до Р. Х.; в Гадаре 1-й год новой эры назван «год 1 от освобождения Римом» ( Seyrig. 1959). Эры Герасы, Пеллы и Филадельфии ( Gatier. 1988. P. 165) начались с осени 63 г. Для Абилы и Диона ( Augé. 1988. P. 326) введение эры произошло между 64 и 63 гг.; надписи из Тафаса ( Rey-Coquais. 1978. P. 45) и из Хисфина на Голанах и Эль-Кунейтры указывают на начало отсчета с 64 г., но неясно, к территориям каких городов они относятся. В сер. II в. города Д. официально ввели в подписи на монетах ссылку на основание их Помпеем и его командующими ( Seyrig. 1959). Гадара называла себя «Помпея Гадара»; Пелла получила имя Луция Марция Филиппа, правителя Сирии в 61-60 гг. до Р. Х.: на монетах эпохи Луция Вера, Коммода и Элагабала город назван «Пелла Филиппа» с отсылкой к Помпею ( Smith. 1973. P. 52-54). Имя Авла Габиния, правившего в 57-55 гг. до Р. Х. Сирией и восстановившего многие города, при Коммоде и Элагабале, сражавшихся с арабами ( Appian. Syriaca. 51) и набатеями ( Ios. Flav. De bell. I 7. 7; Idem. Antiq. XIV 4. 4), было помещено на монетах из Канафы («Габиния Канафа») ( Rey-Coquais. 1981. P. 25-26). В эпоху рим. гражданских войн набатеи снова распространили влияние на Д. Когда Марк Антоний отдал Юж. Сирию Клеопатре, районом Эль-Канавата, где обычно помещают Канафу, владели набатеи. В год победы Августа при Акции (ок. 31 г. до Р. Х.) сражения евреев и набатеев шли в районе Диона (Иосиф Флавий называет его Диосполис - Ios. Flav. De bell. I 19. 2), Канафы ( Ios. Flav. Ibid.; Idem. Antiq. XV 4. 5) и Филадельфии ( Ios. Flav. De bell. I 19. 5). Перестроив вост. часть империи, Август передал земли к северу от Хаурана сначала Зенодору из Халкиды, к-рый отдал их часть набатеям, а после 23 г. до Р. Х.- Ироду Великому, к-рый построил здесь 2 военных лагеря, но в 12 г. до Р. Х. был вынужден призвать на помощь Рим. В 30 г. до Р. Х. он подчинил Гиппос и Гадару ( Ios. Flav. De bell. XV 7. 3; XV 10. 2-3). Скифополь и Пелла ему не подчинялись, а после смерти Ирода Гиппос и Гадара вновь были причислены к пров.

http://pravenc.ru/text/171761.html

P. 239-255; idem. La Syrie Creuse n " existe pas//Géographie historique au Proche-Orient/Ed. P.-L. Gatier, B. Helly, S. P. Rey-Coquais. P., 1988. P. 15-40; Augé C. Divinites et mythologies sur les monnaies de la Décapole//MdB. 1982. Vol. 22. P. 43-46; idem. Les monnaies antiques: Monnaies des cites de Décapole et d " Arbie//La voie royale: 9000 ans d " art au Royaume de Jordanie. P., 1986. P. 286-287, 292-299; idem. Sur le monnayage de Dion de Coelesyrie//Géographie historique au Proche-Orient. 1988. P. 325-341; Barbet A. Tombeaux peints du Nord de la Jordanie а l " époque romaine//ADAJ. 1982. Vol. 26. P. 80-83; idem. La peinture murale funeraire а l " époque romaine//La voie royale. 1986. P. 198-201; Barghouti A. N. Urbanization of Palestine and Jordan in Hellenistic and Roman Times//Studies in the History and Archaeology of Jordan/Ed. A. Hadidi. Amman, 1982. Vol. 1. P. 209-229; Gatier P. L. Inscriptions grecques et latines de Jordanie: Quelques aspects du ler au IVeme siècle//MdB. 1982. Vol. 22. P. 10-11; idem. Inscriptions de la Jordanie. P., 1986. Vol. 2: Region centrale. (Biblioth. archéol. et hist.; Vol. 114); idem. Philadelphia et Gerasa du Royaume Nabatéen à la province d " Arabie//Géographie historique au Proche-Orient. 1988. P. 159-170; McNicoll A. Pella, une ville de la Décapole à l " époque gréco-romaine//MdB. 1982. Vol. 22. P. 34-36; Vibert-Guigue C. Tombeaux peints du Nord de la Jordanie à l " époque romaine//ADAJ. 1982. Vol. 26. P. 67-84; Wagner-Lux U. Gadara//MdB. 1982. Vol. 22. P. 30-33; idem. A pleriminary report on the Excavations and Surveys at Gadara (Umm Qes) in Jordan, 1997//ZDPV. 1999. Bd. 115. S. 51-58; Seigne J. Recherches sur le sanctuaire de Zeus à Jérash//Jerash Archaeol. Project, 1981-1983/Ed. F. Zayadine. Amman, 1986. P. 29-59; Fr é zouls E. Du village e la ville: Problèmes de l " urbanisation dans la Syrie hellénistique et romaine//Sociétés urbaines, sociétés rurales dans l " Asie mineure et la Syrie hellénistiques et romaines: Actes du Colloque/Ed.

http://pravenc.ru/text/171761.html

1641 Deichmann F.–W. et al. Corpus der Kapitelle der Kirche von San Marco zu Venedig. Wiesbaden, 1981. 1642 Ibidem. Об истории, архитектуре и скульптуре Сан Марко см.: Demus О. The Church of San Marco in Venice: History. Architecture. Sculpture/With a Contribution by F. Forlati. Washington, D.C., 1960; Cecchi R. La basilica di San Marco: La costruzione bizantina del 9 secolo. Marsilio, 2003. 1643 Fortini Brown P. Venice and Antiquity: The Venetian Sense of the Past. New–Haven; London, 1996; Demus O. Studies in Byzantium, Venice and the West. 1–2. London, 1998. 1644 Например: «Оставив между храмом и вратами ограды весьма большое место, украсил его со всех сторон четырьмя полукруглыми портиками и придал ему вид четырехугольника, поддерживаемого везде колоннами. В промежутках между ними устроил деревянные решетки соразмерной высоты» и проч. ( Euseb. Hist. eccl. 10.4.39 sqq.). 1645 Rey–Coquais J.–P. Inscriptions grecques et latines de Tyre. Beyrouth, 2006 [Bulletin d’Archeologie et d’Architecture Libanaise, hors serie]. 1647 Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве/Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 209–223; Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира/Виз. временник. 1986. Т. 47. 1649 De Blaauw S. Cultus et decor: Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale. Citta del Vaticano, 1994; ead. Cultgebaude (Kirchenbau). Sp. 373–389. 1650 Heitz C. Recherches sur les rapports entre architecture et liturgie a l’epoque carolingienne. Paris, 1963. 1652 De Blaauw S. Kultgebaude (Kirchenbau). S. 288–291; Хрушкова Л.Г, Калиниченко E. Латеранская базилика/Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 1517–1520. 1653 Беляев Д.Ф. Byzantina. Кн. 2. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм св. Софии. СПб., 1913. 1654 Станев С. Старата митрополия в Несебър в контекста на литургичното планиране на константинополските църкви/Годишник на департамент История НБУ (Новый Болгарский университет). 2007. Т. 1. С. 50–83; Stanev S., Zhdrakov Z. The Old Metropolitan Church in Nessebar/Mesembria after new epigraphical 7 th century evidence/Archaeologia Bulgarica. 2009. Vol. 13. P. 87–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. II - нач. I в. до Р. Х. Филадельфия и Гераса перешли под власть Зенона Котилы и его сына Феодора ( Gatier. 1988. P. 159-162), вассалов Набатейского царства, чья казна хранилась в Герасе. Ок. 80 г. до Р. Х. Александр Яннай отнял у них ряд крепостей, в т. ч. Дион, Абилу, Скифополь и Гадару, объявив войну язычеству и насильственно насаждая в Д. иудаизм ( Ios. Flav. De bell. I 4. 8; Idem. Antiq. XIII 15. 3-4); сопротивление жителей Пеллы заставило его даже разрушить город (Александр Яннай ум. в Д., в районе Герасы - Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 5). До 64 г. до Р. Х. Гадара, Дион, Пелла и Скифополь оставались в составе евр. гос-ва; Филадельфию ( Ios. Flav. De bell. I 6. 3) и Герасу ( Gatier. 1988. P. 162) в 63 г. контролировали набатеи. Конец оккупации городов Д. набатеями и иудеями положили римляне в 64-63 гг. до Р. Х. во главе с Помпеем ( Strabo. Geogr. XVI 2. 40), к-рый помог их отстроить. В 63 г. до Р. Х. Помпей выделил Д. как особую адм. единицу из состава Иудеи и включил в пров. Сирия, подчинив (о чем известно из греч. надписи с упоминанием префекта «сирийского Десятиградия») ведению легата Сирии ( Ios. Flav. De bell. I 7. 7; Idem. Antiq. XIV 4. 4), но сохранив за Д. определенную автономию, подобно Иудее при префекте Понтии Пилате ( Rey-Coquais. 1978. P. 50; Isaac. 1981). Статус местных сообществ был средним между независимостью «свободных» городов типа Антиохии на р. Оронт или Тира и положением городов, полностью подчиненных рим. провинциальной юрисдикции ( Pauly, Wissowa. Suppl. 13. S. 370). Разрушенную Гадару (экономический и культурный центр Д.) Помпей подарил вольноотпущенному, местному уроженцу Деметрию. Гадара впервые получила право чеканки бронзовой монеты. В Гиппосе, Скифополе, Пелле и Дионе была восстановлена муниципальная автономия. После освобождения города Д. ввели новую эру счета времени, которая в отличие от большинства др. «помпеянских» эр, принимавшихся на Ближ. Востоке, сохранялась до конца существования Римской империи ( Seyrig. 1959). Гадара, Гиппос, Скифополь начали использовать ее с осени 64 г.

http://pravenc.ru/text/171761.html

1959. Vol. 36. P. 71-75; idem. Note sur les cultes de Scythopolis e l " époque romaine//Ibid. 1962. Vol. 39. P. 207-211; idem. L " ere de Scythopolis//Revue numismatique. Ser. 6. P., 1964. Vol. 6. P. 25-28; idem. Alexandre le Grand, foundateur de Gerasa//Syria. 1965. Vol. 42. P. 25-28; Bietenhard H. Die Dekapolis von Pompeius bis Traian//ZDPV. 1963. Bd. 79. S. 24-58; idem. Die syrische Dekapolis von Pompeius bis Traian//ANRW. 1977. Tl. 2. Bd. 8. S. 220-261; Mittmann S. The Roman Road from Gerasa to Adraa//ADAJ. 1966. Vol. 11. P. 65-87; Jones A. H. M. Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 19712; Smith R. H. Pella of the Decapolis. Wooster (Ohio), 1973. Vol. 1; Bowersock G. W. Old and New in the History of Judaea//JRS. 1975. Vol. 65. P. 180-185; idem. Roman Arabia. Camb. (Mass.), 1983; Parker S. T. The Decapolis Reviewed//JBL. 1975. Vol. 94. P. 437-441; Zayadine F. Une tombe peinte de Beit-Ras (Capitolias)//Studia Hierosolymitana in onore di P. Bellarmino Bagatti. Jerusalem, 1976. Vol. 1. P. 285-294. (SBF. Coll. Maj.; 22-23); idem. Amman//MdB. 1982. Vol. 22. P. 20-28; Lifshitz B. Scythopolis: L " histoire, les institutions et les cultes de la ville a l " époque hellénistique et impériale//ANRW. 1977. Tl. 2. Bd. 8. S. 262-294; Rey-Coquais J. P. Syrie romaine, de Pompée à Dioclétien//JRS. 1978. Vol. 68. P. 44-73; idem. Philadelphie de Coelesyrie//ADAJ. 1981. Vol. 25. P. 25-31; idem. Decapole et province d " Arabie//MdB. 1982. Vol. 22. P. 7-9; idem. Decapolis//ABD. Vol. 2. P. 116-121; Spijkerman A. The Coins of the Decapolis and Provincia Arabia/Ed. M. Piccirillo. Jerusalem, 1978. (SBF. Coll. Maj.; 24); Isaac B. The Decapolis in Syria: A Neglected Inscription//ZfPE. 1981. Bd. 44. S. 67-74; Sartre M. Le territoire de Canatha//Syrie. 1981. Vol. 58. P. 343-357; idem. Villes et villages du Hauran (Syrie) du ler au IVe siècle//Sociétés urbaines, sociétés rurales dans l " Asie mineure et la Syrie hellénistiques et romaines: Actes du Colloque/ed. E. Frézouls. Strasbourg, 1987.

http://pravenc.ru/text/171761.html

Кривов М.В. Византия и арабы в раннем Средневековье. СПб., 2002. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. Максим Исповедник : Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее Средневековье. М., 2002. Петров В.В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII в. М., 2007. Радошеви Н. Шестоднев Гeopruja Писиде и словенски перевод. Београд, 1979. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1980. Сорочан С.Б. Византия IV-IX веков: Этюды рынка. Структура механизмов обмена. Харьков, 2001 (2-е изд.). Тер-Гевондян А.Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. Тьпкова-Заимова В. Нашествия и етнически промени на Балканите. София, 1966. Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV-VII века). М., 2002. Шумовский Т.А. Арабы и море. М., 1964. Augenti А. Il Palatino nel medioevö archeologia e topografia (secoli VI-XIII). Roma, 1996. Auzépy M.-F. e.a. La Chrétienté orientale du début du VII е siècle au milieu du XI е sièclë textes et documents. Paris, 1996. Avramea A. Le Péloponnèse du IV е au VIII е sièclë changements et per-sistances. Paris, 1997. Balthasar H. U. v. Kosmische Liturgië Das Weltbild Maximus» des Beken-ners. Einsiedeln, 1961 (2. Aufl.). Beihammer A.D. Nachrichten zum byzantinischen Urkundenwesen in arabischen Quellen (565–811). Bonn, 2000. Berardi D. e.a. (ed.). Storia di Ravenna. Venezia, 1990–1996. 5 vol. Bosworth C.E. The Arabs, Byzantium and Iran: studies in early Islamic history and culture. Aldershot, 1996. Brandes W. Die Städte Kleinasiens im 7. und 8. Jahrhundert. Berlin, 1989. Brown T.S. Gentlemen and officers: imperial administration and aristocratic power in Byzantine Italy, 554–800. London, 1984. Brown P. The rise of western Christendom: triumph and diversity, AD 200–1000. Oxford, 2003 (2 ed.). Canard M. L’expansion arabo-islamique et ses repercussions. London, 1974. Canivet P., Rey-Coquais J.-P. (ed.). La Syrie de Byzance à l’Islam, VII е -VIII е siècles. Damascus, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиогр.: Greisiger L. The Apocalypse of Pseudo-Methodius (Syriac)//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas, B. Roggema. Leiden; Boston, 2009. Vol. 1: 600-900. P. 163-171. Лит.: Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в визант. и славяно-рус. литературах: Исслед. и тексты//ЧОИДР. 1897. Кн. 2. С. I-II, 1-250; он же. Откровение Мефодия Патарского и летопись//ИОРЯС. 1925. Т. 29. С. 380-382; Kmosko M. Das Rätsel des Ps.-Methodius//Byz. 1931. Vol. 6. P. 273-296; Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 92-103; Brock S. P. Syriac Views on Emergent Islam//Stud. on the Ist Cent. of Islamic Society/Ed. G. H. A. Juynboll. Carbondale, 1982. P. 9-21; idem. Two Related Apocalyptic Texts dated AD 691/2// Palmer A., Brock S. P., Hoyland R. The VIIth Cent. in the West-Syrian Chronicles. Liverpool, 1993. P. 222-250; Reinink G. J. Ismael, der Wildesel in der Wüste: Zur Typologie der Apokalypse des Ps.-Methodius//BZ. 1982. Bd. 75. S. 336-344; idem. Ps.-Methodius u. die Legende vom römischen Endkaiser//The Use and Abuse of Eschatology in the Middle Ages/Ed. W. Verbeke, D. Verhelst, A. Welkenhuysen. Leuven, 1988. P. 82-111; idem. Pseudo-Methodius: A Concept of History in Response to the Rise of Islam//The Byzantine and Early Islamic Near East. Princeton, 1992. Vol. 1: Problems in the Literary Source Material/Ed. A. Cameron, L. I. Conrad. P. 149-187; idem. The Romance of Julian the Apostate as a Source for VIIth-Cent. Syriac Apocalypses//La Syrie de Byzance à l " Islam, VIIe-VIIIe siècles/Éd. P. Canivet, J. P. Rey-Coquais. Damasc, 1992. P. 75-86; idem. Early Christian Reactions to the Building of the Dome of the Rock in Jerusalem//ХВ. Н. с. 2001. Т. 2(8). С. 227-241; Литвинова Е. В. Списки «Откровения Мефодия Патарского» в Древлехранилище ИРЛИ//ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 382-390; Alexander P. J. The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley; Los Ang.; L., 1985; Дмитриев Л. А. Откровение Мефодия Патарского//СККДР.

http://pravenc.ru/text/2563136.html

В Д. часто видели созданный рим. полководцем Гнеем Помпеем Великим (ок. 106-48 гг. до Р. Х.) союз независимых городов ( Bietenhard. 1963; Jones. 1971. P. 259), но ни Страбон, прекрасно знавший о деяниях Помпея, ни Иосиф Флавий о таком союзе не пишут ( Parker. 1975). Города Д. применяли разные системы летосчисления: в большинстве городов (Абила, Канафа, Дион, Гадара, Гераса, Гиппос, Пелла, Филадельфия и Скифополь) использовали варианты дат (64-61 гг. до Р. Х.) эры Помпея (видимо, в память обретенной при нем политической свободы); Дамаск пользовался селевкидской эрой; в Капитолиаде чеканка монет началась только в правление имп. Нервы или имп. Траяна. Судьба городов Д. в эпоху рим. господства совершенно различна, они никогда не вели не только общей, но и согласованной политики. Единый облик городов Д. связывают с общими культурными эллинистическими корнями, к-рые резко выделяли их из окружающей среды: от городов евреев с запада, набатеев с юга и горцев или кочевников с севера ( Bietenhard. 1977. S. 249-252; Rey-Coquais. 1982. P. 9). Города Д., населенные в IV-III вв. до Р. Х. эллинами, управлялись автономно и были организованы наподобие греч. полисов. В них процветали культы греч. божеств и спортивные игры ( Seyrig. 1959; Augé. 1982). Города Десятиградия Города Десятиградия В городах Д. жили известные риторы и ученые, поэты и юристы. Во II в. до Р. Х. Гиппос считали главным культурным центром Юж. Сирии. Из Гадары происходили сатирик Менипп (III в. до Р. Х.); поэт Мелеагр Гадарский (ок. 140 - ок. 70 гг. до Р. Х.), автор одной из первых антологий греч. поэзии, называвший Гадару «сирийской Аттикой»; философ-эпикуреец Филодем (2-я пол. I в. до Р. Х.). В рим. период были известны философ Антиох, оратор Феодор, современник Страбона ( Strabo. Geogr. XVI 2. 29), советник имп. Тиберия, и философ-киник Эномай (II в. по Р. Х.). Из Гадары происходил рим. консул, афинский философ Аспин (ок. 190-250). Философ Ямвлих (ок. 250 - ок. 330), уроженец Халкиды, учил в Гадаре. Среди граждан Герасы Стефан Византийский называл ритора Аристона, софиста Керикоса, юриста Платона, математика и пифагорейца Никомаха (нач. II в. по Р. Х.). Из Пеллы был родом христ. историк Аристон. В архитектуре, скульптуре, живописи городов Д. процветали античные формы, о чем свидетельствуют оформление гробниц рим. периода ( Zayadine. 1976; Barbet. 1982; Vibert-Guigne. 1982), планирование городов, улиц с портиками и колоннадами, театры, фонтаны. Своеобразная культура Д. заимствовала и перерабатывала влияния с Востока ( Seign. 1986. P. 41-53). Языческое население, видимо, было враждебно иудеям, однако язычников было немало в Д., о чем свидетельствует Талмуд. Среди учеников Иисуса Христа также названо «множество народа... из Десятиградия» (Мф 4. 25; Мк 5. 20).

http://pravenc.ru/text/171761.html

1982). Гераса - это Джараш ( Kraeling. 1938), расположена на холмах Галаада; граница с землями Филадельфии проходит по притоку Иордана, р. Иавок (совр. Эз-Зарка). Оба города находятся на главной дороге, проходящей с севера на юг по освоенным районам Иорданского плато ( Bauzou. 1988). Территорию Герасы отделяли от Геннисаретского оз. земли Гадары и Гиппоса. Гадара ( Wagner-Lux. 1982) располагалась в районе совр. Умм-Кайса на левом берегу р. Ярмук (притоке Иордана). На правом берегу Ярмука располагались купальни на горячих источниках Эммафы. Гиппос находился на вост. берегу озера, на месте совр. урочища Калъат-эль-Хусн (EAEHL. Vol. 2. P. 521-523), где в последнее десятилетие проводятся успешные раскопки ( Segal, Eisenberg. 2006). Абила, возможно Куайлиба, находится к востоку от Гадары ( Euseb. Onomast. 32. 16). Капитолиаду помещают в Бейт-Рас (Иордания, севернее Ирбида). Рафана (ср. Рафон - 1 Макк 5. 37) - возможно, Эр-Рафе - в 13 км к северо-востоку от Шайх-Саада в Сирии ( Bietenhard. 1977. S. 223); иногда допускают, что Рафана - это буд. Капитолиада ( Jones. 1971. P. 259). Для Диона, к-рый Птолемей помещает между Пеллой и Гадарой ( Ptolem. Geogr. V 14. 8), предлагались в Иордании Кафр-Абиль восточнее древней Пеллы, Телль-эль-Хусн юго-восточнее Ирбида и даже далее к юго-востоку, Эль-Мафрак и Рихаб, но наиболее вероятным местом является Телль-эль-Ашари в Сирии, ок. 15 км к северо-западу от Даръа, где найдены 2 бронзовые монеты из Диона. Канафу обычно идентифицируют с Эль-Канаватом в горах Эль-Араб (Эд-Дуруз), но монеты Канафы датированы эрой Помпея, в то время как надписи из Эль-Канавата - годами правления рим. императоров, что плохо согласуется с традициями Д. ( Rey-Coquais. 1982). Археологически район Эль-Канавата - сельская среда, куда следы эллинистической культуры проникают не ранее кон. I в. до Р. Х. ( Sartre. 1987). Лит.: Kraeling C. H. Gerasa, City of the Decapolis. New Haven, 1938; Seyrig H. Antiquites syriennes//Syria. 1950. Vol. 27. P. 53; idem. Temples, cultes et souvenirs historiques de la Décapole//Ibid.

http://pravenc.ru/text/171761.html

и эфиоп.: Historia dos martyres de Nagran: Versão ethiopica/Publ. F. M. E. Pereira. Lisboã, 1899 (рус. пер. отрывков: История Африки в древних и средневек. источниках. М., 19902. С. 223–226); Lenora A. Historia Eine Arabische Version des «Martyrium des Arethas»//Oriens Christianus vivens/Hrsg. U. Pietruschka. Halle, 2005. S. 105–129; Tradizioni orientali del «Martirio di Areta»: La prima recensione araba e la versione etiopica/Ed., trad. A. Bausi, A. Gori. Firenze, 2006. (Quaderni di Semitistica; 27); Le Synaxaire éthiopien: Mois de hedar. Turnhout, 1988. P. 374–381. (PO; T. 44. Fasc. 3); груз.: Имнаишвили В. Груз. версии Мученичества Арефы. Тб., 2000 (на груз. яз.); арм.: Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd., trad. G. Bayan. P., 1920. Vol. 3: Mois de Sahmi. P. 343–348. (PO; T. 15. Fasc. 3); слав.: Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога кр. редакции) за сент.—февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 252–253; ВМЧ. Окт. Дни 19–31. Стб. 1834–1836, 1839–1863; ЖСв. Окт. С. 528–553. Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 215-241, 260-382; она же. Первоисточники истории кушито-химьяритских войн: К истории торговли и дипломатии Византии на Востоке// Она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 340-360; Ryckmans J. La persécution des chrétiens himyarites au VIe siècle. Istanbul, 1956; Esbroeck M., van. L " Éthiopie à l " époque de Justinien: S. Aréthas de Negran et S. Athanase de Clysma//IV Congresso Intern. di Studi Etiopici. R., 1974. T. 1. P. 117-139; idem. Le manuscrit hébreu Paris 755 et l " histoire des martyrs de Nedjran//La Syrie de Byzance à l " Islam, VIIe-VIIIe siècles: Actes du Colloque intern./Éd. P. Canivet, J.-P. Rey-Coquais. Damas, 1992. P. 25-30; Huxley G. L. On the Greek «Martyrium» of the Nagranites//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1980. Vol. 80. P. 41-55; Blois F., de.

http://pravenc.ru/text/2564596.html