании» мира: «Хороший архитектор кладет сперва основание, и затем, когда основание уже положено, задумывает различные части строения, одну за другой, и затем прибавляет к этому украшения... Почему же Бог не даровал стихиям в то же самое время, как они возникли, свойственные им украшения, как если бы Он, в самый момент творения был не способен заставить небо тотчас же мерцать усеивающими его звездами и землю быть одеянной цветами и плодами? Так вполне бы могло быть. Писание, однако, указывает, что вещи были сперва сотворены и лишь затем приведены в порядок, чтобы не думали, будто они не были в действительности сотворены и, будто они имели начала, как если бы природа вещей была как бы то ни было произведена от начала и не представлялась чем-то привнесенным впоследствии» (Six Days, 1:7, р. 26, 28 – 29). Преп. Ефрем говорит: «(Он) сказал, желая показать, что пустота была прежде природ (вещей)... Была тогда одна земля и кроме нее ничего другого не было» (стр. 211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

«Увенчалось свежею травою и разнообразною прелестью деревьев, которые только что вышли из земли, но сразу же достигли совершенной красоты» (Об устроении человека, гл. 1); и что: «Творение совершалось как бы спешно, приводимое в бытие Божественным могуществом, вдруг совокупно изрекаемым повелением» (гл. 3). Далее, свят. Григорий особо утверждает, что единственное соображение в пользу связи природы человека с низшим творением состоит в том, что она причастна его чувствующей природе; в самом деле, она выходит из той же земли, из которой возникла низшая тварь. Совершенно произвольным добавлением к мысли Святого было бы настаивать на том, что это означает «происхождение» человека от бессловесной твари; в этом случае, пожалуй, необходимо заключить к происхождению человека (и бессловесных) от растений, коль скоро в нем есть что-то и от их естества. Но теория эволюции не учит тому, что животные «развились» из растений, но что два эти царства суть раздельные и параллельные ветви от общего примитивного прародителя. «Из ступенек путь восхождения» свят. Григория, таким образом, изображает вовсе не временное происхождение человека от растений и животных, но только лишь его сходство с низшей тварью по причастию питательного и чувствующего естества, которое имеет вся земнородная тварь в данной от Бога степени. Он описывает не историю человека, но его природу. Ниже мы увидим более определенно, что на самом деле думал свят. Григорий о «смешении природ», которое подразумевается в теории эволюции. Глава III. Шесть дней (день за днем) Теперь обратимся к тексту Бытия и увидим вкратце, что Бог привел в бытие в течение шести дней творения. I. День первый (Быт. 1, 1–5) Быт. 1, 1 .. В начале... Эта книга о самых первых вещах в мире. Однако здесь может так же быть мистическое значение слов, как учит свят. Амвросий: «Начало в таинственном смысле выражается высказыванием: «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец» ( Апок. 1:8 ). Воистину, Тот, Кто есть начало всех вещей по действию Своего Божества, есть также и конец... Посему, в сем начале, сиречь во Христе, Бог сотворил небо и землю, ибо «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1:3 ) (Six Days, 1:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

   Видя совершающиеся каждый день чудеса, к которым мы так привыкли, что называем их «природой» — например, развитие полностью зрелого растения, животного или даже человеческо­го тела из крошечного семени — мы не можем не видеть про­должающуюся творческую деятельность Божества. Но это вовсе не то же самое, что было в те шесть дней, когда впервые пришло в бытие все. Первая глава книги Бытия описывает уникальное и неповторимое творение.    Привыкши к «делам» Бога в нынешнем мире, мы едва мо­жем постигнуть тот, иной вид «дел», которые Он делал в те шесть дней. Затем, мир, хотя совершенный и полностью сфор­мированный, был все еще «новым», свят. Григорий Богослов подчеркивает, что когда Бог восхотел сотворить Адама из пер­сти, «Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ» (Слово 7, О душе). Преп. Ефрем Сирин учит:    «Как дерева, травы, животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды: стары по виду членов и со­ставов их, молоды по времени своего сотворения; так и луна была вместе и стара и молода; молода, потому что едва была сотворена, стара, потому что была полна, как в пятнадцатый день» (Толкование на книгу Бытия, гл. 1, с.224).    Преп. Ефрем (Толкование, гл. 1, с. 214) и другие Отцы подчер­кивают эту новизну, утверждая свою веру в то, что мир был сотворен весной. Свят. Амвросий связывает это с тем фактом, что среди иудеев год начинался весной:    «Он сотворил небо и землю во время, когда начались месяцы, с коего времени подобает миру взять свое начало. Тогда было благорастворение весны, времени года, подхо­дящего для всего. Следовательно, год также имеет печать нарождающегося мира... Чтобы показать, что сотворение мира имело место весной, Писание говорит: «Месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета» (Исх. 12:2). Подобало, чтобы начало года было началом происхождения» (Six Days, 1:13, p. 13).    Теперь, бросив взгляд на весьма реалистическое святоотечес­кое понимание Шестоднева, давайте обратимся к более слож­ному вопросу создания венца творения Божия, человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

   «Как о земле (Он) сказал только: «да прорастит,» — и явилось великое разнообразие цветов, трав и семян, и все произошло по одному слову, так и здесь сказал: «да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли, по тверди небесней» и вдруг произошло столько родов пресмыкающихся, такое разнообразие птиц, что и исчислить словами невозможно» (там же, с. 52).    Свят. Василий пишет: «...всякая вода спешила исполнить повеление Зижди­теля; деятельная и самодвижная жизнь тварей, которых породы даже неисчислимы, немедленно явлена великою и неизреченною Божиею силою, потому что повелением Божиим сообщена водам способность живорождать» (Шестоднев, VII, с. 107).    А свят. Амвросий:    «При этом повелении воды немедленно извели свои порождения. Реки стали родить. Озера принесли свою долю жизни. Само море стало плодить все роды пресмыкаю­щихся... Мы не способны записать множество имен всех тех видов, которые Божественным повелением были при­ведены к жизни в мгновение времени. В один и тот же миг приведены в бытие вещественная форма и принцип жизни... Кит, так же, как и лягушка, пришли в бытие в одно и то же время одной и той же творческой силой» (Six Days, V: 1,2, pp. 160—162).    Здесь, как при творении всего живого, Бог создает первое существо каждого рода:    «Теперь (Бог) повелевает произойти начаткам каж­дой породы, и как бы некоторым семенам естества, а мно­жество живых тварей сокрыто в последующем преемстве, когда нужно им будет расти и множиться» (Свят. Васи­лий, Шестоднев, VII, с. 109).    Итак, давайте теперь рассмотрим значение выражения «по роду», повторяемого каждый из трех дней, в которые сотворена жизнь.    Не может быть абсолютно никаких сомнений, что св. Отцы понимали ясно и единодушно, что в эти три дня Бог сотворил все роды существ, известных нам сегодня. Это можно усмотреть из их часто повторяемых утверждений, что Бог творит непос­редственно и мгновенно, что именно Его слово, и только оно, приводит твари в бытие, что производить жизнь не есть есте­ственное свойство вод или земли. По поводу последнего пункта свят. Василий пишет (говоря о пятом дне):

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Widespread celebrations were also held in the United Arab Emirates, which has a large expatriate Christian community. In Dubai, Ethiopian Orthodox worshipers – who until the 1950s were administered by the Coptic Church in Egypt – held traditional prayers from 22:00-03:00 local time. “When we receive communion and leave church we go back home and break our fast by eating anything we want since we have been abstaining for more than a month,” Ethiopian worshiper Tigest Girma told Gulf News . The Patriarch of the Ethiopian Orthodox Tewahedo Church Mathias I is due to visit Egypt for the first time next week, with hopes high that the six-day visit will further bolster ties between the two churches. Traditionally some Orthodox churches decree a 45-day period of fasting in the run up to Christmas in which worshipers are expected to abstain from certain foods, most commonly red meat and dairy. Christianity’s history in the region is diverse and complex, but most the Orthodox denominations have roots in the Eastern Roman Empire, which was headquartered in Byzantium, or what is now modern-day Istanbul. The Eastern Roman Empire was sacked by crusaders during the Fourth Crusade in 1206 in what was seen to foreshadow the decline of Christianity across the Middle East. But a plethora of self-governing Churches which are either seen as autocephalous (meaning having their own head) or autonomous has survived to this day. The 13-day difference between Christmas and Orthodox Christmas celebrations is explained by calendars: While the Latin Church switched to the Gregorian calendar, devised by Pope Gregory in the 16th Century, the Eastern Orthodox churches still use the Julian calendar, created during the reign of Julius Caesar in 45 BC.      9 января 2015 г. Предыдущий Следующий Смотри также A Christmas Tradition on the Island of Tinos A Christmas Tradition on the Island of Tinos Tinian people preserve their local manners and customs as sacred. Christmas is more than a day in Orthodox church Christmas is more than a day in Orthodox church A group of Hillsboro residents practicing centuries-old traditions of Orthodox Christianity does not need reminders that “Jesus is the reason for the season.” Observances of Christ’s birth started for them in mid-November, and will continue for many days after Dec. 25. Orthodox Christmas 2015: Russian, Greek And Other Eastern Churches Begin Celebrations [PHOTOS] Orthodox Christmas 2015: Russian, Greek And Other Eastern Churches Begin Celebrations [PHOTOS] Orthodox Christian communities around the world began their Christmas celebrations on Tuesday, with Jan. 6 marking the start of Christmas Eve for much of the Eastern Christian world. Комментарии © 1999-2015 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/76397.html

33 «τ σαρκ δι τς ασχρς τν δονν πολασεις ναμιχθ», Quod Deus non est auctor malorum 31. 344. 34–35. 35 «δον γρ στι τ μγα το κακο δλεαρ», Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) 31. 964. 20. 36 “Pravila, prostranno izlozhennye v voprosakh i otvetakh (The rules that are extensively described in the questions and answers)”, 182 in Vasilii Velikii, svt. 2008. Vol. 2. 37 «τς δονς δελεασμτων», Homiliae super Psalmos 29. 224. 28; Quod Deus non est auctor malorum 31. 332. 46–333. 1; «δον βραχε δελεασθες», Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti 32. 1117. l4. 38 «δελεασθντες» – причастие от «δελεζω» – ловить на наживку, Quod rebus mundanis adhaerendum non sit 3. 541. 42; “Beseda 21. O tom, chto ne dolzhno prilepliatsia k zhiteiskomu i o pozhare byvshem vne tserkvi (Conversation 21. That should not cling to this life, and about the fire, the former outside the Church)”, 1044 in Vasilii Velikii, svt. 2008. Vol. 1. 39 Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) 31. 916. 21; “Pravila, prostranno izlozhennye v voprosakh i otvetakh (The rules that are extensively described in the questions and answers)”, 160. 40 «δι το σματος δονς», De legendis gentilium libris 9. 91; Homiliae super Psalmos 29. 236. 5; Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae) 31. 1204. 12; «ασθσεων δονς», De legendis gentilium libris 9. 38; «ες πλαυσιν σαρκς», Homilia adversus eos qui irascuntur 31. 365. 47; Homilia exhortatoria ad sanctum baptisma 31. 433. 22; «σαρκς δονν», Epistula 188. 3. 14. 43 “Besedy na Shestodnev. Beseda 3 (Conversation’s on the six days. Conversation 3)”. 362 in Vasilii Velikii, svt. 2008. Vol. 1; Homiliae in hexaemeron. Homily 3. 10. 4. 46 «ο γρ φθαλμος βλπει τ κλλη τς κτσεως ποιητς λλ τ ρρτ σοφ θεωρε τ γινμενα», ibidem. 4. 6. 3–4. 47 «δι τ λλοτρισαι αυτν το Θεο λγου, γενμενον λογον», Homiliae super Psalmos 29. 453. 16–17. 48 «λογας παθν», Homilia in principium proverbiorum 31. 401. 56; «λγοις φαντασαις», Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti 32. 1253. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Положение об определенности и целости «семени» каждого «рода» в такой степени присуще Св. Писанию и писаниям св. Отцов, что в Евангелии оно служит основанием притчи Господа нашего Иисуса Христа об определенности добра и зла, добродетели и греха. Свят. Амвросий использует эту притчу ( Мф. 13:24–30 ) как пример целости семени каждого «рода»: «Нет угрозы, что заповедь Божия, к которой приучилась природа, может стать недействительной в будущем из-за прекращения размножения, коль скоро ныне целость породы по-прежнему сохраняется в семенах. Мы знаем, что куколь и другие чуждые семена, которые часто рассыпаны среди плодов земных, в Евангелии называются «плевелами». Сии, однако, принадлежат к особому виду, а не дегенерировали в другой вид через процесс мутации из семени пшеничного растения. Господь поведал нам, что это так, когда сказал: «Уподобися Царствие Небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем; спящим же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы» ( Мф. 13:24–25 ). Мы заключаем из сего, что плевелы и пшеница безусловно представляются раздельными и по имени, и по роду. Отсюда, слуги тоже сказали Домовладыке: «Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем, откуду убо имать плевелы?» ( Мф. 13:27 ). Он сказал им: «Враг человек сие сотвори» ( Мф. 13:28 ). Одно есть семя диавола, другое – Христа, которое посеяно в согласии со справедливостью. Следовательно, Сын Человеческий посеял одно, а диавол посеял другое. По этой причине естество каждого раздельно, коль скоро сеятели противоположны. Христос сеет Царствие Божие, в то время как диавол сеет грех. Как, поэтому, может это Царствие быть того же самого рода, что и грех ? «Подобно есть Царствие Небесное, – говорит Он, – зерну (...), еже взем человек всея на селе своем» ( Мф. 13:31 ). (Six Days, III:10, рр. 99–100). Как разграничение видов относится к разграничению добра и зла, совершенно так же смешение видов относится к нравственному релятивизму. Конечно, хорошо известно, как верующие в относительность добра и зла, добродетели и порока, пользуются космологической теорией всеобщей эволюции, чтобы защитить свои верования, будто бы «научные» и «основанные на фактах»: если человек был «однажды» низшим животным и «эволюционирует» во что-то другое, как можно заставлять его непостоянное естество подчиняться заповедям, данным лишь на отдельной ступени его «развития»? 10   Марксистский атеизм привязывал себя с самого начала к этой теории эволюции и до сего дня проповедует ее как одну из кардинальных доктрин своей релятивистской философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

42 Британский палеонтолог Саймон Конвей Моррис заявил, что «однажды мы были червями», см. New Scientist 179(2406):34, 2003 г. 43 Marsh, F.L., Variation and Fixity in Nature, Pacific Press, Маунтин-Вью, Калифорния, США, стр. 37, 1976 г. 44 Scherer, S., Basic Types of Life, в Scherer, S. (ред.), Typen des Lebens, Pascal-Verlag, Берлин, стр. 197, 1993 г.; Dembski, W.A., Mere Creation, InterVarsity Press, Даунерс-Грув, Иллинойс, США, гл. 8, 1998 г. 45 Batten, D., Ligers and wholphins? What next? Creation 22(3):28–33, 2000 г.; creation.com/liger. 46 Frair, W., My experiences as a creationist student in zoology departments of several universities, март 2011 г.; creation.com/frair. 47 Lightner, J.K., Identification of species within the sheep-goat kind (Tsoan monobaramin), J. Creation 20(3):61–65, 2006 г.; creation.com/sheep-kind. 48 Stevison, L.S., Hoehn, K.B. и Noor, M.A.F., Effects of inversions on within-and between-species recombination and divergence, Genome Biol. Evol. 3:830–841, 2011 г. 49 Catchpoole, D. и Wieland, C., Speedy species surprise, Creation 23(2):13–15, 2001 г.; creation.com/speedy-species-surprise. 50 Reznick, D.N. и др., Evaluation of the rate of evolution in natural populations of guppies (Poecilia reticulata), Science 275(5308):1934–1937, 1997 г. 51 Morell, V., Predator-free guppies take an evolutionary leap forward, Science 275(5308):1880, 1997 г. 53 Arthur Jones, Biology, в Ashton, J. (ред.), In Six Days – Why 50 Scientists Choose to Believe in Creation, Master Books, Грин-Форест, Арканзас, США, 2001 г., стр. 241–248; creation.com/jones. Хорошая иллюстрация разнообразия цихлид в озёрах Африки есть в: Kocher, T.D. и др., Similar morphologies of cichlid fish in Lakes Tanganyika and Malawi are due to convergence, Molecular Phylogenetics and Evolution 2(2):158–165, 1993 г. Также см.: Williams, A., Taking firm hold of an illusion, J. Creation 20(3):45–49, 2006 г.; creation.com/Falk. 54 Edwards, C.J. и др., Ancient hybridization and an Irish origin for the modern polar bear matriline, Current Biology 21:1251–1258, 2011 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ahi...

   «Было нечто, как вероятно и прежде сего мира; но сие, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как несоответствующе силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжаю­щееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создание — мысленный свет, приличный блаженству лю­бящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований, Они-то наполняют собою сущность не­видимого мира». (Шестоднев 1:5, стр. 6).    Подобным образом свят. Амвросий пишет:    «Ангелы, Господства и Власти, хотя они начали суще­ствовать в определенное время, были уже в наличии, когда мир был сотворен. Ибо «создана быша всяческая (...) видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, — всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16). (Six Days, 1:5, p. 18).    В самом деле, Бог сказал Иову: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велим вси ангели Мои». (Иов 38:7). Мы увидим на шестой день, как Адам был искушен сатаной, и посему мы знаем, что битва с возгордившимися ангелами на небе, как описано в Апокалипсисе (Откр. 12:7—8), произошла уже пе­ред тем, и «сатана уже ниспал с неба, подобно молнии» (Лк. 10:18). 2. День второй (Быт. 1:6—8)    (Быт. 1:6—8) «И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучаюши посреди воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечерь, и бысть утро. День вторый».    Некоторые попытались найти в этом отрывке «ненаучное» изображение небес, будто бы Моисей считал их каким-то твер­дым кристаллическим куполом, в который вделаны звезды и над которым находится вымышленный запас воды. Но ничего столь фантастического в тексте нет.    Нам представляется, что слово «твердь» в Писании обладает двумя оттенками смысла: один вполне четкий и «научный», а другой общий. В общем значении «твердь», «небеса» или «небо» имеют более или менее одинаковый смысл: звезды названы «светила на тверди небесней» (Быт. 1:14), «по тверди небесней» (Быт. 1:20) летают птицы. Утратив специфическое значение слова «твердь», мы обычно опускаем его в таких описаниях и говорим, что и звезды, и птицы видны «в небесах». Представление о том, что звезды вделаны в кристаллические сферы, принадлежит ан­тичной языческой мысли и не должно быть переносимо на Богодухновенный текст Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Hieromartyr Proterius the Patriarch of Alexandria Commemorated on February 28 Photo: Days.Pravoslavie.Ru      The Hieromartyr Proterius, Patriarch of Alexandria, and those with him. The priest Proterius lived in Alexandria during the patriarchal tenure of Dioscorus (444-451), an adherent of the Monophysite heresy of Eutyches. Proterius fearlessly denounced the heretics and confessed the Orthodox Faith. In 451 at the Fourth Ecumenical Council of Chalcedon, the heresy of Eutyches was condemned and the teaching of Christ as Perfect God and Perfect Man, existing in these two natures “unconfusedly” and “indivisibly” [and “immutably” and “inseparably”] was set forth. The heretic Dioscorus was deposed and exiled, and Proterius, distinguished for his strict and virtuous life, was placed upon the patriarchal throne of Alexandria. However, many supporters of Dioscorus remained in Alexandria. Rebelling against the election of Proterius, they rioted and burned the soldiers who were sent out to pacify them. The pious emperor Marcian (450-457) deprived the Alexandrians of all the privileges they were accustomed to, and sent new and reinforced detachments of soldiers. The inhabitants of the city then quieted down and begged Patriarch Proterius to intercede with the emperor to restore their former privileges to them. The kindly saint consented and readily obtained their request. After the death of Marcian the heretics again raised their heads. Presbyter Menignus (“the Cat”), himself striving for the patriarchal dignity, and taking advantage of the absence of the prefect of the city, was at the head of the rioters. Saint Proterius decided to leave Alexandria, but that night he saw in a dream the holy Prophet Isaiah, who said to him, “Return to the city, I am waiting to take you.” The saint realized that this was a prediction of his martyric end. He returned to Alexandria and concealed himself in a baptistry. The insolent heretics broke into this refuge and killed the Patriarch and six men who were with him. The fact that it was Holy Saturday and the Canon of Pascha was being sung did not stop them. In their insane hatred they tied a rope to the body of the murdered Patriarch, and dragged it through the streets. They beat and lacerated it, and finally they burned it, scattering the ashes to the wind. The Orthodox reported this to the holy Emperor Leo (457-474) and Saint Anatolius, Patriarch of Constantinople (July 3). An army arrived at Alexandria, the rebellion was crushed, and Menignus was brought to trial and exiled. Regarding the death of the Hieromartyr Proterius, four Thracian bishops of his time wrote: “We consider His Holiness Proterius to be in the ranks and choir of the saints, and we beseech God to be compassionate and merciful to us through his prayers.” Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/101434.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010