«О Теле и Крови Господа» (PL. 121. Col. 103-170). Трактат с аналогичным названием посвятил королю Пасхазий Радберт (PL. 120. Col. 1255-1350). При дворе К. Л. работал Иоанн Скот Эриугена , который пользовался особым покровительством короля, несмотря на враждебное отношение к нему Гинкмара Реймсского, Пруденция и Флора Лионского, обвинявших Эриугену в ереси. По просьбе К. Л. Эриугена перевел с греч. языка «Ареопагитики», автором к-рых в то время считался св. Дионисий Парижский (см. Дионисий Ареопагит ), а затем - «Первую Амбигву» прп. Максима Исповедника. Узуард , монах аббатства св. Германа в Париже, по просьбе К. Л. составил «исторический» мартиролог, который приобрел широкое распространение и использовался на Западе до XVI в. Особое внимание К. Л. уделял епископской кафедре и аббатству св. Германа в Осере, где находились школа и крупный скрипторий. Хейрик Осерский посвятил королю составленное им стихотворное Житие св. Германа (BHL, N 3458). Ист.: Annales Bertiniani/Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. (MGH. Script. Rer. Germ.; Nithardi Historiarum libri IV/Ed. E. Müller. Hannover, 1907. (MGH. Script. Rer. Germ.; Recueil des Actes de Charles II le Chauve, roi de France/Éd. G. Tessier. P., 1943-1955. 3 vol. Лит.: Calmette J. La diplomatie carolingienne du traité de Verdun à la mort de Charles le Chauve (843-877). P., 1901; Levillain L. Le sacré de Charles le Chauve à Orléans//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1903. Vol. 64. P. 31-53; Lot F., Halphen L. Le règne de Charles le Chauve (840-877). P., 1909; Classen P. Die Verträge von Verdun und von Coulaines, 843, als politische Grundlagen des westfränkischen Reiches//Hist. Zschr. Ser. 3. 1963. Bd. 196. S. 1-35; Gaehde J. E. The Bible of San Paolo fuori le Mura in Rome: Its Date and Its Relation to Charles the Bald//Gesta. N. Y., 1966. Vol. 5. P. 9-21; Schramm P. E. Kaiser, Könige und Päpste: Gesammelte Aufsätze zur Geschichte des Mittelalters. Stuttg., 1968. Bd. 2; Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Воспользовавшись победой над Лотарем, император передал К. Л. земли в центральной части империи, ранее входившие в наследство старшего сына: сначала Фризию и земли в бассейнах Мозеля и Сены (837), затем часть Нейстрии в междуречье Сены и Луары (838). По указанию Людовика Благочестивого прелаты, графы и вассалы принесли К. Л. клятву верности. После смерти Пипина Аквитанского его сыновья были лишены наследства, а королевство Аквитания также передано К. Л. Мн. представители знати отказались признать К. Л. и выступили на стороне Пипина II, сына Пипина Аквитанского. В 839 г. император объявил о новом разделе империи между наследниками. К. Л. должен был получить области к западу от р. Мозель, включая Нейстрию, а также Аквитанию, Бургундию и Прованс, за Людовиком Немецким сохранялась Бавария, а Лотарю отходили остальные земли. Людовик Немецкий поднял восстание, к-рое было подавлено. Весной 840 г. К. Л. возглавил борьбу с мятежниками в Аквитании, но летом пришло известие о неожиданной кончине Людовика Благочестивого. Сразу после его смерти началась междоусобная война между наследниками. Имп. Лотарь I, заключив союз с Пипином II Аквитанским, пытался захватить те земли, к-рые он должен был унаследовать по условиям раздела 817 г. В сражении при Фонтенуа (25 июня 841) Лотарь I и Пипин II потерпели поражение от К. Л., объединившегося с Людовиком Немецким. Современники отмечали жестокость этой битвы и огромные потери, понесенные обеими сторонами (по свидетельству Агнелла Равеннского, склонного к преувеличениям, со стороны Лотаря и Пипина погибло более 40 тыс. чел.; см.: Agnellus. Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis. 174// Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis/Ed. D. Mauskopf Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 353-354. (CCCM; 199); Nithardi Historiarum libri. II 10; Versus de bella quae fuit acta Fontaneto//MGH. Poet. T. 2. P. 138-139). В февр. 842 г. на встрече в Страсбурге К. Л. и Людовик Немецкий заключили соглашение, т. н. Страсбургские клятвы, обязавшись совместно действовать против Лотаря. Клятву принесли и воины, которые обещали отказать в повиновении правителю, нарушившему договор.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Кор. Карл Лысый. Миниатюра из т. н. Псалтири Карла Лысого (Paris. Lat. 1152. Fol. 3v) В 819 г. Людовик Благочестивый женился на Юдифи, происходившей из знатного баварского рода Вельфов. От этого брака род. К. Л. По указанию императора его восприемником стал Лотарь, поклявшийся защищать и оберегать младшего брата ( Nithardi Historiarum libri. I 3; II 1). Появление нового наследника и возникшая необходимость в изменении «Ordinatio imperii» стали причиной открытого конфликта Людовика Благочестивого и его сыновей, которые к тому же выражали недовольство ограничением их самостоятельности в управлении королевствами. После собрания в Аттиньи (авг. 822) император отправил Лотаря в качестве регента в Италию, а Пипина - в Алеманнию. Вероятно, по инициативе имп. Юдифи, влияние к-рой при дворе возросло, Людовик Благочестивый выделил для К. Л. Алеманнию, в 829 г.- также Рецию, Эльзас и часть Бургундии (Annales Xantenses et Annales Vedastini/Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1909. P. 7. (MGH. Script. Rer. Germ.; Эти земли должен был унаследовать Лотарь, и передача их К. Л. привела бы к разделению владений старшего наследника. Имп. Юдифь оказывала влияние на Людовика Благочестивого с целью обеспечить наследство К. Л. за счет старших братьев. В 830 г. графы Матфрид Орлеанский и Гуго Турский, попавшие в опалу и лишенные должностей после неудачного похода в Испанию, подняли восстание. Юдифь была схвачена и заключена в мон-рь. Людовик Немецкий выступил на стороне отца, а Лотарь и Пипин не поддержали ни одну из сторон. Сначала мятежники потерпели неудачу, но восстание разгорелось с новой силой, когда император отобрал Аквитанию у Пипина и передал королевство К. Л. Лотарь и Пипин выступили против Людовика Благочестивого. Император, покинутый почти всеми сторонниками, попал в плен и был низложен на синоде в Суасоне (нояб. 833). Однако среди союзников вскоре вспыхнули разногласия. Несмотря на церемонию восстановления Людовика Благочестивого в имп. достоинстве, проведенную Лотарем в аббатстве св. Дионисия (см. Сен-Дени ), началась междоусобная война. Император, к-рого поддержали Пипин и Людовик Немецкий, одержал победу над мятежниками. В сент. 834 г. Лотарь сложил оружие, получил от отца прощение и был отослан в Италию.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Их отец, Ангильберт, происходил из среды франкской знати, был членом организованной при императорском дворе Академии, известным там под именем Гомер, находился в ближайшем окружении Карла и, в благодарность за выполнение некоторых дипломатических поручений, получил должность графа-аббата монастыря Центулы (н. Сен-Рикье) возле Амьена (Nithard, IV, 5.). В войне братьев Нитхард принял сторону Карла Лысого, который отправил его в 840 году послом к Лотарю и, после его возвращения, в мае 841 года поручил ему написать историю своего времени. Карлу едва исполнилось 18 лет и, конечно, речь в данном случае могла идти лишь о войне братьев за отцовское наследство. Карл не мог не сознавать, что своим рождением он спровоцировал целую череду междоусобных войн, в которые оказался втянут сам. Вне всяких сомнений для него было очень важно доказать законность и справедливость собственных поступков и притязаний (Patze H. Justitia bei Nithard//Festschrift fuer Hermann Heimpel. Goettingen, 1972. Bd. III. S.149.). Произведение Нитхарда, обращенное к каждому читателю (Nithard, II, Prol.), как раз и должно было служить этой цели. Отдавая себе отчет в том, что для правильного понимания происходящего необходимо знание предшествующей истории, в первой книге своего труда Нитхард простым и безыскусным языком излагает события с момента смерти Карла Великого до смерти Людовика Благочестивого, а во второй книге все, что произошло до битвы при Фонтенуа (25 июня 841 года), очевидцем и участником которой он был. В его представлении эта битва положила конец войне братьев. Божий суд указал, на чьей стороне справедливость: Людовик и Карл торжествовали победу, а коварный Лотарь был наказан (Patze H. Ibid. S. 160) 18 октября 841 года, как сообщает он сам, Нитхард, находясь в Сен-Клоде, дописывал последнюю главу. Но, поскольку братья не перестали враждовать, он посчитал необходимым продолжить свою историю: третья книга повествует о событиях вплоть до отступления Лотаря к Роне. Хотя, по словам автора, милее всего ему было бы оставить мирскую жизнь, (видимо он получил в это время аббатство Сен-Рикье), Нитхард все же чувствовал необходимость продолжить описание, чтобы «уберечь от заблуждений будущие поколения» (Nithard, IV, Prol.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЮНЕВАЛЬД Грюневальд [нем. Grünewald; наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт; Nithardt, Neithardt), а также Готхардт, Готхард (Gothardt, Gothard)] (ок. 1470/80, Вюрцбург - 31.08.1528, Галле), нем. худож. Попытки установить подлинное имя художника, подписывавшего работы монограммой MGN или MG, предпринимались в нач. XX в. Достоверным представляется предложенное в 1938 г. В. К. Цюльхом отождествление Г. с Матисом Готхардом из Ашаффенбурга. В документах 1-й трети XVI в. упоминаются имена: «Матис Грюн из Изенхайма» (ум. в 1532), «мастер Матис Готхард», «Матис-художник» или «мастер Матис, художник из Ашаффенбурга», относящиеся к разным персонам. Прозвище Г. утвердилось за художником с XVII в. и впервые упомянуто в кн. Иоахима фон Зандрарта «Немецкая Академия благородных искусств архитектуры и живописи» (Teutsche Academie der edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste. Nurenberg, 1675, 1679): «Грюневальд, именуемый также Матиасом из Ашаффенбурга». С нач. XVI в. до 1525/26 г. Г. состоял на службе у курфюрстов и архиепископов в Майнце (2-й резиденцией к-рых был Ашаффенбург) в качестве придворного живописца, архитектора и гидротехника: в 1509 г. он вел работы по перестройке дворца в Ашаффенбурге для архиеп. Уриеля Геммингенского, в 1509-1511 и в 1527 гг. руководил постройками во Франкфурте-на-Майне, в 1512-1515 гг. работал в Изенхайме, в 1516 г. состоял на службе у архиепископа Альбрехта Бранденбургского (впосл. кардинал). Возможно, Г. побывал в Италии и Нидерландах (документальных свидетельств не сохр.). Покинув Ашаффенбург после Крестьянской войны (1524-1526), Г. поселился во Франкфурте, где занялся мыловарением, в 1527 г. переехал в Галле, там оказались востребованы его познания в гидротехнике. В описи наследственного имущества умершего в Галле «Матиса Нитхарта, художника из Вюрцбурга», вероятно Г., упомянуты придворная одежда, гербовое письмо от имени «мастера Матиса», краски, кисти, минералы, инженерные инструменты, а также НЗ на нем. языке и большое количество проповедей и сочинений Лютера.

http://pravenc.ru/text/168221.html

В. и в Риме. Иоанн Диакон сообщал о регулярном совершении вигилий в честь святителя и процессиях с его мощами ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 80). Вскоре после открытия мощей Римский папа Григорий IV обновил место захоронения Г. В.: его мощи были помещены под освященным в его честь алтарем вновь выстроенного оратория в базилике св. Петра (Ibidem; Vita Greg. IV//LP. Vol. 2. P. 73-85). С кон. XV в. этот алтарь был известен как алтарь Г. В. и св. ап. Андрея Первозванного, поскольку в память об особом почитании святителем ап. Андрея папа Пий II в 1464 г. установил над этим алтарем киворий с главой апостола. После перестройки базилики папа Климент VIII в нач. XVII в. устроил новый алтарь во имя Г. В., чьи мощи в мраморной раке были помещены под ним в 1606 г. папой Павлом V . Документы XVI в. свидетельствуют, что Радуин перенес в Суасон малые частицы мощей Г. В., большая их часть осталась в Риме. В 826 г. в Суасоне частицы мощей святителя, от к-рых совершались чудеса, с честью были поставлены в главной церкви аббатства Сен-Медар, что нашло отражение в учреждении местной памяти под 9 дек. В 842 г. в присутствии кор. зап. франков Карла Лысого состоялось торжественное перенесение мощей в перестроенную церковь аббатства (местная пам. 26 авг.). При этом король лично нес ковчежец с мощами ( Nithard. Historia//PL. 116. Col. 64). В 1037 г. в связи с междоусобными распрями во Франции эти мощи были временно скрыты, память их открытия в 1038 г. праздновалась в аббатстве 20 апр. По сообщениям хронистов аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе (совр. Франция) Одорана, Клария (XII-XIII вв.) и Роберта Сен-Марианского (Осерского) (нач. XIII в.), глава Г. В. в 70-х гг. IX в. была передана Римским папой Иоанном VIII архиеп. Санса Ансегизу, к-рый поместил ее в мон-ре Сен-Пьер-ле-Виф. Участники Сансского Собора 1095 г. торжественно переложили главу святителя в новую раку, что зафиксировано в актах Собора; переложения имели место в 1333, 1439, 1459 гг. В каждом случае констатировалась целостность главы.

http://pravenc.ru/text/166740.html