Col. 689; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 294) и ап. Иуды Зилота под 20, 22, 23 и 29 мая ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 75; SynCP. Col. 697, 702, 704, 709; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 298). Груз. календари, следующие древней иерусалимской богослужебной традиции, указывают память ап. И. (без уточнений, какого именно) 23 янв., 14 и 22 мая (более поздняя приписка), 30 авг. ( Garitte. Calendrier. Palestino-Georgien. P. 46, 66, 67, 87) и память ап. Фаддея (без уточнения, от 12 или от 70) - 20 дек. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 146; Garitte. Calendrier. P. 111; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 2. P. 57). В средневек. сир. яковитских календарях память ап. И., сына (sic!) Иакова, отмечается 27 янв., 19 и 26 июня (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau P., 1915. P. 71, 80, 122. (PO; T. 10. Fasc. 1)), память Иуды, апостола от 12,- 22 мая (Ibid. Р. 78), память св. Иуды, «епископа Иерусалима и мученика»,- 31 мая (Ibid. Р. 79), память ап. Иуды (без уточнений) - 11 мая (Ibid. P. 100, 110), память ап. Аддая - 13 мая (Ibid. Р. 77, 95), 14 мая (Ibid. Р. 40-41, 100, 110), 26 июня, 20 авг., 1 окт. и 9 дек. (Ibid. Р. 51, 68, 124, 127). В маронитской традиции известно празднование памяти ап. Леввея 14 окт. ( Gebrail Ibn al-Qola‘i. Un ancien calendrier de l " Église Maronite//Martyrologes et ménologes orientaux/Éd. R. Griveau. P., 1915. P. 351) и 18 окт. в календаре XVI в. (Vat. syr. 349), печатных Часослове 1624 г. и Миссале 1716 г. Память, отмечаемая 18 окт., встречается и в ряде араб. мелькитских Синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами ( Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. P. 308-310), где сказание о святом фактически совпадает с араб. версией Мученичества апостола Фаддея (The Mythological Acts of the Apostles/Ed. A. S. Lewis. L., 1904. P. 120-125). Согласно арм. «Деяниям апостола Фаддея», он пострадал 13 калоца, т. е. 21 дек. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

10 Напр.: О порядке церковных чтений Евангелия//Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1956. 12. С. 16–25. 12 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1970. С. 48. 13 Во избежание путаницы все даты в статье приводятся согласно юлианскому календарю («старому стилю»). 14 Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 399. 18 См.: Евангелие, в порядке церковных чтений изложенное. М.: Синодальная типография, 1904. С. 216. 20 По мнению проф. А. Каливаса, эта перестановка связана с воспоминанием извержения Везувия 6 ноября 472 г.; однако такое объяснение кажется маловероятным, т. к. об этой перестановке ничего не сообщается раньше XVI в. см.: Najim M., Grady P. B. The Liturgical Books of the Orthodox-Catholic and Apostolic Church: Origins, Introduction, and Use. Vol. I: The Scriptural Liturgical Books. Balamand: St. John of Damascus Institute of Theology, 2015. P. 32. 22 См.: Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь века: Грузинская версия. Тифлис, 1912. С. 147–151. 23 См.: Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. I. Le Cycle des Douze Mois. Rome Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1962. P. 55. 24 Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. II. Le Cycle des Fêtes mobiles. Rome Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1963. P. 141ff. 25 Об этом см.: Taft R. F. The Frequency of the Eucharist Throughout History//Beyond East & West: Problems in Liturgical Understanding. Washington: The Pastoral Press, 1984. Р 61–80. 26 Эти термины впервые предложены в работе: Braithwaite. W. C. The Lection-System of the Codex Macedonianus//The Journal of Theological Studies. 1904. Vol. 5, No. 18. P. 265–274. 28 Эти формулы широко известны; см., напр.: Meeus J. Astronomical Algorithms. Richmond, VA: Willmann-Bell, Inc., 1991. P. 67. 29 Для вычислений использовался авторский интерфейс прикладного программирования; см.: Andreev A. Shardt Y. Ponomar: An Application Programming Interface for Liturgical Computations in the Perl Language. 2015//Site «Ponomare Project». URL: http://www.ponomar.net/files/ponomar.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

152 А.А. Дмитриевский . Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, II: Εχολγια, Киев 1901; для этого монументального труда, из которою автор опубликовал до 1917 года три тома (третий остался незаконченным), мы видели классифицированными в фонде Дмитриевского рукописного отдела Ленинградской Публичной Библиотеки (фонд неизданных Дмитриевским более 20 000 листов) индекс и большую часть материала, собранного для четвертого и пятого тома. Четвертый том должен был быть посвящен евхологиям Ватикана, Гроттаферратты, Национальной Парижской Библиотеки и т.д., в то время, как пятый том – евхологиям южных славян. См. нашу работу на тему Архива Дмитриевского в Or. Chr. Per. XL (1974) ρ 61–83. 153 De Sacra Precatione. cap. 349–351 (PG 155, 636C-649D); комментарий на этот текст: И. Фунтулис, Т λειτουργικν ργον Συμε ν το Θεσσαλονκης, Фессалоники 1966, с. 156... 154 Помимо авторов, приведенных в примечании 4: Е. Антониадис, Περ το σματικο Βυξαντινο κοσμικο τπου τν κολουθιν τς μερονυκτου προσ ευχς. Θεολογα. ΧΧ– ΧΧΙΙ, и главным образом J. Mateos, Le Typicon de la Grande Eglise (­ Orient. Chr. Analecta, nn. 165, 166) Rome 1962, 1963. 155 Существование антифонов 2–7 является очевидным в музыкальной рукописи Афины 2061, XIV-XV вв. и в наших евхологиях, особенно на Вечерне. См. стр. 277... 157 Ср., однако, J. Mateos, Quelques problèmes de l " orthros byzantin, Proche-Orient Chrétien. XI (1961) p. 26–27; и заметки De orthro seu matutino byzantino (Pontificio Istituto Orientale, Roma); По X. Матеосу единственно и были бы молитвы константинопольского происхождения. 159 J. Mateos. Lelia-Sapra. Un essai d " interprétation des matines chaldéennes (­ Or. Chr. An. 156). Rome 1959; того же автора Office de minuit et office du matin chez St. Athanase. Or. Chr. Per. XXVIII (1962) p. 176–178. 162 J. Goar говорит о них, не давая текстов, ср. с. 15 ad calcem; ср. также нашу гл. II, примеч. 29. 163 A. Hanggi – I. Pahl, Prex eucharistica, Fribourg 1968, p. 36..., L. Bouyer, Eucharistie, Tournai 1966, p. 66..., эти две работы цитируют David Hedegard, Seder R. Amram Gaon. Part I, Hebrew Text with Critical Apparatus, Translation with Notes and Introduction, Lund 1951; речь идет о сборнике еврейских молитв IX в., которым приписывают большую древность, до эпохи Мишны, в начале нашей эры. См. Гл. II. с. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мученики Евлампий и Евлампия. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклинхаузен) Память Ев. и Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) под 10 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Ев. и Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18) содержатся канон, цикл стихир и седален Ев. и Е. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 292-293), представляющий малоазийскую редакцию Студийского устава, предписывает совершать 10 окт. службу с «Аллилуия» , петь канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов и седален, посвященные Ев. и Е. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 38), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, упоминает под 10 окт. Ев. и Е. и предписывает совершать в этот день вседневное последование. Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 177) содержат в день памяти Ев. и Е. указание совершать службу с «Аллилуия». Начиная с первопечатных греч. и рус. Типиконов и по наст. время в богослужебных книгах под 10 окт. излагается вседневная служба Ев. и Е. Последование Ев. и Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь общий мученикам Ο μρτυρς σου (    ); кондак 3-го гласа Τος γενναους μρτυρας (    ); каноны, различающиеся в греч. и слав. Минеях: в слав. Минее помещен канон, составленный гимнографом Феофаном (греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 2. P. 80-86), 4-го гласа, с акростихом; Τν ατδελφον ανσω ξυνωρδα (      ), ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      :), нач.: Τ πθ τ το Χριστο (    ); в греч. Минее находится канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа (видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: Τν λαμπρν μν μαρτρων ξυνωρδα. Ιωσφ (Светлое воспеваю мучеников сопряжение. Иосиф), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τας φανοτταις κτσι (Светлейшими лучами); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минеях: в греч. Минее - 4-го гласа, подобен Εδωκας σημεωσιν (      ); в слав. Минее - 4-го гласа, подобен    ), славники на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни; седален; светилен.

http://pravenc.ru/text/187173.html

Ист.: BHG, N 2173; BHL, N 3858; ActaSS. Iul. T. 6. P. 426-429; MartRom. P. 307-308; PG. 117. Р. 560 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 843; Laty š ev. Menol. Т. 2. Р. 214-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 107-108; ЖСв. Июль. С. 615-616. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224; Т. 3. С. 284; Ερμλαος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 876-877; Sauget J.-M. Ermolao, Ermippo ed Ermocrate//BiblSS. Vol. 5. Col. 66-67; Aubert R. Hermolaos//DHGE. T. 24. Col. 118; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 137. Гимнография Память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 350) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Ермолай, Ермипп и Ермократ не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 474-475), 26 июля совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа включает канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 171) память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается 26 июля; служба подробно не описана. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 (см.: Lossky. Typicon. P. 227) в день памяти Ермолая, Ермиппа и Ермократа назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Такое же указание содержится 26 июля в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В рус. первопечатном Типиконе (М., 1610) Ермолаю, Ермиппу и Ермократу назначается служба с «Бог Господь»; указан общий отпустительный тропарь священномученику 4-го гласа       Начиная с исправленного издания рус. Типикона (М., 1682), в рус. богослужебных книгах 26 июля вместо тропаря священномученику помещается общий тропарь мученикам 4-го гласа       Последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа в совр. богослужебных книгах состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Ο Μρτυρς σου Κριε (      ); кондака 4-го гласа        (только в славянских); канона, составленного гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Υμνοις γεραρω τος Ερμολου πνους. Ιωσφ (          ), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Υμνοις, τν φωτοφρον (    ); цикла стихир-подобнов; седальна. В русской Минее (МП) 26 июля помещено полиелейное последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа, включающее дополнительные песнопения: отпустительные тропари 1-го гласа       и 8-го гласа     несколько стихир и седальнов.

http://pravenc.ru/text/190207.html

Leuven etc., 2011. P. 791-802. (BETL; 244); Морескини К. История патристической философии. М., 2011. С. 209-213; Mejzner M. L " escatologia di Metodio di Olimpo. R., 2011. (SEAug; 124); Guignard C. Un passage de Méthode d " Olympe parmi des extraits agricoles//Augustinianum. 2012. Vol. 52. N 1. P. 155-158; Dechow J. F. From Methodius to Epiphanius in Anti-Origenist Polemic//Adamantius: Annuario di Letteratura Cristiana Antica e di Studi Giudeoellenistici. Pisa, 2013. Vol. 19. P. 10-29. А. Г. Дунаев Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 13 мая (по одной рукописи и без богослужебного последования - см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 293). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции под 22 февр., 13 мая и 20 июня помещено богослужебное последование М., состоящее из канона, цикла из 3 стихир и седальна (см.: ГИМ. Син. 164, 166, 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 53-54, 62, 69); канон М. под разными числами один и тот же, но в различных переводах (подробнее см.: Там же. С. 53-54); под 13 мая цикл стихир и седален отличаются от помещенных под 22 февр. и 20 июня. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, М. не упоминается, но в Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память М. отмечается 13 мая без богослужебного последования ( Arranz. Typicon. P. 151). В древнейших сохранившихся греч. редакциях Иерусалимского устава память М. отмечается 13 или 18 мая: в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. 18 мая М. указан отпустительный тропарь Καννα πστεως (    ) (см.: Lossky. Typicon. P. 215); в рукописи Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв., в день памяти М. 13 мая назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 49). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. в день памяти М. 20 июня совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ( Миркович. Типикон. Л. 110б). Такие же указания содержатся в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. память М. отмечается 20 июня; совершается служба либо с «Аллилуия», либо с «Бог Господь» и тропарем - указан отпустительный тропарь 1-го гласа      ; также М. назначаются кондак 4-го гласа       (ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 101 (доп. паг.)), канон, цикл стихир и седален. Такие же указания содержатся и в пореформенном издании московского Типикона 1682 г. (последнее лежит в основе совр. Типикона РПЦ).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается под 25 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 78). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н. не упоминается, но в славянских рукописных Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 160, XII в.- под 27 окт. содержится служба Н., состоящая из канона, цикла стихир и седальна (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 25; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 190-195). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему собой малоазийскую редакцию Студийского устава , 27 окт. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; богослужебное последование Н., содержащее тот же набор песнопений, соединяется с рядовой службой Октоиха (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301). В южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. допускается соединение службы Н. с попразднством вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.) (см.: Arranz. Typicon. P. 45). Служба с «Аллилуия» совершается в день памяти Н. 27 окт. и в древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и Типиконе Сербского архиеп. Никодима, 1319 в. ( Lossky. Typicon. P. 180; Миркович. Типикон. Л. 54 б). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 27 окт. последование Н. соединяется с рядовой службой Октоиха; помимо минимального набора песнопений указан также кондак Н. 2-го гласа Αθλσας καλς (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 27 окт. не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); Н. назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа      , а также светилен. В пореформенном московском Типиконе 1682 г. и последующих его изданиях (в т. ч. в современном) стал печататься тот же кондак Н., что и в греч. Типиконе,-     в остальном указания остались без изменений. В совр. греч. богослужебных книгах 27 окт. на вечерне помимо песнопений Н. и Октоиха помещены также песнопения в честь вмч. Димитрия Солунского, память к-рого отмечалась накануне (26 окт.).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Э. П. А. Гимнография Память И. указана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 282) 5 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 60) память И. отмечается 4 мая; последование И. включает минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), хотя в нек-рых рукописях (напр., РНБ. Соф. 202, XI в. Л. 20 об.- 21 об.; см.: Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина минея): Текст, исслед., указатели/Изд. подгот.: В. А. Баранов; ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 318-319) также могут содержаться отпустительный тропарь, кондак и дополнительные стихиры И. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452) 4 мая последование И. включает минимальный набор песнопений. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 149) память И. отмечается 5 мая; служба подробно не описана. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 262) И. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа «Агница Твоя, Иисусе...». Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 213). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 5 мая помимо отпустительного тропаря помещен также кондак И. 3-го гласа Παρθενας κλλεσι (    ). Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. 5 мая совершается рядовая служба святому без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. включает отпустительный тропарь, кондак 4-го гласа       канон. В исправленном издании Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. современных) помещается тот же кондак И., что и в первопечатном греч. Типиконе (др. указания под 5 мая не изменены). Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Ο Χριστς ερνη σ Ερνην κλεσε (Христос, Мир тебя Ириной назвал...; см.: Μηναον. Μος. Σ. 42), 4-го гласа      кондак 4-го гласа Τν καλλιπρθενον μνσωμεν (Прекраснодевственную воспоем...; см.: Μηναον. Μος. Σ. 44), 4-го гласа     канон с акростихом Σας με προσευχας μρτυς Ερνη σκπε (Твоими мя молитвами, мученице Ирино, покрый) 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι Κριε (      ), нач.: Στφανος πρχων τς Αθληφρου (      ); цикл стихир-подобнов; седальны. В 1877 г. в Эрмуполисе была опубликована служба И., составленная афонским мон. Каллиником Ликаониусом (Ακολουθα τς γας μεγαλομρτυρος κα σαποστλου Ερνης. Ψαλλομνη τ 5 μαου. Ερμουπλις, 1877; см. также: Ακολουθα τς γας μεγαλομρτυρος κα σαποστλου Ερνης. Ψαλλομνη τ 5 μαου. Αθναι, 1914).

http://pravenc.ru/text/673929.html

Αγιολγιον. Σ. 154; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 29-30. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Гимнография Память Е., К. и В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 242) без богослужебного последования. В древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- память Е., К. и В. отсутствует. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423) кратко перечисляются основные элементы последования Е., К. и В.: канон авторства Иосифа, 4-го гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 125), в день памяти Е., К. и В. совершается служба с «Аллилуия» . Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 195 и Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 41) под 3 марта упоминают Е., К. и В. без богослужебных указаний. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) в день памяти Е. содержится указание: «Аллилуия или тропарь», обозначающее возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь»; указан общий тропарь мученикам Ο μρτυρς σου Κριε (      ). Согласно первопечатному рус. Типикону 1610 г., 3 марта совершается служба с «Аллилуия»; последование Е., К. и В. включает канон 1-го гласа, цикл стихир, седален. Начиная с издания 1682 г., в рус. Типиконах под 3 марта появляется указание: «Аллилуия или тропарь» (возможно, это произошло под влиянием греч. Типикона). Последование Е., К. и В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: в рус. Минеях - канон авторства Иосифа, 1-го гласа (греч. оригинал см.: AHG. T. 7. P. 42-51), с акростихом Τριν μεγστων θλα τιμ μαρτρων. Ιωσφ (           в слав. Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Τας περκοσμοις στραπας (    ); цикл стихир-подобнов; седален. В греч. Минее помещены общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ); канон авторства Феофана, 4-го гласа, с акростихом Τριν Αθλητν συμφρνων μλπω πνους (Трех подвижников единомудренных воспеваю страдания), ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Τς θεας φωτοχυσας λμψεσι (Божественного светолития сияниями).

http://pravenc.ru/text/187611.html

24 Παννυχς (греч.) — краткая ночная служба, совершаемая накануне праздников и в период Великого поста. 25 См.: Дмитриевский А . А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1. Киев, 1895. С. 147—150; Mateos J. Le Typicon de la Grande Église/Introd., texte critique, trad, et notes J. Mateos. Roma, 1963. T. 2. R 136—145 (Orientalia Christiana Analecta [Далее: ОСА. — Ред. ], 166). 26 Рукопись XI в. Дрезденской библиотеки, сильно пострадала во время пожара в 1945 г. и даже считалась окончательно погибшей (см.: Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Ленинград: ЛДА, 1979. С. 254, примеч. 44). 27 Дмитриевский А . А. Древнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907. С. 343. 28 См.: Пентковский А . М. Типикон патриарха Алекия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 272–274. 29 См.: Дмитриевский А . А. Описание литургических рукописей. T. 1. С. 593–600 30 Arranz М. Le Typicon du Monastère du Saint-Sauveur à Messine. Roma, 1969. P. 276–285 (OCA 185). 31 Patrologiae cursus completas. Ser. Graeca/Ed. J.-P. Migne. [Далее: PG — Ред .] Paris, 1858. T. 36. Col. 428. 32 Скабалланович M. H. Толковый Типикон. Вып. 2. Киев, 1913. С. 18. 33 Николаева Т . В. Древнерусская живопись Загорского музея. М. 1977. С. 31, 35, 94, 95. 34 Alpa toff М. Der Tod in der altrussischen Kunst//Das Kunstblatt. Potsdam, 1927. Heft 1, Abb. S. 35. 35 Сорокатый В . M. Праздничный ряд русского иконостаса//Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 466—489. 36 Голубцов А . П. Чиновник Новгородского Софийского собора, с предисловием, примечаниями и указателем. М., 1899. С. 226. 37 Голубцов Л . П. Чиновник Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона , с предисловием и указателем. М., 1908. С. 103. 38 PG. Т. 50. Col. 467. 39 Филарет ( Гумилевский ), архиеп . Черниговский . Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. СПб., 1902. С. 107. 40 Кекелидзе К.С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 465. Кекелидзе по ошибке атрибутирует эти слова, как и все сочинение, Матфею Властарю ; см. также: Goar J. Euchologion sive rituale graecorum. Venetia, 1730. P. 605–606//PG T. 157. Paris, 1866.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010