IX По вопросу о взаимоотношении божественного Вдохновителя и человека-писателя Златоуст решительно утверждает, что влияние Духа Божия было преобладающим, господствующим. Если св. писатель и может быть назван составителем св. книги, то это – постольку, поскольку „говорил в Духе Божием” или: „поскольку Дух Божий говорил в нём”. Человеческое, по представлению Златоуста, как бы заслонялось в св. писателях божеским. Св. писатели говорили не от самих себя, а по внушению благодати Духа 880 . Лично от самих себя боговдохновенные писатели ничего не сообщили. Именно вдохновение от божественной и пренебесной благодати было источником содержания св. книг 881 . Для научения рода человеческого св. писатели произносили своим языком только то, что им внушала благодать Духа 882 . Поэтому, слова св. писателей скорее должны быть усвоены божественному Вдохновителю, чем им самим. Изрекали слова, излагали повествования, сообщали учения и пр. не св. писатели, например, Малахия 883 , ап. Павел 884 , Моисей 885 , Давид 886 , св. Матфей 887 , но именно божественная благодать, Бог, Дух Божий, Христос через них, посредством их уст 888 . Именно через Духа Божия св. писатели, например пророки, говорили то, что говорили 889 . Св. писатель только предоставлял свой язык, а благодать Божия ясно научает через него человеческий род 890 . Роль св. писателя была, следовательно, чисто служебной. Св. писатели не были сочинителям в собственном смысле, а только служителями божественного слова, так как не сами производили сказанное ими, но только послужили сказанному 891 . Когда ап. Павел рассуждает о девстве или браке (ср. 1Кор. 7:10, 12 ), то не свои повеления, не человеческие суждения он излагает, а узаконения Самого Христа. Именно Христос излагает законы, двигая душой ап. Павла 892 . Возвышенные догматы евангелиста Канна также не имеют в себе ничего человеческого; это учение Духа 893 . Сила слов евангелиста происходила не от человеческой мысли, а от силы и благодати Духа 894 . Всю вселенную объял и наполнил гласом своим евангелист, так как языком его двигала сила божественной благодати 895 . С точки зрения Златоуста, состояние боговдохновенного писателя было состоянием подчинения и зависимости. Служители Духа Божия, водимые и управляемые Им, зависят от власти Духа, а потому не могут быть всегда господами своей воли 896 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Душеполезно дома иметь иконы, ибо тогда мы скорее и чаще думаем о Боге, равно как и о душе своей, о ее вечном спасении, чем тогда, когда мы не имеем пред собой таких спасительных напоминаний. 888. Что значит «жить просто»? Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. 889. Как оправдаться на суде Божием? Святая Феодора добре отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», – говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь – а затем исправление жизни. 890. Только ли тогда считается молитва, когда молитвенник молится перед иконами? Молиться не одно только, чтобы обязательно стоять перед иконами на молитве. Держать ум и сердце, к Богу обращенные и устремленные, есть уже молитва, в каком бы положении кто ни был: сидел ли, лежал ли, шел ли. Правило домашнее молитвенное своим чередом: утром и вечером перед иконами, а это молитвенное состояние – своим. 891. Как смотреть на молитву без скорби о грехах? Без покаянных чувств, скорби о грехах, молитва не в молитву. Так и пишите ее, как не бывшую. А слезы на молитве о грехах раздувайте. Приучитесь голосить над собою, как над мертвым… и с причетами. 893. Что делает с человеком празднословие? Празднословие делает человека прекословным, ленивым, сонливым, непокорным, лишает его страха Божия, ожесточает сердце его. 894. Как избавиться от пьянства? Чтобы избавиться от пьянства, надо усердно молиться Господу, с постом и слезами в уединении; потом отслужить водосвятный молебен святому мученику Вонифатию, а святую водицу домой взять и кушать натощак, и просфорочки по кусочку. 895. Что делать, если посочувствуешь страсти в сердце? Если примешь страсть в сердце, посочувствуешь ей и поносишь ее в душе некоторое время, и осквернишь ею душу, то читай покаянный канон или пятидесятый псалом с несколькими поклонами; если не помогает, то повтори, пока не успокоится душа. 896. Можно ли покушать то, чего очень хочется покушать?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Духа», 888 от человека уже требуется «постоянная работа” 889 «многие труды и подвиги». 890 Все средства, которые требуются от человека для успешного и благотворного действия на него благодати, святоотеческая аскетика объединяет в одном понятии «трудничества“, 891 в содержании которого, в частности, мыслятся 1) «труды-подвиги” в собственном смысле; 892 общее значение этих последних определяется в смысле содействия их «воспитанию в человеке доброй настроенности, взамен настроенности злой»; 893 2) памятования о предметах, входящих в содержание христианского спасения 894 и 3) «подчинение подвижника старцу руководителю”; 895 это последнее условие имеет в виду предотвращать возможность ошибок «при оценке внутренней настроенности”. 896 Впрочем, все это трудничество направляется собственно «на отрицательные стороны человеческого естества и жизни”. 897 Очищая природу человека от страстей и возвышая духовную природу человека, трудничество тем самым делает его способным к возращению христианской настроенности, поскольку приготовляет его природу к вселению и обитанию в ней Св. Духа. 898 Плодом этого обитания является совокупность духовных «благодатных даров”, 899 из числа которых, как «наиболее общий, проникающий, обнимающий и в то же время как бы завершающий все остальные, – выделяется любовь ко Христу, в высшем смысле этого слова. 900 «Эта любовь к Богу вместе с тем составляет и начало, могущее всегда поддерживать взаимоотношение между владычественным умом человека и благодатью Божию“. 901 Представив в указанном смысле положительное решение вопроса о способе взаимоотношения между «владычественным умом” и божественной благодатью, поскольку разъяснением этого вопроса обосновывается и самим делом, показывается возможность аскетизма. Г. Пономарев вкратце разбирает и излагает мнения, «своеобразно”, несогласно с ним, понимающие «положение этого вопроса и его решение”. 902 ) 903 Из рассмотрения способа взаимоотношения благодати и естественных сил человека г. Пономарев выводить общие принципы христианской аскетики, намечает основные, наиболее характерные моменты настроения христианского подвижника, которыми у него являются: 1) самоотвержение 904 – начало, определяющее на протяжении всего аскетизма состояние собственно «практической, волевой способности»; 905 2) смиренномудрие, касающееся направления «теоретико – мыслительной способности духа человеческого», 906 поскольку оно определяется убеждением в полной недостаточности естественных сил человека в деле достижения спасения и, наконец , 3) чувство духовной радости, поскольку человек несомненно уверен в возможности спасения при помощи благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

872. Букв. «побуждения». 873. Букв. «изображается». 874. Или «в душе его». 875. Букв. «великие о Боге». 876. Букв. «в своем лице». 877. Букв. «знания о возвышенных Бога». 878. Букв. «рождается нечто, связанное с мыслью». 879. Т.е. в мысли. 880. Или «в радости». 881. Сир. atra dakya da–kyana. Выражение заимствовано из сочинения преп. Марка Подвижника «О думающих оправдаться делами». 882. С Богом. 883. Букв. «страдания». 884. Букв. «в них». 885. Букв. «охватывающего ум изнутри видения, которое в них». 886. О манне говорил, в частности, преп. Ефрем Сирин (Гимны о вере 9,12), а также другие сирийские авторы. 887. Ср. 1 Кор.10:4. 888. Вар. «точного знания о грехах своих». 889. Или «в душе его». 890. Букв. «постоянству с Богом». 891. Сир. mukkaka означает смирение как образ поведения (человек «смиряет» себя). 892. Сир. makkikuta означает смирение как приобретенное качество (человек стал смиренным). 893. Букв. «не выноси естество на средину». 894. Букв. «движения». 895. Букв. «смирением рассудительности» (mukkaka d–puršane). В данной фразе трижды встречается термин puršana (букв. «различение», ср. греч. diakrisis), который мы переводим как «рассудительность» или «проницательность». 896. Букв. «есть ли у них забота о совести?» 897. Букв. «которые без помысла живут в мире». 898. Сир. mhaimen может означать как «евнух», так и «верующий». 899. Термин qaddiša (святой) в сирийской раннехристианской литературе, в частности, у Афраата, применялся прежде всего к людям, которые дали обет целомудрия. 900. Цитата из «Изречений пустынных отцов» (Apophthegmata patrum). 901. Или «кто не ожидает " . 902. Сир. mliluta соответствует греч. logistikon (разум, разумение) и обозначает одну из трех сил души, о которых говорил Платон («желание», «раздражение», «разум»). 903. Или «прямотой», «невинностью». 904. Или «вкусить», «попробовать». 905. Букв. «смирения, из сердца». 906. Букв. «невероятен для них предмет». 907. Или «рассудительном движении», «движении различения» (сир. zaw " a paruša). 908. Или «утихает», «умолкает».

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

(15,1) Далее в «Пире» 886 он говорит, что Эрот заложил в каждом естественное стремление порождать ему подобное. Таким образом, человек порождает только человека, а хороший человек – только подобного ему. (2) Однако хорошего человека невозможно создать, не обладая совершенными добродетелями, которые можно было бы передать воспитываемому. В таком случае, как говорится в «Теэтете», он в состоянии формировать людей 887 , (3) некоторые ведь рождают в теле, а некоторые – в душе 888 . Итак, наставление и просвещение называется эллинскими философами возрождением. Но то же самое где-то сказано и апостолом: «Я родил вас во Христе Иисусе». 889 (4) По Эмпедоклу же дружба является одним из первоначал, а любовь все гармонизирует: Созерцай ее умом и не смотри с таким изумлением. 890 (5) Парменид в своей поэме также указывает на надежду, говоря: Созерцай умом отсутствующее как постоянно присутствующее, ибо оно не отсечет сущее от примыкания к сущему, ни когда оно повсюду и полностью рассеяно по космосу, ни когда оно снова сплачивается в одно. 891 III. О природе небесной сущности и эманации Логоса (16, 1) Верующий, как и надеющийся, постигает предметы своей веры или надежды, так же как и будущее, только разумом. И если мы считаем справедливость чем-то сущим, то мы говорим как о сущем и о прекрасном, и об истинном, хотя никогда не видели их глазами, но только лишь разумом. Божественный Логос говорит: «Я есть истина», поскольку Логос можно увидеть лишь разумом. (2) « – Кто может быть назван истинным философом? – спросил он. – Тот, кто любит созерцать истину, – ответил я. – И кого же ты считаешь подлинными философами? – Тех, кто любит усматривать истину». 892 (3) В «Федре» Платон говорит об истине, называя ее идеей. 893 Идея же – это мысль Бога, то есть то, что варварские философы называют Логосом Бога. (4) А говорится о ней следующее: «Ведь нужно наконец осмелиться сказать истину, особенно когда говоришь об истине. Эту занебесную область занимает бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность, зримая лишь только кормчему души – уму». 894 (5) Логос, творческая причина, произошел (προελθν) и произвел себя, приняв на себя плоть, для того, чтобы стать видимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

883 Рёскин — см. коммент. к " Идее христианского общества " . 884 Ньюмен — см. коммент. к " Идее… " . 885 Бергсон, Анри (1859–1941) — французский философ, представитель интуитивизма и " философии жизни " , лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). 886 Арминий — прусский барон фон Тандертен-Тронкх, вымышленный друг М. Арнольда, основной адресат писем, в форме которых написаны эссе в книге Арнольда " Венок дружбы " (1871), где высмеяны английское филистерство, ограниченные либеральные реформы, наивный патриотизм. 887 Бейн, Александр (1818–1903) — шотландский ученый, создатель учения об ассоциациях в психологии, ввел принцип " конструктивной имажинации " . 888 Сковывающие всех нас — узы пошлости (нем.). 889 Милль, Джон Стюарт (1806–1873) — английский философ-позитивист, логик, строивший систему логики на основе эмпирического психологизма; экономист. Вслед за Бентамом развивал этическую систему утилитаризма (впервые ввел этот термин). 890 Бентам, Иеремия (1748–1832) — английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма. 891 Лотце, Рудольф Герман (1817—81) — немецкий философ, врач, естествоиспытатель, развивал идеи, близкие монадологии Г. Лейбница, ввёл философское понятие " ценности " . 892 " Британское знамя " — газета патриотического толка, выходившая в Лондоне в 1840—1850-х годах. Судья Эдмондс, Ньюмен Уикс, Дебора Батлер — американские спиритуалисты. Нойес, Джон Хамфри (1811–1886) — американский религиозный реформатор, проповедовавший перфекционизм, т. е. возможность для человека вернуть себе изначальную безгрешность, стать совершенным путем жизни в общине. Создал в Нью-Йорке общину Онейда (18481879), распавшуюся в 1879 г. под давлением извне; особой критике подверглась принятая в общине полигамия. 893 " Литература и догма " (1873) — книга М. Арнольда. 894 …Арнольд… не мог избежать непоследовательности, что с усердием отмечает мистер Дж. М. Робертсон… — в книге " Новый взгляд на современных гуманистов " (1927). См. коммент. к " Сенеке в елизаветинском переложении " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

IG. XIII, 9, 154. IG. XII, 7, 515. Гимнасиархия как литургия: G. Glotz хотел (Daremberg-Saglio, II, 2, стр. 1678 b) четко выделить два аспекта таковой — гимнасиархия как магистратура (эквивалент афинской должности космета) и как литургия. Но это одна из юридических конструкций, которые так любят социологи, заботящиеся о поисках строгих законов: историческая реальность отказывается делать это различие. J. Oeler (Pauly-Wissowa, VII, с. 1976) хорошо показал, как эти два аспекта на самом деле неразделимы. О гимнасиархии в исполнении женщин, детей, а также наследственной, см. G. Glotz, D. S. стр. 1681 b; Oeler, Р. W. с. 1983. В греческом тексте Септуагинты «κατ τ νμιμα τν θνν». Др.-евр. goyim обозначало первоначально «народ» вообще, позднее развилось значение «неевреи», в синодальном переводе «язычники». — Прим. переводчика. 1 Mac. I,15 . 2 Мас. 4, 9–14. IG. XIV, 2466. SEG. VII, 39. Id. 3 Id. VIII, 531. Iospe. II, 299; 360; IV, 459. Aeg. (1930–31), XI, 485. Gal. San. tu. II, 1; 12. Ins. Perg. 467, 7. IGR. III, 933. Ditt. Syll. 714. IGR. III, 777; 783. Ditt. Syll. 959. Michel, 897. Ditt. Syll. 1058–59. Michel, 897. Ditt. Syll. 667, 9; IG2 II, 957–964. P. Cairo-Zenon I, 59060; PSI. 340, 23 s. IG. VII, 1755. Ditt. Syll. 1058. Michel, 889. IG. XIV, 738. 187 Michel, 893. Id. 896. Начиналось ли физическое воспитание в семь или восемь лет? Я не без колебаний принял это мнение (но, кажется, и не без оснований; ср. М. Р. Nilsson, Die hellenistische Schule , стр. 35–36); но оно не является общепринятым: см., например, Р. Girard ( L’Education athénienne , стр. 127–128, 194), который полагает, что оно начиналось в двенадцать — четырнадцать лет, и можно найти достаточно текстов, чтобы подтвердить его точку зрения (например, Gal. San. tu. II, 1, стр. 81; II, 12, стр. 162). Истина заключается в том, что обычаи могли меняться в зависимости от места и в особенности времени: если, как я пытаюсь установить в конце этой главы, роль гимнастики в образовании постепенно уменьшалась в эллинистическую и римскую эпоху, чтобы сойти на нет к IV веку н. э., нужно предположить, что и возраст, когда начинали ею заниматься, должен был меняться пропорционально росту равнодушия к этой области воспитания.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

887 См.: N. Iorga. Latins et Grecs d " Orient et Petablissement des Turcs en Europe. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XV, 1906, S. 208. 888 Liber jurium reipublicae Genuensis, vol. II, Augustae Taurinorum, 1857, pp. 858—906 (Monumenta historiae patriae, IX); Monumenta spectantia historiam slavorum meridionalium, vol. IV, pp. 199—263. 889 Пояснение в скобках принадлежит А. А. Васильеву. Примечание научного редактора. 890 Andanças é viajes de Pero Tafur рог diversas partes del mundo avidos (1435—1439). Madrid, 1874, pp. 135—136. (Collection de libros espafioles raros ó curiosos, vol. VIII). Английский перевод — Pero Tafur. Travels and Adventures 1435—1439, translated and edited with an Introduction by M. Letts. New York, London, 1926, pp. 113—114. 891 Berger de Xivrey. Mémoire sur la vie et les ouvrages de lempereur Manuel Paléologue. — Mémoires de l " Institut de France. Académie des Inscriptions et des belles-lettres, t. XIX, (2), Paris, 1853, pp. 25—26. 892 M. Ducae Historia byzantina, XIII, Bonn ed., p. 49. 893 Manuelis Palaeologi Oratio funebris in proprium eius fratrem despotam Theodorum Palaeologum. — PG, vol. CLVI, col. 235. 894 M. Silberschmidt. Das orientalische Problem zur Zeit der Entstehung des Türkischen Reiches nach Venezianischen Quellen. Ein Beitrag zur Geschichte der Beziehungen Venedigs zu Sultan Bajezid I, zu Byzanz, Ungarn und Genua und zum Reiche von Kiptschak (1381—1400). Leipzig-Berlin, 1923, S. 78—79. См. также рецензию на эту книгу: Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVIII, 1928, S. 144. 895 M. Ducae Historia byzantina, XII; Bonn ed., p. 50. 896 M. Silberschmidt. Das orientalische Problem... S. 87. 897 В английском тексте — the Knights of Rhodes. Примечание научного редактора. 898 M. Silberschmidt. Das orientalische Problem... S. 119. 899 Aziz Suryal Atiya. The Crusade of Nicopolis. London, 1938; H. L. Savage. Enguerrand de Coucy VII and the Campaign of Nicopolis. — Speculum, vol. XIV, 1939, pp. 423—442. 900 H. Schiltberger. Reisebuch, herausgegeben von L. Langmantel. Tübingen, 1885, S. 7. (Bibliothek des literarischen Vereins in Stuttgart, CLXXII). Есть русский перевод — Записки Новороссийского университета, т. 1, 1867, с. 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

«Страшно есть зрети Тебе Творца на древе воздвижена Слове Божий, плотски же страждуща Бога за рабы» 885 . Воссоздание каплями крови «Прободенным Твоим ребром, каплями боготочныя животворящия КРОВЕ, Христе, смотрительно (целесообразно?) каплющия на землю, сущих от земли возсоздал еси» 886 . Творение Христово прекрасное спасено Распятием «Создавый по образу Твоему Человеколюбие человека, и умерщвлена грехом преступления ради, распенся на лобнем, спасл еси» 887 . Боязнь смерти в Гефсиманском саду «Победитель и одолетель смерти, Иже (Тот, Который) смерти убоявся (в Гефсиманском саду), явися» 888 . (Перевод: Тот, Который убоялся смерти, явился Победителем и одолетелем смерти.) Следовательно, в Гефсиманском саду Христос боялся по-человечески смерти, – как и все мы боимся ее. Потому и молился Отцу: аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия 889 . Об этом и в другом гласе говорится. Окончание этого тропаря: «Страстную бо плоть одушевленную прием, сей Бог наш, и брався с мучителем, вся совоскреси» 890 . Первая клятва «Первыя клятвы одоление призывая: Защитниче жизни нашея Господи, слава Тебе» 891 . Смерть человека попрана смертию Христовою «Да род наш от смерти Христе избавиши, смерть претерпел еси» 892 . Тропарь: «Попра смертию смерть... из чрева адова избави нас» 893 . Победа над диаволом Разрушение ада: Распятием «Сущим во аде сошед Христос благовести: дерзайте, глаголя, ныне победих, Аз есмь воскресение, Аз вы возведу, разрушив смертная врата» 895 . Итак: победа над адом («ныне победих» – то есть Крестом). «Смертная врата» – образ: темница, запертая вратами. Врата адовы 896 , говорит Господь (вратами адовыми запираются грешники в ад), уже не одолеют Церкви (после Христа). В чем собственно Искупление? Воплощение для страдания «Поем Спаса от Девы воплощшагося: нас бо ради распятся, и в третий день воскресе, даруя нам велию милость» 897 . Воплощение и страдание обычно соединяются вместе, как источник, для цели – Распятия. А воскресение уж плод Распятия. Победа над смертной державою диавола

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Если же выбор Его (согласно им) противен природе, обойду молчанием это богохульство, чтобы как-то нечаянно не осквернить язык опровержениями против них. Утверждая, что у Христа есть выбирающая (προαιρετικν) воля, они определенно намекнули на то, что ипостась Христа способна в соответствии с природой двигаться и против природы. Таков ведь, как я уже сказал, преднамеренный выбор. А если выбор Христов характеризует Его ипостась 886 , то они Его отделили – соответственно этой «Его воле» – как разнящегося прикидкой и намерением от Отца и Духа. Ведь наблюдаемое в Сыне как особенность ипостаси никак не может быть общим по ипостаси Отцу и Духу 887 . Стало быть, те из святых отцов что упоминали о преднамеренном выборе у человечества, соответствующего Христу 888 , имели в виду по существу природную способность стремления (иными словами, природное воление), либо – наш собственный преднамеренный выбор, присущий воплощенному Богу по усвоению (κατ’ οκεωσιν) 889 . Что главным образом и имев в виду, твой раб и ученик в изложенных для святейшего моего господина и учителя Фалассия вопросоответах о трудных местах в Священном Писании назвал преднамеренным выбором 890 – зная, что если действительно Творец человеков человеком стал для нас, то ясно, что выправил нам и неколебимость 891 преднамеренного выбора (τρεψαν τς προαιρσεως) 892 , как мастер 893 неколебимости, сущностно принимая в самом испытании как власть имеющий те страсти, что мы имеем как наказание, те же – что как бесчестие, человеколюбиво беря на себя по усвоению 894 . Усвоение последних Он сделал для человеческого рода основанием для бесстрастия в совершении преднамеренного выбора, а испытание первых 895 даровал как верный залог последующего нетления плоти. Ведь человеческая часть Бога не двинулась соответственно преднамеренному выбору, как мы – сложенная из прикидки и решения относительно различения противоположностей; так что не может она считаться, соответственно преднамеренному выбору, колеблемой по природе. Но, получив в присоединении к Богу-Слову бытие, она обрела не знающее колебаний, а вернее – устойчивое движение соответственно своему природному стремлению (то есть, попросту, волению), или, сказать точнее, – неподвижное состояние (στσιν κνητον) в Самом Боге Слове, совершенно обоженное соответственно ни с чем не смешанному ее в Нем осуществлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010