Продолжив работы (1978-1984) в городе Давида, израильский археолог И. Шило открыл в юж. части вост. холма над Гихоном поселение II тыс. до Р. Х., выделив здесь 25 слоев заселения - от медно-каменного века до средневековья. Он смог воссоздать общую картину развития системы, по к-рой вода из Гихона поступала в И. («шахта Уоррена» - канал Силоам - туннель Езекии) ( Shiloh. 1987), полностью раскрыл обнаруженную Кеньон ступенчатую постройку высотой 18 м и шириной 16 м, датировал ее Х в. до Р. Х. (сейчас ее относят к кон. эпохи бронзы, ок. XII в. до Р. Х.) и определил как основу стены или как подиум под зданиями царского «акрополя» ( Idem. 1981; Idem. 1984). Материалы раскопок города Давида не удалось целиком опубликовать из-за смерти Шило в 1987 г., они вводятся в научный оборот только в наст. время. Результаты Шестидневной войны 1967 г. стимулировали проведение раскопок в И. Кроме Шило выдающиеся открытия сделали здесь в 1968-1978 гг. Б. Мазар и М. Бен-Дов, исследовав линию вдоль зап. и юж. стен храма. Были найдены артефакты вплоть до 2-й фазы железного века, но следы эпохи Первого храма там, где планировали найти царские кварталы, не были обнаружены. Подтвердились сведения Иосифа Флавия о том, что, готовясь перестроить храм, Ирод вдвое расширил площадь Храмовой горы ( Mazar B. 1978; Ben-Dov. 1985). Были найдены следы разрушения И. римлянами в 70 г. по Р. Х. и более поздние периоды, в частности раскрыты ранневизант. жилые кварталы. Материалы были опубликованы только предварительно в научно-популярной форме (книги Бен-Дова), в научный оборот вводятся лишь в наст. время. Ступенчатая постройка в городе Давида Ступенчатая постройка в городе Давида Наконечники стрел из археологических слоев времени разрушения города вавилонянами (обнаружены под основанием сев. башни стены Неемии) Наконечники стрел из археологических слоев времени разрушения города вавилонянами (обнаружены под основанием сев. башни стены Неемии) В 3-й четв. XX в. Н. Авигад впервые исследовал центр Еврейского квартала Старого города. Были изучены роскошные дома жителей И. эпохи Хасмонеев и Ирода Великого ( Avigad. 1983; Geva. 2000. Vol. 1). Удалось подтвердить существование в ранневизант. эпоху большой кардо именно в том виде, в каком она показана на карте из Мадабы: улица, проложенная по оси «север-юг», шла через весь И.- от Дамасских ворот на севере и почти до Сионских ворот на юге. Было установлено, что заселение зап. холма могло произойти уже в VIII в. до Р. Х. (что может объяснить существование «второй части» (  ) И., упоминаемой в 4 Цар 22. 14). Обнаружение широкой стены на зап. холме обосновывает вывод о том, что в VIII-VII вв. до Р. Х. площадь И. увеличилась в 4 раза, и подтверждает описание Иосифа Флавия допленного И. как очень большого города.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Grand Rapids, Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Storme A. Le Mont des Oliviers: Lieux Saints de Palestine. Jérusalem, 1971; Lux U. Vorläufiger Bericht über die Ausgrabung unter der Erlöserkirche im Muristan in der Altstadt von Jerusalem in den Jahren 1970 und 1971//ZDPV. 1972. Bd. 88. S. 185-201; Roberts J. J. M. The Davidic Origin of the Zion Tradition//JBL. 1973. Vol. 92. P. 329-344; Ben-Arieh S., Netzer E. Excavations Along the «Third Wall» of Jerusalem, 1972-1974//IEJ. 1974. Vol. 24. P. 97-107; Broshi M. The Expansion of Jerusalem in the Reigns of Hezekiah and Manasseh//Ibid. P. 21-26; idem. Along Jerusalem " s Walls//BiblArch. 1977. Vol. 40. P. 11-17; idem. Estimating the Population of Ancient Jerusalem//BAR. 1978. Vol. 4. N 2. P. 10-15; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture, 800 to 1200. Harmondsworth, 1974; Co ü asnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem. L., 1974; Lamirande É . Jérusalem céleste//DSAMDH. 1974. Т. 8. Col. 944-958; Miller J. M. Jebus and Jerusalem: A Case of Mistaken Identity//ZDPV. 1974. Bd. 90. S. 115-127; Prodomo A. La Tomba della Regina Melisenda al Getsemani//LA. 1974. Vol. 24. P. 202-226; Wilkinson J. Ancient Jerusalem: Its Water Supply and Population//PEQ. 1974. Vol. 106. P. 33-51; idem. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Warminster; Jerusalem, 1977; idem. Jerusalem as Jesus Knew It. L., 1978; Bahat D., Broshi M. Excavations in the Armenian Garden//Jerusalem Revealed: Archaeology in the Holy City, 1968-1974/Ed. Y. Yadin; transl. R. Grafman. Jerusalem, 1975. P. 55-56; Bagatti B., Piccirillo M., Prodomo A. New Discoveries at the Tomb of Virgin Mary in Gethsemane/Transl. L. Sciberras. Jerusalem, 1975. (SBF: Coll. Minor; 17); Ben-Dov M. The Area South of the Temple Mount in the Early Islamic Period//Jerusalem Revealed: Archaeology in the Holy City, 1968-1974. Jerusalem, 1975. P. 31-55; idem. In the Shadow of the Temple. N. Y., 1985; Mazar B. The Mountain of the Lord. Garden City (N.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Leiden; N. Y., 1996; Keel O., Uehlinger Ch. Gods, Goddesses, and Images of God in Ancient Israel. Edinb., 1998; Smyth F. When Josiah has done His Work or the King is Properly Buried: A Synchronic Reading of 2 Kings 22. 1-23. 28//Israel Constructs Its History: Deuteronomistic Historiography in Recent Research/Ed. A de Pury et al. Sheffield, 2000. P. 343-358; Finkelstein I., Silberman N. A. The Bible Unearthed: Archaeology " s New Vision of Ancient Israel and the Origin of its Sacred Texts. N. Y., 2001. P. 345-353; Herzog Z. The Date of the Temple at Arad: Reassessment of the Stratigraphy and the Implications for the History of Religion in Judah//Studies in the Archaeology of the Iron Age/Ed. A. Mazar. Sheffield, 2001. P. 156-178. (JSOT; 331); Sweeney M. A. King Josiah of Judah: The Lost Messiah of Israel. Oxf.; N. Y., 2001; Zevit Z. The Religions of Ancient Israel: A Synthesis of Parallactic Approaches. L.; N. Y., 2001. P. 473-479; Jonker L. C. Reflections of King Josiah in Chronicles: Late Stages of the Josiah Reception in 2 Chr 34f. Gütersloh, 2003; Pitk ä nen P. Central Sanctuary and Centralization of Worship in Ancient Israel. Piscataway (N. J.), 2003; Cogan M. A Slip of the Pen?: On Josiah " s Actions in Samaria (2 Kings 23. 15-20)//Sefer Moshe: The M. Weinfeld Jubilee Volume: Studies in the Bible and Ancient Near East, Qumran, and Post-Biblical Judaism. Winona Lake (Ind.), 2004. P. 3-8; Davies P. R. Josiah and the Law Book//Good Kings and Bad Kings/Ed. L. L. Grabbe. L.; N. Y., 2005. P. 65-77; Na " aman N. Josiah and the Kingdom of Judah//Ibid. P. 189-247; Шифман И. Ш. ВЗ и его мир. М., 2006 2. С. 86-92; Бейли Р. Второзаконие//Введение в ВЗ/Ред.: М. Мангано. М., 2007. C. 129-137; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 20072. C. 314-324; Weinfeld M., Sperlimg S. D. Josiah//EncJud. 2007. Vol. 11. P. 457-459; Браулик Г. Книга Второзакония//Введение в ВЗ/Ред.: Э. Ценгер. М., 2008. С. 188-189; Ben-Dov J. Writing as Oracle and as Law: New Contexts for the Book-Find of King Josiah//JBL.

http://pravenc.ru/text/673725.html

1988. P. 77-80; Dever. 1992), ряд археологов считают этот объект жертвенником раннего железного века ( Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. 1992. P. 348-350; Idem. The Iron Age I. 1992). В засыпке алтаря найдено большое количество костей с т. зр. предписаний ВЗ чистых жертвенных животных муж. пола годовалого возраста (ср.: Лев 1. 1-3). Учитывая, что в филистимских и хананейских жертвенниках железного века находят большое количество свиных костей, это жертвенник, судя по всему, израильский. Т. к. следов позднейшего использования алтаря в течение всего железного века не найдено, трудно допустить возникновение этой традиции в Иерусалиме в конце периода разделенных царств. Кроме того, сомнительно также, чтобы поздний писатель периода И. создал историю о столь важном событии, как возобновление завета, вне Иерусалима, на территории колена Манассии, если бы он продвигал идею централизации культа в Иерусалиме. На проведение реформ И. мог быть вдохновлен постановлениями Второзакония, однако некоторые ученые считают невозможным уверенно отождествить найденную при И. «Книгу закона» с Второзаконием или с его частью ( Pitk ä nen. 2003. P. 184-185; Бейли. 2007. P. 129-137). Свящ. Александр Тимофеев Лит.: Cross F. M., Freedman D. N. Josiah " s Revolt against Assyria//JNES. 1953. Vol. 12. N 1. P. 56-58; Naveh J. A Hebrew Letter from the VIIth Cent.//IEJ. 1960. Vol. 10. P. 129-139; idem. The Excavations at Mesad Hashavyahu: Prelim. Report//Ibid. 1962. Vol. 12. P. 89-113; Mazar B., Dunayewski M. The «En-Gedi»: Third Season of Excavations: Prelim. Report//Ibid. 1964. Vol. 14. P. 121-130; Mazar B. En-Gedi//Archaeology and Old Testament Study/Ed. D. W. Thomas. Oxf., 1967. P. 223-230; Albright W. F., Kelso J. L. The Excavations of Bethel (1934-1960). Camb. (Mass.), 1968. (AASOR; 39); Gophna R. Some Iron Age II Sites in Southern Philistia//Atiqot: Hebrew Ser. 1970. Vol. 6. P. 25-30 (на иврите); Claburn W. E. The Fiscal Basis of Josiah " s Reforms//JBL. 1973. Vol. 92. N 1. P. 11-22; Malamat A.

http://pravenc.ru/text/673725.html

In situ. «В месте нахождения» – выражение, применяющееся к месту, на котором был открыт и описан археологами какой-либо памятник древней материальной культуры. Список рекомендуемой литературы Этот перечень знакомит читателя с важнейшими источниками, к которым мы обращались в ходе своей работы. Это не «библиография для начинающих», так как некоторые из перечисленных здесь трудов имеют специальный характер и рассчитаны на хорошо подготовленных читателей. В то же время это не исчерпывающая библиография, так как множество прекрасных, даже образцовых трудов сюда не вошло. Как бы то ни было, читатель, который захочет найти дополнительную информацию, может обращаться к этим книгам. Общие работы Biblical Archaeologist. Now Near Eastern Archaeology. Biblical Archaeology Review. Board man, John, et al., eds. The Cambridge Ancient History. Cambridgë Cambridge University Press, 1970. Botterweck, G. Johannes, and Helmer Ringgren, eds. Theological Dictionary of the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1975. Bromiley, Geoffrey, ed. The International Standard Bible Encyclopedia. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. Douglas, J. D., ed. The Illustrated Bible Dictionary. Wheaton: Tyndale House, 1980. Freedman, D. N., ed. The Anchor Bible Dictionary. New York: Doubleday, 1992. Hallo, W. W., and K. L. Younger, eds. Context of Scripture. Leiden: Brill, 1997. Mazar, Benjamin, ed. Views of the Biblical World. Jerusalem: International Publications, 1959. Mazar, Benjamin, ed. World History of the Jewish People. Jerusalem: Masada, 1963–1979. Meyers, Eric, ed. The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. New York: Oxford University Press, 1997. Pritchard, James, ed. Ancient Near East in Pictures. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1954. Pritchard, James, ed. Ancient Near Eastern Texts. Princeton, N. J.: Princeton University Press. 1969. Reiner, Erica, et al., eds. Chicago Assyrian Dictionary. Chicagö University of Chicago Press, 1956. Ryken, Leland, et al., eds. Dictionary of Biblical Imagery. Downers Grove, 111.: Inter-Varsity Press, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В Палестине культ Д. распространился во 2-й пол. 2-го тыс. до Р. Х. (косвенные признаки, напр. личные имена   и т. п., встречаются в Амарнских письмах ). У филистимлян его имя меняется с   на  . Вероятно, в большей степени Д. почитался в прибрежных земледельческих районах как бог зерна или плодородия. Хотя в позднейшей традиции (у Филона Библского) Д. отводится значительная роль, единственное прямое свидетельство встречается в надписи царя Эшмуназара (V в. до Р. Х.), где говорится о «богатых землях Дагона» (      ) (KAI. 14. 19). В Библии одно из наиболее важных мест, связанных с Д.,- это история о принесении захваченного филистимлянами ковчега завета в храм Д. в Азоте ( Ашдоде ) (1 Цар 5. 1-7). Идол Д. дважды падал ниц перед ковчегом завета и в итоге был найден лежащим перед ним с отсеченными головой и руками (1 Цар 5. 4). Низвержение Д. демонстрировало истинность веры Израиля в Господа. В Суд 16. 23 рассказывается о том, как вожди филистимлян, схватившие Самсона, собрались (видимо, в Газе), чтобы принести Д. жертву благодарения - «великую жертву» (    ). В Нав 15. 41 и 19. 27 упоминается местность Беф-Дагон в уделах Иуды и Асира, что указывает на существование там посвященных Д. храмов. Согласно 1 Пар 10. 10, в одном из таких храмов (вероятно, в Беф-Сане; ср.: 1 Цар 31. 10) выставляли отрубленную голову Саула. Однако археологических подтверждений существования культа Д. в этих местах пока не найдено. Возможно, храм Д. раскопан в 1971-1974 гг. в Тель-Касиле ( Mazar. 1980). Нек-рые исследователи (см., напр.: Albright. P. 1046) усматривают аллюзии на культ Д. в Ос 7. 14 и 9. 1. Культ Д. сохранялся и в межзаветный период. В 1 Макк 10. 83-84 рассказывается, как первосвященник Ионафан Маккавей ок. 147 г. до Р. Х. сжег храм Д. в Ашдоде, где скрывался правитель Келесирии Аполлоний. Этот факт демонстрирует продолжительность существования культа Д. в Палестине. Лит.: Schm ö kel H. Der Gott Dagan: Ursprung, Verbreitung und Wesen seines Kultes. Lpz., 1928; Albright W. F. Archaeology and the Religion of Israel. Baltimore, 19462; Roberts J. J. M. The Earliest Semitic Pantheon. Baltimore, 1972; Ringgern H. Dagan  //ThWAT. Bd. 2. Sp. 148-151 (=TDOT. Vol. 3. P. 139-142); Mazar A. Excavations at Tell Qasile. Jerusalem, 1980. Pt. 1: The Philistine Sanctuary: Architecture and Cult Objects; Pettinato G. , Waetzoldt H. Dagan in Ebla und Mesopotamien nach den Texten aus dem 3. Jh.//Orientalia. R., 1985. Vol. 54. P. 234-256; Holter K. Was Philistine Dagon a Fish-God? Some New Questions and an Old Answer//Scandinavian J. of the OT. 1989. Vol. 3. N 5. P. 142-147; Handy L. K. Dagon//ABD. 1992. Vol. 2. P. 1-2; Wiggins S. A. Old Testament Dagan in the Light of Ugarit//VT. 1993. Vol. 43. P. 268-274; Healey J. F. Dagon//Dictionary of Deities and Demons in the Bible/Ed. K. van der Toorn etc. Grand Rapids, 1999. P. 216-219.

http://pravenc.ru/text/168614.html

Jordan//Dictionary of Deities and Demons in the Bible. Leiden, 1999. P. 474-476; The Madaba Map Centenary, 1897-1997: Proc. of the Intern. Conf. Held in Amman, 7-9 April 1997/Ed. M. Piccirillo, E. Alliata. Jerusalem, 1999; Netzer E. The Palaces of the Hasmonean and Herod the Great. Jerusalem, 2001; Dan II: A Chronicle of the Excavations and the Late Bronze Age «Mycenaean» Tomb/Ed. A. Biran et al. Jerusalem, 2002; Weber T. M. Gadara Decapolitana: Untersuchungen zur Topographie, Geschichte, Architektur und der Bildenden Kunst einer «Polis Hellenis» im Ostjordanland. Wiesbaden, 2002; Mazar A. Beth Shean in the Second Millennium B. C. E.: From Canaanite Town to Egyptian Stronghold//The Synchronisation of Civilisations in the Eastern Mediterranean in the Second Millennium BC/Ed. M. Bietak. W., 2003. Vol. 2. P. 323-340; Excavations at Tel Beth-Shean, 1989-1996/Ed. A. Mazar et al . Jerusalem, 2006. Vol. 1: From the Late Bronze Age IIB to the Medieval Period; 2007. Vol. 2: The Middle and Late Bronze Age Strata in the Area R; Iron Age Beehives at tel Rehov in the Jordan Valley//Antiquity. Gloucester, 2008. Vol. 82. N 317. P. 629-639; Garfinkel Y., Ben-Shlomo D. Sha " ar Hagolan. Jerusalem, 2009. T. 2: The Rise of Urban Concepts in the Ancient Near East; Garfinkel Y., Ben-Sholomo D., Kuperman T. Large-scale Storage of Grain Surplus in the Sixth Millennium BC: The Silos of Tel-Tsaf//Antiquity. 2009. Vol. 83. N 320. P. 309-325; Frangie D. Hasmoneans, Herodians and Arabs in the Jordan Valley: Dispute over a Border?//Studies in History and Archaeology of Jordan. 2009. Vol. 10. P. 137-152. Рубрики: Ключевые слова: ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/578378.html

Jerusalem; Detroit, 2001; Peri O. Christianity under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. Leiden, 2001; Stern E. Archaeology of the Land of the Bible. N. Y., 2001. Vol. 2: The Assyrian, Babylonian, and Persian Periods, 732-332 B. C. E.; Ришар Ж. Латино-иерусалимское королевство. СПб., 2002; Prag K. Israel and Palestinian Territories. L.; N. Y., 2002; Ямилинец Б. Ф. Россия и Палестина: Очерки полит. и культурно-религ. отношений (XIX - нач. XX в.). М., 2003; Eliav Y. Z. The Urban Layout of Aelia Capitolina: A New View from the Perspective of the Temple Mount//The Bar Kokhba War Reconsidered/Ed. P. Schäfer. Tüb., 2003. P. 241-277; Jerusalem in the Bible and Archaeology: The First Temple Period/Ed. A. G. Vaugh, A. E. Killebrew. Leiden, 2003; L " idea di Gerusalemme nella spiritualità cristiana del Medioevo. Vat., 2003; Mazar E. The Temple Mount Excavations in Jerusalem 1968-1978/Dir. by B. Mazar. Jerusalem, 2003. Vol. 2: The Byzantine and Early Islamic Period; 2007. Vol. 3: The Byzantine Period; eadem. Did I find King David " s Palace?//BAR. 2006. Vol. 32. N 1. P. 16-28; eadem. The Stepped Stone Structure in the City of David in Light of the New Excavations in Area G//New Studies on Jerusalem/Ed. E. Baruch e. a. 2008. Vol. 14. P. 25-40 (иврит; англ. рез.: P. 32); One Land, Many Cultures: Archaeol. Studies in Honor of S. Loffreda OFM/Ed. G. C. Bottini, L. Di Segni, L. D. Chrupcala. Jerusalem, 2003; Крашенинникова Т. И. Рус. архитектурное наследие в Иерусалиме 2-й пол. XIX - нач. XX в.: АКД/ВНИИТАГ. М., 2004; Cahill J. Jerusalem in David and Solomon " s Time//BAR. 2004. Vol. 30. N 6. P. 20-31, 62-63; Goldfus H., Arubas B., ed. Excavations on the Site of the Jerusalem Intern. Convention Center (Binyanei Ha " uma). Portsmouth, 2005; Kohler O. Zwischen christlicher Zionssehnsucht und kaiserlicher Politik: Die Entstehung von Kirche und Kloster «Dormitio Beatae Mariae Virginis» in Jerusalem. St. Ottilien, 2005; Christians and Christianity in the Holy Land: From Origins to the Latin Kingdoms/Ed.

http://pravenc.ru/text/293782.html

3) 14 остраконов 3-й четв. VIII в. до Р. Х. содержат списки личных имен, в одном случае 72) с указанием количества (полученного товара?); дают примеры весьма распространенной в израильской эпиграфике формулы принадлежности, напр.,   - «принадлежит Цадоку» 93); чаша с неск. раз выписанным словом   (Арад?) 99) представляет особый интерес для палеографии , т. к. наряду с обычным для финик. письма направлением справа налево здесь отмечено и противоположное направление; 4) среди 24 остраконов посл. четв. VIII в. до Р. Х. преобладают списки личных имен иногда с указанием количества; особую группу представляют остраконы, найденные вблизи святилища, на каждом из них надписано одно имя собственное: по одному из предположений (Ахарони, Лемер), речь идет о черепках, служивших в качестве жребиев для установления порядка службы жрецов; 5) из 15 остраконов 2-й пол. VI-I в. до Р. Х. особого внимания заслуживает остракон 88, представляющий собой частично сохранившееся письмо от имени царя, начинающееся со слов «я воцарился (царствую) во вс[ей земле Израиля]»; 6) из 38 остраконов нач. VI в. до Р. Х. ок. половины составляют письма, адресованные Элиашиву с предписаниями выдать хлеб, муку, вино или масло в одних случаях «китеям», по-видимому, жителям островов Средиземного м., а также отдельным лицам, находившимся на службе в Иудейском царстве. Письма построены по одной схеме. В приветственных формулах упоминается Божественное имя  : «Пусть Господь дарует тебе благополучие»; «Благословляю тебя в Господе». Лит.: Lemaire A. Inscriptions hébraïques. P., 1977. T. 1: Les ostraca; Herzog Z. , Aharoni Y. , Rainey A. , Moshkovitz S. The Israelite Fortress at Arad//BASOR. 1984. Vol. 254. P. 1-34; idem. Arad: An Ancient Israelite Fortress with a Temple to Yahweh//BAR. 1987. Vol. 13/2. P. 16-35; Mazar A. , Netzer E. On the Israelite Fortress at Arad//BASOR. 1986. Vol. 263. P. 87-91; Ussishkin D. The Date of the Judean Shrine at Arad//IEJ. 1988. Vol. 38. P. 142-157; Mazar A. Archeology and the Land of the Bible. N. Y., 1990; Renz J. , R ö llig W. Handbuch der Althebräischen Epigraphik. Darmstadt, 1995. 3 Bde; Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/75814.html

Находки в Иерусалиме часто были неожиданными – так, например, обнаружение Г. Баркаем в 1995 г. фрагментов стел с соответствующими надписями и особых сосудов поставило вопрос о возможности существования в Иерусалиме египетского поселения с собственным храмом времен Среднего Царства (см.: Barkay G. A Late Bronze Age Egyptian Temple in Jerusalem?//IEJ. 1996. V. 46, 1–2. P. 23–43; о египетском присутствии на Святой Земле см. также: Weinstein J. The Egyptian Empire in Palestinë A Reassessment//BASOR. 1981, 241. P. 1–28). Исследованиями Иерусалима занимался и такой корифей израильской археологической школы, как Б. Мазар (см.: Mazar B. The Excavation South and West of the Temple Mount in Jerusalem: the Herodian Period//BA. 1970. V. 33, 2. P. 47–60; Mazar B. Herodian Jerusalem in the Light of the Excavations South and South-West of the Temple Mount//IEJ. 1978. V. 28, 4. P. 230–237). В 1960–1970-e гг. Б. Мазар в сотрудничестве с М. Бен-Дова вел раскопки в юго-западном углу Храмовой горы, а также вдоль западной и южной стен Храмовой платформы. Большая часть находок относилась ко времени Ирода Великого – Мазар к тому же подтвердил свидетельство Иосифа Флавия о том, что при реконструкции Храма Ирод I расширил Храмовую платформу вдвое. Мазар известен и тем, что, кроме написания трудов по традиционным направлениям библейской археологии, он участвовал в подготовке и издании двух энциклопедий, посвященных археологическим раскопкам на Святой Земле, являющихся и поныне фундаментальными трудами по библейской археологии (см.: Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land: In 4 v./Ed.: M. Avi-Yonah. N.Y.; Jerusalem, 1975–1978, а также вышедшую позднее четырехтомную «The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land» [Ed.: E. Stem. Jerusalem; N.Y., 1993]). Другой важнейший представитель израильской археологической школы – Й. Ахарони известен как раскопками различных памятников Святой Земли, так и изданием двух обзорных трудов по библейской археологии (см.: Aharoni Y. The Land of the Biblë A Historical Geography. Philadelphia, 1967; Aharoni Y. The Archaeology of the Land of Israel. Philadelphia, 1979). Из изданий подобного рода интересен также исторический атлас Иерусалима, изданный Д. Багатом (см.: Bahat D. Carta’s Historical Atlas of Jerusalem. Jerusalem, 1983).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002    003    004    005    006    007    008