Цикл, посвященный Иисусу Навину, составляют следующие сцены, многие из к-рых существуют как отдельные произведения: 1. Иисус Навин, сопровождающий прор. Моисея при его восхождении на Синай (Исх 24. 17; 32. 17); передача скрижалей на Синае и др. сцены из визант. Восьмикнижий в каролингских Библии Мутье-Грандваля (Lond. Brit. Mus. Add. 10546, ок. 840 г.), Библии гр. Вивиана (Paris. lat. 1, 845-846 гг.) и др.- выделяется тема преемства Иисуса Навина и прор. Моисея. Явление ангела Господня Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Явление ангела Господня Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. 2. Прор. Моисей посылает Иисуса Навина и других мужей на разведку в Ханаан (Числ 32. 28-32). Иисус Навин изображен с виноградной гроздью, служившей для засылаемых во вражеский стан опознавательным знаком. Изобразительный мотив - виноградная гроздь на шесте, перекинутом через плечо,- встречается еще в живописи катакомб, позднее - на миниатюрах визант. Восьмикнижий. Как символ Евхаристии связан с сюжетами несения креста и Распятия, изображенными в алтаре Николая Верденского (1118, аббатство Клостернойбург, Австрия). 3. Избрание Иисуса Навина (Числ 27. 18-23): на миниатюрах из визант. Восьмикнижий (напр., из мон-ря Ватопед на Афоне - Ath. Vatop. 602/515, XIII в. Л. 350 об.); из Библий: из собора Сан-Исидоро в Леоне (Fol. 86v, ок. 960 г.) - возложение рук на главу Иисуса Навина прор. Моисеем и первосвященником Елеазаром; из Хайстербаха (Berolin. SB. Theol. lat. 379. Fol. 87v, XIV в.) - поставление Иисуса Навина прор. Моисеем на стражу; из б-ки Арсенала в Париже (5211. Fol. 68, 1250-1254 гг.) - Иисус Навин перед народом; из каталонского мон-ря в Роде (Paris. lat. 6. Fol. 89, 2-я или 3-я четв. XI в.); аббата Стабло (Lond. Brit. Mus. Add. 28106. Fol. 75v, 1096 г.) - параллель поставления Иисуса Христа на служение Богом Отцом. 4. Иисус Навин-полководец (Втор 3. 21): на миниатюре из Библии Манерия из аббатства Сен-Бертен (Paris. Bibl. St. Genevieve. 10. Fol. 141v, 1180 г.) - Иисус Навин на коне среди воинов. В северофранц. и англ. Библиях 1-й пол. XIII в. сцена представлена у одра прор. Моисея.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Процедура заключения завета описана в Исх 24: М. кропит кровью тельцов построенный им жертвенник (изображающий присутствие Господа) и - после того как народ выслушал «Книгу завета» и согласился жить в соответствии с ней - народ. После заключения завета М. вместе со священниками и старейшинами Израиля восходит на гору, они видят Бога Израилева и совершают ритуальную трапезу. Затем Бог велит М. взойти на гору, чтобы получить от Бога каменные скрижали с текстом законов и заповедей. Моисей получает скрижали. Разворот с миниатюрами из Библии. XII в. (Vindob. Ser. nov. 2701. Fol. 68v, 69) Моисей получает скрижали. Разворот с миниатюрами из Библии. XII в. (Vindob. Ser. nov. 2701. Fol. 68v, 69) Во время 40-дневного пребывания М. на горе Бог дал ему помимо скрижалей предписания о том, как устроить святилище ( скинию ), и о том, как служить в нем Богу (Исх 24-31). Однако вместо рассказа о строительстве скинии после заключения завета повествование неожиданно прерывается описанием нового события: израильтяне, видя, что М. не возвращается с горы, нарушают важнейшие условия завета: Аарон делает статую золотого тельца и израильтяне провозглашают: «вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх 32. 1-4). Аарон объявляет, что на следующий день будет «праздник Господу»; во время этого праздника израильтяне принесли перед статуей тельца жертвы. Слова израильтян о Боге, Который вывел их из земли Египетской, и в особенности слова Аарона о «празднике Господу (Яхве)» указывают на то, что статую тельца в данном тексте надо понимать как символ Яхве либо как Его подножие. Об этом же говорит и то, что в Исх 32. 8-9 Бог обвиняет израильтян не в поклонении др. богу (что было бы нарушением 1-й заповеди), а в изготовлении статуи тельца (т. е. в нарушении 2-й заповеди). Моисей получает скрижали. Миниатюра из Библии Мутье-Градваль. Ок. 840 г. (Brit. lib. Add. 10546. Fol. 25v) Моисей получает скрижали. Миниатюра из Библии Мутье-Градваль. Ок. 840 г. (Brit. lib. Add. 10546. Fol. 25v) После того как израильтяне создали статую тельца, Бог решает уничтожить израильский народ за непослушание (Исх 32. 10), но М. заступился за народ, сжег статую тельца, покарал ослушников и восстановил завет с Богом. Т. о. изложенная в Исх 32-34 история о грехе израильтян, гневе Божием, заступничестве М., покаянии и прощении становится прообразом грядущей истории Израиля, где эта схема будет регулярно повторяться. Аарон, сначала поддавшийся искушению, а затем обвинивший во всем самих израильтян, выступает в этом повествовании как антипод М.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Кн. Паралипоменон. Лист из Библии. 830–840 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 10546. Fol. 285) Кн. Паралипоменон. Лист из Библии. 830–840 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 10546. Fol. 285) Первые главы подготавливают основу для исторического повествования, начинающегося в 1 Пар 10: обозначаются этнические, географические и хронологические рамки последующей истории, границы расселения народа и принадлежащая ему территория, точка отсчета его истории. Во введении, хотя и очень бегло, затронуты религиозно-институциональные основы истории Израиля ( Japhet. 1993. P. 8). Введение можно разделить на 3 части: в 1 Пар 1. 1 - 2. 2 дана генеалогическая схема от Адама до 12 сыновей Иакова-Израиля; в 1 Пар 2. 3 - 9. 2 представлен «народ Израиля» по коленам (1 Пар 9. 3-34 заканчивается списком жителей Иерусалима, за к-рым в качестве введения к историческому рассказу следует родословие дома Саула - стихи 35-44). Судя по всему, в гл. 1 автор стремился описать историю человечества в качестве подготовительного этапа для введения в историю Израиля ( Japhet. 1993. P. 56). Для Летописца важно было подчеркнуть, что Израиль возник в конце длительного процесса мировой истории и занимает в ней особое место (Ibidem), в то же время он тесно связан с др. народами ( Knoppers. 2003. P. 294). Родословие Иуды (1 Пар 2. 3 - 4. 23) делится на 3 части: родословие колена Иуды (1 Пар 2. 3-55); дома Давида (3. 1-24); продолжение родословия колен Иуды (4. 1-23). Т. о., в главах 2-9, описывающих народ Израиля, об Иуде говорится в самом начале текста, а в колене Иуды дом Давида занимает выдающееся положение ( Japhet. 1993. Р. 68). Особенное внимание к данному колену и к потомкам Давида в начале разд. 1 Пар 2-9 подчеркивает главную цель книги. (По словам средневек. евр. комментатора Радака, автор «начал с родословия Иуды, поскольку цари Иудеи являются центром книги» - цит. по: Ibid. P. 73.) Далее в 1 Пар 4. 24-43 представлены родословия колена Симеона и заиорданских колен (1 Пар 5. 1-26). Автор расположил материал по географическому принципу, в отличие от автора Книг Царств Летописец описал судьбы отдельных колен ( Knoppers.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

Создание скриптория в мон-ре Сен-Мартен в Туре связано с деятельностью Алкуина, аббата этого мон-ря в 796-804 гг. Алкуин долгое время работал над редактированием Вульгаты, и перед ним стояла задача распространить «правильный», пересмотренный лат. текст Библии по всей территории империи. Поэтому основной продукцией турского скриптория являются Библии, однако при Алкуине они практически не иллюстрировались. Из 200 сохранившихся книг времени Алкуина иллюстрированы 6, их декорация восходит к англосакс. образцам. При аббате Фридугизе декорация Библий становится роскошнее (Евангелия из Штутгарта (Stuttg. Württembergische Landesbibliothek. HB. II 40) и Лондона (Lond. Brit. Lib. Add. 10546)); но расцвет турского скриптория пришелся на сер. IX в. При аббате Вивиане (845-851) были созданы знаменитые иллюстрированные Библии: Библия из Бамберга (Bamberg. Staatsbibliothek. Ms. bibl. I), Библия из монастыря Мутье-Гранваль (Lond. Brit. Lib. Add. 10546; 834-843 гг.) и Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана; Paris. lat. 1; 845-846 гг.). По полностраничным иллюстрациям этих Библий исследователи пытаются составить представление о более древних иллюстративных циклах, напр. Пентатевхов или рим. Библий IV-V вв. (см.: Kessler. 1977; Koehler. 1930-2009. Bd. 1. S. 110, 193-212). Помимо Библий мастера турского скриптория выполнили неск. Евангелий (Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 733; Paris. lat. 9385). Одно из лучших по качеству исполнения - Евангелие, предназначавшееся для имп. Лотаря I (Paris. lat. 266, 849-851 гг.) c его изображением на троне (Fol. 1v). После разрушения Тура норманнами в 853 г. скрипторий прекратил свое существование, но его традиции нашли продолжение в позднекаролингских рукописях, в особенности в манускриптах, вышедших из скриптория Карла Лысого. Рукописи 2-й пол. IX в. Начиная с сер. IX в. богато украшенные рукописи создавались в придворных скрипториях Лотаря I и Карла Лысого. В миниатюрах, украшающих рукописи того времени, усложняется иконография, появляются новые, более подробные иконографические схемы. Особое внимание уделялось изображениям правителя; в поисках образцов мастера, очевидно, обращались к изображениям рим. императоров.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

23 июня 1900 года профессор Мышцын прибыл в Иерусалим и для исполнения порученного ему дела принял от русского консула 30 июня библиотеку, а 11 июля – музей. 20 июля 1900 года он окончил составление описей и сдал мне библиотеку и музей, в чем я и расписался на составленных им описях, прошнурованных за печатью Миссии. Сдавши библиотеку и музей, профессор Мышцын того же месяца и числа дал мне свою расписку в том, что он оставил у себя составленные им две описи для списывания с них копии для Миссии, причем вменил себе в непременную обязанность: как самые описи, так и копии с них без замедления переслать в Миссию для окончания дела, согласно распоряжению Хозяйственного управления от 26 апреля 1900 года, за 10546. Впредь же, до получения Миссиею названных описей и копий с них, двери библиотеки и музея были закрыты и наложены на них печати Духовной Миссии и самого профессора Мышцына. Утром 21 июля 1900 года профессор Мышцын отправился в Россию. В тот же день, в 3 часа пополудни, прибыл в дом Миссии наш генеральный консул Александр Гаврилович Яковлев с своим драгоманом, ввиду необходимости быть ему в библиотеке и музее. В этот раз г. консулом взяты: 1) из библиотеки разные планы участков Духовной Миссии и для отсылки в Императорскую Публичную библиотеку большая связка писанных на пергаменте и бумаге листков на еврейском языке и две переплетенные еврейские старые книги, и 2) из музея – три стекла от телескопа. По принесении в консульство означенных вещей библиотека и музей г. консулом были опечатаны печатями консульства и Миссии. Затем, 10 ноября 1901 года, русским консульством взят из библиотеки большой телескоп «Secretan», для отсылки в Киевскую Духовную Академию; а 12 января 1902 г. взят из музея малый телескоп «Secretan» для отсылки в Императорское Православное Палестинское Общество. Из взятых вещей консульством возвращены только три стекла, взятые из музея 21 июля 1900 года. Библиотека и музей продолжались опечатываться печатями консульства и Миссии до 31 августа сего года, когда генеральный консул г. Яковлев, чрез своего драгомана, предъявил мне, что вследствие просьбы консульства предписанием от 8 июля 1902 года, за 420, императорское посольство в Константинополе разрешило передать музей и библиотеку о. Антонина начальнику Миссии, без составления описи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Add. 10546. Fol. 352v) и в Сакраментарии Карла Лысого (Paris. lat. 1141. Fol. 6r, 3-я четв. IX в.). Окончательное слияние этих 2 элементов порождает, видимо, М. в форме восьмерки с восседающим внутри нее на сфере Судией (композиция «Majestas Domini» в Библии Вивиана - Paris. lat. 1. Fol. 329v, 845). Эта форма и ее дериваты сохраняются до первых опытов монументальных скульптурных композиций: в 2-частной М. представлен Христос в сцене «Вознесение» на фасаде церкви аббатства Сен-Жени-де-Фонтен (ок. 1020). Такая 2-частная форма М. иногда ассоциируется с цитатой из Иез 1. 28 о двойном сиянии вокруг престола. На основе надписей в миниатюре с коронованием имп. Генриха III и Агнессы в Госларском Евангелиарии (Upsala. Carolina rediviva. Cod. C. 93. Fol. 3v, 1046-1056) Х. Б. Майер утверждает, что двойное сияние указывает на 2 природы Христа ( Meyer. 1961). Однако этот тип М. сформировался по меньшей мере на 200 лет раньше. Одновременно используется традиционный медальон в сцене «Majestas Agni» (Прославление Агнца) в Бамбергской Библии (Bamberg. Staatsbibl. Misc. class. Ms. 1. Fol. 339v, 845-850), в сцене «Поклонение Агнцу» в Золотом кодексе св. Эммерама (Monac. Clm 14000. Fol. 6r, ок. 870). Новая для Запада миндалевидная форма в «Majestas Domini» присутствует в миниатюрах Евангелия Лотаря (Paris. lat. 266. Fol. 2v, ок. 850). Эта форма М. сохраняется в период Оттоновского возрождения, впервые появляясь в монументальной композиции Страшного Суда посл. четв. Х в. (Оберцелль, Райхенау); используется параллельно с М. в виде медальона и восьмерки в памятниках, восходящих к каролингским образцам («Majestas» в Евангелии Геро - Darmstadt. Hess. Landesbibliothek. Ms. 1948. Fol. 5v, 969; «Majestas» в Евангелии Хитды - Darmstadt. Hess. Landesbibliothek. Hs. 1640. Fol. 75, нач. XI в.). В XI в. миндалевидную М. комбинируют со сферой под ногами Христа, напр. в Бамбергском Апокалипсисе (Bamberg. Staatsbibl. Bib. 140. Fol. 10v, ок. 1020). Примечательно, что в IX-XI вв. М. может сопровождать изображение не только Христа или Его символов, но также прор.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

10539 Mack, Myth, 308. Likewise, against the unanimous witness of extant evidence, from earliest to latest, he supposes that the resurrection was a late myth originated by Christians not in Jewish Palestine but in northern Syria and Asia [Lost Gospel, 2). Evidence for early tradition for the site of the tomb, the largely Palestinian evidence for Jewish belief in the resurrection, the extreme unlikelihood of a Diaspora movement becoming more Palestinian or Judaized in the anti-Judaism of parts of the Greek East, etc., render his suggestion incredible. 10540 See, e.g., Dibelius, Tradition, 18–20; Gerhardsson, Memory, 299–300; Barrett, Jesus, 1–2; Conzelmann, Corinthians, 251; Hunter, Predecessors, 15–17; Fuller, Formation, 10–11; Webber, «Note»; Fee, Corinthians, 722. 10541 E.g., Dio Cassius 42.11.2–3; Lucan C.W. 1.11; Plutarch Cimon 1.6; 6.6; Achilles Tatius 5.16.1–2; cf. Thom, " Akousmata», 104–5, for the Pythagorean view. Deities also sent phantom images made only of cloud (e.g., Apollodorus Epitome 1.20; 3.5). 10542 Sanders, Figure, 278. Some contended that the particular identity of ghosts was difficult to distinguish, since they interchanged their appearances (Philostratus Hrk. 21.1). 10543 Although the second-century date makes the work " s value here questionable, we may also note postresurrection conversations of Jesus in the antignostic Epistula apostolorum. 10544 Goppelt, Times, 18–19 10545 E.g., Euripides Bacch. 42, 53–54; Plutarch Cicero 14.3; Aelius Aristides Or. 48.41; Apuleius Metam. 11.3; Achilles Tatius 7.12.4; Chariton 2.2.5; 2.3.5; Philostratus Hrk. 2.8; 18.1–2 (see further Maclean and Aitken, Heroikos, xxvi); reports in Grant, Religions, 9–13,123; in unrelated cultures, see Wolf, «Virgin»; Mbiti, Religions, 105–12 passim; for more concrete effects of angelic manifestations in Hellenistic Jewish tradition, see Tob 12:19, 22; 2Macc 3:24–26 (cf. God in 2Macc 3:30). 10546 See further Bartsch, «Inhalt.» 10547 Nilsson, Piety, 106; Diodorus Siculus 5.62.4; 11.14.3–4; Dionysius of Halicarnassus R.A. 8.56.1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Deities periodically «manifested» themselves to mortals in Greek tradition, sometimes in sleep and sometimes as apparitions. 10545 Paul " s language in 1Cor 15 applied, in the LXX, especially to revelations of God or angels (cf. Bar 3:37 ; Sib. Or. 1.200). 10546 From the late Hellenistic age, «epiphanies» of Greek gods usually meant the activity of a deity rather than its appearance; 10547 it is primarily these which witnesses attest, 10548 though appearances in personal dreams and visions occur (e.g., PDM 14.74–91, 95, 98–102, 169). Appearances of deities visible to large numbers of people normally belonged to an era many centuries earlier than the writings. 10549 Further, very little evidence suggests the plausibility of successive and mass, corporate visions (see esp. 1Cor 15:5–7 ). 10550 Conditions in first-century Judea and Galilee were not those that produced the seventeenth-century messiah Sabbetai Zevi, many of whose followers failed to be deterred by his apostasy, 10551 and some even by his death. 10552 Aside from different social conditions, knowledge of the Christian belief in Jesus» resurrection and redefinition of messiahship could provide later messianic movements a model for redefining the messianic mission in a manner that did not exist before Jesus. Some less-than-persuasive parallels could be adduced. Josephus War 6.297–299 reports that people saw heavenly chariots moving through the clouds and surrounding cities (cf. 2 Kgs 6:17; 2Macc 3:24–26; 4 Macc 4:10–11; Sib. Or. 3.805–808) and priests heard voices in the temple; Horsley and Hanson regard these as collective fantasies, 10553 but they could also be (1) true (which we regard as extremely unlikely but which a post-Enlightenment perspective need not simply dismiss); (2) the sun playing tricks on eyes at dusk; (3) propaganda to justify Jerusalem " s fall after the event, which Josephus has accepted; 10554 or (4) Josephus " s own propaganda (he is the only extant witness concerning witnesses apart from sources dependent on him). 10555

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...