Сл. 32, 9, 13–16; SC 318, 104=1.467. 998 Ср. Сл. 40, 8, 1–2; SC 358, 212=1.547: " …мы являемся двойными по естеству, т. е. (состоящими) из души и тела, из естества видимого и невидимого… " Дихотомизм человеческой природы является традиционной христианской темой (ср. Мф. 26:41; Ин. 6:63; Гал. 5:17 и др.). О дихотомизме Григория см. Ellverson. Nature, 17ff. 999 Эта идея встречается у Демокрита, Галена, Филона Александрийского и др. 1000 Ср. Быт. 1:27; 2:7. 1001 О человеке как посреднике между Богом и тварным миром см. Филон Александрийский. О добродетелях 9. 1002 Сл. 38, 11, 8–19; SC 358, 124–126=1.527. Тот же текст в Сл. 45, 7; PG 36, 632=1.665. Ср. также PG 37, 688–689=2.179. 1003 Сл. 7, 22, 22–27; SC 405, 238=1.174. 1004 Сл. 7, 23, 6–10; 238–240=1.174. 1005 PG 37, 1354=2.67. 1006 PG 37, 1555=2.260. 1007 Ср. 2 Кор. 4:4; Кол. 1:15; 1 Кор. 11:7; Фил. 2:6 и др. 1008 Ср. Быт. 1:27. 1009 Подробнее об этом см. Керн. Антропология, 354–355. 1010 О душе как образе Божием см. PG 37, 688=2.179; PG 37, 447=2.31. 1011 PG 37, 451–452=2.33. Тот же текст в PG 37, 528–539=2.135. 1012 PG 37, 690=2.179. 1013 PG 37, 446=2.31. 1014 PG 37, 447=2.31. 1015 См. Платон. Федон 62b; Кратил 400c; Горгий 493a. 1016 Ср. его Письмо 33; ed. Gallay, 28=2.523: " …в мысль о смерти, как говорит Платон, обращая здешнюю жизнь, и, насколько возможно, отрешая душу от тела (smatos), или, говоря по–платоновски, от гроба (smatos) " . 1017 Критика пифагорейского учения о метемпсихозе, заимствованного Платоном, содержится, в частности, у Иринея Лионского (Против ересей 2, 33–34). 1018 Иксион — герой греческой мифологии, который в наказание за нечестие был в тартаре привязан к вечно вращающемуся колесу. 1019 PG 37, 447–450=2.31–33. 1020 Сл. 28, 22,1–40; SC 250, 144–148=1.405–406. 1021 PG 37, 1327=2.97. Ср. Ириней Лионский. Против ересей 4, 20, 7: " Слава Божия есть человек живущий " " . 1022 PG 37, 678=2.40–41. 1023 PG 37, 454=2.34. 1024 PG 37, 1355=2.67. 1025 В главе IV нашей книги специальный раздел будет посвящен учению Григория об обожении. 1026 |
Законы 10, 889b. 955 Стоики говорили о " " сперматическом логосе " " (logos spermatikos), семена которого рассеяны по всему миру. В раннехристианской литературе (у Иустина, Климента Александрийского и др.) этот " " логос " " был отождествелен с Христом — Божественным Логосом, Который еще до Своего Воплощения действовал не только в израильском народе, но и в языческой среде. Иустин–философ говорил о причастности Логосу всего рода человеческого, в котором посеяно семя Его. Античные философы (Сократ, Гераклит и др.), а также некоторые поэты жили в согласии с Логосом и творили под Его воздействием. В этом смысле они были христианами до Христа. Такое представление примиряло всю дохристианскую историю человечества с христианством. См. Иустин. Апология I,46; Апология II,8. 956 Идея " " единодушия " " (sympnoia) четырех элементов имеет стоическое происхождение. 957 Имеются в виду рассуждения Платона о душе: ср. Платон. Законы 10, 896a-897c. В тексте Григория нет буквальной цитаты из Платона и остается неясным, к чему относятся слова " " хвалю сказавшего это " " — к тому ли, что следовало до, или что следует после этой похвалы. 958 Сл. 28, 16, 1–25; 132–134=1.401–402. Сходные рассуждения содержатся в 6–м Огласительном слове св. Кирилла Иерусалимского. 959 Сл. 14, 33; PG 35, 901–904. 960 PG 37, 425=2.27. 961 PG 37, 427=2.28. 962 PG 37, 425=2.27–28. 963 PG 37, 432=2.128. 964 PG 37, 1008=2.64. 965 Под " " педагогикой " " ( " детоводительством " " ), очевидно, понимается Ветхий Завет (ср. Гал. 3:24), под " " совершенством " " — Новый. 966 Ср. 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15. 967 Сл. 32, 22, 14–23, 5; 132–134=1.475. 968 Ср. Meyendorff. Byzantine Theology, 129–131. 969 Против ариан 1, 20 (PG 26, 53)=рус. пер. т. 2, с. 202. 970 Сл. 42, 17,8–10; SC 384, 86=1.596. Отголосок арианской фразы " " Было, когда не было (Сына) " . 971 Сл. 34, 8, 1–7; SC 318, 212=1.495. 972 Сл. 34, 8, 16–17; 212=1.496. 973 Ср. Быт. 1:4; 1:10; 1:12 и т. д. 974 Сл. 38, 9, 1–10, 14 (9, 1–5; 10, 3–14); SC 358, 120–124=1.526. 975 |
Ed. C. Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi (Venice, 1872), V, 442. Address to His Negligent Disciples, p. 146. См. В. Tatakis, La philosophic byzantine (Paris: Alcan, 1949), p. 199. Michael Psellos, On the Character of Some Wntings, ed. J. F. Boissonade, P. 52. Консул философов (греч.) CM. J. Gouillard, Synodikon, p. 56—60,188—202. Порядок (лат.). По-русски — чин богослужения. (Тут имеется в виду наличие нескольких «ордо» в римско-католической церкви.) Обожение (греч.). Evagrius Ponticus, Praktikos; PG 40:1272—1276. Pseudo-Nilus (Evagrius), De Oratione, 84; PG 79:1185в. Там же, 52. Там же, 34л. Там же, 11. Macarius of Egypt, Нот., 11, 1; ed. Domes, p. 96—97, Там же, 15, 20; p. 139. Там же, 11, 11; р. 103. Там же, 1, 12; р. 12. Diadochus, Сар. 77. 78; ed. ?. des Places, SC, 5 bis (Paris: Cerf, 1955),p. 135—136. Там же, 85; р. 144—145. См. там же, 31, 32, 61, 88. John Climacus, The Ladder of Paradise, Degree 28; PG 88:1112c. Там же, слово 27; PG 88:1097лв. О Евагрии и Максиме см. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Lund: Gleerup, 1965) p. 317—325. «Братская» (христианская) любовь (греч.). CM. Lossky, Vision of Cod, p. 9—10. Anastasius Bibliothecarius, Preface to the Eighth Council, Mansi XVI, 6 И.Ошер, ред. — в изд.: OnentChr 12 (1928), 45. ymeon the New Theologian, Cat. II; ed. B. Krivocheine, Symeon le Nou-veau Theologien, Catecheses, SC 96 (Paris: Cerf, 1963), p. 421—424. CM. J. Darrouzes, SC 122, Introduction, p. 26. Symeon the New Theologian, Cai. VI, ed. Krivocheine, p. 358—368. Symeon the New Theologian, Euch. 2; ed. Krivocheine, p. 47—73. Cat. 29; ed. Krivocheine, p. 166—190. Cap. Eth.. 6; ed. Darrouzes, p. 406—454. Gregory Palamas, Triads, I, 2; ed. J. Meyendorff, Defense des saint» hesychastes, Specilegium Sacrum Lovaniense 30 (Louvain, 1959), p. 99. В русском варианте: «…помилуй мя, грешнаго». Английскую фразу можно перевести: «…смилуйся надо мною» или «имей милость на мне» (но таким же английским оборотом переводится и «Кирие элейсон»). |
Moreschini. Luce C.Moreschini. Luce e purificazione nella dottrina di Gregorio Nazianzeno.– Augustinianum 13. P.535–549. Moreschini. Platonismo C.Moreschini. Il platonismo christiano di Gregorio Nazianzeno.– Annali délia Scuola Normale Superiore di Pisa III, 4. 1974. P. 1347–1392. Moreschini. SC 358 C.Moreschini. Introduction.– Grégoire de Nazianze. Discours 38–41. SC 358. 1990. P.8–101. Morris. Saint R.Morris. The Political Saint of the Eleventh Century.– The Byzantine Saint. Ed. S.Hackel. London, 1981. P.43–50. Murray. Symbols R.Murray. Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. Nellas. Deification P.Nellas. Deification in Christ. New York, 1987. Noret. Grégoire J.Noret. Grégoire de Nazianze, l " auteur le plus cité, après la Bible, dans la littérature ecclésiastique byzantine.– II Symposium Nazianzenum. Paderborn – München – Wien – Zurich. 1983. P.259–266. Oikonomidès. Listes N.Oikonomidès. Les listes de préséances byzantines des IX e et X e siècles. Paris, 1972. Ostrogorsky. History G.Ostrogorsky. History of the Byzantine State. 5th éd. Oxford, 1993. Pares. Russia B.Pares. A History of Russia. London, 1936. Pargoire. Eglise J.Pargoire. L " Eglise byzantine de 527 à 847. Paris, 1932. Pelikan. Light J.Pelikan. The Light of the World. New York, 1962. Pelikan. Spirit J.Pelikan. Christian Tradition. Vol.11: The Spirit of Eastern Christendom (600–1700). Chicago, 1977. Perczel. Parallèles – J.Perczel. Parallèles entre Syméon le Nouveau Théologien et Denys PAréopagite.– Denys l " Aréo-pagite et sa postérité en Orient et en Occident. Colloque du Centre National de la Recherche Scientifique. Paris, 21–24 September 1994. Petit. Documents LPetit. Documents inédits sur le concile de 1166 et ses derniers adversaires.– Византийский временник 11. СПб., 1904. Cc.479–493. Pitra. Monumenta, II J.B.Pitra. luris ecclesiastic! graecorum historia et monumenta. Т.П. Roma, 1868. Places. Catéchèse E. des Places. Une Catéchèse inédite de Diadoque de Photicé.– RSR 40. 1952. P.129–138. |
752 Devreesse R. La vie de S. Maxime le confesseur et ses récensions//AB. 46. 1928. P. 22, строка 6 (=BHG §1234). 753 PG 4, 141C. В аутентичности этого текста нет причин сомневаться, см. Balthasar H. U. von Das Problem der Dionysius-Scholien//Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus» des Bekenners, 2nd ed. Einsiedeln, 1961. S. 644–672. 755 Mateos J. Typicon 2,31–33, прим. 2, 38–39, 78–79 и прим. 6, index, 300; Arranz М. Sacrements I, особ. 1.1–8; Arranz M. Evolution des rites d " incorporation et de réadmission dans l " Eglise selon l " Euchologe byzantin//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences S.-Serge, XXIVe Semaine d " études liturgiques, Paris, 28 juin-1 juillet 1977. BELS. 14. Rome, 1978. P. 37–53. 756 Mateos M. Typicon; Праксапостол по списку Dresden A 104 приводится: Дмитриевский А. А. Типиконы. С. 154–56; См. Arranz М. Sacrements I, 4–5, 43–49, 64, 377–397. 759 Miller T. S. The Orphans of Byzantium: Child Welfare in the Christian Empire. Washington (DC), 2003. P. 224. 760 Григорий Назианзин (ок. 330 – †390) Слово 40, 28; но Слово 40, 17 советует крестить новорожденных младенцев: Grégoire de Nazianze Discours 38–41/Moreschini C. (ed.)//SC. Vol. 358. Paris, 1990. P. 262–265, 232–235; Житие преп. Елизаветы Константинопольской (до 591 г.), Halkin F. Sainte Elizabeth d " Héraclée, abbesse à Constantinople//AB. Vol. 91. 1973. P. 249–264, здесь 255–256 (=BHG §2121); and Reg. §592 (886–893 it.) and §972.1 (1094 г.). Д. Райт (Wright. P. 389–394) рассматривает этот вопрос и приводит всю необходимую литературу (первичную и вторичную); богословское обоснование: Baun J. The Fate of Babies Dying before Baptism in Byzantium//Studies in Church History. Vol. 31. 1994. P. 115–25. 767 Об этой интерполяции см. Palladios Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome/Malingrey A.-M. (ed.)//SC. Vol. 342. Paris, 1988. P. 55–58. 768 Т.е над ними еще не были совершены чины христианского посвящения, состоящие из Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 769 SC 342, 82–87, строки 150–164; См. Van de Paverd F. Messliturgie. P. 533–534. Одежды принадлежала женщинам, которые в обнаженном виде ожидали таинства Крещения. Здесь приведен русский перевод по изданию: Диалог Палладия, еп. Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста./Перевод, вступительная статья и комментарий А. С. Балаховской. Москва: ИМЛИ РАН, 2002. |
Григорий Богослов . Письма богословские Gregoire de Nazianze. Trois lettres theologiques. Ed. P.Gallay. SC 250. Paris, 1974. Григорий Богослов . Слова 1–5; 20–43 Gregoire de Nazianze. Discours. Ed. J.Bernardi, J.Mossay, P.Gallay, C.More-schini. SC 247 (1–3), 309 (4–5), 270 (20–23), 284 (24–26), 250 (27–31), 318 (32–37), 358 (38–41), 384 (42–43). Paris, 1978–1992. Григорий Богослов . Слова 6–19; 44–45 Orationes. PG 35–36. Григорий Нисский . Большое огласительное слово The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa. Ed. J.H.Strawley. Cambridge, 1903. Григорий Нисский . На Песнь Песней Gregorii Nysseni Opera VÏ In Canticum Canticorum. Hrsg. von H.Langerbeck. Leiden, 1960. Григорий Нисский . О Блаженствах Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Hrsg. von J.F.Callahan. Leiden – New York – Köln, 1992. S.77–170. Григорий Нисский . О Божестве Сына и Духа De deitate Filii et Spiritu Sancti. PG 46, 553–576. Григорий Нисский . О жизни Моисея Gregorii Nysseni Opera VII, 1: De vita Moysis. Hrsg. von H.Musurillo. Leiden, 1964. Григорий Нисский . О молитве Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Hrsg. von J.F.Callahan. Leiden – New York – Köln, 1992. S.5–74. Григорий Нисский . О святом Ефреме In sancti Ephraim. PG 46. 820–849 (dubia). Григорий Нисский . О судьбе Gregorii Nysseni Opera III, 2: Opera dogmatica minora. Part 2. Hrsg. von J.-K.Downing, J.A.McDonough, H.Hörner. Leiden – New York – Köln, 1987. Григорий Нисский . Об образе и подобии Божием Ad imaginem Dei et ad similitudinem, PG 44, 1328–1345 (dubia). Григорий Нисский . Об устроении человека De opificio hominis. PG 44, 124–256. Григорий Нисский . Против Евномия Gregorii Nysseni Opera I-IÏ Contra Eunomium libri. Hrsg. von W.Jaeger. Leiden, 1960. Григорий Нисский . Против тех, кто откладывает святое Крещение Adversus eos qui baptismum differunt. PG 46, 416ff. Григорий Нисский . Слово против Ария и Савеллия Gregorii Nysseni Opera III, Ï Opera dogmatica minora. Part 1. Hrsg. von F.Mueller. Leiden, 1958. |
1353. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, XI, 6//Vol. 1, p. 222: 14–18 Such la; PG 3, 953 D – 956 A. 1354. Издатели выделяют эти слова курсивом как заглавие сочинения («К аномеям»). 1355. Свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 19–20 Rhein; PG 46, 573 D – 576 A. 1356. В оригинале: ς γρ μες φαμεν τι θεα φσις νομα σημαντικν οκ χει αυτς μν ο χει (выделенные нами курсивом слова опущены или изменены при цитации). 1357. Читаем вместе с PG и Rhein’oм ατ (в ΓΠΣ и в одной рукописи Нисского – ατη). 1358. Ср.: свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 11–17 Rhein; PG 46, 573 D. 1359. Изменение родов при повторе выражения в оригинале (να μ δο τ κτιστα δο κτιστοι θετητες) трудно переводимо на русский язык. 1360. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXIX о Сыне (Богословское 3), 6//P. 138: 24 Barbel; SC 250, p. 188: 27 Gallay; PG 36, 81 B. 1361. Следующий ниже перечень ересей ср. с Опровержениями Акиндина свт. Григория Паламы (I, 7, 15–46; рус. пер. см. выше). Об историческом контексте появления подобных перечней с обеих сторон (сторонников и противников свт. Григория Паламы) см. в предисловии. (Примечания без звездочки или отмеченные сокращением «Изд.» принадлежат В. С. Псевтонгасу, все прочие – переводчику.) 1362. Далее начала всюду единообразные, но ради гладкости языка мы иногда переводим причастие «говорящих» как «называющих» или (при наличии отрицания) «отрицающих». 1363. Впервые в введении «высшего и низшего» божеств (высшей сущности и низшей энергии) обвинил свт. Григория Паламу Григорий Акиндин на основании неосторожного высказывания Паламы в третьем письме к Акиндину. В данном опровержении автор переадресовывает обвинение своим оппонентам. 1364. Здесь рукописи начинают счет второй ереси, так что всего их оказывается не 40, как в ΓΠΣ, а 41. 1365. См.: Быт. 18, 1 (Изд.), Дан. 7, 9 и др. (Пер.). 1366. Свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 6//SC 358, р. 208: 18–19 Moreschini; PG 36, 365 А (Изд.). Ср. выше, примеч. 424 (Пер.) |
идет гораздо дальше покорности судьбе и мировому закону, указывая дорогу к личному блаженному бессмертию. 10. «О благотворении и милостыне» (De opere et eleemosynis; CPL, N 47; PL. 4. Col. 601-622; CSEL. Vol. 3/1. P. 371-394; CCSL. Vol. 3A. P. 55-72; SC. 440), написан либо одновременно с предыдущим ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 358; Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 1029), либо несколько позже (ок. 253-256, см.: Poirier. 1999. P. 21). В трактате говорится о необходимости оказывать помощь нуждающимся, больным и умирающим. Добрые дела необходимы для спасения; они вновь привлекают к нам милость (indulgentia) Божию (гл. 2), являются средством к умилостивлению и удовлетворению Бога и служат очищению от грехов, совершенных после крещения (гл. 5). Содержащиеся в начале и заключении трактата обращения к «дражайшим братьям» (главы 1, 26) могут указывать на изначальную форму гомилии, к-рую К. впосл. отредактировал и опубликовал в виде письменного текста (Ibid. P. 23). Трактат пользовался в древности большой популярностью; неск. цитат из него были включены в деяния Вселенского III Собора ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 358-359). 11. «О благе терпения» (De bono patientiae; CPL, N 48; PL. 4. Col. 621-638; CSEL. Vol. 3/1. P. 395-415; CCSL. Vol. 3A. P. 118-133; SC. 291. P. 180-246), возможно, также изначально представлял собой гомилию, произнесенную в 1-й пол. 256 г., на что указывает обращение к «возлюбленным братьям», содержащееся во вступлении и в заключении; впосл. гомилия была переделана в небольшой трактат (libellus), к-рый К. отправил своему корреспонденту еп. Юбаяну вместе с посланием о крещении еретиков ( Cypr. Carth. Ep. 73. 26), датируемым летом того же года ( Molager. 1982. P. 132, 135; Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 1029). Здесь ощущается сильное влияние трактата Тертуллиана «De patientia». К. рассматривает терпение в качестве важнейшей христианской добродетели, к-рая происходит от Бога; она отличается от стоического бесстрастия (главы 1-3). |
Она скончалась вскоре после Григория–старшего. 144 Пс. 26:10. 145 Письмо 80; ed. Gallay, 71=2.460. 146 Письмо 76; ed. Gallay, 65–66=2.460. 147 Слово 43. 148 Ср. PG 37, 1071–1072=2.363. 149 Ср. Ruether. Gregory, 42. 150 PG 37, 1074=2.364. 151 PG 37, 1075–1076=2.364. 152 Письмо 77; ed. Gallay, 66=2.463. 153 PG 37, 1251=2.404. 154 PG 37, 1292=2.406. 155 Письмо 95; ed. Gallay, 79=2.468. 156 PG 37, 1306=2.112. 157 Сократ. Церк. ист. 5,5; Созомен. Церк. ист. 7,3. 158 Феодорит. Церк. ист. 5,3. 159 PG 37, 1076–1079=2.364–365. 160 См. Слово 25. О том, что Максим и Ирон — одно и то же лицо, свидетельствует бл. Иероним, который говорит о Слове 25–м следующее: " Похвальное Слово Максиму–философу, по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправделиво заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима, как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время — порицать " " (О знам. мужах 117). Подробнее об Ироне–Максиме см у Mossay. SC 284, 120–141. Ср. Hauser-Meury. Prosopographie, 119–121. 161 Максим носил белый философский плащ и длинную шевелюру. 162 Греческое слово " " киник " " (циник) созвучно слову kyn (собака). 163 Сл. 25, 2, 1–24; SC 284, 158–160=1.358–359. 164 PG 37, 1085=2.367. 165 Ср. PG 37, 1088=2.368. 166 PG 37, 1087=2.368. 167 Впрочем, для профессионального ритора не представляло трудности представить один и тот же предмет сначала в положительном, затем в отрицательном свете: это было одно из классических упражнений на занятиях риторикой. 168 PG 37, 1081–1083=2.366–367. 169 Т. е. людей сомнительной веры. 170 PG 37, 1090–1093=2.369–370. Намек на распутный образ жизни, который Максим вел в Коринфе. 171 PG 37, 1095–1097=2.370–371. 172 PG 37, 1339–1344=2.267–269. 173 Не приходится сомневаться в том, что Григорий сам внимательно следил за подготовкой всех своих сочинений к публикации — собирал их в книги, отдавал переписчикам, рассылал копии друзьям. 174 |
142. PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143. Она скончалась вскоре после Григория–старшего. 144. Пс. 26:10. 145. Письмо 80; ed. Gallay, 71=2.460. 146. Письмо 76; ed. Gallay, 65–66=2.460. 147. Слово 43. 148. Ср. PG 37, 1071–1072=2.363. 149. Ср. Ruether. Gregory, 42. 150. PG 37, 1074=2.364. 151. PG 37, 1075–1076=2.364. 152. Письмо 77; ed. Gallay, 66=2.463. 153. PG 37, 1251=2.404. 154. PG 37, 1292=2.406. 155. Письмо 95; ed. Gallay, 79=2.468. 156. PG 37, 1306=2.112. 157. Сократ. Церк. ист. 5,5; Созомен. Церк. ист. 7,3. 158. Феодорит. Церк. ист. 5,3. 159. PG 37, 1076–1079=2.364–365. 160. См. Слово 25. О том, что Максим и Ирон — одно и то же лицо, свидетельствует бл. Иероним, который говорит о Слове 25–м следующее: " Похвальное Слово Максиму–философу, по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправделиво заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима, как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время — порицать " " (О знам. мужах 117). Подробнее об Ироне–Максиме см у Mossay. SC 284, 120–141. Ср. HauserMeury. Prosopographie, 119–121. 161. Максим носил белый философский плащ и длинную шевелюру. 162. Греческое слово " " киник " " (циник) созвучно слову kyn (собака). 163. Сл. 25, 2, 1–24; SC 284, 158–160=1.358–359. 164. PG 37, 1085=2.367. 165. Ср. PG 37, 1088=2.368. 166. PG 37, 1087=2.368. 167. Впрочем, для профессионального ритора не представляло трудности представить один и тот же предмет сначала в положительном, затем в отрицательном свете: это было одно из классических упражнений на занятиях риторикой. 168. PG 37, 1081–1083=2.366–367. 169. Т. е. людей сомнительной веры. 170. PG 37, 1090–1093=2.369–370. Намек на распутный образ жизни, который Максим вел в Коринфе. 171. PG 37, 1095–1097=2.370–371. 172. PG 37, 1339–1344=2.267–269. 173. Не приходится сомневаться в том, что Григорий сам внимательно следил за подготовкой всех своих сочинений к публикации — собирал их в книги, отдавал переписчикам, рассылал копии друзьям. |
| |