(513) Пусть отринуто будет от священного общества вместе с настоящим изречением и следующее предложение, как заключающее в себе равную нелепость. Ибо что он говорит? «Умственно сохраняя в душе своей, носи бестелесное Слово». О, безумие! Разве называли Божественные уста бестелесным Слово после того, как Оно стало плотью? Святой апостол называет Христа уже не плотью, но и не бестелесным Словом, когда говорит: потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). Объясняя это, Григорий Богослов указывает на «плотские немощи и всё наше, кроме греха» 1040 , как и в другом месте говорит: «Уже не плоть, однако не бестелесный» 1041 . А кто называет Его бестелесным Словом, тот противоречит не только двоим, но и всем богоносным отцам. Итак, естественным образом доказано, что из нелепого следует нелепое и, по опровержении лжи, в противоположном должна содержаться истина. Каким образом? Изображай Христа, где следует, как имеющий Его живущим в сердцем твоем, чтобы Он и читаемый в книге, и созерцаемый на иконе, как познаваемый двумя чувствами, вдвойне просвещал ум твой, когда ты научился созерцать глазами то, в чем был наставлен словом. И когда Он таким образом воспринимается слухом и зрением, неестественно, чтобы и Бог не прославлялся, и человек благочестивый не приходил в сокрушение; а этого что может быть спасительнее и благоугоднее Богу? Так мы, ничтожные, разумеем истину, хотя некоторые из бывших прежде нас святых отцов иначе понимали разбираемый вопрос. Об этом изречении кончено. Какое же Епифания? «Рассудит твое благочестие, прилично ли [Col. 1216] нам иметь Бога, начертанного красками» 1042 . Посмотри, какой он лжец 1043 . Он говорит не о Христе, в Котором усматривается описуемость вместе с неописуемостью, ибо в Нем обнаруживаются оба естества, но: «Бога иметь нам начертанного», отвергая человечество в Слове, согласно манихейскому учению, и представляя чистого Бога, (514) чтобы нелепостью предложения изумить слушателя. Так и видимым назвать Бога нелепо, когда Божественное слово говорит: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий Бог и видимый, явил это ( Ин.1:18 ), ибо известно, что Бога, чистого от человечества, никто не видел. Единородный же по воплощении не непричастен ему, поэтому Он видим. Так и святой апостол взывает: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ). Это во плоти надобно относить ко всему вообще [данному] изречению, ибо первое выражение имеет связь не только с последующими, но и со всеми свойствами воплощения. Как явился Бог во плоти, так и в каждом из событий, о которых раньше сказано, [Он был во плоти,] ибо неестественно было бы и показаться, и вознестись, если не подразумевать этого во плоти. Так точно во плоти Он и питается молоком, и преуспевает возрастом (см.: Лк.2:52 ), и ходит ногами, и потеет в изнурении (см.: Лк.22:44 ), и беседует языком, и прочее тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

—514— Итак, переводом ρπαγμς чрез «хищение», за Господом отрицается некая самоочевидная невозможность, и потому было бы непонятно, для чего Апостолу понадобилось высказывать саму собою разумеющуюся мысль: «οχ ρπαγμν γσατο». А раз так, то не следует ли толковать слово ρπαγμν в обратном смысле, т. е. in bonam partem? Другими словами, не должно ли предположить, что за Господом отрицается действие, само в себе не только не предосудительное, но, напротив, одобрительное, – действие высшего порядка, и что этим отрицанием св. Апостол хочет, следовательно, высказать о Господе Иисусе Христе нечто идущее в разрез с теми похвалами, которые можно было бы сказать о всяком праведнике: отсутствие того, что было бы достоинством у всякого другого, служит доказательством исключительности Господа, т. е. Его Божества. В самом деле, глагол «ρπζειν», от которого происходит существительное «ρπαγμν», может иметь значение отнюдь не порицательное. Так, Сам Господь говорит, и притом явно в хорошем смысле, что «βιαστι ρπζουσι ατν», т е. Царствие Небесное (Мф.11:12). А т. к. Царствие Божие (речение почти тождественное по смыслу с речением «Царствие Небесное») есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ), то глагол «ρπζειν», применительно к духовной жизни, означает вовсе не «похищать», в смысле порицательном, как «неправильное присвоение того, что не принадлежит хищнику по праву» 2248 , а, напротив, – «усвоять силою высокого подвига». Вот таким путём, а не воровством или грабежом, действительно, можно стать божественным, и даже богом 2249 . Несомненное мистическое словоупотребление глагола «ρπζειν» имеется у апостола Павла. «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба – ρπαγντα – —515— ως τρτου ορανο. И я знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай – τι ρπγη ες τν παρδεξον – и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать – νϑρπ [без члена=τινι, кому-либо, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

514 поколение это было прибрано к отцам своим. И восстало поколение другое что не знало Ягвэ, ниже дел, что сотворил Он для Израиля. И стали делать сыны Израилевы зло в очах Ягвэ; и стали служит Баалам. И оставили Ягвэ Бога отцев их, выведшего их из земли Мицраим, и стали ходить за богами другими из (числа) богов народов, что кругом них, и поклонялись им, и разгневали Ягвэ. И оставили Ягвэ и стали служить Баалу и Аштарот. И воспламенился гнев Ягвэ на Израиля и предал их в руки врагов их, что вокруг, и не могли более противостоять врагам своим. Всякий раз, как они выступали, рука Ягвэ была на них на зло, как говорил Ягвэ и как клялся им Ягвэ; и стало им тесно весьма. И воздвигал Ягвэ судей, и спасали они из руки притеснителей их. Но и судей своих они не слушали, ибо блудили за богами другими и поклонялись им; уклонялись скоро с дороги, которою ходили отцы их, чтобы слушаться заповедей Ягвэ, — не делали они так. И как воздвигал Ягвэ им судей, то был Ягвэ с судиею, и спасал их от руки врагов их во все дни судии, ибо жалел их Ягвэ, когда они вопили от лица гонителей своих и утеснителей своих. И было по смерти судии возвращались они и поступали хуже, чем отцы им, ходя за богами другими, чтобы служить им, поклоняться им: не отступали от обычных вымыслов своих и от путей упорных своих. И возгорелся гнев Ягвэ на Израиля, и сказал: так как преступил народ сей завет Мой, что заповедал Я отцам их, и не слушают голоса Моего; — так и Я не буду более изгонять пред лицем их никого из народов, что оставил Иегошуа, когда умер, — дабы (до конца) испытать чрез них Израиля: сохранят ли они пути Ягвэ, чтобы ходить по ним, как сохраняли отцы их, или нет. — И оставил Ягвэ народы эти, чтобы не истребить их скоро, — те, что не были преданы в руки Иегошуи» (Суд. II). Итак, выведя чудесным образом Израиля из Египта и столь же чудесно водворив его в земле Кенаанской, Ягвэ удерживает свою сверхъестественную помощь, чтобы предоставить полный простор собственным человеческим силам Израиля, чтобы подвергнуть решительному испытанию его духовную крепость: сумеет ли он путем естественного развития своей жизни преодолеть неблагоприятные условия окружающей его среды, обеспечить свою национальную самостоятельность и несмотря на временные колебания и частные

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

6:52–54 Ибо они не извлекли урока из того, что было с хлебами; сердца их были нечувствительны. И совершив переправу, они добрались до Геннисарета и пристали к берегу. И когда вышли они из лодки... Именно с этим местом Мк пытаются отождествить знаменитый кумранский фрагмент 7Q5 (J. O " Calaghan» Papiros neotestamentarios еп la cueva 7 de Qumran? Biblica 53, 1972, pp. 91–93; M. Bailet, Les manuscrits de la Grotte 7 de Qumran et le Nouveaux Testament, ibid., pp. 514–515; K. Aland, Neue neutestamentliche Papyri III, New Testament Studies 20, 1974, pp. 361–362, 375–376; C.P. Thiede, 7Q-Eine Rьckkehr zu den neutestamentlichen Papyrusfragmenten in der siebten Hцhle von Qumran, Biblica 65, 1984, pp. 538–539 – 66, 1985, p. 261; id., Die дlmesme Evangelien-Handschrift? Ein Qumran-Fragment wird enmschlьsselm, 4 Aufl., Wuppertal, 1994). Проблема в том, что степень, так сказать, фрагментарности фрагмента чрезвычайно велика: в нем отчетливо читается не более 20 букв. Попытки защитить идентификацию фрагмента основываются на нормах построения грекоязычной рукописи этого времени. Если принять эту идентификацию, датировка Мк должна быть перенесена на значительно более раннее время (не позднее 50 года). 6:56 Чтобы им дотронуться до кистей (το κρασπδου) плаща его. Ср. Чис 15:38–39 : «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих [...] и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни..».. Такого рода кисти ( [цицит]) на плаще навсегда вошли в употребление верующих евреев. Порицая книжников и фарисеев за склонность к тому, чтобы делать их чересчур заметными в качестве внешнего знака благочестия своего носителя ( Мт 23:5 ), Иисус Сам соблюдал благочестивый обычай (ср. Мт 14:36 и др.). 7:3–4 Дело в том, что фарисеи и вообще иудеи, держась предания древних, не едят, пока не омоют рук должным образом, и т.д. Разъяснение, очевидным образом реющее в виду нееврейского и также непалестинского читателя? Мысль о миссионерской интенции автора лишает убедительности попытки усмотреть в «дистанцированном» тоне этого места доказательство нееврейского происхождения автора (в качестве примера подобной попытки назовем Н. Conzelmann, A. Lindemann, Arbeitsbuch zum Neuen Testament, 9. Auflage, Tьbingen, 1988, S. 273). Запреты, о которых идет речь, весьма радикально сформулированы в Вавилонском Талмуде: Sotah 4b; Shabbath 62b.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

9. Ибо по уничтожении врагов, ранее бывших во плоти, мир 506 наступил для всей вселенной, мир на небе, чтобы люди были как ангелы на земле, чтобы языческие племена соделались одним целым с израильтянами: 507 чтобы в одном человеке и новый человек, и ветхий, прежде разъединенные, сломав средостение преграды, 508 сошлись воедино. Ибо когда природа этой плоти пробудила 509 гнев, раздоры и разномыслия, закон связал нас цепями, как осужденных, а Иисус Христос умерщвлением плоти уничтожил ее буйство и непокорность, упразднил закон заповедей ( Еф. 2. 15 ), показав, что не по букве следует истолковывать духовные учения 510 закона, разрушив и косный покой субботы, и избыточность телесного обрезания и всем открыв доступ ко Отцу, в одном духе ( Еф. 2. 18 ). Ибо как может существовать раздор там, где одно призвание, одно тело и один дух ( Еф. 4. 4 )? 10. Так что же еще сотворил Господь Иисус в Своем нисхождении, если не то, что из пленения выпустил нас на свободу, и то пленение, связанное узами вероломства, сделал подвластным Себе, сковав оковами мудрости, 511 когда каждый мудрец, как написано, с ногами своими в путах его ( Сирах. 6. 24 ), нисходя, восходил, дабы наполнить все ( Еф. 4. 10 ) и дабы мы прияли от полноты Его ( Ин. 1. 16 )? 11. И потому сначала Он поставил в Церкви исполненных Духа Своего: одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных же пастырями и учителями ( Еф. 4. 11 ), – чтобы от их призывов увеличивалось число верующих и росло дело верного служения. 512 Каждый назидается назиданием добродетелей в меру внутреннего возраста ( Еф. 4. 13 ), который есть совершеннейшая мера непорочной жизни, то есть возраст «совершенного мужа», кто, взимая от полноты Христа ( Ин. 1. 16 ), приял полноту благодати. 12. Но кто есть муж совершенный, как не тот, кто, будучи свободен от ребячливости детского мышления, от отроческой неопределенности и неустойчивости, от неумеренного жара юности, возрос в твердость мужа совершенного и достиг такой зрелости нрава, что его уже не собьет с пути словами какой-нибудь спорщик, и не будет он брошен на скалы неистовой бурей безрассудного учения. Прибегая к лекарству от заблуждений, он следует истине не только на словах, по также и на деле и предпринимает созидание любви, 513 чтобы соединиться с другими единством веры и познания ( Еф. 4. 13 ), и как часть тела не теряет связи со своей главой, то есть со Христом, Который есть Глава всех ( Еф. 4. 15 ), из Которого все тело ( Еф. 4. 16 ) верных и мудрых чрез разумное соединение со Словом συναρμολογομενον: τ ρμονςχ το λγου δεδεμνην 514 – то есть соединение со Словом в согласии, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4. 16 ), чтобы воздвигнуть единый храм Божий во всех и единое небесное жилище в общем Духе. 515

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

9 «Там искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели деяния Мои. 10 Сорок лет негодовал Я на этот народ и сказал: непрестанно заблуждаются они сердцем, и не познали путей Моих; 11 Посему поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». Хвалебная песнь Давида, когда созидался дом после плена, не надписан у евреев, 95. 508 1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля! 2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше! 3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его! 4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов. 5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил. 6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его. 7 509 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь! 8 510 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его! 9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля! 10 511 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей. 11 512 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем! 12 513 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним; 13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы – по истине Своей. Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев, 96. 514 1 515 Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся острова многие! 2 516 Облако и мрак окрест Него; правда и закон – основание Престола Его. 3 Огонь пред Ним воспылает, истребит всех врагов Его. 4 Осветили Его молнии вселенную; увидела и содрогнулась земля. 5 517 Горы, как воск, растаяли пред лицом Господним, пред лицом Господа всей земли. 6 Возвестили Небеса правду Его, и увидели все народы славу Его. 7 518 Да посрамятся все, кто кланяется истуканам и похваляется идолами своими! Поклонитесь Богу, все Ангелы Его! 8 519 Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дочери Иудейские о праведных судах Твоих, Господи;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

d. A. В. II. стр. 280: «Законы нравственные, законы культа и государства не возвышены и не подчинены одни другим, но стоят совершенно наравне, все они в случае нарушения требуют, по своей важности, одинаковым образом религиозного очищения и гражданскаго наказания». 1101 Хотя поэтому Иегова принял права и обязанности неограниченного земного царя, однако (исключая поэтическое и различно толкуемое выражение bischurum melech, Втор.33:5 ) в этом смысле он называется царем только тогда, когда идет дело о выборе человеческого царя. Так Гедеон предложенное ему господство над Израилем отклоняет словами: «ни я не буду владеть вами; ни мой сын не будет владеть вами; Иегова да владеет (imchal) вами», Суд.8:23 ; и когда Самуил сомневается дать народу царя, Иегова говорит ему: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб я не царствовал (mimloch) над ними» 1Цар.8:7 .–Imloch Исх.15:18 означает господство Иеговы над всеми народами. Тривиальный взгляд И. Д. Михаелиса (Mos. R. 1. § 35) «что Бог принял только имя царя как почетный для израильтян титул для того, чтобы изгнать идолопоклонство», не нуждается ни в каком подробном опровержении. 1102 Теократия может быть превращена в иерархию только в том случае, если с К. Д. Гюлльманом (Staatsverfassund der Israeliten, Лейпц. 1834) отвергнуть поверхностнейшим образом вульгарного рационализма всякое сверхъестественное откровение Бога и всю моисееву историю выдать за мифическую и вопреки действительной истории всего в. завета представить «всякого первенца Аароновой фамилии видимою верховною главою государства» (стр. 66). Как мало оснований к предположению господства иерархии или священников у израильтян, это сознали даже Ленгерке (Кепаап, стр. 514) и Заальшутц (Mos. R. стр. 24 д). Последний особенно ясно показал, что ни закон не дозволял священникам действительных притязаний на политически-влиятельное положение, не давая даже им особенного землевладения в поместьях, ни история ничего не знает о каком-либо вторжении священства в политическую власть. Впрочем сам Заальшутц слишком односторонне ищет существа теократии в законодательстве и ограничивает его тем, что Бог господствует в народе чрез закон, навсегда определенный и открытый чрез Моисея, рационалистически стараясь ослабить остальные моменты, именно влияние пророков и значение урим и туммим.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

IV. И опять я сказал ему: «Господин, так как ты терпеливо меня выслушиваешь, объясни мне еще вот что». «Говори», – сказал он. «Если муж или жена умрет, – говорю я, – и один из них вступит в брак, – согрешает ли вступающий в брак?» «Не согрешает, – говорит он; – но если останется сам по себе, то приобретает себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие, и будешь жить с Богом. То, что я говорю и имею сказать тебе после, соблюдай с этого самого дня, как ты поручен мне и живу в твоем доме; и прежним грехам твоим будет отпущение, если сохранишь мои заповеди: и все, которые сохранят их и будут ходить в чистоте, получат отпущение». Заповедь пятая. О печали и терпении I. «Будь великодушен и терпелив, – сказал пастырь, – и будешь господствовать над всеми злыми делами, и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушен, то дух святой в тебе обитающий, будет чист, и не помрачится от какого-либо злого духа; но в радости расширится, и вместе с сосудом, в котором обитает, будет весело служить Господу. Если же найдет какой-либо гнев, то дух святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться отсюда; ибо подавляется злым духом и не имеет возможности служить Господу, как желает, потому что гнев оскорбляет его. Поэтому, когда и тот, и другой духи обитают вместе, то бывает худо для человека. Ибо, если бы кто-нибудь взял немножко полыни, и положил в сосуд с медом, не весь ли мед повредится? И столько меда пропадет от незначительного количества полыни, теряет сладость, и уже не имеет приятности для своего владетеля, потому что весь мед сделался горьким и негодным к употреблению. Но если в мед не будет положена полынь, он будет сладок и годен для владетеля. Видишь, что великодушие слаще меда, и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем; а гнев горек и негоден. Итак, если к великодушию примешается гнев, то дух возмущается и неприятна Богу молитва его». И я сказал ему: «Желал бы я знать, господин, действие гнева, чтобы сохранить себя от него». Вот что, – говорит он, – если не будете удерживаться от него ты и дом твой, то потеряете всю надежду спасения. Но воздерживайся от гнева, ибо я с тобою; и от него воздержатся все, которые покаются от всего сердца своего; ибо я буду с ними, и сохраню их. Все такие 513 принимаются святейшим ангелом 514 в число праведных».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

В 6-ом слове данного стиха вместо масоретского слова «обезображенный» ( , «мишхат») Великий Свиток Исаии читает ( ), что может быть переведено как «помазанный» 512 (от глагола , «машах», «намазывать, помазывать»). 513 В таком случае перевод текста Великого свитка Исаии данного стиха (52:14) следующий: «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя. – столь была помазана ( ) более всякого человека внешность ( ) Его, и вид ( ) Его – более сынов человеческих!». Вскоре после того, как Д. Бартелеми (D. Bartheiémy) в 1950 году предложил чтение «помазанный», оно вызвало горячую дискуссию. Допустимо ли говорить о том, что внешность Слуги Ягве «помазанна более ( , «мин») всякого человека «? На этот вопрос Д. Бартелеми ответил положительно, приведя цитату из Псалма 44:8: «помазал Тебя ( , «мэшахака») Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( , «мехаверейка»)». 514 Особую важность имеет тот факт, что псалом 44-й представляет из себя пророчество о Мессии, который Сам является Богом (об этом говорит и Исаия в 9:6), и Которого Господь Бог помазует Святым Духом обильнее, чем всех Его соучастников. 515 Но основная проблема заключалась в том, что слово («маре») имеет изначальный абстрактный смысл «внешность, вид», а не «лик», как это передает, например, Синодальный перевод. Второе слово («тоар») обычно означает «вид, внешний вид, форма, внешние очертания, контур». Масоретский текст даёт приемлемый смысл по отношению как к первому, так и ко второму понятию: именно «внешность» и «внешний вид» могут быть «обезображены» ( , «мишхат»). Но справедливо ли говорить о том, что к этим понятиям, передающим внешние очертания, может быть отнесено слово «помазанный» ( )? Как показали дальнейшие исследования проблемы, еврейское слово («маре») кроме абстрактного смысла «внешность» может иметь ещё конкретное значение «лик, лицо». 516 Пример имеется в Песни Песней 2:14: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лице твое ( ), дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое ( ) приятно " . Очевидно, возлюбленный желает увидеть не абстрактные очертания любимой, не её портретное изображение, а её лицо, её саму как конкретную личность , – также, как услышать её живой голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В Послании к Ефесянам, где преимущественно речь идёт о Церкви как о Теле Христовом и о нас как об удах (членах) этого тела Его, апостол Павел говорит одновременно об отношениях Христа и Церкви как Жениха и Невесты. Так, в пятой главе упомянутого Послания, о тайне брака, апостол говорит: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. И дальше: Христос возлюбил Церковь ... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет Её, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:23, 25, 29–32 ) 512 . Из приведённого фрагмента ясно видно, что апостол Павел последовательно меняет названия и понятия Церкви: как «тело» Христово (стих 23, 29, 30) и как «невеста» Христова (стих 25, 31, 32). Два же эти названия и понятия не противоречат, но дополняют друг друга 513 . Ибо в таинстве брака невеста становится невестой жениха и телом его ( Мф. 19:4–6 ; 1Кор. 7:4 ; Быт 2:23–24 ), то есть оба становятся одна плоть ( Еф. 5:31 ), как сказал Господь в начале творения и повторил это во Христе. Поэтому брак – «таинство и образ ( τπος) великой вещи», как говорит святой Златоуст 514 . Или, как это выразил сам великий невестоводитель Церкви ( νυμφαγωγς) апостол Павел, который обручает Церковь , то есть всех верных, Христу как деву (невесту) (см. 2Кор. 11:2 и ниже): Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). В браке, говорит святой Златоуст, жена и муж – «не два человека, а один человек... одно, так же, как голова и туловище составляют одно тело» 515 . Но, сколько бы ни была велика тайна брака, он (брак) всего лишь « τπος (прообраз) Церкви и Христа» и лишь в некоторой мере изображает ( ξεικονζει , отражает) «Великую Тайну» Христос- Церковь . Поэтому снова говорит Златоуст, следуя великому бракообручнику Павлу: «это – таинственное изображение Церкви. Христос пришёл к Церкви, из неё произошёл и с нею соединился духовным общением, заключил духовный брак ( συνουσ πνευματικ)». А апостол Павел говорит: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11:2 ) 516 . Таким образом, брак – это « τπος (предображение) присутствия Христа» в Церкви, ибо Церковь – невеста Христова 517 , или ещё точнее: невеста Христова – « Церковь и полнота Её» 518 , то есть все верующие вместе, и каждая личность в Церкви по отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010