На мозаике в нижней части юж. стены апсиды базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. сер. VII в.) к стоящему за престолом Мелхиседеку подходят Авель с агнцем и Авраам с И. Неск. изображений И., одиночных, вместе с др. патриархами и праотцами или в различных сценах, есть в рукописях IX в. Так, вместе с Авраамом и Иаковом он представлен на миниатюре в рукописи Гомилий Григория Назианзина (Ambros. E49-50inf. Fol. 467, 1-я пол. IX в.). В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 105 об., ок. сер. IX в.), Псалтири из мон-ря Пантократор на Афоне (Ath. Pantokr. 61, ок. сер. IX в.) и в более поздних Псалтирях с иллюстрациями на полях: Бристольской (Lond. Add. 40731, ок. 1000 г.), Феодора (Lond. Add. 19352, 1066 г.), Гамильтона (Berolin. SB. 78A 9), Киевской (РНБ. F. 6, 1397 г.) и Томича (ГИМ. Муз. 2752, кон. XIV в.) - изображение «Жертвоприношения Исаака» иллюстрирует 9-й или 11-й стихи псалма 104. Три миниатюры с И. сохранились в рукописи IX в. Sacra Parallela (Paris. gr. 923): Сарра, кормящая грудью младенца И.; Ревекка посылает Иакова принести 2 козлят, чтобы приготовить кушанье для И. (И., старый и слепой, с седыми волосами и бородой и закрытыми глазами, полулежит на ложе и ощупывает руку Иакова); ненависть Исава к Иакову (изображен Исав, упрекающий сидящего на высоком стуле И.). В Христианскую топографию Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 59, 2-я пол. IX в.) включена миниатюра со сценой «Жертвоприношение Исаака»: его фигурка с запрокинутой назад головой выглядит маленькой и хрупкой в сравнении с могучей и представительной фигурой отца. В той же рукописи И. изображен еще раз (Fol. 60) юношей с короткими волосами, облаченным в хитон и плащ, полностью окутывающий его левую руку, правой рукой благословляет. «Жертвоприношение Исаака» представлено на миниатюре вз рукописи Гомилий Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 174v, 879-882 гг.). Сцена «Жертвоприношение Исаака» и отдельное изображение И., несущего на спине вязанку дров к жертвенному огню, представлены в рукописи Гомилий Григория Назианзина (Ath.

http://pravenc.ru/text/674115.html

совсем не выражены. Пропорции фигур, типы лиц, колорит и даже написание нек-рых слов в пояснительных надписях сохраняют особенности визант. лицевого кодекса. Столь точная передача особенностей визант. подлинника свидетельствует, что ведущий мастер, украшавший К. П., был грек или славянин, обучавшийся в греч. школе и хорошо знавший визант. искусство. Но в отличие от визант. лицевых рукописей XI в. миниатюры К. П. производят особое впечатление, поскольку украшают книгу, задуманную и выполненную согласно рус., а не визант. традиции. Все греч. Псалтири XI в. с иллюстрациями на полях имеют небольшие размеры (Бристольская (Lond. Brit. Lib. Add. 40731, ок. 1000 г.), Лондонская, Барберини, Синайская (Sinait. 48, 1074-1075 гг., см.: Weitzmann. 1980). В наст. время размеры К. П.- 30,0×24,5 см, но ее листы были сильно обрезаны. Греч. рукописи написаны мелким минускулом, а К. П.- крупным уставом, к-рый использовался на Руси при изготовлении наиболее богато украшенных литургических книг. В сочетании с уставом рисунки К. П. кажутся особенно изящными и легкими. Изобилие щедро расцвеченных и вызолоченных инициалов, украшающих К. П., не находит аналогий в греч. Псалтирях с иллюстрациями на полях. К. П. выделяется на фоне рус. иллюминированных рукописей кон. XIV в. виртуозностью исполнения иллюстраций. Главный мастер замечательно владеет рисунком, выбирает красивейшие сочетания красок, использует чисто миниатюрный, каллиграфический стиль; подобно визант. предшественникам, широко применяет прием сокращения к.-л. предмета до однозначного символа: небо изображается в виде крохотного голубоватого сегмента, город - в виде крепости, лес, роща или пустыня - в виде одинокого дерева, земля - в виде узкой полоски желтоватого или изумрудно-зеленого цвета (чаще всего почва и небо совсем не изображаются). Маленькие и словно точеные головки, удлиненные тела, тонкие кисти рук и ступни ног, изящно намеченные драпировки придают фигуркам подчеркнуто изысканный вид. Складки ломкие; позы угловатые, как бы шарнирные, что особенно заметно там, где содержание псалмов требовало от художника передачи движения.

http://pravenc.ru/text/1684533.html

В храмовой декорации образ И. помещается среди изображений др. пророков в верхних зонах храма: в куполе (в росписи церкви мон-ря Богоматери Перивлепты в Мистре, Греция, 2-я пол. XIV в.), в световом барабане (на мозаиках: ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия, 1146-1151, ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290, мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315; на фресках: ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница, Сербия, 1314, ц. св. Никиты близ Скопье (созданы до 1316 и поновлены в 1483-1484), ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 1378), на подпружных арках (в росписи ц. Рождества Христова на Красном поле близ Вел. Новгорода, 90-е гг. XIV в.), в люнетах (на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне, 546-547). В нижней части стены нефа - на мозаике собора Сан-Марко в Венеции - вместе с пророками Давидом, Соломоном и Иезекиилем по сторонам образа Богоматери, 1-я пол. XIII в. И. обычно представлен в паре с прор. Иеремией (напр., в ц. Сан-Витале). Изображение И. часто встречается в книжной миниатюре, прежде всего в иллюстрациях книг пророков с комментариями. Напр., в рукописи Vat. gr. 755 (2-я пол. X в.) есть 3 изображения И. (с 4 медальонами с погрудными изображениями отцов Церкви по сторонам от его фигуры (Л. 1); между персонификациями Ночи и Зари (Л. 107); в сцене мученичества (Л. 225)). На миниатюре из рукописи 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 20 об.) И. представлен перед началом своей книги в рост, со свитком в левой руке. Пророки Исаия и Иеремия. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Пророки Исаия и Иеремия. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Полнофигурные изображения И., как правило, иллюстрируют Песнь И. в Псалтирях (напр., в Парижской Псалтири ок. сер. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 435v; в Бристольской Псалтири ок. 1000 г.- Lond. Brit. Lib. Add. 40731. Fol. 252; в Псалтири, созданной до 1074 или в 80-х гг. XI в.- РНБ. Греч. 214. Л. 311 об.; в НЗ с Псалтирью 30-40-х гг. XIV в.- ГИМ. Греч. 407. 504 об.). Изображение И. вместе с прор. Давидом или прор. Иезекиилем включалось в композиции, служащие иллюстрациями к вступительным текстам Евангелий в таких рукописях, как Четвероевангелия из Палатинской б-ки в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 5, ок. 1100) и из Национальной б-ки св. Марка в Венеции (Marc. gr. Z 540 (=557). Fol. 11v, 2-я четв. XII в.). На миниатюре со сценой «Вознесение» на фронтисписе Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162. Fol. 2v и Paris. gr. 1208. Fol. 3v, 2-я четв. XII в.) также помещены образы фланкирующих композицию пророков Давида и И. со свитками в руках; текст на свитке И.- Ис 63. 1.

http://pravenc.ru/text/674804.html

В сцене «Тайная вечеря» в палеологовский период часто встречается противопоставление И. И. и ап. Иоанна Богослова. Их фигуры могут располагаться по одну (фрески экзонартекса мон-ря Ватопед на Афоне, 1312; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. св. Никиты близ Скопье, до 1316) или по разные стороны фигуры Христа (фрески ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне, ок. 1300), а также по диагонали - напротив друг друга (фрески церквей Богородицы Перивлепты в Охриде, 1294/1295; Богородицы Левишки в Призрене, 1310-1313; вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Богородицы в мон-ре Хиландар на Афоне, 1318-1320; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320). Вместо изображения И. И., возвращающего 30 сребреников, известного в памятниках ранневизант. периода, в средневизант. эпоху нередко воспроизводилась сцена, где И. И. получает кошелек с деньгами (напр., на миниатюрах из Хлудовской (Л. 40 об.) и Бристольской (Lond. Brit. Lib. Add. 40731. Fol. 57v, 68; ок. 1000) Псалтирей) либо держит кошелек (на миниатюре из Хлудовской Псалтири - Л. 32 об.). В памятниках палеологовского периода сцена получения И. И. сребреников может включать изображение первосвященников, сидящих за столом, на котором разложены монеты (напр., фреска ц. вмч. Георгия мон-ря в Старо-Нагоричино). В этот период встречается также сцена возвращения И. И. сребреников (напр., фреска пещерной ц. Богородицы в Иванове, Болгария, 50-е гг. XIV в.). В сцене «Поцелуй Иуды» расположение фигур Иисуса Христа и И. И. построено на их противопоставлении, как на миниатюре из Четвероевангелия (Parma. Palat. 5. Fol. 92, кон. XI - нач. XII в.), И. И. нередко представлен в профиль - так в средневек. искусстве обычно изображали лиц отрицательных или второстепенных. В Псалтирях с иллюстрациями на полях - Хлудовской, Бристольской и Гамильтона (Berolin. SB. 78F9, ок. 1300) - среди миниатюр к Пс 108 можно видеть также сцену «Иуда, наущаемый диаволом». В сцене повешения И. И. в Хлудовской Псалтири (Л. 113) диавол держит веревку, привязанную к ветке дерева.

http://pravenc.ru/text/1237759.html

Nathan " s Oracle (2 Samuel 7) and Its Interpreters. Bern, 2005; Abramsky S. Nathan//EncJud. Vol. 15. P. 6; Oswald W. Nathan der Prophet: Eine Untersuchung zu 2 Samuel 7 und 12 und 1Könige 1. Zürich, 2008. А. Е. Петров Иконография Изображения Н. известны со средневизант. времени; гл. обр. они связаны со сценой «Покаяние царя Давида» (Пс 50. 2; Цар 12. 1-23). Этот сюжет присутствует в миниатюрах Псалтирей аристократической и монастырской редакций (напр., в Парижской Псалтири - Paris. gr. 139. Fol. 136v, X в.; Лондонской Псалтири - Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 63, 1066 г.; Бристольской Псалтири - Add MS 40731. Fol. 82v, ок. 1100 г.; Псалтири с Новым Заветом из Дамбартон-Окса - MS 3. Fol. 27, 1084-1101 гг.), в др. произведениях (в Гомилиях свт. Григория Богослова - Paris. gr. 510. Fol. 143v, посл. четв. IX в.); данная сцена включена также в состав изображений на т. н. Суздальских вратах в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (кон. XII в.). Н. может быть изображен в сцене «Венчание Соломона на царство» (3 Цар 1. 34-45) (напр., в Библии патрикия Льва (Библии кор. Христины) - Vat. Christin. Reg. gr. 1. F. 281r. К-поль, X в.). Образ Н. включается также в монументальные росписи в составе изображений др. пророков (напр., на зап. стороне предалтарной арки собора в Монреале, Сицилия, 1183-1189; в парусе сев.-зап. малого купола нартекса ц. Сан-Марко в Венеции, XII в.; на столбе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония, 1347-1348; на зап. стене придела кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1315-1320; в жертвеннике ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия, 1350). В рус. иконописной традиции изображение Н. может входить в состав пророческих чинов иконостаса (икона «Пророки Нафан, Аггей и Самуил» из иконостаса Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; икона «Пророки Софония и Нафан» из пророческого ряда ц. Успения Пресв. Богородицы с Пароменья, ок. 1613 г., ПИАМ (см.: Васильева О. А. Иконы Пскова. М., 2012. Т. 2. С. 135. 157); из иконостаса Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/2564764.html

В центре молитвы – образы жертвы и жертвенника. Эти образы восходят к ветхозаветному культу жертвоприношений, однако они полностью переосмыслены в свете новозаветного представления о единой жертве, принесенной Иисусом Христом для спасения мира. Жертва, приносимая людьми, это прежде всего «жертва хвалы», то есть молитвенное приношение. В то же время жертва – это хлеб и вино, изготовленные человеческими руками и посвящаемые Богу. В евхаристическом приношении воскресает исконное и давно забытое понимание жертвы как дара, приносимого людьми Богу: Святая Трапеза. Миниатюра из Бристольской Псалтири (Британская библиотека, Лондон. Add MS 40731. Fol. Хлеб и вино. Принося и полагая на престол эти смиренные человеческие дары – нашу земную пищу и питье, – мы совершаем, часто и не думая об этом, то древнейшее, исконнейшее священнодействие, которое с первых дней человеческой истории составляло сердцевину всякой религии, – мы приносим жертву Богу… Со дней Каина и Авеля кровь жертв ежедневно обагряла землю, и дым всесожжений непрестанно восходил к небу. Наше утонченное сознание ужасается этим кровавым жертвам, этим первобытным религиям. Однако в нашей утонченности не забываем ли мы и не теряем ли чего-то самого основного, самого первичного, того, без чего в сущности нет и религии? Ибо на последней своей глубине религия есть не что иное, как жажда Бога… Но там, где есть эта жажда Бога, это сознание греха и эта тоска по подлинной жизни, там неизменно есть жертва. В жертве человек отдает себя и свое Богу, потому что, узнав Бога, он не может не любить Его, а возлюбив – не стремиться к Нему и к единству с Ним. А так как на пути этом к Богу стоит и загромождает его грех , то в своей жертве человек ищет также и прощения и искупления; он приносит ее в умилостивление за грехи, он вкладывает в нее всю боль и муку своей жизни, чтобы страданием, кровью, смертью, наконец, искупить свою вину и воссоединиться с Богом 819 . Кровавые жертвы Ветхого Завета не могли примирить человека с Богом, и Сын Божий принес Себя в жертву для искупления грехов всего человечества. Ответом на эту жертву становится приношение людей, выражаемое в посвящении Богу плодов своего труда, а также в том, чтобы «приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

29 Weitzman K. Eine vorikonoklastische Ikone des Sinai mit der Darstellung des Chairete//Tortulae. Studien zu altchristlichen und byzantinischen Monumenten. Rom-Freiburg-Wien, 1966. S. 317–325. Taf. 80–83. 30 Weitzman K. Various Aspects of Byzantine Influence on the Latin Countries from the Sixth to the Twelfth Century//Dumbarton Oaks Papers. Vol. 20. Washington, 1966. P. 8–10. Fig. 13, 14. 31 Belting H., Belting-Ihm Chr. Das Kreuzbild im “Hodeges” des Anastasies Sinaites. Ein Beitrag zur Frage nach der altesten Darstellung des toten Crucifixus//Tortulae. S. 30–39. Taf. 4–6. 32 Kitzinger E. On Some Icons of the Seventh Century//Late Classical and Mediaeval Studies in Honor of A. M. Friend, Jr. Princeton, 1955. P. 132–150. 35 Об этом наиболее обстоятельно: Острогорский Г. А. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества//Seminarium Kondakovianum. T. I. Prague, 1928. С. 36–48; Он же. Гносеологические основы византийского спора о св. иконах//Seminarium Kondakovianum. T. II. Prague, 1928. С. 47–51. 39 Подробнее см. Mange C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Washington, 1962. 40 Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977; Dufrenne S. L’illustration des psautiers grecs du Moyen age. Pantocrator 61, Paris grec 20, British Museum 40731. Paris, 1966. 41 Der Nersessian S. The Illustrations of the Homilies of Gregory of Nazianzus, Paris gr. 510. A Study of the Connection Between Text and Image//Dumbarton Oaks Papers. Vol. 16. Washington, 1962. P. 195–228. 43 Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI веков//Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96–109; Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001. 44 Подробнее см. Chatzidakis M. L’evolution de l’icene aux 11 e –13 e si–cles et la transformation du templon//XV e Congr–s International d’etudes byzantines. Rapports et co-rapports, III: Art et archeologue. Ath–nes, 1976. P. 160–169.

http://pravmir.ru/hristianskaya-ikonogra...

22, fig. 17, andn. 13 forfurther bibliography on the object. 495 The Chludov Psalter is cod. 129 of the State Historical Museum in Moscow, published in facsimile edition by Scepkina M. V. Miniatjury Khludovskoi Psaltiri. Moscow, 1977. The Pantokrator Psalter is cod. 61 ofthe Pantokrator Monastery on Mount Athos, published by Dufrenne S. L’lllustration des Psautiers Grecs du Moyen Age, I, Pantokrator 61, Paris grec. 20, British Museum 40731 (Bibliothèque des Cahiers archéologiques, I). Paris, 1966. Colour reproductions of some miniatures are published in: Ο Θησαυρο το γου ρους, εκονογραφημνα χειργραφα//Ed. G. A. Christopoulos, I. K. Bastias. Athens, 1979, plates 180–237. The third of the ninth-century marginal psalters that has survived in extremely fragmentary state, cod. Paris, gr. 20, does not preserve any representations of Christ’s Rise from the Tomb (see Dufrenne, 1966, p. 41 ff.). 496 The most recent and detailed study on the iconophile implications ofthe miniatures in the ninth-century marginal psalters is: Corrigan K. Visual Polemics in the Ninth-Century Byzantine Psalters. Cambridge University Press, 1992. 497 On Christ rising from the Tomb in the marginal psalters, see: Kartsonis A. Anastasis, The making of an image. Princeton University Press, 1986, p. 131–34. The Theodore Psalter (British Library Add. 19.352) and the Barberini Psalter (cod. Vat. Barber, gr. 372) are considered indirect copies of the Chludov Psalter. See Der Nersessian S. L’lllustration des psautiers grecs du moyen age, II, Londres, Add. 19.352 (Bibliothèque des Cahiers archéologiques, V). Paris, 1970, p. 63–70; Anderson J., Canart P., Walter Ch. The Barberini Psalter, codex Vaticanus Barberinianus Graecus 372. Zurich, 1989, p. 40–53. 498 Folios 9v, 26v, 78v of the Chludov Psalter; folios 24v, 26v, 30v, 109r of the Pantokrator Psalter. 499 Chludov Psalter, folios 9v, 26v, 78v; Pantokrator Psalter, folios 24v, 26v. That in these miniatures David does not appear simply as the author of the Psalms, but as the advocate for their Christian (and at times overtly iconophile) interpretation is discussed by Corrigan, 1992, 62 ff., where other examples of Christological scenes including the figure of David are also mentioned.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павла, изображен рядом со св. Иоанном Милостивым, раздающим подаяние, и молящимися монахами. Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Fol. 419v) Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Fol. 419v) Лицевые Псалтири с миниатюрами на полях получили наименование «монастырских» и, вероятно, впервые были созданы в Сирии. Редакция Псалтири с маргинальными иллюстрациями возникла в доиконоборческое время и являлась своего рода живописным аналогом толковой книги. Маргинальные миниатюры расположены рядом с текстом по типу лит. толкований. Сохранилось 9 греч. рукописей IX-XIV вв. «монастырской» редакции. Древнейшим и самым знаменитым памятником является Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129д, IX в.), ее миниатюры отличаются ярко выраженной антииконоборческой направленностью. Рукопись была создана в К-поле, в скриптории Студийского мон-ря, но отличается вост. характером стиля и иконографии миниатюр, к-рые были поновлены в XII в. В IX-X вв. были созданы еще 3 иллюминированные рукописи, близкие Хлудовской Псалтири IX в. (Pantokr. 61; Paris. gr. 20; Add. 40731), др. 3 рукописи относятся к XI в. (Add. 19352, 1066 г.; Sinait. 48, 1075 г.; Vat. Barb. Gr. 372, ок. 1092 г.). По образцу рукописей XI-XII вв. была изготовлена Балтиморская Псалтирь (Baltim. W. 733, нач. XIV в.). Рукописи XI-XIV вв. отличаются красотой и изяществом многочисленных маленьких миниатюр, разбросанных по полям. Особенностью миниатюр этой редакции является их широкое разнообразие и творческий подход иллюстраторов к тексту. Среди миниатюр большое число ветхозаветных исторических сюжетов, иллюстрирующих псалмы 77, 104, 105, песни и молитвы Мариам и Моисея, изображения ветхозаветных царей и пророков, а также множество неоднократно повторяющихся евангельских сцен, евангельских притч и изображений Иисуса Христа, Богоматери, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, в т. ч. житийных сцен и иллюстраций патериков, сцен Страшного Суда и аллегорических персонажей. Помимо Псалтирей, украшенных листовыми или маргинальными миниатюрами, выдающимися памятниками художественного оформления этой библейской книги являются рукописи с орнаментальными заставками и фигурными инициалами (напр., РНБ.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Тайная вечеря. Миниатюра из Бристолькой Псалтири (Британская библиотека, Лондон. Add MS 40731. Fol. 68 v. Христос пришел для того, чтобы исполнить спасительный замысел Бога по отношению к человечеству («да все еже о нас смотрение исполнит»). Для этой цели Он был предан, или, скорее, Сам Себя предал за жизнь мира. Отметим, что оба выражения – «был предан» и «Сам Себя предал» – заимствованы из языка апостола Павла. В Первом послании к Коринфянам он говорит: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был...» ( 1Кор.11:23 ). А в Послании к Ефесянам Павел пишет: «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5:2 ). Почему автор анафоры делает уточнение к словам «был предан», особо подчеркнув, что Христос Сам Себя предал за жизнь мира? Потому что смерть Иисуса Христа на кресте была добровольной, и автор анафоры считает важным напомнить об этом. Учение о добровольном характере смерти Христа В одной из бесед с иудеями Иисус говорил: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ). В этих словах можно усмотреть внутреннее противоречие, поскольку на первый взгляд они содержат в себе две взаимоисключающие идеи. С одной стороны, Иисус говорит о Своей смерти как добровольном подвиге и настаивает на том, что Сам имеет власть отдать жизнь и опять принять ее. С другой, Он получил об этом заповедь от Отца, то есть исполняет Его волю. В беседах с иудеями Иисус подчеркивал: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). И в посланиях апостолов подчеркивается, что Иисус, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» ( Евр.5:8 ); «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...