Прорись текста на кубке из Викарелло К I-IV вв. относятся неск. эпиграфических И., находившихся чаще всего на дорожных указателях. В термальных источниках Викарелло на берегу оз. Браччано близ Рима (в древности источники были известны как Аполлоновы воды (Aquae Apollinares)) были найдены 4 серебряных кубка цилиндрической формы (высотой от 9,5 до 15,3 см; в наст. время хранятся в Национальном музее в Риме), к-рые, вероятно, бросали в воду с вотивными целями. На кубках представлен (с незначительными вариациями) маршрут от Гадеса (ныне Кадис, Испания) до Рима с указанием более 100 промежуточных пунктов и расстояний между ними (в рим. милях) (CIL. T. 11. N 3281-3284). Перечни названий на всех кубках записаны в 4 столбца и отделены друг от друга изображением коринфских пилястр. Оформление и форма кубков дали основание предположить, что надписи были скопированы с несохранившегося дорожного указателя, стоявшего в Гадее, к-рый в античности считался крайней зап. точкой ойкумены. Предлагались различные варианты датировки кубков - от I в. до Р. Х. до IV в. по Р. Х., наиболее убедительной считается датировка временем правления имп. Августа или имп. Домициана ( Salway. 2001. P. 54-55). В надписях на кубках встречается самый ранний из известных случай употребления слова «итинерарий» (на 3 кубках из 4, в формах itinerarium и itinerare). Известно также о нескольких более кратких И. на фрагментах дорожных указателей, обнаруженных в Валенсии (Испания) (CIL. T. 2. N 6239; утрачен), в Отёне (Франция) (CIL. Т. 13. N 2681a, b, c), в Тонгерене (Нидерланды) (CIL. Т. 13. N 9158) и в окрестностях Юнглинстера (Люксембург) (CIL. T. 13. N 4085). На территории Вост. Римской империи аналогичный памятник был обнаружен в 1993 г. на месте древнего г. Патара (юж. побережье иля Анталья, Турция). На основании 53 найденных фрагментов реконструирован прямоугольный каменный монумент (2,35×1,6×5,5 м), на 3 плоскостях к-рого имелись надписи на греч. языке (SEG. T. 44. N 1205): на фронтальной стороне - прославление рим. имп. Клавдия , на боковых - сообщение о томб как импю Клавдий поручил Квинту Веранию, 1-му наместнику Ликии, провести ревизию дорог в провинции; ее результаты представлены в виде 3 маршрутов, начинавшихся в Патаре. Расстояния между пунктами указаны не в рим. милях, а в греч. стадиях. Вероятно, этот памятник был поставлен в честь образования рим. пров. Ликия в 45 г. по Р. Х., и изначально его венчала конная статуя имп. Клавдия ( Salway. 2001. P. 56-58).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Расстояния указаны в «перегонах» (μονα), равных, по утверждению автора, 60 рим. милям. Христианские И. по Св. земле Самым ранним примером описания паломнической поездки на Св. землю, к-рая состоялась, по-видимому, в 333 г., является Бурдигальский итинерарий (Itinerarium Burdigalense). В этом небольшом трактате композиционно выделяются 3 раздела: в 1-м описан путь из г. Бурдигала (ныне Бордо) в К-поль и далее в Иерусалим (фактически это 2 отдельных И.); во 2-м разделе дано описание Св. земли; в 3-м рассказывается об обратном пути из Иерусалима до Кесарии и затем от Ираклии Понтийской (ныне Эрегли, Турция) до Медиолана. Первый и 3-й разделы Бурдигальского итинерария, автор к-рого, вероятно, также пользовался данными гос. курьерской службы (cursus publicus), по форме близки к «Итинерарию провинций императора Антонина» и запискам Феофана из Гермополя Великого. Это обстоятельство, а также тот факт, что посещение Иерусалима не было приурочено к Пасхе или к иному празднику, позволили англ. исследователю Б. Солуэю предположить, что автор Бурдигальского итинерария поехал в К-поль по гос. делу и лишь позднее решил воспользоваться случаем и посетить Палестину ( Salway. 2001. P. 35-36). Первый и 3-й разделы Бурдигальского итинерария представляют собой перечень географических пунктов с указанием расстояния между ними (на территории Галлии в лигах, дальше в рим. милях), в редких случаях внимание обращается на достопримечательности, к-рые были связаны с политической историей (гробницы Ганнибала и Еврипида, места рождения Аполлония Тианского и Александра Великого - Itiner. Burdigal. 572, 604, 578, 606) или с библейскими событиями (Тарс, где род. ап. Павел; Сарепта близ Сидона, где прор. Илия укрывался у вдовы - Ibid. 579, 585). В центральном разделе Бурдигальского итинерария, в к-ром описывается Св. земля - Иерусалим с окрестностями, Иерихон, долина р. Иордан и Мёртвое м., Вифлеем, Хеврон и др. (Ibid. 585-599), нет указаний на почтовые станции (mansio, mutatio), т. е. паломник, вероятно, путешествовал по Палестине самостоятельно. В этом разделе рассказ становится более подробным, заметны нек-рые стилистические параллели с «Ономастиконом» Евсевия Кесарийского (ок. 326-331), однако прямое заимствование маловероятно, т. к. этот трактат был переведен на латынь блж. Иеронимом Стридонским ок. 390 г., а свидетельств того, что паломник из Бурдигалы знал греч. язык, нет ( Elsner. 2000).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

2006). В «Итинерарии провинций императора Антонина» представлены более 220 маршрутов в 17 региональных разделах (нек-рые из них озаглавлены, напр. «Iter Britannicum»), к-рые охватывают почти всю территорию Римской империи того времени, при этом материал по зап. части империи представлен более подробно, чем по восточной ( Salway. 2001. P. 39-43). Информация ограничивается перечислением пунктов каждого маршрута и расстоянием между пунктами. Согласно последним исследованиям, в основе сборника, созданного ок. 300 г., лежит много разнородных источников, в т. ч. более ранние дорожные описания и отчеты чиновников, совершавших поездки по официальным делам ( Arnaud P. L " Itinéraire d " Antonin: Un témoin de la littérature itinéraire du Bas-Empire//Geographia Antiqua. Firenze, 1993. Vol. 2. Р. 33-50). Уникальный пример подобного отчета сохранился в составе папирусного архива юриста Феофана из г. Гермополь Великий (ныне Эль-Ашмунейн) в Ср. Египте (Manchester. John Rylands Lybrary. P 627-628) - это описание поездки ок. 320 г. в Антиохию и обратно. Отчет написан на греч. языке, но расстояния между пунктами даются в рим. милях (во мн. случаях они совпадают с данными «Итинерария провинций императора Антонина»). С традицией позднерим. И. тесно связана Певтингерова карта (Tabula Peutingeriana) - пергаменный свиток, который состоит из 11 сшитых вместе фрагментов (12-й фрагмент, изображавший Пиренейский п-ов и Британские о-ва, по-видимому, утерян) длиной ок. 6,75 м и шириной 34 см. На карте изображено более 500 городов и ок. 3,5 тыс. др. пунктов, расположенных гл. обр. вдоль рим. дорог, речных путей и морских побережий. На территории Римской империи между отдельными дорожными станциями в большинстве случаев указано расстояние в рим. милях. Сохранившийся экземпляр карты датируется XIII в., скорее всего это копия с позднеантичного образца ( Levi A. C., Levi M. A. 1967; Подосинов. 2002. С. 287-378; согласно др. гипотезе, оригинал карты был составлен в каролингскую эпоху на основе древнеримских источников - Albu E.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

R. Die «Mirabilia Romae»: Untersuch. zu ihrer Überlieferung mit Edition der deutschen und niederländischen Texte. Tüb., 1996; Birch D. J. Pilgrimage to Rome in the Middle Ages: Continuity and Change. Woodbridge; Rochester, 1998; Graboïs A. Le pèlerin occidental en Terre Sainte au Moyen Âge. Brux., 1998; Kedar B. Z. The Tractatus de locis et statu sancte terre ierosolimitane//The Crusades and their Sources: Essays Present. to B. Hamilton/Ed. J. France, W. G. Zajac. Aldershot; Brookfield, 1998. P. 111-133; La via Francigena in Lombardia: Storia e cultura di una strada medievale/A cura di R. Stopani. Firenze, 1998; Connolly D. K. Imagined Pilgrimage in the Itinerary Maps of Matthew Paris//The Art Bull. N. Y., 1999. Vol. 81. N 4. P. 598-622; Webb D. Pilgrims and Pilgrimage in the Medieval West. L., 1999; Elsner J. The Itinerarium Burdigalense: Politics and Salvation in the Geography of Constantine " s Empire//JRS. 2000. Vol. 90. P. 181-195; Ganz-Blättler U. Andacht und Abenteuer: Berichte europäischer Jerusalem- und Santiago- Pilger. Tüb., 2000 3; Gaudio M. Matthew Paris and the Cartography of the Margins//Gesta. N. Y., 2000. Vol. 39. N 1. P. 50-57; The Pilgrimage to Compostela in the Middle Ages/Ed. M. Dunn, L. K. Davidson. N. Y.; L., 20002; Salway B. Travel, Itineraria and Tabellaria//Travel and Geography in the Roman Empire. 2001. P. 22-66; Dietz M. Wandering Monks, Virgins, and Pilgrims: Ascetic Travel in the Mediterranean World, A. D. 300-800. Univ. Park; L., 2005; Löhberg B. Das «Itinerarium provinciarum Antonini Augusti»: Ein Strassenverzeichnis des Römischen Reiches. B., 2006. 2 Bde; O " Loughlin T. Adomnán and the Holy Places: The Perceptions of an Insular Monk on the Location of the Biblical Drama. L., 2007; Дубровский И. В. Из истории вечного (обзор)//СВ. 2009. Вып. 70(4). С. 26-44; The «Book» of Travels: Genre, Ethnology and Pilgrimage, 1250-1700/Ed. P. Brummett. Leiden, 2009. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/1237723.html

И. мог быть выполнен не только в виде перечня названий, но и как графическая схема (itineraria picta). Так, на куске обнаруженного в 1922 г. при раскопках в Дура-Европос пергамента (сер. III в. по Р. Х.), к-рый, возможно, использовался как деталь щита рим. легионера, схематично изображен маршрут вокруг Понта Эвксинского (Чёрного м.) с сопроводительными надписями на греч. языке (предположительно сохр. лишь часть намного более масштабного плана - Brodersen. 2001. P. 15-16; Подосинов. 2002. С. 77-99). К IV в. относятся первые упоминания об И. в письменных источниках. Так, рим. военный теоретик Вегеций в трактате «Краткое изложение военного дела» (кон. IV в.) отмечал, что полководец должен располагать планами (itineraria) тех местностей, где идут военные действия ( Flavii Vegeti Renati. Epitoma rei militaris. III 6/Ed. C. Laug. Lipsiae, 18852. P. 75-80). Свт. Амвросий , еп. Медиолана (ныне Милан), в «Изъяснении 118-го псалма» (ок. 389) использует для толкования стиха «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца» (Пс 118. 33) образ воина, получающего от военачальника указания, куда идти (itinerarium ab imperatore accipit - Ambros. Mediol. In Ps. 118. V 2). В жизнеописании рим. имп. Александра Севера (222-235) в составе сб. «Писатели истории Августов» (IV в.) утверждается, что император перед началом военной кампании издавал эдикт с указанием времени ее начала (itinerum dies), предполагаемым маршрутом и перечислением стоянок (Scr. hist. Aug. Alex. Sever. XLV 2). Однако неясно, является ли этот фрагмент описанием реально существовавшей практики ( Salway. 2001. P. 36-38). В эпоху поздней Римской империи в связи с децентрализацией управления и возникновением новых важных адм. центров (Медиолан, Равенна, Никомидия, К-поль) необходимость в дорожных справочниках стала особенно острой. По-видимому, на рубеже III и IV вв. был составлен обширный «Итинерарий провинций императора Антонина» (Imperatoris Itinerarium provinciarum Antonini Augusti). Он сохранился в 25 рукописях VII-XVII вв., чаще всего вместе с дополняющим его периплом - «Морским итинерарием императора Антонина» (Imperatoris Antonini Augusti itinerarium maritimum) ( L ö hberg.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

‘Poetic creativity and political crisis in early fifth-century Gaul’, Journal of Late Antiquity 2 (2009), 60-74 ‘Augustine’s Roman Empire’: in History, Apocalypse and the Secular Imagination, ed. M. Vessey and K. Pohlmann (Bowling Green, 1999) (= Augustinian Studies 30.2), 29–44. ‘Gregory Nazianzen’s Basil: The Literary Construction of a Christian Friendship’: Studia Patristica 37 (2001), 178–93. ‘Seeing and Believing: Aspects of Conversion from Antoninus Pius to Louis the Pious’: in Seeing and Believing: Conversion in Late Antiquity, ed. A. Grafton and K. Mills (Rochester, NY, 2003), 224–70. ‘The Transformations of Imperial Churchgoing in the Fourth Century’: in Approaching Late Antiquity, ed. M. Edwards and S. Swain (Oxford, 2004), 235–70. ‘What was the “Philocalia of Origen”?’: Meddelanden från Collegium Patristicum Lundense 19 (2004), 32–43. ‘Genere Hispanus: Theodosius, Spain and Nicene Orthodoxy’: in Hispania in Late Antiquity: Current Perspectives, ed. K. Bowes and M. Kulikowski (Leiden, 2005), 77–120.  ‘Death in Verona. Part 1: Paul the Deacon and King Alboin of the Lombards’: Kyoyo-Ronso 123 (2005), 135–55. ‘Disciplines of Discipleship in Late Antique Education: Augustine and Gregory Nazianzen’: in Augustine and the Disciplines: From Cassiciacum to Confessions, ed. M. Vessey and K. Pollmann (Oxford, 2005), 49–65. ‘Among the Hellenists: Gregory and the Sophists’: in Gregory of Nazianzus: Images and Reflections, ed. J. Børtnes and T. Hägg (Copenhagen, 2006), 213–38.  ‘Curiales into Churchmen: The Case of Gregory Nazianzen’: in Le trasformazioni delle élites in età tardoantica: atti del convegno internazionale, Perugia, 15–16 marzo 2004 , ed. R. Lizzi Testa (Rome, 2006), 277–95 ‘Little Wolf in the Big City: Ulfila and his Interpreters’: in Wolf Liebeschuetz Reflected, ed. J. Drinkwater and B. Salway (London, 2007), 125–35. ‘Mind Games in Late Antique Cappadocia’: in Corners of the Mind: Classical Traditions, East and West, ed. S. Nakagawa and T. Nishimura (Tokyo, 2007), 75–108.

http://bogoslov.ru/person/1943648

Ideologia e retorica negli «exordia» apologetici. Mil., 1993. P. 172-188; idem. Cinquant " anni di studi italiani su Clemente Alessandrino//Adamantius. 1998. Vol. 4. P. 15-24; idem. The Literary Problem in Clement of Alexandria: A Reconsideration//Adamantius. 2011. Vol. 17. P. 154-163; idem. The Work of Clement of Alexandria in the Light of His Contemporary Philosophical Teaching//StPatr. 2013. Vol. 66. P. 11-17; Runia D . Philo in Early Christian Literature: A Survey. Assen etc., 1993; idem. Why Does Clement of Alexandria Call Philo «The Pythagorean»?//VChr. 1995. Vol. 49. N 1. P. 1-22; idem. Clement of Alexandria and the Philonic Doctrine of the Divine Power(s)//Ibid. 2004. Vol. 58. N 3. P. 256-276; idem. Early Alexandrian Theology and Plato " s Parmenides//Plato " s Parmenides and Its Heritage/Ed. J. D. Turner, K. Corrigan. Atlanta, 2010. Vol. 2: Its Reception in Neoplatonic, Jewish, and Christian Texts. P. 175-187; May G. Creatio ex nihilo: The Doctrine of «Creation out of Nothing» in Early Christian Thought. Edinb., 1994. L., 20042; Salway B. What " s in a Name?: A Survey of Roman Onomastic Practice from c. 700 B.C. to A.D. 700//JRS. 1994. Vol. 84. P. 124-145; Ziebritzki H. Heiliger Geist und Weltseele: Das Problem der dritten Hypostase bei Origenes, Plotin und ihren Vorläufern. Tüb., 1994; Верещагин Е. М. К дальнейшему изучению переводческого искусства Иоанна Экзарха Болгарского//Преславска книжовна школа. София, 1995. Т. 1. С. 212-225; Broek R., van den. The Christian «School» of Alexandria in the 2nd and 3rd Centuries//Centres of Learning: Learning and Location in Pre-Modern Europe and the Near East/Ed. J. W. Drijvers, A. A. MacDonald. Leiden, 1995. P. 39-47; Procter E. Christian Controversy in Alexandria: Clement " s Polemic against the Basilideans and the Valentinians. N. Y. etc., 1995; Ridings D. The Attic Moses: The Dependency Theme in Some Early Christian Writers. Göteborg, 1995; idem. Clement of Alexandria and the Intended Audience of the Stromateis//StPatr.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

и ее положении в обществе не сохранились. Основные гипотезы относительно происхождения и социального статуса К. А. тесно связаны с попытками объяснить его полное имя - Тит Флавий Климент. В источниках это имя упоминается дважды, причем оба раза в связи с соч. «Строматы». Согласно еп. Евсевию Кесарийскому, полное название произведения было следующим: «Тита Флавия Климента Строматы гностических памятных заметок согласно истинной философии» ( Euseb. Hist. eccl. VI 13. 1); свт. Фотий, патриарх К-польский, приводит похожее полное название ( Phot. Bibl. 111). Поскольку тройное имя К. А. встречается лишь в 2 источниках, нельзя целиком исключать, что это имя было добавлено переписчиками, ошибочно отождествившими К. А. и некоего иного Климента, носившего римское имя. Вместе с тем большинство ученых считают, что К. А. действительно имел тройное римское имя и предлагают различные объяснения этого. Для корректной интерпретации имени К. А. важно учитывать, что до издания в 212 г. рим. имп. Каракаллой (198-217) эдикта о даровании рим. гражданства всем свободным мужчинам Римской империи (Constitutio Antoniniana) тройное имя в подавляющем большинстве случаев указывало на то, что его носитель был рим. гражданином и обладал соответствующими правами (о развитии системы рим. имен в этот период см.: Salway. 1994). Т. о., имя К. А. свидетельствует о том, что он родился в семье рим. гражданина и изначально имел достаточно высокое социальное положение. Включение К. А. своего полного имени в заглавие «Стромат» как основного и наиболее пространного сочинения в этом случае может быть объяснено его желанием подчеркнуть свой высокий гражданский статус перед читателями из язычников; в случае прочих произведений либо сам К. А. ограничивался одним личным именем, либо последующие переписчики сменили изначальные заглавия (в рукописях «Увещевание к язычникам» и «Педагог» обозначены как сочинения «Климента, автора Стромат»; такая форма заглавий очевидно не восходит к К. А.). Дополнительные возможности для интерпретации полного рим.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html