В наст. время текстологические выводы Синко в целом опровергнуты (что, в частности, лишает определяющего значения тексты, вышедшие в серии «Sources Chrétiennes»). Как показала В. Сомер, рукописи полной коллекции слов принципиально не сводятся к 2 фамилиям, а тот или иной порядок слов не обязательно соответствует тому или иному типу текста ( Somers. 1997); нельзя также брать за основу критического издания слов лишь полные их коллекции ( Somers-[Auwers]. 2002). Лучшие научные издания слов выходят в подсерии «Corpus Nazianzenum» (CN), публикуемой в рамках серии «Corpus Christianorum. Series Graeca» Центром исследований Г. Б. (Centre d " Études sur Grégoire de Nazianze) в Лёвене; к наст. времени число вышедших в серии CN томов (содержащих новейшие издания греч. текста, древних переводов слов Г. Б., а также древних толкований слов и текстологических исследований) уже превысило 3 десятка, но работа далека от завершения. Свт. Григорий Богослов составляет Похвальное слово сщмч. Киприану Карфагенскому. Мучиничество сщмч. Киприана. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 543. Fol. 87v) Свт. Григорий Богослов составляет Похвальное слово сщмч. Киприану Карфагенскому. Мучиничество сщмч. Киприана. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 543. Fol. 87v) I. Догматические. По содержанию большая часть слов имеет догматический характер, наиболее известные из них - «Пять слов о богословии» (Λγοι θεολογικο; Or. 27-31), произнесенные летом 380 г. (см., напр.: Norris. 1991). Именно это сочинение снискало Г. Б. имя «Богослов». Гипотеза Р. Вейенборга о непринадлежности этих слов Г. Б. ( Weijenborg. 1973) была опровергнута Доротеей Вендебург ( Wendebourg. 1980.; ср.: Gallay. Introduction. 1978. P. 7). Их датировка вызывает разногласия среди исследователей: Синко полагает, что они были произнесены летом 380 г.; С. Тильмон указывал 379 г. ( Sinko. P. 27-31; Tillemont. Mémoires. T. 9); Я. Шимусяк считает, что первые 4 произнесены Великим постом 380 г., еще до конфликта с Максимом-киником, а последнее слово о Св. Духе 2 месяцами позже - на Пятидесятницу 31 мая; подготовкой же к ним Г. Б. был занят зимой 379/80 г. ( Szymusiak. Pour une chronologie...); с этой датировкой не вполне согласен П. Галле: по его мнению, слова были произнесены между эпизодом с Максимом-киником и до вхождения имп. св. Феодосия в столицу, т. е. с июля по нояб. 380 г. ( Gallay. Introduction. 1978. P. 13-14). Дж. Мак-Гакин датирует слова летом 380 г.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАДА, КВИНТИЛИАН И МАКСИМ Дада, Квинтилиан и Максим [греч. Δδας, Κυντιλλιανς, Μξιμος] († 286), мученики Доростольские (пам. 28 апр., пам. зап., пам. греч. 13 апр.), пострадали во 2-й год правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Д., К. и М. происходили из г. Доростола в Н. Мёзии (совр. г. Силистра, Болгария), где в то время рим. наместниками были Тарквиний и Гавиний (в источниках приводятся также др. имена наместников), известные своей ненавистью к христианам. М. был чтецом в одной из церквей, а К. и Д.- его учениками (в слав. традиции считается, что все они были братьями). После доноса их схватили в имении М. в Озовии, в пригороде Доростола, и предали суду под председательством Тарквиния и Гавиния. Несмотря на угрозы, святые отказались участвовать в языческих празднествах и снова были отправлены в темницу, где их укреплял являвшийся им ангел. После 3-го заседания суда мученики были приговорены к смертной казни. Для исполнения приговора их снова отправили в Озовию, и после продолжительных пыток, во время к-рых на М. был надет железный венец с заостренными шипами, они были казнены через усекновение главы. Мощи мучеников в течение долгого времени считались утраченными, однако они были обретены чудесным образом (точное время неизвестно) и перенесены в К-поль, в ц. Богоматери в квартале Виглентии (ν τος Βιγλεντου), где отмечалась их память. Сохранилось небольшое анонимное греч. Мученичество Д., К. и М. (BHG, N 1238), возможно, составленное на основе древних актов, что подтверждается отсутствием в нем упоминания об обретении мощей мучеников. Сведения о Д., К. и М. содержатся также в Синаксаре К-польской Церкви под 28 апр., 28 июля (краткая заметка о празднике в ц. Богородицы в Виглентиях, в заметке помимо Д., К. и М. упом. мч. Каллиник) и 2 авг. (обретение и перенесение мощей). Кроме того, в ряде рукописей (напр., Parisin. gr. 1573) сохранилась служба этим мученикам, ее авторство приписывается прп. Иосифу Песнописцу (IX в.). Память мучеников в зап. мартирологах в соответствии с традицией греч. служебных миней помещалась под 13 апр. (нек-рые рукописи Синаксаря, учтенные в издании И. Делеэ, также помещают их память под 13 апр., напр. Parisin. gr. 223). В совр. Греческой и католич. Церквах память мучеников - 13 апр. Ист.: BHG, N 1238; ActaSS. Apr. T. 2. Col. 126-128, 974-975; PG. 117. Col. 428 [Менологий Василия II]; SynCP. P. 601-602, 636-638, 854, 865-866; MartRom. P. 165; ЖСв. Апр. С. 459-462. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 158; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 272; Janin. Églises et monastères. P. 161; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 880; Sauget J. -M. Massimo, Quintiliano e Dada//BiblSS. Vol. 9. P. 78-79; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 292-293. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168620.html

ст. Пещное действо ). Хотя в соборе Св. Софии в Фессалонике продолжали следовать древнему чину вплоть до захвата города оттоманским войском в 1430 г., эта практика уже не соответствовала происшедшим во вкусах народа и в литургическом благочестии изменениям, сопровождавшим повсеместное распространение палестинской монашеской практики. По этой причине местный архиеп. Симеон (1416/17-1429) предпринял серьезную реформу песненного последования, систематически дополнив монашескими гимнографией и мелосом составленный им кафедральный Типикон (Athen. Bibl. Nat. 2047). Вместе с захватом К-поля в 1453 г. прекратило свое бытование и песненное последование. Иерусалим Свт. Андрей Критский. Роспись собора мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Свт. Андрей Критский. Роспись собора мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Превращение Иерусалима в паломнический центр позволило ему влиять в различной степени на формы и содержание богослужения в позднеантичной христ. ойкумене. Согласно 2 арм. рукописям (Parisin. arm. 44 и Hierosol. arm. 121, изд.: Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. Turnhout, 1969, 1971. (PO; 35/1, 36/2)), передающим содержание греч. иерусалимского Лекционария 1-й пол. V в., литургическое пение в Иерусалиме в этот период состояло гл. обр. из антифонных и респонсорных псалмов. Развернутая версия иерусалимского Лекционария, по содержанию соответствующая VII-VIII вв. и сохранившаяся в груз. переводе (рукописи: Parisin. georg. 3; Sinait. georg. 37 (Cagarelli 30); Ms. Lathal; Ms. Kala; см.: Tarchnischvlli. Grand Lectionnaire), отличается от своего арм. предшественника наличием рубрик, касающихся ладовой принадлежности песнопений согласно системе осмогласия , а также мн. песнопений с небиблейским текстом, носящих, как правило, название «ипакои»,- напр., на литургии это были тропари в начале службы, на умовение рук священника и на великом входе ( Jeffery. 1991). Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах. XVI в. Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Возможно, в Риме в 1-й пол. IX в. были созданы греч. рукописи Гомилий свт. Григория Назианзина (Ambros. E 49-50 inf) и Книги Иова (Vat. gr. 749); по стилю миниатюр и особенностям написания текста к ним близок манускрипт Sacra Parallela (Parisin. gr. 923), созданный, вероятно, вскоре после сер. IX в. Кодексы имеют крупный формат и украшены большим количеством миниатюр. Книга Иова и Гомилии свт. Григория Назианзина содержат самые древние из дошедших до нас иллюстративных циклов соответствующих текстов. Иллюстрации Sacra Parallela - сб. цитат из Библии и патристических сочинений, составление к-рого приписывают св. Иоанну Дамаскину,- свидетельствуют о том, что ранее существовало неск. циклов иллюстраций к Библии, не получивших прямого продолжения в дальнейшей иконографической традиции; ряд сюжетов встречается в этой рукописи впервые. В миланском и парижском манускриптах почти все иллюстрации выполнены золотом, поверх к-рого прочерчены контуры и основные детали изображения. Несмотря на использование в них минимума художественных средств, они отличаются внутренней силой. Иконоборцы, замазывающие образ Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Син. греч. 129д. Л.167) Иконоборцы, замазывающие образ Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Син. греч. 129д. Л.167) Вероятно, вскоре после окончания эпохи иконоборчества - в правление Патриарха Мефодия (843-847) или в 1-е правление Фотия (858-867) - были написаны и украшены миниатюрами 3 Псалтири с иллюстрациями на полях: Хлудовская (ГИМ. Син. Греч. 129д), Пантократора (Pantokr. gr. 61) и Парижская (Parisin. gr. 20), от к-рой сохранился лишь небольшой фрагмент. Их иллюстрации по стилю близки друг другу и восходят к традициям раннехрист. миниатюры. В них наряду с буквальными и историческими появляются т. н. типологические иллюстрации, ставящие в соответствие событиям ВЗ события НЗ. Принято считать, что непосредственный прототип Псалтирей с иллюстрациями на полях сложился в кон. VIII - 1-й пол. IX в. в сиро-палестинской среде, а первые Псалтири подобного типа появились во 2-й пол. VI-VII в. Такую редакцию Псалтири, с миниатюрами, комментирующими текст и расположенными только на его полях, иногда называют «монастырской» в противовес «аристократической» редакции с буквальными и историческими иллюстрациями, занимающими отдельные страницы. В дальнейшем обе редакции иллюстрированной Псалтири существовали в Византии параллельно. В Хлудовской Псалтири и в Псалтири Пантократора есть изображения, где показаны иконоборцы, замазывающие икону, иконоборческий Собор 815 г. и защитник иконопочитания Патриарх Никифор I, попирающий своего оппонента патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Евангелист Марк. Миниатюра из Четвероевангелия. 30 - 40-е гг. XIV в. (Bodl. Canon 36. Fol. 96) Евангелист Марк. Миниатюра из Четвероевангелия. 30 - 40-е гг. XIV в. (Bodl. Canon 36. Fol. 96) После победы исихазма на Соборе 1351 г. в визант. искусстве еще сохранялись элементы динамичного стиля 30-40-х гг. XIV в., но его общее звучание стало более утвердительным и радостным. Такой стиль представлен в миниатюрах Акафиста (ГИМ. Син. греч. 429), созданного в К-поле в 50-60-х гг. XIV в., вероятно, для Патриарха Филофея, и сборника богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина (Parisin. gr. 1242, 1375 г.), написанного писцом Иоасафом из мон-ря Одигон. После того как во 2-й пол. века идеалы, близкие монашеским, получили широкое распространение в визант. обществе, в образах появляется спокойная уверенность и торжество. В рукописях палеологовской эпохи сохранилось много ктиторских изображений. Имп. портреты в основном помещались в хрисовулах - грамотах о даровании земель и привилегий, часто имевших форму свитка. Изображение имп. Андроника II Палеолога имеется на хрисовуле 1301 г. митр. Монемвасии (Византийский музей, Афины. Ms. no. 80), где император показан подносящим свиток Христу, и на хрисовуле 1307 г. (N. Y. The Pierpont Morgan Lib. M 398), подтверждающем право на владения еп. Канины в Албании, где он представлен перед Богоматерью с Младенцем. На хрисовуле 1374 г. (мон-рь Дионисиат) изображен св. Иоанн Креститель, благословляющий имп. Алексея III Великого Комнина и его супругу Феодору, держащих грамоту о выделении ежегодного содержания для мон-ря Дионисиат на Афоне. В сборнике сочинений Гиппократа (Parisin. gr. 2144), написанном в 1340-1341 гг. в Италии на бумаге, на развороте листов 10 об.- 11 об. представлены сидящие на тронах и облаченные в роскошные одежды Гиппократ (справа) и заказчик рукописи Алексей Апокавк; маленькая фигурка, стоящая за троном Алексея, возможно, персонификация медицины. Неск. ктиторских изображений имеется в рукописи Типикона мон-ря Богоматери Верной Надежды (Θεοτκος τς Βεβαας Ελπδος) в К-поле (Oxf. Lincoln-College. gr. 35, 2-я четв. XIV в.) На одном из них представлена основательница мон-ря племянница имп. Михаила III Феодора Палеологина с моделью церкви и ее дочь Евфросиния с книгой, подносящие свои дары сидящей на престоле Пресв. Богородице. На др. изображены ее муж, дети, внуки Феодоры и монахини из основанного ею мон-ря, обращающиеся с молитвой к Богоматери.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Заставка к Гомилиям свт. Григория Богослова. 1-я пол. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 72) Заставка к Гомилиям свт. Григория Богослова. 1-я пол. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 72) III. Слово (λγος; oratio, sermo, allocutio (Tertullian)). Эта форма церковной проповеди является самой совершенной. Среди проповедей свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, и свт. Киприана Карфагенского есть слова на Благовещение, на Богоявление, по поводу заблуждений язычников. Однако в III в. проповедь в форме слова встречалась эпизодически и могла звучать лишь в крупных городах и ученых центрах греко-рим. мира. Внешние и внутренние условия жизни Церкви содействовали тому, что только в IV в. эта форма стала обычным, общецерковным явлением ( Барсов. 1885. С. 7). Слово - форма проповеди с правильной логической структурой, единством содержания, изящным художественным стилем и со строгой тематизацией. Наибольшее значение в развитии этой формы проповеди имели проповеднические труды свт. Григория Богослова. В слове тема исследуется и раскрывается с наибольшей полнотой и последовательностью. Тематика слов обычно посвящается предметам религиозно-нравственного содержания, извлекаемым из Свящ. Писания, богослужебных текстов, церковного учения или идеи церковного праздника. Слово, как правило, предваряется заглавным стихом (эпиграфом), к-рый должен иметь непосредственное отношение к содержанию проповеди. Этот стих обычно содержит указание на рассматриваемый предмет, к-рый составляет главное начало для мыслей и суждений проповедника. Чаще всего в качестве заглавного стиха используются выдержки из Свящ. Писания или богослужебных текстов. Полагать в основание церковной речи подобные стихи - обычай древний, свидетельствующий, что по существу проповедь есть изъяснение Свящ. Писания и учения Церкви. Пример слова - Слово 38 свт. Григория Богослова «На Богоявление или на Рождество Спасителя» ( Greg. Nazianz. Or. 38). IV. Речь (λγος πανηγιρικς, προσφωνητικς, oratio panegyrica). Эта проповедь имеет особое назначение и содержание. Начало ее восходит к похвальным речам (эти в свою очередь - к мученическим актам II в.) и речам на освящение храмов III в. ( Барсов. 1885. С. 214), к-рые явились первыми вестниками наступления эпохи расцвета церковного красноречия.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Г. Б., председательствовавший на II Вселенском Соборе, изображается в числе его участников: один из ранних примеров - миниатюра из списка слов Г. Б. (Parisin. gr. 510. Fol. 355) - в группе слева (?); в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса целого ряда балканских храмов; в рус. памятниках - в росписи нач. XVI-XVII в. наоса и с кон. XVII - галереи (примеры см. в ст. Вселенский Собор , разд. «Иконография»//ПЭ. Т. 9. С. 570-571). Образ Г. Б. входит в состав расширенного деисусного чина, напр., иконы из иконостасов Успенского собора во Владимире (1408, ГТГ), Рождественского собора Ферапонтова мон-ря (Дионисий и мастерская, 90-е гг. XV в. (?) или 1502-1503, ГРМ) - везде одесную Христа за свт. Василием Великим. Нередко изображается в декорации столбиков царских врат: Новгород, сер. XV в. (ГТГ; на парном - свт. Николай); сер. XVII в., из Благовещенского мон-ря в Муроме (МИХМ). Довольно широко распространены единоличные изображения Г. Б. на иконах разного времени: XV в., Македония (ЦАК МДА) - в крещатой ризе; рус. икона из ц. Похвалы Богородицы пос. Орёл Усольского р-на Пермской обл., иконописец Семен Хромой, до 1616 г. (ПГХГ). Изображение святителя устойчиво встречается в минейных циклах на январь: в миниатюрах Минологиев (имп. Василия II - Vat. gr. 1613. Fol. 395, 976-1025 г; Baltim. 521. Fol. 234v, XI в.; из Гроттаферратского мон-ря - Cryptoferat. D a V. Fol. 131v, XI в.); в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317,- единолично и сцена перенесения мощей; в юж. части ц. Успения мон-ря Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия), 1335-1350 гг.); в рус. иконных минологиях, с XVI в.- дважды: в день памяти святого 25 янв. и Трех святителей - 30 янв. (икона кон. XVI в. (ЧерМО), Минея годовая, нач. XIX в. (УКМ), и др.). Нередко изображается среди избранных святых: на створке триптиха «Апостолы Петр и Павел, святые Георгий, Николай, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», сер. XII в., мастерская крестоносцев в Иерусалиме (Музей КДА, утрачена) - в фелони, с омофором, с раскрытым Евангелием; «Крещение с Деисусом и избранными святыми», Новгород, кон. XIV в. (ГТГ); «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», Псков, XIV в. (ГТГ), и др.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Вселенский IV Собор (Халкидонский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Деяния Собора известны в неск. редакциях на греч. и лат. языках. Еще до открытия Собора документы, имевшие отношение к делу Евтихия (деяния К-польского (448) и Эфесского (449) Соборов, переписка и др.), были переведены по поручению папы св. Льва I Великого на латынь и вместе с его Томосом к свт. Флавиану, архиеп. К-польскому, были опубликованы, послужив основой «Новарского собрания о деле Евтихия» (Collectio Novariensis de re Eutychis; ACO. T. 2. Vol. 2 (1)). Первоначальный греч. текст деяний не сохранился, но известно, что вскоре после окончания Собора экземпляр соборных деяний был отправлен в Рим; там он хранился в папском архиве и послужил основой для последующих лат. редакций. По распоряжению имп. Маркиана ок. 454/5 г. соборные акты были отредактированы и опубликованы. При этом 3-е деяние (о Диоскоре) заняло место 2-го, нек-рые деяния (о Каросе и Дорофее, Домне Антиохийском, Фотии и Евстафии) были опущены, к протоколам соборных заседаний были присоединены собрания писем, имевших отношение к созыву, проведению и признанию Собора. В наст. время греч. текст деяний, к-рый приобрел окончательный вид только в VII в., представлен 2 рукописями: Venetus (Marc. gr.) 555 (XI в.) и Vindob. hist. gr. 27 (XII в.), в них в целом сохранен порядок расположения документов, сложившийся в сер. V в., но находятся опущенные прежними редакторами протоколы нек-рых деяний. Среди древних греч. редакций, содержащих фрагменты соборных деяний,- «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana, рукопись Vatic. gr. 1431), возникшее в Египте в лагере противников Халкидонского Собора при Александрийском архиепископе-монофизите Петре Монге (после 482) (ACO. T. 2. Vol. 2 (2)). Лат. версия известна в 3 редакциях. Работа над древнейшей (Фа) началась не ранее понтификата Гормизда (514-523). Эта редакция, сохраняемая в 3 рукописях IX столетия (Reginensis 1045, Barberinus 680, Parisin. lat. 16832), соответствует в целом греч.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

редакции, составленной по приказанию имп. Маркиана. Во время спора о «Трех Главах» (ок. 553) она была отредактирована по греч. оригиналу и стала основой древнейшей исправленной редакции (Фс), представленной 4 рукописями: Vatic. lat. 1322, pars 2 (VI/VII в.), Ambros. E 147 (VI/VII в.), Montepessulanus 58 (IX/X в.) и Casinensis 2 (XII/XIII в.). После смерти имп. Юстиниана I (565) возвратившийся из ссылки диак. Римской Церкви Рустик предпринял новую редакцию (Фг), известную в наст. время по 4 рукописям: Parisin. lat. 11611 (IX в.), Vatic. lat. 1319 (XII в.), Veronensis LVIII (X в.) и Vatic. lat. 1321 (XVI в.). В работе по исправлению лат. текста деяний Рустик использовал лат. и греч. документы, хранившиеся в б-ке мон-ря акимитов в К-поле. В обеих позднейших лат. редакциях (Фс и Фг) дело о Диоскоре занимает 3-е место, что соответствует изначальному порядку деяний; кроме того, они имеют и нек-рые др. отличия от греч. деяний: соборные правила считаются 15-м деянием (вместо 7-го), опущено 16-е деяние (его нет и в древнейшей редакции Фа), а в редакции Рустика отсутствует 17-е деяние. Несмотря на такое различие в порядке следования, а также на нек-рые разночтения в текстах сохранившихся редакций, в наст. время достоверность и полнота актов Халкидонского Собора не подвергаются сомнению (Schwartz E. Praefatio//ACO. T. 2. Vol. 1 (3). P. XXIII-XXIV; Murphy F. X. Peter Speaks through Leo: The Council of Chalcedon A. D. 451. Wash., 1952. P. 113-116). Историческая ситуация 8 нояб. 448 г. на поместном К-польском Соборе, к-рый возглавлял свт. Флавиан, архиеп. К-польский, еп. Евсевий Дорилейский поднял вопрос о православии архимандрита одного из столичных мон-рей Евтихия, отказывавшегося признавать Христа единосущным нам по человеческой природе. 22 нояб. после неоднократных отказов Евтихий прибыл на Собор и за еретический образ мысли был низложен (ACO. T. 2. Vol. 1 (1). P. 100-147; ДВС. Т. 2. С. 93-133). Евтихий, как и Евсевий Дорилейский, принадлежал к числу последователей свт. Кирилла, архиеп.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Иллюстрации Минология, хранящегося в ГИМе, демонстрируют основные тенденции в искусстве 3-й четв. XI в. Миниатюра этого времени является результатом развития тенденций, наметившихся в искусстве позднемакедонской эпохи. Упрощение и схематизация, более графичная стилизованная трактовка лиц и фигур становятся главными художественными средствами, позволяющими достичь максимальной дематериализации формы и одухотворенности образа. В московской рукописи трактовка архитектуры, пейзажа, человеческого тела и драпировок намного более схематична, чем, напр., в Ватиканском Минологии, скованные движения персонажей переданы условно, тела и предметы теряют объем и вес. Фигуры фронтально стоящих святых напоминают фрески своими монументальными пропорциями, статичными позами, графической проработкой складок, суровыми лицами с остановившимся взглядом. Помазание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири Феодора. 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 106) Помазание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири Феодора. 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 106) Новые тенденции достигают зрелости в иллюстрациях ряда рукописей, созданных в Студийском мон-ре, напр. в Четвероевангелии (Parisin. gr. 74) и Псалтири Феодора (Lond. Brit. Lib. Add. 19352). Последняя рукопись содержит колофон, из к-рого известно, что она была исполнена в 1066 г. пресвитером и «библиографом» Студийского мон-ря Феодором из Кесарии для игум. Михаила. Крошечные фигурки на полях, парящие в пространстве белого листа, совершенно лишены веса и объема. Пропорции тел сильно вытянуты, моделировка одежд предельно схематизирована и часто заменена тончайшим золотым ассистом. Активные жесты, горящие взгляды, впалые щеки, огромные крючковатые носы и большие рты с сильно опущенными углами придают образам святых подчеркнутую, резкую выразительность. Точный, легкий и непринужденный рисунок, изящество и особая манерная утонченность в исполнении фигур, яркие, сочные краски в гармоничных сочетаниях - все это свидетельствует о совершенстве мастерства иллюстраторов.

http://pravenc.ru/text/383977.html

   001    002    003    004   005     006    007