De bapt. 1), нашла выражение и в древнехрист. искусстве (напр., изображение рыб и якоря на погребальной стеле III в., Музей Терм, Рим). Изображение рыбы и хлеба является символом таинства Евхаристии (катакомбы Каллиста; оклад Евангелия из сокровищницы собора в Милане, V в.; см. разд. «Иконография» в ст. Евхаристия ). На рельефе реликвария из Брешии (ок. 340, Музей Коррер, Венеция) соотнесены изображения рыбы и петуха, вероятно указывающие на смерть и воскресение Спасителя ( Sauser E. Fisch//LCI. Bd. 2. Sp. 37-38). В раннехрист. искусстве распространено было также изображение И. Х. в виде Агнца (см. ст. Агнец Божий ). Этот образ основывался на ветхозаветном обычае приносить в жертву Богу ягненка. Чистый пасхальный агнец ВЗ истолковывался экзегезой НЗ как прообраз И. Х., приносящего себя в жертву для спасения человечества (ср.: Ин 1. 29). Ветхозаветный жертвенный образ агнца перекликается с образом апокалиптического Агнца из Откровения ап. Иоанна Богослова (ср.: Откр 5. 6-14). Изображения стоящего на горе с 4 райскими реками Агнца с нимбом и крестом встречаются в росписях рим. катакомб (святых Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), в мозаиках V-VI вв. (Сан-Витале в Равенне, 546-547) и на рельефах саркофагов (в мавзолее Галлы Плацидии, Равенна, V в.). Иисус Христос Добрый Пастырь. Роспись катакомб Каллиста в Риме. III в. Иисус Христос Добрый Пастырь. Роспись катакомб Каллиста в Риме. III в. Др. распространенный древнехрист. символ - виноградная лоза, изображение к-рой является образом, с одной стороны, И. Х. и Церкви: в соответствии со словами: «Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15. 5), с другой - Евхаристии: согласно Клименту Александрийскому, «виноград дает вино, как Слово дало свою кровь» ( Clem. Alex. Paed. I 5//PG. 8. Col. 634). В качестве символического изображения И. Х. раннехрист. искусство широко использовало античный образ Доброго Пастыря (см. ст. Пастырь Добрый ). Изображения юноши либо мужа-средовека в короткой тунике с овцой на плечах и с окружающими его овцами в III-V вв.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

См.: Соколов В. С. Плиний Младший: Очерк истории римской культуры времен империи. М., 1956, с. 99-102. 24 Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975, с. 35. 25  См.: Буассье Г. Картины римской жизни времен цезарей. М., 26 Хотя в целом, как показал еще Л. Фридлендер, имперский Рим достаточно холодно относился к изобразительному искусству. См.: Friedländer L. Ueber den Kunstsinn der Römer in der Kaiserzeit. Königsberg. 1852, S. 32. 27  Ср.: Штаерман Е. М. Указ. соч., с. 37-39. 28  См.: Zaloscer H. Vom Mumienbildnis zur Ikone. Wiesbaden, 1969. 29  См.: Friedländer L. Sittengeschichte Roms, S. 235-276. 30  Ibid.. S. 250. 31 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 147. 32   Fríedländer L. Op. cit., S. 498. 33 См.: Grabar A. Die Kunst des frühen Christentums. München, 1967, S. 42-57; см. также: Volbach W. F., Hirmer M. Frühchristliche Kunst. München, 1958; Meer F. van der. Altchristliche Kunst. Köln, 1960; Talbot Rice D. Beginn und Entwicklung der christlichen Kunst. Köln, 1960; Sauser E. Frühchristliche Kunst. Sinnbild und Glaubensaussage. Innsbruck; Wien; München, 1966. 34  О происхождении и первых веках христианства существует огромная литература. См., в частности, работы: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums. Leipzig, 1906; Carrington Ph. The early Christian church. Cambridge, 1957; Ранович А. Б. О раннем христианстве. М., 1959; Ленцман Я. А. Происхождение христианства. М., 1960; Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.; Л., 1964; Голубцова Н. И. У истоков христианской церкви. М., 1967. 35 Сам термин «эллинизм» (λληνισμς ) происходит от глагола λληνζω, означавшего сначала «правильно говорить по-гречески»; позже, в период эллинизации Востока, в самих восточных странах он стал указывать принадлежность к греческим обычаям, греческой культуре. См.: Jaeger W. Das frühe Christentum und die griechische Bildung. Berlin, 1963, S. 81. 36  См.: Коростовцев M. А. Религия Древнего Египта. M., 1976, с. 286. 37 О феномене «языковой замкнутости» греческой культуры см., в частности: Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»: (Противостояние и встреча двух творческих принципов). - В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 236 и далее. 38

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Лит.: Roisin S. La Méthode hagiographique de Thomas de Cantimpré//Miscellanea Historica in honorem A. de Meyer. Louvain, 1946. Vol. 1. P. 546-557; Grundmann H. Religiöse Bewegungen im Mittelalter. Hildesheim, 1961. Anh.: Neue Beiträge zur Geschichte der religiösen Bewegungen im Mittelalter; Haenens A., d " . Cristina l " Ammirabile//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 329-330; Chenu M.-D. The Evangelical Awakening// Idem. Nature, Man, and Society in the 12th Cent.: Essays on New Theol. Perspectives in the Latin West/Ed., transl. J. Taylor, L. K. Little. Chicago, 1968. P. 239-269; King M. H. The Sacramental Witness of Christina Mirabilis: The Mystic Growth of a Fool for Christ " s Sake//Peaceweavers: Medieval Religious Woman/Ed. L. T. Shank, J. A. Nichols. Kalamazoo, 1987. Vol. 2. P. 146-164; Sweetman R. Christine of Saint-Trond " s Preaching Apostolate: Thomas of Cantimpré " s Hagiographical Method Revisitied//Vox Benedictina. Saskatoon, 1992. Vol. 9. P. 67-97; idem. Christina the Astonishing//Woman and Gender in Medieval Europe: An Encycl./Ed. M. Schaus. N. Y.; L., 2006. P. 132-133; Constable G. The Reformation of the 12th Cent. Camb.; N. Y., 1996; Newman B. Possessed by the Spirit: Devout Women, Demoniacs, and the Apostolic Life in the 13th Cent.//Speculum. Camb., 1998. Vol. 73. P. 733-770; eadem. Devout Women and Demoniacs in the World of Thomas of Cantimpré//New Trends in Feminine Spirituality: The Holy Woman of Liege and Their Impact/Ed. J. Dor e. a. Turnhout, 1999. P. 35-60; eadem. Introduction// Thomas de Cantimpr é . The Collected Saint " s Lives. Turnhout, 2008. P. 3-51; Sauser E. Christina die Wunderbare//BBKL. 2000. Bd. 17. Sp. 240; Passenier A. E. The Life of Christina Mirabilis: Miracles and the Construction of Marginality//Women and Miracle Stories: A Multidisciplinary Exploration/Ed. A.-M. Korte. Leiden; Boston, 2001. P. 145-178; Simons W. Cities of Ladies: Beguine Communities in the Medieval Low Countries, 1200-1565. Phil., 2001; Dickens A. J. The Female Mystics: Great Woman Thinkers of the Middle Ages. L.; N. Y., 2009. P. 39-54; Folkerts S. Voorbeeld op schrift: De overlevering en toe-eigening van de «vita» van Christina Mirabilis in de late middeleeuwen. Hilversum, 2010.

http://pravenc.ru/text/2462003.html

Л. обращался за помощью к кор. Конраду III Штауфену (1138-1152), но, не дождавшись поддержки, был вынужден вступить в прямое столкновение со своими противниками, к-рое завершилось разгромом папского войска. Вскоре Л. скончался; причиной смерти было, вероятно, ранение, полученное в сражении. Похоронен в Латеранской базилике. Ист.: LP. T. 2. P. 385; Jaff é . RPR. T. 2. P. 7-19, 717, 758; Acta pontificum Romanorum inedita. Tüb., 1884. Bd. 2. S. 63; Catalogus imperatorum et pontificum Romanorum Cencianus//MGH. SS. T. 24. P. 106; Historia pontificalis//Ibid. T. 20. P. 521-544; Otto Frisingensis. Chronica. VII 31//Ibid. P. 364; Segni I. B. De ordine ac statu canonico in gratiam propriae congregationis libri tres. Bononiae, 1601. P. 66. Лит.: Mann H. K. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 1910. Vol 8. P. 114; Sighinolfi L. Ludovico Vittorio Savioli e la genealogia della famiglia di Alberto d " Orso Caccianemici//Atti e memorie della R. Deputazione di Storia Patria per le Provincie di Romagna. Bologna, 1934. T. 24. P. 211-253; Schmale F.-J. Die Bemühungen Innocenz " II. um seine Anerkennung in Deutschland//ZKG. 1953/1954. Bd. 65. S. 240-269; idem. Studien zum Schisma des Jahres 1130. Köln; Graz, 1961; idem. Il Papato nell " età di Bernardo da Chiaravalle e dei primi Hohenstaufen: Da Urbano II a Celestino III//Storia dei papi/A cura di M. Greschat, E. Guerriero. Cinisello Balsamo, 1994. P. 237-266; De é r J. Papsttum und Normannen. Köln; W., 1972; Maleczek W. Das Kardinalskollegium unter Innocenz II. und Anaklet II.//AHPont. 1981. Vol. 19. P. 27-78; Swietek F. R., Deneen T. M. Pope Lucius II and Savigny//Analecta Cisterciensia. 1983. T. 39. P. 3-25; Kelly J. Lucius II//The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 171-172; Sauser E. Lucius II//BBKL. 1993. Bd. 5. Sp. 303-304; Wandruszka N. Die Oberschichten Bolognas und ihre Rolle während der Ausbildung der Kommune (12. und 13. Jh). Fr./M., 1993. S. 326-328; Horn M. Lucius II//LexMA. Bd. 5. Sp. 2162; Milani G. Lucio II//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 276-279.

http://pravenc.ru/text/2110924.html

377 Подробнее см.: Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Т. 1. С. 181 и далее; об античном и средневековом понимании искусства см.: там же. С. 445–446. 378 См. в частности: Sauser Е. Frühchristliche Kunst. Sinnbild und Glaubensaussage. Innsbruck, Wien, München. 1966; Grabar A. Die Kunst des frühen Christentums von der ersten Zeugnissen christlicher Kunst bis zur Zeit Theodosius 1. München, 1967; Stützer H.A. Die Kunst der römischen Katakomben. Köln, 1983. 379 Подробнее см.: Grabar A. Ibidem; Kitzinger E. Byzantinische Kunst im Werden. Stilentwicklung in der Mittelmeerkunst vom 3. bis zum 7. Jahrhundert. Köln, 1984; Effenberger A. Frühchristliche Kunst und Kultur. Vc den Anfängen bis zum 7. Jahrhundert. München, 1986. 380 Подробнее см.: Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom von dritten bis zum vierzehnten Jahrhundert. Leipzig, 1967; Bovini G. Mosaici di Ravenna. Mailand, 1957; Nordström C.O. Ravennastudien. Ideengeschichte und ikonographische Untersuchungen über die Mosaiken von Ravenna. Stockholm, Uppsala, 1953. 381 Подробнее см.: Брунов Н.И. Архитектура Византии//Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века. Л.-М., 1966. С. 16–160; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmonsworth, 1975: Mango C. Byzantine Architecture. N. Y., 1976. 382 Подробнее о византийской музыке и ее жанрах см.: Wellesz Е. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961; Герцман E. Византийское музыкознание. Л., 1988. 389 Подробный анализ этого трактата см.: Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Т. 1. С. 376 и далее; 509 и далее. 392 Учитывая женский род греческого слова κφρασις (описание), некоторые российские исследователи (как правило литературоведы) ввели в обиход слово экфраза. Однако, учитывая, что в эстетике уже существуют такие глобалиные категории как мимесис и катарсис, имеющие в греческом так же ж. р., который согласно законам русского словоупотребления благополучно преобразовался в м. р.. считаю целесообразной подобную метаморфозу и для категории экфрасис, во всяком случае при ее использовании в эстетическом контексте, что и осуществлено мною в моих более ранних исследованиях. Экфрасис – описание произведений искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература BAVARIA SANCTA – Leben der Heiligen und Seligen des Bayerlandes/Die selige Edigna, Einsiedlerin. ;berarbeitete Fassung von 1861, auf der Grundlage von Matth;us Rader. Dr. Magnus Jocham (Bearbeiter). Электронная версия. Edigna. См.: Heilige und Selige der R;misch-Katholischen Kirche. Erster Band. — Leipzig: Vier Qullen Verlag, 1929. S. 298. Edigna, Sel. См.: Wimmer O., Melzer H. Lexikon der Namen und Heili-gen. I—nnsbruck-Wien: Tirolia-Verlag, 1988. S. 231. Schauber V., Schindler H.-M. Heilige und Namenspatrone im Jareslauf. — Augsburg: Pattloch Verlag, 1998. S.81. Sauser E. Edigna von Puch. In: Biographisch-Bibliographisches Kir-chenlexikon (BBKL). Band 16.-Bautz: Verlag Traugott, Herzberg ,1999, Sp. 431 — 432. B;ck R. Wallfahrt im Dachauer Land. — Museumsverein Dachau e.V., 1991, S. 266. Там же. Там же, с. 266 —277. Ullrich B, Kuehn S., Kuehn U. Unsere 500 ;ltesten Baoume. Exklusiv aus dem Deutschen Baumarchiv. — Muenchen: BLV Buchverlag GmbH & Co. KG, 2009. Boeck R. Wallfahrt im Dachauer Land. — Museumsverein Dachau e.V., 1991, S. 266. Холодюк А.Г. Бавария. География христианских святынь и реликвий. – ИД «АДЕФ-Украина», 2015, с.124 – 126. Zellinger I. Sie ist die Dorfpatronin von Puch. Merkur: 16.01.2021. Электронная версия. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/24/...

из Б. «сокровищницей всех сокровищ Господних», а также шеей тела Церкви, передавая молитвы Господу и направляя Божии милости людям. Кроме богословских текстов, Л. из Б. принадлежит авторство ряда молитв Пресв. Богородице и Ее прославлений, также включаемых в «Mariale». Лит.: Bonaventura da Coccaglio. Vita del B. Lorenzo da Brindisi, Generale dell " Ordine di Cappuccini, cavata di processi compilati per la sua beatificazione. R., 1783; Paris J., de. La doctrine mariale de S. Laurent de Brindes: Étude théologique. R.; P., 1933; Bernardino da San Giovanni Rotondo. S. Laurentius a Brundusio et immaculata conceptio. Isola Del Liri, 1940; Claudio da Solesimo. L " apologetica di San Lorenzo da Brindisi: Originalità: Studio storico-critico. R., 1959; Basso A. P. Laurentius von Brindisi: Der apostolische Lehrer. Münch. etc., 1960; Carmignano di Brenta A. M., da. San Lorenzo da Brindisi: Dottore della Chiesa universale (1559-1619). Venezia, 1960-1963. 4 vol.; idem. Missione diplomatica di Lorenzo da Brindisi alla corte di Spagna in favore della Lega cattolica tedesca (1609). Padova, 1964; idem. Lorenzo Russo//BiblSS. Vol. 8. Col. 161-180; Didier de Cr é . L " épouse de Saint-Espirit: Un peu de théologie avec S. Laurent de Brindes, docteur de l " Église. Blois, 1960; Krizovljan A., de. Marie et l " Église dans S. Laurent de Brindes//Études franciscaines. N. S. P., 1960. Vol. 10. P. 1-35; Martinelli A. Scientia B. Mariae Virginis iuxta «Mariale» S. Laurentii Brindisini//Laurentianum. R., 1960. Vol. 1. P. 161-177; Rafel S., de. El cristocentrismo de San Lorenzo de Brindis en su primer sermón sobre el «Missus est»//Estudios franciscanos. Barcelona, 1960. Vol. 61. P. 203-272; Carito G. Giulio Cesare Russo e la spiritualità cristiana in Brindisi fra XVI e XVII secolo. Brindisi, 1977; Sauser E. Laurentius von Brindisi//BBKL. 1992. Bd. 4. Sp. 1246-1248; Criscuolo V. Lorenzo da Brindisi//Il grande libro dei santi: Dizionario enciclopedico. Torino, 1998. Vol. 2. P. 1215-1218; Armellada B., de. La figura e l " opera di S. Lorenzo da Brindisi//Laurentianum. 2000. T. 41. P. 3-21; idem. La excepción de la Inmaculada: Exégesis generosa de S. Lorenzo de Brindis//CF. 2009. Vol. 79. N 1/2. P. 45-60; Ellington D. S. From Sacred Body to Angelic Soul: Understanding Mary in Late Medieval and Early Modern Europe. Wash., 2001; Catarozzolo A. Padre Brindisi: Apostolo senza frontiere: Riflessioni sulla spiritualità di Giulio Cesare Russo. Galatina, 2005; Lotti L. San Lorenzo da Brindisi: Dottore della Chiesa. Terlizzi, 2005; Busolini D. Lorenzo da Brindisi//Dizionario Biografico degli Italiani. R., 2006. Vol. 66. P. 64-67; Kuster N. Laurentius von Brindisi: Apostel auf den Strassen Europa. Kevelaer, 2010; Wagner V. The Holy Spirit According to St. Lawrence of Brindisi//CF. 2012. Vol. 82. N 3/4. P. 679-694.

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНГБЕРТ Ингберт [Ингеберт, Ингоберт; лат. Ingobertus, Ingebertus] (VI-VII вв.), прп. (пам. зап. 22 окт.), отшельник. Упоминания о нем сохранились в поздних источниках: в Житии Магнериха, архиеп. г. Треверы (ныне Трир) (ок. 1000), в «Деяниях треверцев» (XII в.), в «Древностях и хрониках Трирских» (1670-1671). Во времена архиеп. Магнериха (566 - после 586) И. вместе со святыми Павлом (впосл. епископ Веродунский), Дизибодом , Венделином , Карилефом, Вульфлаиком и пресв. Бантом (см. в ст. Бант и Беат Трирские ) подвизались в горах Восег (ныне Вогезы). Согласно преданию, И. вел подвижническую жизнь в предгорьях Пфальцского леса (на месте совр. г. Санкт-Ингберт). Вероятно, там, где жил святой, после его смерти была воздвигнута капелла, к-рая и дала имя городу (название в честь И. окончательно утвердилось лишь в XVII в., до этого поселение называлось Лантольвинга (лат. Lantolvinga; нем. Lendelfingen), среди др. вариантов названий - Санкт-Ангельберт (Энгельберт) и Санкт-Ингебрехт). Почитание И. носило локальный характер. Впервые приходская церковь св. И. в Лантольвинге упоминается в 1264 г. Предположительно она располагалась близ Старого кладбища, где, по преданию, жил И., и на территории к-рого до 1911 г. находился св. источник. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) церковь была уничтожена. Новая приходская церковь, законченная в 1755 г., была освящена уже во имя св. Энгельберта, архиеп. Кёльнского (1216-1225), на кладбище же в XVIII в. была построена капелла (перестроена в 1857). До кон. XIX в., когда было закончено строительство ц. св. Иосифа (1893), ц. св. Энгельберта считалась главным храмом г. Санкт-Ингберт. Ист.: Gesta Treverorum. 24//MGH. SS. T. 8. P. 159; Eberwinus. Vita S. Magnerici. 4//ActaSS. Iul. T. 6. P. 188-189; Brower C., Masen J. Antiquitatum et annalium Trevirensium libri XXV. Leodii, 1670. T. 1. [An. 587]. Лит.: ActaSS. Iul. T. 6. P. 171; Kr ä mer W. Geschichte der Stadt St. Ingbert. St. Ingbert, 1955. 2 Bde; Sauser E. Ingbert//BBKL. Bd. 17. Sp. 673; Heinz A. Heilige im Saarland. Saarbrücken, 19912. Э. П. К. Рубрики: Ключевые слова: ЕВСИКИЙ († 542), отшельник, основатель мон-ря Присциниак (впосл. Келлии св. Евсикия; ныне Сель-сюр-Шер, деп. Луар и Шер, Франция), прп. (пам. зап. 27 нояб.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/389537.html

Milano, 2-7 dic. 1974/A cura di G. Lazzati. Mil., 1976. 2 vol.; Wortindex zu den Schriften des hl. Ambrosius: Vorarb. zu einem Lexicon Ambrosianum/Nach d. Samml. v. O. Faller bearb. v. L. Krestan. W., 1979; Thesaurus S. Ambrosii/Curante CETEDOC. Louvain, 1994 [Микрофиши]. Периодика: Ambrosius: Riv. di pastorale ambrosiana. Mil., 1925-; Ambrosius: Zeitschr. für Prediger. Donauwörth, 1876-1954. 59 Bde. Гимногр.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 35; Кульбакин С. М. Охридская рукопись Апостола конца XII в.//Български старини. София, 1907. Кн. 3. С. 128; Ильинский Г. А. Слепченский Апостол XII в. М., 1912. С. 108; Petit L. Bibliographie des acoluthies grecques. Brux., 1926. P. 6; Богданович Д., Велчева Б., Наумов А. Болгарский Апостол XIII в.: Ркп. Дечани-Црколез. 2. София, 1986. Л. 232 об.; Gottesdienstminäum für der Monat Dezember: Nach den slav. Handschr. d. Rus " d. 12. und 13. Jh. Facs. d. Handschr. GGADA f. 381. Nr. 96 u. 97/Hrsg. v. H. Rothe u. E. M. Verešagin. Köln; Weimar; W., 1993; Верещагин Е. М. Метафорика древнейшего славяно-русского богослужебного последования св. Амвросию Медиоланскому и ее роль в критике текста//Древняя Русь и Запад: Сб./Под ред. В. М. Кириллина. М., 1996. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 161; Ratti A. Il piu antico ritratto di S. Ambrosio, in Ambrosiana. Mil., 1897; Tea E. I cidi iconografici di Sant " Ambrogio di Milano//Ambrosiana. 1940. P. 285-293; Bertelli C. Il ciborio della Basilica di Sant " Ambrogio in Milano. Mil., 1981; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 521. Dizionario della chiesa Ambrosiana. Mil., 1987. Vol. 1. P. 110-124; La Basilica di Sant " Ambrogio: il tempio in interroto/A cura di M. L. Gatti Perer. Mil., 1995; Sauser E.//LCI. Bd. 5. Col. 115-120; Сорок сороков. М., 1992. Т. 1. 15 (5); Евсеева. Афонская книга. С. 257. 101. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ.

http://pravenc.ru/text/114346.html

472 . Sauser E. Antonius Abbas (der Gro βe)//LCI 5. 205–217. 473 . Steidle B. Homo Dei Antonius. Zum Bild des «Mannes Gottes» im alten Mönchtum//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 148–200. 474 . Vogüé A.de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l’antiquité. 4 .71). 1. Le monachisme latin: De la mort d’Antoine à la fin du séjour de Jérôme à Rome, 356–385. P. 1991. 17–80. 475 . Wadid A. L’essentiel de la vie monastique d’après les Lettres de saint Antoine//Irénikon. 1997. 70: 3. 363–376. См. также 4 .270, публ. архим. Палладия. Иларион Газский BHL 3879; CPL 618; PL 23, 29–64 291–371, преп. Палестинский монах, часто посещавший преп. Антония Великого . Житие составлено бл. Иеронимом 476 . Blàzquez Redondo J. М. El diablo en la vida de los fundadores del monacato en el Bajo Imperio S. Antonio, S. Martin de Tours e Hilarión de Gaza//Estudios de historia medieval: Homenaje a Luis Suàrez/Ed Alvarez Palenzuela V. A. et al. Valladolid 1991. 51–65. (Historia у Sociedad. 18). 477 . Di Stefano G. Eremiten und Pilger zwischen Palästina und dem kaiserlichen Sizilien: der Fall des Heiligen Hilarion//Akten des XII. Internationalen Kongresses für christliche Archäologie, Bonn, 22.–28. September 1991/Ed. Dassmann E., Engemann J. Munster 1995. 1219–1221. (Studi di antichità cristiana. 52; Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband. 20:1). 478 . Noret J. La Vie grecque de saint Hilarion, source majeure d’un petit écrit pseudo-athanasien//SEJG 1978–1979. 23. 171–176. 479 . Speed D. The anonymous Middle English Life of Saint Hilarion//Parergon: Bulletin of the Australian and New Zealand Association for Medieval and Renaissance Studies. 1981. 29. 8–14. Аммон HG 2022; CPG 2380–2393 IV в. He представляется возможным выяснить достоверно, тождественен ли преп. Аммон – ученик аввы Антония Аммону – основателю пустынножительства в Нитрии и Келлиях. Несомненно, однако, что этот преподобный (или эти преподобные) – иное лицо, нежели св. Аммон-епископ (известный своим посланием к св. Феофилу Александрийскому), хотя в алфавитном собрании апофтегм изречения преп. Аммона и Аммона-епископа перемешаны. Полный список творений под именем преп. Аммона: CPG 2380–2393. Послания, атрибуируемые преп. Аммону

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002