Соловьев В., Оправдание добра, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 42 слл., 63 слл., 163 слл. Душа Григорий Нисский , О сотворении человека 28 слл., SC б (1943), с. 216–227 (предсуществование душ). Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 30–34, SC 18 (1946), с. 171–178 (основания разумной души). Кассиан, см. Указатель Трапеза, SC 64 (1959), с. 231. Псевдо-Макарий, Том. 26, PG 34, 676–693 (достоинство человеческой души); Том. 7, 8, col. 528 (состав души). Диадох Фотики йский , Сто глав 24–25, SC 5 ter (1966), с. 96–97. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 212–214 (душе должно оберегать свое естество); см. Там же, с. 301, Указатель: душа и Дух. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 368–372 (величие и достоинство чистых сердцем). Тихон Задонский , Творения, Москва, 3 изд., 1875, том III, с. 305 (достоинство души). Бессмертие Le mystère de Pâques. Избранные тексты, подготовлен. A. Hamman и F. Quéré- Jaulmes, Lettres chrétiennes 10, Paris 1965). Свобода Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 73–88, SC 1 bis (1955), с. 51–56 (Провидение и свобода). Григорий Богослов , Беседа 45, 8, PG 36, 632. Кассиан, Трапеза 13, SC 54 (1958), с. 147–181 (благодать и свобода воли). Псевдо-Макарий, О свободе воли, PG 34, 935–968. Симеон Новый Богослов , Катех. 5, SC 96 (1963), с. 408–414 (Иисус Христос дает нам нашу свободу); Там же 28, SC 113 (1965), с. 132–136 (свобода и закон). Сердце Псевдо-Макарий, О хранении сердца, PG 34, 821–908. Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 115 слл. Греческое изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 233235: kardia. Тело Климент Александрийский , Педагог (Воспитатель), гл. 2, 5, 9, 10.., SC 158 (1970), с. 19 слл., 71 слл., 101 слл., 107 слл. Псевдо-Афанасий, О теле и душе, PG 28, 1431–34. Григорий Нисский , О сотворении человека 11–12, SC· 6 (1943), с. 121–134. Кассиан, Трапеза 4, SC 42 (1955), с. 166–187 (о телесной и духовной жажде).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

12 марта 1995 г. Память преподобного Симеона Нового Богослова Оксфорд Библиография Сочинения преподобного Симеона Нового Богослова Мистическая молитва ­­ Του εν γοις πατρς ημν Συμεν ευχ μυστικ. SC 156. Ρ.150–154. Сар. [Главы богословские, умозрительные и практиче­ские) ­­ Symeon Je Nouveau Theologien. Chapitres theologiques, gnostiques et pratiques. Ed. J.Darrouzes. SC 51-bis. 1980. Cat. [Слова Огласительные] ­­ Symeon e Nouveau Theologien. Catecheses. Ed. B.Krivocheine, J.Paramelle. T.I (Cat. 1–5). SC 96. 1963; T.II (Cat. 6–22). SC 104. 1964; T.III (Cat. 23–34). SC 113. 1965. Euch. [Благодарения l и 2] ­­ Action de graces 1–2. SC 113. 1965. P.304–357. Hymn [Гимны] ­­ Symeon le Nouveau Thaologien. Hymnes. Ed. J.Koder, J.Paramelle, L.Neyrand. T.I (Hymn 1–15). SC 156. 1969; T.II (Hymn 16–40). SC 174. 1971; T.III (Hymn 41–58). SC 196. 1973. Theol., Eth. [Слова Богословские и Нравственные] ­­ Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et ethiques. Ed. J.Darrouzes. T.I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. 1966; T.II (Eth.4–15). SC 129. 1967. Ep. l [Послание l] ­­ K.Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem neuen Theologen. Leipzig, 1898. S.110–27. Ep. 2–4 [Послания 2–4] ­­ Vatic.gr. 1782, ff.205v.–230; a также Vatop.667, ff.377–383 (для Послания 4). ΔΖ ­ Του οσου πατρς ημν Συμεν του Νου Θεολγου τα ευρισκμενα. » Εκδ. απ Διονυσου Ζαγοραου. Venetia, 1790. Содержит только те источники и литературу, которые цитирова­лись или упоминались в настоящей книге. Переводы сочинений преподобного Симеона Нового Богослова Symeonis Juniori Opuscula ­­ Symeonis Juniori Opuscula. Ingolstadt, 1603. Преподобнаго Симеона Словеса ­­ Преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова ... Словеса зело полезный. М., 1852. Симеон Новый Богослов . 12 Слов ­­ Преподобный Симеон Новый Богослов . 12 Слов в русском переводе с еллино-греческого. М., 1869. Симеон Новый Богослов . Слова I-II ­­ Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I-II. M., 1890–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Mondésert, s. j., deuxième édition revue et augmenté par A. Plassart, (SC 2 bis), Paris, Éd. du Cerf, 2004. – Stromate I, introduction, traduction et notes par Cl. Mondésert et M. Caster, (SC 30), Paris, Éd. du Cerf, 1951. – Stromate II, introduction, traduction et notes par P.-Th. Camelot et Cl. Mondésert, (SC 38), Paris, Éd. du Cerf, 1954. – Stromate IV, introduction, traduction et notes par A. Van Den Hoeck et Cl. Mondésert, (SC 463), Paris, Éd. du Cerf, 2001. – Stromate V, 2 tomes, introduction, texte, commentaire, bibliographie et index par A. Le Boulluec, traduction de P. Voulet, (SC 278 et 279), Paris, Ed. du Cerf, 1981. – Stromate VI, introduction, traduction et notes par P. Descourtieux, (SC 446), Paris, Éd. du Cerf, 1999. – Stromate VII, introduction, traduction et notes par A. Le Boulluec, (SC 428), Paris, Éd. du Cerf, 1997. CYRILLE D’ALEXANDRIE, Adversus Nestorium, libri I-V, PG 76, 9–248 ACO I, 1, 6, p. 13–106. – Apologeticus pro duedecim capitibus adversus Orientales episcopos, PG 76,315–386 ACO 1, 1, 7, p. 33–65. – Apologeticus pro duedecim capitibus contra Theodoretum, PG 76, 391– 452 ACO 1, 1, 6, p. 110–146. – Commentarii in Ioannem, PG 73, 9–1056 et PG 74, 9–756. Traduction partielle dans Eucharistie dans l’antiquité chrétienne, textes recueillis et présentés par A. Hamman, (coll. «Ichtus»/PDF), Paris, DDB, 1981, p. 145–177. – Commentarii in Isaiam Prophetam, PG 70, 9–1449. – De recta fide ad Reginas, PG 76, 1201–1336 ACO 1, 1, 5, p. 68–118. – Deux dialogues christologiques, introduction, texte critique, traduction et notes de G.-M. de Durand (SC 97), Paris, Éd. du Cerf, 1964. – Dialogues sur la Trinité, Dialogues I-VII, 3 tomes, introduction, texte critique, traduction et notes de G.-M. de Durand (SC 231, 237, 246), Paris, Éd. du Cerf, 1976–1977–1978. – Homiliae Paschales, PG 77, 391–982. CYRILLE DE JÉRUSALEM, Catéchèses mystagogiques, introduction, texte critique et notes A. Piédagnel, traduction par P. Paris, (SC 126 bis), Paris, Éd. du Cerf, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

в ст. «Lumen Gentium» ). Декрет Собора о епископах «Christus Dominus» признал целесообразным создание Е. к. (CVatII. CD 37), установил общие нормы их организации и деятельности (CVatII. CD 38, 1-3) и наделил решения Е. к. юридически обязательной силой (CVatII. CD 38, 4). Собор отнес к компетенции Е. к. внесение нек-рых изменений в богослужение, в т. ч. решение вопроса об употреблении местного языка в мессе (CVatII. SC 24, 41), установление правил подготовки священников (CVatII. OT 1), рассмотрение вопросов о разграничении еп-ств и церковных провинций и об учреждении церковных областей (CVatII. CD 24, 41), вынесение решения о восстановлении постоянного диаконата (CVatII. AG 16), заботу об углублении познаний клириков в области библеистики, богословия и пастырского служения (CVatII. AG 20), адаптацию церковной жизни к местным социально-культурным условиям (CVatII. AG 22), обсуждение вопросов и проблем, связанных с координацией миссионерской деятельности (CVatII. AG 31), установление норм, определяющих отношения между правящими епископами и монашескими орденами на миссионерских территориях CVatII. AG 32). Собор также предписал конференциям генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций согласовывать свои действия и сотрудничать с Е. к. (CVatII. РС 23). Изданное папой Римским Павлом VI 6 авг. 1966 г. motu proprio «Ecclesiae Sanctae» предписывало учреждать Е. к. в тех странах или на тех территориях, где они еще не были созданы (епископам стран, где организация Е. к. была затруднительна, рекомендовалось присоединиться к Е. к., наиболее соответствующим нуждам их страны). Уже существующим Е. к. указывалось на необходимость составления или пересмотра своих статутов в соответствии с соборными решениями. Также motu proprio определяло порядок отношений между Е. к. различных стран и отмечало возможность учреждения международных Е. к. или Е. к. неск. стран после получения согласия Папского престола. В наст. время общие вопросы структуры и деятельности Е. к. регламентируются нормами принятого в 1983 г.

http://pravenc.ru/text/190049.html

Русский странник в кн.: T. Špidlik , I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 247–268. On the Frayer of Jesus. From ascetic Essays of Bishop Ignatius Brianchaninov. Translatée! by Father Lazarus, London 1952. The Art of Prayer. An Orthodox Anthology compiled by Igumen Chariton. Translated by K. Kadloubovsky and E. Palmer, London 1966. Созерцание Феофил Антиохийский , Три послания к Автолику I, 5–7, SC 20 (1948), с. 66–75 (умное богопознание). Кассиан, Трапеза 14, SC 54 (1958), с. 182–208 (о духовном знании). Диадох Фотики йский , Сто глав 67–74, SC 5 ter (1966), с. 127–133 («богословствование» и созерцание, удобопревратность созерцания). Симеон Новый Богослов , Катех. 8, SC 104 (1964), с. 98–100 (от соблюдения заповедей к созерцанию Бога); 19, с. 326–328 (уловить Бога неуловимого); 21, с. 364–392 (вера, что ведет к созерцанию). Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 78 слл. (о жизни деятельной и созерцательной). Чувства Григорий Нисский , О сотворении человека 10, SC 6 (1943), с. 117–120 (действие духа через чувства). Иоанн Златоуст , О тщеславии и воспитании детей 28 слл., SC 188 (1972), с. 144 слл. Лактанций, О творчестве Божьем 9, SC 213 (1974), с. 157 слл. (в какой мере можно доверять чувствам). Вера Василий Великий , Великое правило Прол., 28; Краткое правило 21, 36, 38, 39, 248, 260. Псевдо-Макарий, Гом. 48, PG 34, 808–812 (о совершенной вере в Бога). Филоксен Мабугский, Гом. 2 и 3, SC 44 (1956), р.45–87. Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 170–172. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 1, CSCO 215, Syri 91, с. 8–25. Антиох Монах, Гом. 1, PG 89, 1432–37. Естественное созерцание Афанасий Александрийский , Слово на язычников И, 30–34, SC 18 (1946), с. 170–178 (познание природы приводит душу к познанию Бога). Иоанн Златоуст , О статуях 9, 2 слл., PG 49, 105 слл.; Там же 12, 2, col. 129 слл. Авва Исайя, Logos 12, франц. пер. Etiolles 1970, с. 111–113. Тихон Задонский , в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 61–67.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Дорофей, Поучения 12, 124–137, SC 92 (1963), с. 380–401. Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 241–242. Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1Ô57, c. 66 слл. Восхождение к совершенству в духовной жизни Ориген, Толкование на св. Матфея 10, 11, SC 162 (1970), с. 178 слл. (не существует различия в «природе» души между праведными и нечестивыми). Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 305–314, SC 1 bis (1955), с. 129–131 (совершенство состоит в восхождении к нему). Феодор Студит, Катех. 81, PG 99, 615 слл. (de amore erga profectum, о совершенной любви к себе). Соловьев В., Оправдание добра II, VIII, б, Собр. сон., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 200 слл. (необходимость духовного восхождения), Там же 8, с. 204 слл ; (высшие ступени не отменяют предшествующих). Сознание благодати Диадох Фотики йский , Сто глав 75–89, SC 5 ter (1966), с. 133–150. Марк Отшельник, О крещении PG 65, 985–1028; О духовном законе, col. 905–930. Псевдо-Макарий, Том. 49, PG 34, 812–816. Авва Исайя, Logos франц. пер. Etiolles, 1970, с. 157. Иоанн Лествичник , Лествица райская 18, PG 88, 932–937 (духовная невосприимчивость). Théophane le Reclus, см. Указатель, с. 304. Знамения, харизмы Ориген, Толкован. на св. Матфея 10, 19, SC 162 (1970), с. 228–235 (вера и чудеса). Иоанн Златоуст , О статуях 16, 4, PG 49, 167. Кассиан, Трапеза 15, SC 54 (1958), с. 209–220: Божественные дары. Псевдо-Макарий, Том. 50, PG 34, 816–821. Отечник: Виссарион 40, Макарий 2, 33, 38, Сисой 7, 24, 14, Ор 2, 3. Видения Ириней, Против ересей IV, 20, 9–11, SC 100 (1965), с. 654–669 (видения пророков). Отечник, Собрание анонимных высказываний, п. 228–239, пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 400–404. Диадох Фотики йский , Сто глав 36–40, SC 5 ter (1966), с 105–108 (видения и сны). Мученичество Климент Александрийский , Строматы IV, 4, 15, GCS 2, с. 255 (мученик каждого дня). Ориген, Увещание к мученичеству, PG 11, 563–638. Феодор Студит, Катех. 10, PG 99, 522–523 (мученик каждодневной жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Следующим шагом на пути упрощения оффиция стали послание ( motu proprio ) папы Иоанна XXIII «Rubricam instructum» от 25 июля 1960 г. и выпущенный в том же году «Corpus rubricarum» для Б. и Миссала ( Salmon. La prière des heures. P. 855). Последним, еще сохранявшим связь с рим. традициями, стал Б., изданный в 1961 г. Реформа II Ватиканского Собора В ходе реформ, инициированных Ватиканским II Собором (1962-1965), традиц. рим. система суточных служб была фактически разрушена и заменена т. н. Литургией часов (Liturgia horarum). Впервые использовать такое название вместо Б. для обозначения литургической книги предложил в 1959 г. В. Раффа. Общие принципы реформы были выражены в конституции «Sacrosanctum Concilium» от 4 дек. 1963 г. (SC. 83-101): слово «литургия» употреблено потому, что это общая молитва Церкви (SC. 90), глас всего мистического Тела (SC. 99), слово «часов» - потому, что составлена для освящения всего течения дня и ночи (SC. 84). Издание «Liturgia Horarum» (1971-1972) было утверждено конституцией папы Павла VI «Laudis Canticum» от 1 нояб. 1970 г. (AAS. T. 63. 1971. P. 527-535). Во введении к 1-му тому Литургии часов помещалась «Генеральная инструкция о Литургии часов» (Instructio generalis de Liturgia Horarum - см. Roguet A. M. The General Instruction), предлагающая новое понимание оффиция как ритуализированного диалога человечества с Богом. Основные положения этого документа следующие. Поддержание общей молитвы народа Божия определяется как одна из главных обязанностей Церкви (ст. 1). Каждый католик, читающий «Liturgia horarum», участвует в молитве Христа и становится причастным божественной природе, поскольку молитвы Б. написаны Духом Святым (ст. 5-9). Однако в инструкции обосновывается и возможность перепоручения (deputatio) общественной молитвы отдельным членам Церкви, т. е. священству и монашествующим (ст. 23-26). Каждая служба оффиция отныне должна совершаться только в подобающее ей время (SC. 88). Утреня и вечерня рассматриваются как стержневые. Nocturnae заменяются Часом чтений, к-рый может совершаться в любое время. 1-й час, как появившийся в составе рим. оффиция позднее др. служб, упраздняется, а малые часы (3, 6, 9-й) сохраняются в качестве обязательных только при службе с участием хора (SC. 89), миряне же могут читать только один из часов по выбору. Увеличен срок для вычитывания полной Псалтири, вместо одной недели - 4 (SC. 91). Нек-рые псалмы и стихи опущены как не подходящие по смыслу. К каждому псалму прилагается своя коллекта. В «Литургию часов» включено множество новых, ранее не использовавшихся библейских песен (особенно из Апокалипсиса), все библейские песни из ВЗ перенесены на утреннюю службу, а из НЗ - на вечернюю, чего раньше никогда не было. Каждый псалом предваряется кратким комментарием, подобно Б. Киньонеса. Все службы начинаются с гимна. Центральное место отведено чтениям из Свящ. Писания (SC. 92), после чего положены короткий респонсорий и библейская песнь. Впервые в чине введено ритуальное молчание (SC. 30).

http://pravenc.ru/text/Бревиарию.html

Василий Кесарийский, De spiritu sancto, изд. J. Sieben (text B. Pruche, SC 17bis), FC 12, Freiburg i.B. 1993. Василий Кесарийский, Epistolae, PG 32,219–1112. Василий Кесарийский, Homiliae in Hexaemeron, изд. E. Amand de Mendieta – S.Y. Rudberg, GCS, N.F. 2, Berlin 1997. Григорий Назианзин , Carmina, PG 37, Paris 1858, 397–1600. Григорий Назианзин , Epigrammata, изд. P. Waltz, Anthologie grecque, I (Anthologie palatine), tome VI, livre VIII, Paris 1944. Григорий Назианзин , Epistulae, I-II, изд. P. Gallay, Paris 1964–1967. Григорий Назианзин , Opera quae exstant omnia, изд. J.-P. Migne, PG 35–56, Paris 1858. Григорий Назианзин , Orationes theologicae, изд. H.J. Sieben, FC 22, Freiburg etc. 1996. Евномий Кизический, Apologia, изд. R.P. Vaggione, Oxford 1987. Иероним, Евсевий, Epistulae I, изд. I. Hilberg, CSEL 54, Wien-Leipzig 1910. Иероним, Евсевий, Commentarius in Ecclesiasten, изд. M. Adriaen, CChr.SL 72, Turnhout 1959, crp. 247–361. Иларий Пиктавийский , De trinitate, изд. P. Smulders, CChr.SL 62–62A, Turnhout 1979–1980. Иоанн Златоуст , Epistulae ad Olympiadem, изд. A.-M. Malingrey, SC 13bis, Paris 21968, стр. 106–388. Ипполит, Refutatio omnium haeresium, изд. M. Marcovich, Patristische Texte und Studien, sv. 25, Berlin – New York 1986. Ириней Лионский , Adversus haereses libri V, изд. A. Rousseau – L. Doutreleau, I, SC 263–264, Paris 1979; II, SC 293–294, Paris 1982; III, SC 210–211, Paris 1974; IV, SC 100/1–2, Paris 1965; V, SC 152–153, Paris 1969. Климент Александрийский , Stromata, VH-VIII, изд. О. Stählin – L. Früchtel – U. Treu, GCS, Clemens III, Berlin 21970. Лукреций Кар, Тит, De rerum natura, изд. C. Buchner, Wiesbaden 1966. Максим Исповедник , Tomus dogmaticus ad Marinum presbyterum, PG 91,227–245. Марий Викторин, Ad Candidum Arrianum, изд. P. Henry – P. Hadot, SC 68, Paris 1960,130–172. Мефодий Олимпийский , De resurrectione, изд. N. Bonwetsch, GCS 27, Methodius, Leipzig 1917, стр. 217–424. Мефодий Олимпийский , Symposion, изд. H. Musurillo, SC 95, Paris 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

du Cerf, 1995. – Sur le Cantique des Cantiques, présentation H. U. von Bathasar, traduction Ch. Bouchet et M. Devailly, (PDF 49–50), Paris, Migne, 1992 La Colombe et la Ténèbre, textes et extraits des «Homélies sur le Cantique des Cantiques», choix, introduction et notes par J. Daniélou, traduction par M. Canévet, Paris, Éd. de l’Orante, 1967. – Sur les titres des Psaumes, introduction, texte critique, traduction et notes par J. Reynard (SC 466), Paris, Éd. du Cerf, 2002. – La Vie de Moïse ou Traité de la perfection en matière de vertu, introduction, texte critique et traduction par J. Daniélou (SC 1 bis), Paris, Éd. du Cerf, 2000. GRÉGOIRE DE NAZIANZE, Carmina moralia, PG 37, 521–968. – Discours 20–23, introduction, texte critique, traduction et notes par J. Mossay (SC 270), Paris, Éd. du Cerf, 1980. – Discours 27–31, introduction, texte critique, traduction et notes par P. Gallay (SC 250), Paris, Éd. du Cerf, 1978. – Discours 32–37, introduction, texte critique, traduction et notes par P. Gallay et C. Moreschini (SC 318), Paris, Éd. du Cerf, 1985. – Discours 38–41, introduction, texte critique, traduction et notes par P. Gallay et C. Moreschini (SC 358), Paris, Éd. du Cerf, 1989. – Discours 42–43, introduction, texte critique, traduction et notes par J. Bernardi (SC 384), Paris, Éd. du Cerf, 1992. – Le Dit de sa vie, Genève, Ad Solem, 1997. – Lettres théologiques, introduction, texte critique, traduction et notes par P. Gallay et M.Jourjon, (SC 208), Paris, Éd. du Cerf, 1974. – Œuvres poétiques. Tome I, 1 re partie. Poèmes personnels, II, 1, 1–11, texte établi par A.Tuillier et G. Bady, traduction et annotation par J. Bernardi, Paris, Les Belles Lettres, 2004. – Poemata dogmatica, PG 37,397–521. GRÉGOIRE PALAMAS, Douze Homélies pour les Fêtes, introduction et traduction de J. Cler, Paris, YMCA-Press/O.E.I.L., 1987. – Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit, introduction par J.-Cl. Larchet, traduction et notes par E. Ponsoye, Paris-Suresnes, Éd. de l’Ancre, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Meyendorff. Legacy, 201–204. 487 Восточное монашество на Западе до сих пор называют " " базилианским " " , в отличие от западного " " бенедиктинского " " монашества, в основе которого лежит устав св. Бенедикта Нурсийского. Однако устав св. Бенедикта, в свою очередь, основан на уставе св. Василия: см. Бенедикт Нурсийский. Устав 73,5; ср. Meredith. Cappadocians, 24. Таким образом, Василий Великий может быть назван отцом и восточного, и западного монашества. 488 Meyendorff. Legacy, 203. 489 Meyendorff. Legacy, 202. 490 Букв. " одинокой природой " " . Ср. Василий. Против Евномия 3, 7, 45; О Святом Духе 45, 32. 491 Термин, указывающий на монастырь вообще, а не на женский монастырь (так же, как и термин partheneia указывает на " " девство " " вообще). 492 Четыре термина, из которых первый (asktrion) означает одинокую келлию для упражнения в аскетической жизни, второй (monastrion) - монашескую келлию или небольшой монастырь, третий (koinnikos) - большой общежительный монастырь, четвертый (migas, букв. " смешанный " " ) - монастырь внутри города или селения. 493 " Философия " " — здесь: уединение, пустынножительство. 494 Сл. 43, 62, 1–30; 258–260=1.641–642. 495 Сл. 2, 6, 9–7, 13; SC 247, 94–96=Сл. 3; 1.25–26. 496 О понимании этих обетов Василием Великим см. Gribomont. Basile I, 38. 497 Сл. 2, 6; SC 247, 94=Сл. 3; 1.25. 498 Сл. 2, 100, 7–8; SC 247, 220=1.59. 499 Сл. 36, 6, 14–17; SC 318, 254=1.505–506. 500 В его время, кстати, монашество еще не было институционально оформлено, и место монашества внутри Церкви не было четко определено. Попыткой такого " " оформления " " стали Правила Василия Великого, однако и в них речь не шла о монашестве как определенном институте внутри Церкви. 501 Сл. 3, 1, 3–6; SC 247, 242=Сл. 2; 1.20. 502 Сл. 26, 7, 8–16; SC 284, 240–242=1.376–377. 503 Наставления подвижнические 5 (PG 31, 1360 B). 504 Жизнь Макрины (PG 46, 997 A). 505 Илиада 16, 235. 506 Сл. 4, 71, 8–29; SC 309, 182–184=1.91. Ср. Евр.11:33. 507 Сл. 6, 2, 6–22; SC 405, 122–124=1.146. 508

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010