По одному меткому замечанию, религия определяла всю военную жизнь. Уже св. Константин Великий регулярно проводил личные занятия с солдатами по основам христианского вероучения. За ним эту практику продолжили и другие императоры. Воинские знамёна обязательно освящались, утром и вечером солдаты возносили молитвы, перед боем пели «Трисвятое», а в виде боевого клича использовался возглас: «С нами Бог!». В глазах солдат командир играл роль священника, хотя существовал и институт войсковых иереев 433 . Изменения, произошедшие в способах комплектования армии, и внешние условия существования Византийской империи потребовали изменения государственной системы власти. Военное управление было отделено при св. Константине Великом от гражданского, и во главе него поставлены три magistri millitum. Один из них располагался в Константинополе (magistri millitum Inpraesenti), второй командовал пехотой (magistri peditum), третий – кавалерией (magistriequitum) 434 . Начиная со времён св. Феодосия Старшего, магистров армии стало 5, из которых 3 заведовали восточными провинциями. Они имели высшую власть над военным населением подчинённых им провинций и являлись для них высшими судьями. Военные округа делились на участки, во главе которых стояли дуки и комиты, duces и comites, имевшие высшую юрисдикцию над подчинёнными им лицами. На решения дуки апелляция подавалась непосредственно императору, и только позднее в восточных провинциях была создана специальная апелляционная комиссия. Вся армия, состоявшая из сыновей и потомков ветеранов, обязанных государству военной службой, а также рекрутов, поставляемых сенаторами и поземельными собственниками, и из варваров, добровольно или принудительно поступивших на военную службу, распределялась по провинциям Империи. Воины там составляли особое народонаселение, судившееся по особым законам, jus millitum, и подчинённое во всех отношениях своим властям 435 . При св. Юстиниане Великом были созданы следующие полевые армии во главе с магистрами милитиум: во Фракии, Иллирии, на Востоке, в Армении, в Италии (экзарх Италии), в Африке (экзарх Африки). Помимо них были созданы и расположены в следующих провинциях и в городах в виде гарнизонов: в Скифии, Мезии Второй, Дакии, Мезии Первой, Армении, Месопотамии, Осроне, Исаврии, Сирии, Финикии, Аравии, Палестине, Августамнике, Египте, Аркадии, Фивах, Ливии, Трополитании, Бизацене, Нумидии, Равенне, Лигурии, Риме, Неаполе 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 Речь идет о будущем императоре Валентиниане III (425 – 455). После ссоры с императором Гонорием в 423 г. Галла Плацидия отправилась со своим маленьким сыном в Константинополь. 25 Здесь Прокопий допускает неточность, ибо Иоанн пробыл императором всего несколько месяцев. Узнав о смерти Гонория, Галла Плацидия от имени своего сына предъявила права на императорский престол, которые поддержал Феодосий II. Валентиниан и Галла в сопровождении значительной армии были отправлены на Запад, где узурпатор оказался без труда свергнут. См.: PLRE. II. Р. 1138 – 1139. 26 Аспар – алан, видный византийский военачальник, magister militum praesentalis 431 – 471 гг., консул 433 г. Обладал настолько огромной властью, что смог обеспечить в 457 г. императорский трон своей креатуре – Льву. См.: PLRE. II. Р. 164 – 169. 27 Ардавурий, сын Аспара, также избрал военную карьеру, был magister militum per Orientem в 453 – 466 гг., консулом 447 г. См.: PLBE. II. Р. 135 – 137. 28 Флавий Аэций – видный римский военачальник, один из выдающихся полководцев Галлы Плацидии, патриций, трижды удостоенный консульства (в 432, 437, 466 гг.). Неоднократно одерживал победы над самыми разными варварами и, кроме того, не раз улаживал конфликты с ними с помощью дипломатического искусства. См.: PLRE. II. Р. 21 – 29. 29 Бонифаций – второй выдающийся полководец Галлы Плацидии, magister militum 432 г., патриций. Соперник Аэция. В 432 г. они как враги встретились в битве при Римини. Бонифаций одержал победу над Аэцием, но сам был смертельно ранен. См.: PLRE. II. Р. 237 – 240. 32 Событие имело место в 429 г. и сопровождалось жестокими насилиями и грабежами. Рассказ Прокопия о призвании Бонифацием вандалов в Африку Л. Шмидт считает чистым вымыслом, возникшим при византийском дворе, где подобным образом стремились объяснить потерю Африки. См.: Schmidt L. Geshichte der Wandalen. München, 1942. S. 55 – 57. Напротив, К. Куртуа не склонен рассматривать изложение Прокопия как плод фантазии. Исследователь ссылается при этом на стремление Бонифация обрести независимость от императорского двора Рима, что явилось поводом для экспедиции против него под началом Сигисвулта в 427 г. См.: Courtois С. Les Vandales et l’Afrique. P., 1955. P. 156 – 157.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Христианские проповедники и апологеты язычества называются у Беды " m a g istri« – «наставники». Однако первые являются »verita t is ас fi dei dominicae magistri» (с. 789) – «наставниками истины и Господней веры», а вторые, напротив, характеризуются как «magistri erroris» (с. 790) – «наставники в заблуждении» – и «magistri auctoresque perfidiae « (с. 790) – «наставники и творцы неверия». Прибавление «творцы» должно было подчеркнуть тот факт, что учение этих «наставников» не от Бога, а от их собственного ума. «Жизнеописание» имеет только две антономасии, относящиеся к действующим лицам. Первая из них – »doctor veritatis« (с. 715) – «учитель истины» – относится к Феодору Тарсийскому, ставшему главой Древнеанглийской Церкви. Вторая – » confessor « (с. 724) – «исповедник» – заменяет имя Бенедикта Бископа в небольшой характеристике, подводящей итог его земной жизни. В обоих случаях антономасии появляются после того, как имена героев были многократно повторены, и читателю не составит труда догадаться, кого из героев имеет в виду автор. При переделке анонимного жития Беда уделил большое внимание наименованиям, которыми он заменяет имя героя. Три словосочетания встречаются в первом «Житии св. Катберта». Это »homo Dei« – «человек Божий», наиболее частое из них, а также »vir Domini« – «Муж Господень» и »ии r Dei« – «муж Божий». Все эти три примера объединены общим значением. Они выражают идею отделенности святого от окружающих его людей, подчеркивают его священство. Однако слово »ии r « – «муж» отличается от » homo « – «человек» тем, что передает зрелость, духовную крепость, твердость в намерениях и действиях того лица, которое обозначает. Поэтому в житии Беды наиболее частотными становятся словосочетания с компонентом » ии r « – «муж», а словосочетание »homo Dei« употребляется всего три раза. Беда также вводит в текст своего жития описательные наименования, отсутствующие в тексте первого жития. Так, например, в главе 19, где рассказывается о том, как Катберт прогнал птиц, поедавших его урожай, мы находим «piissimus Christi servus» (гл. 19) – «благочестивейший раб Христов» и «venerabilis Christi famulus» (гл. 19) – «досточтимый служитель Христов». Эти наименования помогают читателю увидеть, что отличительной чертой героя жития было величайшее смирение. Именно потому и произошло чудо, что Катберт разговаривал с птицами, которые поедали ячмень, выращенный им с великим трудом, не от своего лица, а от имени Бога, «благочестивейшим рабом» Которого он был.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

M. Magistretti. Mil., 1894; Monumenta veteris Liturgiae Ambrosianae Ed. M. Magistretti, A. M. Ceriani. Mil., 1897-1905. 3 t.; Missale Ambrosianum duplex/Ed. A. M. Ceriani, A. Ratti, M. Magistretti. Mil., 1913), но и классического римского обряда (напр., работы кард. А. И. Шустера († 1954), архиеп. Миланского, об истории литургического года в Риме и о связанных с ним обрядах: Schuster I. Liber sacramentorum: Note storiche e liturgiche sul Messale Romano. Torino; R., 1919-1928. 9 vol.). Учебник по исторической Л., составленный М. Ригетти († 1975) ( Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 1946-1953, 1950-19652. 4 vol.), хотя и получил признание и обновлялся после второй мировой войны, отражает те подходы и принципы в изложении материала, которые были приняты в 1-й пол. XX в. В Англии Л. занимались как англиканские, так и католич. ученые. Развитие научного метода связывают с именем Дж. М. Нила († 1866), изучавшего оффиций и церковную гимнографию ( Neale J. M. Essays on Liturgiology and Church History. L., 1863). Большое внимание в Англии уделялось изданию памятников. В 1890 г. было основано научное об-во «Henry Bradshaw Society» (HBS), целью к-рого было издание редких литургических рукописей (в наст. время издано уже 120 томов памятников и 7 томов исследований). Активное участие в его создании принимал Дж. Уикем Легг († 1921), исследовавший и издавший в сер. HBS чинопоследования коронации, позднесредневек. предписания о совершении мессы, Вестминстерский Миссал и ряд др. памятников (вне серии им был издан Сарумский Миссал, см. также сборник его статей: Legg J. W. Essays liturgical and historical. L., 1917). Ранние памятники рим. обряда исследовал Г. О. Уилсон († 1927), составивший указатель к изданию Сакраментариев Муратори, издавший одну из ранних рукописей Сакраментария Григория, Сакраментарий Геласия, Бенедикционал и Миссал архиеп. Кентерберийского Роберта Жюмьежского (XI в.). Ф. Э. Уоррен († 1930) по сути первым реконструировал кельтский обряд ( Warren F. E. The Liturgy and Ritual of the Celtic Church.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Gupiditas justæ existimationis bonæque famæ; est semen, summumque præsidium virtutis. Nihil tam potenter incitat ad bonum retrahitque a malo; quam præ oculis semper habitus honor famaque eorum qui se virtutibus omnis generis ornarunt; despectusque ac detestatio malorum hominum. Ideo omni actione peracta, juxta communem sensum eam judicamus, se ipsos interrogantes; quid de hoc diceht homines? – E contra, qui negligit omne studium honoris famæque suæ; primam portam aperit quibuslibet vitiis; deinde facillime pervenit ad omnia crimina horrendaque facinora; unde vere dicitur: Væ homini, qui omnem amisit iam sensum (punctum honoris). Ad hæc: non alia est doctrina, Religionis Christianæ in sacris litteris contenta. Jubemur enim ibi: cogitare quæcunque bonæ famæ sunt ( Флп. 4:8 ); providere bona non tantum coram Deo, sed etiam coram omnibus hominibus ( Рим. 12:17 ; 2Кор. 8:21 ); habere testimonium bonum ab iis qui foris sunt ( 1Тим. 3:7 ); præbere exemplum bonorum operum, ut ii qui ex adverse sunt, nihil habeant malum dicere de nobis ( Тит. 2:7 ); denique lucere coram hominibus, ut videant opera nostra bona ( Мф. 5 :l6).Quæ omnia quid aliud volunt; nisi, ut per bona opera, existimationem aliorum sibi comparemus, bonoque exemplo omnibus præluceamus? – Christus ipse nunquam passus est, ut bona illius fama laederetur; qualibet data occasione, opiniones absurdas non minus, ac honori Ejus inimicas omni vi argumentorum refellere studuit; atque calumnias Pharisæorum Saducæorumque sine ulla cunctatione refutavit. Мф. 12:25 ; seque Лк. 11:17 ; seque Ин. 8:14 ; seque 49. secque. – Sicut in aliis, ita etiam in hoc, Apostoli, exempli Magistri sui fideles imitatores erant. Non tantum enim honorem suum suique Magistri strenue defenderunt; sed etiam, si inde aliquid emolumenti sperarunt, propria sua bona opera manifestarunt, seque ipsos laudarunt. Pro exemplo stat S. Paulus, cujus notissimum ad banc rem dictum in Ep. 1Кор. 9:15 . bonum est enim mihi magis mori; quam ut gloriam meam quis evacuet.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1781 Quod ut paribus faciat, admonetur, cum de iisdem istis partibus interrogatur, quibus illa summa constat, quam totam cernere non valebat. Quo si verbis perducitur ejus qui interrogat, non tamen docentibus verbis, sed eo modo inquirentibus, quo modo est ille a quo quaeritur, intus discere idoneus [… постепенно напоминает когда задает ему вопросы по частям, из которых состоит то целое, которое не в состоянии сразу рассмотреть. Если же приводится к этому целому благодаря словам спрашивающего, то он приводится не учащими словами, но вопросами такого рода, которые наиболее удобны для того, чтобы увидел ответ внутри себя самого] (Augustinus Hipponensis. De magistro, 40, PL 32, 1217). 1784 Falluntur autem homines, ut eos qui non sunt magistros vocent, quia plerumque inter tempus locutionis et tempus cognitionis, nulla mora interponitur; et quoniam post admonitionem sermocinantis cito intus discunt, foris se ab eo qui admonuit, didicisse arbitrantur [Заблуждаются люди, называя учителями тех, которые не являются таковыми, потому что по большей части между временем восприятия и временем познания не бывает промежутка; и поскольку после напоминания говорящего быстро следует внутреннее научение, слушающие думают, что научились извне благодаря словам напоминающего] (Augustinus Hipponensis. De magistro 45, PL 32, 1219). 1785 De universis autem quae intelligimus non loquentem qui personat foris, sed intus ipsi menti praesidentem consulimus veritatem, verbis fortasse ut consulamus admoniti. Ille autem qui consulitur, docet, qui in interiore homine habitare dictus est Christus (Ephes. ΙII, 16–17), id est incommutabilis Dei Virtus atque sempiterna Sapientia: quam quidem omnis rationalis anima consulit [Обо всем, что мы воспринимаем, мы вопрошаем не говорящего снаружи, а ту Истину, которая внутри нас и которая стоит во главе самого ума; мы, вероятно, побуждаемся к этому словами говорящего. Тот же, Кого вопрошают, учит, и Он же называется Христом, живущим во внутреннем человеке ( Еф.3:16–17 ), то есть неизменяемой Силой Божьей и вечной Мудростью, Которую вопрошает всякая разумная душа] (Augustinus Hipponensis. De magismro, 38, PL 32, 1216).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

336 Остров Иотава у входа в восточный кут Черного моря, ныне Тиран, по мнению Изамбера ( νκδοτα – ou Histoire secrète de Justinien par Procope trad. par M. Isambert. Paris, 1856. C. 564 и карта Юстиниановой империи, приложенная к этому изданию). 337 Саракины, подвластные римлянам, именовались петрейскими от города Петры, лежащего по пути из Синайского полуострова в Палестину. 338 Πρωτοπατρκος – первый патриций, то есть тот, кто получал от императора патрициат прежде других (Валезий – в бон. изд. с. 540). 339 В VI веке, при Юстиниане, сарацины беспрерывными нападениями своими опустошили весь край от Египта до Персии. Procop. Anecd. XVIII. 5. XXIII. 4. 341 Силенциарии, или силентиарии,– придворные, бывшие сперва военными офицерами, но потом постепенно обратившиеся в постельничих. Proc. Anecd. XXIV. 8. XXVI. 8. 343 Аспар был дядей Теодориха Триариева по матери (см. перевод Мюллера). Тот ли это Аспар, о котором говорится у Приска? Того Аспара описывает Приск (отрыв. 35 и 39 у Мюллера) воюющим с готами в 466 и 467 годах; как же здесь, у Малха, Аспар представлен в 473 г. завещающим свое наследство предводителю готфов Теодориху? Вероятно, Теодорих получал наследство как племянник Аспара. 344 Филиппы – город в Македонии, на западе от реки Неста (Место, или Карасу); на той ли самой местности ныне Филибеджик? 347 Это, должно быть, magister utriusque militiae; у Мюллера – magister equitum et peditum praesentis militiae. 348 ις τEQ o( ν σφετραν γEQ o( η;˜) ν – «в свою землю»; дополнено Валезием из бывшей за 2 строки фразы EQ o( ε;’) ις τEQ o( ν EQ o( ε;) τραν γEQ o( η;˜) ν, не представляющей там никакого смысла (Мюл.). 349 Последнее об Иперехии и Эвлогии принадлежит ли Малху и сказано ли в одном и том же месте – сомнительно (Мюллер). 351 Карфаген, лежавший на берегу Африки, выдающемся на северо-восток по направлению к Италии, с 415 г. по Р. X. сделался столицей вандалов. 352 Если Гензерих умер в начале 477 г., вскоре по заключении мира с Зиноном, то из этого следует, что это посольство (которое, несомненно, было отправлено к Гензериху, а не к изнеженному сыну его) предшествовало бегству Зинона, бывшему в ноябре 475 г. (Мюл. на основании Tillemont, Hist. des emper. VI. 480).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

423 Этот человек, который упоминается также в Письме 84 (146), 20, по другим источникам неизвестен. 424 Этот комит неоднократно упоминается Синезием в переписке с Олимпием (Письма 39 (99); 88 (98)) и Геркулианом (Письмо 82 (142), 26–27). Вероятнее всего, это Симпликий – адресат Писем 27 (130); 93 (24); 152 (28), занимавший в то время должность magister militum per Orientem, т. е. он фактически руководил провинциями Ближнего Востока и Африки. Именно он провел военную реформу 398/399 г. (ср. Письмо 1 (95), прим. 17) и в связи с этим прибыл на некоторое время в Киренаику. Адресованные ему письма Синезия из дошедшего до нас собрания относятся к более позднему времени, когда Симпликий получил, в качестве повышения, должность magister praesentalis при Константинопольском дворе. 426 Ср.: Письмо 84 (146), 27–31. Восхождение (ναγωγ) предполагает, что человек имеет философский досуг (σχολ), чтобы посвятить себя созерцанию (θεορα). Отсюда желание Синезия отказаться от участия в политической и общественной жизни. Однако обстоятельства (см. ниже) вскоре вынудили его представлять интересы Пентаполя в Константинополе. 431 Этот человек, родом из Александрии, – один из тех, кто побудил Синезия заняться делами общественными. Ср.: Письмо 39 (99), 23. 432 До двадцатого месория. Месорий – египетский месяц, приблизительно соответствующий августу. Двадцатый день месория соответствует 13 августа по юлианскому календарю. Ср.: Письмо 85 (143), 63. 433 Письмо написано предположительно во втором полугодии 399 г., отправлено из Кирены в Александрию. 436 Ср.: Пиндар. Истмийские оды, 4, 40–42; Немейские оды, 7, 11–12 («Ибо без песни и великая сила пребывает во мраке»); Олимпийские оды, 10, 91–96. 439 Возможно, Синезий обращается к Письму 7 Феано (Эвридике). Ср.: Hercher. Epistolographi graeci (Paris, 1873), р. 606, II, 43–44. Ср. также: Юлиан. Письмо 10, 404b.     443 Письмо отправлено осенью 399 г. из Константинополя в Константинополь. Аврелиан – константинопольский друг Синезия, адресат нескольких его писем – был видным государственным деятелем Восточной Империи конца IV – начала V в.: квестор Священного дворца (ок. 390 г.), префект Константинополя (в 393–394 гг.), префект Претория Востока (во второй половине 399 г.), консул (в 400 г.). Тогда же он был отправлен в ссылку, из которой вернулся с триумфом в июле 400 г. События того времени подробно описаны Синезием в Египетских речах, где Аврелиан выведен под именем Осириса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

1246 Хрисополь – портовый город на противоположном Константинополю, азиатском берегу Мраморного моря. 1248 Ира (Еега) – Гера, верховная греческая богиня, царица олимпийских богов, сестра Зевса и его супруга. 1249 Согласно мифам, спасаясь от укусов чудовищного овода, насланного Герой, Ио – корова бежала в Египет, где и находится под Александрией о. Фарос с маяком, некогда известным всему античному миру 1250 Кекропс – древнеаттическое божество земли, которого изображали в виде получеловека-полузмеи. По легенде, он считается первым царем Афин. Имел несколько дочерей, две из которых Аглавра и Герса погибли, в ужасе бросившись с обрыва Акрополя после того, как увидели младенца Эрихфея (Эрихфония), змеевидного сына земли. 1251 Здесь назван Филипп II (382–336 гг. до н. э), царь Македонии, который положил основу македонскому господству в Греции. В 357 г. он захватил богатое фракийское побережье от Пидны до Геллеспонта (Дарданелл), в 352 г. установил контроль над Центральной Грецией, завладев Фессалией и Фермопилами, в 348 г. разрушил Олинф, в 340 г. осадил Византий. В 338 г. при Херонее Филипп наголову разгромил антимакедонскую греческую каолицию под предводительством Афин. 1253 Та же надпись приводится и в хронике Симеона Логофета (Pseudo-Symeon (Symeonismagistri annales)//Theophanes continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon magister. Georgius monachus/Rec. Im.Bekkerus. – Bonnae,1838. – P. 729 В), а о телице упоминал и Продолжатель Георгия Амартола (Georgius monachus continuatus//Theophanes continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon magister. Georgius monachus/Rec. Im. Bekkerus. – Bonnae, 1838. – P. 814). Константину Багрянородному могла быть особенно памятна эта колонна с изображением коровы и надписью потому, что в его детстве там произошла важная стычка (см. там же). В Путеводителе по Константинополю, изданном в XIX в. Ильинским скитом, указывалось, что турки до настоящего времени называют гавань Скутари «Окюз-лиман», то есть «Залив девы», а укрепление на оконечности Скутарийского мыса, «Кыз-кулен» или «Кыз куле», то есть «Крепость девушки».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тут же находилась и общая гробница, если коллегия не ограничивалась одним погребением умерших, но и устраивала кладбище в земле, купленной ею, или подаренной ее богатым благодетелем 85 , обыкновенно, с условием исполнять различные религиозные обряды над его гробницей в положенные дни. Внутреннее управление погребальных обществ было копией в миниатюре муниципального устройства и республиканских учреждений древнего Рима. Члены избирали ежегодно двух старшин (magistri), как консулов в республике, и других второстепенных распорядителей. Эти власти составляли высший класс союза (ordo), подобно курии в муниципе, или сената в Риме; они пользовались некоторыми привилегиями, занимали почетные места на банкетах, получали лучшие порции и больше других, при раздаче денег. Остальная часть членов пазывалась plebs и все общество, взятое вместе, populus или respublica 86 . Иногда бедные люди соединялись только для постройки колумбария. По надписям можно проследить, как составлялись и вели свои дела подобные ассоциации. Когда правительство разрешало составление общества, члены его, с той наклонностью к порядку и правильности, постоянно отличавшей римлян, делились на декурии (decuria), и каждая из них выбирала своего декуриона (decurio); они, разумеется, не были знатные люди, и между ними нередко встречаешь каменщиков, цирюльников и других ремесленников. Затем, все декурии принимали участие в избрании казначея (quaestor) и одного или нескольких старшин (magistri, curatori); эти последние должны были вести дела коллегии, распоряжаться постройкой колумбария и заботиться потом о его сохранении и содержании в приличном виде. Подобно муниципальным властям, которые платили щедростями городу за свое избрание, старшины общества и декурионы благодарили за честь, сделанную им, украшая вход и внутренность колумбария, предпринимая на свой счет различные работы, для поддержки и сбережения его, угощая членов и т. д. Особенно отпущенники отличаются своим великолепием и первенствуют среди этого бедного народа; их, обыкновенно, выбирают в декурионы, старшины, и, так как они побогаче других, то делают различные подарки коллегии, за что она благодарит их в надписях, превознося их великодушие. Колумбарии (columbaria) строили на общие деньги старшины и, окончив работы, созывали членов, чтобы получить их одобрение. Если они были довольны своей гробницей, то принимали ее и посвящали назначению, причем, происходили банкеты. Затем, по жребию, распределяли места, и каждый член писал свое имя под нишей, указанной ему судьбой, в которой со временем должна была поместиться урна с его последними остатками. Смотря по сумме, вносимой членом для постройки колумбария, ему определялось известное число ниш, делавшихся его собственностью: он мог сохранить их для своего семейства, подарить или продать их. Женщины были приняты в эти ассоциации, даже иногда избираемы в декурионы. X.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010