Сохранилось неск. писем И. Ф. (см.: Selge. 1989/1990. P. 31-32): аббату Вальдоненского мон-ря (Domino Valdonensis Dei gratia monasterii abbati// Bignami-Odier. 1937. P. 226-227), другу в г. Мессина (Ad amicum in civitate Messina//ActaSS: Mai. T. 7. P. 132), королю Сицилии Танкреду (Ad regem siciliae Tancredum//Ibidem); «всем верным христианам» (Universis Christi fidelibus// Bignami-Odier. 1937. P. 220-223; авторство И. Ф. сомнительно). Древо двух пришествий. Миниатюра из «Книги фигур» Иоахима Флорского. XIII в. (Б-ка колледжа Корпус Кристи, Оксфорд. Ms. 255А. Fol. 10r) Древо двух пришествий. Миниатюра из «Книги фигур» Иоахима Флорского. XIII в. (Б-ка колледжа Корпус Кристи, Оксфорд. Ms. 255А. Fol. 10r) В различных рукописях встречаются 6 проповедей, принадлежащих И. Ф. (см.: Selge. 1989/1990. P. 33-34): «Sermo in septuagesima: Super flumina Bapilonis» (Проповедь в седмидесятницу: [На псалом] «На реках Вавилонских»; опубл.: De Antoni G. Il Sermo in septuagesima «Super flumina Babilonis»: Diss. Padova, 1990); «Sermo in Natali Domini» (Слово на Рождество Христово; опубл.: Scritti minori di Gioacchino da Fiore. 1936. P. 81-93); «Sermo in die cinerum» (Проповедь в Пепельный день; опубл.: Ibid. P. 94-101); «Sermo in dominica Palmarum» (Проповедь в Вербное воскресенье; опубл.: Ibid. P. 101-103); «Sermo in die Paschali» (Проповедь в день Пасхи; опубл.: Ibid. P. 103-106); «Sermo: Ne timeas Zacharias» (Проповедь [на слова]: Не бойся Захария (Лк 1. 73); опубл.: Scritti minori di Gioacchino da Fiore. 1936. P. 106-108). В 2004 г. было выпущено новое критическое издание всех проповедей И. Ф. В постановлениях Латеранского IV Собора (1215) в связи с осуждением учения И. Ф. о Св. Троице упоминается его трактат «De unitate seu essentia Trinitatis» (О единстве или сущности Троицы; см.: Mansi. T. 22. Col. 981-982). Считалось, что этот трактат утрачен, однако во 2-й пол. XX в. был обнаружен фрагмент сочинения с таким названием, к-рый Грундманн посчитал принадлежащим И. Ф. ( Grundmann. 1969. S. 33; ср.: Selge. 1989/1990. P. 35). Фрагмент был издан А. Мельманом как часть его докторской диссертации ( Mehlmann. 1991. S. 385-530), при этом Мельман оспаривал авторство И. Ф. и утверждал, что в действительности фрагмент является извлечением из комментария Гандульфа Болонского к «Сентенциям» Петра Ломбардского ( Selge. 1989/1990. S. 35). Приписываемые и неподлинные

http://pravenc.ru/text/578138.html

«Отцу и Сыну и Святому Духу общи неначинаемость бытия и божество, но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от Отца» ( Greg. Nazianz. or. 25). «Отец больше Сына по причинности и равен по природе» ( Greg. Nazianz. Or. 30). Наименование «Отец» выражает не сущность, а обозначает отношение к Сыну ( Greg. Nyss. Contr. Eun. I 1). Лит.: Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879; Корсунский И. Н. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Др. Греции. Х., 1890; Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. М., 1900; Глаголев А. А., прот. ВЗ и его непреходящее значение в христианской Церкви. К., 1909; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов в связи с философскими учениями того времени. Серг. П., 1914; Pettazzoni R. Dio: Formazione e sviluppo del monoteismo nell storia delle religioni. R., 1922; idem. L " omniscienza di Dio. Turin, 1955; Kittel H. Die Herrlichkeit Gottes: Studien zu Geschichte und Wesen eines neutestamentlichen Begriffs. Giessen, 1934; Quasten. Patrology; Князев А., протопр. ВЗ в посланиях ап. Павла//ЦВ. 1951. 4 (31); он же. ВЗ и спасение во Христе//Там же. 1952. 3 (42); Mehlman J. Der Name Gottes im AT. R., 1956; Maringer J. The Gods of Prehistoric Man. N. Y., 1960; Evans-Prithard E. E. Theories of Primitive Religions. N. Y., 1965; Herrmann S. Der alttestamentliche Gottesname//EvTh. 1966. Bd. 66. S. 281-293; Kinyongo J. Origine et signification du nome divin Yahvé à la lumière de récents travaux et de traditions sémitico-bibliques. Bonn, 1970; Vetter D. Jahwes Mit-Sein, ein Ausdruck des Segens. Stuttg., 1971; Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the development of Doctrine. Chicago, 1974. Vol. 1-5; Koch K. Šaddaj//VT. 1976. Bd. 26. S. 299-332; Rose W. Jahwe: zum Streit um den alttestamentlichen Gottesnamen. Zürich, 1978; idem. Jahwe//TRE. Bd. 16. S. 438-441; Guthrie D. New Testament Theology. Leicester, 1981; Bobrinskoy B. Lemystère de la Trinité. P., 1986; Gerstenberger E. Jahwe - ein patriarchaler Gott? Stuttg., 1988; Gammie J. G. Holiness in Israel. Mineapolis, 1989; Dreytza M. Der theologische Gebrauch von RUAH im AT. 1990; Михаил (Грибановский), иером. Истина бытия Божия//БТ. 1990. Сб. 30. С. 5-82; Niehr H. Der höchste Gott: Alttestamentlicher JHWH-Glaube im Kontext syrisch-kanaanaischer Religion des 1. Jahrtausends v. Chr. B.; N. Y., 1990; Лосский. Мистическое богословие; он же. Богословие и боговидение. М., 2000; Флоровский. Вост. отцы IV в.; Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994; он же. Трактат по истории религий: В 2 т. СПб., 2000; Данн Д. Единство и многообразие в НЗ. М., 1997; Зубов А. Б. История религий. М., 1997. Кн. 1. С. 5-23, 53-59, 78-95, 105-132, 167-174, 183-210; Moor J. C. de. The rise of Yahwism: The Roots of Israelite Monotheism. Leuven, 1997; Иеремиас И. Богословие Нового Завета. М., 1999; Breck J. Scripture in Tradition: The Bible and its and its Interpretation in the Orthodox Church. N. Y., 2001

http://pravenc.ru/text/149441.html

9 Cullman О. Prayer in the New Testament. With Answers from the New Testament to Today " " s Questions. London, 1994. P. 44. 12 Ла Сор У. С. С., Хаббард Д. Α., Буги Ф. У. Обзор Ветхого Завета. Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета. Пер. с английского. Одесса, 1998. С. 126. 13 Eichrodt W. Theology in the Old Testament. Vol. I. Philadelphia, 1961. P. 60 ff., 206 if.; Eichrodt W. Theology in the Old Testament. Vol. II. London, 1967. P. 40. 15 1Цар. 25:25 . Ср.: Κωνσταντνου Μ. Δ, Ρμα Θεο κραταον. A­ φιγματικ κεμενα απ την Παλαι Διαθκη. Θεσσαλονκη, 1998. Σελ. 181; Mettinger Τ. Ν. D. In Search of God. The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer. Philadelphia, 1988. P. 6–9. 16 При рассмотрении Ветхого Завета мы оставляем в стороне данные современной библейской критики относительно возможного авторства и времени написания тех или иных фрагментов Библии как не имеющие решающего значения для нашего исследования. Ветхий Завет рассматривается нами как единое целое. 21 Балътазар X. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М., 2001. С. 248. 29 БуйеЛ. О Библии и Евангелии. С. 23; Thomson Η. О. Yahweh. -Anchor Bible Dictionary. Т. VI. New York, 1992. P. 1012. 39 Верховской С. Об имени Божием. С. 43. Научная литература об именах Божи-их в Ветхом Завете огромна. См., например: Brichto H. С. The Names of God: Poetic Readings in Biblical Beginnings. Oxford, 1998; Clements R. E. Old Testament Theology. A Fresh Approach. London, 1978. P. 62–66; Grether O. Name und Wort Gottes im Alien Testament. Giessen, 1934; Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958; Jukes A. J. The Names of God in Holy Scripture. A Revelation of His Nature and Relationships, Notes of Lectures. London, 1888; Kittel G. Der Name liber alle Namen IÏ Biblische Theologie, AT. Gottingen, 1989; Koehler L. Old Testament Theology. Translated by A. S. Todd. London, 1957. P. 36–58; Lilburn T. Names of God. Lantzville, 1986; Mehlmann J. Der " Namé Gottes im Alten Testament. Dissertation. Roma, 1956; Metlinger T. In Search of God. The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer.Philadelphia, 1988; Preuss H. D. Old Testament Theology. Translated by Leo G Perdue. Vol. I. Edinburgh, 1995. P. 139–152; Testa E. Nomi personali semiticï Biblici, Angelici, Profanï Studio filologico e comparativo. Porziuncola, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Словарь библейского богословия. С. 449. 29 БуйеЛ. О Библии и Евангелии. С. 23; Thomson Η. О. Yahweh. —Anchor Bible Dictionary. Т. VI. New York, 1992. P. 1012. 30 Ср.:4 Цар. 23:34; 24:17. 31 Числ. 13:17. 32 Быт. 17:1—5. 33 Быт. 17:15. 34 Быт. 32:27—28. 35 Быт. 11:4. 36 Ср.: Быт. 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 36:1 и др. 37 Исх. 28:12. 38 Быт. 16:13. 39 Верховской С. Об имени Божием. С. 43. Научная литература об именах Божи–их в Ветхом Завете огромна. См., например: Brichto H. С. The Names of God: Poetic Readings in Biblical Beginnings. Oxford, 1998; Clements R. E. Old Testament Theology. A Fresh Approach. London, 1978. P. 62—66; Grether O. Name und Wort Gottes im Alien Testament. Giessen, 1934; Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958; Jukes A. J. The Names of God in Holy Scripture. A Revelation of His Nature and Relationships, Notes of Lectures. London, 1888; Kittel G. Der Name liber alle Namen II: Biblische Theologie, AT. Gottingen, 1989; Koehler L. Old Testament Theology. Translated by A. S. Todd. London, 1957. P. 36—58; Lilburn T. Names of God. Lantzville, 1986; Mehlmann J. Der " Name " Gottes im Alten Testament. Dissertation. Roma, 1956; Metlinger T. In Search of God. The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer. Philadelphia, 1988; Preuss H. D. Old Testament Theology. Translated by Leo G Perdue. Vol. I. Edinburgh, 1995. P. 139—152; Testa E. Nomi personali semitici: Biblici, Angelici, Profani: Studio filologico e comparativo. Porziuncola, 1994. 40 Букв, «боги» (pluralis majestatis). 41 Букв, «господа мои» (pluralis majestatis). 42 Быт. 32:24—30. 43 Обзор традиционных толкований см. в: Козырев Φ. Η. Поединок Иакова. СПб., 1999. См. также: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. С. 65—69; Щедро–вицкийД. Введение в Ветхий Завет. I: Книга Бытия. М., 1994. С. 242—259. 44 См., например: Иустин Философ. Диалог с Трифоном–иудеем 125 (Сочинения святаго Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М., 1892. С. 334—335). 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

[New Haven], 1988; Selge K.-V. Elenco delle opere di Gioacchino da Fiore//Florensia. 1989/1990. Vol. 3/4. P. 25-35; idem. Eine Einführung Joachims von Fiore in die Johannesapokalypse//DA. 1990. Bd. 46. S. 85-131; idem. L " origine delle opere di Gioacchino da Fiore//L " attesa della fine dei tempi nel Medioevo: Atti della settimana di studio 5-9 settembre 1988/Ed. O. Capitani, J. Miethke. Bologna, 1990. P. 87-132; idem. Ein Traktat Joachims von Fiore über die Drangsale der Endzeit: «De ultimis tribulationibus»//Florensia. 1993. Vol. 7. P. 7-35; idem. Trinität, Millenium, Apokalypse im Denken Joachims von Fiore//Gioacchino da Fiore tra Bernardo di Clairvaux e Innocenzo III. 2001. P. 47-69; idem. Die Stellung Joachims von Fiore in seiner Zeit: Trinitätsverständnis und Gegenwartsbestimmung//Ende und Vollendung: Eschatologische Perspektiven im Mittelalter/Hrsg. Ed. J. A. Aertsen, M. Pickavé. B., 2002. S. 481-503. (Miscellanea Mediaevalia; 29); idem. La edición crítica de las «Opera omnia» de Joaquín de Fiore//Anuario de Historia de la Iglesia. Pamplona, 2002. Vol. 11. P. 89-94; Thomas H. M. Joachim de Fiore: Die Nachfolger der franziskanischen Gefährtenbewegung und die europäische Kulturentfaltung//Wissenschaft und Weisheit. Werl, 1990. Bd. 53. N 1. S. 32-49; Il profetismo gioachimita tra Quattrocento e Cinquecento: Atti del III Congresso Intern. di studi gioachimiti/Ed. G. L. Potestà. Genova, 1991; Mehlmann A. De unitate Trinitatis: Forschungen und Dokumente zur Trinitätstheologie Joachims von Fiore im Zusammenhang mit seinem Verschollenen Traktat gegen Petrus Lombardus: Diss./Albert-Ludwigs Univ. [Freiburg i. Br.], 1991; Robb F. Did Innocent III Personally Condemn Joachim of Fiore?//Florensia. 1993. Vol. 7. P. 77-91; eadem. The Fourth Lateran Council " s Definition of Trinitarian Ortodoxy//JEcclH. 1997. Vol. 48. N 1. P. 22-43; Wessley S. E. Joachim of Fiore and Monastic Reform. N. Y. e. a., 1991; idem. A New Writing of Joachim of Fiore: Preliminary Observations//Prophecy and Eschatology/Ed.

http://pravenc.ru/text/578138.html

984 . Mehlmann Johannes. Der " Namé Gottes im Alten Testament. Dissertation. Roma, 1956. 985 . Metcalfe J. The Name of Jesus. Tylers Green, 1988. 986 . Mettinger T. In Search of God: The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer. Philadelphia, 1988. 987 . MeyendorffJ. Le theme de " retour en soí dans la doctrine palamite du XIV [е ]siecle. – Revue d " histoire des religions 145, 1954. P. 188–206. 988 . Miller P. D. The Divine Warrior in Early Israel. Cambridge, Massachusetts, 1973. 989 . Maine (Un) de ÍEglise d " Orient. La priere de Jesus, sa genese et son developpement et sa pratique dans la tradition byzantinoslave. Chevetogne, 1959. 990 . MontanaroA. II culto al SS. Nome di Gesu. Teologia, storia, liturgia. Napoli, 1958. 991 . Moor J. C. de. The Rise of Yahwism. The Roots of Israelite Monotheism. Louvain, 1990. 992 . Neudecker R. " And You Shall Love Your Neighbor as Yourself- I am the Lord» ( Lev. 19:18 ) in Jewish Interpretation. – Biblica 73, 4, 1992. P. 496–517. 993 . New S. The Name, Baptism and the Laying of Hands. – The Beginnings of Christianity, Ï Acts of the Apostles, 5. 1933. P. 121–140. 994 . Niviere A. L " experience liturgique chez les moines onomatodoxes de Г Athos. -Actes du 35 [е] Congres Liturgique de 1 " Institut Saint-Serge. Roma, 1989. P. 247–263. 995 . Niviere A. L " onomatodoxië une crise religieuse a la veille de la Revolution. – Mille ans de Christianisme russë 988–1988. Paris, 1989 . P. 285–294. 996. Niviere A. La philosophic du Nom dans 1 " oeuvre de Pere Serge Boulgakov. – Le Messager orthodoxe N. 124Я. Paris, 1994–1995. P. 33–50. 997 . Niviere A. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines rasses du Mont Athos (1907–1914). Memoire de D. E. A. Universite de Paris IV-Sorbonne, 1985. 998 . Niviere A. Les moines onomatodoxes et Г intelligentsia russe. – Cahiers du Monde russe et sovietique XXIX (2). Paris, 1985. P. 181– 194. 999 . Noye I. Jesus (Nom de). – Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1109–1126.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Giessen, 1934; Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. N. Y., 1943; Stone N. Names of God. Chicago, 1944; Верховской С. С. Об имени Божием//ПМ. 1948. Вып. 6. С. 37-55; Bacht H. Das Jesus-Gebet: Seine Geschichte und seine Problematik//Geist und Leben. Würzburg, 1951. Bd. 24. S. 326-338; Cabassut A. La dévotion au nom de Jésus dans l " Église d " occident//La vie spirituelle. P., 1952. T. 86. P. 46-69; Schultze B. Untersuchungen über das Jesus Gebet//OCP. 1952. Vol. 18. P. 319-343; Reheis A. Das Jesusgebet//Una sancta. Meitingen, 1954. Bd. 9. S. 1-25; Schild E. On Exodus 3.14: I am that I am//VT. 1954. Vol. 4. P. 296-302; Taylor V. The Names of Jesus. L.; N. Y., 1954; Dani é lou J. Eunome l " arien et l " éxegèse néoplatonicienne du Cratyle//REG. 1956. T. 69. P. 412-432; Mehlmann J. Der «Name» Gottes im Alten Testament: Diss. R., 1956; Reisel M. The Mysterious Name of YHWH. Assen, 1957; Montanaro A. Il culto al SS. Nome di Gesù: Teologia, storia, liturgia. Napoli, 1958; Braun H. S. Vom Geheimnis des Namens. Münch., 1959; Dupont J. Nom de Jésus//Dictionnaire de la Bible: Suppl. P., 1960. T. 6. Col. 514-541; Hausherr I. Noms du Christ et voies d " oraison. R., 1960. (OCA; 157); idem. The Name of Jesus. Kalamazoo (Mich.), 1978; Bobrinskoy B. Prière et vie intérieure dans la tradition orthodoxe//Verbum caro. Taizé, 1961. Vol. 15. N 60. P. 338-356; Besnard A.-M. Le mystère du nom: Quiconque invoquera le nom du Seigneur sera sauvé. P., 1962; Ryan E. J. The Invocation of the Divine Name in Sinaite Spirituality//Eastern Churches Quarterly. 1962. Vol. 14. P. 291-299; Sabourin L. Les noms et les titres de Jésus. Bruges; P., 1963 (англ. пер.: The Names and Titles of Jesus: Themes of Biblical Theology. N. Y., 1967); Hyatt J. P. The Origins of Mosaic Yahwism//The Teacher " s Yoke: Stud. in Memory of H. Trantham. Waco, 1964. P. 85-93; Repges W. Die Namen Christi in der Literatur der Patristik und des Mittelalters//Trierer Theologische Zschr. 1964.

http://pravenc.ru/text/389525.html