Первые колонии македонцев и греков в районе буд. Д. занимали выгодные в стратегическом отношении точки на важных путях и в удобных для культивации землях, обычно заселенных с древности ( Mittmann. 1966; Bauzou. 1988). Они возникли во время похода Александра Македонского, к-рый почитался в Герасе как ее основатель; Стефан Византийский называет Александра основателем Диона ( Steph. Byzant. Ethnika. 103-104); он же считался основателем Абилы и Капитолиады ( Seyrig. 1965. P. 24-28; Frézouls. 1988. P. 127). Пелла, возможно, названа в честь одноименной столицы Македонии, что подтверждают находки монет Птолемеев и штампы на родосских амфорах ( McNicoll. 1982). Название Пелла может восходить не к македон. метрополии, но к похоже звучащему топониму древнеегип. документов. Филадельфия названа в честь Птолемея II Филадельфа (ок. 308-246 гг. до Р. Х.). Полибий ( Polyb. Hist. V 69-70) назвал ее Раббатаманой (Ραββαταμνα; Раббат-Аммон, Равва Аммонитская ). Абила, Канафа, Гадара, Гераса сохранили древние имена ( Zayadine. 1982). Название Гиппос (греч., букв.- конь), возможно, калька с семит. названия  ,  (Сусита); оно отражено в изображениях на монетах города крылатого коня. Для нового названия Беф-Сана - Скифополь есть много объяснений, восходящих к Геродоту ( Herod. Hist. IV 105) и хронисту VI в. Иоанну Малале ( Ioan. Malal. Chron. 5. 178), причем поселение здесь скифов связывают с эпохой Птолемея II ( Lifshitz. 1977); иногда топоним объясняют семит. корнями ( Frézouls. 1987). Скифополь называли также Ниса, что в рим. период связывали с мифом о Дионисе и с его кормилицей ( Plin. Sen. Natur. hist. V 18. 14); есть и др. объяснения (напр., используя имена женщин дома Селевкидов, Антиоха III или Антиоха IV ( Frézouls. 1987. P. 88)). В кон. III в. до Р. Х. Антиох III Великий отобрал у Египта Сирию, Юж. Финикию и Палестину, получив по договору Скифополь ( Lifshitz. 1977. P. 268-270; Sartre. 1988. P. 21), Пеллу, Галааду (т. е., вероятно, Герасу, Абилу и Гадару) и Филадельфию ( Polyb. Hist. V 69-71). Захват последнего города Селевкидами заставил Иоанна Гиркана спасаться в крепости Тир ( Ios. Flav. Antiq. XII 4. 11) - возможно, совр. Ирак-эль-Амир ( Villeneuve. 1988). Антиох III Епифан и его преемники колонизовали район Иордании, что привело к переименованию городов ( Frézouls. 1988. P. 117-119): Гадара стала называться Селевкия и Антиохия ( Steph. Byzant. Ethnika. 128. 30), Гераса - Антиохия-на-Хрисорроасе (см. надпись на гирьке 143/2 г. до Р. Х.- Seyrig. 1950. P. 53; надпись эпохи Адриана и монеты императоров от Марка Аврелия до Коммода ( Spijkerman. 1978. P. 160-163)), Абила - Селевкия, Гиппос - Антиохия (согласно надписям на монетах - Spijkerman. 1978. P. 50-57, 170-179). Именно в этот период города Д. получили статус эллинистических полисов ( Barghouti. 1982), что хорошо заметно в Герасе ( Seigne. 1986. P. 53).

http://pravenc.ru/text/171761.html

421 Губла (Библос, Гевла), финикийский портовый город на средиземноморском побережье, 32 км от соврем. Бейрута, в эпоху Иисуса Навина входил в состав Сидонского царства. Уже задолго до развития Тира и Сидона Библос играл большую роль в восточно-средиземноморских торговых связях. Не случайно греки называли назвали Гублу Библосом (b…bloj=книга) – жители города изготовляли свитки из папируса, импортируемого из Египта. Также библосцы были знамениты как кораблестроители ( Иез. 27:9 ), как плотники и камнетесы ( 3Цар. 5:18 ). Ср.: Dussaud R. Byblos et la mention des Giblites dans l " Ancien Testament. «Syria», (1943). Р. 300–315. 422 О историко-географических и топографических исследованиях территорий заиорданских колен см., напр.: Mittmann S. Beiträge zur Seidlungs- und Territorialgeschichte des nördlischen Ostjordanlandes. Wiesbaden, 1970 [особ.: рр. 208–231]. Ottosson M. Gilead. Tradition and History. «Coniectanea Biblica. Old Testament Series», (1969). Р. 119–135. Mittmann S. Die Gebietsbeschreibung des Stammes Ruben in Josua 13, 15–23. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1995). Р. 2–27. Glueck N. The Israelite Towns in the Jordan Valley: Zarethan, Succoth, Zaphon. «Bulletin of the American Scool of Oriental Research», (1943). Р. 2–23. de Vaux R. Notes d " histoire et de topographie transjordaniennes. «Revue Biblique», (1941). Р. 16–47. 423 О историко-географических и топографических исследованиях этих территорий см., напр.: Aharoni Y. The Nordern Boundary of Judah. «Palestine Exploration Quarterly», (1958). Р. 27–31. Aharoni Y. The Province List of Judah. «Vetus Testamentum», (1959). Р. 225–246. Alt A. Judas Gaue unter Josia. «Palästinajahrbuch», (1925). Р. 100–116. Fernández A. Problemas de topografía palestinense. Barcelona, 1936. Kallai Z. The Town Lists of Judah, Simeon, Benjamin and Dan. «Vetus Testamentum», (1958). Р. 134–160. Na«aman N. The Town Lists of Judah and Benjamin and the kingdom of Judah in the days of Josiah (на иврите). «Zion», (1989). Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

(DJD XXXIV). Oxford, 1999. Baumgarten J. M., ed. Qumran Cave 4.XXV: Halakhic Texts. (DJD XXXV). Oxford, 1999. Ulrich E. et al., eds. Qumran Cave 4.XI: Psalms to Chronicles (DJD XVI). Oxford, 2000. Dimant D., partially based on earlier texts by John Strugnell. Qumran Cave 4.XXVI. Parabiblical Texts, Part 4; Pseudo-Prophetic Texts, (DJD XXX). Oxford, 2001. Peuch E. Qumrân Grotte 4.XXII. Textes Arameens Premiere Partie 4Q529–549, (DJD XXXI). Oxford, 2001. Pike D. M„ Skinner A. with a contribution by T. L. Szink in consultation with J. VanderKam and M. Brady. Qumran Cave 4.XXIII. Unidentified Fragments (DJD XXXIII). Oxford, 2001. Pfann S. J. et al., eds. Qumran Cave 4.XXVI. Cryptic Texts and Miscellanea, part 1 (DJD XXXVI). Oxford, 2000. Charlesworth J., ed. Miscellaneous Texts from the Judaean Desert (DJD XXXVIII). Oxford, 2000. Gropp D., Bernstein M., Brady M., Charlesworth J., Flint P., Misgav H., Pfann S., Schuller E., Tigchelaar E., VanderKam J. Wadi Daliyeh II and Qumran Cave 4.XXVIII: Miscellanea, Part 2 (DJD XXVIII). Oxford, 2001. Emanuel T., with contributions by M. G. AbeggJr., A. L. U. Mittmann-Richert, S. J. Pfann, E. J. C. Tigchelaar, E. Ulrich and B. Webster. The Text from the Judaean Desert: Indices and an Introduction to the Discoveries in the Judaean Desert Series (DJD XXXIX). Oxford, 2002. 35 Martinez F. G., Tigchelaar Е. J. С. The Dead Sea Scrolls. Study Edition. Voi. 1–2. Leiden-Boston-Koln, . 38 Чарльзуорт Дж. Иисус и рукописи Мёртвого моря: что нам удалось узнать за 50 лет?//Мир Библии, 2000, 7, с. 39–57. 39 Дж. Чарльзуорт формально является приверженцем Халкидонского догмата, но в построениях этого учёного всё-таки важнейшим аспектом анализа является человеческая природа Спасителя, а действие Божественной природы затушёвывается и отодвигается на второй план. Вместо «неслиянно и нераздельно» Халкидонского вероисповедания мы здесь встречаем то направление мысли, которое ведёт к умственному разделению человеческой и божественной природ Христа в отдельных ипостасях, и, в конечном счёте, к несторианскому типу мышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Haag, Studien zum Buche Judith. Seine theologische Bedeutung und literarische Eigenart (TThSt 16) Trier 1963; PJ. Milne, What Shall We Do With Judith? A Feminist Reassessment of a Biblical «Heroine»: Semeia 61, 1993, 38–48; U. Mittmann-Richert, Einführung zum Buch Judith (JShrZ VI/1), Gütersloh 2000, 82–96; C.A. Moore, Judith, Book of: AncBD 3, 1992, 1117–1125; B. Schmitz, Männlichkeit im Mückennetz. Gendering und Crossgendering der Holofernesfigur in der Juditerzählung: Forschungsforum Bamberg 11, 2003, 21–26; dies., Zwischen Achikar und Demaratos. Die Bedeutung Achiors in der Juditerzählung: BZ NF 48, 2004, 19–38; dies., Gedeutete Geschichte. Die Funktion der Reden und Gebete im Buch Judit (HBS 40) Freiburg 2004; P.W. Skehan, The Hand of Judith: CBQ 25, 1963, 94–110; F. Stummer, Geographie des Buches Judith, Stuttgart 1947; J.C. VanderKam (Hg.), »No One Spoke ILL of Her.«Essays on Judith (SBL. Early Judaism and Its Literature 2) Atlanta 1992; J.W. van Henten, Judith as Alternative Leader: A Rereading of Judith 7–13, in: A. Brenner (Hg.), A Feminist Companion to Esther, Judith and Susanna, Sheffield 1995, 224–252; E. Zenger, Art. Judith/Judithbuch: TRE 17, 1988, 404–408; ders., «Wir erkennen keinen anderen als Gott an ...» (Jdt8,20). Programm und Relevanz des Buches Judit: rhs 39, 1996, 17–30. Изображения в искусстве и литературе: E. Purdie, The Story of Judith in German and English Literature (Bibl.RLC 39) Paris 1927; J. Seibert, Judith: LCI 11, 1970, 454–458; B. Bayer, Judith in the Arts: EJ 10, 1971, 459–461; M. Friedman, The Metamorphosis of Judith: Jewish Art 12/13, 1986/87, 225–246; N. Stone, Judith and Holofernes: Some Observations on the Development of the Scene in Art, in: J.C. VanderKam (Hg.), «No one Spoke ILL of Her» (s.o.), 73–93; M. Hellmann, Judit – eine Frau im Spannungsfeld von Autonomie und göttlicher Führung (EHS. T 444) Frankfurt 1992, 166–206; M. Stocker, Judith. Sexual Warrior. Women and Power in Western Culture, New Haven/London 1998; H. Efthimiadis-Keith, Text and Interpretation: Gender and violence in the Book of Judith, scholarly commentary and the visual arts from the Renaissance onward: OTE 15, 2002, 64–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Münch., 1973; Saggs H. W. F. «External Souls» in the Old Testament//JSS. 1974. Vol. 19. P. 1-12; Westermann C. nepeš//ThWAT. 19792. Bd. 2. S. 71-96; Lauha R. Psychophysischer Sprachgebrauch im AT. Helsinki, 1983; Seebas H. nepeš//ThWAT. 1986. Bd. 5. S. 531-555; Rankin J. C. The Corporeal Reality of Nepeš and the Status of the Unborn//JETS. 1988. Vol. 31. P. 153-160; Koch K. Der Güter Gefährlichstes, die Sprache, dem Menschen gegeben(?): Überlegungen zu Gen 2. 7//BN. 1989. Bd. 48. S. 50-60; idem. Spuren des hebräischen Denkens. Neukirchen-Vluyn, 1991. S. 238-247; Zevit Z. Phoenician nbš/npš and its Hebrew Semantic Equivalents//Maarav. Santa Monica (Calif.), 1990. Vol. 5/6. P. 337-344; Barr J. Scopes and Problems in the Semantics of Classical Hebrew//ZAH. 1993. Bd. 6. S. 3-14; Michel D. nepeš als Leichnam?//Ibid. 1994. Bd. 7. S. 81-84; Müller H. P. Was der Akzeptanz einer biblischen Anthropologie entgegensteht und wie wir mit der Herausforderung umgehen//Der Mensch vor Gott: Forsch. z. Menschenbild in Bibel, antikem Judentum und Koran: FS H. Lichtenberger/Hrsg. U. Mittmann-Richert. Neukirchen-Vluyn, 2003. S. 3-13; Nickelsburg G. W. 1 Enoch and Some Qumran Texts: Comparing Aspects of Their Anthropology//Ibid. S. 75-88; Siegert F. Anthropologisches aus der Septuaginta//Ibid. S. 65-74; Davies S. E. Threats and Challenges to Life: Biblical Perspectives//Reformed World. Gen., 2004. Vol. 54. P. 198-204; Janowski B. Der Mensch im alten Israel: Grundfragen alttestamentlicher Anthropologie//ZTK. 2005. Bd. 102. S. 143-175; Leuenberger M. Deine Gnade ist besser als Leben (Ps 63. 4): Ausformungen der Grundkonstellation von Leben und Tod im alten Israel//Biblica. 2005. T. 86. P. 343-368; Mies F. Le corps souffrant dans l " Ancien Testament//Rivista biblica. 2006. Vol. 54. P. 257-290. Характерные черты учения о Д. у христ. богословов доникейского периода - отсутствие терминологической точности и определенности, большое разнообразие взглядов и мнений, присутствие многочисленных неточностей и заблуждений.

http://pravenc.ru/text/180712.html

1959. Vol. 36. P. 71-75; idem. Note sur les cultes de Scythopolis e l " époque romaine//Ibid. 1962. Vol. 39. P. 207-211; idem. L " ere de Scythopolis//Revue numismatique. Ser. 6. P., 1964. Vol. 6. P. 25-28; idem. Alexandre le Grand, foundateur de Gerasa//Syria. 1965. Vol. 42. P. 25-28; Bietenhard H. Die Dekapolis von Pompeius bis Traian//ZDPV. 1963. Bd. 79. S. 24-58; idem. Die syrische Dekapolis von Pompeius bis Traian//ANRW. 1977. Tl. 2. Bd. 8. S. 220-261; Mittmann S. The Roman Road from Gerasa to Adraa//ADAJ. 1966. Vol. 11. P. 65-87; Jones A. H. M. Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 19712; Smith R. H. Pella of the Decapolis. Wooster (Ohio), 1973. Vol. 1; Bowersock G. W. Old and New in the History of Judaea//JRS. 1975. Vol. 65. P. 180-185; idem. Roman Arabia. Camb. (Mass.), 1983; Parker S. T. The Decapolis Reviewed//JBL. 1975. Vol. 94. P. 437-441; Zayadine F. Une tombe peinte de Beit-Ras (Capitolias)//Studia Hierosolymitana in onore di P. Bellarmino Bagatti. Jerusalem, 1976. Vol. 1. P. 285-294. (SBF. Coll. Maj.; 22-23); idem. Amman//MdB. 1982. Vol. 22. P. 20-28; Lifshitz B. Scythopolis: L " histoire, les institutions et les cultes de la ville a l " époque hellénistique et impériale//ANRW. 1977. Tl. 2. Bd. 8. S. 262-294; Rey-Coquais J. P. Syrie romaine, de Pompée à Dioclétien//JRS. 1978. Vol. 68. P. 44-73; idem. Philadelphie de Coelesyrie//ADAJ. 1981. Vol. 25. P. 25-31; idem. Decapole et province d " Arabie//MdB. 1982. Vol. 22. P. 7-9; idem. Decapolis//ABD. Vol. 2. P. 116-121; Spijkerman A. The Coins of the Decapolis and Provincia Arabia/Ed. M. Piccirillo. Jerusalem, 1978. (SBF. Coll. Maj.; 24); Isaac B. The Decapolis in Syria: A Neglected Inscription//ZfPE. 1981. Bd. 44. S. 67-74; Sartre M. Le territoire de Canatha//Syrie. 1981. Vol. 58. P. 343-357; idem. Villes et villages du Hauran (Syrie) du ler au IVe siècle//Sociétés urbaines, sociétés rurales dans l " Asie mineure et la Syrie hellénistiques et romaines: Actes du Colloque/ed. E. Frézouls. Strasbourg, 1987.

http://pravenc.ru/text/171761.html

" Questions of Canon Viewed Through the Dead Sea Scrolls " in The Canon Debate (ed. L. M. McDonald and J. A. Sanders; Peabody, MA: Hendrickson), 91-109 " Covenant and Pentecost, " Calvin Theological Journal 37, 239-54 " Viewed from Another Angle: Purity and Impurity in the Book of Jubilees , " Journal for the Study of the Pseudepigrapha 13, 209-15 (appeared in 2004) Review of G. Anderson, The Genesis of Perfection: Adam and Eve in Jewish and Christian Imagination in Catholic Studies: An On-line Journal ( http://www.adelphi.edu/ci/REVIEWS/ ) Review of I. Hjelm, The Samaritans and Early Judaism: A Literary Analysis in Journal of the American Oriental Society 122, 172-73 2003 " Those Who Look for Smooth Things, Pharisees, and Oral Law " in Emanuel: Studies in Hebrew Bible, Septuagint, and Dead Sea Scrolls in Honor of Emanuel Tov (ed. S. Paul, R. Kraft, L. Schiffman, and W. Fields; VTSup 94; Leiden/Boston: Brill), 465-77 " The Demons in the Book of Jubilees " in Demons: The Demonology of the Israelite-Jewish and Early Christian Literature in Context of their Environment (ed. A. Lange, H. Lichtenberger, and K. F. Diethard Römheld; Tübingen: Mohr Siebeck), 339-64 " Anthropological Gleanings from the Book of Jubilees " in Der Mensch vor Gott: Forschungen zum Menschenbild in Bibel, antikem Judentum und Koran. Festschrift für Hermann Lichtenberger zum 60. Geburtstag (ed. U. Mittmann-Richert, F. Avemarie und G. S. Oegema; Neukirchen: Neukirchener Verlag), 117-31 " Enoch " s Vision of the Next World, " Bible Review 19/2, 32-36, 46, 48 " Calendars in the Dead Sea Scrolls, " in The Dead Sea Scrolls: Catalog of the Exhibition of Scrolls and Artifacts from the Collections of the Israel Antitquities Authority, Public Museum of Grand Rapids (ed. E. Herron; Grand Rapids/Cambridge: Eerdmans), 27-31 Associate Editor, New Interpreter " s Study Bible (Nashville: Abingdon), responsible for " The Apocryphal/Deuterocanonical Books of the Old Testament, " pp. 1357-1744 " The Additions to Daniel, " New Interpreter " s Study Bible , 1537-49

http://bogoslov.ru/person/292624

McCracken D. 368, 377 McDaniel T.F. 283 McDonald N. 178 McEntire M.H. 332 McEvenue S.E. 205 McGlynr M. 515, 518 McGregor L.J. 640 McKay J.W. 454 McNamara M. 368 Mehlhausen J. 13, 161, 332 Meisner N. 47 Melugin R.F. 556 Merklein H. 664 Mesters C. 295 Mettinger T.N.D. 306, 557, 568 Metz J.B. 699 Meurer S. 13 Meurer Th. 283, 332 Mezzacasa G. 485 Michaeli F. 79, 331, 348 Michaelis I.D. 348 Michalowski P. 622 Miggelbrink R. 622 Miles J.A. 717 Millar J.G. 178 Millard M. 79, 455, 458 Milne P.J. 382 Mitchell D.C. 456, 458 Mittmann-Richert U. 382 Mommer P. 306, 314, 315 de Moor J.C. 557 Moore C.A. 367, 382, 397, 398, 631 Morrow W.S. 178 Mosis R. 332, 639 Moyer J.C. 622 Mulder H. 47 Mulder M.J. 13, 45, 68, 318, 640 Mulder O. 530, 532 Müller A. 484, 491 Müller H.-P. 439, 444, 505, 506, 507, 511, 664, 691, 694 Müller K. 664 Müllner I. 306, 439 Munnic O. 71 Munnich O. 47 Murphy R.E. 295, 483, 485, 495, 505, 506 Mußner F. 13 Mynatt D.S. 45 N Nabel N.C. 439, 447 Nau F. 368 Naumann Th. 306, 314, 682 Naumann W. 631 Nel P.J. 484 Netzer E. 46 Newome J.D. 331 Newsom C.A. 439, 440 Nicholson E. 98 Nicklas T. 367, 411 Niehr H. 283, 288, 671 Nielsen E. 176 Nielsen K. 295, 300 Niemann H.M. 271, 283 Nienviarts J. 506 Nissinen M. 506, 541, 551, 682 Nodet E. 350 Nooer E. 676 Noort E. 270, 276, 349 Nowell L. 368 O Oberforcher R. 724 Oeming M. 13, 205, 332, 341, 343, 440, 454 Oesch J. 53 Offerhaus U. 47, 515 Ogden G.S. 495, 496 Ogilvie L. J. 348 Ohnesorge S. 640 Olofsson S. 47 Olson D.T. 80, 178 Oswald E. 80 Oswald W 160, 170, 232 Oswalt J.N. 556 Otto S. 318, 328 Ottosson M. 270, 271 Otzen B. 271, 368, 382 Owczarek S. 205 P Pahk J. Y.-S. 495, 503 Pakkala J. 255 Parry D.W. 45 Passaro A. 484, 495 Paul Sh.M. 698 Peltonen K. 332, 347 Penna A. 410 Perdue L.G. 440, 483, 622 Pereira N.B. 514, 528 Péres Castro F. 46 Peri I. 515, 528 Person R.F. 255 Petermann I.J. 295 Peters N. 529 Pfaff H.-M. 557 Phillips A. 176 Pietersma A. 47 Pisano St. 306 Pixley J. 682 van der Ploeg J.P.M. 454, 483 Plöger O. 483, 622, 664, 672, 674

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...