(539 – 602, имп. с 582) Будущий император Маврикий родился в каппадокийском городке Арависсе. Население тех мест было в основном армянского происхождения, но официальные историки тех лет утверждали, что род его был древним и происходил еще из Рима. Начав службу простым столичным нотарием, Маврикий успешно продвигался вверх по служебной лестнице, а после воцарения Тиверия, очень хорошо к нему относившегося, получил должности комита экскувитов и комита федератов с поручением организовать из варваров армию для войны с персами. В 577 г. «кесарем Тиверием он назначается начальником [магистром войск. – С.Д .] Востока. Этот Маврикий не был опытен в войнах и борьбе, однако в общем умен, положителен и точен, сочетая в себе оба противоположных друг другу качества – сознание собственного достоинства и кротость, качества, свободные от высокомерия и заносчивости» (Менандр Протиктор, с. 447]). Несмотря на «гражданское» прошлое, Маврикий проявил себя как умелый и требовательный военачальник. Он незамедлительно принял меры к повышению дисциплины,ему удалось даже возродить полезный обычай римлян строить укрепленный лагерь на каждой стоянке (от чего разленившиеся солдаты давно отвыкли). В 578 или 579 г. он совершил поход в Армению, вывел из-под власти шаха десять тысяч арзаненнских 39 христиан и поселил их на Кипре. В 580 г. Маврикий неудачно осаждал персидскую крепость Хломар. В следующем году он вместе с союзными ромеям арабами-христианами решил нанести удар по центральным районам Ирана, совершив марш через пустыню. Персидский военачальник Ардаман, разузнав о планах магистра, вторгся с большой армией в оставшуюся без защиты Месопотамию и произвел там страшные разрушения. Раздосадованный Маврикий был вынужден сжечь на Евфрате корабли с войсковым хлебом и вернулся обратно, но покарать захватчиков не удалось – персы успели уйти. Однако в следующем году судьба улыбнулась ромеям – причинившая им так много горестей армия Тамхосрова была вдребезги разбита Маврикием под Теллой-Константиной (в Малой Азии), что фактически решило исход войны. Автократор Тиверий вызвал отличившегося полководца в столицу. Маврикий справил пышный триумф, а император, умирая, сосватал за него дочь Константину и передал ему власть над державой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Сулейман, см. Мелик-Шах II    Сюзюмов М. 9    Танкред, племянник Боэмунда Тарентского 28, 299, 301, 309, 311, 313, 317—320, 322, 323, 336,    363, 367, 375—377, 379, 568, 570—572, 580, 582, 583, 586, 587, 596, 606—608    Танкред Готвилльский 453    Тапар, см. Мелик-Шах    Таронит, см. Григорий Таронит    Таронит, см. Иоанн    Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат    Таронит, см. Михаил Таронит    Тарониты 450, 479    Тарханиот Катакалон 63, 268. 447    Тарханиоты 447    Татикий 13, 28, 145, 192—195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299—301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583    Татран 224    Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530    Тевкр 285, 286, 566    Телемах 113, 499    Тиверий, император 598    Тигран 265    Тимофей, флейтист 56, 253, 440    Тирах 484, 485    Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541    Томашек В. 524, 556, 557    Томирида 326, 588    Торник, см. Георгий Торник    Торник, см. Лев Торник    Торник, см. Петр Торник    Торники 450    Торос 578    Тортарий 596    Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529    Траян, сын Ивана-Владыкова 534    Трейтингер О. 477    Тугоркан 541    Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608    Тутах 58, 59, 443    Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579    Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575    Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411    Умберт 495    Умберт, сын Рауля 377    Умберт Готвилльский 466    Умбертопул, см. Константин Умбертопул    Унфред 486, 488    Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584    Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551    Успенский Ф. 481—483, 551, 552, 623    Фатимиды 577, 608    Феано 19, 324, 588    Фекла, великомученица 132    Фемистокл 194    Феодор, антиохийский патриарх 613    Феодор, брат Аарона 341—343    Феодор, великомученик 550    Феодор Гавра 11, 24, 242—244, 306, 545, 576, 601    Феодор Далассин 538    Феодор Докиан, Докиан 61, 444    Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601    Феодор Рупений 369    Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Theodore of Mopsuestia, c. 350–428 Honoratus of Arles, fl. 425, d. 429/430 John Cassian, c. 360–432 Fastidius, c. Fourth-fifth centuries Hesychius of Jerusalem, fl. 412–450 Eucherius of Lyins, fl. 420–449 Valerian of Cimiez, fl. C. 422–439 Sixtus III of Rome (pope), regn. 432–440 Cyril of Alexandria, 375–444; fl. 412–444 Pseudo-Victor of Antioch, fifth century Ammonius, c. fifth century Peter Chrysologus, c. 405–450 Leo the Great of Rome (pope), regn. 440–461 Theodoret of Cyr. 393–466; fl. 447–466 Basil of Selucia, fl. 440–468 Salvian the Presbyter of Marseilles, c. 400-c. 480 Hilary of Arles, c. 401–449 Euthymius (Palestine), 377–473 Diadochus of Photice. c. 400–474 Gennadius of Constantinople, d. 471; fl. 458–471 Pseudo-Dionysius the Areopagite, c. 482-c. 532; fl c. 500 Symmachus of Rome (pope), regn. 498–514 Jacob of Sarug, 451–521 Philoxenus of Mabbug, c. 440–523 Fulgentius of Ruspe, c. 467–532 Severus of Antioch, c. 465–538 Caesarius of Arles, 470–542 Dorotheus of Gaza, fl. c. 525 Cyril of Scythopolis, b. 525; fl. c. 550 Paschasius of Dumium, c. 515-c. 580 Leander, c. 545-c. 600 Oecumenius, sixth century Gregory the Great (pope), 540–604; regn. 590–604 Isidore of Seville, c. 560–636 Sahdona (Marryrius), fl. 635–640 Braulio of Saragossa, c. 585–651 Maximus the Confessor, c. 580–662 Isaac of Nineveh, d.c. 700 Bede the Venerable, 673–735 John of Damascus, c. 645-c. 749 Isho’dad of Merv, fl. c. 850 Symeon the New Theologian, c. 949–1022 Theophylact of Ohrid, c. 1050-c. 1108 1 5 Biographical Sketches & Short Descriptions f Select Anonymous Works This listing is cumulative, including all the authors and works cited in this series to date. Alexander of Alexandria (fl. 312–328). Bishop of Alexandria and predecessor of Athanasius, upon whom he asserted considerable theological influence during the rise of Arianism. Alexander excommunicated Arius, whom he had appointed to the parish of Baucalis, in 319. His teaching regarding the eternal generation and divine substantial union of the Son with the Father was eventually confirmed at the Council of Nicea (325).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

   Дюканж К. 447, 460, 503, 505, 546, 556, 564, 567, 597, 599, 603    Евдокия, жена Никифора III Вотаниата 477    Евдокия, императрица 119, 255, 441, 451, 476, 477, 496, 538, 549, 550    Евдокия, Комнина, дочь Алексея I 15, 17, 430, 512, 626    Евдокия Комнина, сестра Алексея I 463, 470    Евдокс 186, 520    Евмафий Филокал, Филокал 250, 308, 314, 373—375, 377, 380, 547, 580    Еврипид 18, 34, 440, 521    Евстафий, брат Готфрида Бульонского 560    Евстафий, друнгарий 194    Евстафий, евнух 315    Евстафий II Бульонский 560    Евстафий Камица, Камица 28, 244, 245, 304, 351, 355, 386— 391, 393, 406, 407, 546    Евстафий Киминиан 272, 340    Евстафий Солуньский 564    Евстратий Гарида 120, 123, 175, 267, 477, 501, 514, 552    Евстратий Никейский 36, 37, 397, 613    Евфимиан 100, 422    Евфимий Зигавин, Зигавин 24, 560, 622—624    Евфорвин 355    Евфорвин, см. Георгий Евфорвин    Евфорвин, см. Константин Евфорвин Катакалон    Екатерина 467    Елевтерий 187, 521    Елегм (Илигмиш?) 415, 618    св. Елена 200    Елена, дочь Роберта Гвискара 78, 79, 86, 149, 452, 455, 497    Еналь А. 600, 604    Жанен Р. 17, 467, 471, 475, 565    Жослин де Куртней, Яцулин 379, 608    Жофруа Мали 372    Заррад, см. Пирр    Захарий 152, 498    Звонимир 537    Зевс 155, 413    Зет 140, 491    Зигавин, см. Евфимий Зигавин    Златарский В. 48, 449, 503, 516, 529—531, 533, 540, 541, 589, 621    Зонара, см. Иоанн Зонара Зопир 271, 556    Зоя, императрица 179, 516    Зоя, дочь императрицы Евдокии 119, 476, 550    Иалей 304    Ибн аль-Асир 523, 575, 576, 580, 582, 609    Ибн Чакан 548    Иван-Владислав, царь болгарский 467, 534, 598    Ивон 505    Иисус Христос 127, 341, 437, 460, 500, 551, 576, 589, 624    Илигмиш, см. Елегм    Илхан 199, 200, 278, 528    Илья (Вильгельм Карпентарий? Церпентирий?) 279, 563    Иоанн, алан 88    Иоанн, архиепископ Болгарии 544    Иоанн, евнух 470    Иоанн, квестор императора Тиверия 598    Иоанн, основатель павликианства 395, 515    Иоанн, проедр 465    Иоанн, сын Анны Комниной 68

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

У святого Энды было великое множество учеников, прямых и непрямых, среди которых очень почитаемые святые: Финиан Мовильский († 579) в Ирландии и Кентигерн († 612) в южной Шотландии, мощи которого по сей день хранятся в соборе города Глазго. В этот период римского культурного упадка, наступившего к 420-м годам, некоторые в послеримской Британии поддержали типично языческое римское, гуманистическое, антимонашеское учение интеллектуала-аристократа римо-британца Пелагия (род. ок. 375). Его учение стало популярным в начале V века в Риме, где он проповедовал, а позднее в Карфагене, насаждаемое усердным учеником Пелагия Целестием. Интересно и промыслительно, что два даровитейших галльских епископа – святой Герман Оксеррский и святой Луп Труасский, давшие православный ответ на эту ересь, – посетили Британию в 429 году. Святитель Герман, сделавший Оксерр прославленным монашеским центром северной Галлии, наряду с Туром, вновь приехал в Британию в 447 году вместе со святителем Севером Трирским, чтобы опять сражаться с этой ересью. Здесь учеником святого Германа стал святой Иллтид Уэльсский († ок. 530) – отец уэльсского монашества, ставший для Уэльса тем же, кем был святой Энда для Ирландии. Под влиянием святого Иллтида возрастали святой Кадок († ок. 580) и святой с латинским именем Дубриций (Дифриг; † 545), святой Патерн († 550) и святой Павел Аврелиан († 575), а также святые Гильда († 570), Давид (ок. 500 – ок. 601) – обученный в монашеской жизни другими святыми с латинскими именами: Иустином († 540) и Павлином; Тейло († 560 или 580), Деиниол († 584) и целый сонм уэльсских монахов, живших и подвизавшихся по примеру египетских отцов, – своего рода уэльсская Фиваида. Говоря об уэльсском монашестве, мы не можем обойти вниманием первую миссию в юго-восточную Ирландию в начале V века, вероятно подготовленную в Уэльсе. Традиционно считается, что в составе этой миссии были: святой епископ Деклан († 450) Ардморский, который, возможно, обучался в Галлии; святой Ибар († 450) и его племянник святой Аббан († 470); святой Киеран Сайгирский († 530) – «первенец из святых Ирландии»; святой Аильбе († 527), имевший учеников в «неримской» Ирландии.

http://pravoslavie.ru/53219.html

С. 434. О, не позорьте ее, не бросайте камня. — Рассказывая Аглае о Настасье Филипповне, Мышкин этими словами напоминает ей евангельское предание о том, как фарисеи и книжники приводят в храм женщину, виновную в прелюбодеянии, а Христос на вопрос о том, нужно ли ее наказать по закону Моисея, отвечает: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 1–7). Позднее этот же мотив возникает в диалоге между Мышкиным и Родомским (см. с. 580). 149 С. 442. Да, без сомнения, все равно, мы не масоны! — Масоны (или вольные каменщики) — члены религиозно-мистических обществ, преследующих задачи нравственного усовершенствования. Получив в России распространение в XVIII — начале XIX b., масонство в 1822 г. было запрещено Александром I. В реплике Коли Иволгина, вероятно, содержится намек на то, что в масонских ложах придавалось необычайное значение мистическим «тайнам» и конспирации. 150 С. 442. Контрекарировать— оспаривать ( франц. contrecarrer). 151 С. 444. Подлинно, когда бог восхощет наказать, то прежде всего восхитит разум. — Ср. со словами городничего в «Ревизоре» Гоголя (1836): «Вот подлинно, если бог хочет наказать, так отнимает прежде разум» (д. V, явл. 8). Ср. в Ипатьевской летописи (1178): «Бог, егда захочет показнити человека, отнимет у него ум». Подобные изречения, встречающиеся у многих писателей, восходят к древнегреческим источникам (см.: Ашукин Н. С. Крылатые слова. М., 1966. С. 326–327). 152 С. 447. …он тут в Пятой улице-с… — Имеется в виду Пятая Рождественская (ныне 5-я Советская) улица. 153 С. 452. Тихими стопами-с, вместе! — Это выражение занесено Достоевским еще в ссылке в Сибирскую тетрадь (см.: IV, 247). 154 С. 460. Подколесин в своем типическом виде… — Речь идет о герое комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» (1842). 155 С. 460. «Tu l " as voulu, George Dandin!» — крылатое выражение, восходящее к комедии Мольера «Жорж Данден» (акт I, явл. 9). 156 С. 462. Эта наглость наивности — превосходно выставлена Гоголем в удивительном типе поручика Пирогова — высечь для удовлетворения оскорбленного нравственно чувства своего читателя… — Считая героя повести Гоголя «Невский проспект» (1835) величайшим «пророчеством гения», «ибо Пироговых оказалось безмерно много, так много, что и не пересечь» (см.: XXI, 124), Достоевский характеризует Ганю Иволгина как модификацию этого бессмертного гоголевского типа, а затем вкладывает в его уста почти те же слова, относя их к Ипполиту Терентьеву: «Это поручик Пирогов, это Ноздрев в трагедии…» (см. с. 472). 157

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Т. 1 (1852): Номоканон XIV титулов с толкованиями Феодора IV Вальсамона ; «О ересях и Соборах» Патриарха К-польского Германа I (С. 339-369); анонимный трактат о Вселенских Соборах (С. 370-374); часть послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, Михаилу, кн. болгарскому (С. 375-388); «Синоптическое изъяснение о Святых и Вселенских Соборах» Нила, митр. Родосского (С. 389-395). Т. 2 (1852): Правила святых апостолов и Вселенских Соборов, а также К-польских Соборов 861 и 879 гг. с толкованиями Иоанна Зонары , Феодора Вальсамона и Алексия Аристина . Т. 3 (1853): Правила Поместных Соборов с толкованиями Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Аристина. Т. 4 (1854): Правила святых отцов с толкованиями тех же канонистов; Окружное послание свт. Геннадия I , Патриарха К-польского, и епископов К-польского Собора 459 г. папе Римскому о непоставлении на мзде (С. 368-374); Послание свт. Тарасия , Патриарха К-польского, папе Адриану I о том же (С. 375-385); канонические отрывки из сочинений свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , прп. Анастасия Синаита (С. 386-392); Синопсис канонов (С. 393-416); канонические ответы афонским монахам Патриарха К-польского Николая III Грамматика с толкованиями Феодора Вальсамона (С. 417-426); правила и канонические ответы свт. Никифора I , Патриарха К-польского (С. 427-431); отрывки из номоканона свт. Иоанна IV Постника , Патриарха К-польского (С. 432-446); 66 ответов Феодора Вальсамона на вопросы Патриарха Александрийского Марка III (С. 447-496); др. сочинения Феодора Вальсамона (С. 497-579), в т. ч. о постах в течение года (С. 565-579); сочинения, приписываемые прп. Анастасию Синаиту, «О трех постах» (XII в.) (С. 580-584) и «О посте Пресв. Богородицы» (С. 585-588); из 57-го слова «Пандектов» Никона Черногорца (С. 589-591); трактат Иоанна Зонары о запрете троюродным братьям (δισεξδελφοι, ξδελφοι δετεροι) последовательно жениться на одной женщине (С. 592-597), его же слово о том, является ли осквернением естественное истечение семени (С. 598-614). T. 5 (1855): Соборные решения архиепископов и Патриархов К-польских; новеллы визант. императоров (С. 186-340); ответы, письма, подписи под соборными деяниями и справки по различным каноническим вопросам (С. 341-627). Т. 6 (1859). Алфавитная синтагма Матфея Властаря на основе 3 парижских, 4 венских и 2 афинских греч. списков; индекс ко всей А. с. (С. 519-619).

http://pravenc.ru/text/77096.html

Соч.: Крины молитвенные: Сб. ст. по литург. богословию. Белград, 1928. М.; СПб., 2002; Отец архим. Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Белград, 1934 (переизд. под назв.: Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894). М., 19972, 20053); Mamepujaлuзaм и наука. 1936 (серб. яз.); Левитство и пророчество, как типы пастырствования//ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 140-152; Ангелы, иночество, человечество: (К вопросу об ученом монашестве). П., 1942 (То же//Богословский сб. Саут Канаан, 1955. Вып. 2. С. 22-41; То же//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 135-153); Духовные предки св. Григория Паламы//ПМ. 1942. Вып. 4: Богословская мысль. С. 102-131; Евхаристия: (Из чтений в Правосл. Богосл. ин-те в Париже). П., 1947. [М.], 19952, 19993, 20064; Предисловие к новому изданию//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. П., 1948. C. 3-6; Антропология св. Григория Паламы. П., 1950. М., 19962; Явление воскресшего Господа Богоматери//ПМ. 1951. Вып. 8. С. 86-112; Дореволюционное русское духовенство за границей: (Экуменизм до экуменического движения)//Там же. 1957. Вып. 11. С. 100-122 (То же//ЖМП. 1993. 11. С. 60-72); Православное пастырское служение. П., 1957. СПб., 19962, 20003; Les traductions russes des textes patristiques: Guide bibliographique. Chevetogne, 1957 (рус. пер.: Русские переводы патристических текстов: Библиогр. справочник. М., б. г. Маш.); Литургика: Гимнография и эортология. П., 1964. М., 1999, 2002; Золотой век святоотеческой письменности: Жизнь и учение вост. отцов IV в. П., 1967. М.; СПб., 19952; О религиозном пути А. Блока//ВРСХД. 1968. 87/88. С. 66-94 (То же//А. Блок: Pro et contra. СПб., 2004. С. 559-580); Требник - книга чудотворная//Вечное. 1972. 7/8. С. 14-15 (То же//БСб. 2002. Вып. 9. С. 237-239); Памяти патриарха Тихона//Ежегодник Правосл. Церкви в Америке. 1976. Кн. 2. С. 62-65; Верующий вольнодумец//Н. А. Бердяев: Pro et contra: Антология. СПб., 1994. Кн. 1. С. 447-450; Патрология: Лекции. П.; М., 1996. Ч. 1. К., 20032; Богослужение Праздника Рождества Христова//БСб. 2001. Вып. 8. С. 24-36; Зло в религиозном сознании человечества: (Лекция)//Там же. Вып. 7. С. 43-55; Литургия//Там же. Вып. 8. С. 10-23; Чудо: (Конспект лекции)//Там же. Вып. 7. С. 32-42; Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп. Гаврииле (Чепуре). М., 2002; Переписка И. Бунина с архим. Киприаном (Керном) по поводу «Освобождения Толстого»/Публ., вступ. ст.: Г. Н. Симонов//И. А. Бунин в диалоге эпох: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2002. С. 184-191; Се, восходим в Иерусалим: Иерусалимские дневники архим. Киприана (Керна). Иерусалим, 2013.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания). В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября). Подробнее... Марткопский мужской монастырь [ править править код ] Марткопский монастырь основан в VI веке, иначе называется Мартмкопи или монастырь святого Антония. Сегодня Мартмкопи — действующий мужской монастырь Грузинской Православной Церкви. Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси — 32 километра. Адрес: Норио, Гардабанский р-н, Грузия Проезд: Попасть в монастырь можно через село Норио. Туда ходят маршрутки (1 лари 30 тетри) и автобусы (1 лари) от метростанции Самгори. Маршрутки ходят часто. Норио надо пройти насквозь (можно зайти в музей) до северной окраины и там пройти еще 4500 метров извилистой трассы. Часть пути от села - не очень ровный асфальт, часть - гравийка. Легковые проходят спокойно. Подробнее... Шио-Мгвимский мужской монастырь [ править править код ] Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Самая первая постройка - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь , очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

2052 Heimbach, у Ерша и Грубера, 86, S. 391. – Mortreuil, III, 490. По Беверегию и Фабрицию – в 1193 году. 2054 ξηγησις τν ερν κα ϑεων καννων τν τε γων κα πανεφημων ποστολων, κα τν ερων οκουμενικν συνδων, λλ μν κα τν τοπικν τοι μερικν, κα τν λοιπν γων πατερον, πρς δ κα δλωσις τν νεργοντων νμων κα μ νεργοντων, τν ναταττομενων ν τος δκα πρς τος τσσαρσι ττλοις τος κατ’ ρχν τν καννων χειμνοις, πονηϑεσα κατ πρσταξιν βασιλικν κα πατριαρχικν Θεοδρ τ ετελε διακν τς γωττης το Θεο μεγλνς κκλησας, νομοφλακι, χαρτοφλακι, κα πρτ τν Вλαχερνν τ Βαλσαμν [τ μετ χρονους τινς γεγοντι πατριρχ Θεουπλεως μεγλης ντιοχεας, κα πσης νατολς]. 2055 В заключении предисловия к этим ответам читаем: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Вопрошения, в ответах на кои нуждались христиане, живущие в стране Сарацин и находящиеся под их властью, предложенные Марком последним в патриархах Александрийских в царствование благочестивейшего и христолюбивого царя нашего господина Исаака Ангела и при святейшем и вселенском патриархе господине Георгии, коих лета умножи, Боже, в долготу дней. Месяца февраля, индикта 18 (επινεμσεως ιγ’), в лето после воплощения Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа, 1203 (σγ’)». Σντ. VI, 447–8. – Это вероятно схолия, внесенная впоследствии в текст. Беверегий замечает здесь анахронизм: Георгий патриарх был патриархом только до 1199 года; в 1203 году патриархом был Иоанн Каматер. Посему, если вопросы предложены были при Георгии и Исааке, то это должно было случиться раньше 1203 года (Правда Исаак в 1203 году был императором во второй раз, но патриархом был Каматер). Посему он исправляет 1203 на 1198 (ρ4γ’) и 13 в индикте на 11. Beveregius, Synodicon, Proleg XV. (Migne, col. 21–22). Выше мы видели, что Мортрейль и Геймбах относят вопросы Марка и ответы Вальсамона к 1195 гиду. См. выше, примеч. 2049. 2056 Ответы на вопросы Марса и все восемь рассухдений изданы в Σντ. IV, р. 448–580. Тоже у Миня CXXXVIII, col. 951–1076 (из Леунклавия) и 1259–1382 (из Котельера, т. III). Мнение о браке одного и того же с двумя троюродными сестрами в русском переводе издано проф. Павловым, 50-я глава Кормчей книги, М. 1889, стр. 445.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010