VI в., Национальный музей (зал авориев), Равенна). Сокращенный вариант, восходящий к раннехрист. или античным образцам, можно встретить в памятниках ранне- и средневизант. времени - в лицевых Псалтирях IX в. (напр., из мон-ря Пантократор на Афоне - Ath. Pantokr. 61, 2-я пол. IX в.), где наряду с Христом и учеником изображена персонификация смерти (в виде Силена или Танатоса) в отдельном саркофаге с душами умерших. Воскрешение прав. Лазаря. Рельеф крышки реликвария из Бривио. V в. (Лувр, Париж) Воскрешение прав. Лазаря. Рельеф крышки реликвария из Бривио. V в. (Лувр, Париж) Поскольку память о воскрешении Л. вошла в число праздников Пасхального цикла (с переходящей датой), эта сцена присутствовала в иллюстрациях к минологиям и богослужебным текстам как в Византии, так и в др. странах. Возросло разнообразие особенностей этой композиции. Так, в качестве свидетелей чуда воскрешения Л. изображались только сестры Л., как, напр., на миниатюре в рукописи Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 196v, 880-883 гг.), или в присутствии Христа - только апостолы, как, напр., на миниатюре в рукописи Минология и Четвероевангелия (Lond. Brit. Lib. Harley. 1810. Fol. 239. посл. четв. XII - 1-я пол. XIII в.; Л. показан в проеме храма-пещеры с откинутой мраморной крышкой), или один апостол, одна из сестер и прикрывший нос юноша, держащий развязанные пелены, как, напр., на миниатюре в Феодоровской Псалтири (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 31, 1066 г.; на одной странице с миниатюрой «Вход Господень в Иерусалим»). Воскрешение прав. Лазаря. Панель саркофага. IV в. (ц. Сан-Витали в Равенне, Италия) Воскрешение прав. Лазаря. Панель саркофага. IV в. (ц. Сан-Витали в Равенне, Италия) Историческая иллюстрация «Воскрешение Лазаря» получила распространение, став частью иконного убранства храмового темплона (напр., краснофонная икона XII в., Византийский музей, Афины; многочисленные иконы из древнерусских иконостасов) и монументальной программы росписи храма (фреска в юж. ветви подкупольного креста в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове, рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). Историзм подчеркивается разрастанием композиции: появляются фигуры апостолов, сестер Л., фарисеев и жителей Вифании, ландшафт и гробница в горе. Как правило, Л. изображается стоящим; существует вариант с сидящей фигурой спеленутого Л. во гробе (напр., фреска юж. свода ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия, ок. 1320). В регионах, отдаленных от художественных центров Византии, встречаются необычные детали композиции. Так, на миниатюре в Тетроевангелии егип. происхождения с араб. надписанием имени Л. он изображен опирающимся на край гробницы, голова свободна от пелен (Paris. copt. 13. Fol. 259v, 1179-1180 гг.).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Αθνα, 2004. Σ. 208. Εικ. 168-169). Масштабный житийный цикл И. в росписи мон-ря Сучевица (Румыния, XVI в.) находится под записью и не изучен. В различных рукописях в миниатюрах наиболее часто встречаются сюжеты «Огненное восхождение» и «Прор. Илия в пустыне»: в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 264v, 867/86 г.; Атн. Pantel. 6. Fol. 154v, 2-я пол. XI в.); в Христианской Топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699, IX в.; Sinait. gr. 1186. Fol. 107r, нач. XI в.); в Книге Царств (Vat. gr. 333. Fol. 109v, кон. XI в.); в Псалтирях (Хлудовской - ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 41 об., IX в., Феодоровской - Lond. Brit. Lib. 19352, 1066 г.; Барберини - Vat. Barber. gr. 372. Fol. 73, кон. XI в.) и др. В миниатюрах рукописи «Sacra Parallela» прп. Иоанна Дамаскина (Paris. gr. 923. Fol. 391v, 1-я пол. IX в.) представлен житийный цикл И., где пророк - старец с длинными седыми волосами, ниспадающими на плечи, и с седой бородой. Первая иллюстрация к тексту Жития и деяний И.- изображение жен. фигуры, по мнению Вайцмана сарептской вдовы. В житийный цикл вошло неск. сюжетов: И. перед Ахавом; Иезавель, отдающая приказ схватить И.; моление И.; избиение жрецов Ваала; И. убегает от слуги Иезавели; побиение камнями Навуфея; моление И.; И. перед Ахавом; И. попаляет пятидесятников - в 2 сценах; И. беседует с Ангелом; И. перед Охозией; призвание И. Елисея; вознесение. Миниатюры в «Sacra Parallela», следуя тексту 3-й книги Царств, наиболее подробно излагают Житие И. Житийные сюжеты присутствуют в мелкой пластике, напр. на процессионном визант. кресте XI в. (Музей искусства и истории, Женева; Bank A. Trois croix byzantines du Musée d " art et d " histoire de Genève//Genava: Rev. d " histoire de l " art. N. S. 1980. Vol. 28. P. 97-112). На средокрестье оборотной стороны креста - «Вознесение прор. Илии», где пророк представлен в облачении первосвященника. В верхней части креста И. изображен с развернутой хартией. По сторонам - сюжеты с сарептской вдовой: справа она протягивает И. сосуд, слева - склонилась перед пророком в молении о сыне. Прор. Илия. Икона. Сер.- 2-я пол. XV в. (ГТГ) Прор. Илия. Икона. Сер.- 2-я пол. XV в. (ГТГ) Прор. Илия. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде. 80-е гг. XIV в.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Кинокефалы. Визант. миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 70–80-е гг. XI в. (Paris. Coislin. 239. Fol. 122) Кинокефалы. Визант. миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 70–80-е гг. XI в. (Paris. Coislin. 239. Fol. 122) Восточнохристианская, в частности визант., традиция объясняла К. символически: напр., в К-польском Синаксаре (XII-XIII вв.; SynCP. Col. 667-669) сообщалось, что собакоголовый облик Христофора и его происхождение из страны кинокефалов следует понимать как намек на его низменное состояние во время пребывания в язычестве. Иногда Христос в окружении кинокефалов изображался в качестве иллюстрации к Пс 21. 17 («Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои»), напр. на миниатюре из Лондонской (Феодоровской) Псалтири (1066; Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 23). В Киевской Псалтири 4 кинокефала, окружившие Христа, показаны в одеждах рим. воинов, они держат в руках копья и щиты (1397; РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 28). Древнейший известный образ мч. Христофора с собачьей головой представлен на керамическом рельефе VI - нач. VII в., найденном в Винице (Македония) (музей Македонии, Скопье), на к-ром он и вмч. Георгий поражают копьями змей. Изображения мч. Христофора подобной иконографии встречаются на рус. иконах XVI-XVII вв. В 1707 г. по распоряжению царя Петра I о соблюдении иконописных правил, принятых на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон, «противных естеству, истории и истине», к которым отнесли и иконы с образом мч. Христофора в виде кинокефала ( Снигирёва. 1990. С. 56). Однако Сенат не поддержал решение Синода, сославшись на то, что эти изображения уже много лет пользуются народным почитанием. В нек-рых случаях образы мч. Христофора исправляли: напр., в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого была заменена человеческой. В XVIII в. духовенство Ростовской епархии, в храмах к-рой находилось много икон мч. Христофора, в т. ч. свт. Димитрий Ростовский и митр. Арсений (Мацеевич), выступало против звероподобных изображений святого и за исправление существующих икон («дабы вместо Христофора песия главы не почитать»), однако офиц. обращение в Синод не получило развития ( Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231).

http://pravenc.ru/text/1684666.html

Р. 301-318; Emmet C. W. The Third Book of Maccabees//The Apocrypha and Pseudepigrapha of the OT in English/Ed. R. H. Charles. Oxf., 1913. Vol. 1: Apocrypha. P. 155-162; Townshend R. B. The Fourth Book of Maccabees//Ibid. Vol. 2: Pseudepigrapha. P. 653-685; Георгиевский В. Т. Древнерус. шитьё в ризнице ТСЛ//Светильник. 1914. 11/12. С. 11, 14; Rahlfs A. Verzeichnis der griechischen Handschriften des AT, für das Septuaginta-Unternehmen aufgestellt. B., 1914; Delehaye. Passions. 1921; idem. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l " antiquité. Brux., 1927; idem. Septuaginta. 19352. T. 1; Norden E. Die antike Kunstprosa vom VI. Jh. v. Chr. bis in die Zeit der Renaissance. Lpz., 19234. 2 Bde; Motzo B. Il rifacimento greco di Ester e il III Maccabei// Idem. Saggi di storia e letteratura giudeo-ellenistica. Firenze, 1924. P. 272-290; Bickermann E. J. Makkabäerbücher (III)// Pauly, Wissowa. 1928. Bd 14. Tl. 1. Sp. 797-800; idem. Der Gott der Makkabäer: Untersuch. über Sinn und Ursprung der makkabäischen Erhebung. B., 1937 (англ. пер.: The God of the Maccabees: Studies on the Meaning and Origin of the Maccabean Revolt/Transl. H. R. Moehring. Leiden, 1979); idem. The Date of Fourth Maccabees//L. Ginzberg Jubilee Volume on the Occasion of His 70th Birthday. N. Y., 1945. Vol. 1. P. 105-112; idem. Les Maccabées de Malalas//Byz. 1951. Vol. 21. P. 63-83; idem. From Ezra to the Last of the Maccabees: Foundations of Post-Biblical Judaism. N. Y., 19725; idem. Studies in Jewish and Christian History: A new ed. in English including «The God of the Maccabees»/Introd. M. Hengel; ed. A. Tropper. Leiden; Boston, 2007. 2 vol.; Tracy S. III Maccabees and Pseudo-Aristeas: A Study//Yale Classical Studies. 1928. Vol. 1. P. 241-252; Obermann J. The Sepulchre of the Maccabean Martyrs//JBL. 1931. Vol. 50. N 4. P. 250-265; idem., ed. The Arabic Original of Ibn Shâhîn " s Book of Comfort, known as the Hibbûr yaphê of R. Nissîm b. Ya(?)lsquo;aqobh. New Haven, 1933; Botte B. Les Origines de la Noël et de l " Épiphanie: étude historique.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

P. 371-503; Vol. 4. P. 292-380), посвящена опровержению свидетельств в пользу иконоборческого учения, собранных Константином V и его сторонниками. Самое важное свидетельство восходит к не сохранившемуся в оригинале «Посланию к августе Констанции» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской ( Gero. 1981; Сидоров. 1991; Sode, Speck. 2004; Chryssostalis. 2012. P. 19-26). Др. свидетельства, собранные, вероятно, уже не самим Константином V, а кем-то из его последователей ( Alexander. 1958. P. 175-178), включали прежде всего выдержки из сочинений, приписанных (по мнению Никифора, ложно) свт. Епифанию Кипрскому . Сбор материала для трактата мог быть начат еще до низложения Н. ( Chryssostalis. 2012. P. 34-38), но основная работа пришлась на 815-820 гг. ( Alexander. 1958. P. 182-188). Свт. Никифор I, патриарх К-польский, и прп. Феодор Студит. Миниатюра из Лицевой Псалтири. 1066 г. (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v) Свт. Никифор I, патриарх К-польский, и прп. Феодор Студит. Миниатюра из Лицевой Псалтири. 1066 г. (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v) 4. Краткий трактат под условным названием «Против иконоборцев» (Adversus iconomachos) ( Pitra. Spicilegium. Vol. 4. P. 233-291) был написан по просьбе неназванных иконопочитателей. В нем Н. ставил перед собой задачу донести до читателя в доступной форме основные положения пространного трактата против иконоборческого учения VIII в. Н. суммировал аргументы по следующим вопросам: почему нельзя уравнивать св. иконы и идолов; почему смешение понятий «неописуемый» (περγραπτος) и «неизобразимый» (γραπτος) ведет к ереси докетизма; как нужно понимать запрет Моисея создавать изображения (Исх 20. 4-5); как соотносятся писаный закон и неписаная традиция; как нужно понимать святоотеческие свидетельства, приводимые иконоборцами в защиту их учения (цитаты из свт. Иоанна Златоуста и Мефодия, еп. Патарского). В трактате отсутствует историческая конкретика: вероятно, он был создан вскоре после соч. «Против Евсевия и Епифанида». 5. Краткое сочинение под условным названием «Двенадцать глав» (Capita duodecim) ( Παπαδπουλος-Κεραμες.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИКИЙ Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Bond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v) Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Bond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v) [Греч. Πατρκιος], сщмч. (пам. 19 мая; пам. греч. 19 мая), еп. Прусы (ныне Бурса, Турция). Сведения о П. содержатся в Мученичестве, написанном на греч. языке и сохранившемся в неск. редакциях. Одна из редакций (BHG, N 1432) и ее лат. перевод были опубликованы в «Acta Sanctorum» в 1675 г., греч. текст взят из поврежденной рукописи X-XI вв. (Laurent. IX. 14. Fol. 19-22). Ф. Алькен в 1960 г. переиздал 1-ю ред. Мученичества, опираясь на 5 манускриптов IX-XII вв., а также впервые опубликовал еще одну версию (BHG, N 1432a), известную по единственной рукописи XII в. (Bodl. Baroc. 240. Fol. 161v-164v). Алькен отметил, что сюжет Мученичества отличается оригинальностью, тогда как его историческая достоверность ничем не подтверждается. И. Делеэ отнес Мученичество к «легендарным», но имеющим в основе исторический документ ( Delehaye. Légendes. P. 114-115). Мученичество сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1302 г. Мученичество сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1302 г. Согласно 1-й ред. текста, П. был епископом Прусы в Вифинии (область в М. Азии) при проконсуле Иулии, к-рый ревностно почитал языческих богов. Однажды проконсул, придя к горячим источникам, принес жертву Асклепию и его дочери, богине здоровья Гигии. Омывшись в источниках и воссев на судейском кресле, Иулий приказал привести П. для допроса и стал убеждать его поклониться идолам. Вместо того чтобы подчиниться, епископ начал проповедовать Христа, подкрепляя свою речь отрывками из ВЗ и НЗ. Затем проконсул спросил П., кто, по его мнению, создал горячие целительные источники. Епископ попросил допустить на допрос народ и подробно изложил христ. учение о сотворении мира, рае и аде и о Страшном Суде, при этом цитируя «Илиаду» Гомера. Тогда Иулий повелел ввергнуть П. в кипящую воду, сказав, что, если Христос и вправду Истинный Бог, Он избавит епископа от смерти. Капли, брызнувшие из источника, сильно обожгли солдат, исполнявших приказание Иулия, П. же, проведя в источнике много часов, остался невредим. Видя это, разгневанный проконсул повелел отрубить епископу голову. Святой скончался 19 мая и был похоронен христианами в «общественном водном канале» (возможно, имеется в виду место мученической кончины святого, недалеко от резервуара с водой или общественных бань - Halkin. 1960. P. 138. Not. 3).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») В жертвеннике новгородской церкви Благовещения на Мячине (росписи 1189 г.) 522 рядом с обширным богородичным циклом, размещенным на стенах апсиды, на западной перемычке над арочным проходом в наос сохранилась редкая для храмовых росписей композиция «Семь спящих отроков эфесских». В ней представлены расположенные полукругом, «веером», головами от центра к внешнему краю композиции, фигуры семи лежащих или сидящих юношей в разнообразных свободных позах, в коротких туниках, с нимбами. Вся сцена имеет своеобразное обрамление в виде широкой арки с зазубренными краями, имитирующей пещеру, где уснули отроки. Рядом с уснувшими изображены плетеные сумки, а в нижней части композиции, по центру – еще несколько дорожных предметов, по-видимому, оставленных юношами у входа в пещеру, – брошенный плащ, посох и еще одна сумка. Возникает вопрос: какое значение отводилось этой сцене в росписях жертвенника и в связи с чем она могла появиться в Аркажах? Легенда о семи юношах-христианах из Эфеса, укрывшихся в пещере на горе Охлон от гонений императора Леция (249–251), чудесно уснувших в ней «смертным сном» и пробудившихся спустя двести лет при императоре Феодосии Младшем (408–450), в эпоху торжества христианства, известна c V в. 523 . В ней наглядно раскрывается идея грядущего воскресения во плоти: «Бог воскресил нас, чтобы показать, что воскресение возможно», – говорит один из персонажей легенды 524 . Именно эта идея, а также смыкающаяся с ней тема спасения верных от всех бед всемогуществом и милосердием Господа, обеспечили легенде необычайно широкое распространение. Самые ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в византийском искусстве принадлежат греческим псалтирям IX в.: Хлудовской, gr.129 (f.29) и монастыря Пантократора, gr.61 (f.36v) 525 . В обеих рукописях маргинальные миниатюры с семью спящими отроками поясняют текст псалма 32 (18–19): «Се Очи Господни на боящихся Его, уповающих на милость Его, избавити от смерти души их, и препитати я в глад». В таком же значении – иллюстрации-комментария к этому псалму – изображение семи отроков фигурирует в Феодоровской псалтири 1056 г. (Британский музей, add. 19352, f.36v) 526 и выполненной между 1092–1118 гг. псалтири Барберини (Vatican, gr.372, f.54) 527 . Миниатюра c семью отроками содержится также в Менологии Василия II (Vatican, gr. 1613, f. 133) конца X –

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

На афонской миниатюре из Гомилий Григория Богослова (илл. 19) про­рок Аввакум одет почти так же – голубой хитон и бледно-желтый плащ, и цвет волос похож, но волосы у него совсем короткие, а борода довольно внушительная, на Руси сказали бы «аки Власьева». Илл. 18. Пророк Исаия и Аввакум. Фрагмент иконы Богоматерь Елеуса. XI в. Синай, монастырь св. Екатерины. Илл. 19. Видение пророку Аввакуму. Гомилии Григория Назианзина . 1066 г. Афон. Dionisiou cod. 61, f. 4а. Миниатюра Федоровской Псалтири (илл. 20) представляет пророка Аввакума седым как лунь, волосы длинные, брада по форме такая же, как на афонской миниатюре, только белая. Хитон багряный, как у Спасителя, а плащ – зелено-голубой. Итак, мы вынуждены констатировать, что в XI веке ситуация в иконогра­фии пророка Аввакума не изменилась, можно найти образцы изображений святого на любой вкус. В XII веке, по нашим наблюдениям, наметились некоторые тенденции в ико­нографии пророка Аввакума: на Западе начинают преобладать его изображения с бородой, чаще седой, а на Востоке по-прежнему сохраняется полная неопреде­ленность. Византийские мастера, руководившие украшением соборов в Сицилии и Венеции, в изображении пророка Аввакума использовали тип седобородого старца. Возможно, они сохраняли местную традицию, поскольку работали на За­паде. Таким пророк изображен на триумфальной арке собора Рождества Богоро­дицы в Монреале (илл. 21), и дважды в соборе Сан-Марко в Венеции (илл. 22,23). Илл. 20. Пророк Аввакум. Псалтирь Феодора. Константинополь. 1066 г. Британская библиотека. Лондон. (MS 19352 Theodore Psalter). F. 169 г. Илл. 21. Пророк Аввакум. Мозаика триумфальной арки. 1180–94 гг Собор в Монреале, Сицилия. Илл. 22. Пророк Аввакум. Мозаика купола пресбитерия. XII в. Собор Сан Марко, Венеция. Илл. 23. Пророк Аввакум. Мозаика на Северо-западном парусе. Северо-западный (угловой) малый купол. XII в. Нартекс Собора Сан Марко, Венеция. Для полноты картины рассмотрим несколько выдающихся памятников декоративного искусства XII века. На иконе из слоновой кости «Вознесение Господне», изготовленной в Германии (илл. 24), иконография пророка Ав­вакума почти совпадает с его изображением на синайской мозаике (илл. 8): курчавые волосы и небольшая борода.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В храмовых декорациях Н. обычно занимает место недалеко от вмч. Димитрия, в ряду прославленных воинов. Набор его вооружения отличается разнообразием: в поднятой правой руке меч, на левом плече лук, левая рука обернута плащом, у бедра колчан, как на фреске в наосе Вел. Дечан. Нередки случаи, когда он обособлен от Солунского великомученика: напр., в касторийской ц. во имя свт. Николая Чудотворца Каснициса его фигура помещена между воинами, мч. Евстратием и вмч. Меркурием, а в ц. во имя св. Андрея на Треске (Македония, ок. 1388-1389) - между мч. Нектарием и вмч. Никитой. Мученичество св. Нестора Солунского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 141) Мученичество св. Нестора Солунского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 141) В рукописных и настенных минологиях день его памяти сопровождается как сценой казни - в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 141, 1-я четв. XI в.), в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 14v, 1322-1340 гг.), так и сценой боя святого с Лием - на маргинальной миниатюре в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. MS Add. 19352. Fol. 125v, 1066 г.) или на фреске в монастыре Дечаны. В составе минология в ц. во имя вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в Вел. Дечанах в сцене усекновения Н. изображен в воинских одеждах, что является редчайшей особенностью, т. к. традиционно все св. воины в момент казни облачены либо в хитон и плащ, либо только в хитон или изображались в набедренных повязках. Возможно, подобный прием возник из-за буквального следования житийному тексту, где сказано, что Н. был казнен сразу после боя, т. е. в том одеянии, в каком он и сражался. Буквальность воспроизведения встречается и в дечанском минейном цикле: Н. сражается с Лием на высоком помосте, под аркадами к-рого врыты копья, бердыши, 2-зубый ухват и т. д. При этом святой одет в короткий подпоясанный хитон, в его левой руке круглый щит, а высоко поднятая правая рука с разжатой ладонью пуста. Падающий Лий более всего напоминает опрокинутую марионетку с бессильно повисшими конечностями в отличие от святого, поза к-рого полна динамики и напоминает образы античных героев (Геракла).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Рождается такой стиль, который немыслим вне книги. Лишенные обрамлений и свободно бегущие по поверхности чистого пергамена или же заключенные в тоненькие рамки, крохотные миниатюры разбросаны по всей странице и образуют с текстом строгое композиционное единство. Тончайшая каллиграфия орнаментов, легкие изящные инициалы и заставки, ювелирная тщательность проработки изображений и одновременно их воздушность заставляют воспринимать иллюминированный кодекс как органичное целое, каждая часть которого живет единой жизнью с текстом. Происходят изменения в характере письма: минускул, потеснивший еще в VIII–IX вв. унциальное письмо, совершенствуется с точки зрения ритма, эстетики. Начертания букв становятся продуманными, отточенными, рождается так называемый Perlschrift – жемчужное письмо 96 , он часто исполняется золотыми или серебряными чернилами. Изменяются размеры книги и шрифтов, элементов убранства, иллюстраций – все становится крохотным, миниатюрным, рассчитанным на внимательное, сосредоточенное камерное чтение и разглядывание. Обычными становятся размеры кодекса в четверть и даже в восьмушку. Конечно, такие рукописи предназначались не для богослужебного использования, а исключительно для индивидуального чтения. И хотя искусство развивается по собственным законам, думается, есть известная параллель между характером деятельности императорского скриптория эпохи Дуков и личностями императоров этой династии, людьми учеными, художественно чуткими, воспитывавшимися под руководством Михаила Пселла . Влияние придворного блистательного стиля, процветавшего в императорском скриптории, испытывают и монастырские мастерские. Продукция знаменитого константинопольского Студийского монастыря, всегда славившегося особыми приемами оформления своих рукописей, в третьей четверти XI в. мало отличима от произведений царских книгописцев. К таким образцам принадлежит Псалтирь Феодора (Лондон, библиотека Британского музея, Add. 19352) 1066 г. Рукопись была изготовлена Феодором из Кесарии по заказу протопресвитера Студийского монастыря Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006