6. Reference list Patristic sources: 1. Athanasius of Alexandria. Contra Arianos. (PG 25-28). Edition Ben             –––. ad Afros   4; 8, Letter to the Bishops of Africa  [authorship has been questioned                     cf. Gwynn, p. 15,   note 12]. (CPG 2133)     –––. epist. 4 ad Serap. Episcopus Thmuitanum , (CPG 2125) 2. Augustine. De Trinitate. (CCSL 50 u. 50A) 3. Basil of Caesarea. De spiritu sancto. (SC 17b)             –––. adversus Eunomius. (I: SC 299; II and II: SC 305) 4. Cyril of Alexandria. De adoratione et cultu in spiritu et veritate (PG 68,, 133-1125)             –––. Thesaurus de sancta trinitate. (PG 75, 33) 5. Dionysius of Rome. Ap. Ath. De Decret. 26 6. Epiphanius of Cyprus. Ancoratus, Dindorf (Leipzig, 1859-62), 5         7. Gregory of Nyssa. Adv. Ar. et Sab. (PG 31. 609)     –––. adversus Machedonianos. GNO III, 1 (Opera Dogmatica Minora), ed. F. Mueller,     Leiden, 1958     –––. in Canticum Canticorum. GNO VI. ed. H. Langerbeck. Leiden, 1960         8. Gregory Cyprius. Apologia pro tomo suo suspect. (PG 142, 251-267)     –––. de processione Spir. Sancti. (PG 142, 269-300) 9. Gregory of Nazian.z Orationes XLV (PG 35. 36). Ed. C. Moreschini./P. Gallay [SC 358].     Paris. 1990 10. Jerome, the Roman Presbyter. Epistolae 15. (PL 22-30, 325-1024). Ed. D. Vallarsi 11. John Damascene. De orthodoxa Fidei . (PTS 12) 12. John Bekkos. De unione ecclesiarum. 49 (PG 141, 120C.D) 13. Maximus Confessor. Ad Thalassium. (PG 90, 244-785; CChr.SG 7.22). Edd. Laga C.,       Steel C. Turnhout, 1980. Leuven, 1990. 14. Photius. Liber de Spiritus sancti mystagogia. (PG 102, 263-391)         15. Pseudo-Athanasius. Expositio Fidei  1; 2; 4 (PG 25)   Modern authors and secondary bibliography : 1. Alexopoulos, Theodoros, Der Ausgang des thearchischen Geistes [The Procession of the Holy Spirit ]. Göttingen, 2009. 2. Collins, P. M. Trinitarian Theology: West and East. Oxford: Oxford University Press, 2001. 3. Encyclopædia Britannica . 1971. Vol. 6 4. Flogaus, Reinhard, Theosis bei Palamas und Luther [Theosis According to Palamas and Luther]. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997.

http://bogoslov.ru/article/4213608

638 Th. Pol., XII, 144AB(4); Th. Pol., XI, PG 91, 140B(7); Ep., XII, PG 91, 464D(3); Rel. mot., VI, PG 90,120C(8); Ep. Cal., PG 90,136A(9); Ep. An., PG 90,132A(11) 640 Th. Pol., XI, PG 91, 140AB; VII, PG 91, 84A, 88C; VIII, PG 91, 89CD, 92D; IX, PG 91, 116B, 128B; XII, PG 91, 141A, 143CD; 144A; XV, PG 91, 160C; XVII, PG 91, 209D; Ep., XI, PG 91, 461BC; XII, PG 91,464D, 465AB; XIII, PG 91, 532CD; XVII, PG 91, 580C, 581CD; XVIII, PG 91, 584D-584A; Ep. Cal., PG 90, 136A; Rel. mot., VI, PG 90,120C. В Ер., XV, PG 91 преп. Максим приводит цитату из свт. Василия Кесарийского или выражение с той же коннотацией 647 V CROCE, Tradizione e ricerca, II metodo teologico di san Massimo il Confessore, p. 70; см. также: р. 71–72, 79–80 649 Le Corps du Christ vivant», Cahiers théologiques de Iactualité protestante, HS 4,1948, p. 24. См. также: В. Н. ЛОССКИЙ По образу и подобию, гл. IX, «О третьем свойстве Церкви», М, 1995, стр. 154–157: «Мы верим, что соборность является неотъемлемым свойством Церкви постольку, поскольку она обладает истиной» (стр. 154). 650 Здесь не идет речь о численной совокупности, которая возрастает во времени. Как об этом писал прот. Г. ФЛОРОВСКИЙ : «Сегодня Церковь не знает Христа лучше, чем она знала Его с самого начала. На самом деле, Истина дана сразу вся целиком. Но восприятие Истины происходит постепенно. Это то, что развивается в процессе христианского существования. Это не есть Сама Истина, но свидетельство Церкви» («Le Corps du Christ vivant», p. 45). Это очень точно соотносится с концепцией преп. Максима. В сущности, нельзя не согласиться, что преп. Максим привнес в христологию важнейшие идеи. При этом у него самого было четкое сознание не вносить в христианский догмат никаких новшеств (см.: Th. Pol., XIX, PG 91, 224D-225A). В начале одного из своих самых главных богословских посланий он пишет: «Я не буду говорить ничего, что исходило бы от ме ня; я учу только тому, что говорили святые отцы без того, чтобы что- нибудь там изменить» (Ер., XV, PG 91, 544D). Он подчеркивает, что «все Соборы святых и православных людей не вводили абсолютно никаких вероучительных определений, вставляя свои собственные формулировки [...], нет, они исповедовали ту же веру [...], но, истолковывая ее, как бы для того, чтобы вновь разглядеть ее подробно и восстановить ее для тех, кто понимал ее превратно» (Th. Pol., XXII, PG 91, 257А-260С). См.: J. PELIKAN, «Council or Father or Scripture». The Concept of Authority in the Theology of Maximus the Confessor, p. 286.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

1 ρετ Добродетель (обобщ.) ρετ πρακτικ Практическая добродетель σιτα Воздержанность в еде (пище) 108А (также σιτν) σκησις Подвизание (на пути добродетели) ατομεμψα Самопорицание 25А; D; 28А; В; 89В; 361D; 369D φωμοωσις το Χριοτο Уподобление Христу (процесс) 53С (φωμοιμενος ατ); 164С (καθ’ ρετν μοιμενοι); cf.: 56Β (πρς ατν μοωσις); и др. δκρυα 109D; 320Α; 357Β δακρων λιβδες Потоки слёз 28D (ср. πνθος) δεσεις Моления; мольбы 121С; 284Α (Sg.); 309С; 361С; 364В; 417В (Sg.) πρς τν Θεν δησις 120CD; 365D δησις μονολγιστος διδοσις τν παρχντων Раздача (пожертвование) имуществ [в пользу нищих] διγερσις ες προσευχν Пробуждение к молитве. Продолжение таблицы 4. 1 δικαιοπραγα Совершение праведных (справедливых) дел δικαιοσνη Праведность; справедливость δοξζειν τν Θεν Прославление Бога δναμις τς θεοπτας Сила Боговидения γκρτεια Воздержание 56С; 85С; D (γκρατεεσθαι); 104В; D; 105АС; 109В; D; 164С; 180А; 340С; 364В (γκρατεεσθαι πντα); 396А (το σματος); 524D τ γρηγορναι Пребывание в состоянии бодрствования τ κατναι τς μαρτας Отдаление (букв.: исступление) от греха 29В; 44В λεος πρς τος δελφος Милость к братьям 61Β; 361D ( λεος); 392D ελεημοσνη Милосердие 61С; 93С; 180А; 340С; 396А; 400CD; 452В Продолжение таблицы 4. 1 λπς μελλντων α γαθν Упование на грядущие блага ξαγρευσις τν προημαρτημνων Исповедание прежних согрешений 120CD; 361CD; 400CD Исповедь 320А; 340А; 365CD; 369D; 385А τ παγρυπνεν Бодрствование, бдение πγνωσις θεο Постижение Бога 216А; 217В πγνωσις μελλντων Постижение грядущего (познание будущего) πγνωσις τν οκεων πταισμτων Познание собственных падений (т. е. заблуждений) α πιθυμαι γαθα Благие вожделения 352С (καιτιρξεις) επικμπτομαι κ ψυχς Искренняя (от души) почтительность (букв.: сгибание, наклонение) [ко всем и каждому] πκλησις Призывание (имени Божия – см. примеры) 49В (επικαλομενοι Πατρα); 109С (επικαλμεθα Κριον); cf.: D; 120C (το νματος το Χριστο); 141В Продолжение таблицы 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...