1) Poselstwo do Papiea Rzymskuego Syxta IV od Duchowiestwa и od Ksit i Panów Ruskuch w roku 1476 Wilno. 1605; 2) второе издание сочинения Мелетия Смотрицкого: Verificatia Nievinnoci. Уверенный, что сочинения сии и лучше сохранятся, и больше принесут пользы в Императорской публичной библиотеке, вытребовал я их от семинарии Литовской, и долгом поставляю препроводить при сем оба к вашему высокопревосходительству для означенной библиотеки, в таком виде, как мною получены. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, от 20 марта за 228, об испрошении Высочайшего дозволения его высокопреосвященству отправиться весною из С.-Петербурга в Вильно Сколько мне известно, в Вильно ожидается бытность Государя Императора к августу месяцу; и долг мой так устроиться, чтобы всё было в должном порядке. В кафедральном соборе делается новый пол и предстоит побелка собора. Перестраиваемого архиерейского дома с церковью, в настоящем третьем году работа, предстоит окончательная отделка. Перестройку по-августианских и по-академических зданий нужно также кончить к осени, дабы можно было к тому времени перевести в оные уездные Виленские духовные училища. Нужно также озаботиться помещением и открытием к осени Виленского училища для девиц духовного звания. Всё это требует заблаговременных личных с моей стороны указаний и распоряжений. Необходимо мне также, для восстановления здоровья, попользоваться нынешним летом чистым воздухом и моционом в загородном доме. Притом и дела епархиальные несколько терпят, за отсутствием моим и некоторых служебных лиц, со мною в С.-Петербурге находящихся. Посему покорнейше прошу предстательства вашего сиятельства к Государю Императору , чтобы мне дозволено было Высочайше нынешнею весною отправиться в Вильно. Хотя я вызван в Петербург на год, как значит из отношения ко мне князя Урусова, от 12 августа прошлого года; но уповаю, что ради прописанных причин оказано мне будет всемилостивейшее снисхождение. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, от 16 апреля за 280, о назначении в Виленское девичье духовное училище начальницы, и о выбранных для оного двух наставницах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

3599 Od. XI. 221: ... επε α πρτα λπ λευ’ στα ϑνμς, ψυχ δ’ υτ’ νειρος ποπταμνη πεπτηται. – Здесь интересно сопоставление особого, разрушимого начала (ϑνμς) с самим существом души. Ср. Rohde, Psych., I, S. 45, 1; II, 141. 2. 3600 Однако настолько осязательной, что Одиссей может угрожать теням Аида мечом (Od. XI, 48, 82, 88, 95, 232) и иронически замечает, что Эльпенор, очутившись, в виде тени, в Аиде: „Пеший проворнее был, чем мы в корабле быстроходном“ (ibid., 58). 3601 Не даром же и современная психология считает возможным установить следующий взгляд на „бессознательное“ – этот якорь спасении от всяких неразрешимых вопросов; „Бессознательное есть истинно реальное психическое, столько же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств“. (Фрейд, Толкование сновидений, 1913, стр. 441, курсив мой). 3603 Rohde, ibid. S. 5: Sie (der gottgesandte Wahnsinn,) stammt ihrem Ursprünge nach aus der Dionysosreligion, und tritt mit dieser als ein Fremdes und Neues in griechisches Leben. 3605 Впрочем, уже в IV в. до P. X. (См. Rohde, Psych., I, S. 284, 1, а по Де Ионгу, ор. cit., S. 16, даже в V в.) Якх Элевзинских мистерий был отождествлён с Дионисом, и уже тогда драматическое изображение мифа Деметры начало приобретать несколько экстатический характер, сопровождаясь плясками, музыкой и даже применением особого возбуждающего напитка (κυκεν). 3606 См. Herod., IV, 93. По сообщению имп. Юлиана, Фракийцы (Геты): о ποϑνσειν, λλ μετιιζετϑαι νομζουσιν (Julian Caes., 327D), а Помп. Мела (Chron., II, 18) говорит о них же: Animas putant non extingui sed ad beatiora transire. См. Rohdee, Psych., Il, S. 29. 3611 Всё касающееся испытаний, посвящаемых настолько не ясно, что нап. Де Ионг (Das ant. Mysterienw., X) придумывает, между прочим, даже спиритическое (!) объяснение для испытания водой, предполагая, что испытуемый мог не тонуть, благодаря чему-то, сходному с т. н. медиумической левитацией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Biskupstwo Przemyslskie take w 1692 roku przez iego biskupa Winnickiego Uni przyjo – iednosci sprzeciwiaicy si biskupi byli: Lwowski Baaban i Przemyslski Kopysteski. Z Bantysza Kamieskiego: Historya Maorossyi Ruskie prowincye zawoiowa Gedymin na pocztku 14 wieku, iako: ksistwa Wodzimierskie, uckie, Kiiowskie, i miasta Siewierskie, syn za iego Olgierd odebra od Tatarów zaity przez nich Podole i cz Galicyi, a take ksistwa Czernigowskie i Siewierskie. Po smierci Witolda 1430, Polacy zaczli odrywa od Litwy niektóre prowineye i tworzyli z nich woiewodztwa, iako to: w 1434 Podolskie, w 1436 Bielskie, a w 1471 Kiiowskie, po zupenym za przyczeniu Litwy do Polski w 1569 г. – Woyskie, Podlaskie, Brzeskie i Bracawskie. WoiewodztwoKuskie utworzone ieszcze w 1340 roku z Galicyi Pónocney. Za przycisnieniem przez Polaków osobliwie co do wiary ruskich prowincyów, wielu modych ludzi udali si w do Dniepru, gdzie zaoyli mieszkanie dla bezennych na wysepce. Siecz zwaney, onaci za sielili si midzy Bugiem i Dnieprem, i przyimowali wszystkich bez wyitku, byle tylko wyznawali Greko-Rossyisk religi. После Сигизмунд дозволил им селиться выше порогов и имел верный отпор против Татар. – Баторий учредил совершенно казаков же даровал им настоящие привилегии. – Казаки разделены были на 20 полков, из коих три только были по сю сторону Днепра, как: Полтавский и проч. Поляки, притесняя Малороссиян, а вместе казаков, начали отбирать сим последним города, как: около 1630 года Трехтемиров, Чигрин и другие. Казаки по привилегиям избирали своих чиновников и гетманов, ими только судились, занимались свободно всякими промыслами, и за обиду и бесчестие получали равное со шляхетством удовлетворение – сии привилегии часто у них отнимали, но они вкратце силою или заслугами вновь оные приобретали у Поляков. Ужасы казацких под Хмельницким войн вынуждены ужасными поступками князя Вишневецкого, так что первый не мог воздержать во время перемирия своих полковников от мщения на католиках и жидах поместий Вишневецкого, коих пало до 15.000. – В Киеве духовенство приветствовало Хмельницкого, возвращающегося из своих побед избавителем всей Малой России и истинным Богданом – какое имея и начал он употреблять, бывши до сего Зиновьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

За отказом Зевса от брака с Фетидой последовал брак Пелея и Фетиды, рождение Ахилла, а значит, и начало Троянской войны. Связь Зевса с хтонической силой Земли-Геи сказалась в том, что он исполнил ее просьбу истребить род нечестивых людей, обременяющих ее (Ibid. I 5; ср.: XIX 273 и сл.). В нем ярко выражены архаические функции: он «Тучегонитель», насылающий ветры, дожди, ливни (Ibid. I 354; IV 30; V 672; XVI 297-300). Но как олимпиец он защитник прав человека, покровитель молящих о гостеприимстве ( Idem. Od. VI 207), охранитель очага ( Idem. Il. III 107). Зевс требует повиновения от своей олимпийской семьи (Ibid. V 877 сл.), хотя не всегда добивается этого. Зевс многократно вступает в браки законные и незаконные, в пределах гомеровского эпоса он состоит в 3-м, законном браке с Герой, охраняющей моногамную патриархальную семью (1-й женой была Метида, 2-й - Фемида) и вместе с тем отстаивающей жен. господство в этой семье. Зевс - отец славных героев, из к-рых в «Илиаде» упоминается Геракл (Ibid. XIX 95-134). Эпический Зевс - покровитель не только отдельных героев, но и великих народов, вступивших в войну. Сидя на Олимпе, он помогает ахейцам, но, восседая на Иде,- троянцам. Он соблюдает равновесие, нарушаемое вмешательством др. богов, его родичей. Как воитель Зевс ненавидит стихийные бедствия войны, олицетворением к-рых является его сын от Геры, буйный Арес (по происхождению фракийское божество). В этом случае замечательна отповедь Зевса Аресу, в к-ром чувствуется дух его строптивой матери (Ibid. V 888-898). Для Зевса важно установление порядка, охрана царской власти (как, напр., передача царского скипетра Агамемнону - Ibid. IX 37 сл.), его любовь и почтение к царскому сану (Ibid. II 196 сл.; Idem. Od. XXIV 24). Он ставит героев на царство (Ibid. I 390) и защищает права царственной семьи (Ibid. XVI 400-403), т. к. он гарант власти. Зевс претендует на беспристрастное решение судьбы героев, держа в руках золотые священные весы как вершитель войн (Ibid. XIX 223). Решая участь ахейцев и троянцев, он бросает на чашу весов жребии смерти (Ibid. VIII 69-74). Священные весы Зевса познает Гектор, испытав малодушие (Ibid. XVI 658), когда Зевс бросил на чашу весов жребии смерти Гектора и Ахилла, жребий Гектора поник, и от героя удалился Аполлон, его помощник. К Ахиллу же подошла его помощница Афина (Ibid. XXII 209-215). Зевсовы весы - это Судьба.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

III. Антииудейской теме посвящено опубликованное в 1669 г. в типографии Киево-Печерского мон-ря соч. И. «Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий, от початку света през все веки людем от Бога обецанный, и от людей очекиванный, и в остатныи часы для збавеня (спасения.- Авт.) людского на свет посланый…» - 1-е антииудейское произведение, созданное в Западнорусской митрополии. Трактат при жизни автора был издан на 2 языках: на простой мове (К., 1669) и по-польски (Mesjasz (Messyasz) prawdziwy Jezus Chrystus Syn Boy, od pocztku wiata przez wszystkie wieki ludziom od Boga obiecany... К., 1672). Польск. версия, являющая собой переделанный вариант, вышла по благословению настоятеля Киево-Печерского мон-ря архим. Иннокентия (Гизеля). Об актуальности своего сочинения автор рассуждает в предисловии, где пишет, что на Украине, в Литве и в Польше в 1665-1666 гг. получило широкое распространение учение Саббатая Цеви (Шабтай Цви, Сабет Себи, Забатай Зеби), который большинством евр. общин в Европе и в Азии в 1-й пол. 60-х гг. XVII в. был провозглашен мессией. И. писал о том, что обещания Цеви восстановить Иерусалим и возродить Израильское царство нашли благодатную почву не только среди евреев, к-рые либо торжествовали, покидая дома и имущество, либо целыми днями постились, готовясь к наступлению царства мессии, но и среди христиан «малого сердца и достатка», многие из которых, отринув веру в истинного Мессию Иисуса Христа, стали склоняться к вере в лжемессию. Движение саббатиан оказало значительное влияние на христиан в т. ч. благодаря эсхатологическим ожиданиям, связанным с 1666 г. И. своим сочинением стремился опровергнуть известия о мессианстве Цеви и убедить как евреев, так и христиан, что истинный Мессия - это Иисус Христос. Сочинение создавалось после отъезда И. из Киева, до осени 1668 г. (отзыв архиеп. Лазаря (Барановича) на законченный текст датируется 6 нояб. 1668), когда И. находился на укр. Правобережье. В предисловии автор сообщает, что он собирал материал для книги во время поездок по городам и селам Украины и Литвы, ведя беседы о Мессии в т. ч. с учеными евреями. Предположительно И. мог быть свидетелем евр. погрома во Львове и ознакомиться с распространявшимися погромщиками антисемитскими текстами.

http://pravenc.ru/text/577962.html

неоднократно переиздавались в XVIII-XIX вв. (последнее издание увидело свет в 1875). Соч. (помимо указ. в тексте): Famosae, de solis vel telluris motu, controversiae examen, theologico-philosophicum, ad S. Sanctam Normam institutum. Ultraject, 1655; Disputatio de feminarum illustrium eruditione. Wittenbergae, 1657; Dissertatio de educatione principis aliorumque illustrium. Wittenbergae, 1657; Palaestra nobilium, oratione inaugurali, publici aperta. Steinoviae ad Od, 1661; Iter per aspera ad astra veri studiosi. Steinoviae ad Od, 1662; Calendae festive. Holmiae, 1667; Tragico-comoedia… de Juliane imperatore Apostata. Holmiae, 1668; Propemtica… ad exteras ecclesias oratorem deputatem… Holmiensi, 1668; Admiranda Michaelis Korybutis in regem Poloniae election. Hafniae, 1669; Kancyonale polske. Brzeg, 1673; Catechizatio Epheborum Polonorum, to iest Zygar Catechizmowy. [S. l.], 1675; Symbola Fidei Christianae Catholica, To iest Powszechne Nauki y Wiary Chrzesciansriey Wyznanja, z cudownymi ich Historyami. Confessia Auszpurska. Katechizm bogosawionego oyca D. Martina Luthera mnieyszy. Zygar Katechizmowy. Catechizacya Turecka. Gdansk, 1675; Oratio ad episcopos Daniae pro ecclesiis Poloniae. Torun, 1683; Himmlischer sonnenzeiger d.i. grundliche lehre der grunenden jugend. Danzig, 1690; Modlitwy i piesni jako i kateizm wity M. Lutera. [Brieg, 1708]. Brzeg, 1730; Nieodmieniona Auszpurska Konfessya… Gdansk, 1708. Lipsk, 1730; Krotka wszakze gruntowna introdukcya a do zbawienney Reformacyi Dra Marcina Lutra… Lipsk, 1730. Лит.: Рущинский Л. Религиозный быт русских по сведениям иностр. писателей XVI и XVII вв.//ЧОИДР. 1871. Кн. 3. С. 29-30, 43, 72, 78, 114-115, 177, 193-194, 202, 206-207, 218, 226; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. 2-я паг. С. 106-112; Соколов И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. М., 1880. С. 68, 78, 216, 231-238; Estreicher K. Bibliografia polska. T. 8. Kraków, 1882. S. 292, 305, 322, 334, 342, 350, 356, 366, 414; T. 9. 1888. S. 125; T. 18. 1900. S. 125-129; Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. С. 688-689; Bendel H. Magister Johannes Herbinius: Ein Gelehrtenleben aus dem XVII Jh. Bern; Lpz., 1924; Чижевський Дм. Maricmep Йоган Гepбihiй i його книга про kuïbcьki печери 1675 р.//Книголюб. Прага, 1927. Кн. 3. С. 20-34; Лoмohoc-Pibha Г. Роксолани в yяbi Гepбihiя//Лim. Украïна. 1969. 28 жовт. 86; Кабанець Пастор Iorah Гepбihiй - дocлiдhuk церк. старожитностей Украïни//Людина i cbim. 1998. 10. С. 33-38; Гончарук В. , Кабанець peмihicцehцiï гравюр у khuзi Йогана Гepбihiя//Moruляhcьki читання: Зб. наук. праць. К., 2002. С. 57-62. Е. П. Кабанец Рубрики: Ключевые слова: ВЕРГЕРИЙ Петер Пауль (Пьетро Паоло) (1498-1565), папский нунций, позже лютеран. теолог и политический деятель

http://pravenc.ru/text/164653.html

Потратив последние средства на издание своих трудов и уплату долгов типографии, З. в преклонном возрасте остался практически нищим. За ним ухаживали 2 его незамужние дочери. Незадолго до смерти он обратился за помощью к Погодину, к-рый выслал ему через консула 150 р. серебром. Возможно, через Погодина терпящим бедствие слав. деятелям передавалась финансовая помощь от российского императора, но это делалось втайне. З. горячо поблагодарил Погодина в письме и добавил: «...в православной только России милостыня зовется святой» (Письма Д. Зубрицкого. 1880. С. 616). Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. В историографии оценка творчества З. весьма противоречива. В биографических публикациях, вышедших в России до 1917 г., он изображался как историк европ. масштаба, труженик науки, патриот России и Галиции как ее части (Н. А. Попов, Ф. Ф. Аристов). После 1917 г. имя З. долгое время практически не упоминалось в лит-ре. Интерес к нему в советский период возобновился на Украине, причем местные историки оценивали его как крепостника, представлявшего интересы галицко-укр. помещиков, к-рый одновременно преклонялся перед российским самодержавием и оставался верноподданным габсбургской монархии (Г. Ю. Гербильский). В постсоветский период интерес к З. на Украине сохранился. И. В. Орлевич, собрав большой материал о работе ученого в Ставропигийском ин-те, поставила З. в вину, что он не обращался к историческому прошлому галицких украинцев и не обосновывал их право на политическую независимость. Соч.: O uprawie koniczyny: Rada dla pospolitego rolnika. Lwów, 1821; Uprawa lnu: rzecz dla galicyiskich gospodarzy. Lwów, 1829; Historyczne badania o drukarniach Rusko-sowiaskich w Galicyi. Lwów, 1836 (то же: Временник Ставропигийского ин-та на 1913 г. Львов, 1912. С. 1-54); Rys do historyi Narodu Ruskiego w Galicyi i hierarchii cerkiewnej w teme Królestwie. Lwów, 1837. Zesz. 1: Od zaprowadzenia Chrzeciastwa a do opanowania Rusi Czerwonej przez Kazimierza Wielkiego od r. 988 do r. 1340; Kronika miasta Lwowa. Lwów, 1844 (то же: Xpohika мicma Львова. Льbib, 2002); Критико-ист. повесть временных лет Червонной или Галицкой Руси/Пер. с польск.: О. М. Бодянский. М., 1845; Начало унии/Пер. с польск.: А. А. Майков//ЧОИДР. 1848. Отд. 3. Кн. 7. С. 1-36; Granice midzy Ruskim i Polskim Narodem w Galicyi. Lwów, 1849 (то же: Grдnzen zwischen der russinischen und polnischen Nation in Galizien. Lemberg, 1849); Летопись Львовского ставропигиального братства, по древним док-там составленная. СПб., 1850; История древнего Галичско-Русского княжества. Львов, 1852-1855. 3 т.; Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош: Лат. выписки из их соч., ст., относящихся к истории Галичско-Владимирской Руси, за период от 1337 по 1387 г., с рус. пер. и крит. исслед. и замеч. Львов, 1855; Галицкая Русь в XVI ст./Пер. с польск.: А. А. Майков//ЧОИДР. 1862. Кн. 3. С. 1-84.

http://pravenc.ru/text/200107.html

99 И эти положения Минь считает по смыслу за Библейские, хотя буквально их было бы напрасно искать по книгам свящ. Писания; но вернее, кажется, будет слышать здесь отзвук блаженной души Климента Римского . Срав. выше в гл. 7-й и 5-й . 105 О соотношении друг с другом разных частей вселенной пел и Немезиан (3 век по Р.Хр.) в стихотворении «О природе человека». 109 Платов в кн. 1 «О законах»: «У всех Эллинов ваш город считается словоохотливым и многоречивым; Лакедемон же и Крит, один  –  отличающимся краткоречием, другой же  –  занимающимся более истиной чем словами». 123 Ориген против Цельса кн. 1, гл. 2: «Потом Цельс обращает внимание на иностранное происхождение нашего вероучения. При этом он имеет в виду несомненно заимствованность его от иудеев, на религии коих и христианская зиждется и с ней стоит в связи. При этом он обнаруживает великодушие и варварского происхождения не ставят нашему вероучению в упрек; напротив он даже еще хвалит варваров за их находчивость в измышлении новых (религиозных) учений». Татиан то же доказательство развивает пространнее в начале своего «Слова к Эллинам». Климент почти шаг за шагом следует сей апологии, и дальнейшее изложение его есть не иное что как раскрытие Татианова положения: «На что можете указать вы, что не. было бы вами заимствовано y варваров»? 124 По крайней мере употребление ламп y Египтян было очень распространено. Был y них даже особый с иллюминациею праздник (Герод. 2:130). В храме Юпитера Аммона, по свидетельству Плутарха, Do def. orac, c. 2 , постоянно горела неугасимая лампа. Но и позднее, напр. Антония при праздниках устроявшихся Клеопатрой, ничто столько не поражало, как блеск множества ламп (Plut. Ant. c. 26) . В Греции в героическое время освещались просто сухой сосновой лучиной. Телемак идет в свою спальню «при свете горящих факелов» (Od. 19:48) . Пенелола распускает свое тканье ночью при свете факелов (ibid. 150) . Даже палаты царя Алкиноя (Od. VII, 100) освещались таким образом: «На искусно сработанных постаментах стояли из золота статуи юношей, которые держали в руках светло пылавшие факелы».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Id. 607. Id. 434–605. Id. 480 s. Id. 488–491. Id. 485. Стихотворные переводы здесь и далее — Илиада — Н. И. Гнедича, Одиссея — В. А. Жуковского. — Прим. переводчика . Id. 442. Od. I, 80 s. Id. II, 267 s. Пособие на оплату театральных мест для беднейшего населения; впервые введено при Перикле. — Прим. переводчика . Людовику, сыну Людовика XIV и Марии-Терезии Австрийской; в момент посвящения дофину было пять лет. — Прим. переводчика . Людовику, воспитаннику знаменитого Фенелона. — Прим. переводчика . Leg. I, 643 a–644 a. Rsp. X, 606 e; cp. Prot. 339 a. fr. 10. III, 5. Сын знаменитого Никия, погибшего в Сицилии; не принимал участия в политической жизни. Несмотря на это, казнен в период тирании Тридцати. — Прим. переводчика . Гомер как нерелигиозный поэт, с аристократическим, светским, антисвященническим духом: ср. многочисленные наблюдения О. Spengler’a, Le Déclin de l’Occident , французский перевод, II, 11, стр. 418, — этот памятник темных заблуждений, перемежаемых яркими заметками. Contra, гипотезу чересчур смелую и малообоснованную, см. С. Autran, Homère et les Origines sacerdotales de l’Epopée grecque , т. I–III, Paris, 1938–1944; ср. также Μ. Р. Nilsson и contra Ε. Ehnmark: ap. Α. Passerini, IXe Congrès intern, des Sciences historiques , Paris, 1950, т. I, стр. 125, прим. 28; стр. 126, мнение самого Пассерини. Hdt. II, 53. Od. XIII, 287 s. Печаль Ахилла : ср. статью под этим заглавием < Tristesse d’Achille > , впрочем, вызывающую разочарование, у G. Méautis, ар. Revue des Etudes grecques , XLIII (1930), стр. 9–20. Id. XI, 488 s. Гомеровский эпитет: именно здесь я отражаю плодотворную мысль Иегера, Paideia , I, стр. 76 sq. Ср. также (в более скромном ключе) Mazon, Introduction , стр. 296 sq. « La morale de l’Iliade », и прекрасную страницу A.-J. Festugière, L’enfant d’Agrigente , стр. 13–14. 16. Агонистический идеал: J. Burckhardt, Griechische Kulturgeschichete , passim (также II, стр. 365 sq.; IV, стр. 89 sq.) и, для обобщения, G. Andler, Nietzsche , I, стр. 299 sq.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

«Отыскивая причины телесного бессмертия богов, говорит г. Миронов, 47 Гомер находит важнейшую из них в одном, чисто внешнем условии их существования в том, что вместо человеческой пищи они питаются амброзией и нектаром; в том, что, – по выражению Buttmann (Lexilog. 1; р. 133) – Гомеровские боги едят и пьют бессмертие, ибо и грамматически – питаться амброзией и нектаром в первоначальном значении этих слов имеет смысл: принимать в себя бессмертие (ν и βροτος; νη и κταν). Поэтому в жилах богов течет не кровь, которая у человека получается из его земной пищи, а так называемая χρ – бессмертная жидкость (II. ε, 339 и след.), которая служит условием вечного существования богов в той же мере, в какой кровь является, как увидим, важнейшим условием конечного бытия человека. Поэтому же и обыкновенный смертный мог бы получить, – согласно Гомеру, – возможность бесконечного существования, заменивши только свою обычную пищу нектаром и амброзией, как это видно из Od. ε, 135 и сл., 196 и сл. – из того, что, напр., Одиссей имел бы такую возможность получить бессмертное бытие, если бы только остался навсегда у нимфы Калипсо, питаясь ее божественной пищей, которая и должна была изменить его кровь в бессмертную χρ. Бессмертие в двух других известных нам случаях, – бессмертие Ганимеда и Kleitos’a обусловливается по-видимому той же заменою пищи, ибо тот и другой, один – любимец Зевса, другой – любимец богини Эос, унесены были на Олимп вместе с их человеческими телами (II. , 234 и сл.; Od. О, 250) и только затем, обитая вместе с богами и питаясь нетленною пищей, получили также бессмертие подобное бессмертию этих последних». Относительно этого рассуждения прежде всего должно установить, что здесь не только произвольно, но вопреки смыслу гомеровских поэм приобретение бессмертия людьми ставится в зависимость от употребления ими пищи и питья богов. Ганимед, виночерпий Зевса (Илиад. XX, 234–235), Клит (Одис. XV, 250–251) не увидели смерти. Но как их телу было дано бессмертие, поэмы не говорят этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010