Сл. 32, 9, 13–16; SC 318, 104=1.467. 998 Ср. Сл. 40, 8, 1–2; SC 358, 212=1.547: " …мы являемся двойными по естеству, т. е. (состоящими) из души и тела, из естества видимого и невидимого… " Дихотомизм человеческой природы является традиционной христианской темой (ср. Мф. 26:41; Ин. 6:63; Гал. 5:17 и др.). О дихотомизме Григория см. Ellverson. Nature, 17ff. 999 Эта идея встречается у Демокрита, Галена, Филона Александрийского и др. 1000 Ср. Быт. 1:27; 2:7. 1001 О человеке как посреднике между Богом и тварным миром см. Филон Александрийский. О добродетелях 9. 1002 Сл. 38, 11, 8–19; SC 358, 124–126=1.527. Тот же текст в Сл. 45, 7; PG 36, 632=1.665. Ср. также PG 37, 688–689=2.179. 1003 Сл. 7, 22, 22–27; SC 405, 238=1.174. 1004 Сл. 7, 23, 6–10; 238–240=1.174. 1005 PG 37, 1354=2.67. 1006 PG 37, 1555=2.260. 1007 Ср. 2 Кор. 4:4; Кол. 1:15; 1 Кор. 11:7; Фил. 2:6 и др. 1008 Ср. Быт. 1:27. 1009 Подробнее об этом см. Керн. Антропология, 354–355. 1010 О душе как образе Божием см. PG 37, 688=2.179; PG 37, 447=2.31. 1011 PG 37, 451–452=2.33. Тот же текст в PG 37, 528–539=2.135. 1012 PG 37, 690=2.179. 1013 PG 37, 446=2.31. 1014 PG 37, 447=2.31. 1015 См. Платон. Федон 62b; Кратил 400c; Горгий 493a. 1016 Ср. его Письмо 33; ed. Gallay, 28=2.523: " …в мысль о смерти, как говорит Платон, обращая здешнюю жизнь, и, насколько возможно, отрешая душу от тела (smatos), или, говоря по–платоновски, от гроба (smatos) " . 1017 Критика пифагорейского учения о метемпсихозе, заимствованного Платоном, содержится, в частности, у Иринея Лионского (Против ересей 2, 33–34). 1018 Иксион — герой греческой мифологии, который в наказание за нечестие был в тартаре привязан к вечно вращающемуся колесу. 1019 PG 37, 447–450=2.31–33. 1020 Сл. 28, 22,1–40; SC 250, 144–148=1.405–406. 1021 PG 37, 1327=2.97. Ср. Ириней Лионский. Против ересей 4, 20, 7: " Слава Божия есть человек живущий " " . 1022 PG 37, 678=2.40–41. 1023 PG 37, 454=2.34. 1024 PG 37, 1355=2.67. 1025 В главе IV нашей книги специальный раздел будет посвящен учению Григория об обожении. 1026

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Законы 10, 889b. 955 Стоики говорили о " " сперматическом логосе " " (logos spermatikos), семена которого рассеяны по всему миру. В раннехристианской литературе (у Иустина, Климента Александрийского и др.) этот " " логос " " был отождествелен с Христом — Божественным Логосом, Который еще до Своего Воплощения действовал не только в израильском народе, но и в языческой среде. Иустин–философ говорил о причастности Логосу всего рода человеческого, в котором посеяно семя Его. Античные философы (Сократ, Гераклит и др.), а также некоторые поэты жили в согласии с Логосом и творили под Его воздействием. В этом смысле они были христианами до Христа. Такое представление примиряло всю дохристианскую историю человечества с христианством. См. Иустин. Апология I,46; Апология II,8. 956 Идея " " единодушия " " (sympnoia) четырех элементов имеет стоическое происхождение. 957 Имеются в виду рассуждения Платона о душе: ср. Платон. Законы 10, 896a-897c. В тексте Григория нет буквальной цитаты из Платона и остается неясным, к чему относятся слова " " хвалю сказавшего это " " — к тому ли, что следовало до, или что следует после этой похвалы. 958 Сл. 28, 16, 1–25; 132–134=1.401–402. Сходные рассуждения содержатся в 6–м Огласительном слове св. Кирилла Иерусалимского. 959 Сл. 14, 33; PG 35, 901–904. 960 PG 37, 425=2.27. 961 PG 37, 427=2.28. 962 PG 37, 425=2.27–28. 963 PG 37, 432=2.128. 964 PG 37, 1008=2.64. 965 Под " " педагогикой " " ( " детоводительством " " ), очевидно, понимается Ветхий Завет (ср. Гал. 3:24), под " " совершенством " " — Новый. 966 Ср. 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15. 967 Сл. 32, 22, 14–23, 5; 132–134=1.475. 968 Ср. Meyendorff. Byzantine Theology, 129–131. 969 Против ариан 1, 20 (PG 26, 53)=рус. пер. т. 2, с. 202. 970 Сл. 42, 17,8–10; SC 384, 86=1.596. Отголосок арианской фразы " " Было, когда не было (Сына) " . 971 Сл. 34, 8, 1–7; SC 318, 212=1.495. 972 Сл. 34, 8, 16–17; 212=1.496. 973 Ср. Быт. 1:4; 1:10; 1:12 и т. д. 974 Сл. 38, 9, 1–10, 14 (9, 1–5; 10, 3–14); SC 358, 120–124=1.526. 975

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   Ed. C. Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi (Venice, 1872), V, 442.    Address to His Negligent Disciples, p. 146.    См. В. Tatakis, La philosophic byzantine (Paris: Alcan, 1949), p. 199.    Michael Psellos, On the Character of Some Wntings, ed. J. F. Boissonade, P. 52.    Консул философов (греч.)    CM. J. Gouillard, Synodikon, p. 56—60,188—202.    Порядок (лат.). По-русски — чин богослужения. (Тут имеется в виду наличие нескольких «ордо» в римско-католической церкви.)    Обожение (греч.).    Evagrius Ponticus, Praktikos; PG 40:1272—1276.    Pseudo-Nilus (Evagrius), De Oratione, 84; PG 79:1185в.    Там же, 52.    Там же, 34л.    Там же, 11.    Macarius of Egypt, Нот., 11, 1; ed. Domes, p. 96—97,    Там же, 15, 20; p. 139.    Там же, 11, 11; р. 103.    Там же, 1, 12; р. 12.    Diadochus, Сар. 77. 78; ed. ?. des Places, SC, 5 bis (Paris: Cerf, 1955),p. 135—136.    Там же, 85; р. 144—145.    См. там же, 31, 32, 61, 88.    John Climacus, The Ladder of Paradise, Degree 28; PG 88:1112c.    Там же, слово 27; PG 88:1097лв.    О Евагрии и Максиме см. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Lund: Gleerup, 1965) p. 317—325.    «Братская» (христианская) любовь (греч.).    CM. Lossky, Vision of Cod, p. 9—10.    Anastasius Bibliothecarius, Preface to the Eighth Council, Mansi XVI, 6    И.Ошер, ред. — в изд.: OnentChr 12 (1928), 45.    ymeon the New Theologian, Cat. II; ed. B. Krivocheine, Symeon le Nou-veau Theologien, Catecheses, SC 96 (Paris: Cerf, 1963), p. 421—424.    CM. J. Darrouzes, SC 122, Introduction, p. 26.    Symeon the New Theologian, Cai. VI, ed. Krivocheine, p. 358—368.    Symeon the New Theologian, Euch. 2; ed. Krivocheine, p. 47—73.    Cat. 29; ed. Krivocheine, p. 166—190.    Cap. Eth.. 6; ed. Darrouzes, p. 406—454.    Gregory Palamas, Triads, I, 2; ed. J. Meyendorff, Defense des saint» hesychastes, Specilegium Sacrum Lovaniense 30 (Louvain, 1959), p. 99.    В русском варианте: «…помилуй мя, грешнаго». Английскую фразу можно перевести: «…смилуйся надо мною» или «имей милость на мне» (но таким же английским оборотом переводится и «Кирие элейсон»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Moreschini. Luce ­­ C.Moreschini. Luce e purificazione nella dottrina di Gregorio Nazianzeno.– Augustinianum 13. P.535–549. Moreschini. Platonismo ­­ C.Moreschini. Il platonismo christiano di Gregorio Nazianzeno.– Annali délia Scuola Normale Superiore di Pisa III, 4. 1974. P. 1347–1392. Moreschini. SC 358 ­­ C.Moreschini. Introduction.– Grégoire de Nazianze. Discours 38–41. SC 358. 1990. P.8–101. Morris. Saint ­­ R.Morris. The Political Saint of the Eleventh Century.– The Byzantine Saint. Ed. S.Hackel. London, 1981. P.43–50. Murray. Symbols ­­ R.Murray. Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. Nellas. Deification ­­ P.Nellas. Deification in Christ. New York, 1987. Noret. Grégoire ­­ J.Noret. Grégoire de Nazianze, l " auteur le plus cité, après la Bible, dans la littérature ecclésiastique byzantine.– II Symposium Nazianzenum. Paderborn – München – Wien – Zurich. 1983. P.259–266. Oikonomidès. Listes ­­ N.Oikonomidès. Les listes de préséances byzantines des IX e et X e siècles. Paris, 1972. Ostrogorsky. History ­­ G.Ostrogorsky. History of the Byzantine State. 5th éd. Oxford, 1993. Pares. Russia ­­ B.Pares. A History of Russia. London, 1936. Pargoire. Eglise ­­ J.Pargoire. L " Eglise byzantine de 527 à 847. Paris, 1932. Pelikan. Light ­­ J.Pelikan. The Light of the World. New York, 1962. Pelikan. Spirit ­­ J.Pelikan. Christian Tradition. Vol.11: The Spirit of Eastern Christendom (600–1700). Chicago, 1977. Perczel. Parallèles – J.Perczel. Parallèles entre Syméon le Nouveau Théologien et Denys PAréopagite.– Denys l " Aréo-pagite et sa postérité en Orient et en Occident. Colloque du Centre National de la Recherche Scientifique. Paris, 21–24 September 1994. Petit. Documents ­­ LPetit. Documents inédits sur le concile de 1166 et ses derniers adversaires.– Византийский временник 11. СПб., 1904. Cc.479–493. Pitra. Monumenta, II ­­ J.B.Pitra. luris ecclesiastic! graecorum historia et monumenta. Т.П. Roma, 1868. Places. Catéchèse ­­ E. des Places. Une Catéchèse inédite de Diadoque de Photicé.– RSR 40. 1952. P.129–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

752 Devreesse R. La vie de S. Maxime le confesseur et ses récensions//AB. 46. 1928. P. 22, строка 6 (=BHG §1234). 753 PG 4, 141C. В аутентичности этого текста нет причин сомневаться, см. Balthasar H. U. von Das Problem der Dionysius-Scholien//Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus» des Bekenners, 2nd ed. Einsiedeln, 1961. S. 644–672. 755 Mateos J. Typicon 2,31–33, прим. 2, 38–39, 78–79 и прим. 6, index, 300; Arranz М. Sacrements I, особ. 1.1–8; Arranz M. Evolution des rites d " incorporation et de réadmission dans l " Eglise selon l " Euchologe byzantin//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences S.-Serge, XXIVe Semaine d " études liturgiques, Paris, 28 juin-1 juillet 1977. BELS. 14. Rome, 1978. P. 37–53. 756 Mateos M. Typicon; Праксапостол по списку Dresden A 104 приводится: Дмитриевский А. А. Типиконы. С. 154–56; См. Arranz М. Sacrements I, 4–5, 43–49, 64, 377–397. 759 Miller T. S. The Orphans of Byzantium: Child Welfare in the Christian Empire. Washington (DC), 2003. P. 224. 760 Григорий Назианзин (ок. 330 – †390) Слово 40, 28; но Слово 40, 17 советует крестить новорожденных младенцев: Grégoire de Nazianze Discours 38–41/Moreschini C. (ed.)//SC. Vol. 358. Paris, 1990. P. 262–265, 232–235; Житие преп. Елизаветы Константинопольской (до 591 г.), Halkin F. Sainte Elizabeth d " Héraclée, abbesse à Constantinople//AB. Vol. 91. 1973. P. 249–264, здесь 255–256 (=BHG §2121); and Reg. §592 (886–893 it.) and §972.1 (1094 г.). Д. Райт (Wright. P. 389–394) рассматривает этот вопрос и приводит всю необходимую литературу (первичную и вторичную); богословское обоснование: Baun J. The Fate of Babies Dying before Baptism in Byzantium//Studies in Church History. Vol. 31. 1994. P. 115–25. 767 Об этой интерполяции см. Palladios Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome/Malingrey A.-M. (ed.)//SC. Vol. 342. Paris, 1988. P. 55–58. 768 Т.е над ними еще не были совершены чины христианского посвящения, состоящие из Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 769 SC 342, 82–87, строки 150–164; См. Van de Paverd F. Messliturgie. P. 533–534. Одежды принадлежала женщинам, которые в обнаженном виде ожидали таинства Крещения. Здесь приведен русский перевод по изданию: Диалог Палладия, еп. Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста./Перевод, вступительная статья и комментарий А. С. Балаховской. Москва: ИМЛИ РАН, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Григорий Богослов . Письма богословские ­­ Gregoire de Nazianze. Trois lettres theologiques. Ed. P.Gallay. SC 250. Paris, 1974. Григорий Богослов . Слова 1–5; 20–43 ­­ Gregoire de Nazianze. Discours. Ed. J.Bernardi, J.Mossay, P.Gallay, C.More-schini. SC 247 (1–3), 309 (4–5), 270 (20–23), 284 (24–26), 250 (27–31), 318 (32–37), 358 (38–41), 384 (42–43). Paris, 1978–1992. Григорий Богослов . Слова 6–19; 44–45 ­­ Orationes. PG 35–36. Григорий Нисский . Большое огласительное слово ­­ The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa. Ed. J.H.Strawley. Cambridge, 1903. Григорий Нисский . На Песнь Песней ­­ Gregorii Nysseni Opera VÏ In Canticum Canticorum. Hrsg. von H.Langerbeck. Leiden, 1960. Григорий Нисский . О Блаженствах ­­ Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Hrsg. von J.F.Callahan. Leiden – New York – Köln, 1992. S.77–170. Григорий Нисский . О Божестве Сына и Духа ­­ De deitate Filii et Spiritu Sancti. PG 46, 553–576. Григорий Нисский . О жизни Моисея ­­ Gregorii Nysseni Opera VII, 1: De vita Moysis. Hrsg. von H.Musurillo. Leiden, 1964. Григорий Нисский . О молитве ­­ Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Hrsg. von J.F.Callahan. Leiden – New York – Köln, 1992. S.5–74. Григорий Нисский . О святом Ефреме ­­ In sancti Ephraim. PG 46. 820–849 (dubia). Григорий Нисский . О судьбе ­­ Gregorii Nysseni Opera III, 2: Opera dogmatica minora. Part 2. Hrsg. von J.-K.Downing, J.A.McDonough, H.Hörner. Leiden – New York – Köln, 1987. Григорий Нисский . Об образе и подобии Божием ­­ Ad imaginem Dei et ad similitudinem, PG 44, 1328–1345 (dubia). Григорий Нисский . Об устроении человека ­­ De opificio hominis. PG 44, 124–256. Григорий Нисский . Против Евномия ­­ Gregorii Nysseni Opera I-IÏ Contra Eunomium libri. Hrsg. von W.Jaeger. Leiden, 1960. Григорий Нисский . Против тех, кто откладывает святое Крещение ­­ Adversus eos qui baptismum differunt. PG 46, 416ff. Григорий Нисский . Слово против Ария и Савеллия ­­ Gregorii Nysseni Opera III, Ï Opera dogmatica minora. Part 1. Hrsg. von F.Mueller. Leiden, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1353. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, XI, 6//Vol. 1, p. 222: 14–18 Such la; PG 3, 953 D – 956 A. 1354. Издатели выделяют эти слова курсивом как заглавие сочинения («К аномеям»). 1355. Свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 19–20 Rhein; PG 46, 573 D – 576 A. 1356. В оригинале: ς γρ μες φαμεν τι θεα φσις νομα σημαντικν οκ χει αυτς μν ο χει (выделенные нами курсивом слова опущены или изменены при цитации). 1357. Читаем вместе с PG и Rhein’oм ατ (в ΓΠΣ и в одной рукописи Нисского – ατη). 1358. Ср.: свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 11–17 Rhein; PG 46, 573 D. 1359. Изменение родов при повторе выражения в оригинале (να μ δο τ κτιστα δο κτιστοι θετητες) трудно переводимо на русский язык. 1360. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXIX о Сыне (Богословское 3), 6//P. 138: 24 Barbel; SC 250, p. 188: 27 Gallay; PG 36, 81 B. 1361. Следующий ниже перечень ересей ср. с Опровержениями Акиндина свт. Григория Паламы (I, 7, 15–46; рус. пер. см. выше). Об историческом контексте появления подобных перечней с обеих сторон (сторонников и противников свт. Григория Паламы) см. в предисловии. (Примечания без звездочки или отмеченные сокращением «Изд.» принадлежат В. С. Псевтонгасу, все прочие – переводчику.) 1362. Далее начала всюду единообразные, но ради гладкости языка мы иногда переводим причастие «говорящих» как «называющих» или (при наличии отрицания) «отрицающих». 1363. Впервые в введении «высшего и низшего» божеств (высшей сущности и низшей энергии) обвинил свт. Григория Паламу Григорий Акиндин на основании неосторожного высказывания Паламы в третьем письме к Акиндину. В данном опровержении автор переадресовывает обвинение своим оппонентам. 1364. Здесь рукописи начинают счет второй ереси, так что всего их оказывается не 40, как в ΓΠΣ, а 41. 1365. См.: Быт. 18, 1 (Изд.), Дан. 7, 9 и др. (Пер.). 1366. Свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 6//SC 358, р. 208: 18–19 Moreschini; PG 36, 365 А (Изд.). Ср. выше, примеч. 424 (Пер.)

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

идет гораздо дальше покорности судьбе и мировому закону, указывая дорогу к личному блаженному бессмертию. 10. «О благотворении и милостыне» (De opere et eleemosynis; CPL, N 47; PL. 4. Col. 601-622; CSEL. Vol. 3/1. P. 371-394; CCSL. Vol. 3A. P. 55-72; SC. 440), написан либо одновременно с предыдущим ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 358; Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 1029), либо несколько позже (ок. 253-256, см.: Poirier. 1999. P. 21). В трактате говорится о необходимости оказывать помощь нуждающимся, больным и умирающим. Добрые дела необходимы для спасения; они вновь привлекают к нам милость (indulgentia) Божию (гл. 2), являются средством к умилостивлению и удовлетворению Бога и служат очищению от грехов, совершенных после крещения (гл. 5). Содержащиеся в начале и заключении трактата обращения к «дражайшим братьям» (главы 1, 26) могут указывать на изначальную форму гомилии, к-рую К. впосл. отредактировал и опубликовал в виде письменного текста (Ibid. P. 23). Трактат пользовался в древности большой популярностью; неск. цитат из него были включены в деяния Вселенского III Собора ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 358-359). 11. «О благе терпения» (De bono patientiae; CPL, N 48; PL. 4. Col. 621-638; CSEL. Vol. 3/1. P. 395-415; CCSL. Vol. 3A. P. 118-133; SC. 291. P. 180-246), возможно, также изначально представлял собой гомилию, произнесенную в 1-й пол. 256 г., на что указывает обращение к «возлюбленным братьям», содержащееся во вступлении и в заключении; впосл. гомилия была переделана в небольшой трактат (libellus), к-рый К. отправил своему корреспонденту еп. Юбаяну вместе с посланием о крещении еретиков ( Cypr. Carth. Ep. 73. 26), датируемым летом того же года ( Molager. 1982. P. 132, 135; Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 1029). Здесь ощущается сильное влияние трактата Тертуллиана «De patientia». К. рассматривает терпение в качестве важнейшей христианской добродетели, к-рая происходит от Бога; она отличается от стоического бесстрастия (главы 1-3).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Она скончалась вскоре после Григория–старшего. 144 Пс. 26:10. 145 Письмо 80; ed. Gallay, 71=2.460. 146 Письмо 76; ed. Gallay, 65–66=2.460. 147 Слово 43. 148 Ср. PG 37, 1071–1072=2.363. 149 Ср. Ruether. Gregory, 42. 150 PG 37, 1074=2.364. 151 PG 37, 1075–1076=2.364. 152 Письмо 77; ed. Gallay, 66=2.463. 153 PG 37, 1251=2.404. 154 PG 37, 1292=2.406. 155 Письмо 95; ed. Gallay, 79=2.468. 156 PG 37, 1306=2.112. 157 Сократ. Церк. ист. 5,5; Созомен. Церк. ист. 7,3. 158 Феодорит. Церк. ист. 5,3. 159 PG 37, 1076–1079=2.364–365. 160 См. Слово 25. О том, что Максим и Ирон — одно и то же лицо, свидетельствует бл. Иероним, который говорит о Слове 25–м следующее: " Похвальное Слово Максиму–философу, по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправделиво заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима, как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время — порицать " " (О знам. мужах 117). Подробнее об Ироне–Максиме см у Mossay. SC 284, 120–141. Ср. Hauser-Meury. Prosopographie, 119–121. 161 Максим носил белый философский плащ и длинную шевелюру. 162 Греческое слово " " киник " " (циник) созвучно слову kyn (собака). 163 Сл. 25, 2, 1–24; SC 284, 158–160=1.358–359. 164 PG 37, 1085=2.367. 165 Ср. PG 37, 1088=2.368. 166 PG 37, 1087=2.368. 167 Впрочем, для профессионального ритора не представляло трудности представить один и тот же предмет сначала в положительном, затем в отрицательном свете: это было одно из классических упражнений на занятиях риторикой. 168 PG 37, 1081–1083=2.366–367. 169 Т. е. людей сомнительной веры. 170 PG 37, 1090–1093=2.369–370. Намек на распутный образ жизни, который Максим вел в Коринфе. 171 PG 37, 1095–1097=2.370–371. 172 PG 37, 1339–1344=2.267–269. 173 Не приходится сомневаться в том, что Григорий сам внимательно следил за подготовкой всех своих сочинений к публикации — собирал их в книги, отдавал переписчикам, рассылал копии друзьям. 174

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

142. PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143. Она скончалась вскоре после Григория–старшего. 144. Пс. 26:10. 145. Письмо 80; ed. Gallay, 71=2.460. 146. Письмо 76; ed. Gallay, 65–66=2.460. 147. Слово 43. 148. Ср. PG 37, 1071–1072=2.363. 149. Ср. Ruether. Gregory, 42. 150. PG 37, 1074=2.364. 151. PG 37, 1075–1076=2.364. 152. Письмо 77; ed. Gallay, 66=2.463. 153. PG 37, 1251=2.404. 154. PG 37, 1292=2.406. 155. Письмо 95; ed. Gallay, 79=2.468. 156. PG 37, 1306=2.112. 157. Сократ. Церк. ист. 5,5; Созомен. Церк. ист. 7,3. 158. Феодорит. Церк. ист. 5,3. 159. PG 37, 1076–1079=2.364–365. 160. См. Слово 25. О том, что Максим и Ирон — одно и то же лицо, свидетельствует бл. Иероним, который говорит о Слове 25–м следующее: " Похвальное Слово Максиму–философу, по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправделиво заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима, как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время — порицать " " (О знам. мужах 117). Подробнее об Ироне–Максиме см у Mossay. SC 284, 120–141. Ср. HauserMeury. Prosopographie, 119–121. 161. Максим носил белый философский плащ и длинную шевелюру. 162. Греческое слово " " киник " " (циник) созвучно слову kyn (собака). 163. Сл. 25, 2, 1–24; SC 284, 158–160=1.358–359. 164. PG 37, 1085=2.367. 165. Ср. PG 37, 1088=2.368. 166. PG 37, 1087=2.368. 167. Впрочем, для профессионального ритора не представляло трудности представить один и тот же предмет сначала в положительном, затем в отрицательном свете: это было одно из классических упражнений на занятиях риторикой. 168. PG 37, 1081–1083=2.366–367. 169. Т. е. людей сомнительной веры. 170. PG 37, 1090–1093=2.369–370. Намек на распутный образ жизни, который Максим вел в Коринфе. 171. PG 37, 1095–1097=2.370–371. 172. PG 37, 1339–1344=2.267–269. 173. Не приходится сомневаться в том, что Григорий сам внимательно следил за подготовкой всех своих сочинений к публикации — собирал их в книги, отдавал переписчикам, рассылал копии друзьям.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010