Чтобы по возможности достигать этого для этого надобно то ослабить одни то усилить При такомъ подвиги св. отцевъ теряютъ свой характеръ и не только гармонируютъ съ общей системой но и необходимо предполагаютъ ее. Какъ скоро извстными особенными подвигами возстановлены душевная и нравственныхъ силъ, тогда уже человкъ можетъ стоять въ центр всей системы и исполнять вс заповди Господни [CXLVII] . Пользуясь послдними словами профессора Петрова, заключимъ, что вся жизнь св. юродивыхъ была жизнью въ любви ко Христу – идеалу нравственнаго совершенства, жизнью, которая не знаетъ никакой другой цли, какъ только Его, никакого другого совершенства, какъ быть съ Нимъ, творить Его волю, Св. юродивые явились истинными выразителями Его точными исполнителями Его жизни. Во всей жизни Христа рельефно обнаруживаются черты высшая нестяжательность, безграничная самоотверженная любовь, кротость, чистота сердца и воли всецло принадлежали Христу; безусловное Его вол Бога Отца составляетъ высокое нравственное жизнь Его была рядомъ человческихъ воли и поступковъ; припомнимъ Его сорокодневное въ пустын посл – вс эти 40 дней прошли для Спасителя въ сильной внутренней борьб между долгомъ, волею Отца, съ одной стороны и природы человческой, съ другой. Жизнь Свою Онъ проводилъ въ обществ мытарей и гршниковъ и пр. и пр. Вотъ жизнь то Христа св. юродивые и воплотили въ себ, и, помня Его слова: „Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам " [CXLVIII] , и св. апостола Павла: „бывайте подражатели Богу и ходите въ любви, якоже и Христосъ " [CXLIX] , они со всмъ воли подражали Ему, подобно св. апостоламъ [CL] , и на дл осуществили слова апостола – Христова подражателя: „ Мы безумны Христа ради " [CLI] . Принимая на себя этотъ трудный подвигъ, св. юродивые исходили изъ мысли св. апостола Павла: „стойте въ вр, мужайтеся, зане супостатъ вашъ яко левъ рыкая ходитъ кого поглотити… и облецытеся во вся да возможете вся стрлы лукаваго разженныя угасити” [CLII] . къ небесному путемъ борьбы съ и со всми соблазнами, въ отъ него происходящими, – вотъ главная причина „юродства " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

15–16). 52 Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М., 1947. – С. 32; Толстой И. и Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 6. СПб., 1899. – С. 136–137. 54 Там же. – С. 143–144; Лазарев В. Н. Там же. – С. 66. Не исключено, что изображение Петра Александрийского есть и в новгородском храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах (Бахтель Г. С. Новые данные о фресках церкви Благовещения в Аркажах/Древнерусское искусство. Художественная культура в домонгольской Руси. М., 1972. – См. вкладку между с. 252–253). 55 Бакалова Э. Фрески церкви-гробницы Бачковского монастыря и византийская живопись XII в./Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. – С. 222. 59 История русского искусства. Т. II. – С. 256; Лазарев В. Н. Указ. соч. – С. 121.Не является ли тематика этих изображений причиной помещения в летописях XVI–XVII вв. (ПСРЛ. Т. XXII. – С. 269; Т. XXXI. М., 1968. – С. 21) повествования “о Арии еретице”, где говорится о видении Христа священномученику Петру в темнице? 62 Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Ч. 1. СПб., 1906. – C. CLII, 265. 63 Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888. – С. 9. 64 Подлинник иконописный. М., 1903. – С. 43; Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. – 25 ноября. Последняя таблица приложения (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1. – С. 32) представляет миниатюру из Менология Василия II (976–1025), хранящегося в Ватикане. На ней изображена кончина святителя Петра (New catholic encyclopedia. Vol. XI. – С. 209). 66 Труды Святителя помещены в Патрологии Миня на греческом и латинском языках (PG 18, 467–522). Перевод с греческого см. в Приложении I. Правила святого Петра перепечатаны из книги “Правила святых Отец с толкованиями” (изд. Московского ОЛДП. М., 1884. – С. 23–75) с опущением толкования на них. 67 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. – С. 454–475; Правила святых Отец с толкованиями. – С. 23–75. Текст их см. в Приложении I.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

[cli] См. : Гуминский В. М. Норов на Святой Земле//Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. М., 2008. С. 289. [clii] Марк, епископ Егорьевский. Православное паломничество: содержание понятий//Православное паломничество: традиции и современность. Сб. материалов конференции. М., 2005. С. 26. [cliii] Большинство этих деталей (Авраам «остриже» и «обреза нокти» Мелхиседека, ибо тот был «космат» и др.) заимствованы Даниилом из так называемого «Слова свт. Афанасия Великого, архиепископа Александринского о Мелхиседеке». См.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 131-135. Здесь же опубликованы и другие апокрифы о Мелхиседеке. [cliv] Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005. С. 7. [clv] Предполагается, что речь идет о том же Издеславе, который сопровождал Даниила при его посещении «столпа Давыдова» (34). [clvi] Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила»//ТОДРЛ. XVI. М.-Л., 1960. С. 130. [clvii] См. об этом: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указателю). [clviii] См. подробнее: Гуминский В. М. Открытие мира... С. 146-149. Ср.: Гардзанити М. У истоков паломнической литературы... С. 300-303. [clix] Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 390. [clx] Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. I, Таллинн, 1992. С. 412. [clxi] Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. С. 7. [clxii] См.: Flusin B. Remarques sur les lieux saints de Jérusalem à époque byzantine//Lieux sacrés, lieux de culte, sanctuaries. Approches terminologiques, méthodologiques, historiques et monographiques. Roma, 2000. P. 119-131. [clxiii] См., например: Паломничество по Святым местам конца IV века//ППС. Т. VII. Вып. 20. СПБ., 1889; Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М., 1994. С. 133-221.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

B 1367 г. тот же папский легат Павел вел переговоры об унии с бывшим византийским Императором Иоанном Кантакузином . Вроде бы «православный» и «благочестивый» Иоанн Кантакузин поставил условием унии созыв вселенского собора в Константинополе. В связи с этим «благочестивым» предложением Вселенский Патриарх Филофей (Коккин) разослал приглашения всем предстоятелям восточных Православных Церквей на собор. В своем послании Велико Терновскому Патриарху Иоанникию II он уверял, что на переговорах на соборе об унии он «не отступит ни в малейшем от догматов Православия, как это было уже уговорено с папскими представителями» (!) – Migne, P. G., CLII, col. 1411–12. Болгарская Велико Терновская Патриархия выказала свое отрицательное отношение к подобному собору. 1 октября 1373 г. усилиями папы Григория XI в Фиве был созван церковный собор, на котором отказалась присутствовать Болгарская Православная Церковь , не послав своих представителей. (О. Halecki, Un empereur de Byzance à Rome, Warszawa, 1930, p. 261). Общественный и духовный кризис имел следствием то, что в болгарском обществе произошел глубокий раскол, которого ни современники, ни последующие поколения не заметили и не поняли и который отразился на болгарской народной психологии – болгарский народ, оказавшись незащищенным своим государством, которое он содержал на свои собственные средства, отчуждался раз и навсегда от своих безумных правителей. В атмосфере всеобщего нравственного упадка, безвыходности и отчаяния только Болгарская Церковь не растерялась и осталась на месте своего служения. Непоколебимая убежденность ее служителей и предстоятелей в православной христианской вере, их ревностное, самоотверженное служение и свидетельство среди народа о единственном для него правильном направлении духовной и нравственной жизни, которое находится только и единственно в Православии, спасло христианство в Болгарии и болгарский народ для христианства. Болгарское монашество всегда стояло на высоте своего духовного призвания. Когда на Святой Горе Афонской поселился основатель исихазма (т. е. возрождения древней аскетики и духовной жизни) св. Григорий Синаит , его первыми учениками были болгарские святогорские монахи. В 30-е годы XIV века в поисках уединения он поселился со своими учениками, и не только болгарами, в горах Парории (Странджа), на границе между Болгарией и Византией. Так как разбойники и турки часто нападали на монашеские скиты, содействием его ученика, болгарина св. Феодосия Терновского перед болгарским Царем, Царь Иоанн Александр предоставил средства на возведения крепостной башни для защиты монахов от нападений. Св. Феодосий Терновский стал ближайшим учеником св. Григория Синаита и его преемником. Из учеников преп. Григория Синаита прославились сподвижники преп. Феодосия Терновского преподобные Ромил Бдинский и Роман Терновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: ВМЧ. Нояб. С. 715-722; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873; Каталог христ. древностей, собр. моск. купцом Н. М. Постниковым. М., 1888. С. 9; Толстой И. И., Кондаков Н. П. Рус. древности в памятниках искусства. СПб.,1899. Вып. 6; Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания: Атлас снимков. СПб., 1906. Ч. 1. C. CLII, 265; Millet G. La vision de Pierre d " Alexandrie//Etudes sur l " historie et sur l " art de Byzance: Mélanges Ch. Diehl. P., 1930. Vol. 2. P. 99-115; Акрабова-Жандова И. «Виденсто на св. Петър Александрийски» в България//ИАИ. 1946. Т. 15. С. 25-29; Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses peintures//DOP. 1954. Vol. 8. P. 176; Dufrenne S. L " enrichissement du programme iconographique dans les églises byzantines du XIIIeme siècle//L " art byzantin du XIIIe siècle: Symp. de Sapoani. Beograd, 1967. P. 39; Babi G. Les chapelles annexes des églises byzantines: Fonction liturgique et programmes iconographiques. P., 1969; Макарий (Веретенников), архим. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский/ЖМП. 1978. 12. С. 66-73; То же, доп.//АиО. 1998. 4(18). С. 206-237; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв./Ред. сост.: Л. М Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. С. 145-147. (Кат. ЦМиАР. Сер. Иконы; Вып. 1); Лидов А. М. «Приносяй и Приносимый»: О символике образа Петра Александрийского в ц. Спаса на Нередице//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 185-198 (То же, изм. загл.: «Приносяйи Приносимый»: Образ св. Петра Александрийского в ц. Спаса на Нередице// Лидов А. М. Иконы: Мир св. образов в Византии и на Руси. М., 2013. С. 306-323; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της Μνημεακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 55, 152, 289, 268, 327; Графова М. А. Фрески 3-й четв. VIII в. в ц. Санта Мария Антиква на Римском Форуме: Канд. дис. М., 2012; Bogdanovi J. The Rhetoric and Performativity of Light in the Sacred Space: A Case Study of The Vision of St. Peter of Alexandria//Иеротопия Огня и Света в культуре визант. мира/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2013. С. 282-304.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

CXLIII (1865 et 1891). Ephræm, chranographus, 9–380. Theoleptus Philadelphiensis, 379–408. Specimen sapientiae Indorum veterum, 1217–1356. CXLIII-IV (1865). Georgius Pachymeres, 407–144–930. CXLIV . Theodorus Metochita, 929–54. CXLIV-V . Mattho_eus Blastares, 953–1400–145–212. CXLV (1865 et 1904). Theodulus, monachus (Thomas Magister), 213–548. CXLV-VII (1865). Nicephorus Callistus, 548–146–147– 632. Callistus et Ignatius Xanthopulus, 633–812. Callistus СР.. 813–18. Callistus Telicudes, 817–32. Callistus Cataphygiota, 832–942. Nicephorus, monachus, 943–66. Maximus Planudes, 967–1178. CXLVIII-IX (1865), Nicephorus Gregoras. CXLIX . Nilus Cabasilas Thessalonicensis, 671–730. Matthæus Caryophyllus, 729–878, Theodorus Meliteniota, 877–1002. Georgius Lapitha, 1001–46. Catalogus bibliothecæ Patmi., 1047–52. CL (1865). Constaninus Harmenopulus, 9–168. Macarius Chrysocephalus, 167–248. Joannes Calecas СР., 249–80. Theophanes III Nicænus, 279–356. Nicolaus Cabasilas, 355–772. Gregorius Sinaita, 1237–1346. CL-CLI (1865), Gregorius Palamas, 771–1236; 1347–151–678. CLI Tomi Synodici tres in causa Palamitarum, 679–774. Philotheus СР., 551–656, 773–1186. Gregorius Acyndinus, 1187–1244. Nilus СР., 655–78. Barlaamus de Seminaria, 1243–1364, CLII (1865). Manuel Calecas, 9–662. Joannes Cyparissiota, 661–996. Matthæus Cantacuzenus, 997–1084. CP. Patriarcharum diplomats, etc…: Joannes Glycys, 1085–1158. Esaias, 1159–1214. Joannes Calecas, 1215–84. Isidorus, 1283–1302. Callistus et Philotheus, 1303–1460. CLIII-IV (1865–6), Joannes Cantacuzenus, imp. CLIV . Philotheus, CP. patr., 711–826, 1239–44. Demetrius Cydonius, 825–1216. Maximus Chrysoberga, 1215–30. Philotheus Selymbriensis, 1229–40. CLV (1866). Symeon Thessalonicensis. CLVI (1860). Manuel Chrysoloras, 9–60. Joannes Cananus, 59–82. Manuel II Palæologus, 81–582. Joannes Anagnosta, 583–632. Georgius Phrantzes, 631–1080. CLVII (1866). Georgius Codinus Curopalata, 9–740. Ducas, 739–1166. Anonymi Chronicon breve, 1167–84. CLVIII (1866). Michael Glycas, I-LII; 1–958.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Матф. XXV, 31. Ефес. II, 14. Лук. IX, 56. Пс. CLII, 2. Пс. L. Апок. VI, 16. Матф. XXVI, 64. Матф. ХХШ, 39. Лук. XXI, 27. Иоан. V, 23. Апок. VI, 14. Матф, IX, 13. Матф. XV, 34, 35, 36, 40. Кол. Ш, 14. Матф. V, 44, 48; Лук. VI, 32, 36. Матф. V, 7 и Иоан. II. 13.  Поучение в неделю сыропустную. Условие при вступлении в святую Четыредесятницу Возлюбленные братия! Уже достигли мы самых врат святого поста! Уже они готовы отвориться пред нами! Уже, по законоположению святой Церкви, прочтено нам сегодня во святом Евангелии наставление Господа Нашего Иисуса Христа о правильном вступлении в подвиг поста. Аще отпущаете человеком согрешения их - возвещает ныне чтенное евангельское учение -отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших Таким известием встречает нас святая Церковь во вратах поста! Такое условие она предлагает нам на самом пороге в духовный чертог покаяния. Мы намереваемся доказать наше раскаяние в различных греховных увлечениях различными лишениями и удручениями телесными: Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтоб жертва была благоприятна Богу. Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий, - и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Аминь.  Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к таинству исповеди ВВЕДЕНИЕ Возлюбленные братия! Мы - в пристанище святого поста. Отделяем ныне особенное время для особенного, внимательного, подробного рассматривания себя: врата покаяния растворяются для нас обширнее. Жители святой обители! Ближайшие ученики Христовы! Присные чада Церкви, находящиеся непрестанно при ее сосцах духовных! Долженствовало бы нам не нуждаться в особенном времени для внимания себе, для очищения наших греховных пятен исповедью и покаянием: долженствовала бы вся жизнь наша состоять из непрестанного внимания, из непрестанного покаяния, если б жизнь наша соответствовала имени нашему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

[ cxlvi ] Равноподобные элементы текста — синтагмы, фразы, предложения. [ cxlvii ] Пиккио Р. «Плетение словес» и литературные стили православных славян в позднем Средневековье// Он же. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. М.: Знак, 2003. С. 633-656 (перев. Picchio R . L’intreccio delle parole e gli stili litterari presso gli Slavi ortodossi//Studu slavistici in ricordo di Carlo Verdiani. Pisa, 1979). [clii] Иванова М. В. Древнерусские жития конца XIV-XV веков как источник истории русского литературного языка. М., 1998. С. 101. [clxi] Кириллин В. М. Епифаний Премудрый как агиограф преподобного Сергия Радонежского: проблема авторства//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7, ч. 2. М.: ИМЛИ РАН, 1994. С. 272. [clxii] Кириллин В. М. Чудо отрока Варфоломея о разумении грамоты//Научные и учебные тетради Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова. Тетрадь 2: январь-май 2010 г./Сост. В. Т. Третьяков. М., 2010. С. 115-126. [clxiv] Гудзий Н. К. История древней русской литературы/Учебник для высш. учеб. заведений. Изд. третье. М., 1945. С. 234. [clxvii] Подробно обо всём этом см. в кн.: Грихин В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV — XV вв. М.: Изд-во Мос. ун-та, 1974. С. 6-23; Лукин П. Е. Письмена и Православие: Историко-филологическое исследование «Сказания о письменах» Константина Философа Костенецкого. М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 167-282. См. также: LaBaure H.M. Hesychasm, word-weaving, and Slavic Hagiography: The literary school of Patriarch Eythymius. München, 1992; Bodin P.-A. Eternity and time: Studies in Russian literature and the orthodox tradition. Stockholm, 2007 (судя по рецензии А. М. Ранчина [От Епифания Премудрого до Андрея Платонова: Религиозные мотивы в русской литературе, искусстве и философской мысли//«НЛО» 93. 2008. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/93/ra34-pr.html ], — статьи «Исихазм и гимнография: Пахомий Серб и Служба святому Сергию Радонежскому», «Дар Святой Троицы: О “плетении словес”», «Богородица и исихазм», «Византийский исихазм и тема Софии в русской мысли»).

http://bogoslov.ru/article/1250151

[cl] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века/Н.И. Сагарда. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. - С. 662. [cli] Православная энциклопедия/[под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II]. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - Т. 8. - С. 262. [clii] Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма/А. Десницкий. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - С. 506. [cliii] См.: Аверинцев С.С. Попытки обновления формы античной трагедии в византийской литературе/С.С. Аверинцев//Седьмая всесоюзная конференция византинистов в Тбилиси: тезисы докл. - Тбилиси, 1965. - С. 99. [cliv] См.: Аверинцев С.С. Византийские эксперименты с жанровой формой классической греческой трагедии/С.С. Аверинцев//Проблемы поэтики и истории литературы: (к 75-летию со дня рождения и 50-летию научной деятельности М. М. Бахтина): сборник статей; [отв. ред. С.С. Конкин]. - Саранск: Изд-во Мордов. Гос. Университета им. Н.П. Огарева, 1973. - С. 256. [clv] См.: Аверинцев С.С. Западно-восточный генезис литературных канонов Византийского Средневековья/С.С. Аверинцев//Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада: сборник статей; [отв. ред. Б.Л. Рифтин]. - М.: Наука, 1974. - С. 159-160. [clvi] Аверинцев С.С. Византийская риторика. Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры/С.С. Аверинцев//Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. - М., 1986. - С. 36. [clvii] Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции/С.С. Аверинцев. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 262. [clviii] См.: Иларион (Алфеев), игум. Тема сошествия Христа во ад у восточных отцов Церкви IV-VIII веков и в западной богословской традиции/Иларион (Алфеев)//Церковь и время. - 2000. - 4 (13). - С. 230-292. Также смотри его более поздние монографии: Иларион (Алфеев), еп . Христос - Победитель ада. Тема сошествия Христа во ад в восточно-христианской традиции/Иларион (Алфеев). - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 73-78; Иларион (Алфеев), еп. Православие/Иларион (Алфеев). - Т. 1. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - С. 604-606.

http://bogoslov.ru/article/434669

Действительно, в Пятидесятницу действующим лицом является не Ипостась Сына Божия, а Ипостась Духа Святого. При изображении же Сына, мы видим только Ипостась Посылающего; главная роль в событии приписывается Ему и этим нарушается равновесие и участие всей Троицы, как бы заслоняется действием одного второго Лица. И, наконец, такому изображению легко придать и филиоквистское значение. Не случайно, конечно, что аналогии ему (так же, как миниатюре Евангелия Равулы) мы находим в римо-католическом искусстве. Напомним, что учение о Филиокве официально принято собором в Бари в 1098 г. Уже в XII в., в романскую эпоху, мы имеем целый ряд изображений, где над апостолами в Пятидесятнице помещен Христос (Клюнийская рукопись Национальной Библ. Лат. 2246, фол. 79 на обороте; Кобленцкий ретабль 1160–1170 гг. в Клюнийском Парижском музее; ватиканская миниатюра (Ms. Iat.) Нов. Зав. 39. См. Гримуар С. Лоран «Guide de l " art chrétien» т. 2, табл. VIII). Такие же изображения имеются в храме Везле (тимпан внутреннего портала) и в северной апсиде храма св. Жилля в Монтуаре (Франция). На ватиканской миниатюре Спаситель изображен, как посылающий Духа Святого; в других изображениях, как Везле и Монтуаре, Он изображен уже не как посылающий, а как изводящий Духа Святого, именно, как выражение догмата о Филиокве. Как это ни странно, но некоторые католические исследователи понимают изображение Христа во главе апостольского круга, как образ Духа Святого. Так А. Фабр («Iconographic de la Pentecôte», Gazette des Beaux-Arts, 5-e pér. t. 8, 1923), на которого ссылается Каброль («Dictionnaire d’archeologie chrétienne» fasc. CLII-CLIII, p. 274) считает, что фреска св. Жилля в Монтуаре и миниатюра Клюни изображают Духа Святого под видом Христа. При этом, так как в Монтуаре три апсиды и в каждой из них изображен Христос, то в одном случае Он изображает Духа Святого, в другом Бога Отца. В подтверждение своей мысли Фабр приводит следующее рассуждение: «Крестчатый нимб – общая принадлежность трех Лиц Святой Троицы, что и можно констатировать в других изображениях; три Лица имеют общие черты по причине догмата о единой Их природе».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

   001    002    003   004     005    006