1. hom. in Ac. 9:1 (Беседы о перемене имен - на Деяния Апостолов 9:1) 2.3 (М. 51.129). 2. p.e. (Приуготовление к Евангелию) 7.8 (М. 21.321А). 3. Gen. (Толкование на кн. Бытия: фрагменты) 2:8 (М. 33.1566А). 4. de mont. (О горах Синайской и Сионской) 4 (М. PL. 4. 992Bf). 5. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Григория Паламы. С.174-175. 6. Там же. 7. Там же. С.168. 8. Там же. С.245. 9. Ириней Лионский, святитель. Творения, кн.5, rл.III. 10. gent. (Слово против язычников) 33 (М. 25.65В,С). 11. hom. in Mt.7:14 (Беседа на Мф.7:14) (М. 51.41). 12. epp. (Письма) 4.1 (М. 79. 548D). 13. epp. (Письма) 4.204 (М. 78.1292В). 14. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.202. 15. Цит. по: Кураев А. диакон. Раннее христианство и переселение душ. С.202. 16. d.n. (О божественных именах) 4.27 (М. 3.728D). 17. Цит. по: Позов А. Сын Человеческий. С.85. 18. Русская религиозная антропология. Т.2. С.309. 19. Но если быть точным, то и в плоти, как мы ее определяем, есть элементы индивидуального бытия, ибо многие эндокринные, гормональные и нейрофизиологические особенности оказывают существенное влияние на формирование индивидуальности человека. 20. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Григория Паламы. С.169. 21. dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А). 22. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.108А). 23. 1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:50 (М. 74. 912В). 24. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.168. 25. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.244. 26. leg. (Ходатайство за христиан) 31.2 (М. 6.961С). 27. str. (Строматы) 4.26 (GCS vol. 15,1906 р. 321.14; М. 8.1373В). 28. princ. (О началах) 4.4f (GCS vol. 22, 1913 р. 269. 19, 270. 9; М. 11.324 В, 325А). 29. 2 hom. (Беседа о расслабленном при купели) 17 (М. 33.1152В). 30. Творения. Т.4. Кн.1. СПб 1898. С.206. 31. 4 str. (Строматы) 6.6 (GCS vol. 15, 1906 р. 458.3; М. 9.273 С). 32. Ar.3 (Против ариан. Слово 3-е) 30 (М. 26. 388 С). 33. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Fr. Matthæi præfatio, 483–92. Notæ in Nemesium edit. Oxoniensis et Antuerpiensis, 819–42. Index scriptorum a N. laudatorum, 841–44. Collatio paginarum editionis Oxoniensis et Antuerpiensis, 843–4. Nolitia G., 479–84; F., 501–2. NEOPHYTUS, presbyter, s. XIII, 136. De calamitatibus Cypri, 495–502. Martyrium S. Mamantis latine (Surius) 115, 565–74. Notitia Cotelerii, 135, 495–6. NESTORIUS HæRETICUS, CP. patr., s, V, 77. Epistolæ ad Cyrillum (inter cyrillianas 3, 5), 43–44 et 49–50, in Synodico, 84, cap. 3, 8, 15, 25. Ps. Chrysostomus, hom. in Mt. IV, 6, 61, 683–8 . Alia in Heb. III, 1, 64, 479–91. NICEPHORUS BLEMMYDA, 1272, 142. De processione Spiritus S., orat. 1–2 (Allatius), 533–84. Sermo ad monachos suos [ex tertio libro de fide] (Dositheus), 583–606. De regia pellice templo ejecta (Allatius), 605–10. De regis officiis (cum Maii monito, 609–12), 611–58. Textus græcusus genuinus, 657–74. Epitome logica, 685–1004. J. Wegelini præfatio, 675–86. Index analyticus, 1621–28. Epitome physica, 1021–1320. J. Wegelini præfatio, 1005–22. Index analyticus, 1627–34. Expositio in Psalmos, græce (editio princeps), 1321–1622. Notilia FH., 527–532. NICEPHORUS IV BOTANIATA, CP. imperat., 1078–81, 127. Aurea bulla (Mansi), 1481–84. (De incestis nuptiis atque sponsalibus, confirmans decreta Joannis Xiphilini.) NICEPHORUS BRYENNIUS, s. XII, 127. Historiarum, lib. 1–4 (editit Possinus cum notis С. Du Cange, 23–216. Possini epist. nuncup. et præfatio, 9–18. Testimonia veterum, 17–20. Index rerum, 1487–1492. Notitia F., 9–10. NICEPHORUS CALLISTUS, s. XIV, 145–47. Historia ecclesiastica, lib, 1–18 (Ducæus), 145, 559–1332; 146 integr. (1. 8–14), 147, 9–448 (lib. 15–18) 613–6. Vita S. Dionysii Areop.] Ducæi epist. nuncup., 145, 557–60. Index analyticus, I: 147, 1177–224. – – II: 1225–64. Enarratio de episcopis CP. (Banduri), 147, 449–68. Bandurii notæ, 469–540. Sermo in S. Mariam Magdalenam (Bandini), 539–76. Precationes (Goar), 575–90. Precatio confessoria (ed. Basileæ, 1545), 591–600. Synopsis S. Scripturæ, , græce (ed. Basileæ, 1545), 605–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

  24. Цит. по: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С.71   25. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, Сл.5,6.   26. Немезий Емесский, Указ. соч. С.84.   27. anim. et res. (О душе и воскресении) (М. 46.128А).   28. hom. (Беседы) 3.7 М. 31.216А, В).   29. or.2 (Слово 2-е) 17 (М. 35.428А).   30. hom. in Mt. Беседа на Мф.7:14 (М. 51.41).   31. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С.206.   32. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С.19.   33. Там же. С.20.   34. Григорий Богослов, святитель. Творения, Т.2, С.43.   35. princ. (О началах) 1.8.1 (GCS vol. 22, 1913).   36. Arch. (Прение Архелая, епископа Месопотамского, с ересиархом Манесом) М. 10.1440А.   37. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.181,183.   38. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.249.   39. haer. (Пять книг против ересей) 2.33.4 (М. 7.833А).   40. p.e. (Приуготовление к Евангелию) 6.6 (M. 21.720D).   41. parad. (Беседы о рае) 7 (М. 30.68В).   42. Русская религиозная антропология. Т.2. С.435-439.   43. Cels. (Против Кельса) 4.15 (GCS vol.2, 1899 p.285.15,18; М. 11.1048А).   44. princ. (О началах)4.4.4 (GCS vol.22, 1913 p.353.11; М. 11.405В).   45. Немезий Емесский, епископ. Указ. соч. С.69.   46. Епифанович С.Л. Указ. соч. С.72.   47. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.185.   48. serm. imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 1 (M. 89.1144D-1145A). Глава 7. Дух человека Если состав человека определен из тела и души общим мнением, то вхождение в этот состав духа спорно. До сих пор обсуждается вопрос: состоит ли человек из души и тела или из духа, души и тела. И хотя этот вопрос мы считаем не самым главным, обратиться к нему придется. Итак, является ли дух человека частью его природы или нет - спорный вопрос, но однозначно верно то, что в жизни человека дух составляет центр его духовной жизни. Однако сам термин " дух " понимается достаточно широко: " Многое зовется духами. Ибо и ангел ведь зовется духом; душа наша зовется духом, и этот веющий ветер... и великая добродетель... и порочное деяние... и сопротивник-демон зовется духом " (Святитель Кирилл Иерусалимский)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

В надписи на триумфальной стеле ок. 1210 г. фараон Мернептах восхваляет свою победу над городами и племенами Ханаана, в т. ч. и над Израилем. Т. к. Израиль изображен здесь иероглифом, обозначающим не страну, а народ, исследователи считают, что во времена Мернептаха процесс завоевания и заселения Ханаана еще не был завершен и событие исхода поэтому должно было произойти в середине эпохи Рамсеса II, возможно в последние годы его царствования или в начале правления его сына Мернептаха ( Donner. 1995). Большое значение для определения хронологии исхода имели археологические раскопки, в частности проведенные в 30-х гг. XX в. в Заиорданье под рук. Глюка. Тогда выяснилось, что гос-ва Эдом и Моав в том виде, как они описаны в Библии (Числ 20. 17-20), в XIII в. еще не существовали. Заиорданье, согласно выводам Глюка, не было заселено оседлым народом с XVIII до XIII в., а городские центры начинают возникать ок. IX-VIII вв.; в Юж. Заиорданье в период позднего бронзового - 1-й фазы раннего железного века (т. е. 1400-1200), за редким исключением, преобладали небольшие поселения земледельцев и кочевников. Раскопки в Эдоме показали, что относящиеся к железному веку Ароер, Восора (Боцра), Умм-эль-Бияра и др. были заселены только в VIII-VII вв. Не было найдено археологического подтверждения завоевания городов Заиорданья, описанного в Числ 21. 30,- Дивона (ныне Дибан) и Есевона (ныне Телль-Хисбан). Поэтому серьезное сопротивление кочевников (эдомитов и моавитян?) (ср.: Числ 21. 23-28) израильтяне могли здесь встретить только в XIII в. (ср.: Снигирев. 2007. С. 190). Археологи также выяснили, что ханаанские города в горах Иудеи подверглись внезапному разрушению приблизительно в XIII-XII вв., многие из них отождествляются с городами, взятыми при вторжении Иисусом Навином. Археологически подтверждается разрушение во 2-й пол. XIII в. Телля-Бейт-Мирсима, Лахиша , Вефиля и Асора (см. в статьях Иисуса Навина книга , Исход ). Датировка исхода сер. XV в. также обосновывается данными как письменных источников, так и археологических исследований. Если допустить, что царь Соломон, правивший 40 лет (3 Цар 11. 42), умер в 925 г. до Р. Х., то именно на сер. XV в. (точнее, согласно MT, на 1446) указывают слова 3 Цар 6. 1: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу». Число лет, прошедших от исхода до начала строительства храма, ряд исследователей интерпретируют как символическое. Однако это предание подтверждают слова судии Иеффая : «Израиль уже живет триста лет в Есевоне и в зависящих от него городах…» (Суд 11. 26). Иеффай в конце своего служения говорит, что израильтяне взяли эти моавские города уже давно (ок. 340 лет назад), еще до вторжения в Ханаан (Числ 21. 25-35); в случае ранней датировки исхода его правление приходится на нач. XII в., а в случае поздней - на сер. X в., т. е. уже на период царствования Соломона.

http://pravenc.ru/text/293912.html

4. Многочисленные тексты собраны в работе: M. Jugie. Theologia Dogmatica Christianorum orientalium. Vols. I и IV. 5. Мы можем отослать читателя к работе, содержащей последнее и самое исчерпывающее исследование этого вопроса: Ludwig J. Die Primatworte Mt 16, 18, 19 in der altkirchlichen Exegese. Munster, Westf., 1952. 6. Мы оставляем ставший уже недискутируемым перевод именования апостола Петра Камнем, но считаем возможным отметить, что само слово petros обозначает скорее скалу, а ‘камень’ по–гречески lithos — Ред. 7. Hom. in Mat., XII, 10/Ed. Klostermann. Leipzig, 1935 (G. C. S. 40). — Pp. 85–89 (PG 13, 997–1004). 8. Hom. LV//PG 132, 965A. 9. Проповедь не опубликована; ее текст обнаружен в Патмосском манускрипте (Patm. 366, fol. 412 v). 10. См. в частности: d " Ales A. La theologie de St. Cyprien. Paris, 1922. — Pp. 91–218; Camelot P. — Th. Saint Cyprien et la Primaute//Истина. 1957. IV. — Pp. 421–434. 11. De castigatione//PG 46, 312C. 12. De eccl. hier., VII, 7//PG 3, 561–564 13. Послание Андронику, II//Vat. gr. 2219, fol. 41 v; Послание к епископам//Там же, fol. 122 v; Письмо митрополиту Апамейскому//Там же, fol. 128; Наставления епископам//Там же, fol. 133 v, fol. 154; Энциклика//Там же, fol. 187 v; Послание к афонским монахам//Там же, fol. 266. 14. Pachimeres. De Andronico Pal. V, 6/Ed. Bonn. II. — P. 381. 15. Epist. 99 ad Niceph.//PG 102, 909A. 16. Epist. I ad Nicolaum//PG 102, 585C; см. Hom. II на Святую Пятницу//Mango C. The Homilies of Photius. Cambridge, Mass., 1958. — P. 59. 17. Hom. I//Mango C. Указ. соч. — P. 50. Почти те же самые выражения использованы Фотием в торжественной речи, произнесенной на Соборе 867 г., в которой был осужден папа Николай I (Hom. XVIII//Там же. — P. 312). 18. Amphil, 194//PG 101, 933A. 19. Harduini. Collectio, VI, 232E. 20. PG 120, 800B. 21. In Lucam//PG 123, 1073D–1076A. 22. In Johannen//PG 124, 309A. 23. PG 124, 313A. 24. Цит. по: Jugie M. Указ. соч. IV. — P. 328. 25. Hom. 28//PG 151, 356–360. 26. Триады, II, 1, 38/Ed. Meyendorff. Louvian, 1959. — P. 304.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Genuine humility means to see reality as it actually is in God. It means to know oneself and others as known by God – a power, according to Saint Isaac, greater than that of raising the dead! The humble lay aside all vanity and conceit in the service of the least of God’s creatures, and to consider no good act as beneath one’s dignity and honor. Humility is to know oneself, without the grace of God, as dust, sinful and dead. God is humble because He cares about the least: the birds in the air, the grass in the fields, the worst of sinners (cf. Mt.6:25–30 ). Christ is humble because He associates with the lowly, becoming the slave of all in taking on Himself the sins of the world. If I then, your Lord and Master have washed your feet, you also ought to wash one another’s feet. For I have given you an example, that you also should do as I have done to you ( Jn.13:14–15 ). You know that the rulers of the pagans lord it over them, and their great men exercise authority over them. It shall not be so among you; but whoever would be great among you must be your servant, and whoever would be first among you must be your slave; even as the Son of Man came not to be served, but to serve, and to give His life as a ransom for many ( Mt.20:25–28 ). All Christians are to follow the example of Christ in His divine humility. Saint Paul teaches: Do nothing from selfishness or conceit, but in humility count others better than yourselves. Let each of you look not to his own interests, but also to the interests of others. Have this mind among yourselves, which you have in Christ Jesus, who though He was in the form of God, did not count equality with God a thing to be grasped, but emptied Himself, taking the form of a servant, being born in the likeness of men. And being found in human form He humbled Himself and became obedient unto death, even death on a cross. Therefore God has highly exalted Him and bestowed on Him the name which is above every name, that at the name of Jesus every knee should bow, in heaven and on earth and under the earth, and every tongue confess that Jesus is Lord, to the glory of God the Father ( Phil.2:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

  10. gent. (Слово против язычников) 33 (М. 25.65В,С).   11. hom. in Mt.7:14 (Беседа на Мф.7:14) (М. 51.41).   12. epp. (Письма) 4.1 (М. 79. 548D).   13. epp. (Письма) 4.204 (М. 78.1292В).   14. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.202.   15. Цит. по: Кураев А. диакон. Раннее христианство и переселение душ. С.202.   16. d.n. (О божественных именах) 4.27 (М. 3.728D).   17. Цит. по: Позов А. Сын Человеческий. С.85.   18. Русская религиозная антропология. Т.2. С.309.   19. Но если быть точным, то и в плоти, как мы ее определяем, есть элементы индивидуального бытия, ибо многие эндокринные, гормональные и нейрофизиологические особенности оказывают существенное влияние на формирование индивидуальности человека.   20. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Григория Паламы. С.169.   21. dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А).   22. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.108А).   23. 1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:50 (М. 74. 912В).   24. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.168.   25. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.244.   26. leg. (Ходатайство за христиан) 31.2 (М. 6.961С).   27. str. (Строматы) 4.26 (GCS vol. 15,1906 р. 321.14; М. 8.1373В).   28. princ. (О началах) 4.4f (GCS vol. 22, 1913 р. 269. 19, 270. 9; М. 11.324 В, 325А).   29. 2 hom. (Беседа о расслабленном при купели) 17 (М. 33.1152В).   30. Творения. Т.4. Кн.1. СПб 1898. С.206.   31. 4 str. (Строматы) 6.6 (GCS vol. 15, 1906 р. 458.3; М. 9.273 С).   32. Ar.3 (Против ариан. Слово 3-е) 30 (М. 26. 388 С).   33. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.   34. ep. Epict. (Послание к Епиктету) 7 (М. 26.1061В).   35. fid. cap. (12 глав о вере) 12 (М. 10.1128 А).   36. haer. (Пять книг против ересей) 3.22.2 (М. 7. 957А).   37. Eun. (Против Евномия) 6 (М. 45. 713 А).   38. epp. (Послания) 4 (М. 77. 48 А).   39. eran. (Собиратель) 3 (М. 83. 237 В).   40. Cels. (Против Кельса) 3.25 (GCS vol. 2,1899 р.222.4; М. 11.952А).   41. 1Cor. (Толкования на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:3-4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Bd. 17. S. 543-631; Keown G. L., Scalise P. J., Smothers T. G. Jeremiah 26-52. Waco (Tex.), 1995; Schmid K. Buchgestalten des Jeremiabuches. Neukirchen-Vluyn, 1996; Рофэ А. Повествования о пророках. М.; Иерусалим, 1997; Friebel K. G. Jeremiah " s and Ezekiel " s Sign-Acts: Rhetorical and Nonverbal Communication. Sheffield, 1999; Wells R. D., Jr. The Amplification of the Expectations of the Exiles in the MT Revision of Jeremiah//Troubling Jeremiah/Ed. A. R. P. Diamond, K. M. O " Connor. Sheffield, 1999; Parke-Taylor G. H. The Formation of the Book of Jeremiah: Doublets and Recurring Phrases. Atlanta, 2000; Albertz R. Israel in Exile: The History and Literature of the 6th Cent. B.C.E. Atlanta, 2003. И. п. к. в богослужении Согласно Иерусалимскому Лекционарию V-VIII вв., И. п. к. чаще всего использовалась за богослужением в течение Великого поста: отрывок Иер 5. 2-29 читался в 1-ю пятницу ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 50), Иер 1. 11-17 - в 1-ю субботу (Ibid. P. 54), Иер 10. 6-10 - во 2-е воскресенье (Ibid. P. 51), Иер 1. 1-10 - во 2-й вторник Великого поста (Ibid. P. 53), Иер 1. 18-2. 3 - во 2-й четверг (Ibid. P. 55), Иер 4. 36-5. 9 - в Неделю ваий (Ibid. P. 84), Иер 9. 2-10 - в Великий понедельник (Ibid. P. 86), Иер 11. 18-20 - в Великую пятницу (Ibid. P. 103, 105), Иер 31. 31-34 - в Великую субботу (Ibid. P. 112); отрывок Иер 23. 2-6 - на Рождество Христово (Ibid. P. 10), Иер 30. 23-28 - в неделю о Страшном Суде (Ibid. P. 42), Иер 31. 13-20 - в 3-й четверг по Пасхе (Ibid. P. 125), Иер 38. 1-3 - в день памяти прор. Иеремии (1 мая) (Ibid. T. 2. P. 8); также Лекционарий содержит перечень чтений из И. п. к., к-рые использовались на литаниях (литиях) (Ibid. P. 76-79). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. указаны лишь 2 чтения из И. п. к.: Иер 11. 18-12. 15 - на тритекти в Великий четверг ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72) и Иер 38. 31-34 - на вечерне в Великую субботу (Ibid. P. 86). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава , в Великий четверг и Великую субботу назначаются те же чтения из И. п. к., что и в Типиконе Великой ц.; паремии из И. п. к. указаны в день праздника Положения пояса Пресв. Богородицы ( Arranz. Typicon. P. 184) и в день памяти св. Григория Богослова (25 янв.) (Ibid. P. 113). В совр. правосл. богослужении И. п. к. читается на Страстной седмице: Иер 11. 18-12. 15 - на 1-м часе в Великий четверг и на 9-м часе в Великую пятницу, Иер 38. 31-34 - на вечерне в Великую субботу. Рубрики: Ключевые слова: ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец)

http://pravenc.ru/text/293622.html

The sacrament of holy orders in the Christian Church is the objective guarantee of the perpetual presence of Christ with his people. The bishops, priests, and deacons of the Church have no other function or service than to manifest the presence and action of Christ to his people. In this sense, the clergy do not act in behalf of Christ or instead of Christ as though he himself were absent. They are neither vicars of Christ, nor substitutes for Christ nor representatives of Christ. Christ is present now, always, and forever in his Church. The sacramental ministry of the Church – the bishops, priests, and deacons – receive the gift of the Holy Spirit to manifest Christ in the Spirit to men. Thus, through His chosen ministers, Christ exercises and realizes His unique and exclusive function as priest, perpetually offering Himself as the perfect sacrifice to the Father on behalf of His human brothers and sisters. Through His ministers in the Church, Christ also acts as teacher, Himself proclaiming the divine words of the Father to men. He acts as the good shepherd, the one pastor who guides His flock. He acts as the forgiver and healer, remitting sins and curing the ills of men – physical, mental and spiritual. He acts as bishop, overseeing the community which He has gathered for Himself ( 1Pet.2:25 ). He acts as deacon (which means servant or minister) for He alone is the suffering servant of the Father Who has come “not to be served, but to serve, and to give His life as a ransom for many” ( Mt.20:28 ). The sacrament of holy orders takes its name from the fact that the bishops, priests and deacons give order to the Church. They guarantee the continuity and unity of the Church from age to age and from place to place from the time of Christ and the apostles until the establishment of God’s Kingdom in eternity. As the apostles received the special gift of God to go forth and to make Christ present to men in all of the manifold aspects of his person and work, so the clergy of the Church receive the gift of God’s Spirit to maintain and to manifest Christ’s presence and action in the churches.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

The wise man who has knowledge lives according to the truth through a totally honest life. Honesty means first of all, to speak the truth and never to “bear false witness” ( Ex.20:16 ). There are six things which the Lord hates, seven which are an abomination to Him: haughty eyes, a lying tongue and hands that shed innocent blood, a heart that devises wicked plans, feet that make haste to run to do evil, a false witness who breathes out lies, and a man who sows discord among brothers ( Prov.6:16–19 ; cf. 11:1, 12:17, 17:4, 21:28, 25:14, 18). This basic scriptural teaching is also that of the apostles. For we pray to God that you may not do what is wrong ... but that you may do what is honest ... for we cannot do anything against the truth, but only for the truth ( 2Cor.13:7–8 ). Honesty also means to act truly and openly, without pretense, or the presentation of a false image of oneself. It means, in a word, not to be a hypocrite. Above all things, Christ the Lord hated and condemned hypocrisy, lying and deceit. He accused the devil himself, first and foremost, of being a deceiver and liar, pretending to be other than he is, presenting himself and his teaching as totally other than the falsehood and wickedness that they actually are (cf. Jn.8:44–47 ). This is the way of all the false prophets, and of the antichrist himself. For many deceivers have gone out into the world, men who will not acknowledge the coming of Jesus Christ in the flesh; such a one is the deceiver and the antichrist ( 2Jn.7 ). Take heed that no one leads you astray. For many will come in my name saying “I am the Christ,” and they will lead you astray. ... and many false prophets will arise and lead many astray. ... For false Christs and false prophets will arise and show great signs and wonders, so as to lead astray, if possible, even the elect ( Mt.24:4, 11, 24 ). In His fierce condemnation of the evil of the scribes, pharisees and lawyers, Christ was most violent against their hypocrisy. Of all the evils of men, the most vile in the sight of the Lord is undoubtedly hypocrisy.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010