В свою очередь католич. историки в 1-й пол. XX в. показали, что понятие «Контрреформация» не передавало всей полноты трансформации католич. культуры, которая выходила за рамки мер, призванных остановить распространение протестантизма. Был предложен др. термин - «католическая Реформа» («католическая Реформация») (см., напр.: Janelle. 1949). Под «католической Реформой» понимали меры по реформированию католич. клира и приходской системы, не затрагивавшие вероучения, а также изменения в духовной жизни клириков и мирян, распространение мистицизма и медитативных духовных практик. В противоположность «реакционности» понятия «Контрреформация» термин «католическая Реформа» подчеркивал как творческие, инновационные аспекты обновления католицизма, так и преемственность периода позднего средневековья (напр., в отношении католич. мистицизма, католич. монашеских орденов и т. п.). Итоги полемики относительно терминов в 1-й пол. XX в. были подведены нем. исследователем истории церковных Соборов Г. Йедином. Он сопоставил использовавшиеся термины и предложил формулу «Контрреформация и католическая Реформа», объединившую, по его мнению, разные аспекты истории католицизма во 2-й пол. XVI в.: борьбу с распространением протестантизма и реформу католической Церкви ( Jedin. 1967). Во 2-й пол. XX в. формула Йедина была принята большинством историков и используется до наст. времени, хотя опубликованные с тех пор работы сильно расширили хронологические рамки явления, обозначаемого этими понятиями, и изменили представления о сути К. Так, Дж. Олин обнаруживает истоки «католической Реформы» задолго до Тридентского Собора в деятельности итал., нидерл. и испан. мистиков и проповедников, а также епископов-реформаторов 2-й пол.- кон. XV в. Реформу католич. Церкви разделили на периоды: ранний (до Лютера) и тридентский; последний в отличие от первого направлялся и координировался из Рима ( Olin. 1969; Idem. 1990). Франц. исследователь Ж. Делюмо расширил рамки изучаемого явления тематически и хронологически: он усматривал резкий контраст между средневек. католицизмом, пронизанным магией и пережитками язычества, и посттридентским, сутью к-рого была масштабная попытка новой христианизации населения посредством подготовки клириков, катехизации мирян, борьбы с суевериями. Делюмо считал этот процесс лишь относительно успешным; по его мнению, он завершился в XVIII в. распространением идей Просвещения ( Delumeau. 1971).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

56 Густ. Лет. 346. Нарбут 4,297. Густин. Лет. относит передачу власти Витену к 1278 г. Но так как по Волынской Лет. (стр. 204. 205. 207.) Тройден управлял Литвою с 1269 г. – всего 12 лет то смерть его должна быть отнесена к 1281 г., и след. Витен начал управлять Литвою не прежде 1281 г. – Дусбург – современный Витену историк Прусского Ордена; в определении времени Тройдена-Лютевера преимущество должно оставить за Волынским Летописцем. 58 За Гедимином была в супружестве Ольга россиянка. В 1350 г. Любарт просил у Московского Князя руки княжны ростовской, а Ольгерд – руки княжны тверской Юлиании. Первая просьба была выполнена без всяких остановок; – о предложении же язычника Ольгерда «Князь Великий доложив Феогноста Митрополита даст за него». (Продолж. Нестора 92. Львов. Лет. 2,117.). Четыре дочери Гедимина были выданы за Русских Князей. Летоп. «тое же зимы (1332 г.) приведена бысть Князю Семену Ив. Княжна из Литвы, именем литовским Августа, и крестиша ю и наречена бысть Настасиа». По польскому Титулярнику это дочь Гедимина. Первая дочь была выдана 1320 г. за тверского Князя Дмитрия Михайловича. Племянник Гедиминов Миндовг, родоначальник князей Ольшанских, православный христианин и с 1321 г. наместник киевский. (Волын. Лет. 2,352. Акт. Зап. Рос. 1 N 72.). 61 Нарушевич (Hist. narodu polskiego Т. 6.) справедливо говорит, что Феодор Любарт или Любартюж, давший обязательство королю Владиславу 1386 г., был сын Любартов, а не сам Любарт, так как король говорит здесь о Феодоре: frater noster, и в привиллегии 1386 г. Федор Данилович, кн. Острожский, говорит: Lubartus olin dux Wladimirensis patronus noster. Но Нарушевич несправедливо считает Любарта умершим в язычестве, на том только основании, что П. Григорий XI в своей грамоте 1373 г. называет как Ольгерда и Кейстута, так и Любарта язычниками. На языке Папы все Русские христиане того времени назывались pagani – язычниками. За Любартом сперва была дочь Владимиро-Галицкого короля Андрея – Агафия; почему он по смерти брата ее Юрия получил в наследство Волынь, (Pistoruis in согр. hist. Pol. р. 166. Cromerus Hist. ed. Basil. 1566. Р. 204). Волынцы не дозволили бы язычнику властвовать над ними. Второй раз он в 1350 г. без всякого препятствия получил руку Ростовской княжны, чего не было с язычником Ольгердом. Выше прим. 68, ниже прим. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Camb., 1993. Vol. 26. N 3. P. 311-325; idem. Catholic Revival in the Age of the Baroque: Religious Identity in Southwest Germany, 1550-1750. Camb., 2001; Gentilcore D. From Bishop to Witch: The System of the Sacred in Early Modern Terra d " Otranto. Manchester, 1992; Nalle S. T. God in La Mancha: Religious Reform and the People of Cuenca, 1500-1600. Baltimore, 1992; Reinburg V. Liturgy and the Laity in Late Medieval and Reformation France//The Sixteenth-Century Journal. Kirksville, 1992. Vol. 23. N 3. P. 526-547; Taylor L. Soldiers of Christ: Preaching in Late Medieval and Reformation France. Oxf.; N. Y., 1992; Anticlericalism in Late Medieval and Early Modern Europe/Ed. P. A. Dykema, H. A. Oberman. Leiden etc., 1993. (Studies in Medieval and Reformation Thought; 51); Hanlon G. Confession and Community in XVIIth-Cent. France: Catholic and Protestant Coexistence in Aquitaine. Phil., 1993; Kamen H. The Phoenix and the Flame: Catalonia and the Counter Reformation. New Haven, 1993; idem. The Spanish Inquisition: A Historical Revision. New Haven etc., 1998; Soergel P. M. Wondrous in his Saints: Counter-Reformation Propaganda in Bavaria. Berkeley; L., 1993; Visite pastorali ed elaborazione dei dati: Esperienze e metodi/Ed. C. Nubola, A. Turchini. Bologna, 1993; Chiesa, assistenza, e società nel Mezzogiorno moderno/A cura di C. Russo. Galatina, 1994; Religious Orders of the Catholic Reformation: In Honour of J. C. Olin on his 75 Birthday/Ed. R. L. DeMolen. N. Y., 1994; Zimmermann W. Rekatholisierung, Konfessionalisierung, und Ratsregiment: Der Prozess des politischen und religiösen Wandels in der österreichischen Stadt Konstanz, 1548-1637. Sigmaringen, 1994; Bethencourt F. L " Inquisition à l " époque moderne: Espagne, Italie, Portugal, XVe-XIXe siècle. P., 1995; Cavallo S. Charity and Power in Early Modern Italy: Benefactors and Their Motives in Turin, 1541-1789. Camb.; N. Y., 1995; Donnelly J. P. The New Religious Orders, 1571-1648//Handbook of European History, 1400-1600: Late Middle Ages, Renaissance and Reformation/Ed.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

The increase in Internet use in the last two decades has caused a significant drop in religious affiliation. Using the Internet can destroy your faith. That’s the conclusion of a study showing that the dramatic drop in religious affiliation in the U.S. since 1990 is closely mirrored by the increase in Internet use. Back in 1990, about 8 percent of the U.S. population had no religious preference. By 2010, this percentage had more than doubled to 18 percent. That’s a difference of about 25 million people, all of whom have somehow lost their religion. That raises an obvious question: how come? Why are Americans losing their faith? Today, we get a possible answer thanks to the work of Allen Downey, a computer scientist at the Olin College of Engineering in Massachusetts, who has analyzed the data in detail. He says that the demise is the result of several factors but the most controversial of these is the rise of the Internet. He concludes that the increase in Internet use in the last two decades has caused a significant drop in religious affiliation. Downey’s data comes from the General Social Survey, a widely respected sociological survey carried out by the University of Chicago, that has regularly measure people’s attitudes and demographics since 1972. In that time, the General Social Survey has asked people questions such as: “what is your religious preference?” and “in what religion were you raised?” It also collects data on each respondent’s age, level of education, socioeconomic group, and so on. And in the Internet era, it has asked how long each person spends online. The total data set that Downey used consists of responses from almost 9,000 people. Downey’s approach is to determine how the drop in religious affiliation correlates with other elements of the survey such as religious upbringing, socioeconomic status, education, and so on. He finds that the biggest influence on religious affiliation is religious upbringing—people who are brought up in a religion are more likely to be affiliated to that religion later.

http://pravmir.com/internet-taking-away-...

Is internet porn to blame for millennials leaving the Church? Source: The Christian Post By Morgan Lee A Christian blogger has argued that a recent study showing an inverse correlation between Internet access and faith, might be due to prevalence and accessibility to pornography.      In a report released last Friday , computer scientist Allen Downey of Olin College of Engineering in Massachusetts found with the numbers of non-religiously affiliated Americans jumping from 8 to 18 percent from 1990 to 2010, the prevalence of Internet use has also increased from essentially zero to nearly 80 percent. Downey " s study suggested that increases in Internet use accounted for about 20 percent of the observed decrease in affiliation. In the 1980s, Internet use was essentially nil, but in 2010, 53 percent of the population spent two hours per week online and 25 percent surfed for more than seven hours, it says. Downey posits that the correlation might be due to the Internet allowing individuals who grew up in one faith but are now interested in another religion to connect with people who share their current beliefs. " For people living in homogeneous communities, the Internet provides opportunities to find information about people of other religions (and none), and to interact with them personally, " says Downey. " Conversely, it is harder (but not impossible) to imagine plausible reasons why disaffiliation might cause increased Internet use … Internet use decreases the chance of religious affiliation. " Writing on his personal, non-work affiliated blog earlier this week, Joe Miller, who works for the Christian publishing company Nelson Books, arrived at a different conclusion. " Downey " s answer plays off the modernist prejudice that equates religion and ignorance. That " s false on its face, " he wrote. " But once we consider the Internet as a factor at all, there " s a far more obvious answer than wider horizons: porn. " " Porn has been part of the Web from day one. And the stats for online consumption are staggering, even among Christians, " he continued.

http://pravoslavie.ru/70265.html

P., 1932; Rogier L. J. Geschiedenis van het Katholicisme in Noord-Nederland in de 16e en de 17e Eeuw. Amst., 1945-1947. 3 t.; Janelle P. The Catholic Reformation. Milwaukee, 1949; Jedin H. Geschichte des Konzils von Trient. Freiburg, 1949-1975. 4 Bde; idem, Hrsg. Reformation, katolische Reform und Gegenreformation. Freiburg etc., 1967; Il Concilio di Trento e la riforma tridentina: Atti del Convegno storico intern. Trento, 2-6 Settembre 1963. R.; Freiburg, 1965. 2 vol.; Prodi P. Lo sviluppo dell " assolutismo nello Stato Pontificio (secoli XV-XVI). Bologna, 1968. Vol. 1: La monarchia papale e gli organi centrali di governo; idem. The Papal Prince: One Body and Two Souls: The Papal Monarchy in Early Modern Europe. Camb.; N. Y., 1987; Olin J. C. The Catholic Reformation: Savonarola to Ignatius Loyola: Reform in the Church, 1495-1540. N. Y., 1969; idem. Catholic Reform: From Cardinal Ximenes to the Council of Trent. N. Y., 1990; Delumeau J. Le catholicisme entre Luther et Voltaire. P., 1971; Pullan B. Rich and Poor in Renaissance Venice: The Social Instituations of a Catholic State to 1620. Camb. (Mass.), 1971; Bossy J. The English Catholic Community, 1570-1850. L., 1975; Reinhard W. Nepotismus: Der Funktionswandel einer papstgeschichtlichen Konstanten//ZKG. 1975. Bd. 86. S. 145-185; idem. Gegenreformation als Modernisierung?: Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters//ARG. 1977. Bd. 68. S. 226-252; Grendler P. F. The Roman Inquisition and the Venetian Press, 1540-1605. Princeton, 1977; Il Concilio di Trento come crocevia del politica europea/A cura di H. Jedin, P. Prodi. Bologna, 1977; Lang P. T. Die Ulmer Katholiken im Zeitalter der Glaubenskämpfe: Lebenbedingungen einer konfessionellen Minderheit. Fr./M., 1977; Tentler T. N. Sin and Confession on the Eve of the Reformation. Princeton, 1977; Venard M. Réforme, Réformation, Préréforme, Contre-Réforme: Étude de vocabulaire chez les historiens français de langue française//Historiographie de la Réforme/Éd.

http://pravenc.ru/text/2057152.html