186 Мы имеем полное право подозревать, что множество произведений канонической литературы истреблено варварством завоевателей, особенно латинских фанатиков, сопровождавших крестоносцев (Зенкевич, ib II, 178. Вебер, В. И. VII, 84). Ведь до нас не дошел даже полный текст Василик – действовавшего в Византии свода законов. Что же удивительного, если в этом всеобщем разрушении погибли многие литературные памятники. Весьма возможно, что мы до сего времени не имеем надлежащего представления о состоянии науки византийской. Возможно, что уровень ее развития стоял гораздо выше, чем мы теперь представляем. 188 § 8–10. Savigny, Histoire du droit romaine au moyen-age, III, 126. Keuffel, Historia originis ас progressus scholarum, p. 297. Сходство устройства Болонской школы с Беритской замечено еще глоссаторами. 189 Об этом говорится у Иннокентия Цирония, писателя начала 17 века. Cironius, Observationes juris canonici, V, 5. Cp. Bachii, Historia jurisprudentiae romanae, 1754 p. 699. – Heinrici, Historia juris civilis romani ac germanici, Argentorati, 1765 p. 565. Keuffel, p. 271. 191 Вопрос о состоянии изучения римского права (и даже о действии его) в Италии до Ирнерия – вопрос спорный. Одни, как, напр. Савиньи, Бетнан-Гольвег, Шмидт, особенно последний, держатся того мнения, что до Болонской школы римское право и прилагалось, и изучалось в Италии весьма слабо. Шмидт утверждает даже, что римское право до Болонской школы имеет с римским правом Юстиниана едва ли не одно только общее название. Другие же, как например, Меркель, Штинцинг, Фиттинг и особенно Фикер, держатся того мнения, что и прилагалось, и изучалось римское право в это время в гораздо большей мере, чем это допускают названные выше исследователи. Вопрос во всяком случае не решен. См. Моддермана, Рецепция римского права, перев. Каминки. С-П.-Б. 1888, стр. 12–19. Указывают влияние лонгобардских школ, в которых изучалось лонгобардское право, но забывают, что школа Болонская была организована по образцу Беритской. 192 Падение Константинополя было оплакано образованными современниками события. Вот что писал Эней Сальвий Пиколомини, впоследствии папа Пий II: Manserat Constantinopolis, ad nostram usque tempus, vetustae sapientiae monumentum, ac velut ibi domicilium litterarum esset et arx summae philosophiae. Nemo latinorum satis doctus videri poterat, nisi Constantinopoli aliquaudo sduduisset (aliquamdiu in litteris vixisset); quodque, florente Roma, doctrinarum nomen habuerunt Athenae, hoc tempestate nostra Constantinopolis obtinebat. Inde multa veterum sapientiam volumina nobis reddita, multa quoque in futurum reddenda sperabamus. Ep. 162. Keuffel, 237. Подобное говорит и Филельфо, вообще довольно ревниво относившийся к грекам. См. Наске, Disputatio, qua Bessarionis vita, actas, merita, scripta exponuntur. Harlem, 1840 p. 10. Отзыв Платины в панегирике Виссариону; у Миня, Т. 161, col. 105. Указания у Садова, Виссарион Никейский, стр. 3, пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

139 Victoris Tonnennensis, Chronicon, ed. Th. Mommsen, Monumenta Germaniae Historica, Auctor, antiquiss., t. XI, p. I, стр. 203, sub. a. 553. 140 Об этом рассказывает сам Рустик в приписках и примечаниях к своему изданию Халкидонских деяний; в настоящее время лучшее издание рустиковой versionis принадлежит Э. Швартцу в его Acta Conc. Oecum., t. II, vol. III, pars. III, Concilium Universale Chalcedonense, Gesta Chalcedonensia, versio a Rustico edita, B., 1937; пометки Рустика на cmp. XIII-XIV Praefationis. 141 O. Günther, Avellana-Studien, стр. 47—48; E. Schwartz, Publiz. Samml., стр. 284. 142 E. Schwartz, Aus den Akten des Concils von Chalkedon, стр. 20. 143 Там же. 144 C. H. Turner, Ecclesiae occidentalis monumenta iuris autiquissima, t. II, vol. I, Oxford, 1907 г., cmp. VIII. 145 О Факунде — лучшее сочинение А. Доброклонского, М., 1880 г. 146 Издано E. Schwartz, Publiz. Samml., стр. 3—58. 147 Описан Маассеном, т. I, стр. 761—762. 148 O. Günther, Avellana-Studien., стр. 114. 149 E. Schwartz, ук. соч., стр. 162 и 264. 150 O. Günther, ук. соч., стр. 66; E. Schwartz, ук. соч., стр. 266. 151 E. Schwartz, Aus den Akten des Concils von Chalkedon, стр. 13—16. 152 E. Caspar, I, стр. 186—190 и 361—365. 153 E. Schwartz, I. Vigilius Briefe, II. Zur Kirchenpolitik Justinians, Sitzungsberichte der Bayer. Ak. der Wiss. phil.-hist. Abt., H. 2, München, 1940 г., стр. 82; об этом же Pulpea diacon, Episcopul Valentinian de Tomis. Corespondenta lui cu papa Vigilius in chestiunea „Celor Trei Capitale”, Biserica Ortodoxa romina, 1947 г., (an. 45) стр. 200—212; L. Stan, Imparatul Justinian, sinodolui V ecumenic si papalitea, Studii Teologice, II, 5, 1953 г., стр. 347—364. 154 E. Schwartz, Acta Conc. Oecum., t. II, vol. IV, Berlin, 1937 г., Praefatio, cmp. XIV. 155 Собрание этих писем описал и издал E. Schwartz, ук. соч., cmp. X-XIII Praefationis и стр. 143—151 текста. 156 O. Günther, Avellana-Studien, стр. 65—66; E. Schwartz, Publiz. Samml., стр. 266. 157 Сам В. В. Болотов не мог этого сделать, ибо гюнтеровское издание „Авелланы” поступило в библиотеку Академии в 1898 году, за полтора года до его смерти (см. „Алфавитный каталог книг и рукописей, поступивших в библиотеку СПб. дух. акад. в 1898 году”, — Приложение к журналам заседания совета — СПб., 1899 года, стр. 18—19). Однако он интересовался „Авелланой”, о чем свидетельствуют его пометки на академическом экземпляре, бывшем в моем пользовании. Здесь его прекрасным, бисерным почерком возле некоторых документов проставлены карандашом даты, в одном случае (стр. 225) и в надписании письма имя папы Геласия исправлено на Анастасия, что действительно верно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

136 А. И. Бриллиантов , в примечании на стр. 24 „Письма и двух заметок о неоконченной работе о Рустике” и E. Schwartz, ук. соч., стр. Х; Morton Smith. The manuscript Tradition of Isidore of Pelusium, Harvard Theol. Rev., 47, 1954 г., стр. 205–210. 139 Victoris Tonnennensis, Chronicon, ed. Th. Mommsen, Monumenta Germaniae Historica, Auctor, antiquiss., t. XI, p. I, стр. 203, sub. a. 553. 140 Об этом рассказывает сам Рустик в приписках и примечаниях к своему изданию Халкидонских деяний; в настоящее время лучшее издание рустиковой versionis принадлежит Э. Швартцу в его Acta Conc. Oecum., t. II, vol. III, pars. III, Concilium Universale Chalcedonense, Gesta Chalcedonensia, versio a Rustico edita, B., 1937; пометки Рустика на cmp. XIII-XIV Praefationis. 144 C. H. Turner, Ecclesiae occidentalis monumenta iuris autiquissima, t. II, vol. I, Oxford, 1907 г., cmp. VIII. 153 E. Schwartz, I. Vigilius Briefe, II. Zur Kirchenpolitik Justinians, Sitzungsberichte der Bayer. Ak. der Wiss. phil.-hist. Abt., H. 2, München, 1940 г., стр. 82; об этом же Pulpea diacon, Episcopul Valentinian de Tomis. Corespondenta lui cu papa Vigilius in chestiunea „Celor Trei Capitale”, Biserica Ortodoxa romina, 1947 г., (an. 45) стр. 200–212; L. Stan, Imparatul Justinian, sinodolui V ecumenic si papalitea, Studii Teologice, II, 5, 1953 г., стр. 347–364. 155 Собрание этих писем описал и издал E. Schwartz, ук. соч., cmp. X-XIII Praefationis и стр. 143–151 текста. 157 Сам В. В. Болотов не мог этого сделать, ибо гюнтеровское издание „Авелланы” поступило в библиотеку Академии в 1898 году, за полтора года до его смерти (см. „Алфавитный каталог книг и рукописей, поступивших в библиотеку СПб. дух. акад. в 1898 году”, – Приложение к журналам заседания совета – СПб., 1899 года, стр. 18–19). Однако он интересовался „Авелланой”, о чем свидетельствуют его пометки на академическом экземпляре, бывшем в моем пользовании. Здесь его прекрасным, бисерным почерком возле некоторых документов проставлены карандашом даты, в одном случае (стр. 225) и в надписании письма имя папы Геласия исправлено на Анастасия, что действительно верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Gildas. De Excidio Brittaniae. Vol. 1 – 2/Ed. and tr. H. Williams. London, 1899- 1901. Gildas. The Ruin of Britain/Ed. and tr. M. Winterbottom. Chichester, 1978. Eddius. Vita Vilfridi/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1927. English Historical documents. Vol. 1 (500-1042)/Ed. D. Whitelock. London, 1955. Gregorius Magnus. Opera//Migne J. Patrologia Latina. Vol. LXVII-LXXVI. Paris, 1839-1842. Le Liber Pontificalls. Vol. 1 – 2/Ed. L. Duchesne. Paris, 1886-1892. Marcelinus Comes. Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., XI. Р. 39-108. Monumenta Historiae Britannica/Ed. H. Petrie. London, 1848. Nennius. British History and the Welsh annals/Tr. J. Morris. Chichester, 1980. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII/Ed. С. Zangemeister. Leipzig, 1889. Paulus Orosius. Historia/Tr. R. J. Deferrary. Washington, 1964. Pliny. Naturalis Historiae Libri XXXVII. Bd. 1 – 6/Ed. C. Mayhoff. Leipzig, 1875 -1906. Prosper. Epitoma Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., IX. Р. 385-485. Six Old English Chroniclers/Ed. J. A. Gyles. London, 1891. Solinus. Polyhistor/Ed. T. Mommsen. Berlin, 1895. Sulpitius Severus. Historia Sacra/Ed. C. Halm. Vienna, 1866. Two Lives of St. Cuthbert/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1940. Two of the Saxon Chronicles Parallel/Ed. C. Plummer. Oxford, 1892. Vita Fursei/Ed. B. Krusch. MGH, SRM, IV Р. 423-440. Vita Germani/Ed. W. Levison. MGH, SRM, VII. Р. 225-283. III. Литература. Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1973. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. Штокмар В. В. История Англии в Средние века. Л., 1973. Alcock L. Arthur’s Britain. London, 1973. Anderson G. K. The Literature of Anglo-Saxons. Princeton, 1966. An Anglo-Saxon Dictionary/Ed. T. N. Toller. London, 1898. The Anglo-Saxons/Ed. J. Campbell. London, 1982. Bolton W. F. History of Anglo-Latin Literature. Vol. 1. Princeton, 1967.

http://sedmitza.ru/lib/text/440937/

1360 Об отношениях с его источниками, и в частности с Феодором Анагностом (Чтецом), пресвитером Св. Софии Константинопольской, который несколькими годами ранее упоминал о Никомидийском крещении (Theod. Lect. 51), см.: Jeffreys E. Malalas’ sources//Studies in John Malalas. Sydney, 1990. 178s. 1361 Malalas 13, 12; ср.: Scott. The image of Constantine, cit. (сн. 120). P. 60; Beaucamp J. Rome et Constantinople dans les chroniques universelles byzantines//Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli, cit. (сн. 49). 320s.; Gnoli. Costantino in Giovanni Malala, cit. (сн. 137). P. 213. 1362 Euagr. Hist. eccl. 3, 40−41 (PG. 86, 2, 2692=Bidez – Parmentier 144) ; ср.: Paschoud F. s. v. Zosimos//R.E.X.A. 1972. 836s. 1364 Действительно, традиция, связанная с крещением от Сильвестра, уверенно прослеживается только в одном сирийском кратком изложении «Истории церковной», составленной Захарией Ритором около 492 г., поэтому невозможно быть также уверенным, что Евагрий прочёл это известие в своём источнике. Ср.: Brooks Ε.W. Historia ecclesiastica Zachariae Retort vulgo adscripta//CSCO. Scriptores Syri. 3, 5. Lovanii, 1924, cap. 7; Allen P. Zachariah Scholasticus and the Historia Ecclesiastica of Evagrius Scolasticus//Journal of Theological Studies. 1980. Vol. 31. P. 471−488. 1366 Chronicon Paschale ad a. 337: «Константин (...) в Никомидию пришед, славно и благочестиво из жизни исступил в предместий некоем сего града, в день первый на десять месяца Артемисия, крещение спасения от Евсевия, епископа Константинопольского, восприяв, после тридцати одного лета и десяти месяцев царствия своего». Среди различных статей, касающихся Константина, встречается также убийство Криспа: 532, 8−12 Dindorf; ср.: Kazjtdan. Constantin imaginaire, cit. (сн. 3). 198s. 1368 Greg. Tur. Hist. Franc. 2, 31 (Monumenta Germanie Historica. SS res Merov. I 1:77); Steinen W. v. d. Clodwis Übertritt zum Christentum. Eine quellenkritische Studie. Darmstadt, 1963; Simonetti M. Qualche osservazione sul rapporto fra politica e religione in Gregorio di Tours//La storiografia ecclesisatica nella tarda antichità: Atti del Convegno di Erice (3−8 dicembre 1978). Messina, 1980. P. 27−43; Aiello. Cassiodoro e latradizione su Costantino, cit. (сн. 103). P. 134; Canella. Gli Actus Silvestri, cit. (сн. 102). P. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

285 Отсюда видно, правильно ли рассуждает проф. Павлов на стр. 45, от­нося правило номоканонов, предписывающее епитнмийцам оставаться в церкви за литургией только до молитв об оглашенных, к публичному или открытому покаянию за явные грехи. Составители покаянных номоканонов, пере­нося древне-церковные правила о покаянии за явные грехи на тайное покаяние, перенося на это последнее и требование древне-церковной практики о выходе кающихся из церкви пред началом литургии верных. Без какого-либо над­зора, понуждения и напоминания, потому что духовник-монах после исповеди мог не видеть епитимийца долгое время или никогда, а просто, помня „заповедь» духовника, епитимиец должен был сам добровольно оставлять литургию в известный момент. 288 Pertz, Monumenta Germaniae historica, Legum t. IV. Hannoverae, 1868, p. 512 §137 (139). Cp. Pitra, II, p. 338, k. 109. 290 Новеллы Льва Мудрого показывают, что регулирование даже и менее важных сторон церковной жизни исходило от императора, – тем более требовался императорский закон для проведения системы, подобной той, которая установлена была каролингами на западе. 295 Miklosich, Blutrache bei den Slaven, 20 и ср. на 21 замечание о Черногории. Wcsnitsch, Die Blutrache bei den Südslaven, Stuttgart, 1889, s. 21. 298 Herzog, Real-Enzyklopädie, Art. Liturgie, p. 781, Κ ö s t1 i n, Geschichte der christlichen Gottesdienstes, Freiburg, 1887, S. 70. 310 Павел диакон в „Historia Longobardorum» (V, 20, Monum. Garmaniae historica, Scriptores rerum Longobardue et Italicar., Hannoverae, 1878, p. 154) рассказывает о болгарском дуксе, по имени Alzeco, который, по неизвестной причине, удалился из своей страны со всем войском своего дуката в получил от лонгобардского короля Гриноальда место для жительства: эти бол­гары, по словам автора, еще и в его время жили в отведенноы им месте жительства в Беневенте и говорили латинскнм языком, хотя не забыли и своего собственного. Раз завязанные сношения с Италией, конечно, могли продолжаться в позднее. 311 Достаточно было одного слуха об обещании Богориса принять христиан­ство в Внзантин, чтобы Людовик германский пошел на болгар войной (Hergenröther, Photius, I, 600). Если Людовик германский не только знал о существовании Богориса и болгар, но и, услышав об обещании Бо­гориса, усмотрел в осуществлении этого обещанил комбинацию, неприятную для германской политики, то едва ли и Богорис мог не знать о существоаании западных государств и, по крайней мере, о главних отличительных чертах западного церковно-государственного порядка. О знакомстве болгар с лонгобардскими порядками свидетельствуют, как это выяснится ниже, и вопросы болгарскнх послов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Helm. 1937 – Helmolds Slavenchronik/B. Schmeidler. 3. Aufl. Hannover, 1937 (MGH SS rer. Germ. [T. 37]). Helm. 1973 – Helmold von Bosau. Slawenchronik/Neu übertr. und erläut. von H. Stoob. 2. verbesserte Aufl. Darmstadt, 1973 (AQuDGM. Bd. 19). Henr. Chron. Liv. – Heinrichs Livländische Chronik/L. Arbusow, A. Bauer. Hannover, 1955 (MGH SS rer. Germ. [T. 31]). Henr. Hunt. – Henrici archidiaconi Huntendunensis Historia Anglorum/Th. Arnold. London, 1879. Herb. 18681 – Herbordi Dialogue de vita Ottonis episcopi Babenbergensis/R. Koepke//MGH SS. 1868. T. 20. Herb. 18682 – Herbordi Dialogus de vita Ottonis episcopi Babenbergensis/R. Koepke. Hannover, 1868 (MGH SS rer. Germ. [T. 33]). Herb. 1869 – Leben des Bischofs Otto von Bamberg von Herbord/Übers. von H. Prutz, neu bearb. von W. Wattenbach. 2. Aufl. Leipzig, 1869 (GDV. Bd. 55). Herb. 1920 – The Life of Otto, Apostle of Pomerania, 1060–1139, by Ebo and Herbordus. London, 1920. Herb. 1974 – Herbord. Dialog о yciu w. Ottona biskupa Bamberskiego/J. Wikarjak, K. Liman. Warszawa, 1974 (MPH NS. T. 7. Pars 3). Herb. 2005 – Heiligenleben zur deutsch-slawischen Geschichte: Adalbert von Prag und Otto von Bamberg/L. Weinrich unter Mitarb. von J. Strzelczyk. Darmstadt, 2005 (AQuDGM. Bd. 23). Herkommer 1972 – Herkommer Н. Überlieferungsgeschichte der Sächsischen Weltchronik. München, 1972 (Münchener Texte und Untersuchungen zur deutschen Literatur des Mittelalters. Bd. 38). Herrmann 1965 – Herrmann E. Slawisch-germanische Beziehungen im südostdeutschen Raum von der Spätantike bis zum Ungamsturm. München, 1965. Herrmann 1985 – Herrmann J. Slawen und Baiern im Donaugebiet//Die Slawen in Deutschland/J. Herrmann. 2. Aufl. Berlin, 1985 (Veröffentlichungen des Zentralinstituts für Alte Geschichte und Archäologie der Akademie der Wissenschaften der DDR. Bd. 14). HGB11. – Hansische Geschichtsblätter. Münster; Köln; Graz. Hirsch 1864 – Hirsch F. De Italiae inferioris annalibus saeculi decimi et undecimi. Berolini, 1864 (Diss.). Hist. Welf. 1869 – Historia Welforum/L. Weiland//MGH SS. 1869. T. 21; этому изданию тождественно одновременное: Monumenta Welforum antiqua/L. Weiland. Hannover, 1869 (MGH SS rer. Germ. [T. 43]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

н. равеннского экзархата. Новые поселенцы и владетели западно-римских провинций щадили остатки римской цивилизации и позволяли прежним жителям занятых ими земель жить по прежним римским обычаям и законам. Под это же правило подведены были и все церковные учреждения и само духовенство состоявшее при церквах. Предоставив церкви и ее служителям свободу руководствоваться римскими законами, предводители и короли варварских народов на первых порах не имели надобности хлопотать об издании своих законов по церковным делам. Но по мере того, как немецкие народы, поселившиеся в западно-римских провинциях, просвещались светом христианского учения и усвояли римскую цивилизацию, они стали обращать внимание и на порядки церковной жизни. В юридических сборниках, заключавших в себе немецкие народные обычаи и законы, стали появляться постановления о предметах церковно-общественного характера, напр. о браке, об отпущении рабов на волю в церквах, о церковных имуществах, о запрещении работы во дни воскресные и праздничные, о праве убежища в церкви и пр. Эти постановления были прямым заимствованием из сборников римско-византийского права. Вместе с этим короли варварских племен стали по временам издавать и свои постановления по общественным вопросам, соприкосновенным с церковной жизнью. Конечно и эти постановления представляли собою мало особенного сравнительно с постановлениями византийских императоров; они подтверждали те же самые нормы, которые были установлены последними, с применениям их к обычаям новых народов. (Canciani. Barbarorum leges antiquae. Uenetiis 1789. IV. p. 114. 115. 185–200. Baluzii Capitularia regum Francorum. Carante De Chiniac. Parisiis. 1780. t. I. p. 6–24. 141–186. Walter. Corpus juris germanici antiqui. Berolin. 1824. t. I. p. 293–298. 503–513. 631–664. t. II. p. 1–52. Monumenta Hermaniae historica. Ed. Pertz. Legum t. I, p. 1–31. t. III. p. 459–468). Законы франкской монархии С восстановлением западной римской империи посредством коронования в Риме Карла великого короною римских императоров (800 г.) началось на Западе особое, самостоятельное законодательство по делам церковным, идущее параллельно законодательству восточной империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

ranea, и многие другие подобного рода монументальные литературные источники. Другие ценные и столь же необходимые документальные издания, продолжающие еще выходить в печати, как Monumenta Germaniae historica, Corpus scriptorium christianorum orientalium или Corpus reformatorium, вследствие того же недостатка средств, приобретаются лишь частями, по мере надобности и возможности, и потому существующий в настоящем составе библиотеки отдел по собранию этих важнейших источников представляет собой какой-то случайный сброд, не имеющий никакой ценности и законченности. К этому самому крупному недостатку присоединяются и другие не менее значительные дефекты, из которых особенно важное место занимает ничтожность той суммы, какая при наличном библиотечном бюджете ассигнуется на расходы по выписке изданий и пособий на каждую кафедру. Даже преподаватели таких наук, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, догматическое богословие, патрология и общая церковная история, лежащих в основе академического образования, имеют в своем распоряжении только 75 рублей в год; было бы излишне доказывать, что при обширности ученой и многоязычной литературы по этим наукам, этой крайне ограниченной суммы не хватает на удовлетворение элементарных потребностей, и нередко заставляет их откладывать выписку необходимых изданий и пособий на два, на три года, а иногда и на бесконечное время в той надежде, что когда-нибудь, хотя из остатков, скопится надлежащая сумма для покупки их, и предпринятая или предполагаемая преподавателем ученая работа остается без всякого движения. Ученые журналы, весьма расплодившиеся теперь на Западе, в которых происходит детальная разработка науки и которые являются прямо необходимыми при всяком научном исследовании, выписываются в академическую библиотеку лишь в крайне ограниченном количестве, и при этом часто наблюдаются случаи, когда начатая выписка в библиотеку совершенно необходимого журнала прекращается вследствие недостаточности средств, нанося существенный ущерб всему ходу научной деятельности Академии. Новый устав вводит ряд новых кафедр, – и эту сторону дела можно только приветствовать, – за то те-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

41 К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur. 2 Aufl. München 1897, содержит очерк о византийской историографии, обнимающий византийских историков и хронистов начиная с VI века. По вопросу, в частности, о византийских хрониках см. Н. Geizer, Sextus Julius Africanus. I–II. Leipzig 1880–1898. О новейших трудах в этой области ср. очерк Les études d’histoire byzantine en 1905 в Ch. Diehl, Etudes byzantines. Paris 1905. Безусловно необходимым в данном случае является обращение к Byzantinische Zeitschrift и Византийскому Временнику, в которых сосредоточивается ныне главным образом разработка византологии и даются обстоятельные библиографические указания вообще о новых трудах в этой области (А.Б.) – 171. 42 Высказывается предположение, что Никифор переработал лишь в своей истории труд неизвестного автора X века, доведенный до 920 г. Ср. С. de Boor, Zur kirchenhistorischen Litteratur. Byzant. Zeitschrift. B.V 1896. S. 16–23. K. Krumbacher, Geschichte der byzant. Litteratur. 2 Aufl. München 1897. S. 291, 247 (А.Б.) – 182. 43 Начало греческого подлинника хроники Ипполита открыл в мадридской рукописи и издал А. Bauer, Die Chronik des Hippolytus im Matritensis Graecus, 121. Leipzig 1905. (Texte und Untersuchungen von Gebhardt und Hamack. Neue Folge XIV, 1). (А.Б.) – 182. 44 Время происхождения этой хроники иначе определяется после 412 г., латинский перевод относят к VII–VIII в. Ср. Bauer, 1. с.22, 169–170. (А.Б.) – 182. 46 Общее Вайтцу и Дюшену положение «F et K post LP» составляет, однако, и пункт их взаимного разногласия. По Вайтцу: FK из LP, которое не ранее половины VII в.; по Дюшену: FK из LP, которое в 530 году. 47 Моммсен, издавший в 1898 г. «Liber Pontificalis» в Monumenta Germaniae historica (Gestorm Pontificum Romanorum vol. I), подобно Вайтцу, держался мнения о позднем, не ранее начала VII в., происхождении этого памятника. Дюшен в своей критике на издание Моммсена в том же году остался при прежнем мнении, что первоначальная редакция «Liber Pontificalis» явилась уже в VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010