Иез.27:14 .  Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков. «Из дома» – племени. Фогарма. По Быт 10.3 сын Гомера Иафетида. Иезекииль Иез.38.6 ставит на крайнем севере между союзниками Гога. Блаж. Иероним и Феодорит видели в них фритийцев (созвучно). Христианские армяне тоже производили себя от них. Та и другая страны (Фриг. и Арм.) славились лошадьми – см. далее (Her. I, 194; VII, 40; Апав. IV, 34; Str. XI, 13, 9). Тем же славилась и Каппадония. В ассир. летописях упоминается Тилгаримму (Del. W. I. d. Par. 246), у Страбона Τροκμοι, Τροκμαδες, которые были кельты, населявшие Галатию. Все это вблизи Армении. Последние два свидетельства (ассир. и Страб.) оправдывают чтение LXX «Форгама». «Лошадей» – ломовых. «Строевых коней» – для конницы; евр. соб. «всадников», посему слав. «конники». Лошаки – молодые мулы, слав. «мщята». «Товары» – см. ст. 12. Иез.27:15 .  Сыны Дедана торговали с тобою; многие острова про­изводили с тобою мену, в уплату тебе доставляли слоновую кость и черное дерево. «Сыны» как и в ст. 16 для разнообразия вместо «дом» ст. 14 и простых имен ст. 12–13. Дедан Библия знает аравийский, семитический ( Быт 25.3 ; Иез.25.13 и здесь ст. 20; ср. Иер 25:23, 49:8 ) и хамитический, ефиопский ( Быт 10.7 ), какой явно разумеется здесь, ибо именно Ефиопия в древности славилась слоновой костью и черным деревом, превосходя качеством последнего и Индию (Herod. III, 114; Str. XVII, 821; Lucan. Phars. X, 17). LXX: «Сынове родийстии», читая очевидно родам вместо дедан (буквы рош и далет очень похожи) и разумея Родос, к чему очень идет дальнейшее «многие острова», т. е. Средиземного моря, которые упоминаются, вероятно, как посредники в торговле Тира с далекой Ефиопией; но слав. «о островов умножиша куплю твою» дает мысль о Родосе, как посреднике в торговле островов Средиземного моря с Тиром. «Черное дерево» – эбеновое; евр. гавбним явно иностранное слово и переводится Сим. Вульг. Кимхи " εβενος, с чем оно и созвучно. Во время Соломона слоновая кость и черное дерево получались евреями из Офира. LXX: «и вводимым (производя от бо «приходить») воздавал еси мзды твоя», т. е. должно быть – Тир дорого платил за доставку этих предмету Родосу и островам, так как они сами получали их издали и служили только контрагентами в поставке их для Тира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(4) Кажется, что латинские и греческие буквы произошли от еврейских 8 . У них ведь первая [буква] называется «алеф», [от которой] потом по сходству названия греки вывели альфу, и отсюда у латинян А. Ведь переводчик (translator) создал букву другого языка по схожести звука, чтобы мы могли знать, что еврейский язык евреев всем языкам и буквам – мать. Однако евреи пользуются 22 буквами (elementa litterarum), как в книгах Ветхого завета, а греки – 24, а латиняне, помещаясь между ними, имеют 23 буквы. (5) Еврейские буквы получили свое начало от Закона через Моисея, а сирийские и халдейские – через Авраама. Ибо последние, хотя и согласуются с еврейскими по числу и произношению, но различаются одним начертанием. Египетские буквы царица Исида (Ио), дочь Инаха, пришедшая из Греции в Египет, открыла и передала египтянам. Ведь у египтян у жрецов были одни буквы, а у народа – другие; жреческие называются ερα, а народные – πνδημοι. Употребление греческих букв первыми открыли финикийцы, поэтому Лукан 9 [говорит]: Если молве доверять, финикийцы впервые дерзнули Звуки людских голосов закрепить в новосозданных знаках. (Lucan., Phars., III, 220). (6) Вот почему финикийским 10 цветом пишутся заголовки книг – потому что они получили начало от их букв. Кадм, сын Агенора, привез из Финикии в Грецию 11 сначала 17 букв – Α (альфа) 12 , Β (бета), Γ (гамма), Δ (дельта), Ε (э-псилон), Ζ (дзета), Ι (йота), Κ (каппа), Λ (лямбда), Μ (мю), Ν (ню), Ο (о-микрон), Π (пи), Ρ (ро), Σ (сигма), Τ (тау), Φ (фи). Паламед 13 во времена Троянской войны добавил такие три – Η (эта), Χ (хи), Ω (о-мега). После этого лирик 14 Симонид 15 добавил еще три: Θ (тхета), Ψ (пси), Ξ (кси). (7) Букву Y (ю-псилон) первым создал Пифагор Самосский 16 по образу человеческой жизни. Ее нижняя палочка обозначает детский возраст, неопределенный, который не отдает себя еще ни добродетели, ни пороку. С развилки выше начинается юность: ее правая дорога крута, но приводит к счастливой жизни, левая же легка, но доводит до падения и гибели. Об этом так говорит Персий 17 :

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Светила сами по себе отстоят от Земли на различные расстояния, потому они кажутся для наших глаз [имеющими] неодинаковый блеск (claritas): больший или меньший. Ибо много меньшие 581 [расстояния] – у тех [светил], которых мы видим заметными, но те, что расположены дальше, нам видны хуже. Глава LXVI. О круговом числе светил Круговое число (numeruscircularis) светил – это такое [число], по которому, как говорят, познается то, за какое время каждое светило обежит свой круг или по долготе, или по широте 582 . (2) Ибо Луна, как сообщают, выполняет свой круг за целый год, Меркурий – за XX лет, Светоносец [Венера] – за IX лет, Солнце – за XIX лет, Вечерняя звезда [Марс] – за XV , Фаэтон [Юпитер] – за XII лет, Сатурн – за XXX 583 . Закончив их, они возвращаются к началу (reversio) своего круга в тех же знаках [Зодиака] и частях [земного года]. (3) Некоторые светила (sidera) [планеты] из-за лучей Солнца совершают аномалии задержки [движения], или попятного [движения], или стояния, в связи с чем поэт упоминает [следующее], говоря: …Время года вам Солнце меняет, Ночью сменяет вам день, планетам лучей своих мощью Путь заграждает вперед и стоянкой их ход замедляет 584 (Lucan., Phars., 201–203). Глава LXVII. О светилах-планетах Некоторые светила потому называются планетами (planetae), то есть «блуждающими» 585 , что они по всему миру различным движением бегают туда и сюда. Отчего – из-за того, что блуждают, – говорят, что они движутся вспять, или совершают аномалии, то есть когда принимают или теряют частицы [солнечного света, огня]. Далее, когда только теряют, говорят, что они движутся вспять (retrograda); и они совершают стояние, когда стоят. Глава LXVIII. О предшествовании и прямом движении светил Предшествование (praecedentia), или прямое движение (antegrada-tio) светил [планет], бывает, когда кажется, что светило находится в собственном движении, и что-то против обыкновения [ему] предшествует 586 . Глава LXIX. Об удалении и попятном движении светил Удаление (remotio), или попятное движение (retrogradatio) светил [планет], – это такое, при котором светило, находясь в собственном движении, одновременно кажется двигающимся вспять. Глава LXX. О стоянии светил

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1037 Сатурн считали крайне несчастною звездою многие народы, например, греки, римляне и прочие. См. Lucan, Phars. I, 662; Juven, Satyrn, VII, 569; Macrob. Saturn I, 19. 1049 Иделер приводит несколько звезд с названием счастливых, а именно две звезды в голове Пегаса (Θ и V) называются Саад-ель Багаим; две в шее (ζ и ξ) Саад-ель Гомам, две близко друг подле друга стоящие звезды в груди (λ и μ) Саад ен – Наза; и две на правом колене (η и ο) (араб.) Саад-ель-Матар. Две звезды во втором роге созвездия Аль-Диали (α и β) называются (араб.) Саал-ель Дзабих «счастливыми звездами закалающих». Юпитер и Венера арабскими астрологами называются (араб.) «двумя счастливыми». Фирузабади перечисляет между неподвижными звездами десять (араб.) Суул-ельНуджум, счастливых звезд, из которых четыре находятся в Пегасе, четыре в Водолее и две в Козероге, все в окружности трёх смежных созвездий. Jedler, Untersuchhungen uber den Ursprung und Bereutung der Sternamen, p. 114, 121, 122, 191. 1052 Повок, приводя это производство значении его имени замечает, что он также называется (араб.) писецъ. Казвини говорит, что он у астрологов носит название (араб.) т.е. лицемер, потому что со звездою счастливою и он бывает счасглив, а с несчастною – несчастлив. Pucok, Spec., p. 137. 1053 Можно полагать, что Меркурий чествовался и у колена Темим, потому что в этом колене встречаются лица с именем Огаред. Rasmussen. Additamenta ad historim Arabum; p. 72. 1057 Rcgnault, Recherches sur les Druses et sur leur religion. De Sacy., Journal asiat. 4-ere ser. t. X, p. 321–351. Lettres assyr., t. I. p. 139. 1067 Procop, De bello Pers lib. II, c. 28. Персеваль предполагает, что в этом месте у Прокопия разумеется или Лат, или Узза. Нам кажется, нет освоений принимать такое предположение. Прокопий прямо говорит, что богиня Венера чтилась арабами и сильно, как особое божество. Perceval, Essai, t. II, p. 101. 1070 Grey, Inscriptionns from the Waady El-Muketteb, 80 и 122. Tuch, Zeitser d. D. M. G. Bd III, p. 205 и след., Lenormant, Essai sur la propagation de l’alphabet phenicien. T. II p. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Сколько уж раз своды неба окутались влажною ночью. Ведь сводчатое – это изогнутое (curvum), как бы повернутое (con-versum) и наклоненное, и искривленное в виде круга. Глава XL. О вратах неба Врат (ianuae) неба два – восточные и западные. Ведь через одни врата Солнце выходит, а через другие уходит назад. Глава XLI. О двойном лице неба Лицо (facies) неба, или голова, – это восточная область, а крайняя [часть] – северная. О чем Лукан: Так же лежит и конечная часть Вселенной под гнетом Вечной зимы и снегов (Lucan., Phars., IV, 106–107). Глава XLII. О четырех частях неба Областей (climata) неба, то есть сторон или частей, четыре, из коих первая часть восточная, поскольку там восходят некоторые светила; вторая – западная, где у нас заходят некоторые светила; третья – северная, куда Солнце приходит с более длинными днями; четвертая – южная (australis), куда Солнце приходит, когда ночи длиннее [дней] 558 . (2) Восток (Oriens) наречен от появления (ex-ortum) Солнца. Запад (Occidens) – поскольку он делает так, что день как бы погибает (occiditur) и гаснет. Ведь он скрывает свет мира и напускает мрак. Север (Septentrio) же назван от семи (septem) звезд полюса (axis), которые, поворачиваясь, кружатся в нем самом 559 . Он справедливо называется также центром вращения (vertex) [мира] потому, что вращается (vertitur). (3) Полдень (Meridies) же назван [так] или поскольку в этом месте Солнце делает середину дня, как бы «полудень», или поскольку в это время эфир сверкает (micat) чище. (4) Есть и другие семь параллелей (climata) неба, как бы семь линий от востока до запада, под которыми особым [для каждой] образом производятся различные нравы людей и разные животные и которые названы от наиболее известных своих мест. Из коих первая – Мероэ (Merois), вторая – Сиена, третья – Нижний Египет (Catachoras), то есть Африка, четвертая – Родос, пятая – Геллеспонт, шестая – Месопонт, седьмая – Борисфен (Borusthenes) 560 . Глава XLIII. О полусферах Полусферы (haemisphaeria) – это половинные части сферы. Надземная полусфера есть та часть неба, которая нам полностью видна; подземная полусфера есть та, которую невозможно видеть, [так] как днем она бывает под землей. Глава XLIV. О пяти кругах неба

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

(23) Ведь первый знак, Овен (Aries), который, как и Весы, говорят, [находится] на средней линии мира 602 , они называли из-за Амона-Юпитера потому что, на его голове, создавая призрачный образ (simulacrum) [этого бога], они выдумали бараньи рога 603 . (24) Этот знак язычники потому установили первым среди знаков, что, говорят, в марте месяце, который есть начало года [у римлян], Солнце направляет свой путь в этот знак. (24) Но и самого Тельца (Taurus) 604 среди созвездий помещают в честь Юпитера потому, что, согласно мифу, он превратился в быка, когда похитил Европу. (25) Также Кастора и Поллукса, [говорят,] после смерти поместили среди созвездий: этот знак называют Близнецами (Gemini) 605 . (26) Затем говорят о Раке (Cancer) 606 потому, что когда к этому знаку Солнце приходит в месяце июне, оно начинает двигаться вспять на манер рака, делая дни короче. Неясно ведь, где у этого животного передняя сторона, то есть он направляет свой шаг в обе стороны, так как [у него] передняя сторона – это задняя, и задняя – это передняя. (27) Огромного Льва (Leo) 607 в Греции убил Геркулес, и он был помещен среди двенадцати знаков из-за своей мощи. Когда Солнце касается этого знака, оно отдает миру чрезмерно много тепла и производит ежегодные этесийские ветры. (28) Знак же Девы (Virgo) 608 был размещен среди звезд ввиду того, что в те дни, в которые Солнце движется по этому [знаку], выжженная солнечным жаром земля не рождает [плодов]. Ведь это время каникулярных дней. (29) Весы (Libra) 609 же названы так от равенства своего месяца, ибо в VIII день до октябрьских календ (24 сентября) Солнце, двигаясь в этом знаке, совершает равноденствие. Поэтому и Лукан [говорит]: …По Весам времена уравнявши (Lucan., Phars., IV, 58). (30) Скорпион (Scorpio, Scorpius) 610 же и Стрелец (Sagittarius) 611 названы так из-за молний в своих месяцах. Стрелец – это человек с ногами в форме лошадиных, которому добавили стрелы и лук, поскольку в его месяце были видны молнии. Потому и наречен Стрельцом. (31) Знак Козерога (Capricornus) 612 поместили среди звезд из-за козы 613 , кормилицы Юпитера. Ее задней части потому придали вид рыбы, что на те же времена [года] определяли дожди, которые в этом месяце преимущественно бывают наибольшей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Phars. " Фарсалия» Lucil. Г. Луцилий (II в.) Lucret. Т. Лукреций Кар (I в.) De nat. rerum " О природе вещей» Macrob. Амвросий Феодосий Макробий (V в. н. э.). Sat. (K) " Сатурналии» (ред. Н. Keil) Somn. Scip. " Комментарий на “Сон Сципиона”» Marii Vict. Ars gramm. (K) " Искусство грамматики» (ред. Н. Keil) " Об определениях» Syll. hyp. " О гипотетических силлогизмах» Марциан Капелла (V в.) De nupt. " О бракосочетании Филологии с Меркурием» Modest. Модестин (III в. н. э.) " Правила» Гн. Невий (III в.) Tarent. (W) " Девушка из Тарента» (ред. Е. Н. Warmington) Никомах из Герасы (II в. н. э.) Intr. ar. " Введение в арифметику» " Руководство по гармонике» Theol. ar. " Теологумены арифметики» Oenop. (Лебедев) Энопид Хиосский (V в.) (ред. А. В. Лебедева) П. Овидий Назон (I в. до н. э. – I в. н. э.) " Фасты» Heroid. " Героиды» " Метаморфозы» Папп Александрийский (IV в. н. э.) Collect. " Математическое собрание» Парменид из Элеи (V в.) De natura " О природе» А. Персий Флакк (I в. до н. э. – I в. н. э.) " Сатиры» Petron. Г. (Т.?) Петроний Арбитр (I в. н. э.) " Сатирикон» Phil. Op. Филипп Опунтский (IV в.) Epinom. " Послезаконие» Philol. (Лебедев) Филолай из Кротона (V в.) (ред. А. В. Лебедева) Платон из Афин (V-IV вв.) " Апология Сократа» " Кратил» Hipp. mai. " Гиппий больший» Hipp. min. " Гиппий меньший» " Законы» " Менон» Phaed. " Федон» Phileb " Филеб» " Протагор» " Государство» " Софист» " Тимей» Plaut. Т. Макций Плавт (Ш-И вв.) Porph. Порфирий из Тира (III в. н. э.) In Ptolem. Harm. " Комментарий к “Гармонике” Птолемея» (During) Isag. " Исагога» («Введение в “Органон” Аристотеля») Prisc. Прискиан из Цезареи (VI в.). «Грамматические Probi (K) наставления» " Добавления Проба» (IV в. ?) (ред. Н. Keil) Procl. In Eucl. Комментарии к I книге “Начал” Евклида Клавдий Птолемей (II в.) " Математическое собрание» («Альмагест») Geogr. " Руководство по географии» " Четверокнижие» Pyth. (Лебедев) Пифагор Самосский (VI-V вв.) (ред. А. В. Лебедева) Quint. М. Фабий Квинтиллиан (I в. н. э.). «Наставление оратору»

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...