Pilgrimage to the Shrine of SS Cyrus and John at Menouthis in Late Antiquity//Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt/Ed. D. Frankfurter. Leiden, 1998. P. 257-279; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Egypte, des Byzantins aux Abbasides: L " apport des inscriptions et de papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 135-136; Innem é e K. C., Rompay L., van. Deir al-Surian (Egypt): New Discoveries of 2001-2002//Hugoye: J. of Syriac Studies. Wash., 2002. Vol. 5. N 2. P. [Электр. ресурс]; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 250, 254-255; 2011. Т. 5. С. 394-395 (на груз. яз.); Neil B. The Miracles of Saints Cyrus and John: the Greek text and its transmissio//Journal of Australian Early Medieval Association. 2006. Vol. 2. P. 183-193; Gascou J. Les origines du culte des saints Cyr et [Электр. ресурс]; idem. Religion et identité communautaire à Alexandrie à la fin de l " époque byzant. d " après les miracles des saints Cyr et Jean//Alexandrie médievale/Éd. J.-Y. Empereur, C. Decobert. Le Caire, 2008. Vol. 3. P. 69-88; Ramez B. Le culte des saints Cyr et Jean chez les Coptes à la lumière des sources hagiographiques arabes//Ibid. P. 115-143. С. А. Моисеева, А. Н. Крюкова, Н. Т.-М., А. А. Королёв, Э. Габидзашвили Гимнография Мч. Иоанн. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Мч. Иоанн. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 216-217, 322), память К. и И. отмечается 31 янв. и 28 июня. 31 янв. описывается праздничное последование: на Пс 50 поется тропарь 1-го гласа Τ θαματα τν γων σο μαρτρων (        ) или плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Η καθαρ το γου Πνεματος χρις (Чистая Святого Духа благодать…); прокимен из Пс 67, Апостол 1 Кор 12. 7-11, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 1, 5-8, причастен Пс 32. 1. 28 июня богослужебное последование К. и И. подробно не описано. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Позже И. В. предсказал восстановление иконопочитания и избрание патриархом свт. Мефодия (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 46). В Житии Михаила Синкелла содержится подробный рассказ о посольстве от имп. Феодоры, к-рое должно было испросить совет у И. В. относительно кандидатуры нового патриарха. И. В., обнаруженный ими в лавре прор. Илии, затворился в пещерной келлии и молился 6 дней, после чего вынес посох, повелев вручить его Мефодию, к-рый и должен стать новым патриархом (The Life of Michael the Synkellos/Text, transl. and comment.: M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 102-103). По сообщению мон. Петра, после Торжества Православия (843) в конфликте Мефодия со студитами И. В. принял сторону патриарха. Преподобный послал патриарху письмо, в котором призывал к стойкости и долготерпению, и пригласил посетить его на Олимпе (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69). Письмо И. В. как отдельный документ (ркп. БАН. Собр. Белокриницкой митрополии 2. Л. 294 об.) в нач. XII в. было включено в трактат Никиты Ираклийского «О ересиархах»; см.: Darrouzès J. Documents inédits d " ecclésiologie Byzantine. P., 1966. P. 296-298). Вероятно, Мефодий принял это предложение и в 843-845 гг. состоялась встреча, во время к-рой И. В. высказал свои соображения о низложении иконоборческих священников ( Афиногенов. Патриаршество св. Мефодия I. 1997. С. 135). Ок. 844 г. И. В. спустился в мон-рь Антидион. Скончался вскоре после встречи с патриархом Мефодием 1 нояб. 846 г., во время к-рой он предсказал скорую смерть предстоятеля. Из Жития Игнатия, составленного Никитой Давидом Пафлагоном, известно, что И. В. также предрек и избрание патриархом свт. Игнатия (PG. 105. Col. 501). В час кончины святого оказавшаяся на горе Алсос братия видела, как над горой поднялся к небу огненный столп; у гроба И. В. в монастыре Антидион произошло множество чудес. В синаксарных заметках указывается, что память И. В. совершалась в к-польском монастыре Каллистрата (SynCP. P. 193, 8-9; Mateos. Typicon. T. 1. P. 88). Славянская версия Жития И. В. представляет собой перевод метафрастовской редакции (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 101-139; Иванова К. Bibliotheca hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 284).

http://pravenc.ru/text/578008.html

Lietzmann H. Messe Lietzmann H. Messe und Herrenmahl//Arbeiten zur Kir- chengeschichte. Bonn, 1926. 8.; Berlin, 1955. 3 Mach O. Handschriften und seltene Bücher in den drei grössten Bibliotheken der UdSSR//Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1962. 7. S. 428436. Mandalà Mandala M. La protesi della liturgia nel rito bizantinogreco. Grottaferrata, 1935. Mateos J.Célébration Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine//OCA. Rome, 1971. 191. Русский перевод: Матеос Х. Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк. Омск, 2010. Mateos J. De Liturgia Mateos J. De Liturgia St. Joannis Chrysostomi. Romae, 1969. Mateos J. Deux probl. Mateos J. Deux problèmes de traduction dans la Liturgie Byzantine de S. Jean Chrysostome//OCP. 1964. 30. P. 248255. Репринт: Célébration. P. 174181. Mateos J. Documents Mateos J. Quelques anciens documents sur loffice du soir//OCP. 1969. 35. P. 347374. Mateos J. Evolution Mateos J. Evolution historique de la liturgie de S. Jean Chrysostome.//POC. 1965. 15. – POC. 1970. 20. Репринт: Célébration. Mateos J. Laction Mateos J. Laction du Saint-Esprit dans la liturgie dite de S. Jean Chrysostome//POC. 1959. 9. P. 193208. Mateos J. Psalmodie Mateos J. La Psalmodie dans le rite byzantin//POC. 1965. 15. P. 107126. Репринт: Célébration. P. 726. Mateos J. Sedre Mateos J. «Sedre» et prières connexes dans quelques anciennes collections//OCP. 1962. 28. P. 239287. Mateos J. Typicon Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix no. 40. Introduction, texte critique, traduction et notes. 2 vols.//OCA. Rome, 196263. 165166. Mathews Mathews T. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy, University Park and London, 1971. Mercier Mercier B.-Ch. La Liturgie de S. Jacques. Edition critique, avec traduction latine//PO. Paris, 1946. Vol. 26, 2. P. 115256. Millet G. Broderies Millet G. Broderies religieuses de style byzantin. Paris, 1947. Millet G. Monuments Millet G. Monuments de lAthos, I: Les peintures. Paris, 1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Под 13 марта их память указывается в календарях к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 534), предписывающих совершать им поминовение в Петрии, и в др. рукописных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1596), к-рая ошибочно упоминает о поминовении в Павлопетрии. Под 5 апр. память Африканских мучеников зафиксирована в ряде календарей к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 262), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 588) и в нек-рых греч. синаксарях (Paris. Coisl. 223, 1301 г.). Под 28 окт. житие мучеников встречается в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 169-170), в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1323 гг. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 81), в отдельных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592). О почитании Африканских мучеников на Руси свидетельствует их упоминание в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память под 10 апр. в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 263) и последование с каноном в служебной Минее (РГАДА. Тип. 110. Л. 33-36об.). По наблюдению еп. Нафанаила (Львова), это единственные африкан. святые, к-рым есть служба в рус. Минеях. Слав. перевод пространного жития, приписываемого Симеону Метафрасту, выполнен не позднее XI в. Он включен под 20 марта в состав старослав. Супрасльской Четьи Минеи XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. Л. 174-185) и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 36 (2-я паг.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, включающего под 10 апр. краткое житие мучеников (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45об., нач. XIV в.), под 28 окт.- их память (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 164)). В нестишном Прологе 2-й редакции, составленной на Руси не позднее кон. XII в. (один из ранних списков - ГИМ. Син. 245, 2-я пол. XIV в.), и в Стишном Прологе, переведенном юж. славянами в 1-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), краткое житие мучеников помещено под 21 марта.

http://pravenc.ru/text/77120.html

MATEOS J. SEDRE=Mateos J. «Sedre» et prières connexes dans quelques anciennes collections//OCP. 1962. 28. P. 239–287. MATEOS J. TYPICON=Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix no. 40. Introduction, texte critique, traduction et notes. 2 vols.//OCA. Rome, 1962–1963. 165–166. MATHEWS=Mathews T. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park & London, 1971. MCCORMICK=McCormick M. Eternal Victory. Triumphal Rulership in Late Antiquity, Byzantium, and the Early Medieval West. Cambridge/Paris, 1986. MCGOWAN=McGowan J. C. Concelebration. Sign of the Unity of the Church. New York, 1964. MCKINNON=McKinnon J. W. Desert Monasticism and the Later Fourth– Century Psalmodic Movemen//Music and Letters. Oxford, 1994. 75. MCNAMARA=McNamara B. Christus Pattens in Mass and Sacraments: Higher Perspectives//Irish Theological Quarterly. 1975. 42. MERCIER=Mercier B.-Ch. La Liturgie de S. Jacques. Edition critique, avec traduction latine//PO. Paris, 1946. Vol. 26, 2. P. 115–256. MEßNER=Meßner R. Prex Eucharistica. Zur Frühgeschichte der BasileiosAnaphora. Beobachtungen und Hypothesen/Renhart E., Schnider A. (eds.)//Sursum corda. Variationen zu einem liturgischen Motiv. Für Philipp Harnoncourt zum 60. Geburtstag. Graz, 1990. METZGER=Les Constitutions apostoliques/Metzger M. (ed.). Tome 1: livres I–II//SC. Vol. 320. Paris, 1985; tome 2: livres III–VI//SC 329. Paris, 1986; tome 3: livres V-VIII//SC. Vol. 336. Paris, 1987. MEYENDORFF J. BYZANTIUM=Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981. MEYER=Meyer P. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athoskloster. Leipzig, 1894. MIKLOSICH-MÜLLER=Acta et diplomata Graeca Medii Aevi, sacra et profana/Miklosich F., Müller J. (eds.) Vienna, 1860–1890. MILLET G. MONUMENTS=Millet G. Monuments de l’Athos, I: Les peintures, Paris, 1927. MOJZE=Mojze M. Analisi metodologica di alcune tendenze per una riforma liturgica nelle Chiese di tradizione bizantina nel XX° secolo (докторская диссертация Папского Восточного института). Roma, 2003

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Успенский Н., Анафора. Опыт историко-литургического анализа, Бог . Труды 13 (40–147) где много другой литературы. Эта работа содержит текст (и толкование) следующ. анафор: Дидахи (55), Апост. Предания и Завещания Госп. (63), Серапиона (75), 2 редакции Василия (87), 12 Апостолов и Златоуста (95), Римская (117). Успенский Н., Историография Литургии (Машинопись). Успенский Н., Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (Машин.) 1949. Иностранная литература OCA : Orientalia Christiana Analecta, Коллекция Понтификального Восточн.Института в Риме OCP : Orientalia Christiana Periodica, Журнал Понтификального Восточного Института в Риме Arranz M., Le «Sancta Sanctis» dans la tradition liturgique des Eglises, Archiv für Liturgiswissenschaft, 15 (1973). Bornert R., Les Commentaires byzantins de La Divine Liturgie, Paris 1966 Brightman F. E., Liturgies Eastern..., Oxford, 1896. Goar J., Eujcolovgion sive Rituale Graecorum, 2a ed.,Venetiis, 1730. Hänggi A. – Pahl I., Prex Eucharistica: Raes A., Anaphorae Orientales, Fribourg, 1968. Hanssens J. – M., Institutiones Liturgicae, II, III, appendix: De ritibus orientalibus, Roma, 1930, 1932. Jacob A., Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, 2 vol., Louvain, 1968. Jacob A., I’Euchologe de Porphyre Uspensky. Cod. Leningr. gr. 226 (X-e s.), Le Museon, 78 (1965). Janeras S., Introductio in Liturgias Orientales, Roma. Ligier L., Il Canone, Roma. Ligier L., Il Sacramento della Eucaristia, Pontificia Università Gregoriana. Roma, 1971. Mateos J., La Célébration de la Parole dans la Liturgie Byzantine, OCA 191, Rome, 1971. Mateos J., Evolution Historique de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, Prôche Orient Chrétien,1967–1970. Mateos J., The Evolution of the Byzantine Liturgy, John XXIII Lectures, New York, 1966. Mateos J., Le Typicon de la Grande-Eglise, OCA 165, 166, Rome 1962–3. Raes A., Introductio in Liturgiam Orientalem, Roma, 1947. Paverd (van de) F., Zür Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des vierten Jahrhunderts. Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomus, OCA 187, Rom, 1970. Skrincosky P., The Formation of the Byzantin Ukrainian Typical Liturgy. A Survey of the Development of the Byzantine-slave Liturgy in the X-XVI Centuries. John XXIII Lectures, New York, 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гимнография В Типиконе Великой ц. , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., М. М. упоминается 28 авг. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 386). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. М. указывается под 28 авг.: служба М. М. соединяется со службой предпразднества Усекновения главы Иоанна Предтечи и с песнопениями Октоиха; богослужебное последование М. М. состоит из канона, цикла стихир-подобнов и седальна ( Пентковский. Типикон. С. 366). Такой же состав служба М. М. имеет в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., в ГИМ. Син. 168, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 76). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 28 авг. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; рядовая служба Октоиха соединяется с последованием М. М., включающим те же элементы, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но с добавлением еще одного цикла стихир-подобнов (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитальянскую редакцию Студийского устава, М. М. назначается отпустительный тропарь Τς ρμου πολτης (    ), что предполагает совершение службы с пением на утрене «Бог Господь» ( Arranz. Typicon. P. 183). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава память М. М. отмечается 28 авг.; указывается только отпустительный тропарь М. М. (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 235; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 122а). То же и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих рус. изданиях, в т. ч. современном) 28 авг. не имеет праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба М. М. соединяется с рядовой службой Октоиха; М. М. назначается также кондак 4-го гласа     Последование М. М., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ); кондак 4-го гласа Αθιπων πρσωπα πορραπσας (    ); канон (хотя в совр. богослужебных книгах автор не указан, в Евергетидском Типиконе этот канон приписывается Феофану Начертанному - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δγματι μαρτας μεμελανωμνην τν καρδαν σου (Грызением греховным помраченное сердце мое); цикл стихир-подобнов; седален.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 232). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 164, XII в.- см.: Горский , Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 52) под 15 февр. содержится богослужебное последование О., состоящее из канона, цикла стихир и седальна. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, 15 февр. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» ; указаны отпустительный тропарь О. Απστολε γιε, πρσβευε (      ), канон, цикл стихир и седален (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416). Мессинский Типикон 1131 г., представляющий южноиталийскую редакцию Студийского устава, рекомендует в случае, если 15 февр. попадает на Великий пост, совершать в этот день службу с пением на утрене «Аллилуия» (см.: Arranz. Typicon. P. 122). В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древнейших рукописных (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 192; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- см.: Миркович. Типикон. Л. 91б), память О. отмечается 15 февр.; служба совершается либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с «Бог Господь» и тропарем. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помимо уже известной по ранним Типиконам гимнографии указан кондак О. 4-го гласа Ως κτς ξλαμψας (      ), то же самое - и в московском первопечатном Типиконе 1610 г., и в пореформенном издании 1682 г., к-рое лежит в основе совр. Типикона РПЦ. Последование О., содержащееся в совр. русских и греческих богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Απστολε γιε, πρσβευε (      ), кондак 4-го гласа Ως κτς ξλαμψας (      ); канон, составленный Феофаном Начертанным , с акростихом Παθν με δολον ντα λτρωσαι, Μκαρ. Θεοφνους (              ), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Πεφωτισμνος τ θε (    ); цикл стихир-подобнов и седален (отличаются в греческой и русской Минеях).

http://pravenc.ru/text/2578413.html

Col. 689; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 294) и ап. Иуды Зилота под 20, 22, 23 и 29 мая ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 75; SynCP. Col. 697, 702, 704, 709; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 298). Груз. календари, следующие древней иерусалимской богослужебной традиции, указывают память ап. И. (без уточнений, какого именно) 23 янв., 14 и 22 мая (более поздняя приписка), 30 авг. ( Garitte. Calendrier. Palestino-Georgien. P. 46, 66, 67, 87) и память ап. Фаддея (без уточнения, от 12 или от 70) - 20 дек. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 146; Garitte. Calendrier. P. 111; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 2. P. 57). В средневек. сир. яковитских календарях память ап. И., сына (sic!) Иакова, отмечается 27 янв., 19 и 26 июня (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau P., 1915. P. 71, 80, 122. (PO; T. 10. Fasc. 1)), память Иуды, апостола от 12,- 22 мая (Ibid. Р. 78), память св. Иуды, «епископа Иерусалима и мученика»,- 31 мая (Ibid. Р. 79), память ап. Иуды (без уточнений) - 11 мая (Ibid. P. 100, 110), память ап. Аддая - 13 мая (Ibid. Р. 77, 95), 14 мая (Ibid. Р. 40-41, 100, 110), 26 июня, 20 авг., 1 окт. и 9 дек. (Ibid. Р. 51, 68, 124, 127). В маронитской традиции известно празднование памяти ап. Леввея 14 окт. ( Gebrail Ibn al-Qola‘i. Un ancien calendrier de l " Église Maronite//Martyrologes et ménologes orientaux/Éd. R. Griveau. P., 1915. P. 351) и 18 окт. в календаре XVI в. (Vat. syr. 349), печатных Часослове 1624 г. и Миссале 1716 г. Память, отмечаемая 18 окт., встречается и в ряде араб. мелькитских Синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами ( Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. P. 308-310), где сказание о святом фактически совпадает с араб. версией Мученичества апостола Фаддея (The Mythological Acts of the Apostles/Ed. A. S. Lewis. L., 1904. P. 120-125). Согласно арм. «Деяниям апостола Фаддея», он пострадал 13 калоца, т. е. 21 дек. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

10 Напр.: О порядке церковных чтений Евангелия//Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1956. 12. С. 16–25. 12 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1970. С. 48. 13 Во избежание путаницы все даты в статье приводятся согласно юлианскому календарю («старому стилю»). 14 Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 399. 18 См.: Евангелие, в порядке церковных чтений изложенное. М.: Синодальная типография, 1904. С. 216. 20 По мнению проф. А. Каливаса, эта перестановка связана с воспоминанием извержения Везувия 6 ноября 472 г.; однако такое объяснение кажется маловероятным, т. к. об этой перестановке ничего не сообщается раньше XVI в. см.: Najim M., Grady P. B. The Liturgical Books of the Orthodox-Catholic and Apostolic Church: Origins, Introduction, and Use. Vol. I: The Scriptural Liturgical Books. Balamand: St. John of Damascus Institute of Theology, 2015. P. 32. 22 См.: Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь века: Грузинская версия. Тифлис, 1912. С. 147–151. 23 См.: Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. I. Le Cycle des Douze Mois. Rome Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1962. P. 55. 24 Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. II. Le Cycle des Fêtes mobiles. Rome Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1963. P. 141ff. 25 Об этом см.: Taft R. F. The Frequency of the Eucharist Throughout History//Beyond East & West: Problems in Liturgical Understanding. Washington: The Pastoral Press, 1984. Р 61–80. 26 Эти термины впервые предложены в работе: Braithwaite. W. C. The Lection-System of the Codex Macedonianus//The Journal of Theological Studies. 1904. Vol. 5, No. 18. P. 265–274. 28 Эти формулы широко известны; см., напр.: Meeus J. Astronomical Algorithms. Richmond, VA: Willmann-Bell, Inc., 1991. P. 67. 29 Для вычислений использовался авторский интерфейс прикладного программирования; см.: Andreev A. Shardt Y. Ponomar: An Application Programming Interface for Liturgical Computations in the Perl Language. 2015//Site «Ponomare Project». URL: http://www.ponomar.net/files/ponomar.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010