Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника 11 березня 2006 р. 20:19 Память Торжества Православия установлена Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще. Последний иконоборческий император, Феофил, скончался 20 января 842 года (предание говорит о том, что в последние минуты своей жизни Феофил раскаялся в своем иконоборчестве, а впоследствии его жена, св. императрица Феодора, еще при его жизни отрицавшая иконоборческую ересь, через откровение во сне узнала о прощении своего мужа; см. об этом: Афиногенов Д. Е. Повесть о прощении императора Феофила и Торжество Православия. М., 2003 (Scrinium Philocalicum; 4)), и этим закончилась эпоха т. н. второго иконоборчества — повторного гонения на св. иконы, начавшегося в 812 году, то есть спустя четверть века после первого иконоборчества, которое завершилось утверждением догмата об иконопочитании на VII Вселенском Соборе 787 года. Примерно год после смерти Феофила ушел на исправление церковной ситуации в Империи — необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика и устранить другие нестроения. Наконец, в марте 843 года патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший за святые иконы исповедник, бывший некогда архидиаконом св. патриарха Никифора, также пострадавшего за иконопочитание. Известие об избрании и поставлении православного патриарха вместо иконоборца очень воодушевило всех верных, которые с радостью собрались в главном храме Константинополя для всеобщей благодарственной молитвы. Это произошло 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста (вероятно, спустя неделю после поставления свт. Мефодия). Вот что пишет о ней анонимный византийский историк, в науке именуемый Продолжателем Феофана: «Получив Церковь, они [православные — д. М. Ж. ] отдали святейшему Мефодию чин первосвященства и в первое воскресенье Святого поста вместе с самой госпожой [Феодорой — д. М. Ж. ] совершили всенощное песнопение в святом храме Всесвятой Богородицы во Влахернах, а утром с молениями отправились в Великий храм Слова Божия [константинопольский храм  Св. Софии — д. М. Ж. ]. И восстановила Церковь свою красу, ибо вновь стали непорочно совершаться святые Таинства. И расцвела Православная Церковь и обновилась подобно орлу, согласно Писанию, а все еретики во всей вселенной подверглись унижению вместе с ересиархом» (пер. Я. Н. Любарского; полный текст см. здесь ).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202743...

21 . Рец. на «А. Grillmeier. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Band 2/3. Die Kirchen von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600», 22 . «Macarian or Evagrian?: Some Observations on the Development of the Syriac Asceticism in Middle Ages», Origeniana Octava, Pisa, 2003, p. 11851191. 23 . Рец. на «Syrian Christians under Islam: the first thousand years», Христианский Восток, 4 (2005), в печати. 24 . «Сирийский исихазм», Исихазм, Москва, 2004, с. 200220. 25 . «Кубар-Афродита. Некоторые наблюдения над византийской антиисламской полемикой IX в.», Христианский Восток, 4 (2005), в печати. 26 . «Martyres sub Juliano Apostata 2: грузинское досье св. Лукиана Баальбекского», Сборник памяти М. Ван Эсбрука, Санкт-Петербург, 2005, в печати. 27 . «Образ Шапура II в сирийской литературе», Вестник древней истории, 3 (2005), 115125. Статьи о сирийских, армянских, арабских христианских древностях в Православной Богословской энциклопедии. При участии издательской группы серии Smaragdos Philocalias московскими и петербургскими издательствами в 2002–2005 гг. были выпущены следующие книги: Нонн из Хмима. Деяния Иисуса, Москва, 2002, 416 с. [серия Scrinium Philocalicum, том I; отв. ред. Д. А. Поспелов; пер. с др.-греч. Ю. А. Голубца, Д. А. Поспелова, А. В. Маркова ; статьи иером. Григория (В. М. Лурье), С. Н. Харизматина, Д. А. Поспелова, К. С. Анатольева; худ. оф. А. В. Иванченко; кн. подготовлена изд. «Индрик»; ISBN 8–85759–203–8]. Деяния апостола Андрея, Москва, 2003,296 с. [серия Scrinium Philocalicum, том II; пред., пер. и комм. А. Ю. Виноградова; науч. ред. Д. А. Поспелова; кн. подготовлена изд. «Индрик»; ISBN 5–85759–259–3]. Д. Е. Афиногенов, «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия, Москва, 2003, 192 с. [текст, пер. и комм. Д. Е. Афиногенова; серия Scrinium Philocalicum, том IV; кн. подготовлена изд. «Индрик»; ISBN 5–85759–260–7]. Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия, Москва, 2004, 528 с. [серия Smaragdos Philocalias, том I; отв. ред. Д. А. Поспелов; пер. с др.-греч. Д. Е. Афиногенова; пер. с сир. А. В. Муравьёва; статьи Д. А. Поспелова и иером. Дионисия (Шленова) ; подг. критич. греч. текста А. Ю. Виноградова и Д. А. Поспелова; науч. комм. Д. А. Поспелова и Д. Е. Афиногенова; худ. оф. А. В. Иванченко; кн. подготовлена при участии общины храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках; ISBN 5–94688–046–2].

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Бирюков 2009 – Бирюков Д. С., «Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции», Волшебная гора, 15, 2009, с. 58–67. Бирюков 2009b – Бирюков Д. С., «Тема описания человека через „схождение особенностей“ у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст», Богословские труды, 42, Москва, 2009, с. 87–109. Бородин 2001 – Бородин О. Р., Равеннский экзархат. Византийцы в Италии, Санкт-Петербург, 2001. Гарриг 1985 – Гарриг Ж.-М., «Представление о римской супрематии у Максима Исповедника », Символ, 14, 1985, с. 7–31. Глущенко 2009 – Глущенко А., диак., «28 замечаний к статье об νυπστατον», Проблемы теологии, отв. ред. Д. И. Макаров, 5, Екатеринбург, 2009, с. 4–26. Говорун 2006 – Говорун С., диак., «К истории термина νυπστατον «воипостасное», в Леонтий Византийский 2006, с. 655–665. Давыденков 2007 – Давыденков О. , прот., Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ, Москва, 2007. Дурэ 2006 – Дурэ В., «„Первенство Петра“. Роль епископа Рима согласно каноническому праву Вселенских соборов первого тысячелетия», в Петрово служение. Диалог католиков и православных, под ред. Вальтера Каспера, Москва, 2006, с. 182–211. Епифанович 1917 – Епифанович С. Л. , Материалы к изучению жизни и творений прп. Максима Исповедника , Киев, 1917. Кулаковский 2004 – Кулаковский Ю. А. , История Византии, в 3 т., Санкт-Петербург, 2003–2004. Ларше 2004 – Ларше Ж.-К., Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом, Москва, 2004. Ларше 2006 – Ларше Ж. -К., «Вопрос о первенстве Рима в трудах св. Максима Исповедника », в Петрово служение. Диалог католиков и православных, под ред. Вальтера Каспера, Москва, 2006, с. 212–235. Лурье 2002 – Лурье В. М., «Время поэтов, или Praeparationes Areopagiticae: к уяснению происхождения стихотворной парафразы Евангелия от Иоанна», в Нонн из Хмима. Деяния Иисуса, отв. ред. Д. А. Поспелов, Москва, 2002, с. 295–337 (Scrinium Philocalicum).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Devoting themselves to the prayer of Jesus, studying and learning texts from the Holy Scripture, the Philokalia , and other patristic writings, these prisoners were to form, in the Communist prisons, a philocalic way of life. United in their desire to sacrifice themselves for Christ, these monks in spirit—for as we shall see, they lived a high level of asceticism at Aiud—supported each other, preparing themselves for the difficult trials which were yet to come. Looking back on these long and hard years of imprisonment, Elder Arsenie Papcioc sees them as a blessed opportunity for strengthening his faith: There were no other means of preparation that could offer such possibilities for growing in one’s faith, for a spiritual deepening, for a living relationship with God as were offered by the tribulations of imprisonment. I bless that period of time. I spent years in the wilderness without coming upon the possibility to deepen my thoughts of eternity, of the divine nature; this possibility was accorded me by way of the torturous dailiness [of life in a Communist prison]. Suffering also united us. Those of us who succeeded in knowing each other on the cross, so to speak, remained united.      These prisoners who were monks at heart, clothed the conditions of prison life in monastic garb. “Prison created special conditions for you,” says Virgil Maxim: Your cell became a sanctuary of prayer, of nourishment, an opportunity for ascesis, solitude, renunciation of the material goods and joys of life, an opportunity to live as paupers, in purity and chastity. The chronic uncertainty of our situation enabled us to put our trust in the will and providence of God. Obedience requires a superior—a father confessor—to whom one submits, and God also offered us this gift through the presence of our priests. We were also obedient to the program imposed by worldly authority, as an act of divine pedagogy, in which your will enters consciously in submission to the divine will. From the book The Saint of the Prisons — Notes on the Life of Valeriu Gafencu

http://pravoslavie.ru/90761.html